Абилитация детей с церебральными параличами формирование движений

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемМалюкова Ирина Борисовна

2 В последние десятилетия в России катастрофически повышается уровень инвалидизации детского населения страны, увеличивается количество маленьких пациентов, страдающих тяжёлыми полиорганными, сочетанными заболеваниями, связанными с поражением мозга, поскольку филогенетически, мозг - это самая молодая структура организма человека, поэтому и самая уязвимая. Речевые, двигательные, сенсорные, интеллектуальные, поведенческие нарушения центрального органического генеза это сложные полиморфные патологии, искажающие не только отдельные функции, но и в целом интегративную деятельность мозга.

3 Детский церебральный паралич – тяжёлая нейрогенная, полиорганная, сочетанная патология. У детей, страдающих ДЦП, нарушены соматический, неврологический, психический, иммунный, эндокринный, коммуникативный, речевой статусы. Количество нарушений в развитии у таких детей настолько велико, что не только для их преодоления, но и для обеспечения нормальной жизнедеятельности такого ребёнка требуется привлечение огромного числа специалистов медицинского, педагогического, психологического, коррекционного, социального профилей.

4 Традиционно десятилетиями в нашей стране используются образовательные, развивающие и коррекционные методики, "расчленяющие" ребёнка на отдельные функции. В коррекционной педагогике это приводит к "размазыванию" детей по кабинетам "узких" специалистов: логопеда, дефектолога, тифлопедагога, сурдопедагога, невролога, психолога, психиатра, массажиста, инструктора ЛФК, мануального терапевта, специалиста по мелкой моторике и многих других, где работа осуществляется не с ребёнком, а с его отдельно взятой патологией. Поскольку это приводит к устранению не самой проблемы, а лишь её симптоматики, то и уровень коррекционной помощи, как правило, невысокий. Это и определило актуальность нашего исследования.

5 Сложные полиморфные патологии требуют комплексного комбинированного воздействия в процессе ререабилитации или реререабилитации. Сбой нейросенсорных, нейромоторных, нейро- психических, нейролингвистических программ развития ребёнка невозможно демодулировать корректируя отдельную изолированную функцию. Необходима кардинальная смена коррекционной парадигмы: у детей нужно не развивать речь, движения, эмоции, творчество и так далее, а детей нужно развивать речью, движениями, эмоциями, творчеством и так далее. Традиционные занятия должны быть заменены на коррекционные игры, поскольку "игра – это единственная мотивация к выздоровлению" у больного ребёнка (А. Пето).

6 "Из всех биологических видов самым играющим является человек. Мы созданы в игре и для игры. Игра самое чистое проявление человеческой натуры" (Стюарт Браун). Страшным бичом современности является вытеснение ребёнка из мира игры в мир абстрактной сигнальной информации, в мир сидячие-слушающих моторно, сенсорно и эмоционально закрепощающих моделей обучения (В.Ф. Базарный). Насильное нагружение "сухой" рафинированной информацией левого полушария мозга ребёнка, не готового у детей к подобной нагрузке, вызывает деформацию детской психики и соматики. Огромное количество проблем у детей, таких распространённых, как аутизм, мутизм, гиперактивность и другие – это проявления генной усталости и бунта детской психики против нарушений Законов развития ребёнка в детстве – Законов Жизни.

7 Своей экспериментальной работой мы попытались изменить существующую в стране систему дошкольного, младшего школьного образования и коррекционной помощи детям, в том числе и с тяжёлыми полиморфными патологиями. Разработанная нами 30 лет назад программа "Театр исцеляющих и развивающих движений" предусматривает комплексное комбинированное воздействие в процессе ререабилитации, реререабилитации, коррекции, развития, образования и оздоровления всех категорий детей. Мы не "сортируем" детей по способностям или патологиям, поскольку принципы коррекционной и развивающией работы для всех категорий детей одинаковые, нужно только учитывать особенности и степень выраженности дефектов. А главное – с детьми нужно разговаривать на языке Детства, а работать с ними – только играя.

8 В состав программы входит около 1000 комплексных упражнений творческого характера комбинированных игровых упражнений-образов. Это серии специальных двигательных режимов, окрашенных художественным словом, требующих осмысления, контроля и регуляции, каждое из которых это маленький спектакль, который длится порой всего несколько секунд, а текст пьесы укладывается в четверостишие. Однако динамическая, смысловая, логическая, информационная, сенсорная, эмоциональная, творческая, вербальная, художественная, ритмическая насыщенность каждого упражнения такова, что оно одно заменяет стандартных 40-минутных занятий.

10 В состав программы входят следующие разделы: Театр исцеляющих движений - это онтогенетическая схема формирования движений у ребёнка – комплексные упражнения творческого характера, которые можно использовать как в работе с грудными детьми, а также с детьми дошкольного, младшего, среднего, старшего школьного возраста без проблем в развитии в качестве весёлой оздоровительной гимнастики, вербально-динамической и эмоционально- творческой иллюстрации занятий и уроков, так и в реабилитационной, ререабилитационной и коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. В этом случае игровые комбинированные упражнения-образы являются упражнениями ЛФК (пассивной, активной, контактной гимнастики).

11 В этот раздел программы включены также упражнения ЛФК для формирования, укрепления и коррекции осанки, формирования и укрепления сводов стопы, профилактики и коррекции плоскостопия. Игровая основа упражнений обеспечивает тёплый эмоционально-положительный фон занятий. Кровь ребёнка, насыщается "гормонами радости" – эндорфинами, и становится "биологическим лекарством", усиливающим положительной влияние упражнений на организм. Непрерывность коррекционной и развивающие- оздоровительной работы гарантируется тем, что дети с удовольствием выполняют игровые упражнения и вне занятий. Из объекта медико- психолого-педагогического воздействия ребёнок превращается в субъект.

12 Театр исцеляющих прикосновений - это рекомендации специалистам и родителям по использованию приёмов игрового массажа, самомассажа, логопедического массажа и самомассажа, как лечебной, оздоровительной процедуры и тактильной гимнастики, направленной на коррекцию сенсорной депривации у проблемных детей, демодулирование сбитых нейросенсорных программ. Игровой самомассаж – это уникальное средство совершенствования функциональных возможностей кистей рук, развития мелкой моторики у детей, важный аспект подготовки руки к обучению письму. В процессе его выполнения происходит формирование, развитие и совершенствование базовых сенсомоторных взаимодействий. Все игровые массажные приёмы можно использовать и как упражнения пальчиковой гимнастики.

14 Театр оживающих песенок - в данном разделе программы предлагаются примеры двигательно- образного и эмоционально-творческого обыгрывания детских песен. Исполнение песни сопровождается знаково-символическими изображениями объектов, явлений, действий песенного сюжета с помощью движений тела, кистей рук, мимики, помогая ребёнку осуществить исполнительские действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, сознательно управляя процессом пения. Данная техника комплексного комбинированного исполнения детских песен это более высокий уровень развития ритмопластики, в котором усложняются выразительные задачи за счёт добавления вербально-логического компонента.

15 Театр исцеляющего дыхания- в данном разделе программы предлагаются игровые комбинированные упражнения-образы дыхательной гимнастики, в процессе выполнения которых происходит укрепление и развитие дыхательной мускулатуры, тренировка физиологического и речевого дыхания, осуществляется пневматический массаж слизистой оболочки дыхательных путей, гладкий массаж внутренних органов. Комплексные упражнения творческого характера помогают ликвидировать застой воздуха в лёгких, усиливают лёгочную вентиляцию, увеличивается жизненная ёмкость лёгких, происходит стимулирование кровоснабжения мозга. Ликвидируются также застойные явления в грудной, брюшной полости в органах малого таза, повышается иммунитет ребёнка и ещё многое-многое другое.

16 Театр сказок, рассказываемых руками – в этом разделе программы предлагаются примеры обыгрывания одвижествления, оживотворения, одушевления сказочных сюжетов. Речевой компонент стихотворения или сказки программирует двигательный акт, пластический рисунок, эмоциональную окраску, творческую насыщенность сюжета. Поскольку у детей с органическим поражением мозга нарушена система перекодировки образной информации в знаки и символы, и декодирования знаково-символической информации в образы, им необходимо обеспечивать полимодальность и многофункциональность передачи информации в мозг. Закладывается фундамент для формирования и развития высших форм понятийного мышления на основе наглядно-действенного знаково- символического отображения сюжета посредством движений рук, тела, мимики, эмоций и т.д., и одновременного наблюдения за ним как бы со стороны.

17 Гимнастика для глаз – весело, полезно, интересно! - важным отличием предлагаемой нами гимнастики от комплексов, разработанных нашими предшественниками, является то, что она состоит из четырёх блоков. В зависимости от возраста детей, в комплекс зрительной гимнастики из каждого блока включаются от 2 до 5 упражнений. ПЕРВЫЙ БЛОК. Мы рекомендуем начинать зрительную гимнастику с подготовительных упражнений, усиливающих приток крови к голове. Эти упражнения способствуют укреплению мышц и повышению эластичности суставно-связочного аппарата шейного отдела позвоночника, улучшению питания мозга, состояния щитовидной железы, органов слуха и вестибулярного аппарата, профилактике ринитов, ангин, тонзиллитов и т.д. ВТОРОЙ БЛОК нашей гимнастики – это самомассаж тканей, расположенных вокруг глаз. В процессе выполнения простых массажных приёмов у ребёнка не только улучшается питание тканей вспомогательного аппарата глаза и глазного яблока, но и происходит тактильная и пальчиковая гимнастика. ТРЕТИЙ БЛОК Энергетическая зарядка глаз. ЧЕТВЁРТЫЙ БЛОК Тренировка мышц глаз, в результате которой изменяется их сила, что обуславливается изменением обмена веществ, перестройкой морфологических и функциональных свойств мышц на основе совершенствования нервной деятельности.

18 Вербально-динамическая и эмоционально- творческая иллюстрация занятий и уроков – приёмы оживотворения, одвижествления, одушевления абстрактной сигнальной информации, передаваемой детям на занятиях и уроках. Снижаются позно-тонические и нервно-психические напряжения, обогащается образная среда и воображение детей, совершенствуются нейродинамические процессы, повышается эффективность усвоения учебного материала, гармонизируется психика детей, оптимизируются психические функции. Комбинированные игровые упражнения-образы обеспечивают осуществление образовательного процесса в рамках соблюдения природных биологических законов развития детского организма и детской психики, насыщают жизнь ребёнка тёплыми положительными эмоциями, сохраняя и укрепляя его здоровье.Вербально-динамическая и эмоционально- творческая иллюстрация занятий и уроков – приёмы оживотворения, одвижествления, одушевления абстрактной сигнальной информации, передаваемой детям на занятиях и уроках. Снижаются позно-тонические и нервно-психические напряжения, обогащается образная среда и воображение детей, совершенствуются нейродинамические процессы, повышается эффективность усвоения учебного материала, гармонизируется психика детей, оптимизируются психические функции. Комбинированные игровые упражнения-образы обеспечивают осуществление образовательного процесса в рамках соблюдения природных биологических законов развития детского организма и детской психики, насыщают жизнь ребёнка тёплыми положительными эмоциями, сохраняя и укрепляя его здоровье.

20 В структуру программы включены два образовательных курса: 1. Академия особенных родительских наук - образовательная программа для родителей, направленная на создание системы доступной консультационно-теоретической и методико-практической помощи, обеспечивающей широкий охват большого числа родителей проблемных детей и детей с нормой в развитии. Просветительская и образовательная деятельность, реализуемая в доступной форме для членов семей, воспитывающих детей с риском возникновения у них отклонений в развитии. Возрождение национальных традиций воспитания детей в семье, основанных на этнопедагогической культуре народа, как аспекте патриотического воспитания. Обучение молодых родителей навыкам развивающиего ухода и игрового взаимодействия с детьми, как фактор снижения агрессии в семьях. Гармонизация внутрисемейных отношений на основе соблюдения биологических природных законов развития ребёнка в детстве, обучение родителей навыкам общения с детьми на языке Детства. 2. Театр лечебной физкультуры - образовательная программа курсов повышения квалификации для логопедов, дефектологов, олигофренопедагогов, психологов, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, врачей и инструкторов ЛФК, массажистов, воспитателей, методистов и заведующих ДОУ, студентов и преподавателей дошкольного, начального школьного, коррекционного, физкультурно- спортивного, адаптивно-физкультурного профиля, тьюторов, волонтёров, социальных педагогов, родителей. 2. Театр лечебной физкультуры - образовательная программа курсов повышения квалификации для логопедов, дефектологов, олигофренопедагогов, психологов, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, врачей и инструкторов ЛФК, массажистов, воспитателей, методистов и заведующих ДОУ, студентов и преподавателей дошкольного, начального школьного, коррекционного, физкультурно- спортивного, адаптивно-физкультурного профиля, тьюторов, волонтёров, социальных педагогов, родителей.

21 Более подробную информацию можно получить в следующих публикациях автора проекта:

29 1. Малюкова И.Б. Комплексные упражнения творческого характера в реререабилитации детей с детским церебральным параличом [Текст] / Малюкова И.Б. // Ребёнок с особыми образовательными потребностями: проблемы интеграции в социум: материалы научно-практической конференции. - Ярославль: Ремдер, С (тираж 100 экз.) 2. Малюкова И.Б. Комплексные упражнения творческого характера в реререабилитации детей с ДЦП [Текст] / Малюкова И.Б. // Специальные педагогические средства развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: материалы конференции Чтения Ушинского. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им К.Д. Ушинского, С (тираж 100 экз.) 3. Малюкова И.Б. Игровой самомассаж кистей как средство подготовки руки дошкольника к обучению письму [Текст] / Малюкова И.Б. // Теоретические и прикладные аспекты современного дошкольного образования: материалы международной научно-пректической конференции. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им К.Д. Ушинского, С (тираж 100 экз.). 4. Малюкова И.Б. Игровой самомассаж кистей как средство подготовки руки дошкольника к обучению письму [Текст] / Малюкова И.Б. // Наши дети: обучение, развитие, воспитание, здоровье С (тираж 1000 экз.).

32 13. Малюкова И.Б. Значение формирования у студентов педагогических и дефектологических специальностей умений динамической и эмоциональной иллюстрации учебного материала как здоровьесберегающего фактора [Текст] / Малюкова И.Б. // Специальное образование: проблемы и перспективы: материалы конференции Чтения Ушинского. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им К.Д. Ушинского, С (тираж 100 экз.) 14. Малюкова И.Б. Игровые упражнения как средство повышения эффективности гимнастики для глаз [Текст] / Малюкова И.Б. // Начальная школа + До и после С (тираж 9000 экз.) 15. Малюкова И.Б. Динамическая и эмоциональная иллюстрация учебного материала на уроках в начальной школе как здоровьесберегающий фактор [Текст] / Малюкова И.Б. // Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы научно-практической конференции. - Ярославль: Ремдер, С (тираж 100 экз.) 16. Малюкова И.Б. Комплексные упражнения творческого характера как средство развития диалогической формы речи у детей [Текст] / Малюкова И.Б. // Логопед в детском саду С (тираж 2300 экз.) [Интернет-ресурс] vozrozhdeniecentr.ru

При лечении больных с детскими церебральными параличами . огромное значение придают подавлению влияния лабиринтных и шейных тонических рефлексов. Необходимо развивать задержанные рефлексы, способствующие нормальному развитию вертикального положения туловища и двигательных функций (стато-кинетические рефлексы).

Функционирование лабиринтных и шейных тонических рефлексов (в норме они исчезают в возрасте 3 мес): 1) приводит к развитию патологических поз и вынужденному положению; 2) лишает ребенка всякой моторной активности и способствует вторичным нарушениям чувствительности; 3) нарушает необходимые для развития нервной системы афферентные синтезы и тем самым препятствует формированию более высоких уровней двигательной и речевой функциональных систем; 4) грубо нарушает все доречевое и речевое развитие ребенка.

С целью устранения патологических тонических рефлексов осуществляют воздействия, направленные на расслабление мышц и подавление патологической рефлекторной активности. Речь идет о лечебной физкультуре, массаже, физиотерапевтических и ортопедических процедурах. Вспомогательное значение имеет применение некоторых лекарств.

Педагог-дефектолог совместно с невропатологом должны подобрать специальные, наиболее адекватные для каждого ребенка позы и положения, при которых влияние патологических рефлексов было бы минимальным. Все логопедические и другие занятия следует проводить в этих положениях.

Для расслабления тонуса мышц и подавления патологических тонических рефлексов применяют специальные упражнения и укладки.

Придание правильного положения туловищу и другим частям тела имеет огромное значение в коррекции двигательных нарушений у детей. Лечение положением применяют довольно широко и выполняют в виде различных укладок. При этом больному придают соответствующие позы в положении лежа, сидя и стоя; туловище и отдельные конечности фиксируют с помощью специальных приспособлений.

Укладки и фиксации используют для подготовки больного к занятиям лечебной физкультурой как исходное положение для работы с одной конечностью, мышцами шеи или туловища, для отдыха после занятий, как лечебную процедуру с целью сохранения достигнутых результатов, а также как способ предупреждения и устранения контрактур (ограничений подвижности суставов).

Большое распространение получила “эмбриональная поза”, в которой максимально подавляется тонус разгибателей, ряд укладок-упражнений. Сначала такие укладки создаются пассивно. Затем взрослый учит ребенка выполнять их произвольно. Эти позы способствуют снятию неправильных установок тела и дают возможность овладеть активными движениями. В таких позах отрабатывают активное удержание головы (при ее поворотах в стороны, вверх, вниз); в этих же позах отрабатывают и удержание всего туловища. В последующем отрабатывают разгибание рук, ног. Следует отметить, что овладение умением удерживать голову и совершать головой активные движения — главное и обязательное условие развития произвольных движений тела.

Развитие умения удерживать голову осуществляют постепенно — сначала в максимально облегченных условиях, затем в условиях возрастающей сложности. Для коррекции неправильных положений головы применяют также валики, которые подкладывают на сторону большего наклона головы и шеи. Кроме того, производят чередования положения ребенка в кровати по отношению к источнику света. Следует также носить ребенка на руках на боку, противоположном повороту головы. В тяжелых случаях для придания правильного положения голове и туловищу применяют специальные гипсовые кроватки. В таких кроватках голову ребенка укладывают с обратным поворотом.

Для стимуляции разгибания мышц шеи проводят адаптацию ребенка к положению на животе. В этом положении легче вырабатывается активное поднимание и удержание головы. Для выработки рефлексов, устанавливающих нормальное положение головы и туловища, большое значение имеет использование ориентировочного рефлекса на звуковые и световые раздражения. В ответ на звуковые или световые раздражения ребенок пытается совершить поворот глаз и головы в сторону раздражителя. Сначала он повертывает в сторону раздражителя глаза, вслед за этим совершает поворот головы. Но для этого необходимо, конечно, устранить асимметричный шейный тонический рефлекс и кривошею. Включение ориентировочного рефлекса в стимуляцию движений головы может оказать очень большую помощь в развитии целенаправленных движений.

Выработка разгибательных рефлексов туловища, начальным компонентом которых является выпрямление и удержание головы, облегчается с помощью упражнений на специальных колясках, мяче и других приспособлениях.

Ребенок может катить коляску, на которой имеется подгрудник, препятствующий опусканию груди и стимулирующий разгибание плечевого пояса, отталкиваясь с помощью кистей и пальцев рук. Такая деятельность способствует развитию выпрямительных движений в суставах рук и разгибанию кистей.

Развитие опорной функции рук способствует осуществлению разгибательных движений в мышцах спины, так как активная опора на руки в положении лежа на животе облегчает разгибание туловища.

Для выработки способности опираться на руки и полнимать голову применяют упражнения на мяче. Ребенка'укладывают животом на мяч со свисающими вниз руками. При перекатывании мяча тело ребенка опускается вниз и руки его касаются пола.

Таким образом, постепенно возникает рефлекторная установка на разгибание кистей и пальцев, вырабатывается опорная функция кистей.

С помощью упражнений на мяче развивают выпрямительные рефлексы туловища, добиваются разгибания рук в плечевых суставах и отведения их назад в плечелопаточных суставах.

Огромное значение имеет отработка движений кистей и пальцев рук с первых же дней жизни ребенка, так как при детских церебральных параличах имеется тенденция к развитию контрактур в лучезапястном суставе. Такая отработка достигается в процессе выполнения особых упражнений, начинающихся с расслабления кисти путем ее потряхивания. Разгибание кисти вначале производят пассивно, затем путем активных упражнений. У более старших детей ручную умелость вырабатывают с помощью особых приспособлений и игрушек (типа конструкторов, кубиков). Кроме того, в этих целях используют специальные игры. Ручная умелость развивается лучше, если ребенок играет не один, а в обществе других детей.

Большое значение имеет коррекция задержек психического и речевого развития у детей с церебральными параличами.

При проведении восстановительного лечения необходимо стимулировать развитие зрительно-моторных связей, применяя различные игры, картинки. Занятия, не интересные для ребенка, не затрагивающие его интеллекта, резко снижают их эффективность.

В процессе восстановительного лечения особенное внимание следует уделять развитию предпосылок интеллектуальной деятельности. С этой целью необходимо развивать фиксацию взора на предметах в процессе манипулятивной деятельности, особенно если имеются патологические тонические рефлексы, которые ограничивают возможность зрительного восприятия и в связи с этим затрудняют познавательную деятельность. Тренировка внимания и наблюдательности — важные условия развития интеллекта. Целесообразно организовывать подвижные и настольные игры, основной целью которых должно быть развитие моторики и манипулятивной деятельности с коррекцией нарушенных функций (слабость кистевого схвата, отведения большого пальца, супинации и пронации и т.п.). Игровые упражнения способствуют также и развитию навыков самообслуживания.

Однообразная деятельность быстро утомляет детей, поэтому необходимо возможно чаще вовлекать ребенка в другие виды игровой деятельности. Следует шире использовать музыкально-ритмические занятия, чередуя их с подвижными и настольными играми, Вызванные на музыкально-ритмических занятиях эмоциональные реакции способствуют воспитанию двигательной и речевой активности, расширяют активный и пассивный словарь, способствуют нормализации голосообразования и дыхания. Занятия следует проводить в форме игры, так как именно эта деятельность составляет главное содержание жизни ребенка. Кроме того, игра является тем видом деятельности, в который дети включаются быстрее всего.

Музыкально-ритмические игры должны быть направлены на формирование и развитие движений. В процессе выполнения упражнений формируются координированные и точные движения, вырабатываются ритмическое дыхание и устойчивое равновесие.

Музыкально-ритмические занятия способствуют развитию речи, при этом развиваются слуховое внимание и дифференцированный слух. То и другое служит подготовительным этапом к развитию речевого слуха. В процессе занятий дети учатся определять характер музыки (медленный — быстрый, громкий — тихий и т. д.) и различать звуки музыкальных инструментов (пианино, барабан, баян и др.).

В определенном музыкальном ритме и темпе проводят артикуляционную гимнастику, цель которой — формирование умения совершать точные координированные движения мимической и артикуляционной мускулатуры, более точно переключаться с одних артикуляционных движений на другие и длительно фиксировать каждое из артикуляционных положений.

Детям с грубой асинхронностью голоса, дыхания и артикуляции, слабым диафрагменным дыханием, слабым голосом и с маловыразительной модуляцией важно петь гласные звуки, гласные в сочетании с согласными, песенки на выдохе, выполнять под музыку двигательные упражнения. При этом необходимо учить детей регулировать силу и высоту голоса: петь высокие и низкие звуки, постепенно увеличивать силу звука.

Обучение детей игре, особенно в сочетании с музыкально-ритмическими занятиями, способствует развитию моторики, ручной умелости, познавательной деятельности и отвлеченного мышления, увеличивает запас сведений и представлений, улучшает речевую активность, помогает усвоению сложных логико-грамматических конструкций, корригирует нарушенные высшие корковые функции.



Кто нуждается в абилитации?

О необходимости проведения лечебно-педагогической коррекции психической, двигательной, речевой сферы речь заходит тогда, когда у грудничков выявляются поражения нервной системы - внутриутробные, травматические, воспалительные и ряд других, а также черепно-мозговые травмы, полученные во время родов. В возрасте от года до трех к вышеперечисленным факторам присоединяются травмы спинного и головного мозга, дегенеративные заболевания нервной и нервно-мышечной систем, осложнения после энцефалита, менингита, полиомиелита, арахноидита.

Абилитация также требуется и другим детям-инвалидам – слепым и слабовидящим, глухим и слабослышащим, с речевой патологией и в частности с задержкой речевого развития, заиканием.

Резервные возможности мозга

Резервные возможности мозга человека – главный козырь при абилитации. Наш мозг устроен таким образом, что нейроны коры головного мозга не имеют узкой специализации, а потому могут брать на себя функции пораженных клеток. Вот в этом и кроется секрет способности к обучению детей-инвалидов. К тому же не стоит забывать и о том, что мозг ребенка в отличии от мозга взрослого обладает более высокими потенциальными возможностями, и в первую очередь к обучению. К тому же такой механизм позволяет использовать принцип замещения: слепой ребенок может максимально использовать слух и, наоборот, глухой – зрение, вибрации и т.д.

Абилитация младенцев с ДЦП

Абилитацию детей, больных ДЦП, начинают с подавления лабиринтных и шейных тонических рефлексов. В норме это происходит естественным путем к трем месяцем, но у больных детей такие рефлексы подавляют искусственно, а взамен развивают задержанные, которые позволяют ребенку держать туловище вертикально и развивать моторную активность. Для этих целей используется лечебная физкультура, массаж, физио- и ортопедические процедуры, лекарственные препараты, а также ряд специальных укладок.

Для поднятия и удержания головы, а также для отработки способности опираться на руки очень полезны упражнения на мяче. Ребенка кладут на живот на мяч и перекатывают его, пока руки малыша не коснутся пола.

Отработка движений пальцев и кистей рук – еще одно важное направлении абилитации младенцев с ДЦП. Принцип здесь тот же, что при упражнениях-укладках: сначала пассивно, затем активно. В ходе активных упражнений используются кубики, другие игрушки, специальные игры. Надо отметить, что в группе такие занятия для детей гораздо эффективнее, чем в одиночку.

С помощью настольных и подвижных игр, картинок стимулируется развитие зрительно-моторных связей, а также предпосылок интеллектуальной деятельности. Специальные игры формируют навыки самообслуживания. Очень полезны музыкальные занятия, так как они развивают двигательную и речевую активность, способствуют хорошему дыханию и правильному голосообразованию. При этом важно часто менять виды деятельности, чтобы ребенок не утомлялся. Ребенку такие занятия в первую очередь должны быть интересны, ведь они эффективны, если только затрагивается его интеллект.


Абилитация слепых и слабовидящих детей

Если речь идет о слепом ребенке, то абилитация сводится к тренировке его слуха и кожного восприятия. При этом если выполнять такие упражнения ежедневно, то в конечном итоге у ребенка вырабатываются особые формы условно-рефлекторной деятельности, которые недоступны видящим людям. Важно тактильные ощущения ребенка, с помощью осязания формирующие у него понятия о форме, количестве, размерах предметов, сопровождать речью родителя и педагога. В этом случае расширяется познавательная деятельность малыша.

Для слабовидящих детей очень важно задействовать остаточное зрение. Важную роль играет здесь развитие оптического внимания. Для его тренировки рекомендуется вводить новые предметы в окружение ребенка, например в его комнате. Еще один момент – оптический контроль за выполняемым движением: выполняйте движение, сопровождая его название словом. Со временем ребенок научится точно воспроизводить движения по памяти и выполнять их в заданной последовательности.

При выполнении упражнений важно постепенно наращивать их количество во избежание риска перегрузки нервной системы.

Абилитация глухих и слабослышащих детей

Познавательная деятельность глухого ребенка происходит в основном за счет зрения, осязания и вибрационных ощущений. Довольно долго мышление глухого ребенка остается на уровне конкретных образов, поскольку отсутствие нормального становления речи замедляет развитие ребенка. В начале контакт взрослого с ребенком осуществляется с помощью мимико-жестикуляторной речи и только поздне, когда он начинает заниматься с сурдопедагогом у ребенка формируется произношение, а специальные методики позволяют ему научиться считывать слова с губ другого человека. Параллельно с этим ребенка учат дактильной (пальцевой) речи. Процесс обучения глухого ребенка длительный и сложный, поэтому надо терпеливо относиться ко всем рекомендациям педагогов.

Для слабослышащих детей основная задача – развивать у них оставшийся слух. В этом случае врачи часто рекомендуют использовать звукоусиливающую аппаратуру.

Начинать учить глухих детей нужно как можно раньше, поскольку в 3-4 года они уже утрачивают способность развивать свои способности.

Абилитация детей с задержкой речевого развития

Речевая патология в большинстве своем отмечается на фоне неврологических нарушений и особенно часто она фоне ДЦП. Известно, что формирование речи и манипулятивная деятельность рук, особенно кистей и большого пальца, - процесс параллельный. В связи с этим очень важно включать в занятия упражнения, развивающие моторику рук.

Для детей с ДЦП необходимы также тренировки, направленные на регуляцию дыхания и голосообразования, на развитие слухового внимания. В ходе логопедической работы при ДЦП с ребенком первых двух лет жизни необходимо начинать формировать сначала доречевую, а только затем речевую деятельность, для того чтобы планомерно подавлять патологическую активность речевой мускулатуры. К доречевой функции относятся кусание, жевание, отделение голосовых реакций от мышечной активности, гуление.

Во время занятий нужно внимательно следить за соотношением моторного и речевого развития малыша и вовремя корректировать их при необходимости.

Абилитация – процесс сложный и долгий, поэтому очень важно найти грамотных специалистов, рука об руку с которыми родителям предстоит пройти весь этот тернистый путь. Задача врача – подобрать медикаментозное лечение, позу, если речь идет о детях с ДЦП, выполнять массаж, физио- и ортопедические процедуры, обучать ребенка фиксировать взгляд и т.д. Основной целью работы педагога-дефектолога является формирование личности ребенка, а также развитие восприятия, тренировка памяти и внимания, совершенствование речевой функции. Общая цель врачей, педагогов и родителей – максимально развить у ребенка интеллект, речь и другие психические процессы. В настоящее время существуют специальные центры абилитации младенцев, где родителям помогают максимально решить проблемы ребенка-инвалида. Главное, не опускать руки и тогда у вас все получится!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.