Адаптивный спорт при дцп

Данная статья включает в себя характеристику адаптивной физической культуры и ее особенности при занятиях с детьми имеющими диагноз детский церебральный паралич.

Скачать:

ВложениеРазмер
slipchenko_e.s._o_adaptivnoy_fizicheskoy_kulture.docx 27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Слипченко Е.С. г. Ставрополь, ГБОУ ВО СГПИ

Научный руководитель: доцент Литвина Г.А.

ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Аннотация. Данная статья включает в себя характеристику адаптивной физической культуры и ее особенности при занятиях с детьми имеющими диагноз детский церебральный паралич.

Ключевые слова: физическая культура, адаптивная физическая культура, физическая реабилитация, детский церебральный паралич, компенсация, индивидуальный подход.

Во все времена физической культуре придавалось не маловажное значение в развитии личности и общества в целом, так как именно благодаря этой отрасли культуры формируется здоровье любого человека, что является основой для дальнейшего развития.

По Г.М. Соловьеву физическая культура – это область культуры, которая представляет собой относительный уровень таких достижений общества, как духовные, научные и материальные, которые были получены в процессе специальной деятельности системы, включающей в себя физическое воспитание и спорт, а также образование, внедренное в образ жизни общества в целом.

Физическая культура применяется как для детей нормы, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Отрасль, занимающаяся разработкой методов, способов коррекции и физического воспитания для лиц с нарушенным развитием называется адаптивной физической культурой.

Целью такого феномена как адаптивная физическая культура является не только ее прямое направление – лечение с помощью физических упражнений и процедур, а также такие процессы как социализация личности человека, имеющего отклонения в психофизическом развитии и повышение уровня жизни лиц с ОВЗ. [2, с. 25]

Адаптивная физическая культура подразделяется на следующие виды:

  • Адаптивное физическое воспитание, которое направлено на формирование физкультурного образования детей.
  • Адаптивная двигательная рекреация составляет проведение здорового досуга и активного общения.
  • Адаптивный спорт, который направлен на развитие и улучшение психофизических способностей личности.
  • Физическая реабилитация создана для того чтобы лечить, восстанавливать способности детей, а также для развития компенсаторных процессов, которые в свою очередь помогают детям адаптироваться в обществе.

Влияние адаптивной физической культуры на детей имеющих ограниченные возможности здоровья можно свести к следующему: Психологическое воздействие заключается в улучшение эмоционального фона ребенка. Тонизирующее воздействие отражается в том, что общее соматическое состояние ребенка находится в норме и все системы органов справляются со своими функциями. Функциональное воздействие можно разделить по двум формам: непосредственное и косвенное. К непосредственному относится приспособляемость к физическим нагрузкам опорно-двигательного аппарата и органов дыхания. А к косвенному воздействию относится повышение деятельности органов пищеварения, выделительной системы и т.д. К морфологическому воздействию относится регулирование деятельности мышц, а также улучшение кровообращения. Компенсационное воздействие заключается в развитие и улучшении показателей тех органов или систем органов, которые могут помочь организму адаптироваться. [4]

Если говорить о том, что дают занятия по адаптивной физической культуре для детей с нарушенным психофизическим развитием, то можно выделить следующее. Дети учатся управлять своим телом, его движениями, приобретают в последствии необходимые умения, а также реализуются в обществе и приобретают знания о том, как помочь себе. И все это может дать таким детям возможность жить в обществе, как полноценной личности.

Говоря об адаптивной физической культуре большое внимание направлено на категории лиц, для которых и создан данный вид физической культуры. Можно выделить следующие категории лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, из-за чего для их развития необходимы занятия по адаптивной физической культуре: лица с нарушением слуха, лица с нарушение зрения, лица с нарушением опорно-двигательного аппарата, лица с задержкой психического развития, лица с нарушением интеллекта, лица с расстройствами аутистического спектра.

Наибольшее внимание по нашему мнению нужно привлечь к проблеме адаптивного физического воспитания к детям имеющим нарушение опорно-двигательного аппарата, так как именно данная категория лиц, имеет такие отклонения в развитии, которые можно ослабить, сгладить или преодолетьс помощью физической культуры.

Детские церебральные параличи – это группа патологических синдромов, которые возникают вследствие внутриутробных, родовых и послеродовых поражений мозга, проявляющиеся в форме двигательных, речевых и психических нарушений. [1,с. 215]

К факторам, влияющим на появление данных патологий можно отнести как заболевания и нарушения у матери во время беременности так и параличи вследствие менинтита, энцефалита, менингоэнцефалита, черепно-мозговых травм.

Выделяют различные формы детского церебрального паралича. Мы будем использовать классификацию по МКБ-10, в ней выделяют следующие формы: спастическая тетраплегия, спастическая диплегия, гемиплегическая форма, дискинетическая форма, атаксическая форма и смешанные формы.

Так как ведущим в клинической картине детских церебральных параличей являются именно двигательные нарушения, а лечение направленно на развитие навыков самообслуживания и адаптацию детей данной категории, то основную роль в коррекции и реабилитации играет физическое воспитание и обучение.

Физическое воспитание и обучение детей ДЦП целесообразно разделить на 3 возрастные периода: доречевой и ранний период (от 0до 3 лет), дошкольный период (от 3 до 7 лет) и школьный период (старше 7 лет).

При занятиях адаптивной физической культурой с детьми с детским церебральным параличом важно уделить особое внимание на то, что развитие происходит последовательно в соответствии с возрастными нормами. То есть план, по которому должен следовать специалист зависит от онтогенетических особенностей развития движений и двигательных актов, которые в свою очередь определяют статистику и динамику тела, навыки самообслуживания, психологическую и эмоциональную сферу и т.д.

Существуют разные точки зрения о том, к каким принципам должна подчиняться адаптивная физическая культура для детей с детским церебральным параличом. Выделим основные из них:

Принцип компенсации, который включает развитие сохранившихся функций.

Принцип создания мотивации, так как именно когда ребенок ставит сам перед собой цель чего-то добиться или у него есть интерес к той деятельности, которая осуществляется на занятии, то задачи, поставленные на занятии становится гораздо проще и быстрее осуществимыми. Но данный принцип может быть осуществим только при правильной организации занятий.

Принцип согласованности активной работы и отдыха имеет немаловажную роль, так как из-за утомляемости может возникнуть негативное отношение к занятиям. Поэтому необходимо либо устраивать отдых либо с определенной периодичностью менять виды деятельности и нагрузки.

Принцип систематичности, который заключается в том, что занятия должны проводиться курсами, только тогда будет возможно достичь поставленных результатов.

Принцип необходимости поощрения, нельзя забывать о том, что физические упражнения для детей данной категории имеют более серьезные нагрузки в отличие от детей нормы. Поэтому когда ребенок поощрен, он понимает что его труды имеют значение для окружающих и него самого.

Принцип индивидуальных дозированных нагрузок в форме особого подхода к каждому ребенку. Коррекционные занятия разрабатываются с целью эффективного развития двигательной сферы и формирования навыков самообслуживания у детей с ДЦП, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Развитие опорно-двигательного аппарата и других систем ребенка осуществляется благодаря совокупности разнообразных методов, к ним относятся следующие:

Малоподвижные игры, которые должны иметь конкретную цель, они могут быть применены для тренировки внимания и координации.

Подвижные игры направлены на развитие двигательных навыков. Данные игры могут включать в себя элементы ходьбы, бега, ползанья, эстафет и т.д. Могут применяться различные игры: футбол, волейбол, баскетбол, но их отличает от общепринятых версий, то что правила более упрощены для того что бы ребенок смог быстро понять правила и выполнить нужные действия.

Гимнастические упражнения, с помощью которых можно дозировать нагрузку на определенные участки тела, а так же благодаря данным упражнениям развивается мышечная сила, подвижность в суставах и координация движений. [3, с. 345]

Выделяют отдельную группу нетрадиционных форм занятий адаптивной физкультуры при ДЦП. В нее входят: занятия в сухом бассейне, фитбол-гимнастик, занятия плаванием, иппотерапия, канестерапия, занятия пластики и хореографии, упражнения на матах и на батутах, а так же использование вращательных тренажеров и так далее.

Таким образом, можно сделать вывод что занятия по адаптивной физической культуре для детей с ДЦП имеют ряд особенностей, в них входят принципы, которыми должен руководствоваться специалист осуществляющий данную деятельность, к ним относятся принцип создания мотивации, принцип компенсации, принцип систематичности занятий и т.д.

Адаптивная физическая культура для детей с детским церебральным параличом имеет следующие формы: малоподвижные игры, подвижные игры, гимнастические упражнения и другое.

На данный момент нельзя сказать, что все методы коррекции и реабилитации для детей с ДЦП разработаны и имеют высокий уровень эффективности. По нашему мнению существует необходимость в дальнейшей разработке методов помощи детям с детским церебральным параличом, а в большей степени это касается методов адаптивной физической культуры.

  1. Бадалян Л.О. Невропатология. – 1987. – 332 с.
  2. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. М., 2000. – 240 с.
  3. Физическая реабилитация. Учебник. Под / ред. С. Н. Попова.Ростов – на – Дону : Феникс, 2005. – 603 с.
  4. Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: методология и развитие в сфере высшего профессионального образования: автореф. дис. . д-ра пед. наук. -СПб., 2003.

Актуальность темы. Сегодня все больше внимания уделяется развитию адаптивного спорта и физической культуры. Проводятся различные мероприятия, направленные на поддержку и популяризацию этой сферы на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Важно обеспечить такое содержание адаптивной физической культуры, которое обеспечит полноценное личностное, психическое и физическое развитие каждому члену общества, в том числе инвалидам, людям с нарушением физического и ментального развития.

Единственным действительно эффективным средством успешной интеграции инвалидов в общество, является их включение в различные виды общественно значимой деятельности. Этому способствует, к примеру, популяризация массовых видов спорта, их адаптация под специальные потребности инвалида, привлечение как можно большего числа инвалидов к участию в соревнованиях, массовых выступлениях.

Проблематика исследования. Особенности адаптивной физической культуры для инвалидов отличается тем, что она имеет многофункциональную направленность, и в первую очередь направлена на социализацию, повышение качества жизни и всестороннее развитие личности.

Объект исследования – адаптивный спорт и его роль в развитии и лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Предмет исследования – адаптивный спорт как средство адаптации и развития детей младшего возраста с ДЦП.

Цель исследования – в рамках теоретического исследования литературных источников, нормативно-правовой базы, имеющегося практического опыта, изучить особенности и специфические потребности детей с ДЦП для дальнейшей разработки программы их адаптации и развития.

Задачи исследования:

Изучить особенности развития и специфические потребности ребенка с ДЦП

Изучить отечественный и международный опыт организации адаптивного спорта и паралимпийского движения

Рассмотреть нормативно-правовую базу обеспечения адаптивного спорта для детей

Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что ребенок с ДЦП нуждается в адаптивной физической культуре, которая будет направлена не только на физическое развитие и участие в соревнованиях, но и на решение коррекционных, компенсаторных и оздоровительных задач с целью преодоления дефектов физического развития, компенсации недостатков в двигательной сфере [1].

Научная новизна. Изучили и обобщили опыт организации адаптивного спорта для детей в Российской Федерации и в мире, выделили специфические потребности детей с ДЦП. Полученные данные в дальнейшем будут использованы для разработки адаптивной программы для лиц с ДЦП.

Нами были выделены следующие наиболее значимые положения:

1. Дети с ДЦП нуждаются в создании специальных условий для проведения тренировочного процесса и развития, что и легло в основу адаптивного спорта. В первую очередь, применяются специальные социально-психологические, специфические и обще методические принципы работы с такими детьми. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата можно рассматривать как лечебно-педагогический процесс, имеющий важное социальное значение. Подразумевает сочетание соревновательной, лечебно-оздоровительной, рекреационной деятельности. Выполняет в первую очередь информационную и гуманистическую функцию в обществе. В этом виде спорта применяются различные принципы и методы работы. Одни из них разработаны специально для людей с ограниченными возможностями, другие же заимствованы из общепедагогического и тренировочного процесса здоровых лиц. Выбор того или иного вида спорта зависит от потребностей человека, а также состояния его здоровья. При этом учитывается спортивно-медицинская классификация [11].

2. Дети с ДЦП отличаются различными нервно-мышечными патологиями, которые характеризуются нарушением нормального функционирования мышц и координации движений. В первую очередь эта патология проявляет себя нарушением двигательной функции. Это связано с нарушением и задержкой развития статокинетических рефлексов, а также нарушением функционального состояния вестибулярного аппарата. Обусловлено такое состояние в большинстве случаев нарушением тонуса и мышечными парезами.

3. У детей с ДЦП наблюдается рассогласование сенсорных и исполнительных действий, обусловленное нарушением функции верхних и нижних конечностей. Это препятствует выполнению определенных движений, сохранению точности и координации движений, нарушает моторику, препятствует нормальному восприятию и воспроизведению информации. У некоторых детей интеллект сохраняется в норме. Но при тяжелых двигательных нарушениях страдает и интеллект. Развивается умственная отсталость, что способствует более глубокому нарушению сенсорной и исполнительной деятельности. Степень этих нарушений находится в прямой зависимости от глубины интеллектуальных нарушений.

4. Ребенок слабо ощущает и воспринимает свои движения, тактильная чувствительность также снижена. Поэтому различные виды осязания и восприятия развиты недостаточно. Ребенок не способен графические воспроизвести предмет, нарушается и способность узнавать предметы на ощупь.

Нарушается способность воспринимать пространство и ориентироваться в нем.

Нарушение ориентации в пространстве влечет за собой нарушение способности контролировать свои движения. Постепенно происходит атрофия мускулатуры, утрачиваются основные рефлексы. Поэтому ребенку всегда нужно поддерживать хотя бы минимальный уровень двигательной активности, без которого заболевание будет только прогрессировать. Важно выполнять упражнения, направленные на фиксацию взора, устранение речевого дефекта.

Аналогичные нарушения происходят при всех видах ДЦП, вне зависимости от формы и тяжести заболевания.

Далее нами был проанализирован международный и отечественный опыт организации адаптивной системы физической культуры и спорта

2. Опыт реализации программ ВОЗ в зарубежных странах непременно включает продвижение различных форм двигательной активности, в том числе и двигательную рекреацию, в качестве основных условий достижения положительного результата [14].

3. В США физическая активность, независимо от формы реализации, является одним из основных компонентов здорового образа жизни. АФК является субдисциплиной физического воспитания, при этом пристальное внимание уделяется интеграции школьников и студентов с особыми потребностями. Часто подобные центры базируются в исследовательских и учебных университетах, объединяя потенциал сразу нескольких некоммерческих и коммерческих организаций [14, 15, 16, 17]. Важнейшим обстоятельством является участие специалистов-медиков в консультационной работе подобных организаций, часто на безвозмездной основе.

3. В странах Британского содружества, в частности в Великобритании, основной организацией, курирующей АФК и адаптивный спорт, является Английская федерация спорта инвалидов - EFDS [36]. Британская паралимпийская ассоциация - общественная организация, существующая на спонсорские пожертвования [18]. Основная деятельность департамента проходит под девизом: «спорт может улучшить здоровье людей, а также обеспечить обогащение их жизни.

4. В Австралии учреждения Спорта инвалидов или национальных организаций спорта для людей с ограниченными возможностями обеспечивают разнообразие услуг и возможностей для людей с широким спектром инвалидности. Эти учреждения могут облегчить/обеспечить участие в рекреационной деятельности, реализовать возможности спортсменов-инвалидов на высоком уровне, в том числе - участие в элитных соревнованиях.

5. В Канаде обращает на себя внимание успешная самоорганизация ряда муниципалитетов в вопросах адаптированной двигательной активности [19, 20]. Цель этого сотрудничества и партнерства между шестью муниципалитетами округа Pictou, заключается в том, чтобы обучить и мотивировать всех граждан, увеличить объем их ежедневной физической активности в целях создания более счастливого, здорового и активного сообщества.

6. В июле 2009 года руководство Департамента охраны и укрепления здоровья Новой Шотландии согласилось, чтобы еще раз поддержать инициативы партнерства в графстве через свою программу MPAL (Municipal Physical Activity Leadership - Лидерство Муниципальной Физической Активности). Программы MPAL предлагают стимулы для распределения затрат муниципалитетов, чтобы последние имели возможность нанять персонал для управления физической активностью населения.

8. В Испании концепция применения средств и методов АФК имеет строго научное обоснование. В работе одновременно принимают участие как лицензированные специалисты в области АФК, так и социальные работники, специалисты по семейной медицине, прежде всего, подготовленный средний медперсонал, а также врачи, осуществляющие постоянный контроль.

9. По схожей схеме с теми же приоритетами реализуются основные направления АФК и во Франции, где созданы многочисленные профессиональные ассоциации специалистов в области АФК и непрерывная система обучения и повышения квалификации с использованием современных методов дистантного обучения и сопровождения обучающихся [22, 23, 24, 25].

10. В Российской Федерации физкультурно-оздоровительную работу с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидами осуществляют 11467 учреждений.

Работа по развитию адаптивной физической культуры ведется в соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий по: лёгкой атлетике, настольному теннису, баскетболу, пауэрлифтингу, лыжному спорту, мини-футболу, шорт-треку, голболу, волейболу. В качестве волонтёров к проведению спортивных мероприятий привлекаются студенты университета физической культуры и педагогического университета [12].

В ходе исследования нами было установлено, что ребенок с ДЦП нуждается в адаптивной физической культуре, которая будет направлена не только на физическое развитие и участие в соревнованиях, но и на решение коррекционных, компенсаторных и оздоровительных задач с целью преодоления дефектов физического развития, компенсации недостатков в двигательной сфере. При проведении сравнительного анализа развития детей в норме и с различными формами ДЦП, установили, что имеются серьезные различия как в психическом, так и в физическом развитии детей.

Мы предприняли попытки рассмотреть и обосновать возможность применения адаптивного спорта в решении проблем пациентов с ДЦП. Был выявлен богатый опыт в этом направлении в различных государствах. Перспективу дальнейших исследований мы видим в разработке адаптивной программы для лиц с ДЦП.


Адаптивная физическая культура для детей с детским церебральным параличом

Одним из важных средств реабилитации детей, страдающих церебральными параличами, является адаптивная физическая культура.

Задачи АФК при ДЦП - развитие способности к произвольному торможению движений, снижение гипертонуса мышц, улучшение координации движений, увеличение амплитуды движений в суставах.

Занятия физическими упражнениями при ДЦП:

    оказывают оздоровительное и общеукрепляющее влияние на детский организм; улучшают обменные процессы и кровообращение; предупреждают появление спаек между окружающими тканями; укрепляют ослабленные мышцы, восстанавливают двигательную координацию, борются с искривлением позвоночника

Обязательными и общими принципами для всех методик АФК являются:

- Систематичность, регулярность и непрерывность применения адаптивной физкультуры;

- Строго индивидуальный подход в соответствии с тяжестью заболевания, возрастом и развитием ребенка;

- Постепенное увеличение силовых физических нагрузок.

На занятиях по АФК используются физические упражнения, которые направлены на расслабление спастичных мышц, увеличение подвижности в суставах верхних и нижних конечностей, на координацию движений, равновесие с использованием прикладных, дыхательных, общеразвивающих упражнений скоростно-силового характера, корригирующих порочные позы и деформации, а также улучшающие функционального состояние опорно-двигательного аппарата и кардио-респираторной системы.

Большое значение имеют упражнения на расслабление. Эти упражнения способствуют снижению тонуса мышц, что в свою очередь приводит к ослаблению импульсов, которые идут от мышцы к коре больших полушарий мозга. Вследствие ослабления процессов возбуждения происходит значительное снижение напряжения соответствующих мышц.

Также в занятия с детьми с ДЦП необходимо включать упражнения на координацию движений, сохранение равновесия и нормализацию подвижности в суставах. Упражнения выполняются в различных положениях - стоя, сидя, лежа. Также очень полезны упражнения с передвижением на четвереньках и на коленях, с их помощью устраняются тонические рефлексы.
Развитию координации способствуют упражнения, в которых задействованы руки и ноги. Эти упражнения выполняются на месте и в движении, с открытыми и закрытыми глазами, а также с изменением ритма и темпа выполнения.

Также в занятия АФК можно включать различные танцевальные упражнения, упражнения на равновесие (к примеру, ходьба по начерченной на полу линии, ходьба по гимнастической скамейке, ходьба между мячами и булавами и др.), можно проводить разные эстафеты с мячами, кубиками, можно выполнять упражнения с элементами баскетбола (например, бросание мяча в корзину).

При гиперкинетической форме церебрального паралича физическая культура ставит своей целью добиться нормализации поз и движений, улучшения координации движений, торможения гиперкинезов, обучение бытовым навыкам. Очень популярны упражнения с предметами, корригирующие упражнения, а также упражнения, обучающие правильному дыханию.

При атонически-астатической форме ДЦП рекомендуется выполнять упражнения, способствующие улучшению координации, вырабатывающие умение сохранять равновесие, а также упражнения на сопротивление и упражнения для языка и мимической мускулатуры.

При двойной гемиплегии необходимо уделить особое внимание упражнениям, при выполнении которых работает кисть - это упражнения на разгибание кисти, захватывание мелких предметов, а также используются упражнения с отведением нижних конечностей. Причем для выполнения данных упражнений создаются облегченные условия.

При спастической диплегии широко используются упражнения на координацию и равновесие, на расслабление, а также лечение положением. Немаловажное значение имеет обучение ходьбе.

Необходимо учитывать тот факт, что дети с ДЦП устают значительно быстрее, поэтому очень важно включать в занятия упражнения на расслабление, делать отдых, когда это необходимо. Рекомендуется также дополнять занятия дыхательными упражнениями, а сами упражнения и игры по возможности сопровождать музыкой.

При гиперкинетической форме ДЦП, необходимо делать некоторые ограничения, а именно: ограничить занятия на тренажерах, упражнения с гантелями и другими тяжелыми предметами, а также прыжковые упражнения, бег на короткие дистанции. Все эти упражнения способствуют еще большему повышению мышечного тонуса, поэтому к их выполнению надо подходить с осторожностью.

В занятия с детьми ДЦП необходимо включать различные игры: подвижные, малоподвижные, эстафеты, элементы спортивных игр и т. д.

В неделю следует проводить 3-4 занятия по 2 раза в день.

Занятия могут позволить ребенку больше координировать свои движения, по возможности выпрямить походку, улучшить повороты шейного отдела.

Физические упражнения лучше чередовать с сеансами массажа, а также с другими процедурами, улучшающими микроциркуляцию в тканях.

Успех коррекции детей с ДЦП напрямую зависит от четкого соблюдения графика занятий, поддерживания режима дня. Однако необходимо отдавать себе отчет в том, что процесс восстановления будет длительным и достаточно сложным.

Любой комплекс упражнений следует начинать с верхней части туловища, а заканчивать нижними конечностями. Иногда ребенку легче выполнять упражнения перед зеркалом: имея возможность следить за своими движениями, малышу легче их координировать.

    Комплексы упражнений для детей с ДЦП

Упражнения, развивающие навыки движений:

    ребенок сидит на корточках, взрослый становится перед ним так же, кладет ручки ребенка на свои плечи и, придерживая его у пояса, пытается поставить малыша на колени; ребенок стоит на коленях, взрослый поддерживает его подмышками и наклоняет в разные стороны. Такой прием позволяет ребенку научиться распределять нагрузку то на правую, то на левую ножку; взрослый стоит позади стоящего ребенка, придерживая его подмышки, и мягко толкает своими коленями подколенные впадины ребенка, заставляя его присесть; ребенок сидит на стуле, взрослый стоит напротив него, зафиксировав его ноги, прижав ступни к полу. Взрослый берет руки ребенка и вытягивает их кпереди и кверху, что заставляет малыша встать; придерживая ребенка, просить его постоять попеременно на каждой ножке, стараясь сохранить равновесие; подстраховывая ребенка за руки, производить толчки и тянущие движения в разные стороны, заставляя ребенка сделать шаг.

Упражнения для нормализации суставных функций:

    ребенок лежит на спине, одна нога вытянута, а другую следует постепенно приводить коленом к животу, после чего вернуться в первоначальное положение; ребенок лежит на боку, при помощи взрослого медленно отводя бедро то в одну, то в другую сторону, нога согнута в колене; ребенок лежит на спине, попеременно поднимает и опускает ноги, сгибая их в колене; ребенок лежит на животе, под грудью подложена подушка. Взрослый приподнимает ребенка за верхние конечности, разгибая верхнюю часть туловища.

Упражнения для укрепления мускулатуры живота:

    ребенок сидит на стуле, взрослый помогает ребенку наклониться вперед. Возврат в исходное положение ребенок должен проделать самостоятельно, либо при небольшой помощи взрослого; ребенок лежит на спине, руки вдоль туловища. Необходимо стимулировать попытку ребенка перевернуться на живот и снова на спину самостоятельно, не используя при этом руки; научить ребенка напрягать мышцы живота, сочетая с глубокими вдохами и выдохами; ребенок сидит на полу, ноги вытянуты. Помочь малышу дотянуться пальцами рук до пальцев ног, не сгибая ноги в коленях; ребенок лежит на спине, взрослый помогает ребенку поднять прямые ноги и довести их, коснувшись пальцами пола за головой.

Упражнения для устранения гипертонуса мышц рук:

    проводить активные движения кистью ребенка в разных направлениях, изредка потряхивая рукой и расслабляя мускулатуру; крепко удерживать руку или предплечье ребенка до устранения состояния гипертонуса, после чего покачать или встряхнуть конечность для расслабления.

Упражнения для мышц ног:

    ребенок лежит на спине, руки вдоль туловища, ноги привести к животу. Взрослый удерживает голени и поочередно отводит ноги в тазобедренном суставе, сочетая отведения в стороны с круговыми вращениями ноги; взрослый проводит ребенку сгибательные и разгибательные движения тазобедренного сустава, после этого ребенок пробует удержать ногу самостоятельно.

Упражнения для поддержания шейной мускулатуры и мышечного корсета туловища:

    ребенок лежит на спине, взрослый, приподнимая туловище за подмышки, покачивает его из стороны в сторону, поворачивает вправо и влево, не позволяя ребенку сопротивляться. Точно так же покачивают и голову, придерживая её на весу; ребенок лежит на боку, а взрослый пытается опрокинуть его на живот, либо на спину. При этом малыш должен пытаться не поддаваться толчкам, оказывая сопротивление; ребенок сидит на стуле, руки и голова расслаблены. Взрослый поворачивает голову в разные стороны, наклоняет вперед и назад, а ребенок пытается максимально расслабить мышцы шеи.

Упражнения для стабилизации дыхания:

    попросить ребенка сымитировать глубокое дыхание, задуть горящую свечу, сдуть с ладони перышко. Полезно вместе с малышом надувать воздушные шарики или играть, пуская мыльные пузыри; отличный эффект можно ожидать, если научить ребенка петь. Схожее действие наблюдается при игре на губной гармошке, свирели, для начала можно использовать обычный свисток; научить ребенка пускать пузыри через соломинку в стакан воды.

Лечебные мероприятия и уход за малышом с ДЦП – это длительный процесс, которому необходимо посвятить максимум времени и сил, и лишь тогда принятые меры воздадутся долгожданными положительными результатами. Только постоянная забота и безграничное внимание близких помогут добиться желаемых сдвигов в физическом развитии ребенка. Упражнения для детей с ДЦП необходимо проводить постоянно и настойчиво, на протяжении всего периода патологии.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.