Актуальность проблемы дцп у детей

официального оппонента - доктора медицинских наук, Гавриловой Т.Д.

на диссертацию Кравцевича П.В. «Влияние лечебного плавания на

функциональные резервы организма детей со спастическими формами

степени кандидата биологических наук по специальности 14.03.11 восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура,

курортология и физиотерапия

Проблема детского церебрального паралича (ДЦП) актуальна в связи с ростом заболеваемости во всем мире и высокой степенью инвалидизации больных. В настоящее время изучение ДЦП неразрывно связано с реабилитационным направлением. Базовыми в реабилитации двигательных нарушений при ДЦП являются: лечебная гимнастика, массаж, физиотерапевтические методы, фармакотерапия, ортопедохирургия, нейрохирургические вмешательства и многие другие методы, использование которых, может перестраивать патологический двигательный стереотип и в той или иной мере формировать новый. Однако из-за сложности организации системы реабилитационных мероприятий, немалых экономических затрат и многих других факторов, исследователей не удовлетворяет эффект от существующих методов восстановления двигательных навыков у больных с ДЦП. Это и является предпосылкой к поиску новых методов, оптимально сочетающих доступность и эффективность в процессе восстановления нарушенных функций организма детей с ДЦП. Среди последних особый интерес вызывает метод лечебного плавания.

Известно, что в детском возрасте формирование новых двигательных навыков наиболее перспективно, исходя из того, что функциональные системы в данный период наиболее пластичны и обладают большими резервными возможностями. В связи с этим влияние лечебного плавания на жизнеобеспечивающие резервы организма детей со спастическими формами ДЦП является актуальным.

Диссертационное исследование Кравцевича Петра Владимировича посвящено ключевым аспектам современной восстановительной медицины реабилитации двигательных нарушений у больных детским церебральным параличом. Исследование носит комплексный характер и является актуальной научной проблемой, до настоящего времени не нашедшей своего решения в современной науке.

Степень обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций Достоверность и обоснованность полученных результатов не вызывает сомнения. Дизайн диссертации соответствует критериям восстановительной медицины и составлен исчерпывающе

методических приемов, глубокая статистическая проработка материалов придают работе цельный характер с единой логической последовательностью выполненных серий исследований. Диссертант показал себя способным, творческим научным работником.

Достоверность и новизна исследования, полученных результатов, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации Научная новизна исследования определяется тем, что автором впервые

классического массажа и лечебной гимнастики лечебное плавание более эффективно (в 2,2 раза) влияет на систему внешнего дыхания детей со спастическими формами ДЦП.

двигательной функции и абсолютной максимальной силе кистей рук.

Установлено, что лечебные курсы лечебного плавания способствуют уменьшению дефицита активного разгибания суставов за счёт увеличения объёма движений в голеностопных и локтевых суставах соответственно на 13,8 и 9% в отличие от традиционных методов, где прирост составил 4,2 и 3,3%.

Показано, что лечебное плавание оптимизирует протекание психических и познавательных процессов у детей со спастическими формами ДЦП в 2.3 раза в сравнении с классическим массажем и лечебной гимнастикой.

Основные результаты диссертации опубликованы в 18 печатных работ, 6

ДЦП дополняют сведения о психофизиологических изменениях, которые возникают при проведении реабилитационных мероприятий, и указывают на возможность применения его в медицинской практике. Данные, полученные в результате исследований, способствуют развитию и обогащению теории и практики в области восстановительной медицины и физиологии детей и подростков, что определяет значимость данной работы.

Полученные результаты по изучению влияния лечебного плавания в

лечебного плавания, совершенствования состояния ЦНС и нервномышечного аппарата, уменьшению проявления патологических синкинезий и

логической последовательности в следующих главах.

Во введении автор чётко изложил актуальность работы, суть решаемой проблемы, сформулировал цель, задачи исследований, а также основные практические и теоретические итоги, отразившие теоретико-методическую основу работы. Экспериментальное решение поставленных задач позволило

Глава литературного обзора изложена хорошим литературным языком, полно и последовательно раскрывает состояние вопроса по исследуемым проблемам. Обобщены литературные данные о современных представлениях о детском церебральном параличе, о характеристике методов реабилитации при ДЦП. Проанализированы результаты исследований отечественных и зарубежных авторов, изучающих эту проблему. Всё это позволило автору детально и обосновано сформулировать цель и задачи исследования Из анализа теоретического обзора литературных источников можно

обозначенной проблеме, выделены наиболее значимые для собственных исследований задачи, поставленные Кравцевичем П.В.

В главе, посвященной результатам собственных исследований, даётся характеристика влияния лечебного плавания на функциональное состояние кардиореспираторной системы, центральной нервной системы и нервномышечного аппарата, на развитие подвижности суставов и на развитие

Выводы диссертации логически вытекают из представленного анализа результатов исследования, они однозначны и подкреплены статистическими данными. Выводы и практические рекомендации базируются па фактическом материале и соответствуют задачам исследования. Обсуждены полученные

спастическими формами ДЦП.

Автореферат состоит из 24 страниц, соответствует предъявляемым требованиям и достаточно полно отражает содержание диссертации.

Личное участие диссертанта заключается в определении ключевой

экспериментальной частью работы, анализе и интерпретации полученных результатов. Кравцевичем П.В. сформулированы концептуальные положения по исследуемой проблеме, разработаны научно-теоретические рекомендации по применению материалов диссертационного исследования в практической деятельности и публичном их представлении на научных конференциях.

замечания, которые связаны с отдельными стилистическими неточностями и опечатками, не требуют пояснений.

К диссертанту имеются следующие вопросы:

1. По какой причине вы проводили свое исследование в школе III-IV вида для слепых и слабовидящих детей? И почему были выбраны группы с диагнозом ДЦП: спастическая диплегия и спастическая двойная гемиплегия 9

2. Какими средствами лечебного плавания Вы улучшали показатели восприятия и мышления?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании вышеизложенного следует заключить, что диссертация

лечебного плавания в сравнительном аспекте с традиционными методами классического массажа и лечебной гимнастики на жизнеобеспечивающие резервы организма детей со спастическими формами ДЦП, которые имеют важное значение для практики восстановительной медицины.

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г.

№ 842, предъявляемым к диссертациям на соискание ученой степени кандидата наук, а её автор, Кравцевич Пётр Владимирович заслуживает

специальности; 14.03.11 - восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия.


В настоящее время отмечается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (В.В.Коркунов, В.И.Лубовский, Н.Н.Малофеев), среди которых значительное место занимают дети с двигательной патологией. Наибольшую актуальность проблема детского церебрального паралича (ДЦП) получила за последние десятилетия, т.к. заболевание это стало встречаться значительно чаще.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_iz_opyta_raboty.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы с детьми,

страдающими детским церебральным параличом.

Учитель – логопед 1 категории

Непрерывный рост количества детей с неврологической патологией и значительные социальные последствия определяют детский церебральный паралич, как серьезную медико-социальную проблему. В структуре детской инвалидности в России поражения нервной системы у детей составляют 60%. Из них ДЦП - 24%.

Большой психологической травмой для родителей является то, что их дети не могут вести полноценный образ жизни, что в свою очередь ведет к социальной дезадаптации, и нередко, к распаду семьи. Все это заставляет задуматься о медико-социальной значимости проблемы реабилитации и ставить серьёзные задачи по формам и методам восстановительного лечения, которые повышают качество жизни детей и их родителей.

В настоящее время отмечается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (В.В.Коркунов, В.И.Лубовский, Н.Н.Малофеев), среди которых значительное место занимают дети с двигательной патологией. Наибольшую актуальность проблема детского церебрального паралича (ДЦП) получила за последние десятилетия, т.к. заболевание это стало встречаться значительно чаще.

Детский церебральный паралич — тяжелое заболевание центральной нервной системы. При этом заболевании имеет место раннее (обычно в период внутриутробного развития) поражение головного мозга. Особенно страдают те мозговые структуры, при помощи которых осуществляются произвольные движения. Во всех случаях раннее повреждение мозга в период его наиболее интенсивного развития определяет сложность и полиморфизм клинических проявлений.

У детей с двигательными и интеллектуальными нарушениями отсутствуют необходимые предпосылки для формирования речи: действия с предметами, эмоциональное общение со взрослым, готовность артикуляционного аппарата и фонематического слуха.

Логопедическая работа занимает важное место в процессе формирования первичных речевых навыков у детей, страдающих детским церебральным параличом. У многих детей с церебральным параличом отмечаются те или иные нарушения речи. Понятно, что они затрудняют общение этих детей с окружающими и отрицательно сказываются на всем их развитии.

Все перечисленные факторы определяют специфику нарушений доречевого и речевого развития детей с церебральным параличом. Нарушения речи у дошкольников с ДЦП являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Для каждой формы детского церебрального паралича характерны специфические нарушения речи. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, эффективность его воспитания и обучения.

Нарушения речи у детей с церебральным параличом носят системный характер. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект.

Коррекционно-логопедическую работу с детьми, страдающими церебральным параличом, я провожу в комплексе с медицинскими мероприятиями, и направляю на развитие всех нарушенных функций.

Коррекционно-логопедическую работу с детьми строю поэтапно и включаю постепенно усложняющиеся упражнения.

Комплексная коррекционно-логопедическая работа предусматривает развитие всех сторон: эмоциональной, сенсорной, познавательной, голосовой активности, манипулятивной функции рук, нормализацию артикуляционного аппарата; то есть создает необходимую сенсомоторную базу для развития речевой, психической и двигательной деятельности ребенка.

Основными направлениями коррекционно-логопедической работы являются :

  • нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата : Работа направлена на изменение физиологии глотания, стимуляции мышц участвующих в глотании и запуск глотательного рефлекса; активизация процесса сосания; работа по смыканию рта (приведение нижней челюсти); собственно массаж языка, тренировка вкусовых рецепторов.
    Средства : массаж, точечный массаж, упражнения на формирование новых действий, преодоление патологических рефлексов, пассивная артикуляционная гимнастика.
  • выработка ритмичности дыхания и движений ребенка;
  • стимуляция лепета, общения;
  • вызов положительного эмоционального отношения к занятиям;
  • выработка зрительных дифференцировок;
  • развитие правильных кинестетических ощущений и на их основе пальцевого осязания: тренировка хватательного рефлекса, манипулятивных движений. Средства : массаж плеча, предплечья, кисти и пальцев рук. Специальные упражнения, упражнения, формирующие правильные манипуляции. Точечный массаж. Вспомогательные средства : мешочки с песком, щетки, прищепки, логопедические зонды, предметы с неострой колющей поверхностью, игрушки, материалы с измененной текстурной структурой. Предметы различной формы.
  • выработка акустической установки на звуки и голос, развитие слуховых дифференцировок, формирование понимания речи.

Логопедические занятия провожу индивидуально, ежедневно. Длительность занятий не превышает 15 - 20 минут. В зависимости от двигательных возможностей ребенок во время занятия находится в специальном стуле или в кресле, то есть в позе, адекватной для данного ребенка.

Основным видом занятий с детьми является эмоционально окрашенная игра, в которой ребенок на начальных этапах занимает пассивную позицию, а на следующих этапах более активную.

При планировании занятий учитываю не только возраст ребенка, но прежде всего уровень его развития. В своей работе опираюсь на сохранные функции ребенка.

В работе с детьми широко использую метод двигательно-кинестетической стимуляции в развитии моторики органов артикуляции, в формировании зрительно-моторной координации, в коррекции сенсорных и речевых функций.

Система коррекционно-логопедической работы предусматривает активное участие в ней родителей ребенка. Родители посещают занятия, ведутся тетради, где записываются задания для занятий дома. Также ведётся дневник наблюдений, где родители фиксируют успехи ребёнка и все виды деятельности проводимые с ребёнком. Провожу анкетирование, беседы с родителями, оформляю консультации, папки – передвижки.

В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, страдающим церебральным параличом, мне удалось добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии.

При всем многообразии методов и приемов обучения и воспитания важным остается человеческий фактор – взаимоотношения ребенка и педагога. В данном случае ЛЮБОВЬ к ребенку и ВЕРА в его возможности может помочь там, где бессильны самые современные методики.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Абдикадыр М., Кульжанов М.А., Айтманбетова А.А., Нурбакыт А.Н.

Научно-информационный поиск и изучение актуальности проблемы указывает на необходимость совершенствования организации реабилитационной помощи детям с церебральным параличом.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Абдикадыр М., Кульжанов М.А., Айтманбетова А.А., Нурбакыт А.Н.

ABOUT THE NEED FOR IMPROVEMENT OF ORGANIZING REHABILITATION AID TO CHILDRENWITH CEREBRAL PARALISM

Scientific-informational search and the study of the relevance of the problem on the basis of improving the organization of rehabilitation care for children with cerebral palsy .

ЮеиЫ1к ХажМММ №4-2018

М. Абдикадыр, М.А. Кульжанов, А.А. Айтманбетова, А.Н. Нурбакыт

2 Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова

О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Научно-информационный поиск и изучение актуальности проблемы указывает на необходимость совершенствования организации реабилитационной помощи детям с церебральным параличом. Ключевые слова: реабилитация, детский церебральный паралич, восстанавливающее лечение, факторы заболевания

Актуальность темы. Детский церебральный паралич - это нарушение движений и положения тела, обусловленное поражением мозга, общее название симптомов, обусловленных пороком развития или повреждением части головного мозга, отвечающей за движение и положение тела. Состояние не прогрессирует, хотя симптомы становятся более выраженными по мере развития ребенка [1].

церебрального паралича в развитых странах составляет 1-2,5 больного на 1000 младенцев. В России, по данным Минздравсоцразвития РФ, в 2010г. насчитывалось более 85 тыс. детей, больных ЦП [4].

Причины развития детского церебрального паралича разнообразны. Наибольшее значение имеет воздействие на плод вредных факторов в период беременности и родов. К таким факторам относят различные нарушения

здоровья матери (эндокринные, инфекционные болезни), вредные привычки и т.д. Токсическое действие на плод оказывают различные химические и физические факторы промышленного и сельскохозяйственного производства.

Еще причиной ДЦП является поражение головного мозга ребенка, а основные проявления болезни - нарушения двигательной активности с преимущественным поражением мышечной сферы в виде гипертонуса (повышенный тонус), гипотонуса (пониженный тонус), могут возникнуть гиперкинезы. Больные ДЦП, начавшие ходить до достижения 2 лет, чаще имеют нормальный или пограничный Щ. В целом, чем выраженнее двигательный дефект, тем грубее нарушения интеллекта; однако из этой тенденции наблюдаются исключения. Свыше 90% младенцев с ДЦП доживают до взрослых лет. Полностью обездвиженные дети с выраженной умственной отсталостью, поучающие питание через зонд, не доживают до 5-летнего возраста

В систематическом обзоре S. Msintyreи соавт.(2013), посвященном факторам риска ДЦП у доношенных детей в развитых странах, представлены не менее 10 факторов риска (некоторые являются потенциально судороги, респираторный дистресс - синдром, гипогликемия, а также неонатальные инфекции. Научно-информационный поиск и изучение актуальности определило целью

реабилитационной помощи детям с

церебральным параличомна основе изучения их качества жизни и разработку мероприятий по восстановлению и укреплению их здоровья. По материалам научных данных, проблема детского церебрального паралича постоянно находится в орбите внимания различных специалистов (невропатологов, ортопедов, врачей и методистов лечебной физкультуры и др.), так как именно в первые годы жизни у детей формируется основной фонд

Вестник Ка^ЖМУ №4-2018

поведенческих навыков на фоне отсутствия социальной значимости этих навыков. А неравномерное созревание различных отделов нервной системы зачастую делает лечебно-восстановительный процесс весьма нелегким. Поэтому реабилитация детей с церебральным параличом - весьма сложный, трудоемкий процесс, она требует своевременного подхода и различных форм воздействия, так как именно в первые годы жизни развитие двигательных функций находится в прямой зависимости от компенсаторных возможностей мозга. В свою очередь, лечебно-педагогический процесс для этих детей длителен по времени, он начинается практически со дня рождения и продолжается всю жизнь.

По данным В.О.Кузьмина проблема реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности является в настоящее время особо актуальной, так как количество детей с нарушениями психического и физического развития растет с каждым годом. В качестве ограничения жизнедеятельности ребенка - инвалида выступает полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно

организационные мероприятия, направленные на раннюю диагностику и лечение детского церебрального паралича (ДЦП). Данные о распространенности церебрального паралича (ДЦП) малочисленны и противоречивы. Некоторые авторы отмечают тенденцию к снижению заболеваемости за счет улучшения акушерской техники, профилактики и лечебных мероприятий.

Коррекциядвигательных нарушений при детском церебральном параличе струдом поддается реабилитации традиционными видами лечения. Одним из решений этой проблемы является внедрение в комплексную реабилитацию технологий биологически-обратной связи (БОС), в частности статокинезотерапии. Статокинезотерапия в комплексную реабилитацию детей с ДЦП позволяет достичь значительных улучшений не только в двигательной сфере, но и улучшить познавательные функции, как результат взаимодействия при удержании равновесия вестибулярного и зрительного анализаторов, суставно-мышечной проприорецепции и высших отделов ЦНС [7].

В современных условиях отмечается увеличение случаев рождения детей с врожденными нарушениями центральной нервной системы, обусловливающими тяжелые отклонения в психическом и физическом развитии и последующую инвалидизацию. В структуре детской инвалидности лидирующее положение (от 30% до 70%) занимает детский церебральный паралич (ДЦП). В развитых странах его частота составляет 2,5 - 5,9 случаев на 1000 родившихся. При этом одни авторы отмечают тенденцию к снижению данной патологии за счет улучшения акушерской помощи, лечебных мероприятий и профилактики осложнений, а другие считают, что на протяжении ряда лет частота ДЦП остается стабильной, что, вероятно, связано с поражением нервной системы

преимущественно в пренатальном периоде [8]. Особо сложная проблема - дети со множественными нарушениями церебральной природы. Речь идет о детях, имеющих значительные трудности:

Кроме того, такие дети обладают лишь незначительными двигательными

возможностями. Их реакции на движение и способность переживать пассивные

перемещения также ограничены.Часто они страдают от повышенной или пониженной тактильной чувствительности

(чувствительностью по отношению к тактильным раздражителям), которая проявляется в диапазоне от апатии и полной невосприимчивости к тактильному

воздействию до чрезмерной возбудимости. По этой причине дети с тяжелыми и множественными нарушениями совсем не переносят или могут переносить лишь очень осторожные изменения положения

Приобретая вспомогательные приспособления и оборудование для детей с тяжелыми и множественными нарушениями церебральной природы, важно наряду с чашеобразными сиденьями и специальным креслом подобрать средства, способствующие поддержанию нормальных поз и осуществлению движений, которые будут давать ребенку ощущение безопасности и уверенности в стабильности положения и поддерживать его любую, даже незначительную самостоятельную активность. Изучение эмоционального состояния, вегетативной регуляции, обменных процессов у детей раннего возраста является неотъемлемой частью оценки психосоматического статуса ребенка, необходимой для объективного суждения об уровне его здоровья.

Vestnik KazNMU №4-2018

В настоящее время существует множество различных направлений в лечении ДЦП. Их можно условно разделить на несколько групп:

2. Оперативные методы лечения: подрезание сухожилий, поэтапное гипсование; введение препаратов ботулотоксина и стволовых клеток; обкалывание различными фармакологическими препаратами; использование ортопедических приспособлений.

3. Различные физиотерапевтические процедуры: баротерапия, криотерапия, кинезиотерапия, электростимуляция мыщц, мануальная терапия, иглорефлексотерапия, кислородотерапия и т.д.

4. Различные методики логопедической и психологической коррекции, музыкальная терапия, цветотерапия, образовательное воздействие, трудотерапия.

корригирующего средства воздействия на организм детей со спастическими формами детского церебральногопаралича. Е.Л. Солодова включила в программу физической реабилитации больных с ДЦП лечебную гимнастику, массаж, механотерапию, функциональное биоуправление, эрготерапию, доказав эффективность предложенного ею комплекса услуг, но только для детей дошкольного возраста. А.В. Дерябин с А.М. Ненько предлагают проведение занятий на тренажере - функциональном велоустройстве в сочетании с грязелечением,

лазерорефлексотерапией, ЛФК, массажем и с занятиями педагога-корректора, но только для детей со спастической диплегией средней степени тяжести, в возрасте от 3-х до 5 лет. Одним из наиболее перспективных методов лечения спастики является

химическаяденервацияспастичных мышц. Ранее с этой целью применялись инъекции фенола или алкоголя в мышцы или нервные стволы. Некоторыми авторами предлагается метод искусственной локальной гипотермии, приводящего к снижению патологически высокого мышечного тонуса. Каждое из указанных направлений решает соответствующие задачи, которые определяют общую стратегию психолого-педагогической помощи детям с двигательными нарушениями в условиях реабилитационного центра. По мнению ряда специалистов, пение - это средство логопедической коррекции в реабилитации речи детей с ДЦП, на что ранее указывали и другие авторы. Музыка развивает эмоциональную сферу, а также является средством активизации умственных

способностей детей, поскольку ее восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности [10]. Музыка - это эмоции, ритм, а ритм - это такой компонент музыки, который наиболее натурально отражен в движении. Поэтому музыкально-ритмическая деятельность нравится детям и ее можно с успехом использовать для стимуляции их психомоторного развития.

Вестник Ка^ЖМУ №4-2018

Вывод. Установлено, что эффективность реабилитации детей с ДЦП зависит от их реабилитационного потенциала, на который

выявление наиболее часто встречающихся нарушении соматического здоровья, физического развития, особенностей функциональной деятельностью организма детей раннего возраста с ДЦП для повышения реабилитационного потенциала и

эффективности комплексной реабилитации.

сопутствующая соматическая патология, эмоциональное состояние, вегетативная регуляция. В связи с этим необходимо

1 П.Абрахамс. Энциклопедия детского здоровья от рождения до подросткового возраста. - М.: 2017. -167 с..

2 Ф.А. Юнусов, А.П. Ефимов. Абилитация детей с церебральным параличом и его синдромами. Практическое руководство. - М.: 2015. - 143 с.

3 Диордиев А.В. Регионарная анестезия у детей с церебральным параличом / / Регионарная анестезия в педиатрии. - СПб.: Синтез Бук, 2011. - С. 255-286.

4 А.В. Диордиев, В.Л. Айзенберг Коррекция гемодинамики у детей с церебральным параличом, оперированных в условиях общей и комбинированной эпидуральной анестезии / / Анестезиология и реаниматология. - 2012. - №1. - С.10-13.

5 Архипова, Е.Ф.Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М.: Астрель, 2007. - 239 с.

6 В.О. Кузьмина Арт.-Терапия в реабилитации детей с церебральным параличом. - СПб.: 2015. - 274 с.

7 Б.М. Арысбаева. Причины и диагностика детского церебрального паралича у детей // Вестник ОЩФА. - 2011. - №1(52). - С. 83-84.

8 Т.С. Джаниева Региональная модель службы психолого-педагогической помощи детям с детским церебральным параличом в условиях реабилитационного центра в Республике Казахстан // Международной сотрудничество, специальное образование. - 2014. - №4. - С. 97-111.

10 Мухина С.Н. Средства и методы реабилитации детей с особенностями развития // Детская и подростковая реабилитация.- 2008. - №1(10). - С. 42-47.

ty^h: Мэселеншщ езектыт мен гылыми-акпараттык; iзденiс балалалар сал ауруына реабилитациялык; кемект уйымдастырудыц кажетлпн керсетедь

TY^H4i сездер: реабилитация, балалалар сал ауруы, калпына кел^ру ем^ аурушылдык; факторлары

ABOUT THE NEED FOR IMPROVEMENT OF ORGANIZING REHABILITATION AID TO CHILDRENWITH CEREBRAL PARALISM

Resume: Scientific-informational search and the study of the relevance of the problem on the basis of improving the organization of rehabilitation care for children with cerebral palsy. Keywords: rehabilitation, cerebral palsy, regenerative treatment, disease factors

2 С.Ж. Асфендияров атындагы К,азац УлттыцмедицинаyHueepcumemi

БАЛАЛАР САЛ АУРУЫ КЕЗ1НДЕГ1 РЕАБИЛИТАЦИЯЛЫК К6МЕКТ1 ЖЕТ1ЛД1РУДЩ

Причиной ДЦП является поражение головного мозга ребенка, а основные проявления болезни — нарушения двигательной активности с преимущественным поражением мышечной сферы в виде гипертонуса (повышенный тонус), гипотонуса (пониженный тонус), могут возникнуть гиперкинезы. В зависимости от степени и локализации участков поражения головного мозга могут иметь место одна или несколько форм мышечной патологии. В результате двигательные функции ребенка не развиваются или развиваются патологически, отмечается снижение мобильности, может быть нарушение координации движений, походки, других движений ног и рук. Могут иметь место нарушения речи, зрения, слуха, судороги (эписиндромы), задержка психического развития, нарушения со стороны других систем.

Актуальность проблемы ДЦП определяется его распространенностью и особенно инвалидизирующими последствиями с формированием ранней детской инвалидности. Известно, что среди причин детской инвалидности во всем мире превалируют заболевания нервной системы. В том числе на первых трех местах находятся задержка психического развития, ДЦП, врожденные аномалии.

По данным Ш.А. Булекбаевой 111, в структуре детской инвалидности Республики Казахстан лидирующее положение занимает детский церебральный паралич — его удельный вес составляет 30—70%. Перинатальные поражения ЦНС составляют 60—80% среди всех неврологических заболеваний детей раннего возраста (К.А. Семенова, 1999, Аль- бицкий В.Ю. и соавт., 2008).

По данным научно-исследовательского Фонда Ассоциаций больных ДЦП (UCPA), в США (2008) насчитывается приблизительно 764 000 больных, 9750 детям и новорожденным ежегодно ставят этот диагноз.

Из них 1200—1500 — дети дошкольного возраста. В 2009 г. в США насчитывалось от 550 до 760 тыс. инвалидов с ДЦП.

В Москве наблюдается рост заболеваемости ДЦП (Пушкина С.В.): с 1,71 на 1000 в 1967 г. до 5,6 на 1000 детей в 1998 г. В 1992 г. в России было 62 тыс., а по территории бывшего СССР — 122 тыс. пациентов с ДЦП (учитывались больные до 15 лет). Частота появления в 2000 г. составила (по разным данным) 6,0—13,0 на 1000 новорожденных.

Данные распространенности ДЦП в мире меняются по мере развития медицины и общества в целом. Тем не менее, принимая во внимание данные статистики, можно говорить о том, что актуальность проблемы ДЦП до настоящего времени не снизилась и не имеет тенденции к снижению.

Пациенты с ДЦП составляют разнообразную клиническую общность, отдельные группы или индивидуумы которой отличаются друг от друга по уровню моторного, психического и социального развития. Несмотря на то что термин ДЦП не полностью отражает многообразие и сущность неврологических нарушений, он продолжает использоваться, поскольку другого, более всеобъемлющего и точного, не предложено. Объединение различных форм ДЦП в одну нозологическую группу позволяет планировать организационные мероприятия, направленные на раннюю диагностику, лечение и реабилитацию детей с церебральным параличом. (Семенова К.А., 1999, Бадалян Л.О., Журба Л.Т., 1988).

Разумеется, методы лечения больных ДЦП претерпели и претерпевают трансформацию с течением времени и по мере углубления знаний по этиопатогенезу патологии. Многими серьезными клиницистами, ведомыми искренним стремлением помочь несчастным детям, были предложены оригинальные методы избавления от болезни. На сегодняшний день таких авторских методов насчитывается более 30.

Современная медицина основными причинами повреждения мозга плода считает внутриутробную гипоксию, родовую травму, асфиксию в родах и нарушение мозгового кровообращения. Клинико-морфологические исследования по этому вопросу начались еще в конце XIX в. Изучением морфологии и гистоморфологии мозга плодов и новорожденных занимались такие отечественные авторы, как Н.И. Попова, 1976—1984; В.Д. Левченкова, 1979—2002; Ю.И. Цинзерлинг, 1980—1990; Т.Е. Ивановская, 1985—1990. Работы Н.И. Поповой по исследованию гистомор- фологических особенностей различных внутриутробных инфекций у плода и новорожденного выявили отличия протекания инфекционных процессов в тканях мозга, по сравнению с контингентом взрослых, чем во многом определяется трудность диагностики инфекционного поражения. Поданным Kyoertheret al. (1977), при церебральных геморрагиях в 54% случаев отмечено поражение в пределах продолговатого мозга, в 40% — в области таламуса, т.е. при перинатальных поражениях ряд структур ствола мозга может быть наиболее уязвимым.

В 70-х годах XX в. появились исследования по иммунопатологии эмбриогенеза, свидетельствующие о возможности токсико-аллергических энцефалитов и задержек развития мозга плода и новорожденного в связи с развитием нейро-аутоиммунных процессов (Семенова К.А., Зубцова Н.Т., 1978; Голубовская З.И., 1972; Батманова В.В., 1976, 1978).

Проводившееся в конце XX в. изучение состояния генома у больных ДЦП показало, что у большинства обследованных детей имеет место дестабилизация генома, что выражается в повышении уровня хромосомных аберраций в лимфоцитах и количества эритроцитов с микроядрами в периферической крови. Предполагается, что в основе этого явления лежит интенсификация процессов мутагенеза за счет усиленной генерации эндомутагенов или ослабления антимутагенных систем защиты генома (Гусев Е.И., 2000, 2001; Пескин А.В., 1997; Федорова И.А., 2001). Дестабилизация генома приводит к нарушению экспрессии генов, что требует фармакологической коррекции генома у больных ДЦП [20].

В настоящее время большинство специалистов соглашаются с тем, что прежде всего необходимы тщательная диагностика и индивидуальный подход к каждому пациенту, обеспечивающий эффективность и индивидуальную комплексность воздействия. Необходимо гибко объединять традиционные и нетрадиционные формы и методы медицинской реабилитации с коррекционной психолого-педагогической работой (Качмар О., 2009).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.