Акупунктурные точки при дцп

Внутриутробное нарушение деятельности головного мозга приводит к серьезным нарушениям двигательных реакций. Детский церебральный паралич вызывает блокирование мотонейронов, отсутствие торможения приводит скелетную мускулатуру в гипертонус. Точечный массаж входит в комплексную реабилитацию по восстановлению двигательных функций.


Действие точечного массажа

Точечный массаж направлен на коррекцию спастических нарушений (мышечный и сухожильный тонус) при ДЦП, пальцевое надавливание на рефлекторные точки улучшает прохождение нервного импульса к мышечному волокну.

Цель массажа:

  • Снятие мышечной ригидности;
  • Приведение в тонус ослабленных мышц;
  • Улучшение трофики тканей;
  • Стимуляция выпрямительных рефлексов;
  • Снятие болевого синдрома.

Нарушение двигательных функций при параличе приводят к перерождению мышечных волокон – постепенное истончение мускулы и уменьшение в объеме. Точечное воздействие обеспечивает приток крови, улучшая микроциркуляцию и доставку кислорода к обездвиженным мышцам. Техника выполнения акупунктурного массажа подбирается индивидуально, учитывая форму ДЦП и возраст ребенка.

Основные массажные приемы для стимулирования нервных точек:

  • Нажатие – выполняется подушечками пальцев или ладонью;
  • Вибрация – массирование с разной скоростью и амплитудой;
  • Поглаживание – плавные, равномерные движения;
  • Ввинчивание – круговые движения почасовой стрелке;
  • Вывинчивание – круговые движения против часовой стрелки;
  • Растирание – выполняется ребром ладони или подушечками пальцев.

Акупунктурное воздействие может вызвать болевые ощущения, перед процедурой рекомендованы физиопроцедуры с тепловым эффектом (озокерит, парафин, грязи) для расслабления мускулатуры.

Методы точечного массажа при ДЦП


Воздействие на биологически активные точки включает в себя два основных метода, заимствованных из иглотерапии. Способы нажатия отличаются интенсивностью и временем воздействия на точку.

Основные акупунктурные способы:

  • Тормозной метод – направлен на снятие мышечного тонуса путем непрерывного медленного вращения подушечками пальцев в районе точки. Во время нажатия интенсивность воздействия нарастает, на смену плавных поворотов приходят ввинчивающие движения с задержкой максимального давления на глубине. Манипуляция повторяется несколько раз с возвращением к исходному положению без отрыва пальцев от точки. Общее время давление составляет 3 - 4 минуты. Расслабление мускулы ощущается при пальпировании участка воздействия (ощупывание пальцем), если эффект не выражен, переходят к массажным манипуляциям другой точки;
  • Метод возбуждения – направлен на стимуляцию атоничных мышц. Массажные движения вызывают рефлекторные сокращения мускул. Воздействие на точку оказывается сильным давлением пальцев в сочетании с техникой растирания. По окончании приема пальцы резким движением убирают из зоны воздействия. Массажная техника проводится в течение 2 – 3 минут за один сеанс. Можно прорабатывать несколько точек.

Акупунктурные методы проводятся только после подготовительного сеанса общего массажа. Компенсаторная реабилитация детей с ДЦП состоит из комплекса лечебных мероприятий, восстановление двигательных функций проводят курсами.

Иглотерапия, как и точечный массаж, отличается локальностью и непосредственным воздействием на определенные рефлекторные механизмы, заложенные в покровах тела. Вместе с тем. при этом имеется возможность наносить множественные раздражения, варьируя их форму, интенсивность и продолжительность.
Поэтому особое значение приобретает точное приложение раздражителя (точки — микрозоны).
Применение иглотерапии при детском церебральном параличе рассчитано на снижение гипертонуса мышц и гиперкинезов, стимуляцию действия мышц и содействие нормализации координированной двигательной деятельности.
Как и при точечном массаже, в иглотерапии рекомендуются различные виды воздействия: системное, сегментарное, зональное, местное и на точки общего воздействия.
Иглоукалывание применяется у больных, начиная с 5-летнего возраста. Процедура выполняется врачом неострыми иглами № 1 и № 2 из сплава нержавеющей стали, серебра и золота. Применяются три метода по Чжу-лань (1959).
Первый вариант возбуждающего метода — с глубиной укола от 0,3 до 0,6 см. Игла вводится вращательными движениями до появления у больного своеобразного ощущения распирания, тяжести, ломоты. Затем производятся пунктация и извлечение иглы через 30 — 60 с. Число точек — от 5 до 10.
Второй вариант возбуждающего метода — поверхностный укол на глубину от 0,3 до 0,9 см, в зависимости от расположения точки. Больному наносится умеренно сильное, быстрое, короткое раздражение. Число точек — от 4 до 5 на процедуру. Игла оставляется в тканях до 5 мин.
Третий вариант (тормозной метод) — число точек не более 2 одновременно, время раздражения с оставлением иглы — от 5 до 20 мин, в зависимости от возраста ребенка. Игла вводится также вращательными движениями на глубину 0,3 — 0,5 см.
Первые два варианта в основном применяются при ослабленных, растянутых мышцах, для того, чтобы вызвать их сокращение, третий (тормозной) — для расслабления мышц. Процедуры проводятся ежедневно или через день двумя курсами. Первый курс лечения — 15, второй курс (после недельного перерыва) — 10 процедур.
Независимо от используемого метода первые две процедуры начинаются с введения игл в точки общего воздействия тормозным методом симметрично и одновременно в 2 —4 точки с длительностью нахождения игл в тканях 10 мин. Основными точками общего воздействия, чаще всего использующимися у больных, являются 66, 69, 70, 79, 67.
В дальнейшем, начиная с третьей процедуры, в зависимости от поставленной задачи, производится иглоукалывание по точкам сегментарного, местного или зонального воздействия. После процедуры врач проводит с больным короткое занятие с выполнением пассивно-активных движений на фоне полученного результата (сокращение, расслабление). Это же занятие обязательно повторяется с инструктором лечебной физкультуры. Старшие дети, кроме того, сообщают о тех ощущениях, которые они получили при введении игл и после процедуры. Это дает возможность направить их внимание на результаты, что содействует воспроизведению полученного ощущения самостоятельно. Для этого, начиная с 6 —7-й процедуры, больному предлагается перед иглоукалыванием воспроизвести определенное движение или расслабить мышцы, врач производит соответствующую коррекцию. Этот прием также должен повторяться на занятиях лечебной физкультурой.
При спастической форме детского церебрального паралича применяются как тормозной, так и возбуждающий метод, в зависимости от состояния мышц.
Примеры: 1) выраженный парез разгибателей кисти со свисающей кистью и приведенным большим пальцем, с наличием атрофии межкостных мышц. Первые две процедуры начинаются с точек общего воздействия (66, 67) тормозным методом. С третьей процедуры проводят воздействие первым возбуждающим методом на мышцы-разгибатели кисти и пальцев в точках 67. 10, 68. 9, 7 и 66. Иглы вводятся одновременно в две точки с длительностью оставления в тканях от 30 до 60 с в той последовательности, которая указана выше;
2) Имеется пронаторная контрактура предплечья, которая поддерживается гипертонусом круглого и квадратного пронаторов.
Воздействие проводится чаще тормозным методом в точках 56, 57. 58. 60. 67а. 68. Через 2 — 3 процедуры добавляются точки 9с воздействием на них возбуждающим методом и последующей тренировкой отведения I пальца и супинации предплечья после процедуры.
3) В случае пяточной деформации стопы воздействие производится на ослабленную трехглавую мышцу голени в точках 35 и 35а, игла оставляется на 1 мин 30 с в тканях или производится короткий укол и игла сразу извлекается.
4) спастическое состояние трехглавой мышцы может быть снижено введением иглы (тормозной метод) в точки 35 и 35а с дли тельностью воздействия от 10 до 20 мин.
При гиперкинетической форме детского церебрального паралича применяется только иглоукалывание по тормозному методу и в основном сегментарно и зонально.
При наличии непроизвольных движений конечностей применяется воздействие на сегментарные точки для рук между остистыми отростками от VII шейного до II грудного позвонка, а также в точке 72 и 73 на первой боковой линии спины на том же уровне с обеих сторон; зонально — на мышцах плечевого пояса в точках над надостной ямкой (56), на дельтовидной мышце (58) и кзади от плечевого сустава на мышцах лопатки (57).
На нижних конечностях — сегментарно между остистыми отростками III и IV, а также IV и V поясничных позвонков и в точке 49 на большой ягодичной мышце.
При детском церебральном параличе часто страдает черепная иннервация с двигательными расстройствами мимической мускулатуры и артикуляционного аппарата, в частности при поражении лицевого (VII) и подъязычного (XII) нервов.
При нарушении функции лицевого нерва, чаще всего по центральному типу, отмечается функциональная недостаточность ряда мышц. Основными признаками является: невозможность нахмурить брови, поднять их вверх, зажмурить глаза, надуть щеки или прижать их к зубам, улыбнуться, собрать губы в трубочку, вытянув их вперед, сжать и расширить ноздри.
Движения языка у таких больных ограничены. Язык вялый, распластанный. Нарушения речи при данном заболевании проявляются в виде паретической дизартрии с неправильным произношением звуков.
Иглотерапия, точечный массаж, прогревание применяются для стимуляции в точках, расположенных над мышцами артикуляционного аппарата: 93 — у угла рта, 92 — на носогубной складке, на шее — 100 и 100а. Применяется воздействие тормозным методом на точки, расположенные на задней поверхности шеи — 108, 109, ПО, 111, 112, и точка 79 общего действия на голове (рис. 29).


29. Расположение точек на голове, лице и шее

На процедуру по тормозному методу производится воздействие на 2 — 3 точки по 5 — 10 мин, по возбуждающему—на 5 — 6 точек по 1—2 мин.
При наличии гиперкинезов мимической мускулатуры лечение начинается с введения иглы в точку 79 общего воздействия (по тормозному методу) на 10 мин, с последующим увеличением времени до 20 мин. Затем применяют тормозной метод в области уха, в точках 106, 105, 104 для уменьшения гиперкинезов в мышцах рта и средней части лица, а также зонально вокруг рта в точках 91, 93, 94. При активизации непроизвольных движений в области глаз используются зональные точки 85, 86, 87.
Одновременно с гиперкинезом мимической мускулатуры у больных отмечается гиперкинез собственных мышц языка, голосовых связок, что проявляется в нарушениях речи в виде нечеткого произнесения звуков фонации в форме гиперкинетической дизартрии. В таких случаях можно использовать воздействие на зональные и местные точки в области лица тормозным методом. Обычно, первые процедуры начинаются с точки общего воздействия 79 или отдаленной точки 66. Со второй — третьей процедуры присоединяется воздействие на точки 106, 105, 104 перед ухом, а в дальнейшем их можно чередовать с воздействием на точки 91, 93, 94.
При тяжелых поражениях подъязычного нерва больные не могут поднимать нижнюю челюсть, выполнять жевательные движения, нарушается глотание, отмечается слюнотечение, что характерно для псевдо-бульбарного пареза. При этом страдает функция мышц языка, который теряет необходимую подвижность. В данном случае рекомендуется иглотерапия в точках задней поверхности шеи возбуждающим методом (точки 108, 109, 110, 111 в чередовании с точками 91, 93, 94, 100, 100а в области рта и шеи). Использование указанных точек стимулирует функцию ослабленных мышц и уменьшает слюнотечение.
Применение иглотерапии может быть заменено точечным массажем или прогреванием по точкам.
Об успешности применения иглотерапии при детском церебральном параличе в условиях поликлиники говорит пятигодичный опыт Р. В. Лян, осуществлявшего лечение больных в 77-й детской поликлинике Москвы.
Особенно необходимо отметить то, что он начинал лечение в течение 1-го года жизни и применял его не только при явном диагнозе детского церебрального паралича, но и у детей, угрожаемых по этому заболеванию. Таким образом, иглотерапия как основной метод применялась не только для лечения, но и для профилактики и раннего лечения двигательных расстройств.
В грудном возрасте, а также у детей более старшего возраста, физически ослабленных или с повышенной рефлекторной возбудимостью, иглы заменялись игольчатым молоточком или стержнями с шаровидными или конусообразными наконечниками и применялся точечный массаж.
Игольчатым молоточком наносились легкие поверхностные раздражения в зоне избранных точек до появления нужного рефлекторного движения.
В группе детей, угрожаемых по детскому церебральному параличу, последовательность стимуляции действия необходимых безусловных рефлексов определялась их развитием в онтогенезе, так как дети этой группы отличались угнетением или отсутствием ряда безусловных статокинетических рефлексов, на основе которых развиваются произвольные движения. Для стимуляции развития установочных лабиринтных рефлексов, обеспечивающих разгибательные движения и контроль за вертикальным положением тела, воздействие производилось на зоны точек по параверте-бральным линиям и между остистыми отростками с VII шейного до XI грудного позвонка.
При задержке угасания ранних тонических рефлексов, их развитие тормозилось путем стимуляции мышц-антагонистов, участвующих в этих рефлексах.
Длительность курса лечения 2 — 3 мес, медикаментозное лечение в это время не проводилось. Применялись занятия лечебной гимнастикой и ортопедические мероприятия. Отдаленные результаты лечения больных этой группы показали, что никаких отклонений в развитии движений у этих детей в возрасте 2 — 3 лет отмечено не было.

Способ лечения, использующий-для достижения лечебного эффекта особые специфически чувствительные зоны кожи (точки), в настоящее время получил название рефлексотерапии (иглорефлексотерапии, чжен-цзю-терапии, акупунктуры и др.). Развиваясь в течение нескольких тысячелетий, этот метод не только сохранил свое право на существование в связи с высокой эффективностью его применения при самых различных заболеваниях, но и получил новые возможности использования.

В лечении ДЦП иглорефлексотерапию применяли нечасто, в литературе имеются лишь разрозненные сведения о целесообразности использования отдельных точек в лечении этого заболевания.

Так, F. Mann (1971), сообщая о результатах лечения 30 000 человек с различными заболеваниями методом иглорефлексотерапии, упоминает лишь об одном случае лечения ДЦП с удовлетворительным результатом. К. Serizawa, (1982) дает только краткий перечень ряда точек, подвергающихся иглорефлексотерапии при лечении ДЦП.

В конце семидесятых годов в литературе появились отдельные сообщения о применении иглорефлексотерапии с достаточно высокой эффективностью при лечении этого заболевания (В. И. Александров, 1978; Р. В. Лян, 1978; С. А. Бортфельд с соавт., 1979; Э. Д. Тыкочинская, 1979, и др.). Однако и в этих работах, кроме перечня точек, приведены самые краткие сведения о методических особенностях применения иглорефлексотерапии в лечении ДЦП.

Рефлекторная основа механизма действия иглорефлексотерапии позволяет считать этот метод патогенетически обоснованным в лечении ДЦП. в патогенезе двигательных нарушений при этом заболевании большую роль играет, с одной стороны, задержка угасания активности одних рефлексов (определенных рефлексов периода новорожденности) с закреплением на этой основе патологических двигательных рефлекторных актов и патологических синергий. С другой стороны, наблюдается задержка развития и созревания других рефлексов, необходимых для становления сложных актов статики и локомоции, обеспечивающих вертикальное положение тела, регуляцию мышечного тонуса, выполнение произвольных движений. Используя рефлекторные основы воздействия иглорефлексотерапии, можно затормозить активность рефлекторных актов, становящихся по мере возрастного развития патологическими и стимулировать развитие других, необходимых для развития статики и локомоции.

Воздействие иглотерапии на нервно-рефлекторную сферу ребенка более направленное и более специфическое, чем другие рефлекторные методы лечения. При этом виде лечения происходят значительные сдвиги как в месте воздействия, так и на уровне сегментарного аппарата спинномозговых рефлекторных звеньев, рефлексов ствола мозга, сегментарных периферических структур вегетативной нервной системы, на уровне центральных звеньев регуляции деятельности всего организма — ретикулярной формации ствола мозга, гипоталамуса, зрительных бугров, миндалин, гипокампа, диэнцефального отдела, коры больших полушарий и др. Существенные сдвиги происходят в гуморальной среде организма, эндокринно-гормональной сфере, иммунокомпетентной системе и т. д. На все эти отделы можно оказать избирательное влияние с помощью воздействия на определенные точки акупунктуры.

Такая широкая зона действия позволяет понять, почему при иглорефлексотерапии у детей часто наблюдаются положительные изменения не только в двигательной сфере, но значительно нормализуется реакция на окружающее, улучшается контакт при общении, появляется интерес к окружающему миру, развиваются эмоционально-волевые компоненты поведения. В поведении ребенка начинают преобладать положительные эмоции. Ребенок меньше испытывает страх перед всем новым, он стремится к контакту и игре с другими детьми. У него исчезает безразлично-вялое отношение к игрушкам, предметам. Он стремится что-то сделать сам, требует помощи в достижении цели, пытается понять и повторить увиденное. Активизируется предречевая, затем речевая деятельность; ребенок больше старается говорить, преодолевает затруднения в речи, связанные с патологией мышечного тонуса речевой мускулатуры, стремится к речевому контакту. Параллельно улучшаются аппетит, сон.

Для проведения иглорефлексотерапии не требуется сложной дорогостоящей аппаратуры и ребенку не обязательно находиться постоянно в стационаре. В подавляющем большинстве случаев иглорефлексотерапию можно проводить амбулаторно и в присутствии родителей, что лучше сказывается на результатах лечения. Таким образом, и организационно иглорефлексотерапия выгодно отличается от других методов лечения.

Следует также учесть, что многие дети не могут находиться на стационарном лечении без родителей из-за резко выраженного синдрома дезадаптации, имеющего место при госпитализации и проявляющегося повышенной чувствительностью к смене обстановки, окружающих людей, режима и т. д.

Лечение иглорефлексотерапией больных ДЦП нужно начинать как можно раньше. В раннем детском возрасте рефлекторная сфера наиболее активна и легче поддается воздействию. Кроме того, на ранних стадиях еще нет стойкого закрепления патологических механизмов заболевания. Поэтому в последнее время рекомендуют начинать иглорефлексотерапию с 1-го года жизни, хотя некоторые авторы считают, что это следует делать с 5 лет и даже 7 лет. Видимо, иглорефлексотерапию можно достаточно широко использовать и с первых месяцев жизни.

Наш опыт показывает, что при знании особенностей реакции детского организма, а также при выработке критериев наблюдения за ответной реакцией ребенка лечение можно начинать с 3—5 мес жизни. Безусловно, маленький ребенок не может рассказать об испытываемых во время акупунктуры ощущениях (ломоты, отдачи, жжения, онемения и др.), на основании которых специалисты при лечении взрослых ориентируются на правильное попадание в точку. Поэтому у детей приходится ориентироваться на точное знание топографического расположения точки, особенностей ее укалывания, глубины расположения и т. д.

У детей точки лежат гораздо поверхностней, чем у взрослых. Если у взрослых наиболее характерная глубина расположения точек 0,5—2 см, то у детей чаще всего — 0,2—0,5 см. Кроме того, у взрослых площадь кожи, занимаемая точкой (при точном определении ее месторасположения с помощью электроаппаратов), равна 1—2 мм 2 , а у детей — 4—6 мм 2 , а прилегающая зона, с которой также можно воздействовать на точку, может быть еще шире. С возрастом, по мере созревания всего организма, происходит и созревание точек — уменьшение площади кожи, занимаемой биологически активной точкой.

При проведении сеанса иглорефлексотерапии у детей нужно быть предельно осторожным, так как у них более ранимая кожа и сосуды. Очень внимательно выполняют укалывание точек, расположенных на голове, особенно у детей первых 2 лет жизни. У детей этого возраста еще не закрыты роднички, швы и чаще встречаются расширенные вены скальпа как следствие повышенного внутричерепного давления.

Воздействие на точку бывает тормозным и возбуждающим. В отличие от взрослых у детей следует ориентироваться не на время оставления иглы в точке, а на появление нужной реакции в соответствии с поставленной целью.

Прежде всего оценивают возможности организма. Чем слабее организм, чем ребенок эмоциональнее и, следовательно, больше выражен страх перед любой процедурой, тем меньше в начале курса лечения должна быть сила воздействия. По мере укрепления нервной системы и нормализации ответной реакции организма силу воздействия можно постепенно увеличивать.

При тормозном варианте укалывания точек вводят иглы не все сразу, а постепенно: сначала 1—2, затем, дают ребенку отдохнуть и вводят еще 2—3 иглы. Так, постепенно можно ввести иглы во все намеченные точки.

Иглы рекомендуют вводить не сразу на всю глубину залегания точки. Вначале следует слегка пройти поверхностный слой кожи, через 10—20 с можно ввести иглы глубже, до стандартной глубины залегания точки в данном месте. Последующее более глубокое введение иглы уже не будет таким неприятным и болезненным, так как наибольшая болезненность возникает при прохождении поверхностных Слоев кожи, в которых залегают болевые рецепторы. Время продолжительности сеанса достаточно большое и может достигать 20—25 мин. Чем меньше ребенок, тем короче время, сеанса.

При возбуждающем методе укалывания берут большее число точек — 8—14, но воздействие должно быть менее продолжительным — от 30 с до 10—15 мин. Возможно применение приемов вращения, пунктации и др. При этом методе воздействия иглу быстро, одним движением вводят на необходимую глубину залегания точки. Затем проводят необходимые манипуляции и иглу либо оставляют на необходимое время, либо быстро извлекают.

И при тормозном, и при возбуждающем методе воздействия для определения степени достижения желаемого эффекта следят за ответными реакциями и ходом их развития во времени. За ответными реакциями рекомендуется вести наблюдение, так как в зависимости от индивидуальных особенностей детского организма эффект тормозного или возбуждающего воздействия может наступить в течение разных промежутков времени.

В качестве показателей хода ответной реакции можно использовать выраженность и скорость угасания местной кожной реакции. При оставлении иглы в точке наблюдают за ходом угасания последней и выбирают момент для снятия игл. Их вынимают либо на максимуме развития этой реакции, если необходимо провести сеанс возбуждающим методом, либо на спаде ее, т, е. угасания эритемной реакции, если сеанс проводят тормозным методом; либо, наконец, после полного угасания ее, если необходимо глубокое торможение.

При использовании ряда дистальных точек в области голени, стопы, предплечья или кисти за ответной реакцией можно следить и по показателям улучшения кровообращения в этих отделах конечностей. Так, поставив иглы в точки на ноге, следят за цветом и температурой пальцев стопы. У больных ДЦП пальцы стоп и стопы обычно бывают холодными и повышенно потливыми вследствие нарушения центральных механизмов регуляции кровоснабжения этих отделов. В течение сеанса иглорефлексотерапии можно заметить, что через 1—2 мин кончики пальцев стопы (обычно реакция начинается с большого пальца) начинают розоветь, если раньше они были синюшными, а затем постепенно теплеют. На ощупь они значительно теплее других участков тела. Затем зона покраснения и потепления кожи может расширяться и захватывать почти всю стопу. После достижения максимума реакция потепления кожи начинает постепенно угасать и через некоторое время цвет и температура кожи стопы и пальцев нормализуются. У разных детей время появления этой реакции, ее длительность и сроки начала угасания бывают разными.

Показателем хода ответной реакции может служить и степень схватывания иглы кожей. При введении иглы в точку вокруг иглы образуется кожный валик, возникающий в результате сокращения мышечных волокон в самой ткани кожи. Вращение иглы в это время несколько затруднено и может быть неприятным для больного. Через некоторое время происходит расслабление валика и игла свободно проворачивается. При более длительном воздействии на точку кожа может настолько расслабиться, что игла самопроизвольно выходит из точки и выпадает из нее. Некоторые авторы рекомендуют оставлять иглы до момента самостоятельного выхода их из точки.

По ходу сеанса решают, когда лучше удалить иглу из точки: на максимуме реакции схватывания иглы кожей, при некотором расслаблении кожи или при полном расслаблении и выпадении иглы из точки. Используя эти показатели, индивидуально подбирают время воздействия на точки и определяют момент его прекращения. В ходе лечебного сеанса детей трудно расспросить об их состоянии. Между тем в процессе иглоукалывания возможно развитие коллаптоидного шока. Поэтому необходимо ориентироваться на вегетативные показатели организма: потливость, частоту пульса, его наполнение, глубину дыхания, цвет кожи лица, окраску носогубного треугольника и др.

Помимо наблюдения за состоянием ребенка в течение одного сеанса в течение всего курса лечения необходимо следить и за изменениями общего состояния. Одним из наиболее важных показателей последнего является сон. У родителей выясняют, стал ли ребенок быстрее засыпать, изменились ли длительность и глубина сна, как он просыпается. Кроме этого, у ребенка могут измениться аппетит, настроение, уровень и активность бодрствования, может появиться или усилиться беспричинная капризность и т. д. Все эти показатели помогают следить за ходом лечения и дают возможность решить вопрос о том, какой рецепт следует подобрать на данном этапе лечения.

Проводя сеанс иглорефлексотерапии у детей, учитывают особенности эмоциональной реакции. Необходимо как можно меньше находиться в поле зрения ребенка. Лучше, если он вместе с матерью находится в отдельной кабинке и не видит врача.

Необходимость такой изоляции связана с тем, что дети в разном возрасте по-разному реагируют на сеансы иглорефлексотерапии. Дети до 1—1,5 года независимо от уровня развития психики практически не боятся иглорефлексотерапии и не испытывают страха при виде иголок, находящихся у них в теле. Они могут бояться только перед началом сеанса, так как помнят, что в этом кабинете делают уколы. После быстрого введения игл и ухода врача ребенок успокаивается и не обращает внимания на иголки, находящиеся в его теле.

Ребенок 2—4 лет уже воспринимает не только момент введения игл, но испытывает страх и при виде иголок, находящихся у него в теле. Чтобы избежать этого, матери необходимо постоянно отвлекать ребенка и при возможности закрывать участки тела, в которых находятся иглы, например, книжкой с интересными картинками. Пока ребенок не видит иголок, он не испытывает ни малейшего беспокойства.

Большого внимания требуют дети в возрасте 6—8 и 12—14 лет жизни. В эти возрастные периоды, более чем в другие, могут возникать осложнения во время сеанса. Несмотря на полное спокойствие ребенка и соблюдение щадящего режима воздействия иголками, часто появляются тошнота, рвота, слабость, потеря сознания. Это связано с повышенной возбудимостью вегетативной нервной системы.

Вегетативные реакции на воздействие иглорефлексотерапии очень легко возникают в связи со значительными гормональными и функциональными перестройками в этот возрастной период.





-->
Заболеваниях периферической нервной системы [15]
Неврозы, ангионеврозы [28]
Заболевания органов движения [14]
Заболевания кровообращения и крови [15]
Заболеваниях органов дыхания [11]
Заболевания органов пищеварения [20]
Заболевания печени, желчного пузыря и желёз внутренней секреции [12]
Заболевания мочеполовой системы [17]
Заболевания полости рта [8]
Заболевания ЛОР органов [15]
Заболевания глаз [18]
Заболевания кожи [8]
Гинекология и акушерство [17]
Заболевания инфекционно-аллергические [6]
Детские заболевания [8]
Болезни разные [13]
-->


Перечень акупунктурных точек для лечения Детский церебральный паралич (ДЦП)

Спина
VG14 Да-чжуй под остистым отростком VII шейного позвонка.
VG4 Мин-мэнь под остистым отростком II поясничного позвонка.
V43 Гао-хуан на 3 цуня кнаружи от места под остистым отростком IV грудного позвонка.


Грудь
VC17 Тань-чжун на передней срединной линии, между сосками, на уровне IV межреберного промежутка
VC15 Цзю-вэй на передней срединной линии, у нижнего края мечевидного отростка. Находят точку, когда пациент лежит на спине с поднятыми руками.

Нога
V67 Чжи-инь на наружной стороне V пальца стопы, приблизительно на 0,1 цуня от угла ногтя.
V62 Шэнь-май в углублении у нижнего края латеральной лодыжки.
V58 Фэй-ян на 7 цуней прямо кверху от точки Кунь-лунь V.60.
V57 Чэн-шань на середине расстояния между точками Вэй-чжун V.40 и Кунь-лунь V.60, в месте соединения головок икроножной мышцы.
E32 Фу-ту на соединительной линии между верхней передней подвздошной остыо и верхним латеральным краем надколенника, на 6 цуней выше верхнего латерального края надколенника.
E36 Цзу-сань-ли на 3 цуня ниже верхнего края латерального мыщелка большеберцовой кости (точки Ду-би Е.35), на один поперечный палец латеральнее гребня большеберцовой кости.
VB34 Ян-лин-цюань в углублении у передне-нижнего края головки малоберцовой кости.
F4 Чжун-фэн на 1 цунь кпереди от медиальной лодыжки, в углублении у внутреннего края сухожилия передней большеберцовой мышцы.
VB39 Сюань-чжун на 3 цуня выше латеральной лодыжки, в углублении между передним краем малоберцовой кости и сухожилием короткой малоберцовой мышцы.
R1 Юн-цюань в середине подошвы, между II и III плюсневыми костями, в углублении, образующемся при поджатии пальцев стопы, на 1/3 расстояния от основания II - III пальцев до заднего края пятки, на 2/5 расстояния от кончика II пальца до заднего края пятки.

Если у вас есть опыт лечения данного заболевания, просьба оценить эффективность лечения данного заболевания прибором Эледиа.

Оцените лечение болезни по даной схеме
Оценка: 0.0 Проголосовало: 0

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.