Акватерапия для детей с дцп

Июль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Акватерапия и ЛФК в бассейне для детей со специальными потребностями и ограниченными возможностями.


ЧТО ТАКОЕ ДЦП?

Детские церебральные параличи — это группа врожденных, но не наследственных заболеваний, характеризующаяся непрогрессирующими двигательными нарушениями, которые возникли из-за поражения или аномалий развития головного мозга ребенка, возникших в околородовом периоде (до или после родов). От трети до половины детей с ДЦП имеют также нарушения интеллектуальной сферы. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка.

Основным фактором риска развития ДЦП является недоношенность. Среди причин заболевания могут быть нарушения развития головного мозга, хроническая гипоксия плода, вирусные внутриутробные инфекции, резус конфликт с развитием желтухи новорожденных, травматические или инфекционные повреждения головного мозга, отравления (например, свинцом).

ПЛАВАНИЕ И ЛФК В БАССЕЙНЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

Для почти всех детей с церебральным параличом физическая активность и лечебная физическая культура являются обычными формами лечения.

Акватерапия - одна из лучших форм лечебных и реабилитационнх занятий ЛФК для ребенка с церебральным параличом для улучшения физического функционирования. Что отличает водную терапию от традиционной физической терапии, так это то, что вода, которая сама по себе обладает лечебными и детоксикационными свойствами, обеспечивает плавучесть, что делает аэробные и анаэробные упражнения эффективными и безопасными. Теплая вода в бассейне оказывает массажное воздействие на мышцы, суставы и связки. Погружение в воду бассейна обеспечивает снижение нагрузки на опорно-двигательный аппарат, гидростатическое давление и дополнительную вертикальную устойчивость, что делает терапию более комфортной и эффективной. Использование этих свойств воды позволяет увеличить объем движений и передвижения тела ребенка. Вода позволяет уменьшить уровень стресса и нервного напряжения, расслабит мышцы и уменьшить болевые синдромы. Поддержка тела водой и ее вязкость предупреждают получение случайных травм при занятиях ЛФК, стимулируют тренировку вспомогательных мышц дыхательной мускулатуры, способствуют увеличению дыхательного объема легких, улучшению оксигенации органов и тканей, тренированности сердечнососудистой системы. Акватерапия и занятия ЛФК в бассейне не только оказывает терапевтическое воздействие (снижение мышечного тонуса, увеличение двигательной функции, повышение эффективности ходьбы, функциональных способностей), но и имеют выраженный психосоциальный эффект (повышение качества жизни, большая социализация). После упражнений в воде дети с ДЦП испытывают меньший дискомфорт по сравнению с упражнениями на суше.

КАКИЕ ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ЛФК ИСПОЛЬЗУЮТ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ДЦП?

Выбор упражнений лечебной физкультуры зависит от терапевтических потребностей, определяемых симптомами заболевания и рекомендаций лечащего врача. С учетом этих данных врач ЛФК подбирает оптимальный комплекс упражнений, их длительность и интенсивность. Чаще всего в бассейне для детей с ДЦП используются следующие виды упражнений лечебной физической культуры:

  • Ходьба в мелкой и глубокой воде или бег трусцой.
  • Упражнения на растяжку.
  • Упражнения на преодоление сопротивления.
  • Плавание.
  • Упражнения йоги в воде.
Режим упражнений предназначен для расширения физических возможностей ребенка. Все упражнения начинаются с минимального объема, а их интенсивность возрастает по мере повышения силы, гибкости, координации и выносливости ребенка.

Сеансы водной терапии начинаются с разминки, которая включает упражнения на растяжение, прежде чем ребенок погрузится в бассейн. В зависимости от потребностей ребенка и курса терапии вода в бассейне может специально подогреваться. Как только разминка будет завершена, ребенок начнет выполнять серию упражнений под контролем инструктора. Упражнения обычно выполняются с плавучими предметами, такими как доски для плавания, спасательные жилеты, плавающие гантели или ремни.


КАК ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАНЯТИЯ ЛФК В БАССЕЙНЕ?

При наличии показаний и направления от других врачей-специалистов врач ЛФК индивидуально подбирает оптимальный курс занятий в бассейне для ребенка. Записаться на прием и получить консультацию можно круглосуточно по телефону: +7 (812) 331-74-78

МЕДИЦИНСКИЙ ДОПУСК В БАССЕЙН

Для получения медицинского допуска в бассейн клиентам и пациентам необходимо предоставить следующие медицинские документы:

  • Для детей в возрасте до 1 года: результаты нейросонографии и заключение детского невролога. Сделать нейросонографию и пройти осмотр у невролога можно в нашем медицинском центре.
  • Детям (кроме посещающих занятия по грудничковому плаванию): соскоб на энтеробиоз - 1 раз в 3 месяца. Анализы можно сдать в нашем медцентре или заказать их забор на дому.
  • Детям (кроме посещающих занятия по грудничковому плаванию): анализ на яйцеглист - 1 раз в 3 месяца. Анализы можно сдать в нашем медцентре или заказать их забор на дому.
  • Взрослым: мазок на флору и заключение дерматолога - 1 раз в год. Осмотр дерматолога можно пройти в нашем центре.
  • Всем детям необходимо получить заключение врача лечебной физкультуры. Повторное заключение необходимо после прохождения лечебного курса, назначенного врачом ЛФК или после перенесенного заболевания.

Июль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Чем полезно плавание при лечении сотрясения головного мозга и закрытых черепно-мозговых травм у детей

Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) в России являются одной из основных причин смертности и инвалидизации, уступая место лишь сердечно-сосудистым и онкологическим заболеваниям. Частота черепно-мозговых травм у детей в среднем составляет 2%, и чаще наблюдается у детей в грудном возрасте и старшей возрастной группе (в подростковом возрасте).

В младенчестве груднички падают с диванов, кроватей, стульчиков, колясок, манежей. Научившись вставать на ноги, дети подтягиваются на ручках и переваливаются через бортики кроватей и манежей из-за того, что центр тяжести у малышей находится ближе к голове. Падения с рук у матерей, пеленальных столиков и колясок также вносят значительный вклад в получение травм детьми. У детей ясельного возраста — падение с высоты собственного роста, качелей, горок, из окон и балконов. Научившись ходить самостоятельно, дети получают травмы при падениях с лестниц, качелей, получая удары открывающимися дверьми. В возрасте активного освоения окружающего мира дети падают с велосипедов, крыш, заборов, из окон и с балконов. В школьной возрастной группе начинают превалировать ДТП, драки и криминальные происшествия.

Черепно-мозговые травмы преобладают у мальчиков. К счастью 65-80% случаев черепно-мозговых травм оказываются легкой степени тяжести. Максимальное количество тяжелых черепно-мозговых травм приходится на детей грудного, дошкольного и школьного возрастов, а минимальное – на новорожденных и детей ясельного возраста. В общей массе пострадавших 2% составляют новорожденные, 25% — дети грудного возраста ясельного — 8%, дошкольного — 20% и школьного возраста 45%. То есть, треть всех черепно-мозговых травм получают дети первого года жизни. Годовые максимумы черепно-мозговых травм у детей приходятся на весенне-летний период и декабрь.

КАКИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫЕ ТРАВМЫ ВСТРЕЧАЮТСЯ У ДЕТЕЙ?

ПОСЛЕДСТВИЯ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ ТРАВМ И ИХ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ

Тяжелым проявлением посттравматической энцефалопатии является появление судорог – как в отдельных группах мышц, так и общий судорожный синдром, вплоть до развития эпилепсии, которая развивается у 10-20% пострадавших в течение первого года после травмы средней или тяжелой степени. Также при повреждении проводящих нервных путей могут встречаться параличи и порезы.

Июль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Оздоровительные, лечебные и восстановительные аква-процедуры в бассейне

Вода обладает детокскационными свойствами, оказывает массажное воздействие, улучшает кровоснабжение органов и тканей, уменьшает боли за счет стимулирования выделения эндорфинов, помогает увеличивать объем движений и мышечную силу, преодолевать мышечные спазмы и параличи. Плавание является одним из лучших аэробных упражнений, способных дать полную тренировку всему телу.

Оздоровительное плавание

Плавание гармонично стимулирует развитие организма ребенка: помогает улучшить координацию и равновесие, способствует развитию силы мышц и укрепляет суставы, тренирует сердце и легкие, развивает мозг, укрепляет иммунитет.

Плавание улучшает сон и аппетит ребенка. Занятия с родителями позволяют установить прочный психологический контакт с ребенком. И, наконец, занятия в бассейне ПОМОГУТ ребенку хорошо плавать и не бояться воды.

Плавание улучшает психическое и эмоциональное здоровье ребенка. Успокаивающее и медитативное ощущение невесомости позволяет расслабиться и восстановить душевные силы за небольшой промежуток времени. Эффект накапливается и усиливается при регулярных занятиях.

Лечебное плавание

Плавание назначают в качестве вспомогательных лечебных процедур для детей с врожденными особенностями развития, при лечении церебрального паралича, аутизма, нарушениях и отставании интеллектуального развития.

Посещение бассейна помогает избавиться от неврозов, депрессии, полезно при тиках и заикании, гиперактивности, синдроме дефицита внимания. На воде детишки учатся здоровой конкуренции и укрепляют уверенность в себе и своих силах.

Плавание дает уникальную возможность детишкам, неспособным выполнять физические упражнения на суше, наращивать мышечную массу и увеличивать плотность костной ткани. Являясь аэробной тренировкой, плавание оказывает общее противовоспалительное действие, что играет роль при лечении многих хронических заболеваний, в том числе аутоиммунных.

Также плавание помогает ребятишкам любого возраста, страдающим бронхиальной астмой, улучшить свое состояние. Плавание - признанный способ профилактики и контроля детского ожирения, связанного с диабетом 2 типа и уменьшения явлений диабетической нейропатии.

Восстановительное плавание

Свойства воды делают ее эффективным средством реабилитации, помогающим восстановить или улучшить физическое функционирование, связанное с травмой, инвалидностью или болезнью. Улучшение кровотока и лимфооттока помогает при восстановлении после хирургических операций.

Отсутствие в воде нагрузки от массы тела позволяет безопасно разрабатывать суставы и тренировать мышцы. Дети после черепно-мозговых травм, страдающие церебральным параличом могут улучшить равновесие, координацию и подвижность, выполняя в бассейне плавательные упражнения.


Температура воды (28-30 = большой, 32-34 -средний грудничковый 36) наших бассейнов позволяет эффективно расслабить мышцы и уменьшить болезненность при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Физические упражнения в воде улучшает функцию сердечной мышцы у пациентов с хронической сердечной недостаточностью, облегчают состояние у детишек с хроническими болезнями легких.

Плавание - один из лучших способов реабилитации ребятишек с аномалиями развития конечностей, заболеваниями суставов, маленьким пациентам с травмами позвоночника плавание позволяет восстанавливать мышечную силу и моторные навыки.

Комплексный подход к здоровью ребенка

Допуск акватерапии

(направления, осмотры, справки)

Для допуска в бассейн и на занятия по акватерапии потребуется сдать анализы и пройти осмотр у врача нашего медицинского центра. Осмотр врача проводится после получения результатов анализов.

Для детей в возрасте до 1 года на осмотр к врачу обязательно иметь заключение УЗИ головного мозга. Также для всех детей необходимы результаты исследований на энтеробиз и кал на я/глист (сдаются каждые три месяца)

Для взрослых требуется результат анализа на я/глист, мазок на флору и допуск от врача - дерматолога.

При переходе из бассейна в бассейн также необходимо пройти коррекционный осмотр врача и при переходе из грудничковой ванны в средний бассейн сдать анализы (энтеробиоз и яйцеглист). Справки будут действительны как для занятий в нашем центре, так и для предъявления в любой бассейн.

Противопоказания:

Акватерапия и занятия в бассейне противопоказаны при дыхательной недостаточности, инфекционных заболеваниях, инфекциях мочевыводящих путей, гепатите, диабете, кожных заболеваниях с наличием отделяемого, судрожном синдроме, эпилепсии, полинейропатии нижних конечностей, нестабильной формы стенокардии, ревматиодном артрите, гемофилии, наличии ран и повреждений кожи, трахеостомы, колостомы, недержании мочи и кала, нарушениях кашлевого рефлекса, синкопальных состояниях, тяжелых нарушениях интеллектуального развития.

Горбунова Оксана Валерьевна
Метод акватерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями

С водой ребенок знакомится очень рано. Большинство новорожденных детей с удовольствием принимают ванны, шлепая ручками и бултыхая ножками в воде. Она дает ребенку приятнее ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практические неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.

Проблема развития ребенка с ограниченными возможностями знакома и педагогам, и родителям. Такие дети растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствием интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. Указанные особенности развития таких деток создают дополнительные трудности в выборе коррекционных методик. Одной из методик, обладающей большими ресурсами, является акватерапия. Именно поэтому мы обратились к этой форме работы.

Акватерапия-один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с водой. Дети освобождаются от психоэмоционального и физического напряжения, когда проигрывают взволновавшие их ситуации с помощью игрушечных фигурок в воде. Они более легко налаживают контакт с собеседником, таким образом, дети приобретают бесценный опыт общения.

Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения.

Организуя занятия с водой, мы пришли к выводу, что без сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога мы не сможем достичь желаемых результатов. Взаимодополняемость специалистов является необходимым условием обеспечения коррекционно-развивающего процесса. И педагог-психолог, и учитель-логопед решают свои задачи, но пути и способы достижения у них общие. В процессе совместной работы происходит стимуляция речевого, познавательного и индивидуального развития детей.

Организуя игры детей с водой,мы ставим следующие цели:

1. Стабилизация эмоционального фона.

2. Снятие психоэмоционального и физического напряжения.

3. Развитие и усовершенствование навыков и пассивного словаря.

4. Пополнение и обогащения активного и пассивного сферы.

5. Стимулирование сенсорно-перцептивной сферы.

6. Развитие навыков импрессивной и экспрессивной речи.

Метод акватерапии проводится в утренние отрезки времени, а также в вечернее время проведения коррекционного часа. На занятии присутствуют и педагог-психолог и учитель-логопед. В основном занятия проводятся индивидуально или подгруппами (3-4 человека). Перед играми с водой дети надевают фартук, так мы приучаем ребенка содержать ребенка в чистоте. Педагоги следят за реакцией детей. Если ребёнок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении занятия. К каждому ребёнку должен быть индивидуальный подход.

Для работы был приобретен стол-ванна, который очень удобен для детей. Его можно поставить в любом удобном месте. Так же нами были подобраны разные инструменты для игр. Это совочки, лейки, ситечки, пластмассовые шарики, разноцветные камешки, резиновые игрушки, наборы рыбок, поролоновые губки, водяные мельницы, ведёрки и многое другое.

Воду можно наливать в различные ёмкости. Естественно, только пластмассовые (можно использовать баночки размера, фасона, вида, фактуры, объема). Входе игры дети пробуют проводить исследования на плавучесть предметов, растворяемость веществ. Экспериментируют с бутылками, в которых сделаны отверстия. Очень занимательные игры с водой разной температуры. Детям нравится поливать ручки то холодной, то тёплой водой. Малыши с удовольствием наблюдают за кубиками льда. Ведь это же вода! Со льдом можно пофантазировать, если заморозить воду в разных формах, предварительно закрасив воду в разные цвета. Дети постарше любят играть в театрализованные игры на воде. Им нравится быть участниками сюжетной игры.

На разных этапах развития ребенка и в зависимости от поставленных задач,используем следующие варианты игр:

• игры в объемном пространстве (ванночка, таз, игрушечный бассейн);

• игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий тазы и т. п.);

• игры с водой и различными пластиковыми фигурами,которые приклепляются к кафельной или зеркальной стене для создания плоскостных композиций: цифр, букв, предметных картинок и т. п. ;

• игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины).

В заключении можно сказать, что игры с водой вызывают у наших воспитанников радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают ребятам много эмоциально ярких впечатлений, переживаний и знаний. Наши дети с радостью играют с водой. Эти игры очень естественны, это то, чем детям очень нравится заниматься, то что не вызывает у них страха, дискомфорта. В играх с водой более интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь и мимика). Все умения, навыки и знания усваиваются ими гораздо быстрее и проще. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. Кроме того, наблюдая за нашими детьми, мы сделали вывод, что процесс адаптации ребёнка в коллективе с помощью акватерапии происходит легче и мягче, тем самым благотворно влияя на весь курс реабилитации.


Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья В последнее десятилетие в специальной педагогике и психологии ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик,.

Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Игра с песком — это естественная и доступная.

Использование технологии ТРИЗ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ Учитель-логопед МБДОУ № 22 Фомина Е. В.

Видео о применении песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста Песочная терапия — это метод, который детально охарактеризовал Карл Густав Юнг, заключается в работе с песком для решения психологических.

Применение наглядного моделирования в логопедической коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ОНР “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья как важнейшее условие результативности В настоящее время основным направлением российского образования в соответствии с ФГОС является обеспечение доступности качественного образования.

Направление: Социальная адаптация инвалидов и их семей

2.3. Основные целевые группы, на которые направлен проект

Дети и подростки

Люди с ограниченными возможностями здоровья

Цель проекта: Содействие реабилитации и успешной социальной адаптации детей с диагнозом ДЦП и заболеваниями опорно-двигательного аппарата, посредством комплексной гидрореабилитации.

Задача №1: Оказание социальных услуг по комплексной гидрореабилитации семьям, воспитывающих детей с диагнозом ДЦП и заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Задача №2: Создание условий для развития и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задача №3: Популяризация методики гидрореабилитации среди родителей детей с диагнозом ДЦП, заболеваниями опорно-двигательного аппарата и другими возможными особенностями развития.

Задача №4: Организация и проведение обучающих мероприятий по вопросам повышения квалификации инструкторов по плаванию, специалистов по адаптивной физической культуре в области гидрореабилитации и гидрокинезиотерапии.

Задача №5: Организация и проведение мероприятий, направленных на привлечение широкого внимания к проблемам семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задача №6: Оказание спортивно-оздоровительных мероприятий семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

1) Снижение проблемы доступности услуг по гидрореабилатации детям с ограниченными

2)Улучшение состояния здоровья детей с диагнозом ДЦП и заболеваниями опорно-двигательного аппарата;

3)Создание благоприятных и комфортных условий для занятий и развития адаптивной физической культуры;

4)Социализация и улучшение социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;

5)Увеличение доли детей с диагнозом ДЦП и заболеваниями опорно-двигательного аппарата, систематически занимающихся адаптивной физической культурой;

6)Увеличение доли специалистов в области гидрореабилитации и гидрокинезиотерапии в г.Барнауле;

7)Расширение социальных контактов участников проекта, улучшение стабильного позитивного психо-эмоционального состояния детей.

К количественным показателям относятся:

1)Количество детей, прошедших курс гидрореабилитации в рамках проекта - не менее 30;

2)Количество родителей, принявших участие в проекте - не менее 60;

3)Общее количество человек, принявших участие в проекте – не менее 160 чел;

4)Количество образовательных мероприятий в рамках проекта – не менее 10;

5)Количество экспертов, задействованных в проекте – не менее 42 человек;

6)Количество человек, принявших участие в соревнованиях – не менее 80 человек;

7)Число статей и репортажей в СМИ, освящающих проект – не менее 20.

8) Оказано не менее 350 физкультурно -оздоровительных услуг.

Ожидается, что дополнительно будет привлечено не менее 30 тысяч рублей.

В качестве партнеров выступит не менее 8 организаций.

Проект будет продолжен после завершения грантового финансирования, т.к. результаты, полученные в ходе реализации его по гранту, будут иметь системное значение для спортивно-оздоровительной сферы.


  • В чем заключается суть акватерапии;
  • Физиотерапевтическое направление акватерапии;
  • Психотерапевтические возможности акватерапии.

В чем заключается суть акватерапии?

Все живое на планете состоит из воды. Даже религиозные ритуалы разных народов мира не обходятся без ее использования. Древние жители, такие как египтяне, индусы, ассирийцы, вавилоняне применяли лечение водой. Позже ее усовершенствовал Гиппократ и использовал в повседневной врачебной практике, элементы которой дошли и до наши дней.

Вообще, акватерапия – это метод коррекции и лечения физиологических и психологических недугов человека при помощи воды. Этот уникальный способ может применяться как наружно, так и внутренне, в зависимости от типа болезни.

Сегодня акватерапия имеет два направления развития: психотерапевтический и физиотерапевтический. Первый применяется в основном психологами, преимущественно в работе с детьми. Второй – метод врачебной практики, заключается в укреплении физиологических функций как детей, так и взрослых.


Физиотерапевтическое направление акватерапии

Суть метода основана на способности воды очищать верхний слой кожи, а также стимуляции кровообращения и улучшению дыхательных функций. Чаще всего применяется при лечении:

· Болезней опорно-двигательного аппарата.

  • Болезней сердечно-сосудистой системы.
  • Последствий черепно-мозговых травм.
  • Ожирении.
  • Болезней суставов.
  • Болезней пищеварительного тракта.

При использовании акватерапии человек проходит естественный курс улучшения саморегуляции функций организма через общение с водой. Кроме того, достаточное количество употребления воды в день может не только замедлить старение, а и обеспечить нормальное функционирование всех систем организма. Ориентировочная норма жидкости в день для взрослого человека составляет 4% от общей массы тела. То есть для человека весом 70-75 кг этот показатель составит 2800 - 3000 мл / день.

Выделяют несколько конкретных практических способов применения воды:

  • Ванны с различными травами, морской солью, грязевые, кислородные, вибрационные, радоновые, волновые и др.
  • Разнообразные души - контрастные, шарко, циркулярные и т.д.
  • Компрессы.
  • Купание в бассейне.
  • Примочки.
  • Обливание.
  • Бани.

Уникальность данного метода заключается в том, что, когда тело находится под водой, возникает чувство невесомости, тем самым разгружается опорно-двигательная система. Таким образом, в качестве основного метода, акватерапия используется при реабилитационных мероприятиях после травм и операционных вмешательств. В большинстве таких случаев возможности движения очень ограничены, поэтому естественная поддержка, которую оказывает вода способствует скорейшему восстановлению амплитуды движений, а иногда и вообще возможности ходить.


Акватерапия для детей, полезна тем, что помогает развивать мышечную систему, сформировать правильную осанку, стабилизировать состояние при гипертонических явлениях, улучшить координацию движений в целом. Поэтому данный метод просто незаменим и для детей с ДЦП.

Кроме того, при системных сеансах акватерапии, повышается иммунитет и общая сопротивляемость организма к воздействию окружающей среды.

Но, как и любой метод, акватерапия имеет свои противопоказания. Например, бани и сауны не стоит принимать людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и перепадах давления.

Стоит отметить, что взаимодействие с водой, в любы случаях, будет более эффективным и целебным, если она предварительно не обрабатывалась, то есть имеет естественную структуру.

Психотерапевтические возможности акватерапии

В основном, с психотерапевтической точки зрения, акватерапия применяется в работе с детьми. С самого раннего возраста, вода везде сопровождает малышей. Начиная с внутриутробного периода, ребенок полностью окружен околоплодными водами, поэтому на подсознательном уровне у младенцев вода – это эквивалент покоя и безопасности.

Основными направлениями работы с детьми являются:

  • акватерапии как метод лечения психомоторного развития.
  • акватерапии при неврологических нарушениях у детей.
  • акватерапии в логопедии.
  • акватерапии при нарушениях сенсорных функций у ребенка.

Важным фактором при применении данного метода является возраст ребенка. Дети младшего возраста к воде относятся благосклонно, а вот в старшем возрасте уже может развиться устойчивая фобия.

Дети, которые прошли курс акватерапии, становятся более усидчивыми. Кроме того, в них повышается запас физической активности и вместе с тем устойчивости и уравновешенности психических процессов, раскрываются творческий потенциал ребенка.


Акватерапия просто незаменимый метод при борьбе с повышенным уровнем тревожности у детей, а также при гиперактивных проявлениях.

Для непосредственной работы с детьми специалисты применяют игры в воде. Кроме купания и выполнения упражнений на разные группы мышц, существуют еще дидактические задачи, которые адаптированы для выполнения в воде. Например, дети очень любят запускать кораблики, что и взяли на вооружение логопеды. Чем Вам не метод развития речевого дыхания?

Для взрослых людей, акватерапию применяют при стрессах, депрессиях, неврозах, хронической усталости, а также при борьбе с фобиями, которые связанные с задержкой дыхания.

Большинство людей, когда речь заходит о прогулке или отдыхе, сразу задумываются о водоемах, и это неспроста. Так почему важно быть у воды? – как оказалось, не только непосредственное тактильное взаимодействие с водой несет в себе целебные эффект. Даже созерцание водоемов способствует введению в медитативное состояние и помогает расслабиться.

Мы еще с школы знаем, что вода – это источник жизни. Тогда, акватерапия это не что иное, как источник психического и физического благополучия человека.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.