Беседа с родителями воспитывающих ребенка с дцп

В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач.

Семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов, так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещает дошкольное учреждение, школу, различные центры и другие образовательные учреждения.

Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами - это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Также, появление в семье ребенка-инвалида может вызвать стремление родителей к изоляции от общества.

Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и абилитационный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и абилитации. При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.

Поэтому в деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети-инвалиды, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, выбора методического подхода, повышает эффективность и результативность деятельности.

Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.

В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов, на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей в условиях ГООУ ЦПМСС, на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.

Цель программы – обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида с множественными нарушениями, привлечение родителей к коррекционно-абилитационному и воспитательному процессу.

Задачи программы:

  • обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком;
  • формирование эффективной родительской позиции,
  • оказание своевременной психологической и информационной помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида;
  • формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей,
  • формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний.

Целевая группа – родители, воспитывающие детей-инвалидов с множественными нарушениями в возрасте от 4 до 12 лет.

Сроки реализации:

  • 18 часов с периодичностью занятий 1-2 раза в месяц.
  • Продолжительность занятия – 3 часа.

Формы и методы работы:

  • Количество участников в группе не более 5-7 человек.
  • В ходе реализации программы используются индивидуальные, групповые формы работы со всеми участниками образовательного процесса.
  • Формы работы варьируются в зависимости от типа семейного воспитания, вида образовательного учреждения, от времени пребывания в нем ребенка, условий содержания, от характера и степени нарушений развития ребенка.
  • Практические занятия организуются с каждой семьёй индивидуально, совместно с родителями и детьми-инвалидами.
  • Методы работы: семинар, лекция, групповой тренинг, практические занятия в группах и индивидуально.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
  2. Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.
  3. Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.
  4. Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.
  5. Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ и изменения уровня родительских притязаний.

Основные требования к реализации программы:

Цели родительского образования и просвещения в образовательном учреждении значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль родителей как главных союзников в образовательном учреждении в ряду других субъектов воспитательного процесса.

Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых занятий.

Образование и просвещение родителей детей-инвалидов ориентировано на актуальные проблемы жизнедеятельности ребенка с множественными нарушениями, на психологическую безопасность (безопасная семья, безопасная школа или сад, социальное окружение) семьи и ее взаимодействия с ОУ.

Следует учитывать, что наибольший эффект достигается тогда, когда обучение соединено с решением практических задач воспитания детей с особыми потребностями с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.

Для успешной организации обучения нужны специалисты, педагоги, которые будут проводить эту работу. В реализации программы принимают участие специалисты разного профиля: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, врачи-специалисты, социальные педагоги, которые помогут расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной адаптации, интеграции, развития детей-инвалидов с множественными нарушениями.

На протяжении всех занятий участникам программы предоставляются информационно-методические материалы и памятки для закрепления и изучения материала самостоятельно.

  1. Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.
  2. Основные периоды развития семьи и функции членов семьи.
  3. Психологическая безопасность (безопасная семья, безопасная школа, социальное окружение) - необходимое условие нормального развития ребенка.

  1. Возможности семьи в развитии детей с нарушениями интеллектуального развития.
  2. Показатели успеха коррекционно-педагогической работы.
  3. Семейное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития (умственное воспитание, трудовое воспитание, эмоционально-личностное развитие, физическое воспитание)
  4. Семейное воспитание детей школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития.
  5. Вопросы и задания.

  1. Информационный блок по юридическим и правовым аспектам.
  2. Анкетирование родителей.
  3. Дискуссия по основным проблемам инвалидности.
  4. Роль общественных объединений родителей детей-инвалидов.

В данной статье рассматриваются особенности развития и воспитания детей с ДЦП. Особое внимание отводится особенностям развития детей с данным нарушением, а также тому, как они развиваются и воспитываются в своей семье и за ее пределами. Также говорится о том, что родители, имеющие ребенка с нарушением, не зная как его воспитывать, обращаются за помощью к психологу. Отводится информация, посвященная консультированию семей у психолога.

В последние годы, в связи с большим ростом числа детей с нарушениями в развитии особое место приобретает социальная адаптация детей и их родителей. С родителями, которые воспитывают ребенка с ДЦП, должна проводиться работа, направленная на решение их социальных и психолого-педагогических проблем. [3]

Несмотря на это идет создание и разработка различных программ, которые учитывают тенденции по оказанию всесторонней помощи и индивидуального подхода к таким детям.

Воспитание детей с ДЦП - это особый уход и поведение родителей. Они должны предоставить ребенку максимальный комфорт и повышенное внимание. Когда такой ребенок появляется, то родители просто напросто начинают привыкать к новой жизни.

Важно, чтобы оба родителя полностью взяли на себя ответственность и заботу о ребенке. Могут возникнуть тяжелые ситуации, когда кто – то из родителей слишком мало уделяет внимания малышу или наоборот, когда только один из них занимается с ребёнком. Но это неправильно, они должны стать очень близкими людьми и поддерживать друг друга, потому что для ребенка с ДЦП самое важное, это нормальная семья. Семья, где родители постоянно утомлены или слишком заботливы, может распасться.

Ребенку с церебральным параличом обязательно необходим очень тесный физический контакт с матерью - это основа его дальнейшего развития. Помогать семье и такому малышу следует незамедлительно, так как в каждой семье родители беспокоятся за будущее ребенка. Это беспокойство может стать постоянным. [1]

Огромная помощь для родителей - это обучать их ухаживать за ребенком и развивать его психомоторику. Конечно, помощь родителям предоставляется в зависимости от нарушений, у ребенка, его возраста и степени выраженности нарушенных и сохранных функций.

Данные современной медицины показывают, что необходимы как можно более ранние лечебно - воспитательные мероприятия для детей с церебральным параличом, так как впервые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно.

Двигательные нарушения детей с ДЦП дифференцируются в зависимости от формы. Коррекционной работе в семье более сложно поддаются дети с гиперкинетической формой. У них присутствуют насильственные движения, то есть - гиперкинезы в сочетании с нарушением мышечного тонуса, а также у детей этой формы имеет место снижение слуха. Поэтому для детей необходим двигательный лечебный режим, который будет предусматривать частую смену поз путем различных игр, музыкальных занятий и прогулок. Несомненно, даже при самых тяжелых случаях заболевания ребенок не должен постоянно находиться в постели; стимулировать у него ползание, перевороты и другие виды деятельности. Передвигающийся ребенок должен часто менять положение тела. При развитии двигательных функций у необходимо, прежде всего, осуществлять контроль за положением головы и частей тела.

Чтобы помочь своему ребенку, родителям необходимо, прежде всего, правильно организовывать режим дня ребенка. У детей с церебральным параличом в первые годы жизни часто имеется недостаточная сформированность биологических ритмов сна и бодрствования - ребенок может быть сонлив днем и активно бодрствовать ночью. Это отрицательно влияет на его психическое развитие, а также затрудняет проведение восстановительных мероприятий.

Родителям необходимо знать, что в первые два месяца жизни ребенок должен спать не менее 20 часов в сутки. В возрасте от 2 до 5месяцев сон занимает 17 - 18 часов в сутки; 5 - 7месяцев 15-16 часов; в 7 - 10месяцев – 14- 15 часов; от 10месяцев до 3 - 4лет 12 - 14 часов в сутки. [2]

Многие дети испытывают трудности при приеме пищи. Трудности могут наблюдаться уже в младенчестве, когда ребенок плохо сосет, оно сохраняется и в более позднем возрасте, когда начинают возникать проблемы с жеванием, поэтому затруднено кормление таких малышей.

Ребенок часто неплотно захватывает соску, вяло сосет и быстро утомляется, бывают случаи, когда он поперхивается, кричит при попытке присосаться, долго держит молоко во рту и нередко засыпает даже в начале кормления. У некоторых детей наблюдается чрезмерное мышечное напряжение, что затрудняет процесс кормления.

Правильное кормление необходимо для его роста, физического развития и здоровья, а также и для становления звукопроизносительной стороны речи, потому что в ходе кормления формируются необходимые движения языка, губ, нижней челюсти для произношения звуков. Помимо этого, устанавливается тесный эмоционально-положительный контакт с матерью, что является необходимым условием нормального психического развития малыша.

Трудности, вызывают волнение, и беспокойство у матери, и только поэтому сам процесс кормления становится крайне тяжелым для обоих. Это и нарушает первую эмоциональную связь между ребенком и матерью. Для того чтобы процесс кормления был приятным, матери следует заранее выбрать удобное место и расслабиться.

В процессе развития и воспитания, таким детям следует как можно чаще лежать на животике, это позволит укрепиться мышцам спины и шеи. Если все – таки малыш захочет поиграть, то его нужно усадить спиной, чтобы он на что-то опирался. Для развития чувства равновесия у ребенка, необходимо покачивать его на своих коленях или на гимнастическом мяче. Для развития вестибулярного аппарата малыша его нужно слегка покачивать из одной стороны в другую так, чтобы в изначальное положение он вернулся самостоятельно. [3]

В большинстве случаев малышу отводится роль "немощного" в семье, где он воспитывается. Желая оградить от внешних воздействий, родители не осознают, что самым негативным образом влияют на способности ребенка привыкнуть к самостоятельности. Безусловно, ребенок с таким диагнозом должен рассчитывать как на физическую, так и на психологическую поддержку своих родных, но нужно помнить, что чрезмерная помощь может воспитать в ребенке потребительское отношение к родным.

Позднее овладение ходьбой и манипулятивной деятельностью обусловливает отставание в развитии речи. Развитие ручных навыков необходимо проводить в игровой деятельности и повседневной жизни. Это развитие ведется постепенно. Сначала важно научить ребенка брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, ложить в определенное место, выбирать предметы в зависимости от размера, веса, формы, соразмеряя свои двигательные усилия.

Необходимым этапом в обучении является самостоятельно одевание ребенка. Вначале надо научить расстегивать большие пуговицы, затем маленькие, затем расшнуровывать и зашнуровывать ботинки. Все навыки необходимо закрепить в играх на кукле и после уже переносить на самого ребенка.

Ребенок обязательно должен наблюдать за деятельностью окружающих его людей, так как эти впечатления очень важны для его умственного развития, формирования речи. В квартире ребенка нужно познакомить с обстановкой, показывать, как моют посуду, стирают белье, готовят обед, а также показать улицу, животных, транспорт во время прогулки на улице.

Когда ребенок уже сам действует с предметами, у него уже складываются четкие представления. Четкие. Если мама чем то занимается. То необходимо и ребенку предложить что – то сделать. Например, стирка белья. Мытье посуды и т. п. каждое действие мамы должно проговариваться. [1]

При работе с картинным материалом кругозор ребенка расширяется. Тем самым от взрослых он узнает названия предметов, действий, а затем постепенно сам называет предметы на картинках и отвечает на заданные вопросы.

Процессы мышления у ребенка с ДЦП, как и у здорового ребенка, должны протекать на основе живых, образных представлений. Важно, чтобы ребенок, наблюдая за окружающим миром, учился сравнивать качества и признаки вещей.

Иногда семья не может справиться с воспитанием такого ребенка, не зная того, с чего можно все начать. Поэтому они прибегают к помощи консультанта. Он предлагает им некоторые способы готовности воспитать ребенка: арттерапия, дельфинотерапия, клоунотерапия, игротерапия. Родители, получив информацию, уже самостоятельно без помощи консультанта занимаются воспитанием своего малыша.

Таким образом, оказание эффективной помощи семьям, воспитывающим ребенка с детским церебральным параличом, - это сложный процесс, так как отсутствует целостный, достаточно проработанный методологический подход к определению содержания, форм и методов социально-психологической помощи.

Вся работа с семьями имеющих детей с детским церебральным параличом должна строится на комплексной основе, для того чтобы достичь высоких результатов в социализации и адаптации ребенка в общество.

1. Вишневский В. А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением в семье больного ребенка//Журнал невропатологии и психиатрии. 2010. № 4. С. 563-567.

2. Кириченко Е. И., Калижнюк Э. С. Роль биологических и социальных факторов в механизмах патологического формирования личности при детских церебральных параличах // Журнал невропатологии и психиатрии. 2010. № 9. С. 1390-1394.

3. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 2008.

Лекция - беседа для родителей

Ваш ребёнок – особый, и вам необходимо об этом знать. Он будет развиваться в особых условиях, и вам необходимо это учитывать!

Основным принципом адаптивной двигательной реабилитации является одновременная стимуляция и развитие как двигательных, так и психических функций с целью максимальной адаптации детей-инвалидов к условиям социальной среды и выработке мотиваций к учёбе и личностному развитию.

Каждую ступеньку своего восхождения ребёнок должен пройти сам, как бы это ни было трудно, утомительно и долго. Только тогда он действительно научится управлять собой. Наша с Вами задача – развить и поддержать эту активность, ставить перед ребёнком шаг за шагом всё более сложные цели.

Родитель должен помочь ребёнку, но именно помочь, а не сделать за него. Самое сложное смотреть на его неудачные попытки, его усталость, порой отчаяние. Выдержать это напряжение, это состояние сознательной беспомощности – Ваша задача и великий подвиг родительской любви. Надо осознать, что Ваша вера в возможности и силы ребёнка, в то, что он в состоянии делать то же, что и его сверстники, придаст ему силы и мужество. Если Вы поймали себя на мысли, что не можете больше смотреть на неудачные попытки ребёнка и готовы что-то сделать за него – Вы жалеете не его, а себя!

Если Вы сделали что-то за ребёнка – Вы отняли у него шанс научиться чему-то новому!

РОДИТЕЛЯМ О ПРОБЛЕМЕ

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это заболевание, проявляющееся неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять активные движения, что может сопровождаться нарушением речи, психики, зрения, слуха. Степень поражения может варьировать от лёгкой степени до крайне выраженной. Тяжесть заболевания и степень различных его проявлений зависит от того, насколько сильно, и какие отделы головного мозга поражены.

Общее состояние ребёнка можно значительно улучшить и сделать менее тяжёлым.

Чем раньше мы начнём, тем больших успехов добьёмся!

Многообразные проявления ДЦП характеризуется, прежде всего, нарушением мышечного тонуса скелетной мускулатуры как по типу его повышения (спастика), так и снижения (гипотонус). В связи с этим описано несколько форм данного заболевания:

Спастическая диплегия – проявляется повышением мышечного тонуса и ограничением объёма движений преимущественно в ногах, функция рук страдает в меньшей степени. Эта форма также может сопровождаться психоречевой патологией различной выраженности.

Гемипаретическая форма – также проявляется повышением тонуса и ограничением движений, но преимущественно с одной стороны тела (левая рука и нога или правая рука и нога). Интеллект и речь, как правило, сохранны или незначительно задержаны в своём развитии.

Двойная гемиплегия – самая тяжёлая форма, которая проявляется выраженными двигательными нарушениями, как в руках, так и ногах, часто сопровождается значительными отклонениями в умственном развитии ребёнка, грубыми речевыми нарушениями, трудностями с жеванием и глотанием.

Атонически - астатическая форма – Характеризуется снижением мышечного тонуса (гипотонией) и расстройствами координации и равновесия, что затрудняет удержание вертикальной позы и формирование ходьбы. Может сопровождаться речевыми расстройствами, задержкой психического развития.

Гиперкинетическая форма – мышечный тонус изменчив, может колебаться между нормальным и низким, при этом приступообразно возникают спазмы в отдельных группах мышц. Ребёнок неловок, отмечаются дополнительные неконтролируемые движения головы, туловища, конечностей, гримасы, которые усугубляются при перемене положения тела, эмоциональном возбуждении. Речевые расстройства нередки, при этом снижение интеллекта встречается гораздо реже.

Следует отметить , что ДЦП заболевание не прогрессирующее – улучшение состояния возможно в любом случае, но поражённые отделы головного мозга восстановить, к сожалению, невозможно. Поэтому необходимо специально обучать ребёнка двигательным навыкам, развивая его двигательные возможности.

Все члены семьи должны научиться тому, как помочь ребёнку пробрести необходимые навыки и тем самым предупредить развитие вторичных физических недостатков.

ОЧЕНЬ ВАЖНО! РОДИТЕЛЯМ О РОДИТЕЛЯХ

Своевременное выявление неправильного воспитания, (к которому относят реакцию отрицания родителями ограниченных возможностей ребёнка, гиперопеку, скрытое и открытое отречение), поможет избежать негативных последствий неправильного воспитания или снизить их вероятность. Важно также, чтобы реабилитационная работа велась поэтапно, не только в лечебном учреждении, но и дома для того, чтобы знания и умения, полученные на занятиях со специалистами, постоянно закреплялись и пополнялись. Только такая непрерывная работа с ребёнком может дать положительные результаты для его развития.

Гармоничное семейное воспитание предполагает единый подход к ребёнку со стороны всех членов семьи, полное эмоциональное принятие ребёнка, ориентация на его проблемы, предъявление адекватных требований с учётом возраста и уровня развития.

Одной из проблем большого количества семей, в которых растут особые дети, является реакция отрицания ограниченных возможностей ребёнка , то есть отрицание дефекта или степени дефекта. Такие родители строят планы относительно образования и профессии ребёнка настаивают на высокой успешности его деятельности. Наблюдается неадекватность восприятия своего ребёнка. Такая реакция может вызвать нарушения в личностной сфере ребёнка, поскольку у ребёнка повышается нервное напряжение, он начинает чувствовать себя беспомощным и неумелым. Это, безусловно, приводит к формированию заниженной самооценки ребёнка и мешает как реабилитации, так и обучению.

К сожалению, часто родители сами мешают ребёнку правильно развиваться, не облегчают, а усложняют его психологическое развитие. Это происходит в случае чрезмерной заботы о ребёнке, ограждения его от всех настоящих и мнимых трудностей. Такой стиль воспитания называют гиперопекой. При гиперопеке реакция чрезмерной защиты, опеки, жалость и сочувствие, чрезмерная любовь матери приводит к тому, что родитель делает слишком много за ребёнка, как следствие – ребёнок становится инфантильным, часто чувствует себя беспомощным даже в самых обычных бытовых ситуациях. Помните, что предоставление ребёнку самостоятельности, автономии и права на ошибку – является необходимым условием гармоничного развития личности. Ошибаясь и исправляя ошибки, каждый ребёнок приобретает необходимый опыт, учиться искать разные варианты решения проблем, и отвечать за свои поступки. Кроме того , у чрезмерно опекаемых детей, как правило, отсутствует мотивация к реабилитации.

Наряду с гиперопекой в семьях, где воспитывается ребёнок с ДЦП, часто можно встретить прямо противоположное отношение родителей к ребёнку – реакцию отвержения. Выделяют скрытое отречение , когда дефект ребёнка воспринимается родителем как позор. При этом типе воспитания, своё отрицательное отношение к ребёнку родители склонны скрывать за чрезмерно заботливым, внимательным воспитанием. Стремясь к тому, чтобы выглядеть образцовыми родителями, они постоянно демонстрируют крайнюю степень заботы о проблемах ребёнка, забывая о самом ребёнке, его переживаниях, радости и страхах, постоянной нужде в общении и проявлении эмоций.

Открытое отречение отличается тем, что родитель осознаёт и не скрывает от ребёнка свои враждебные чувства по отношению к нему. Как правило, для преодоления чувства вины и обоснованности враждебных чувств такие родители осуществляют защиту, т.е. обвиняют врачей, учителей, общество, которые виноваты в возникновении предрассудков по отношению к особому ребёнку, не такому как все.

ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

Основной задачей реабилитации и абилитации детей является обучение ребёнка самостоятельному обучению и самообслуживанию, при помощи коррекционных физических упражнений. Степень сложности упражнений различна. Не спешите использовать все упражнения, согласуйте их с возможностями Вашего ребёнка.

Задача должна быть выполнимой. Только после того, как ваш ребёнок освоит простые упражнения, усложняйте задачу.

Критериями усталости организма ребёнка являются следующие признаки:

Выражение лица напряжённое, ребёнок сильно возбуждён, суетлив (кричит, вступает в конфликт), либо он чересчур отвлекается и вялый;

Движения выполняются нечетко, неуверенно, появляются лишние движения;

Кожа ребёнка сильно краснеет или бледнеет, небольшая синюшность под глазами;

Ребёнок сильно потеет, особенно лицо;

Учащаются пульс и дыхание.

Если Вы видите, что задание оказалось сложным для ребёнка, - внесите изменение в само задание: замените его менее сложным, например игровыми, не требуйте высокой точности выполнения движений, будьте доброжелательны и эмоциональны .

Чрезвычайно важно контролировать позу ребёнка не только при проведении занятий, но и в повседневной жизни: за едой, в игре и т.д., поощряя правильные и исправляя порочные (неправильные) установки туловища и конечностей.

В положении сидя (на стуле, на диване) угол между бедром и голенью, т.е. сгибание в коленном суставе, должно быть близко к прямому углу, колени разведены, а пятки должны стоять на опоре (на полу или подставке).

В положении стоя, колени ребёнка должны быть выпрямлены, а пятки стоять на опоре (на полу или подставке).

Для того чтобы Ваш ребёнок почувствовал себя компетентным и самостоятельным в быту, ему необходимо предоставить возможность оказывать Вам посильную помощь по дому.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНЫХ ЗАНЯТИЙ С РЕБЁНКОМ.

УКРЕПЛЯЕМ МЫШЦЫ, ВЫПРЯМЛЯЮЩИЕ ТУЛОВИЩЕ

Ребёнок лежит на полу, руки и ноги выпрямлены. Повороты с живота - на бок – на спину, и обратно.

Ребёнок лежит на спине, ноги прямые, руки вытянуты вдоль туловища. Поочерёдное поднимание прямых ног на 15 – 20 см.

Ребёнок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, руки вытянуты вдоль туловища. Поворот таза, без подъёма плеч (уложить колени на пол), поочерёдно влево, вправо.

Ребёнок сидит с максимально согнутыми коленями и удерживает их руками. Маленькими шагами ребёнок сначала максимально выпрямляет ноги, затем таким же образом приводит их в исходное положение (упражнение выполняется поочерёдно каждой ногой, затем двумя ногами одновременно).

Ребёнок сидит, опираясь на прямые руки сзади. Он старается сохранить сидячее положение во время выполнения хлопка перед собой.

Ребёнок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, опора на всю стопу: разведение коленей в стороны и возвращение в исходное положение.

РАЗВИВАЕМ РАЗЛИЧНЫЕ МЫШЕЧНЫЕ ГРУППЫ НОГ

Ребёнок лежит на спине, пяткой одной ноги медленно проводит по передней поверхности голени другой ноги от голеностопного сустава до колена.

Ребёнок лежит на спине с выпрямленными ногами, пытается потянуть носки на себя.

Ребёнок лежит на спине, ноги выпрямлены, пятки вместе. Пытается развести носки на максимально возможный угол.

Ребёнок лежит на животе, поочерёдное сгибание ног в коленях.

Приседания. Ноги опираются на всю стопу, колени разведены (упражнение можно выполнять, держась за стул или другую опору, которая находится сбоку).

Ребёнок стоит у опоры, опираясь на всю стопу, поочерёдно становится на правое и левое колено.

Ребёнок сидит на стуле, поочерёдно пяткой одной ноги провести от стопы до колена другой ноги.

Ребёнок сидит на стуле, самостоятельно или с помощью взрослого встаёт и садится на стул.

ТРЕНИРУЕМ ФУНКЦИИ КИСТИ

Для тренировки захвата предметов двумя пальцами полезны: собирание предметов разной величины, сначала крупных, затем мелких; рисование карандашом, мелом; удерживание чашки за ручку. Очень полезны упражнения, развивающие отталкивающую функцию рук и зрительно-моторную координацию: катание мячей, шариков, бросание и ловля предметов.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ КИСТЕЙ РУК И ПАЛЬЦЕВ

Ладошки – кулак – ребро.

Пальчики здороваются. Соединяются пальцы обеих рук, большой с большим, указательный с указательным и т. д.

Банку или пластиковую бутылку обмазать пластилином. Попросить ребёнка из различной крупы выкладывать узоры.

Следует учитывать, что особые условия развития детей с ДЦП определяются наличием двигательных нарушений, которые нередко сочетаются с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи, слуха, зрения, поведения и эмоционального развития. Важно знать, что степень тяжести двигательных нарушений, зачастую не соотносится с тяжестью нарушений познавательной и эмоционально-волевой сферы ребёнка. Это значит, что коррекционная работа должна строиться с учётом всего комплекса нарушений, составляющих особые возможности вашего ребёнка.

Все трудности преодолимы , если в планомерную ежедневную работу включена вся любящая ребёнка семья, использующая для развития ребёнка все доступные ей возможности.

Радуйтесь каждому, Даже самому скромному достижению Вашего ребёнка!

Ваша доброжелательность, настойчивость и терпение обязательно будут вознаграждены успехами Вашего ребёнка и повышением его самостоятельности.

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ

Использование музыки в процессе занятий, оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние ребёнка, способствует исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, воспитанию положительных качеств личности, эстетическому воспитанию. Ребёнок учится слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку осуществляется развитие представления ребёнка о пространстве и умение ориентироваться в нём. Движение под музыку дают возможность воспринимать и оценивать её характер (весёлая, грустная), развивают способность сопереживать содержание музыкального образа.

Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как Мышление, память, внимание, восприятие.

Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у ребёнка активность и воображение, координацию и выразительность движений. Исполнение под музыку стихов, подпевок, инсценирование песен, музыкальных сказок способствуют развитию дыхательного аппарата и речевой моторики.

Основные принципы работы с особым ребёнком:

Постоянная упорная тренировка каждый день!

Активность и самостоятельность ребёнка!

Сознательная беспомощность родителей!

Развитие личности - залог успеха физической полноценности!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.