Беспричинный смех у ребенка с дцп

Психопатологические синдромы Количество больных II о л
м(%) ж(%)
Интеллектуальная недостаточность 68 41 27
Церебрастенический синдром 34 21 13
Двигательная расторможенность 23 13 10
Эпиприступы 14 7 7
Энурез 13 7 6
Энкопрез 6 5 1
Расстройства сна 12 7 5
Тики 11 8 3
Депрессивный синдром 9 4 5
Тревожно-фобический синдром 8 4 4
Ипохондрический синдром 7 3 4
Обсессивный синдром 6 3 3
Аффективная возбудимость 17 11 6
Изменения личности 28 19 9
Невропатия 43 29 14

Таблица 5
Характеристика психопатологических проявлений у больных ДЦП в зависимости от пола и возраста

Клиническая группа К-во больных (%) Пол (%) Возраст больных (%)
М Ж До 3 х лет 3 5 лет 6 9 лет 10 13 лет 14 17 лет
Интеллектуально-мнестическая недостаточность: 59 31 28 13 15 11 12 9
а) пограничная умственная отсталость 24 13 И 4 6 4 5 5
6) дебильность 13 4 9 3 3 2 4 1
в) имбецильность 10 5 5 2 3 2 1 1
г) идиотия 14 7 7 4 3 3 2 2
Церебрастенические, неврозоподобные и вторичные невротические расстройства 22 10 12 3 5 5 5 3
П атохарактеро логические реакции и формирования личности: 19 13 6 2 4 5 6 2
а) эпилептоидные 4 3 1 1 2 2 2
б) истероидные 9 3 6 1 1 2 2 1
в) шизоидные (аутичные) 5 3 2 1 1 2 1
Клиническая группа К-во больных Значительная эффективность,%
После 2-3 сеансов После 1 курса После 2 курса
Интеллектуально-мнестические расстройства: 177
а) пограничная умственная отсталость 72 17 58 88
б) дебильность 39 9 29 46
в) имбецильность 30 23 23
г) идиотия 36 14 14
Церебрастенические, неврозоподобные и невротические расстройства 66 36 68 77
Психопатоподобные личностные реакции и формы поведения: 54
а) эпилептоидные 12 25 50
6) истероидные 27 33 56
в) шизоидные 15 20 40

Больные ДЦП є более тяжелыми психопатологическими расстройствами оказались менее чувствительными к первым 2-3 сеансам лечения (см. табл.6). Хотя определенные положительные сдвиги в психическом статусе в этот период наблюдались и у некоторых из них (повышение общей активности), но эти изменения еще были слабо выраженными и не носили устойчивого характера.
К моменту окончания полного 2-х недельного курса интенсивной нейрофизиологической реабилитации, а в ряде случаев через 2-3 недели после него, отчетливые положительные сдвиги в психическом статусе обнаруживались у большинства больных, проходивших лечение. При этом они носили достаточно стабильный, а у некоторых детей — качественный характер. Однако эффективность метода была неодинаковой в группах больннх ДЦП с различными психопатологическими синдромами, доминирующими в клинической картине заболевания.
Так, проявления пограничной умственной отсталости существенно смягчались у 58% страдающих ею детей. У 29% детей с легкой формой дебильности отмечалось заметное увеличение показателей как вербального, так и невербального интеллекта, уменьшались сопутствующие заболеванию явления социальной (школьной) дезадаптации. Улучшались внимание, память, общий жизненный тонус. Повышался аппетит, нормализовался сон, дети легче и продуктивнее общались со сверстниками.
Положительные перемены произошли в состоянии психического здоровья у 23% больных с имбецильностью и у 14% больных с идиотией. И хотя они по своему интеллектуальному уровню продолжали находиться в группах умеренной и глубокой умственной отсталости, появилась определенная упорядоченность в поведении, их словарный запас, навыки опрятности несколько улучшились. Дети становились более спокойными, проявляли меньшую агрессивность, импульсивность, эмоционально адекватнее реагировали на окружающих. У них заметно повышался аппетит, нормализовался сон, урежались судорожные приступы, очищались кожные покровы от имевшихся ранее сыпей, фурункулов, угрей. Следует отметить, что уменьшение психопатологических проявлений, наблюдаемое в процессе лечения у большинства детей с глубокими формами умственной отсталости, зачастую было слабо выраженным и не всегда стойким. Но в целом уровень социально-психологической адаптации возрастал и у этих больных.
Существенно выраженной была эффективность метода в группе детей с ДЦП, страдающих церебрастеническими, неврозоподобными и вторичными невротическими расстройствами. У 68% из них после завершения курса лечения практически полностью исчезали раздражительность, плаксивость, капризность, нарушения сна, немотивированная тревога, явлення энуреза. Улучшились общий фон настроения, активное внимание, память, аппетит. Дети становились живее, жизнерадостнее, легче и активнее вступали в контакты с окружающими. У них расширялся круг интересов, появлялось желание посещать школу, учиться, формировались новые мотивации, повышалась работоспособность, возрастала устойчивость к стрессорным воздействиям.
Психопатоподобные проявления и неадекватные формы психо-логической защиты у детей с ДЦП оказались более устойчивыми к первому курсу интенсивной нейрофизиологической реабилитации. После начальных 2-3 сеансов лечения у большинства больных этой группы каких-либо заметных сдвигов в психическом состоянии практически не происходило. Однако по мере его продолжения психопатологические проявления начинали смягчаться. В подгруппе больных с эпилептоидными нарушениями к концу 1-го курса интенсивной терапии положительные сдвиги в психической сфере наблюдались в 25% случаев. Снизилась склонность к аффективным реакциям, дисфориям, уменьшились агрессивность, злопамятность, конфликтность с окружающими. Поведение стало адекватнее, мягче, спокойнее. Заметно повысился темп мыслительных процессов, переключаем()СТЬ с одного вида деятельности на другой, уменьшились явления педантичности, былой нетерпимости к любым жизненным переменам, редуцировались пароксизмальные и гиперкинетические расстройства.
После первого курса интенсивной терапии у детей с истероидными проявлениями заметное смягчение и устранение основной психопатологической симптоматики имело место в 33% случаев. Почти полностью исчезали капризность, демонстративность, адекватнее становилось общение как в кругу семьи, так и со сверстниками. Менее выраженными становились проявления эгоизма и эгоцентризма. Более реалистично, особенно больные старшего детского возраста, начинали оценивать состояние здоровья и свои возможности. У них появлялись более адекватные планы на будущее.
После первого курса нейрофизиологической реабилитации заметный положительный эффект в отношении психического здоровья наступил и у 20% больных ДЦП с ведущей шизоидной психопатологической симптоматикой. У них заметно повысился общий энергетический потенциал, дети становились активнее в контактах с окружающими. Более адекватными и социально приемлемыми становились их интересы и увлечения. Исчезали мысли о своей ущербности, непохожести на других людей, уменьшалась склонность к бесплодном>'' философствованию. Возникало желание к включению в игры со сверстниками, к социальному самоутверждению, менее болезненно воспринималось внимание чужих людей к себе.
Однако, как показали результаты исследования (см.табл. 6), для достижения стойкого положительного эффекта у больных ДЦП с выраженной психопатологической симптоматикой одного курса системы интенсивной нейрофизиологической реабилитации обычно было недостаточно. Обнаружилась определенная закономерность: чем тяжелее психические нарушения у ребенка, чем теснее они связаны с личностью больного, чем обширнее и выраженнее лежащее в их основе органическое повреждение головного мозга, тем чаще и интенсивнее должно проводиться лечение. 38% обследованных получили 2-й курс интенсивной реабилитации. После его завершения значительное улучшение состояния психического здоровья, как видно из табл. 6, наступило у 88% больных ДЦП с пограничной умственной отсталостью, у 46% — детей с дебильностью, у 23% — с имбецильноотью, у 14% — с идиотией. При этом у больных с ведущей церебрастенической или неврозоподобной симптоматикой оно после 2-го курса терапии наблюдалось в 77% случаев, с эпилептиформной — у 50%, с истероидной — у 56%, с шизоидной — у 40%. Ни у одного из больных в процессе лечения и после него не наступило какого-либо ухудшения психического здоровья. Более того, они значительно легче стали переносить те экзогенные вредные влияния, которые ранее негативно отражались на основном заболевании: простуды, физические и психические травмы, пищевые отравления.
Таким образом, система интенсивной нейрофизиологической реабилитации является весьма эффективной при лечении психопатологических проявлений у детей с ДЦП. Однако эффективность метода оказалась различной при разных клинических формах психических нарушений. Наиболее выраженной она была у больных с церебрастенической и неврозоподобной симптоматикой, а также с пограничной умственной отсталостью. Несколько слабее эффект 1-2 курсов лечения был у больных с легкими формами слабоумия, неадекватными формами поведения и личностными реакциями. Наименее результативным он оказался у детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью.
Разработанный метод обладает большим спектром лечебно-коррекционных возможностей в детской психиатрической практике, причем не только при ДЦП, но и при других нервно-психических расстройствах. Поэтому требуется дальнейшее исследование показаний к его назначению и дифференцированных схем применения при различных клинических формах нервно-психических заболеваний детского возраста.

Синдром Дауна и другие генетические заболевания у детей: какая коррекционная помощь нужна


Наталья Керре дефектолог, семейный консультант

В последние годы сильно возросло количество генетических нарушений у детей. Эту печальную тенденцию видит на своих консультациях и Наталья Керре — дефектолог, семейный консультант, автор книги "Особенные дети: Как подарить счастливую жизнь ребенку с отклонениями в развитии". Она описала самые часто встречающиеся в ее практике генетические синдромы — те, с которыми с наибольшей долей вероятности могут столкнуться родители. И рассказала, в чем может заключаться коррекционная помощь детям.


Генетика как наука пока только развивается, мы знаем о генетических аномалиях не очень много, но правильная и своевременная диагностика крайне важна для выбора педагогического и медицинского маршрута помощи ребёнку. Генетические синдромы могут принимать самый разный облик и быть похожи на умственную отсталость, аутизм, шизофрению, ДЦП.

Родителей должны насторожить два момента: если у ребёнка имеются аномалии физического облика (необычная форма ушей, пальцев, глаз, странная походка и т.д.) — и если специалисты долго не могут определиться с диагнозом (каждый ставит своё, пройдено уже больше пяти консультаций, но единого мнения нет).

От рождения ребёнка с генетическими проблемами не застрахована ни одна семья, но считается, что в зоне повышенного риска находятся следующие категории:

  1. Семьи, в которых уже есть ребёнок с любыми генетическими отклонениями.
  2. Мать старше 40 лет.
  3. В анамнезе есть самопроизвольные выкидыши либо замершая беременность.
  4. Длительный контакт родителей с мутагенными вредностями (облучение радиацией, "вредное" химическое производство и т.д.).

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся генетические синдромы. Необходимо напомнить, что окончательный вывод по поводу диагноза делается только после очной консультации врача-генетика и всестороннего обследования ребёнка!

Синдром Дауна

Это наиболее изученное на сегодняшний день генетическое заболевание. У детей наблюдается снижение мышечного тонуса, недостаточно развитая моторика, нарушение функции вестибулярного аппарата. Синдрому Дауна также свойственны уплощённое лицо и затылок, низко расположенные уши, увеличенный язык, "монголоидный" разрез глаз. Однако эти физические особенности могут проявляться в разной степени. И, вопреки распространённому мнению, дети с синдромом Дауна довольно сильно отличаются друг от друга и больше похожи на своих родителей, чем друг на друга.

Эти дети обычно ласковые, артистичные, общительные, не склонные к антисоциальным поступкам. У детей может быть различный уровень снижения интеллекта: от глубокой умственной отсталости до незначительной задержки развития. Большинство детей способны к обучению и социализации по программе для лиц со снижением интеллекта.


Синдром Ретта

Это генетическое заболевание встречается только у девочек. Беременность и роды обычно протекают без проблем, новорожденные ничем не отличаются от других детей. Однако после 1,5–2 лет наступает регресс, когда ребёнок перестаёт осваивать новые навыки, снижаются темпы роста окружности головы.

Со временем добавляются дополнительные признаки: характерные "моющие" движения руками в области пояса, эпилептические приступы, остановки дыхания во сне, неадекватный смех и вскрикивания, замедление роста кистей рук, стоп и головы. Развитие идёт неравномерно, периоды остановки и регресса сменяются движением вперёд.

Уровень интеллектуального отставания различен, очень хорошие результаты при работе с детьми с синдромом Ретта даёт сочетание методик для детей с ДЦП с методиками для детей с аутизмом. Периоды регресса, конечно, существенно осложняют и замедляют коррекционную работу, но со временем она всё равно обязательно приносит свои плоды.

Синдром Мартина-Белл

Его еще называют синдромом ломкой Х-хромосомы: у детей большой лоб, низко посаженные оттопыренные уши при недоразвитии средней части лица. Рост небольшой, обычно есть снижение мышечного тонуса, косоглазие. Кожа бледная, очень хорошо растяжимая. Дети очень подвижные, эмоционально неустойчивые (возможен внезапный переход от смеха к слезам и обратно), тревожные.

Часто встречаются черты, похожие на аутизм: эхолалия, двигательные стереотипии, трудности с установлением глазного контакта, повышенная чувствительность к свету, звуку, прикосновениям. Почти у всех детей речевые проблемы: нарушение слоговой структуры слова, проблемы с артикуляцией, своеобразный назальный оттенок голоса и т.д.

Дети обычно хорошо подаются коррекции, охотно занимаются. Хорошие результаты показало использование сочетания методик для детей с аутизмом и снижением интеллекта.

Синдром Прадера-Вилли

При этом генетическом синдроме в возрасте 2-6 лет у детей появляется характерная особенность — аномально повышенный аппетит, отсутствие чувства насыщения. У детей с синдромом Прадера-Вилли наблюдается снижение мышечного тонуса, удлинённая форма головы, широкое плоское лицо, миндалевидные глаза, косоглазие, подковообразная форма рта.

Дети обычно эмоциональные, жизнерадостные, но после 6 лет может появиться психопатоподобное поведение с бурными истериками. Со временем повышается общая тревожность, наблюдается компульсивное поведение в виде "щипков" себя за кожу.

Почти у всех детей с синдромом Прадера-Вилли снижен интеллект, но часто очень хорошо развито визуальное восприятие. Дети хорошо обучаемы по программам для детей со снижением интеллекта, обычно легко учатся читать по методикам с применением глобального чтения.

Синдром Ангельмана

Характерный признак этого генетического заболевания — приступы беспричинного смеха, эйфории, застывшее на лице счастливое выражение. Дети гиперактивны, у них нарушена координация движений, часто тремор конечностей. У детей с этим синдромом, как правило, либо полностью отсутствует речь, либо присутствует 5-10 слов.

У детей наблюдается гипопигментация кожи, увеличение интервала между зубами, гладкие ладони, постоянная жажда, слюнотечение. Дети обычно мало и плохо спят. Часто — эпилептические приступы. Интеллект снижен. Хорошие результаты даёт применение сочетания методик для детей с интеллектуальной недостаточностью с методиками для детей с гиперактивностью.

Родителям необходимо помнить, что постановка ребёнку диагноза, связанного с генетическими аномалиями, не означает, что коррекционная работа будет бессмысленной. К сожалению, на сегодняшней день не существует способа полностью вылечить генетический синдром. Но улучшить состояние ребёнка по сравнению с изначальным можно абсолютно во всех случаях.

Проявления ДЦП разнообразны — это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. Строго говоря, ДЦП не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП — повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период. Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.

Признаки и ранние симптомы детского ДЦП

В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их. К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения. Примерно у трети детей с ДЦП случаются судороги. Этот симптом нередко проявляется не в младенческом возрасте, а несколько позже.

Помимо этого встречаются такие симптомы ДЦП, как нарушения зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:

  • в возрасте одного месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте семи месяцев ребенок не может сидеть без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком медленные;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.

ДЦП может проявляться по-разному, в зависимости от пораженной зоны головного мозга. Иногда проявления этого заболевания незначительны, однако в тяжелых случаях нарушения могут быть крайне серьезными. Существует несколько видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга. Это приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  • Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
  • Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.

Реабилитация при ДЦП держится на двух главных принципах — комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, и коммуникативных, и интеллектуальных навыков.

Лечение ДЦП — пожизненный процесс, так как полное излечение фактически невозможно. Однако это еще не означает, что ДЦП — приговор. Большинство больных ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были приняты в раннем возрасте. В детстве мозг развивается очень активно. Он обладает гораздо большими компенсаторными возможностями, чем мозг взрослого. Поэтому лечение ДЦП, которое началось в ранние годы, будет наиболее эффективным.

Лечение ДЦП в основном направлено на устранение симптомов. Правильнее было бы называть это не лечением, а реабилитацией, ориентированной на восстановление функций, которые пострадали в результате этого заболевания. Одним из самых действенных методов считается массаж, который помогает привести в норму мышечный тонус. Также в реабилитации при ДЦП широко используется лечебная гимнастика. ЛФК помогает улучшить координацию движений. Но она дает ощутимый эффект лишь в том случае, если занятия проходят регулярно на протяжении всей жизни. Хороший результат дают и занятия на специальных тренажерах.

При отсутствии судорог показана и физиотерапия — например, миостимуляция и электрофорез. Многие врачи рекомендуют также электрорефлексотерапию для восстановления активности нейронов коры головного мозга — это помогает снизить мышечной тонус, улучшить координацию, речь и дикцию.

Во многих случаях показано медикаментозное лечение при помощи препаратов, улучшающих деятельность мозга.

Недавние российские исследования подтвердили у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии (кислородном голодании клеток), в высокой интенсивности свободнорадикального окисления липидов (жировых молекул), в компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (недостаточность гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к хронизации болезней ЛОР-органов, ЖКТ и почек. Определена прямая зависимость биохимических нарушений от тяжести ДЦП, поэтому важна индивидуальная диагностика и контроль биохимического дисбаланса в организме, чтобы компенсировать отклонения от биологической нормы при помощи специальных препаратов, диет, коррекции образа жизни. В результате можно существенно повысить потенциал и эффективность реабилитации детей с отставанием в развитии.

Детский церебральный паралич вызывает необратимое поражение определенных областей головного мозга. Задача врачей и родителей — скорректировать последствия ДЦП. Необходимо принять тот факт, что процесс реабилитации должен быть постоянным и непрерывным.


Беспричинный смех при аутизме

Смех сам по себе является очень сложным и уникальным явлением в человеческой жизни. Во многих отношениях это не столько физиологическая реакция, сколько социальный конструкт и вид социальной коммуникации между людьми. По данным некоторых исследований, люди до 30 раз чаще смеются в компании других людей, чем в одиночестве. Во взрослом возрасте примерно в половине случаев смысл смеха не в том, чтобы просто выразить радость, а в том, чтобы установить взаимоотношения с конкретными людьми.

Как можно сразу догадаться, аутичные люди редко используют не озвученный смех, у них он преимущественно озвученный. Исследование среди детей с аутизмом в возрасте от 8 до 10 лет показало, что они никогда не имитируют смех, а не озвученный смех у них присутствовал только в 2% случаев. Их ровесники с типичным развитием одинаково часто использовали оба типа смеха. Учитывая природу аутизма, это совершенно неудивительно.

Это не обязательно является недостатком. Исследования указывают на то, что озвученный смех часто вызывает сильную симпатию у присутствующих людей. Это тоже совершенно объяснимо – искренний смех воспринимается как искренняя дружелюбная реакция.

Удивительно, но в одном исследовании ученые обнаружили, что студенты-участники более позитивно реагировали на смех аутичных детей, чем на смех нейротипичных детей. В какой-то степени участники даже могли определить какой смех принадлежит ребенку с аутизмом, хотя лишь 19% из них считали, что определили это правильно.

Многие аутичные люди рассказывают нечто подобное. По их словам, в определенные моменты они спонтанно начинают громко смеяться просто потому, что им в голову пришла какая-то смешная мысль, совершенно неочевидная для окружающих. Некоторые говорят, что иногда они начинают неудержимо смеяться в совершенно неуместных ситуациях (например, когда кто-то поранился) просто из-за очень сильной нервозности и неспособности справиться со своими эмоциями. Другие аутичные люди даже не могут объяснить, почему они засмеялись.

В любом случае, данных о беспричинном, случайном смехе при аутизме практически нет – пока что мы располагаем только гипотезами и отдельными личными объяснениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
besprichinnyy_smeh_pri_autizme.docx 15.5 КБ

Предварительный просмотр:

Беспричинный смех при аутизме

Смех сам по себе является очень сложным и уникальным явлением в человеческой жизни. Во многих отношениях это не столько физиологическая реакция, сколько социальный конструкт и вид социальной коммуникации между людьми. По данным некоторых исследований, люди до 30 раз чаще смеются в компании других людей, чем в одиночестве. Во взрослом возрасте примерно в половине случаев смысл смеха не в том, чтобы просто выразить радость, а в том, чтобы установить взаимоотношения с конкретными людьми.

Как можно сразу догадаться, аутичные люди редко используют не озвученный смех, у них он преимущественно озвученный. Исследование среди детей с аутизмом в возрасте от 8 до 10 лет показало, что они никогда не имитируют смех, а не озвученный смех у них присутствовал только в 2% случаев. Их ровесники с типичным развитием одинаково часто использовали оба типа смеха. Учитывая природу аутизма, это совершенно неудивительно.

Это не обязательно является недостатком. Исследования указывают на то, что озвученный смех часто вызывает сильную симпатию у присутствующих людей. Это тоже совершенно объяснимо – искренний смех воспринимается как искренняя дружелюбная реакция.

Удивительно, но в одном исследовании ученые обнаружили, что студенты-участники более позитивно реагировали на смех аутичных детей, чем на смех нейротипичных детей. В какой-то степени участники даже могли определить какой смех принадлежит ребенку с аутизмом, хотя лишь 19% из них считали, что определили это правильно.

Многие аутичные люди рассказывают нечто подобное. По их словам, в определенные моменты они спонтанно начинают громко смеяться просто потому, что им в голову пришла какая-то смешная мысль, совершенно неочевидная для окружающих. Некоторые говорят, что иногда они начинают неудержимо смеяться в совершенно неуместных ситуациях (например, когда кто-то поранился) просто из-за очень сильной нервозности и неспособности справиться со своими эмоциями. Другие аутичные люди даже не могут объяснить, почему они засмеялись.

В любом случае, данных о беспричинном, случайном смехе при аутизме практически нет – пока что мы располагаем только гипотезами и отдельными личными объяснениями.


Передача в очередной раз подняла очень серьезные вопросы о проблемах семей, в которых воспитываются дети, с рождения проявлявшие признаки отклонения от норм развития. Не так важно, что стало причиной тяжелой болезни: врожденная патология или редкая генетическая аномалия, тяжелая травма в родах или инфекционное заболевание. Родители должны сделать выбор и всю жизнь нести ответственность за свое решение. Оставить ли ребенка, который заведомо будет отставать от своих сверстников в развитии, и, быть может, даже никогда не улыбнется в ответ? Это решение должна принять семья – врач здесь не поможет.

Не дело врача – решать человеческие судьбы, его дело дать как можно более полную информацию о состоянии ребенка. Самое главное, определить прогноз – насколько возможно точно – каковы, хотя бы, примерные перспективы у малыша – позволят ли его особенности ему в будущем научиться узнавать родителей, а значит любить. Сможет ли он ходить и говорить. Именно от прогноза зависит решение родителей – оставить ребенка в семье или передать на попечение государству. Это очень трудный выбор. Врач должен дать родителям как можно более точный прогноз и с сочувствием принять любое решение. Ибо при любом раскладе жизнь семьи может превратиться в ад.

Эти двое мужчин двое мужчин держались обособленно и не общались с веселой тусовкой экспертов, пивших чай в ожидании эфира. Их лица показались мне очень знакомыми – это были известный российский певец и актер Данко и телеведущий Сергей Белоголовцев.

Серге́й Генна́дьевич Белоголо́вцев — российский телеведущий, актёр, юморист, телережиссёр, шоумен, радиоведущий откровенно поделился трудностями воспитания ребенка с отклонениями в развитии. Его сын Евгений – один из двойни – вскоре после рождения перенес тяжелую операцию на сердце, и после полугода у него был установлен диагноз ДЦП. Жизнь семьи, в которой воспитывается такой малыш, Сергей сравнил с ежедневной каторгой. И действительно, огромна цена, которую приходится заплатить, чтобы адаптировать к полноценной жизни ребенка, который до 6-ти лет не мог даже ходить, и помочь ему достичь успеха. Сейчас Евгений живет полноценной жизнью и работает ведущим программ на центральном телевидении.


Другой мужчина… Александр Фадеев — Данко. Говорящий псевдоним – Данко готов вырвать из своей груди сердце, чтобы осветить путь другим. Он рассказал о том, как после рождения дочери с тяжелыми повреждениями мозга, семья приняла решение не отдавать малышку в дом малютки, а воспитывать самим. Прогноз врачей с самого начала звучал неутешительно – девочка не только не сможет узнавать родителей, но даже самостоятельно глотать. Несмотря на страшный прогноз, ребенок остался в семье. Данко рассказывал о титанических усилиях, приложенных к реабилитации ребенка — несколько месяцев почти без сна, жизнь в постоянном напряжении, новейшие реабилитационные разработки, в том числе и космические. Родители приложили огромные усилия и вложили значительные материальные средства, что дало свои результаты. Спустя два года Агата смогла даже самостоятельно держать бутылочку в руках.

Этот путь длиною в жизнь… Дай бог сил и средств!

Что же это за болезнь, которая определяет и ограничивает не только жизнь маленького человека, но и всего его окружения – мать, отца, сестер, братьев, близких и друзей семьи. Что же такое ДЦП?

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это не отдельное заболевание, а комплекс проявлений (синдром), который возникает при гибели клеток головного мозга вследствие кислородного голодания и других причин. Среди них родовые травмы, врожденные аномалии развития головного мозга, хронические инфекционные заболевания матери или инфекция в перинатальном периоде, токсическое влияние на плод, ядерная желтуха, возникающая при высоком уровне билирубина у новорожденного, имеет значение эндокринная патология. Особое место среди причин развития ДЦП занимает недоношенность.

Сколь многообразны причины, ведущие к поражению головного мозга, столь многообразны и клинические проявления. Детский церебральный паралич проявляется в нарушении мышечного тонуса ребенка, двигательных функций и функций удержания равновесия, расстройствами со стороны органов зрения, слуха, а также нарушениями речи и снижением эмоционального интеллекта. У многих детей развиваются судороги.

Клинические проявления детского церебрального паралича зависят от локализации и степени повреждения головного мозга. Они могут быть от самых незначительных, до крайне тяжелых.

  1. Спастическая диплегия– эта форма встречается достаточно часто, примерно в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный спастический паралич рук и ног.
  2. Двойная гемиплегия – самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются оба большие полушария мозга. Это приводит к ригидности (сильному спазму) мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  3. Гемипаретическаяформа, при которой поражается одно из полушарий мозга, приводит к развитию парезов и параличей конечностей на противоположной стороне тела.
  4. Гиперкинетическаяформа проявляется непроизвольными движениями – гиперкинезами. При ней страдают подкорковые структуры головного мозга. Гиперкинезы часто сопровождают другие формы ДЦП.
  5. Атонически-астатическая формаявляется следствием поражения мозжечка. При этом наблюдается атония мышц и нарушение баланса и координации движений.

Классификация описывает клинические проявления поражений головного мозга, но не учитывают причины повреждения. И, как правило, все силы врачей направлены именно на лечение последствий. В то же время, знание причины намного улучшает прогноз. Так, к примеру, родовая травма мобилизует на борьбу с последствиями с первых минут и часов жизни ребенка.

Вместе с тем, у большинства детей ДЦП развивается не сразу. Симптомы поражения мозга нарастают постепенно и проявляются более отчетливо к 5-7 месяцу жизни. Поэтому, очень многое зависит от квалифицированного наблюдения в первом полугодии жизни, когда микросимптомы на уровне интуиции позволяют опытному педиатру заподозрить неладное, проследить развитие в динамике, провести дополнительное обследование, выявить причину и направить все силы на то, чтобы остановить развитие заболевания и предотвратить настоящую трагедию. Во многих случаях, когда появляются первые признаки нарушения психомоторного развития, причина еще продолжает действовать – часто это внутриутробная или приобретенная инфекция. Справиться с этим можно только совместными усилиями педиатров и неврологов. И если усилия невролога работают в основном на устранение последствий, то усилия педиатра направлены на устранение причины, и тем самым останавливают прогрессирование болезни. Вот почему так важно квалифицированное наблюдение за ребенком в первом полугодии жизни, когда еще можно остановить повреждение мозга и не допустить развития детского церебрального паралича.

На что ориентируется педиатр? В первую очередь, врач собирает анамнез и составляет общее впечатление. Как протекала беременность, есть ли желтуха, какова поза младенца, видимые деформации головы, стигмы дисэмбриогенеза и множество других маленьких знаков.

Огромное значение имеет взаимодействие с малышом. Здоровый ребенок способен со второй недели жизни пусть на недлительный, но отчетливый глазной контакт. Он должен проявлять адекватные эмоции при осмотре: крик от прикосновения холодной трубочки, улыбка в ответ на улыбку, адекватная реакция на громкий звук. А затем идет сопоставление объективных показателей психо-моторного развития.


Одним из ранних признаков формирующегося ДЦП является нарушение мышечного тонуса. Мышцы у детей с повреждением головного мозга могут быть чрезмерно напряженными, или наоборот слишком расслабленными. В результате конечности принимают неестественное положение.

У здоровых новорожденных преобладает тонус мышц сгибателей конечностей, который обеспечивает характерную позу ребенка первых месяцев жизни. Это физиологический гипертонус, и он сохраняется примерно до 4-х месяцев, затем малыш постепенно расслабляется, конечности его постепенно распрямляются. Если гипертонус мышц сохраняется дольше четырех месяцев, или поза ассиметрична, то это может быть ранним признаком поражения ЦНС.

РЕФЛЕКСЫ

Несмотря на очевидную беспомощность, новорожденный ребенок обладает целым арсеналом средств, помогающих ему выжить. Кроме основных рефлексов, таких как дыхательный, сосательный и глотательный, у новорожденного ребенка имеются некоторые автоматизмы, которые позволяют ему искать и получать пищу. К примеру, ладонно-ротовой рефлекс Бабкина, – при надавливании на ладошки ребенок новорожденный открывает рот, или поисковый – при касании щеки ребенок поворачивает голову в сторону прикосновения — ищет сосок. Рефлекс Моро – при резком звуке широко раскидывает руки – опасность! – и сводит их, как бы стараясь за что-нибудь схватится.

Для этого же служит хватательный рефлекс – ребенок захватывает пальцы, вложенные ему в ладошки так сильно, что некоторых можно приподнять – рефлекс Робинсона. В доисторические времена этот рефлекс позволял человекообразному детенышу крепко схватиться за шерсть матери и ускакать вместе со стадом – спастись от опасности.

Эти рефлексы постепенно угасают в течение второго-третьего-четвертого месяца жизни. Параллельно формируются так называемые, установочные или выпрямляющие рефлексы, которые обеспечивают равновесие. Благодаря слаженной работе мышц ребенок сначала учится удерживать головку, затем сидеть, затем ползать, затем стоять и ходить. Угасание одних рефлексов и формирование других имеет строгую последовательность, которую отслеживает наблюдающий врач. Нарушение этой последовательности – тревожный сигнал, который может говорить о повреждении головного мозга

И на этом этапе уже что-то кардинально изменить нельзя. Только уменьшить степень выраженности проявлений.

У недоношенных особенно часто страдает зрение. Это может быть патология сетчатки и/или зрительного нерва. Больше половины случаев косоглазия отмечается у детей, родившихся преждевременно. У многих развиваются речевые расстройства. Эти дети с первых дней жизни особенно нуждаются в квалифицированном наблюдении, так как причины, приведшие к преждевременным родам, могут впоследствии привести к развитию ДЦП.


ДЦП не поддается полному излечению, и методы специальной реабилитации позволяют лишь улучшить качество жизни детей с повреждением головного мозга. Лечение ДЦП направлено на восстановление функций, пострадавших в результате повреждения. Одними из самых доступных и эффективных методов являются массаж, лечебная гимнастика и физиотерапия. Большое значение имеет также медикаментозная терапия, улучшающая деятельность головного мозга. Эти методы не являются панацеей и применяются на протяжении всей жизни.

К повреждению клеток головного мозга вследствие кислородного голодания могут привести самые разные причины, и некоторые из них поддаются коррекции. Поэтому важно обратить внимание педиатра на минимальные проявления, если Вас что-то обеспокоило или насторожило в поведении ребенка. В течение первого года жизни можно добиться максимального эффекта. Иногда можно остановить развитие процесса. Мозг ребёнка пластичен и поддается реабилитации – важно не упустить время.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.