Цели и задачи по работе с детьми дцп

Лариса Басырова
Методические рекомендации по работе с детьми с ДЦП

Методическая рекомендация по работе с детьми с ДЦП.

Подготовительная группа (6 - 7 лет)

К детям с нарушением опорно-двигательного аппарата обычно относят детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

Детский церебральный паралич составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Основная особенность при ДЦП - существование двигательных нарушений с самого рождения и их тесная связь с сенсорными нарушениями.

Из – за имеющихся у ребенка двигательных нарушений различной степени он с рождения оказывается полностью зависим от взрослых. Это отрицательно влияет на эмоциональную сферу ребенка, у него отсутствует инициативность и развивается пассивность в действиях.

Особенностью психического развития при детском церебральном параличе является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер, ускорение в развитии одних функций, и отставание других.

Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, неспособности длительно концентрировать внимание, узости его объема, преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной.

Нарушение пространственного гнозиса: проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.

Интеллектуальное развитие детей с детским церебральным параличом может быть сохранным, но несколько сниженным. По мнению Э. С. Калижнюк, дети с ДЦП могут подразделяться на две группы в зависимости от степени нарушения интеллекта (задержка психического развития и атипичная форма олигофрении).

Для детей с ДЦП характерно недоразвитие высших форм мыслительной деятельности – абстрактного мышления.

Характерными проявлениями речевых расстройств у таких детей являются разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи. Вот почему речь этих детей невнятна и мало понятна для окружающих.Тяжесть нарушений звукопроизносительной стороны речи усиливается за счет дыхательных расстройств: речевой выдох укорочен, во время речи ребенок производит отдельные вдохи, речь теряет плавность и выразительность.

В письме проявляются ошибки в графическом изображении букв, цифр, их зеркальность, асимметрия.

Почти все дети с ДЦП отличаются повышенной утомляемостью. При целенаправленных действиях, требующих участия мыслительных процессов, они становятся вялыми быстрее, чем их здоровые сверстники, им трудно сосредоточиться на задании. Они могут отказаться выполнять задание, если им не удается с ним справиться, и полностью потерять интерес к нему.

Личностное развитие у воспитанников с ДЦП имеет свои особенности. Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. Склонность к колебанию настроения часто сочетается инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении.

Важным фактором развития является также осознание ребенком себя как части коллектива, который делает полезное дело. Детям всегда наиболее интересны занятия, приносящие коллективу наибольшую практическую пользу. Это побуждает их к различным видам общественно полезного труда.

Дети с детским церебральным параличом очень чутко чувствуют отношение к ним окружающих и реагируют на любое изменение в их поведение. Такие дети очень впечатлительны, их легко обидеть, вызвать у них недовольство или какую-либо негативную реакцию.

Рекомендации.

1. Коррекционную работу нужно начинать как можно раньше, так как вследствие нарушения некоторых психических функций могут вторично нарушаться другие психические процессы. Коррекционные мероприятия, должны осуществляться посредством разнообразных игр, т. к. ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Игра способствует благоприятному развитию психики ребенка и его речи, приобретению им различных умений и навыков.

2. На занятия важно объединять детей с различными двигательными возможностями, т. к. это способствует выработке стремления к совершенствованию своих двигательных навыков, подражанию тем детям, у которых они более развиты.

3. Важно грамотно организовать двигательный режим в течение всего времени пребывания детей в ДОУ. Необходимо подбирать наиболее удобную для ребёнка позу во время работы за столом, игр, сна.

4. Во время коррекционного занятия важно своевременно проводить равномерные включения динамических пауз (через 10 минут).

5. Длительности коррекционных занятий, усложнение заданий, увеличение амплитуды действий должно происходить постепенно с учётом индивидуальных возможности ребёнка.

6. В течение занятия важно активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать, а использование музыки, танцев благоприятно влияет на развитие моторики у таких детей.

7. В процессе обучения и воспитания педагогу важно уделять внимание одобрению при неудачах, поощрение за малейший успех такого ребёнка.

8. Педагогу необходимо знать положительные черты характера, на которые можно будет опереться в процессе учебной деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога.

9. Развивать двигательный навык, а так же воспитывать правильное представление о нём через ощущение движений: формирование навыка самообслуживания; развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. Важно помнить, что овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует много времени и большого терпения со стороны взрослого. Развитие двигательных навыков целесообразно использовать в виде интересных и понятных для детей игр, которые соответствуют его двигательным возможностям.

10. Уделять особое внимание развитию сенсорных эталонов.

11. Для коррекции нарушений кинестезии проводить игры, помогающие детям на ощупь определять предмет.

12.Ручные навыки необходимо развить поэтапно: научить произвольно брать, опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать в определённое место, выбирать предметы.

14. Перед тем как перейти к процессу обучения грамоте и письму, важно научить ребёнка конструировать асимметричные буквы из палочек и обведению букв с помощью карандаша.

15. Учить детей пространственной ориентировке в различных направлениях и при удалённости предмета через игры, в том числе и подвижные.

16. Также необходимо включать в занятия упражнения с опорой на зрительный или зрительно – осязательный анализатор. Например, при освоении математических действий, требующих от ребёнка пересчёта использовать наглядные предметы и манипуляцию с ними.

17. Необходимо стимулировать речевую активность ребенка, с помощью описанию предметов, действий, загадыванию и отгадыванию загадок. Использовать игры и упражнения на формирование правильного речевого дыхания, сильной воздушной струи.

18. Использовать игры по звукоподражанию способствующие правильному звукопроизношению речи.

19. Необходимо воспитывать в ребенке с детским церебральным параличом полноценного члена общества, ничем не хуже остальных и относиться к нему соответствующе!

Список литературы

1. Арбашина Н. А. Двигательные церебральные нарушения.Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2007.

2. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога – дефектолога. Ростов н/Д: Феникс, 2006.


Методическая разработка о работе по ПДД с детьми дошкольного возраста Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Задачи.

Основы работы с детьми ОВЗ «…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает.

Методические рекомендации для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе это понятие появилось.

Совместная двигательно-игровая деятельность как средство эмоционального сближения родителей и детей Методическая рекомендация "Совместная двигательно-игровая деятельность как средство эмоционального сближения родителей и детей" 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей и родителей во время адаптации Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Многие ученые, которые занимались.

Рекомендация родителям для индивидуальной работы с детьми с общим недоразвитием речи Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что ребенок должен знать и уметь.

Целью коррекционной работы при нарушение опорно-двигательного аппарата является оказание медицинской, психолого-педагогической, логопедической и социальной помощи, а также обеспечение максимальной комфортной, полной и ранней социальной адаптации, общего обучения детей. И в первую очередь важно развить позитивное отношение к жизни, обществу, семьи, обучению и труду.

Пользой лечебно-педагогических мероприятий будет является своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в различных звеньях. Лечебно-педагогическая работа вносит комплексный характер, важное условие комплексного взаимодействие — это взаимосвязь всех специалистов различного профиля - невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя, а также родителей. Необходима их полная согласованность позиции при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

В комплекс восстановления нарушения опорно-двигательного аппарата входят: медикаментозные средства, массаж, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры [51].

Основные принципы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательным аппаратом [46, c.74-75]:

1. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы. Это означает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики, речи и моторики, а также выявление и коррекция их нарушений.

2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. В настоящее время принято использовать в практике раннею диагностику ДЦП. Но несмотря на это когда в первые месяцы жизни у ребенка находят патологию, доречевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, коррекционно-педагогическая и логопедическая работа первые месяцы жизни можно выявить патологию доречевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, психологи и логопеды начинают работать в нередких случаях с детьми только после 3 лет. Работа в данном случае как правило направлена на исправление уже сформировавшийся дефектов речи и психики ребенка.

Если раньше выявить у ребенка патологию речевого развития, а также оказать своевременную коррекционно-психолого-педагогическое воздействие в первые годы жизни малыша, тем самым можно излечить и искоренить такие нарушения как раннее речевые недостатки у детей с детским церебральным параличом в дошкольном возрасте. Необходимо оказать раннею коррекционно-логопедическую работу при нарушение опорно-двигательного аппарата в силу особенности детского мозга и его пластичности а также его индивидуальной способности к компенсированию нарушенных функций, в связи с эти, что оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психическо-речевого развития находится ребенок.

3. Работа в ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при нарушение опорно-двигательного аппарата в значительной степени оправдывается отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому исходя из коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется основной для данного возраста вид деятельности. В младенческом возрасте (до 1 года) ведущим видом деятельности – является эмоциональное общение с родителем; в раннем возрасте (от года до 3 лет) – у детей преобладает предметная деятельность; а в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) – игровая деятельность.

4. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психического и речевого развития.

5. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка.

В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители – являются главными основными участниками педагогической, да и любой помощи в принципе, при нарушение опорно-двигательного аппарата, особенно, это важно, когда ребенок по состоянию здоровья не может посещать учебно-воспитательное учреждение.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, соблюдать правильный распорядок дня, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества [50]. Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в своих силах.

Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности.

От родителей зависит многое, например, если родители будет отделять ребенка от окружающей среды, и рассматривать его как человека, который неспособен выполнять некоторые вещи самостоятельно, то и ребенок будет думать, что он полностью дееспособный; а если родители будут наоборот давать ребенку , хоть не много быть самостоятельным, и относиться к нему как простому ребенку, без каких-либо отклонений, то и ребенок будет думать иначе, и верить в свои силы, будет развиваться во всех сферах, в которых он найдет своё место.

Для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата в нашей стране имеется сеть специализированных учреждений: поликлиники; неврологические отделения и психоневрологические больницы; специализированные санатории; ясли-сады; школы-интернаты; реабилитационные центры. Основной контингент детей с тяжелыми нарушениями двигательного аппарата, поступающих в специальные коррекционные учреждения, также составляют дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП). Но к большому сожалению, не у всех родителей есть доступ к различным сферам специализированных учреждений, например, отделенность от этих пунктов, а ездить с ребенком, у которого детский церебральный паралич, будет очень сложно, именно поэтому родители и местные органы власти, должны оказывать, осуществлять комфортное существование ребенка в домашних условиях.

В специализированных детских садах осуществляется: коррекционное обучение, воспитание; подготовка к школе детей, имеющих различные нарушения опорно- двигательного аппарата. Цель воспитания и общеобразовательной подготовки – всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.

Развитие и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата дошкольного возраста осуществляется в специальных школах-интернатах 6 вида. Одновременно с обучением и воспитанием в образовательных учреждениях проводится лечебно-оздоровительная работа и восстановительная терапия [35, c.81]. Эта работа проводится врачом-ортопедом, методистом лечебной физкультуры, педагогом-дефектологом и логопедом.

В специализированных школах 6 вида принимаются дети, которые самостоятельно умеют передвигаться и не требуют специального ухода. Школы данного вида имеют в своей структуре подготовительный класс, куда принимаются дети 7-летнего возраста. Дети с ДЦП, по возможности, обучаются в отдельных классах. По мере восстановления здоровья, учащиеся (по заключению ПМПК) могут переводиться в массовую общеобразовательную школу [35, c.83].

В учреждениях общего образования могут обучаться только дети с нерезко выраженными (либо компенсированными) нарушениями опорно- двигательного аппарата. Помимо возможности самостоятельного передвижения, обязательным условием возможности обучения в массовой школе является сформированность навыков самообслуживания и наличие возможности овладения предметно-практической (включая письменную) деятельностью.

Содержание коррекционно-педагогической работы: целенаправленное развитие познавательной деятельности; коррекция нарушений познавательной деятельности; коррекция высших корковых функций; воспитание нормативных форм поведения и деятельности. Задачи подготовительного класса: выявление состояния интеллекта; подготовка к дальнейшему обучению в школе по адаптированной программе (массовой или специальной).

Коррекционная работа с данной категорией детей не должна ограничиватся лишь развитием моторики. В системе коррекционно-воспитательной работы предусматриваются специальные средства развития зрительного восприятия, фонематического анализа, словарного запаса, восприятия и понимания речи, основных умственных действий и операций, формирование пространственных и временных представлений и ориентировок. Важную роль играет логопедическая работа по коррекции произношения и развитию связной речи. Проводится также многоплановая специальная лечебно-коррекционная работа, направленная на развитие двигательной сферы детей, - занятия лечебной физкультурой, специальные подвижные игры, ортопедическая помощь, массаж и пр. [14, c.67].

Существует не мало недостатков в образование детей на дому с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата: во-первых, при сокращение общеобразовательной программы, и не всегда проводимые дома занятия, приводит к изоляции ребенка от общества, а также у него формируется отсутствие профориентации.

Специальными медико-психологическими исследованиями установлено, что дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, во много раз чаще имеют физическую ослабленность, склонность к простудным и инфекционным заболеваниям, желудочно-кишечным расстройствам, аллергическим реакциям и др. Для них характерны различные проявления обще двигательной недостаточности, нарушения осанки, тонких дифференцированных движений рук, вестибулярные нарушения.

Особенно выражены эти нарушения у детей с ДЦП. Это определяет необходимость проведения комплекса лечебно- оздоровительных мероприятий: ЛФК, лечебного массажа, физиотерапии, водолечения и др. Эти мероприятия являются одним из важнейших направлений коррекционной и лечебной работы в специальных школах и коррекционных группах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в ДОУ [49, c.80].

Не маловажное значение в коррекции нарушений имеют индивидуальные и возрастные особенности. Двигательные нарушения в той или иной степени выраженности наблюдается у всех детей с отклонениями в развитии, особенно впервые годы их жизни.

Система помощи предусматривает раннюю диагностику и ранее начало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими ЦП. В основе такой системы лежат ранее выявление еще в родильном доме или детской поликлинике среди новорожденных всех детей с церебральной патологией и оказание им специальной помощи.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем и дошкольном возрасте являются [40, c.21-22]:

- развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;

- стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия и стереогноза);

- формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;

- развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);

- формирование математических представлений; развитие зрительно-моторной координации я функциональных возможностей кисти и пальцев;

- подготовка к овладению письмом; воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Важное место в коррекционно-педагогической работе отводится логопедической работе. Основными задачами являются: развитие и коррекция речевого общения, улучшение разборчивости речи; нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; развитие речевого дыхания, голоса, просодики; формирование силы, продолжительности, управляемости голоса в речевом потоке; выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции; коррекция нарушений произношения. На настоящее время работа над коррекцией нарушений опорно-двигательного аппарата улучшается, появляются новые методы лечения, и различные упражнения.

Стоит сделать маленький под вывод, что работа с детьми у которых нарушение опорно-двигательного аппарата, очень сложна и кропотлива, стоит учитывать все сферы развития ребенка, в этом должны принимать большое активное участие все же родители. От родителей также требуется много терпения, и поддержки особенному ребенку, подчас это сложно, но ребенок не должен чувствовать себя отделенным. Коррекционная работа должна осуществляться во всех сферах, специалисты должны изначально договориться о той или ной методике лечения — это прежде всего один из главных пунктов реабилитации.

Выводы по первой главе

Мы выяснили, что опорно-двигательный аппарат это система которая состоит из костной ткани, образующей скелет, который придает телу внешнюю форму и обеспечивает его надежное строение, защищающее от повреждений внутренние органы; мышц, покрывающих скелет и вместе с костями обеспечивающий двигательную активность человека, и, наконец, суставов и сухожилий, соединяющих мышцы и кости между собой. Так же мы выяснили что нарушение опорно- двигательного аппарата носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического либо периферического типа.

Нарушения функций опорно- двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер.

У детей с нарушением опорно-двигательного аппарат двигательный дефект является ведущим (недоразвитие, задержка формирования или утрата двигательных функций) Всё это приводит к тому, что все двигательные функции формируются с задержкой и с нарушением - с опозданием идет формирование функций удержания головы, навыки ходьбы, стояния, манипулятивной деятельности.

В зависимости от причин и времени действия вредных факторов выделяются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата:

1. Заболевания нервной системы детский церебральный паралич (ДЦП); полиомиелит.

2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника; недоразвитие и дефекты конечностей; артрогрипоз (врожденное уродство).

3. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондрострофия, рахит).

Все вышеназванные особенности развития и трудности в нарушении опорно-двигательного аппарата необходимо учитывать при организации учебно- воспитательной работы с детьми, имеющими двигательные нарушения. Особую важность это приобретает в условиях инклюзивного образования, т.к. включение детей с двигательными нарушениями в педагогический процесс общеобразовательной школы создает для них дополнительные трудности и негативные особенности развития проявляются более ярко.

Стоит сделать маленький под вывод, что работа с детьми у которых нарушение опорно-двигательного аппарата, очень сложна и кропотлива, стоит учитывать все сферы развития ребенка, в этом должны принимать большое активное участие все же родители. От родителей также требуется много терпения, и поддержки особенному ребенку, подчас это сложно, но ребенок не должен чувствовать себя отделенным. Коррекционная работа должна осуществляться во всех сферах, специалисты должны изначально договориться о той или ной методике лечения — это прежде всего один из главных пунктов реабилитации.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 2375 ;

Контрольная работа по основам педагогики и психологии

Тема: Коррекционная работа при детском церебральном параличе.

1. Медицинская коррекция.

2. Психологическая коррекция познавательных процессов.

3. Принципы психокоррекции ребенка.

4. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений.

5. Коррекция нарушений речи.

6. Специальные коррекционные учреждения.

7. Психолого-педагогическая коррекция в дошкольном учреждении.

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

1. Медицинская коррекция.

Лечебная физическая культура – составная часть медицинской реабилитации больных, метод комплексной функциональной терапии, использующий физические упражнения как средство сохранения организма больного в деятельном состоянии, стимуляции его внутренних резервов в предупреждении и лечении болезней, вызванных вынужденной гиподинамией

Средства лечебной физической культуры – физические упражнения, массаж, закаливание, пассивная гимнастика (мануальная терапия), трудовые процессы, организация всего двигательного режима больных с ДЦП– стали неотъемлемыми компонентами лечебного процесса, восстановительного лечения во всех лечебно-профилактических учреждениях и реабилитационных центрах.

Положительный эффект, который наблюдается при использовании средств лечебной физкультуры у больных с ДЦП, является результатом оптимальной тренировки всего организма. Принципы и механизмы развития тренированности совершенно одинаковы как в норме, так и при патологии. Для получения положительного реабилитационного эффекта у детей с ДЦП необходима продолжительная и упорная работа. Задачи ЛФК в период остаточных явлений:

• снижение гипертонуса приводящих мышц и мышц сгибателей, укрепление ослабленных мышц;

• улучшение подвижности в суставах, коррекция порочных установок ОДА;

• улучшение координации движений и равновесия;

• стабилизация правильного положения тела, закрепление навыка самостоятельного стояния, ходьбы;

• расширение общей двигательной активности ребенка, тренировка возрастных двигательных навыков;

• обучение вместе с воспитателями и родителями самообслуживания, усвоению основных видов бытовой деятельности с учетом умственного развития ребенка.

Для решения поставленных задач используются следующие группы упражнений:

• упражнения на расслабление, ритмичное пассивное потряхивание конечностей, маховые движения, динамические упражнения;

• пассивно-активные и активные упражнения из облегченных исходных положений (сидя, лежа), упражнения на мяче большого диаметра;

• принятие правильной осанки у опоры со зрительным контролем; упражнения в различных исходных положениях перед зеркалом;

• упражнения для развития и тренировки основных возрастных двигательных навыков: ползание, лазание (по скамейке), бег, прыжки, (вначале на мини-батуте), метания; упражнения в движении с частой сменой исходного положения;

2. Психологическая коррекция познавательных процессов.

Сложная структура интеллектуального дефекта у детей с церебральным параличом требует дифференцированного подхода к психологической коррекции. При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать форму, степень тяжести, специфику нарушения психических функций и возраст больного с ДЦП.

Основные задачи психологической коррекции сенсорноперцептивных процессов:

· Обучение детей усвоению сенсорных эталонов и формирование перцептивных операций.

· Развитие константности, предметности и обобщенности восприятия.

· Развитие скорости восприятия объектов.

С этой целью используются разнообразные занятия с детьми по обучению их адекватному восприятию формы и величины предметов. Занятия проводятся поэтапно, с возрастающей сложностью заданий.

Сам процесс коррекции должен проходить параллельно с обучением детей продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, аппликации. Особое внимание уделяется формированию конструктивной деятельности. Конструктивная деятельность является сложным познавательным процессом, в результате которого совершенствуется восприятие формы, величины предметов и их пространственных соотношений (Лурия, 1948; Венгер, 1969).

Важным направлением психокоррекции является развитие нагляднодейственного и нагляднообразного мышления. В связи с этим психологическая коррекция должна решать следующие задачи:

1. Обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета.

2. Обучение использованию вспомогательных предметов (орудийные действия).

3. Формирование нагляднообразного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности.

Психокоррекционные занятия с детьми по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. На занятиях должно соблюдаться единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов, особенно при коррекции способности контролировать свои действия. Это успешно достигается при соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключении возможности незавершения начатых ребенком действий.

Направления и задачи психологической коррекции детей с ДЦП в сочетании с задержкой психического развития

Наименование и содержание блока
Психокоррекционные задачи и приемы
Формы ДЦП
Мотивационный. Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия Формирование познавательных мотивов:
- создание проблемных учебных ситуаций;
- стимулирование активности ребенка на занятии;
- анализ типа семейного воспитания (при доминантном типе снижается познавательная активность у ребенка).
Приемы:
- создание игровых учебных ситуаций;
- дидактические и развивающие игры
Задержанное развитие у детей с двигательными нарушениями, обусловленное социальнопедагогическойзапущенностью
Операционно-регуляторный. Неумение планировать свою деятельность по времени и содержанию Обучение ребенка планированию деятельности во времени.
Предварительная организация ориентировки в задании.
Предварительный анализ с ребенком используемых средств деятельности.
Все формы ДЦП в сочетании с ЗПР церебральноорганического генезиса
Блок контроля. Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы Обучение контролю по результатам деятельности.
Обучение контролю по способу деятельности.
Обучение контролю по ходу выполнения деятельности.
Приемы:
- дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность;
- обучение конструированию и рисованию по моделям
Задержанное развитие у детей с ДЦП

Очень важна при психокоррекции детей с церебральным параличом работа с родителям.

3. Принципы психокоррекции ребенка.

Принципы как основополагающие идеи психологической коррекции базируются на следующих фундаментальных положениях психологии:

• Психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в процессе общения со взрослыми (Лисина, Ломов и др.).

• Важную роль в психическом развитии ребенка играет формирование ведущего вида деятельности (в дошкольном детстве — игра, в младшем школьном детстве — учебная деятельность) (Д.Б. Эльконин и др.).

• Развитие аномального ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормального ребенка. При наличии определенных, строго продуманных условий все дети обладают способностью к развитию (Л.С. Выготский, М. Монтессори).

Важным принципом психологической коррекции аномального развития является принцип комплексности психологической коррекции, которую можно рассматривать как единый комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий. Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.