Что это апраксия при дцп

Апраксия - сложнейшее нейропсихологическое отклонение. Его характерной особенностью является невозможность выполнения двигательных движений на уровне их формирования. Такое расстройсвто не связано со слабым мышечным тонусом или нарушением координации. Речь идёт о нервной патологии, которая является вторичным признаком ряда заболеваний.

Причины

Апраксия является признаком повреждения теменной доли головного мозга. Поражение долей может произойти по различным причинам:

  • постоянное нарушение кровотока головного мозга,
  • развитие слабоумия,
  • черепно-мозговые травмы и сотрясение мозга (при сильных ударах головой, падении с высоты, серьёзных ДТП),
  • менингит и энцефалит,
  • другие воспаления головного мозга,
  • болезни Паркинсона и Альцгеймера,
  • кисты и опухоли головного мозга любой природы.

Симптомы

Часто выявить наличие отклонения возможно только при проведении специальных нейрохирургических исследований и простейших тестов. В зависимости от клинической картины выделяют несколько типов апраксии.

При амнестической апраксии у маленьких пациентов наблюдаются:

  • неспособность выполнить ряд последовательных действий, обозначенных врачом,
  • это связано с тем, что ребёнок не помнит, что ему следует делать после выполнения первого движения,
  • при этом он в состоянии повторить все действия за врачом вне зависимости от сложности движений.

При идеаторной апраксии проявляются следующие симптомы:

  • выполнение отдельных движений,
  • невозможность выполнить их в определённой последовательности.

Для конструктивной апраксии характерна невозможность собрать предмет из отдельных частей (например круг из двух полукругов, квадрат из спичечных коробков и тем более пазл любой сложности).

При апроксии ходьбы невозможно ходить, вызвано это не слабостью мышц и костей, а именно невозможностью нейронов подать сигналы для выполнения последовательных действий, приводящих к шаганию.

Апраксия одевания диагностируется у тех, кто не может самостоятельно одеваться. Надеть носки и верхнюю одежду детишкам одинаково невозможно.

Для апраксии открывания век становится невозможным самостоятельно открыть глаза без повреждений век и глаз.

Как было сказано выше, зачастую данное расстройство выявляется случайно при прохождении нейропсихологических тестов.

Для подтверждения диагноза и выявления его причин необходимо проведение комплекса диагностических мер:

  • сбор и анализ анамнеза,
  • тщательный неврологический осмотра на чёткость речи, правильность походки, наличия крепкой координации,
  • магнитно-резонансная томография головного и спинного мозга,
  • проведение опросов, тестов,
  • беседы с ребёнком.

Большинство процедур возможно проводить только в среднем возрасте, когда ребёнок умеет говорить и вести беседу с посторонним человеком.

Осложнения

На первый план выходят осложнения, связанные с развитием и прогрессированием основного заболевания.

Сама апраксия для детей может быть опасна:

  • травмированием,
  • трудностями в трудовой деятельности и жизнедеятельности в целом,
  • проблемами в вопросах самостоятельного ухода,
  • сложностями социализации и адаптации в коллективе,
  • инвалидизация.

Лечение

При таком диагнозе родители должны беречь ребёнка от случайного травмирования. Гораздо безопаснее будет соблюдать постельный режим и всегда наблюдать за малышом (наблюдение могут проводить врачи, родители или другие близкие родственники маленького пациента).

Далее важно определить основное заболевание и начать его лечение. Терапия должна проводиться только специалистами. Для максимально эффективного лечения следует:

  • выполнять все назначения врача,
  • отказаться от методов самолечения,
  • не обращаться к сомнительным психологам, экстрасенсам и другим “профессионалам”,
  • ограничить контактирование ребёнка с инфицированными людьми,
  • беречь малыша от воспаления и других инфекций.

Не существует направленного лечения против апраксии. Для её устранения необходимо выявить причину и излечить основное заболевание, после которого произойдет восстановление нейропсихических функций.

Для лечения первопричины апраксии могут использоваться:

  • медикаментозное лечение - направленное на устранение воспаления и очага инфекции,
  • проведение физиопроцедур - для восстановления функциональности повреждённых долей головного мозга,
  • хирургическое вмешательство - удаление новообразований головного мозга.

Профилактика

Специальных мер по предупреждению апраксии не сущесвтует. Для снижения риска развития данной патологии у детей их родителям следует:

  • минимизировать риски травмирования (не отдавать ребёнка в экстримальные виды спорта, использовать защиту при занятиях спортом и во время прогулок, быть аккуратными за рулём, соблюдать все меры безопасности при передвижениях),
  • поддерживать здоровый образ жизни ребёнка,
  • отказаться от вредных привычек,
  • сбалансированно и рационально кормить малыша,
  • следить за полноценным отдыхом (крепкий сон ночью, ежедневные прогулки на свежем воздухе),
  • укреплять и поддерживать детский иммунитет,
  • своевременно лечить все инфекции и воспаления,
  • поддерживать нормальное артериальное давление,
  • регулярно проходить профилактические медицинские осмотры,
  • при любых изменениях в здоровье обращаться к педиатру.

Апраксия — это нарушение целенаправленности движений. В жизни человек не задумываясь выполняет множество связанных движений. Например, нужно причесаться. Это комплекс простых движений — взять расческу, поднять руку с ней, пройтись несколько раз расческой по волосам в нужных направлениях.

Этот комплекс движений поддерживается высшей нервной деятельностью. И вдруг возникло нарушение — человек взял расческу и застыл. Автоматически причесаться не получилось. Надо обдумывать КАЖДОЕ простое движение.

То есть апраксия — это утрата способности к автоматическому выполнению сложных движений.

Название патологии состоит из двух частей: греческая отрицательная приставка а- и греческое слово praxis — то есть действие. Имеется в виду нарушение сложных форм произвольного целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений, силы, точности и координации движений.

Апраксия — что это такое

Апраксия — это патологическое состояние, сопровождающееся нарушением способности к совершению целенаправленных последовательных движений, при условии сохранности необходимого для этого объема сенсорных и двигательных функций. Апраксия возникает на фоне очагового поражения коры головного мозга или/и подкорковых узлов.

Причинами развития апраксии могут быть опухоли головного мозга, ЧМТ (черепно-мозговая травма), инфекции, сопровождающиеся поражением мозговых оболочек и коры головного мозга, кровоизлияния в головной мозг.

Высшей нервной деятельностью человека называют совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих процесс усвоения информации, обучение новым видам деятельности, формирование целенаправленного поведения, мышления, сознания и психической деятельности.

Высшая нервная деятельность (ВНД) человека включает в себя мышление, речь, память, внимание, восприятие, эмоции и темперамент, волю, воображение, праксис.

  • обучение сложным двигательным актам;
  • совершение целенаправленных движений;
  • автоматизм совершаемых сложных и простых движений.

Регулирование праксиса происходит на уровне коры и подкорковых структур головного мозга. При поражении зон головного мозга, отвечающих за праксис, развивается апраксия.

Справочно. При этом, апраксия не сопровождается нарушением мышечного тонуса или патологиями в двигательной сфере. Утрата приобретенных двигательных навыков при апраксии связана именно с поражением структур в головном мозге, отвечающих за регуляцию праксиса.

В большинстве случае апраксия развивается на фоне поражений лобно-теменных областей коры головного мозга.

Классификация

  1. Моторная. Пациент не может воспроизвести любое активное действие, как по просьбе врача, так и по подражанию. Человек понимает, какое именно движение ему необходимо совершить, но он не может выполнить задание, даже после того, как ему это действие или движение показал врач (например, развязать простой узел на шнурке):
      Афферентная моторная. Человек не может правильно приспособиться к форме и длине предмета, которым пытается манипулировать, кисть больного не принимает соответствующую форму или позу, необходимую для выполнения определенного действия (взять ложку и начать кушать суп);
  2. Эфферентная моторная. Человек испытывает большие трудности в выполнении несколько последовательных движений, которые нужны для определенных действий. Часто у больного можно наблюдать выраженные персеверации. У людей нарушается почерк, они не могут настучать пальцами простой ритм ;
  3. Идеаторная. У человека происходит нарушение планирования двигательной активности, а также нарушен контроль над выполненными действиями. При этом виде апраксии у больного нарушена правильная последовательность выполнения действий, возникают не соответствующие и ненужные движения. Пациент не может выполнить действия с данными или воображаемыми предметами. Например, пациент не может показать врачу, как заварить пакетик чая в кружке, как надо расчесывать волосы. Однако человек может совершить эти действия, если будет повторять за врачом, некоторые пациенты выполняют ряд действий автоматически. При этом заболевании пациент не только практически полностью утрачивает свои профессиональные навыки, он уже не может сам себя обслуживать. Идеаторная апраксия возникает в результате поражения височной области и лобных долей головного мозга;

Области мозга, участвующие в первичном прогрессировании апраксии речи

Конструктивная. У человека отсутствуют пространственные представления, чувство объема предмета. У больного нарушена пространственная ориентация. При этом заболевании пациенты по просьбе врача не могут собрать целое из составных частей (квадрат из четырех спичек). Но, при этом виде апраксии больной может воспроизвести ряд других действий, как по просьбе врача, так и по копированию за ним. Конструктивная апраксия является следствием поражения нижних отделов теменных долей. При этом заболевании перед пациентом встает проблема с пространственным выбором места для письма на чистом листе, некоторые пациенты не могут перерисовать простой рисунок, иногда нарушается само письмо;

Причины апраксии

Апраксия может развиваться из-за:

  • опухолей головного мозга (чаще всего, к развитию апраксии приводят глиомы, астроцитомы, ганглионейробластомы, склонные к постепенному прорастанию в кору и подкорковые центры, и постепенному разрушению зон, участвующих в обеспечении праксиса);
  • ликворных и дермоидных кист, аневризм и артерио-венозных мальформаций, приводящих к сдавлению и гибели нейронов коры, а также к разобщению связей между ассоциативными полями в коре подкорковых структурах головного мозга;
  • нейродегенеративных заболеваний, сопровождающихся диффузным поражением коры и базальных ганглиев на фоне болезни Альцгеймера, деменции, болезни Пика, алкогольных энцефалопатий, кортикобазальных дегенераций, осложнений сахарного диабета, болезни Паркинсона;
  • инсультов (причиной апраксии могут быть как ишемические (возникающие в результате спазма артерий головного мозга, тромбоэмболии) инсульты, так и геморрагические инсульты, связанные с разрывом стенки сосуда головного мозга);
  • черепно-мозговых травм (апраксия может развиваться как в результате непосредственного повреждения участков коры, отвечающих за праксис, так и на фоне вторичного поражения этих участков из-за посттравматической гематомы, отеков, ишемических процессов, воспаления);
  • инфекционного поражения головного мозга или/и его оболочек при энцефалитах, менингоэнцефалитах, абсцессах головного мозга;
  • аутоиммунных заболеваний, сопровождающихся диффузным поражением серого и белого вещества головного мозга;
  • различных тяжелых интоксикаций (алкогольных, наркотических, отравлениях лекарственными средствами, ядохимикатами).

Справочно. Факторами риска развития апраксии считают возраст старше шестидесяти лет, наличие наследственной предрасположенности, тяжелой гипертонической болезни, сахарного диабета, сердечно-сосудистых заболеваний, хронического алкоголизма, наличие инсультов в анамнезе.

Конструктивная апраксия

Данный вид болезни характерен снижением конструктивных возможностей мозга. Особенно наглядно эти нарушения можно увидеть при попытках больного что-либо изобразить на бумаге. При конструктивной апраксии пациент выполняет рисунок с четко обозначенными нарушениями. Теряются некоторые детали предмета, искажаются его контуры, нет четкого выбора места для изображения. Конструктивная апраксия развивается в случаях поражения теменной доли того или другого полушария.

Конструктивная апраксия считается особым и наиболее часто встречающимся видом заболевания. Она развивается при поражении теменной доли, как правого, так и левого полушария. При данном заболевании пациент затрудняется или не может изобразить, срисовать по памяти фигуры животных и человека, геометрические фигуры.

ПОДРОБНЕЕ: Первая помощь при инсульте до приезда скорой: алгоритм действий


Что такое апраксия

Каждый день человеку приходится совершать огромное количество действий – простых, сложных, составных. Часть этих действий мы совершаем автоматически, абсолютно не задумываясь над ними. Другая часть действий требует чёткого и продуманного плана.

Выполнение последовательных комплексов движений – это высшая психическая функция, приобретённая человеком в процессе долгой эволюции. Эта функция приобретается человеком только в процессе жизнедеятельности – при обучении и накоплении некоторого индивидуального опыта. Определённые нарушения в работе головного мозга приводят к утрате этой функции. Человек может выполнять простые действия, являющиеся составными элементами сложного комплекса, однако соединить их в этот самый комплекс для него становится проблематично.

Виды апраксий

Апраксий существует достаточно много разновидностей. Чаще всего выполнение произвольных действий нарушается в локальном порядке: расстройство может поражать только одну половину тела, конечность, лицо, а может отражаться только на действиях определённого характера.

Вот некоторые виды подобных расстройств:

  • Акинетическая – выражается в недостатке побуждений к произвольным движениям.
  • Амнестическая – нарушение произвольных движений при сохранении способности к подражательным.
  • Идеаторная – невозможность наметить сложный план действий, необходимый для выполнения двигательного комплекса.
  • Идеокинетическая – невозможность целенаправленно выполнять простые действия, составляющие сложный двигательный комплекс, при сохранении способности их случайного выполнения.
  • Кинестетическая – нарушение и произвольных, и подражательных движений, при котором человек не способен произвести даже символическое действие (например, показать, как зажигать спичку).
  • Конструктивная – описанное выше нарушение, при котором человек не может собрать предмет из его частей.
  • Апраксия одевания – расстройство, при котором человек не в состоянии одеться.
  • Оральная – моторная апраксия лица, при котором затрудняются движения языка и губ, что приводит к нарушению речи.
  • Пространственная – при этом нарушении больной не может ориентироваться в пространстве, в первую очередь затрудняется определение, где право и где лево.
  • Апраксия ходьбы – нарушение процесса хождения, не связанное с какими-то иными расстройствами.
  • Апрактоагнозия – комплексное расстройство, синдром, при котором нарушается пространственное восприятие и исчезает возможность целенаправленных пространственно-ориентированных действий; это одна из самых тяжёлых разновидностей болезни, при которой нормальная жизнедеятельность практически невозможна.

Существует и другая классификация апраксий. Так, моторная разновидность имеет место, когда человек испытывает желание произвести последовательность действий, но не может этого сделать. Лобная апраксия заключается в неспособности программировать произвольную последовательность действий.


Диагностика и симптомы недуга

Апраксия – это такое заболевание, внешние признаки которого довольно специфичны. Поэтому чаще всего правильный диагноз можно получить уже при первом посещении врача. Однако это только общий диагноз, а вот конкретный вид заболевания нуждается в дополнительном выявлении. Здесь врач должен изучить историю болезни, расспросить пациента о его жизни, осуществить неврологический осмотр, провести тесты, которые покажут, как пациент осуществляет простейшие движения. Также врач может назначить такие процедуры, как ультразвуковое исследование, компьютерную и магнитно-резонансную томографию.


Для окончательной постановки диагноза может потребоваться обследование других специалистов – логопеда, офтальмолога, нейрохирурга, психолога. Кроме того, некоторые виды апраксии внешне сходны с совсем другими заболеваниями; к примеру, апраксия ходьбы имеет проявления, внешне похожие на расстройство вестибулярного аппарата, двигательные расстройства и атаксию (нарушение согласованности работы мышц). Поэтому для правильной постановки диагноза порой необходимо исключить возможность похожих, но совершенно других заболеваний.

Как же внешне может проявляться апраксия? К примеру, больной может ходить мелкими шажками, его движения скованы, он может много раз подряд повторять один и тот же элемент движения. Также у него может быть невнятная речь, затруднения при управлении движением языка и губ. Страдающему данным заболеванием бывает трудно открывать и закрывать глаза, концентрировать внимание на одном конкретном объекте, он испытывает трудности в пространственном ориентировании. Также страдающий апраксией бывает не способен одеться, раздеться, собрать целую конструкцию из составных частей.

Бывает, что наличие болезни удаётся установить лишь случайно. Недуг может долгое время практически никак не проявляться, либо его проявления игнорируются, поскольку не сильно мешают нормальной жизни. Например, у ребёнка может быть плохой почерк, который родители и учителя списывают на лень, неудобные письменные принадлежности, леворукость и другие обстоятельства, хотя в действительности такой ребёнок может страдать апраксией.

Причины возникновения

Причины появления апраксии кроются в нарушениях работы мозга. Если быть точным, то при различных видах этого заболевания поражаются определённые участки коры больших полушарий; кроме того, может быть нарушена работа мозолистого тела – органа, связывающего два полушария головного мозга. В последнем случае апраксия чаще всего поражает левую половину тела. Причины поражения мозга могут быть самыми разными: это и неправильное лечение черепно-мозговых травм, и новообразования, появляющиеся в мозге естественным путём.


К появлению болезни могут привести и определённые заболевания головного мозга. Это может быть инсульт, деменция, злокачественные и доброкачественные опухоли в мозге, болезнь Альцгеймера, черепно-мозговая травма, болезнь Паркинсона, нарушение мозгового кровообращения и некоторые другие недуги.

Болезнь может возникнуть в любом возрасте – хоть во взрослом, хоть в детском. Детей можно причислить к группе риска, поскольку они нередко подвергаются ударам по голове, черепно-мозговым травмам, имеют аутизм, ДЦП, энцефалит, опухоли головного мозга – все эти болезни могут спровоцировать развитие апраксии. Ведь детский организм значительно хуже защищён, чем взрослый, кости черепа не окрепли в достаточной степени, а эмоциональные реакции не сформировались до необходимых норм. Данное заболевание никогда не появляется само по себе, а всегда является результатом каких-то иных болезней и травм.

Методы лечения

Разные виды данной болезни имеют неодинаковую возможность лечения. Однако во многих случаях от заболевания можно успешно избавиться или хотя бы купировать его.

Консервативное лечение апраксии предполагает приём определённых препаратов. Это ноотропные средства, препараты для улучшения мозгового кровообращения, лекарства, нормализующие кровяной тонус, антиагреганты, антихолинэстеразные вещества. Большое значение имеют и специфические методы лечения: трудотерапия, лечебный массаж, физиотерапевтические процедуры, лечебная физкультура, занятия с логопедом, приём у психолога. В ряде случаев способность к сложным действиям можно скорректировать, внимательно наблюдая за своими движениями. В некоторых случаях применяют хирургическое лечение апраксии, особенно если болезнь вызвана новообразованиями в головном мозге.


Причины развития

  • Доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга;
  • Сосудистая патология в лобных долях головного мозга;
  • Инсульт в анамнезе больного;
  • Различные травмы головного мозга;
  • Последствия нейроинфекций;
  • Инволюционные изменения головного мозга (болезнь Альцгеймера)

Выделяют следующие виды апраксии: лобную, моторную, премоторную, кортикальную и билатеральную апраксию.

Классификация


  1. Моторная. Пациент не может воспроизвести любое активное действие, как по просьбе врача, так и по подражанию. Человек понимает, какое именно движение ему необходимо совершить, но он не может выполнить задание, даже после того, как ему это действие или движение показал врач (например, развязать простой узел на шнурке):
    • Афферентная моторная. Человек не может правильно приспособиться к форме и длине предмета, которым пытается манипулировать, кисть больного не принимает соответствующую форму или позу, необходимую для выполнения определенного действия (взять ложку и начать кушать суп);
    • Эфферентная моторная. Человек испытывает большие трудности в выполнении несколько последовательных движений, которые нужны для определенных действий. Часто у больного можно наблюдать выраженные персеверации. У людей нарушается почерк, они не могут настучать пальцами простой ритм ;
  2. Идеаторная. У человека происходит нарушение планирования двигательной активности, а также нарушен контроль над выполненными действиями. При этом виде апраксии у больного нарушена правильная последовательность выполнения действий, возникают не соответствующие и ненужные движения. Пациент не может выполнить действия с данными или воображаемыми предметами. Например, пациент не может показать врачу, как заварить пакетик чая в кружке, как надо расчесывать волосы. Однако человек может совершить эти действия, если будет повторять за врачом, некоторые пациенты выполняют ряд действий автоматически. При этом заболевании пациент не только практически полностью утрачивает свои профессиональные навыки, он уже не может сам себя обслуживать. Идеаторная апраксия возникает в результате поражения височной области и лобных долей головного мозга;


Области мозга, участвующие в первичном прогрессировании апраксии речи

Диагностика

Необходимо проводить дифференциальную диагностику между апраксией, парезами и параличами.

Для постановки диагноза апраксии врач невролог проводит тестирование двигательно-кинестической функций, использует неврологическое обследование и специальные психоневрологические пробы. Для уточнения локализации участка поражения при заболеваниях головного мозга необходимо проведение КТ и ЯМР. Невролог дает указания больному сделать несколько заданий, которые включают в себя несколько последовательных движений, в том числе и повторение действий врача.

Невролог предлагает пациенту выполнить несколько указанных действий: расчесать волосы, взять кружку в руки и попить воды из нее, написать несколько слов и так далее. После этого пациент совершает различные действия с реальным или воображаемым предметом (положить книгу в шкаф, почистить одежду).

Терапия

Терапия направлена на коррекцию двигательных навыков больного. Врач должен обучить пациента целенаправленным действиям, при сохранных у больного психических функциях. Если апраксия сочетается с нарушениями речи, что усложняет вербальный контакт с больным и его социальную адаптацию.

В детском возрасте апраксия часто диагностируется при врожденном слабоумии, задержке психомоторного развития и ДЦП.

При апраксии больным подбираются схемы индивидуальной терапии, применяется физиолечение, занятия с логопедом и большое значение придается трудовому обучению больных. Пациентам с серьезными неврологическими нарушениями необходимо оказать психологическая помощь, круглосуточное наблюдение и социальный работник.

Распространенное нарушение развития малыша, при котором значительно снижена способность выполнять и координировать движения - это нарушение целенаправленных движений или апраксия. Это состояние также известно как нарушение развития координации или стойкая неуклюжесть. В этой статье мы рассмотрим основные причины и симптомы, а также расскажем о том, как проводится лечение ребенка.


Что такое апраксия у ребенка?

Болезнь проявляется в неспособности точно выполнять и координировать свои движения. Для улучшения состояния большое значение имеет терапия и поддержка родителей.

Апраксия - это нарушение целенаправленных движений, которое встречается примерно у 10% школьников, большинство из которых мальчики.

Многие нормальные дети проходят в своем развитии стадию неуклюжести. Но у мальчиков и девочек с нарушением целенаправленных движений тенденция к неуклюжести сохраняется и мешает повседневной жизни и/или создаст трудности в школе. У малыша с апраксией часто возникают поведенческие проблемы.

Выявление детей с нарушением целенаправленных движений

Симптомы и степень тяжести состояния сильно варьируют, дети с апраксией могут:

  • часто падать,
  • с трудом справляться с таким видом физической активности, как езда на велосипеде и игры с мячом,
  • ронять и опрокидывать предметы,
  • с трудом застегивать пуговицы, завязывать шнурки или пользоваться подовыми приборами,
  • иметь проблемы с координацией зрения и движений рук,
  • часто терять вещи, путать порядок следования действий,
  • с трудом интерпретировать то, что они видят, понимать порядок расположения предметов относительно друг друга. Например, они часто надевают одежду задом наперед, а обувь - не на ту ногу,
  • быть чрезмерно активными, способными концентрировать внимание только на короткое время и справляться с выполнением не более чем 1-2 команд зараз,
  • неаккуратно есть,
  • испытывать речевые трудности, проблемы с учебой.

Проблемы в школе у детей с апраксией:

  • им не удастся писать аккуратно и разборчиво,
  • у них возникают трудности с чтением,
  • они медленно выполняют любую работу,
  • они испытывают разочарование и неверие в свои силы,
  • они страдают от отсутствия уверенности и низкой самооценки,
  • им трудно заводить друзей, их часто игнорируют или изводят сверстники,
  • они испытывают боязнь спортивных игр,
  • они быстро устают,
  • они становятся беспокойными, замкнутыми, подавленными или агрессивными,
  • у них начинает все болеть из-за тревоги и сомнений в своих способностях.

Причины апраксии у детей

Основная причина не известна. Исследования показывают связь между этим состоянием и преждевременными родами, очень низкой массой тела при рождении и недостатком кислорода во время родов. Возможны такие объяснения, как нарушение координации между разными зонами мозга, медленное развитие некоторых частей мозга или крайне незначительное поражение мозга. Многие случаи, вероятно, обусловлены генетическими факторами.

Часто это заболевание выявляется, когда у него начинаются трудности в школе.

Методы исследования апраксии

Врач проверяет движения и координацию малыша, наблюдая за тем, как он выполняет такие действия, как прыжки, ходьба с пятки на носок, строительство из кубиков, нанизывание бусин и копирование разных фигур. Важное значение имеет тщательное обследование, позволяющее исключить неврологические нарушения, такие как слабая форма церебрального паралича.

Детей с проблемами речи обычно направляют к логопеду. В случае значительных трудностей с учебой требуется консультация специалиста но психологии обучения. Может быть необходима проверка зрения, чтобы выявить возможные нарушения.

Ранняя диагностика и лечение имеют огромное значение для снижения вероятных трудностей с обучением.

Лечение апраксии у детей

Вылечить это состояние невозможно, но помочь детям можно, если симптомы выявлены на ранней стадии. Методика лечения включает помощь физиотерапевтов, логопедов, учителей и родителей.

Как проводится коррекция апраксии?

Трудотерапия и/или физиотерапия - важные составляющие лечения. Их задача состоит в том, чтобы ребенок постепенно овладевал моторными навыками и тренировался в их применении, пока не приобретет достаточную ловкость. Используются разные методы, в том числе:

  • занятия в группах лечебной физкультуры для улучшения чувства равновесия, координации и управления движениями тела,
  • использование при апраксии таких приемов, как рисование, определение фактуры предметов и подвижные игры с пением,
  • поощрение таких занятий, как танцы и плавание, которые прививают чувство ритма,
  • упражнения для совершенствования навыков самообслуживания, необходимых для выполнения таких задач, как прием нищи и одевание, что развивает независимость.

Коррекция у ребенка апраксии в школе

Обучение с учетом особенностей школьника может привести к замечательным результатам. Необходимо предупредить учителей, что у ученика есть специфические проблемы, что он вовсе не ленив или небрежен.

Дети должны усваивать учебный материал поэтапно и иметь больше времени на выполнение заданий в классе.

Процесс освоения письма можно облегчить, правильно подобрав стол и стул по высоте, причем у стола должна быть наклонная поверхность. Полезны также специальные карандаши, которые легко держать.

Коррекция апраксии в домашних условий

Родители должны всячески поощрять детей к занятиям, к которым у них есть способности и которые помогают развитию необходимых навыков. Например, занятия в досуговом центре, спортивном клубе или на спортивной площадке способствуя развитию физической ловкости, так же как помощь взрослым в саду или в работе по дому.

Улучшению координации зрения и движений рук, а также развитию навыков работы руками способствуют такие виды деятельности, как рисование, черчение, моделирование, шитье, вырезание и наклеивание, игра на музыкальных инструментах.

Теперь вы знаете основные симптомы и причины апраксии у детей, а также о том, как проводится ее лечение у ребенка. Здоровья вашим детям!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.