Что такое кинестезия при дцп

Определенную роль в нарушении развития моторики у детей с ДЦП играет недоразвитие или патология системы проприоцепторов мышц, суставов, связок, обеспечивающих поток афферентных импульсов в мозг. Патология афферентной проприоцептивной импульсации в значительной степени обусловливает и патологию ки­нестезии — высших форм глубокого мышечно-суставного чувства, на основе которого строится схема тела, схема движений.

Для детей с ДЦП характерна слабость кинестетических ощу­щений. Ребенок не может воспроизвести по мышечному чувству даже самого простого движения в заданном направлении. Напри­мер, при закрытых глазах ребенка производится исследование пас­сивного движения пальца ребенка на расстоянии 3-5 см вправо, влево, вперед или назад. Ребенок это движение или не воспроизво­дит совсем, или не может его воспроизвести уже через 1-2 мин в то время как здоровый ребенок 3-4 лет свободно оценивает направ­ление движений. Это значит, что высшая форма мышечно-суставного чувства — кинестезия у ребенка нарушена и следовый образ движения не формируется, а, следовательно, не создается и его фиксированная в памяти схема (Семенова К. А., 1976).

Для некоторых форм заболевания характерно искаженное вос­приятие движения. Например, то же движение пальца по прямой, вправо или влево будет ощущаться ребенком как движение по це­лой окружности или по ее части. Такое искаженное восприятие движения наблюдается чаще всего у детей с атонически-астатической формой детского церебрального паралича, у детей с двойной гемиплегией, спастической диплегией. Движение может восприниматься и как обратное, например: палец двигается вправо, а ребенок ощущает движение пальца влево или вперед и т. д., или только часть движения — начало или конец.

Эта слабость, недостаточность или патология кинестезии явля­ется одной из причин крайней бедности движений у детей с цереб­ральными параличами. Бедность движений, стереотипность тех не­многих из них, которыми овладел ребенок, имеет место не только в отношении движений конечностей и туловища, но и в отношении мимической мускулатуры лица.

Слабая тактильная и кинестетическая чувствительность явля­ются причинами недостаточного акта осязания, в том числе и узна­вания предметов на ощупь (астереогноз). Это препятствует станов­лению предметных действий и потому отрицательно сказывается на общем уровне психического развития детей,

Нарушения зрения у детей с ДЦП.Зрительные нарушения выявляются у половины детей с ДЦП, примерно у 10% детей на­блюдаются тяжелые нарушения зрения, приводящие к слабовидению и слепоте (Никитина М. Н., 1979, Мастюкова Е. М., 1991).

При некоторых формах ДЦП проявляются врожденные пороки развития глаз — микрофтальм, колобомы сетчатой и сосудистой оболочек, врожденные катаракты (Басова Э. Л., 1977)

Наиболее частым проявлением ДЦП в зрительной сфере явля­ется нарушение в работе двигательного аппарата глаз в виде паре­зов, параличей, нистагма, косоглазия, нарушения конвергенции, фиксации взора и слежения, зрачковых реакций (Семенова К. А., 1976, М. Мезо,2001, Ж.-П. Фуко и др.,2001).

Нарушение слуха у детей с ДЦП. При детских церебральных параличах (особенно при гиперкинетической форме) довольно час­то отмечается нейросенсорное понижение слуха, у некоторых — недоразвитие фонематического слуха. Расстройства слуха на одно или оба уха наблюдаются по разным данным в 10-33% случаев ДЦП (Никитина М. Н., 1976, Мастюкова Е. М., 1991,Семенова К. А. и др., 1998).

В литературе имеются сведения о нарушении работы вестибу­лярного аппарата у детей с ДЦП (Лебедев В. Н., 1978).

Вегетативные расстройства при ДЦП чаще наблюдаются в воз­расте до 7 лет. Выявляется недостаточность функций сердечно-­сосудистой системы, часто страдает дыхательная функция, наблю­даются расстройства терморегуляции (Гуменная Г. С. и др.. 1985, МастюковаЕ. М., 1991).

Интеллектуальные нарушенияу детей с ДЦП.У детей, стра­дающих ДЦП, могут наблюдаться многообразные нарушения психического развития. Изначально они, как правило, обусловлены церебральным поражением. Но и интеллектуальное развитие детей с ДЦП с первых месяцев протекает в крайне неблагоприятных ус­ловиях. Выраженность астено-органического синдрома, различные сенсорные нарушения, способствующие недостаточному формиро­ванию пространственных представлений, двигательная и речевая недостаточность могут замедлить, приостановить и исказить ста­новление интеллекта детей. Диапазон этих нарушений чрезвычайно широк. Среди детей с ДЦП встречаются как абсолютно психически здоровые, талантливые дети, так и дети с глубокими интеллекту­альными нарушениями.

Различные клинические формы ДЦП изначально однозначно не предопределяют варианты и степени тех или иных нарушений пси­хики, хотя отмечается тенденция к большей частоте и выраженно­сти интеллектуальных нарушений у детей с атонически-астатической формой ДЦП.

При спастическом гемипарезе важное прогностическое значе­ние для развития психических функций имеет латеральность пора­жения: при доминировании правосторонних церебральных пораже­ний (левосторонних двигательных) особое внимание следует уделять развитию пространственного восприятия, образного мыш­ления, экспрессивной речи. При доминировании левосторонний це­ребральных поражений (правосторонние двигательных) необходи­мо акцентировать внимание на развитии динамического праксиса.

При гиперкинетической форме ДЦП чаще наблюдаются невро-зоподобные расстройства при относительной сохранности интел­лекта.

При атонически-астатической форме ДЦП следует учитывать, что наиболее часто в качестве ведущих задач психической реаби­литации оказываются задачи по развитию интеллектуальных функций.

Психическая реабилитация детей с двойной гемиплегией наи­более сложна вследствие существенных ограничений общедвига­тельной активности (Калижнюк Э. С., 1987, Мастюкова Е. М., 1973, Пушкарев А. Л, 1995, Семенова К, А, 1970, Семенова К. А, 1998, Симонова Л. В., 1980, 1981). 24

ТЕЧЕНИЕ И ПРОГНОЗ ПРИ ДЦП

ДЦП имеет как правило регредиентное течение с очень мед­ленным и постепенным улучшением. Выделяют острый и резидуальный периоды болезни. Острый период — от рождения до 1 ме­сяца. Лечение в этот период в стационаре особенно значимо, так как мозг ребенка раннего возраста пластичен и обладает большими компенсаторными возможностями.

По окончании острого периода наступает резидуальный пери­од, который с учетом проводимых реабилитационных мероприятий может быть разделен на три этапа: ранний, промежуточный и позд­ний резидуальный периоды.

Ранний резидуальный — от 2 месяцев до 12-18 месяцев. Про­межуточный резидуальный период — с 12-18 месяцев до 4-6 лет, и поздний резидуальный — с 4-6 лет. Ранний и промежуточный ре­зидуальный периоды характеризуются тем, что при остающихся ак­тивными тонических рефлексах (их активность может продолжать нарастать) установочные рефлексы позы не формируются или фор­мируются лишь их элементы, задерживается развитие произволь­ной моторики. Нарастают патологические синергии, определяя в совокупности с тоническими рефлексами и патологически разви­вающимися установочными рефлексами формирование патологи­ческого двигательного стереотипа. Контрактуры, появляющиеся на этих стадиях заболевания, так же как и сколиоз, еще функциональ­ные, но уже начинают формироваться органические контрактуры, особенно в голеностопных и тазобедренных суставах. Имеющиеся двигательные и кинестетические нарушения являются основой для дефектного формирования схемы тела, стереогноза, оптико-пространственного гнозиса, и праксиса. Нарушение психического развития усугубляется формирующейся речевой патологией. От­сутствие или незначительность контактов с окружающими усугуб­ляет задержку психического развития.

Поздняя резидуальная стадия характеризуется окончательным оформлением патологического двигательного стереотипа, органи­зацией контрактур и деформаций на основе неврологических нару­шений, развертывающихся в процессе предшествующих стадий за­болевания.

В клинической практике выделяют 4 степени поражения при ДЦП — крайне тяжелую, тяжелую, среднюю и легкую. При определении степени тяжести заболевания учитывается не только сте­пень нарушения двигательных функций, но также и уровень со­хранности сенсорных функций, речи, пространственного воспри­ятия, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы.

В большинстве случаев, особенно при значительной степени тяжести заболевания прогноз нозологической реабилитации при ДЦП неблагоприятный. Однако при условии ранней диагностики — не позднее 4-6 месяцев возраста ребенка и раннего начала адек­ватного систематического лечения практическое выздоровление может быть достигнуто в 60-70% случаев к 2-3-летнему возрасту.

При начале лечения с 12-18 месячного возраста практическое выздоровление даже при самых активных и современных методах лечения может иметь место лишь у 15-20% больных и минималь­ная степень инвалидизации — у 30-40% больных.

При более поздней диагностике заболевания, позднем начале и несистематическом лечении наиболее благоприятным развитием событий является то, что в 60-70% случаев больной сможет само­стоятельно передвигаться и быть в достаточной степени обучаемым и социально адаптированным. Однако и в этом случае, результат может быть получен лишь при многолетнем упорном применении целого комплекса мероприятий — медицинских, психологических, педагогических, социальных (Семенова К. А., 1986, Семенова К. А. и др., 1998).


Кинезитерапия (или кинезиотерапия, по английски kinesiotherapy, от греческого kinesis — движение) — это в прямом смысле лечение движением, одно из направлений лечебной физкультуры, которое уже давно и успешно применяется для профилактики и лечения различных заболеваний опорно-двигательного аппарата (и не только). Кинезитерапия ориентирована на восстановление двигательной активности и оздоровление организма при помощи специальных активных и пассивных движений, выполняемых пациентом, а также дыхательной гимнастики.

Кинезитерапия для детей с ДЦП

Одно из проявлений детского церебрального паралича — поражение двигательных функций организма. И для восстановления этих функций у детей (и взрослых) с ДЦП кинезитерапия подходит очень хорошо. К тому же, упражнения подходят и детям с задержками при перинатальном развитии, с перинатальной энцефалопатией.

Методик лечения ДЦП кинезитерапией очень много. Например, воздействие на спазмированные мышцы, их растяжка и расслабление очень положительно влияют на двигательную активность детей. К тому же у детей улучшается настроение, потому как спазмы в мышцах неразрывно связаны с эмоциональным состоянием ребенка.

Главной задачей кинезитерапии — приобретение детьми двигательных навыков, которые были затруднены или даже невозможны вследствие церебрального паралича. При этом для каждого пациента требуется индивидуальный подход. Далеко не всегда методы в кинезитерапии, подходящие одному ребенку, подойдут другому. Поэтому всегда консультируйтесь с терапевтом и именно терапевт составляет индивидуальную программу лечения и реабилитации.

Виды кинезитерапии

Считается, что есть два основных вида кинезитерапии: активная и пассивная. При активной кинезитерапии ребенок самостоятельно выполняет те или иные упражнения на тренажерах, гимнастических мячах и иных приспособлениях. К активным видам кинезитерапии относятся лечебная физкультура, различные упражнения с животными (дельфинотерапия, иппотерапия), различные подвижные игры для детей.

При пассивной кинезитерапии ребенок самостоятельно никаких действий не выполняет, а за него это делает какой-либо прибор или сторонний человек. К пассивным видам кинезитерапии относят массаж, физические упражнения с помощью различных приборов и аппаратов.

Показания к кинезитерапии:

Кроме лечения последствий ДЦП кинезитерапия рекомендована при таких заболеваниях, как:

  • сколиоз, кифоз, лардоз;
  • коксартроз, гонартроз;
  • остеохондроз;
  • дорсалгия (боли в спине);
  • грыжи и протрузии межпозвоночных дисков;
  • нестабильность сегментов позвоночника;
  • плоскостопие;
  • последствия компрессионных переломов позвоночника;
  • профилактика заболеваний сердечно — сосудистой системы и многих других.

Противопоказания кинезитерапии:

Есть у кинезитерапии и определенные противопоказания, такие как:

  • онкологические заболевания;
  • кpoвoизлияния и нарушения свертываемости крови
  • острый инфаркт или инсульт;
  • переломы костей;
  • разрывы и надрывы связок;
  • послеоперационный период.

Кинезитерапия в домашних условиях

Лечить ДЦП (и другие заболевания) с помощью кинезитерапии можно и в домашних условиях. При этом необходимо, чтобы не было противопоказаний, а также предварительно проконсультироваться с терапевтом и тренером, чтобы они составили программу тренировок. Также настоятельно рекомендуется некоторое время (полгода минимум) заниматься под руководством тренера.

Упражнения кинезитерапии просты: бег, ходьба, сгибание и разгибание конечностей, движения (махи) в стороны и т.д. Со временем организм привыкает к нагрузкам и упражнения даются очень легко. И вполне возможно постепенное увеличение нагрузки, как за счет увеличения количества упражнений (количества подходов или повторений этих упражнений), так и посредством дополнительной физической нагрузки через отягощения.

Для занятий могут потребоваться дополнительный инвентарь, например, гимнастические шары, утяжелители, скакалки, различные гантели (разборные для регулировки весов). Список подобного инвентаря очень большой и приобрести его можно в магазинах спортивных товаров.

Довольно часто желание победить ДЦП настолько велико, что люди переходят от более простых упражнений и кинезитерапии к полноценным тренировкам. Например, Андрея Крылкова часто называют бодибилдером с ДЦП. Некогда инвалид 1 группы, сейчас Андрей является неоднократным чемпионом по бодибилдингу, женат и воспитывает детей.

Лечится ли детский церебральный паралич? Да! И кинезитерапия — один из эффективных способов лечения и реабилитации. Всегда помните: ДЦП — не приговор.

  • Клиника и реабилитация детских церебральных параличей
  • Этиология
  • Факторы, воздействующие на плод опосредованно
  • Причины, непосредственно влияющие на состояние мозга плода
  • Об иммунопатологическом методе выявления церебральной патологии плода
  • О роли иммунопатологических механизмов
  • Двигательное развитие здорового ребенка
  • Особенности формирования тонических мышечных реакций у детей с церебральными параличами
  • О взаимоотношении шейных и лабиринтных тонических рефлексов
  • Задержка и патология развития установочных рефлексов первого года жизни
  • Стояние и ходьба у детей с церебральными параличами
  • О механизмах паратонии
  • О формировании произвольных движений в норме и у детей с церебральными параличами
  • Три варианта патологии движения
  • О центральной регуляции мышечного тонуса
  • О морфологических изменениях в нервных окончаниях и мышцах
  • О нарушениях кинестезии у детей с церебральными параличами
  • Клиника ранней стадии
  • Терапия первого периода новорожденности
  • Восстановительная терапия в позднем периоде новорожденности
  • Начальная и поздняя резидуальные стадии
  • Методика обследования двигательных функций
  • Методика исследования мышц, обслуживающих суставы конечностей и туловища
  • Исследование движений в локтевом суставе
  • Оценка движений пальцев и кисти
  • Исследование движений туловища
  • Исследование мышц нижних конечностей
  • Терапия начальной резидуальной стадии
  • Принципы лечебной физкультуры при начальной резидуальной стадии
  • Тренировка первых элементов цепного шейного симметричного рефлекса
  • Методы воспитания движений кисти и пальцев
  • Формирование физиологического поясничного лордоза и распространение шейного цепного рефлекса на мышцы туловища
  • Профилактика аддукторных контрактур в тазобедренных суставах
  • Развитие рефлекса ползания
  • Тренировка перехода к вертикальному положению тела
  • Тренировка самостоятельного сидения
  • Тренировка ходьбы на четвереньках
  • Тренировка стояния и ходьбы
  • Медикаментозная терапия начальной резидуальной стадии
  • Реабилитационная терапия поздней резидуальной стадии
  • Применение ортопедической обуви при поздней резидуальной стадии
  • Метод алкоголизации нервно-мышечных окончаний (по Тардье)
  • Реабилитация двигательных функций верхних конечностей
  • Терапия поздней резидуальной стадии II степени
  • Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений
  • О роли слуховой и зрительной функциональных систем в формировании речи
  • Клиническая характеристика речевых нарушений у детей с церебральными параличами
  • О структуре так называемого псевдоалалического синдрома у детей с церебральными параличами
  • Медико-логопедические мероприятия
  • Дизартрии
  • Ограничение подвижности артикуляционных мышц
  • Нарушения голосообразования
  • Нарушения дыхания
  • Вопросы ранней диагностики дизартрий
  • Клинические формы дизартрий
  • Экстрапирамидная дизартрия
  • Мозжечковая дизартрия
  • Корковая дизартрия
  • Алалии
  • Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича
  • Особенности психического развития и психические нарушения
  • К динамике астено-органического синдрома
  • Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами
  • Особенности интеллекта у детей с церебральными параличами
  • Диагностика, оценка и коррекция интеллектуальной недостаточности
  • Патология психического развития у детей старшего возраста
  • Заключение, принципы лечебной педагогики в позднем резидуальном периоде
  • Приложения

* И. М. Сеченов. Осязание как чувство, соответствующее зрению. Т. 3, ч. 2, 1952, с. 902.

Krid, Dany-Brown, Eccls, Scherrington (1935) экспериментально показали, что выполнение всякого двигательного акта зависит от проприоцептивной регуляции. Продолжая эту линию исследований, Brise (1958) отметила, что двигательный акт определяется не только начальной чувствительной импульсацией, но и той, которая возникает в результате начавшегося движения.
Дифференцированное понимание значения различных уровней проприоцептивной импульсации дано в работах Н. А. Бернштейна (1947), который считает, что на рубро-спинальном уровне проприоцепция обусловливает совместную деятельность мышц-антагонистов. К образованиям этого уровня Н. А. Бернштейн относит красные ядра — ядра Даркшевича, Дейтерса, подбугорье. Синтез афферентации, поступающей в эти образования, сигнализирует о положении тела в поле тяготения и, естественно, регулирует тоническое напряжение мышц. К уровню синергий и штампов он относит зрительный бугор и бледный шар.

Ребенок с церебральным параличом никогда не умел пользоваться конечностью, соответствующие связи между кинетическими и двигательными клетками коры у него не выработаны. У него нет или ослаблено чувство позы, являющееся в определенной степени основой праксиса. Отсюда и элементы апраксии, в большей или меньшей степени присущие его движениям, в основном движениям пальцев рук как образованиям наиболее филогенетически молодым и поэтому в развитии своем задерживающимся более, чем прочие.
Таким образом, кинестезия является существенным фактором в организации сложных форм моторики, преимущественно активной моторики, имеющей целенаправленный характер. У детей с церебральными параличами стимуляция развития дефектного афферентного звена двигательного анализатора может значительно перестроить его деятельность и способствовать развитию моторных возможностей парализованных конечностей.

Реабилитация ребенка, больного детским церебральным параличом (ДЦП) - тяжелый и сложный процесс, поскольку его психика и моторика находятся в постоянном динамическом развитии.

При всех формах ДЦП двигательные нарушения имеют рефлекторный характер.

Движение возможно, но не управляемо больным.

Поскольку это заболевание является врожденным или начинается в период новорожденности, происходит задержка развития ЦНС и долгое время может сохраняться усиленное влияние стволовых механизмов с присущими им стойкими автоматизированными формами движений.

Таким образом, у больного ребенка отсутствуют условия для приобретения опыта нормальных движений и поз. Поэтому требуется длительная система лечения и обучения больного владению своими произвольными движениями и статикой.

В восстановительном лечении больных ДЦП выделяют четыре периода: а) острый - до 14 дней; б) ранний - до 2-х месяцев; в) поздний - до 2-х лет; г) остаточных явлений (резидуальный) - после 2-х лет.

Лечение

В остром периоде преобладает медикаментозное лечение. Из средств кинезотерапии используются только специальные укладки.

В раннем восстановительном периоде добавляются другие средства:

  • массаж;
  • пассивные и рефлекторные физические упражнения;
  • лечение положением.

В позднем и резидуальном периодах применяют большой арсенал средств кинезотерапии, рефлексотерапии, физио-, психотрудотерапии, а также ортопедическую помощь.

  • улучшение подвижности в суставах;
  • уменьшение гипертонуса;
  • стабилизация опороспособности;
  • повышение работоспособности организма;
  • обучение правильному дыханию;
  • восстановление двигательной активности;
  • воспитание схемы тела (позы) и осанки;
  • обучение жизненно-необходимым и прикладным навыкам;
  • тренировка системы равновесия;
  • улучшение координации движений.

Характеристика средств кинезотерапии при ДЦП

1. Лечение положением имеет большое значение для формирования нормальной схемы тела и стереотипа движений. С этой целью используют: укладки, фиксации, позы.

Сохранение в течение определенного времени позы позволяет: нормализовать обратную связь и ее воздействие на центральные механизмы; предупредить или корригировать порочное положение; снять гипертонус; выключить действие патологических синергий и содружественных движений.

Виды укладок:

а) “облегчающие” - это такие положения, которые обеспечивают сближение точек прикрепления мышц для их релаксации и торможения гиперкинезов (например, лежа на более пораженном боку с круглой спиной со слегка согнутыми ногами; лежа на спине с согнутыми ногами и приподнятой головой);

б) укладки в среднем положении используются для постепенного растяжения мышц (лежа на спине с прямыми ногами или лежа на животе с прямыми ногами);

в) укладки корригирующие - для исправления порочных поз, торможения гиперкинезов, лечения контрактур (лежа на животе, ноги разведены, руки - “крылышки”; лежа на спине, под головой подушка, ноги разведены).

Фиксации осуществляются с помощью мешков с песком, эластичными бинтами к специальной стойке на стуле, гипсовыми лангетами, шинами, ремнями; с этой целью применяют также головодержатели, корсеты и другие фиксирующие приспособления.

Позы применяются для подавления тонических рефлексов.

Известна схема специальных поз, предназначенных для тяжелобольных детей раннего возраста. Её разработали английские физиотерапевты, супруги Карл и Берта Бобаты в 1967 году. Хорошие результаты данной методики позволили ей приобрести известность не только в Лондоне, но и во всем мире. Методика включает около 15 поз, начинают с исходной позы “эмбриона” и далее все последующие направлены на постепенное разгибание туловища.

2. Физические упражнения занимают ведущее место в лечебной гимнастике, т. к. их используют целенаправленно с индивидуальным подходом и дозировкой.

При детском церебральном параличе используют:

а) пассивные упражнения (выполняются плавно);

б) упражнения с помощью (при ограничении объема движения);

в) рефлекторные упражнения (воздействие на рефлексогенные зоны);

г) активные упражнения (формируют мышечное чувство, точность, координацию, равновесие, адаптивный двигательный стереотип):

д) упражнения на расслабление;

е) упражнения на растягивание;

ж) дыхательные упражнения;

з) силовые и скоростно-силовые упражнения (опора, приседание, отжимание);

и) корригирующие упражнения (формирование осанки, походки, борьба с синкинезиями и синергиями);

к) упражнения на координацию движений;

л) упражнения на равновесие (тренировка опороспособности).

  • Прикладные упражнения(ползанье, ходьба, бег, лазанье, метание).
  • Спортивные упражнения: катание на санках, лыжах, лошади, велосипеде, плавание и т. д.
  • Игровые упражнения (настольные игры, малоподвижные, подвижные, спортивные игры).
  • Имитационные упражнения (“паровозик”, “кошечка”, “бабочка”, “лягушка”).
  • Гидрокинезотерапия(упражнения в воде, в ванне, бассейне).
  • Занятия на тренажерах

Трудотерапия включает освоение бытовых навыков (одевание, уборка, самообслуживание и т. д.).

3. Массаж. Его целью является снижение рефлекторной возбудимости мышц с повышенным тонусом и укрепление ослабленных мышц. Используют различные виды массажа.

Классический массаж

Классический массаж, включающий четыре основных приема: поглаживание, растирание, разминание, вибрацию.

Сегментарно-рефлекторный - воздействие на паравертебральные сегменты спинного мозга, соответственно поражению конечностей.

Точечный: используется преимущественно тормозной метод.

Эффективность массажа заметно повышают бальнеофизиотерапевтические процедуры.

Кинезотерапия, массаж и лечение положением в реабилитации больных ДЦП подбираются в зависимости от периода болезни, возраста, формы и степени тяжести заболевания.

Следует отметить, что кинезотерапия - это поддерживающая терапия, которая проводится постоянно, без перерывов, которые делаются при медикаментозной, физио-, рефлексотерапии и т. д.

  • острый период сопутствующих заболеваний;
  • высокая температура тела (более 38°);
  • выраженная интоксикация;
  • тяжелое состояние ребенка.

Занятия с больными детьми надо проводить 2 раза в день по 30 минут. С маленькими детьми следует заниматься на кушетке, а с детьми начиная с 1,5-2 лет, - на матах.

Ведущим методом проведения лечебной гимнастики является индивидуальный, однако детей 3-4 лет с аналогичными двигательными дисфункциями можно объединить в группы.

Таким образом, в медицинской реабилитации детей с ДЦП главная роль принадлежит целенаправленной стимуляции активных движений ребенка, которые при многократном повторении оставляют в памяти более значительный след, чем пассивные движения и массаж. Занятия с больными детьми ДЦП должны строиться по принципу непрерывной тренировки в течение дня. Процесс занятий должен представлять “образ жизни ” ребенка.

В соответствии с патогенезом церебрального паралича выделяют первичные, вторичные и третичные клинические нарушения.

Первичные нарушения связаны непосредственно с повреждением ЦНС: мышечная слабость, мышечная спастичность, мышечный дисбаланс, патологическая двигательная активность (гиперкинезы).

Вторичные нарушения возникают со временем вследствие первичных проблем и мышечно-скелетного роста: мышечное укорочение, контрактуры, подвывихи и вывихи суставов, прогрессирующие деформации скелета.

Третичные нарушения являются защитными механизмами, с помощью которых растущий организм ребенка приспосабливается к первичным и вторичным нарушениям. Это нарушения походки, нарушения функциональной адаптации, нередуцируемые компенсаторные установки, снижение двигательной активности.

Несмотря на то, что очаги поражения в мозге с возрастом не разрастаются, состояние больного ребенка может ухудшаться из-за формирования неправильных поз и способов передвижения. Отсутствие общения со сверстниками и педагогическая запущенность могут привести к усугублению речевых и эмоциональных расстройств.

Контрактуры – ограничение нормальной амплитуды движений в суставе. У детей с ДЦП чаще формируются сгибательно-пронаторные контрактуры верхних конечностей, сгибательно-приводящие контрактуры нижних конечностей, эквинусные контрактуры голеностопных суставов.

Контрактуры развиваются из-за высокой мышечной спастичности и малого количества движений в суставах из-за слабости мышц, а также из-за неправильных положений и поз ребенка. Бывают нефиксированными (и тогда лечатся консервативно) и фиксированными, и тогда от них можно избавиться только оперативно.

Серьезным осложнением при церебральном параличе является вывих тазобедренных суставов.

Вид оперативного вмешательства и его оптимальный срок определяются врачом-ортопедом индивидуально, с учетом таких показателей, как способность ребенка ходить, наличие болевого синдрома, в том числе затрудняющего гигиенические процедуры в области промежности и удержание позы сидя, выраженность остеопороза.

Деформации позвоночного столба развиваются у детей с тяжелыми двигательными нарушениями при отсутствии контроля правильности позы ребенка в положении сидя.

Кинестезия – ощущение направления движения, самого движения и положения конечностей и всего тела. Кинестезия обеспечивается за счет тактильной и проприоцептивной информации, поступающей от суставов и сухожилий.

Проприорецепторы – концевые образования чувствительных нервных волокон в скелетных мышцах, связках и суставных сумках. Раздражаются они при сокращении, напряжении или растягивании мышц.

При ДЦП первичная проприоцептивная информация с периферии искажена. Низкая двигательная активность и длительное пребывание ребенка в одной позе нарушают формирование правильной схемы тела и восприятие движения. Мозг не получает достаточной информации об изменении позы и совершаемых перемещениях. Интенсивные сигналы, идущие от напряженных мышц, перекрывают слабую и неточную информацию от проприорецепторов в связках и сухожилиях при выполнении редких, незначительных по силе и амплитуде движений. Воспроизвести, сымитировать движения по показу и повторить выполненные пассивно ребенку очень сложно. Сенсорный контроль за движением нарушен.

У детей с ДЦП нарушение проприорецепции проявляется прежде всего снижением контроля поддержания позы, взаимного расположения конечностей, их положения при движении.

Двигательная апраксия (нарушение формирования программы движения) будет заключаться в трудностях воспроизведения заданных положений тела и конечностей, если только причиной трудностей не являются более грубые двигательные нарушения – такие как выраженная мышечная спастичность и парез.

Нарушение равновесия и координации движений, или атаксия, встречается при различных формах ДЦП довольно часто.

Для эффективного удержания равновесия необходима четкая и согласованная работа мозжечковой, вестибулярной, двигательной и кинестетической систем. Нарушение оптимальной работы любого компонента приводит к развитию атаксии. При разных формах ДЦП страдают разные отделы системы поддержания равновесия и контроля за точностью движений.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.