Что такое ортопедический режим дцп

Ортопедический режим для ребенка


Уважаемые родители детей выпускающихся в школу, хотим предложить консультацию о необходимости создания ортопедического режима для вашего ребенка. Надеемся, что наши рекомендации будут для вас полезными.

Одним из основных средств профилактики нарушений осанки является правильная организация статико-динамического режима, который включает в себе полный спектр ситуаций, связанных с регулировкой нагрузок на опорно-двигательный аппарат ребенка.

По направленности эти воздействия могут иметь как повреждающий характер (например, длительное нахождение в неправильных статистических позах), так и лечебный (физическая культура и специальная гимнастика).


Правильный статико-динамический режим предполагает соблюдение следующих условий:

v Приходя из школы, ребенок после обеда должен лечь и отдохнуть 1-1,5 часа для того, чтобы нормализовать тонус мышц спины и освободить от нагрузки позвоночник.

Только при регулярной смене вертикального и горизонтального положений обеспечивается правильный обмен веществ в межпозвоночных дисках.

v Время непрерывного пребывания в положении сидя не должно превышать 45 минут.

v Ребенок должен ежедневно заниматься оздоровительной или специальной гимнастикой. Минимальная продолжительность занятий 20 минут, оптимальная 40 минут.

v Необходимо правильно организовать рабочее место (по крайне мере, в домашних условиях, за неимением парт по росту и возрасту в школах); освещение должно быть рассеянным и достаточным.

v Детская мебель должна соответствовать следующим требованием:

u Высота должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола была около 30 см. Это легко проверить путем простого теста: если поставить руку на локоть, то средний палец должен доходить до угла глаза;

u Высота стула должна быть такой, чтобы бедро и голень составляли угол 90 градусов;

u Желательно иметь опору для шейного и грудного отделов позвоночника, а также опору для стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного напряжения при длительных занятиях в статистическом режиме.

v Необходимо научить ребенка сидеть в правильной рабочей позе во время письма, чтения под контролем педагогов и родителей. Правильная симметричная установка различных частей тела производится последовательно, начиная с положения стоп:

u Стоп в опоре на полу или на скамейке;

u Колени над стулом на уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом или необходимым тупым углом);

u Равномерная опора на обе половины таза;

u Между грудью и столом – расстояние от 1 до 2 см;

u Предплечья симметрично и свободно, без напряжения, лежа на столе, плечи симметричны;

u Голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см;

u При письме тетрадь повернута на 30 градусов, нижний левый край угол листа, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди.

v Не рекомендуется носить портфель в одной руке, в начальной школе дать ребенку ранец.

v Нужно постоянно бороться с порочными позами. Так называемое косое положение плечевого пояса при письме – когда левая рука свешена со стола, или косое положение таза – когда ребенок сидит с ногой, положенной под ягодицу, или привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене; эти и другие порочные позы приводят к нарушению осанки.

v Нужно освободить ослабленного ребенка, имеющего дефекты осанки от всяких дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или ассиметричной статичной позой.

v Ребенок должен получать правильное и сбалансированное питание, обеспечивающее, в соответствии с возрастом, достаточное поступление пластических веществ, макро- и микроэлементов.

У детей, страдающих ДЦП, можно предотвратить развитие многих тяжелых двигательных расстройств, если наряду с другими лечебными мерами своевременно организовать правильный ортопедический режим.
Он не сложен, и, как показывает опыт, его легко осуществить в домашних условиях. Только очень важно соблюдать его настойчиво, непрерывно (и днем, и ночью), на протяжении нескольких лет, а иногда и до окончания роста больного. И, конечно, очень важно организовать его как можно раньше.

Уже с конца первого полугодия жизни независимо от формы церебрального паралича начните выкладывать ребенка на живот и побуждать активно поднимать голову (а в дальнейшем и плечевой пояс) и разгибать позвоночник, опираясь на руки. Это будет способствовать выработке разгибательных реакций.
Когда же ребенок начнет сидеть, выкладывайте его на живот по нескольку раз в день (не меньше трех), сначала на 1—2 минуты, затем, постепенно увеличивая продолжительность такого упражнения до 5—10 минут, в дошкольном возрасте до 15 минут, а в школьном— до 20—30 минут.
Ребенок должен все это время оставаться в активной позе: с выпрямленным, разогнутым позвоночником, опираясь на локти и предплечья и глядя вперед. Стопы при этом должны быть спущены за край плоскости, на которой лежит ребенок. Такое положение способствует предупреждению и даже устранению легких контрактур в тазобедренных и коленных суставах. Оно очень важно, и, чтобы удержать в такой позе маленького ребенка, старайтесь заинтересовать его игрушками, звуковым эффектом, а более старшего— и телевизионной передачей.

Устранению легких контрактур в тазобедренных суставах может помочь и такой простой способ: на таз ребенка, когда он лежит в активной позе, положите мешочек с песком или широкий пояс с кармашками на концах, в которых находится груз, например тоже мешочки с песком. Вес груза посоветует' врач в зависимости от возраста ребенка. Если возникли контрактуры в коленных суставах, подкладывайте под коленные чашечки мягкие подушечки. Все это будет способствовать растяжению контрактур.
Обычно больные, особенно те, у которых возникли спастические (обусловленные повышенным тонусом мышц) параличи, стремятся спать в той же позе, в какой они были в утробе матери: на боку с согнутыми и приведенными к животу ногами, прижатыми к груди руками, наклоненной вперед головой.
Чтобы избежать этого, начиная с первых месяцев жизни укладывайте спать на ровной постели. Ребенок должен лежать на спине. Чтобы он не поворачивался на бок, надевайте на него мягкий лиф, лямки которого прикрепляйте к боковым сторонам и головному концу кровати. Ноги ребенка должны быть выпрямлены, бедра разведены, стопы установлены под прямым углом к голени. Это требуется для предупреждения контрактур в голеностопных суставах. Для фиксации стоп в таком положении можно использовать специальные, изготовляемые на ортопедическом заводе нитролаковые или пластмассовые туторы. А для разведения ног — распорки Виленского.


Приучать ребенка спать в таком положении надо постепенно. Первое время укладывайте его так на дневной сон. И только через несколько дней или даже недель— и на ночь. Обычно дети быстро привыкают к такому положению и легко переносят его на протяжении всей ночи.
Но если у ребенка гиперкинетическая форма паралича с насильственными непроизвольными движениями или атоническая форма, для которой характерна слабость мышц, развитие контрактур ему не угрожает, и потому он может спать в той позе, какая ему удобна.
Нередко бывает так: когда ребенок уже научился сидеть, его усаживают в креслице или на кровать, и он часами сидит со спущенными ногами, отвисающими стопами, наклоненной вперед головой. Не допускайте этого! Если ребенок изо дня в день будет подолгу сидеть в такой позе, со временем у него образуется так называемая круглая спина и произойдут стойкие сгибательные контрактуры в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах. Активное разгибание суставов в полном объеме станет невозможным.
Если у ребенка мышцы напряжены, движения скованы, его следует по нескольку раз в день сажать на 5—15 минут по-турецки, то есть с разведенными бедрами,— это важно для профилактики приводящих контрактур бедер. Пока ребенок не начнет хорошо держать голову и принимать правильную осанку, не торопитесь учить его стоять и ходить. Тем более нельзя этого делать, если образовались контрактуры. Когда такого ребенка пытаются ставить на ноги, он опирается не на всю стопу, а лишь на передний ее отдел, ноги у него полусогнуты, голова и туловище наклонены вперед. В такой неустойчивой позе он с трудом удерживается в вертикальном положении или совсем не может самостоятельно стоять и ходить.
Прежде чем начать учить ребенка стоять и ходить, контрактуры необходимо устранить. Если этого не сделать своевременно, могут возникнуть вторичные деформации, и прежде всего в стопах, а это еще больше затруднит стояние и ходьбу.
Для устранения контрактур применяют лечебную гимнастику, грязелечение, парафинолечение и этапные гипсовые повязки. А в тех случаях, когда контрактуры, деформации и связанные с ними неправильные позы оказываются очень стойкими, в возрасте 7—10 лет производятся операции. Однако и оперативное лечение в запущенных случаях не всегда дает желаемый эффект. Строгое и настойчивое выполнение ортопедического режима, проведение целенаправленной двигательной терапии и применение других методов лечения, как показывает опыт, дают возможность значительно улучшить состояние ребенка, приспособить его к активной жизни и труду.

Источник: журнал "Здоровье" Н.С.Седин, кандидат медицинских наук


Для всех родителей единственно важным является здоровье их ребенка. Но иногда случается так, что родители, услышав после рождения ребенка диагноз ДЦП, остаются один на один с этой болезнью и не знают, чем же можно помочь малышу, что сделать, чтобы он мог развиваться. Диагноз ДЦП у детей требует от родителей терпения и умения. Современная медицина наряду со многими лечебными мерами рекомендует родителям организовать ребенку адекватный ортопедический режим.

Для соблюдения в домашних условиях этот режим не сложен, однако требует регулярного и непрерывного выполнения в течение нескольких лет, а в некоторых случаях подобные мероприятия придётся выполнять до окончания периода интенсивного роста ребенка. Для большей эффективности соблюдение ортопедического режима рекомендуется с раннего возраста, иногда сразу после рождения или в первом полугодии жизни.

Даже если сразу после рождения не был установлен ортопедический режим, с конца первого полугодия выкладывайте малыша на животик, это будет побуждать его поднимать головку вначале, а впоследствии опираясь на ручки, поднимать плечевой пояс. Если эти рекомендации выполнять регулярно, у ребенка сформируются разгибательные реакции. Соблюдение данного режима не зависит от формы ДЦП, развитие двигательных навыков полезно для любых форм заболевания.

После того, как малыш научится сидеть, продолжайте выкладывания на живот на пару минут в начале занятий, увеличивая постепенно время пребывания на животе до 10 минут в младшем возрасте, в дошкольном возрасте время увеличить до 15 мин, в школьном – до получаса.

В положении на животе малыш должен находиться в активной позе все время, то есть его позвоночник должен быть прямым и разогнутым, при этом кроха, опираясь на ручки, должен смотреть вперед, стопы его должны быть опущены вниз за край стола, на котором он лежит. Такое положение тела ребенка очень важно для профилактики, а в некоторых случаях устранения признаков неврологических контрактур (неподвижности) в коленных и тазобедренных суставах. Поэтому задача родителей, заинтересовать ребенка игрушками или любыми другими способами, чтобы малыш мог находиться с поднятым плечевым поясом в течение необходимого времени.

Устранить легкую неподвижность тазобедренных суставов поможет такой способ: выложив малыша на живот, и когда он примет активную позу, положите ему на область таза мешочек с песком, вес мешочка оговорите с врачом, он зависит от возраста ребенка. Если контрактуры отмечаются в коленных суставах - под колени подкладывайте небольшие подушечки. Эти мероприятия способствуют развитию сгибательной и разгибательной способности суставов.

Часто дети, у которых параличи обусловлены повышенным тонусом мышц, спят в позе эмбриона – лежа на боку и поджав к животу ножки, при этом руки плотно прижаты к груди. Эта поза еще больше усугубляет контрактуры, поэтому чтобы не допускать такого положения тела ребенка во время сна ложите его спать на спину, на ровную твердую поверхность. Чтобы малыш не перевернулся на бок, наденьте на него специальный лиф с лямками, которые фиксируются на боковых стенках кровати, удерживая ребенка на спине. Ножки малыша должны быть ровными, разведены в стороны. Чтобы зафиксировать их в таком положении используют ортопедические туторы и распорки Виленского.

Приучать малыша спать в такой позе необходимо постепенно. Для этого начните с того, что укладывайте его в таком положении на дневной сон. После того как малыш привыкнет к такому положению тела во время сна, можно перейти к применению данных приспособлений во время ночного сна. Обычно процесс привыкания проходит быстро, и дети спокойно спят в таком положении всю ночь. Для детей, у которых паралич гиперкинетической или атонической форм, не следует вводит подобную позу во время сна, такие дети должны спать в удобной им позе.

Родители должны помнить, что как только ребенок начнет сидеть, его нельзя подолгу оставлять в сидячем положении со спущенными ногами и наклоненной вперед головой. Это положение тела может развить стойкие сгибательные контрактуры в коленных, тазобедренных и голеностопных суставах, что в свою очередь приведет к нарушению разгибательной функции суставов.

Бывают случаи, когда мышцы ребенка напряжены, это вызывает скованность движений, для снятия напряжения высаживайте малыша на 10-15 минут с разведенными бедрами (по-турецки), выполняйте подобную процедуру несколько раз в день.

Не торопите события, не учите стоять, а тем более ходить ребенка, пока он не научится уверенно держать голову и держать длительно правильную осанку. Особенно это относится к детям, у которых образовались контрактуры. Ведь когда такого малыша пытаются учить ходить, опора у него идет лишь на передний отдел стопы, а не полностью на всю ее поверхность, поэтому в таком неустойчивом положении очень трудно удерживать равновесие и научиться ходить. Главное не спешить, а перед тем, как учить ребенка ходить, нужно устранить суставные контрактуры. Ведь если это не будет сделано вовремя, могут развиться вторичные деформации стоп, а это еще больше может затруднить малышу ходьбу.

Лечебная гимнастика, грязелечение, этапные гипсовые и парафиновые повязки – эти меры по устранению контрактур предусматривает реабилитация детей с ДЦП, операции ДЦП проводят в случае стойких деформаций. Проведение оперативного лечения обычно показано в возрасте старше семи лет, но оно не всегда дает желаемый результат. Поэтому, важно соблюдать правильный ортопедический режим, проводить целенаправленную двигательную терапию, чтобы добиться улучшения состояния малыша, приспособить его не только к жизни, но и к труду.

Необходимость раннего лечения церебрального паралича обусловлена тем, что на первом году жизни:
- мозг ребенка обладает большой пластичностью;
- спастичность мышц нерезко выражена, поэтому легче вырабатываются нормальные позы и двигательные навыки;
- отсутствуют порочные позы, контрактуры и деформации;
- формирование психических функций находится в прямой зависимости от развития двигательных навыков, поэтому при позднем начале лечения и тяжелой обездвиженности ребенок будет вторично отставать в психическом развитии, даже если его потенциальные возможности были нормальными;
- мать становится активным участником лечения, и это дает лучшие результаты, чем в старшем возрасте.

Комплексное лечение при церебральных параличах предусматривает ортопедические мероприятия, направленные на формирование правильной позы ребенка, профилактику контрактур, лечебную гимнастику и массаж, стимуляцию речевого и психического развития, физиотерапию и применение медикаментозных средств.


Ортопедические мероприятия являются важной частью комплексного лечения церебральных параличей у детей раннего возраста. Они помогают сохранить правильное физиологическое взаимоотношение головы, туловища и конечностей (лечение положением). Ортопедический режим следует соблюдать с первых дней жизни ребенка, пока еще не сформировались порочные позы, контрактуры, деформации. Ребенок привыкает к режиму и хорошо его переносит. Поэтому больному с церебральным параличом, который еще не ходит, следует в течение дня придавать различные физиологические положения, в зависимости от возраста: выкладывать на живот, удерживать в вертикальном положении, сажать, ставить в специальные приспособления. Придаваемая ребенку поза не должна нарушать общего состояния и вызывать болезненные ощущения.

К ортопедическим средствам, с помощью которых можно придать части тела физиологическое положение, относятся шины, шинки-штанишки, лонгеты, туторы, воротники, валики. Ортопедические укладки не должны растягивать мышцы, сдавливать конечность, нарушать кровообращение. Шины и лонгеты накладывают после лечебной гимнастики и массажа, когда методисту удалось добиться максимального расслабления мышц. Укладки необходимо чередовать с лечебной гимнастикой, массажем и активной деятельностью ребенка. Длительность пребывания ребенка в специальных укладках определяется индивидуально и зависит от тяжести поражения, а также от того, как ребенок переносит эту процедуру. Лучше, чтобы периоды пребывания ребенка в шинах и лонгетах были короткими, но в течение дня повторялись несколько раз. Это создает более благоприятные условия для развития активных движений. За ортопедическим режимом должны следить персонал и мать. Мать необходимо обучить применению ортопедических приспособлений.

При постоянном повороте головы в сторону, как это имеет место при травматической или спастической кривошее, для удержания ее в правильном положении используют воротник Шанца. Хороший контроль головы у детей с церебральным параличом способствует нормализации мышечного тонуса и торможению патологической постуральной активности.

Для обеспечения физиологического положения конечностей применяют специальные укладки и лонгеты. Лонгеты для кистей и стоп делают из картона, гипса, плексиглаза, поливика и обшивают мягким материалом. Указанные приспособления накладывают на 40—60 мин, а затем делают массаж и лечебную гимнастнку. Для устранения приведения в плечевых суставах между туловищем и плечом вкладывается мягкий валик.

Прокладка между бедрами должна быть мягкой, чтобы не было перерастяжения аддукторов. Родителям рекомендуют носить детей в специальных приспособлениях с отведенными в наружной ротации бедрами. Когда ребенок начинает сидеть, посередине стульчика между бедрами делают специальную распорку, чтобы ноги находились в состоянии отведения. У детей 2— 3 лет с приводящими контрактурами можно пользоваться специальной распоркой.
Для удержания стоп в физиологическом положении применяют лонгеты, которые надевают на носки. Их закрепляют бинтами и оставляют на 40—60 мин.
Лечение положением начинают с первых дней жизни даже когда из-за тяжести состояния и плохих кожных покровов лечебная гимнастика и массаж еще противопоказаны.

- Вернуться в оглавление раздела "Неврология."


Статья содержит методические рекомендации педагогам и родителям по организации двигательного режима детей с ДЦП.

Скачать:

ВложениеРазмер
organizaciya_dvigatelnogo_rezhima_detey_s_dcp.docx 18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Организация двигательного режима детей с ДЦП (методические рекомендации).

Очень важным при работе с детьми, имеющими ДЦП, является соблюдение общего двигательного режима.

Отсутствие или недостаток двигательной активности приводит к негативным изменениям в детском организме, которые выражаются в следующих проявлениях:

  1. образование изменений в суставах и позвоночнике при нарушенном мышечном тонусе, создают предпосылки для неправильного взаиморасположения костей скелета;
  2. ослабление или выпадение функций отдельных мышечных групп, в результате чего снижаются силовые возможности ребенка;
  3. нарушение координации с ограничением амплитуды движения; ухудшение кровообращения приводит к уменьшению кровоснабжения органов, недостатку снабжения тканей кислородом и в результате – к понижению метаболической активности;
  4. нарушение функциональной деятельности центральной нервной системы, выражающейся в проявлении апатии, забывчивости, невозможности сосредоточиться, в расстройстве сна.

Не имея возможности самостоятельно удовлетворить естественные потребности в движении, ребенок с годами становится все более и более пассивным, бездеятельным. Это отрицательно отражается не только на общем физическом развитии ребенка, но и на развитии его психической деятельности и формировании личности в целом.

Даже при сохранных потенциальных возможностях для развития интеллекта его психическое развитие будет дисгармоничным: с трудом будут формироваться предметно-действенные формы мышления. Все это делает ребенка более несамостоятельным, зависимым от окружающих.

Однако организация двигательной активности детей с нарушением двигательных функций в результате поражения центральной нервной системы представляет определенные трудности. Это связано, прежде всего, с отсутствием или ограничением способности к волевому управлению процессом движения, формирования произвольных движений.

Большое значение имеет двигательный режим в течение дня, который подбирается для ребенка индивидуально.

С ребенком необходимо проводить утреннюю гимнастику, подвижные игры, дыхательные и артикуляционные упражнения.

Утреннюю гимнастику продолжительностью (8-15 минут), двигательную разминку после сна: гимнастика пробуждения (8-15 минут) можно проводить с использованием музыкально-релаксационных композиций.

Подвижные игры (до 60 минут в день), игры малой активности (до 60 минут в день). Упражнения проводятся по мере необходимости, которая зависит от общего состояния детей, утомленности, особенностей поведения.

Стимулирующие упражнения (2 раза в день по 10 минут): хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, стоп, пальцев рук и т.д. организуются в течение дня несколько раз.

Упражнения по развитию мелкой моторики (2-4 раза вдень по 5-10 минут)- это работа в тетрадях, с пластилином, бумагой, ножницами и т.д.

Время, отведенное на организацию той или иной двигательной деятельности, может быть незначительно увеличено. Это объясняется тем, что двигательная активность детей может быть снижена.

Но, обеспечивая детей с ДЦП возможно большим количеством движений, нужно заботится и о качестве их выполнения. Дети, имеющие один и тот же уровень развития моторики, например, самостоятельно передвигающиеся, имеют различные индивидуальные затруднения при ходьбе, при манипуляции с предметами. Взрослый как бы становится участником движения, он отводит руку ребенка в нужном направлении, вместе с ним подбрасывает мяч, при этом удерживает его в правильном положении, выпрямляет спину и т. д.

При этом все мероприятия, связанные с включением двигательного акта, необходимо осуществлять при индивидуальном подходе с учетом структуры двигательного дефекта. Так как ребенок с ДЦП во время бодрствования не должен более 15-20 минут оставаться в одной и той же позе, то для каждого ребенка индивидуально подбираем наиболее адекватные формы для занятий, кормления, одевания, игры. Эти позы меняем по мере развития двигательных возможностей ребенка.

Чем тяжелее двигательное нарушение, тем больше взрослый помогает ребенку в выполнении движений. Одновременно с практической помощью взрослый четко проговаривает последовательность выполнения движений. В ряде случаев используем совместное проговаривание инструкций по последовательному выполнению движения детьми и взрослыми. Одновременное проговаривание (комментирующая инструкция и самоинструкция) облегчают выполнение движений, улучшают их ощущения.

В процессе занятий, игр, упражнений у детей с ДЦП формируются и укрепляются основные жизненно важные двигательные умения и навыки, развивается воля, смелость, чувство товарищества, взаимопомощь, формируется интерес к движениям, появляется стремление к преодолению трудностей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательная активность детей является биологической потребностью, которая очень часто подавляется в процессе обучения в школе. Возникающая гипокинезиянеблагоприятно сказывается на умственной работосп.

1. Школьный возраст - это самое благоприятное время воспитания физических качеств. При организации учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать половые, возрастные, индивидуальные ос.

В данной работе говорится о том, как с пользой провести летний отдых за городом, на берегу реки или моря, где можно позагорать, вволю покупаться и поиграть на берегу с водой и песком вместе с де.

Детям группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще .

ull;ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека, естественная биологическая потребность человека. Нормальная жизнедеятельность пр.

Проявления ДЦП разнообразны — это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. Строго говоря, ДЦП не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП — повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период. Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.

Признаки и ранние симптомы детского ДЦП

В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их. К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения. Примерно у трети детей с ДЦП случаются судороги. Этот симптом нередко проявляется не в младенческом возрасте, а несколько позже.

Помимо этого встречаются такие симптомы ДЦП, как нарушения зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:

  • в возрасте одного месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте семи месяцев ребенок не может сидеть без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком медленные;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.

ДЦП может проявляться по-разному, в зависимости от пораженной зоны головного мозга. Иногда проявления этого заболевания незначительны, однако в тяжелых случаях нарушения могут быть крайне серьезными. Существует несколько видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга. Это приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  • Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
  • Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.

Реабилитация при ДЦП держится на двух главных принципах — комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, и коммуникативных, и интеллектуальных навыков.

Лечение ДЦП — пожизненный процесс, так как полное излечение фактически невозможно. Однако это еще не означает, что ДЦП — приговор. Большинство больных ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были приняты в раннем возрасте. В детстве мозг развивается очень активно. Он обладает гораздо большими компенсаторными возможностями, чем мозг взрослого. Поэтому лечение ДЦП, которое началось в ранние годы, будет наиболее эффективным.

Лечение ДЦП в основном направлено на устранение симптомов. Правильнее было бы называть это не лечением, а реабилитацией, ориентированной на восстановление функций, которые пострадали в результате этого заболевания. Одним из самых действенных методов считается массаж, который помогает привести в норму мышечный тонус. Также в реабилитации при ДЦП широко используется лечебная гимнастика. ЛФК помогает улучшить координацию движений. Но она дает ощутимый эффект лишь в том случае, если занятия проходят регулярно на протяжении всей жизни. Хороший результат дают и занятия на специальных тренажерах.

При отсутствии судорог показана и физиотерапия — например, миостимуляция и электрофорез. Многие врачи рекомендуют также электрорефлексотерапию для восстановления активности нейронов коры головного мозга — это помогает снизить мышечной тонус, улучшить координацию, речь и дикцию.

Во многих случаях показано медикаментозное лечение при помощи препаратов, улучшающих деятельность мозга.

Недавние российские исследования подтвердили у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии (кислородном голодании клеток), в высокой интенсивности свободнорадикального окисления липидов (жировых молекул), в компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (недостаточность гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к хронизации болезней ЛОР-органов, ЖКТ и почек. Определена прямая зависимость биохимических нарушений от тяжести ДЦП, поэтому важна индивидуальная диагностика и контроль биохимического дисбаланса в организме, чтобы компенсировать отклонения от биологической нормы при помощи специальных препаратов, диет, коррекции образа жизни. В результате можно существенно повысить потенциал и эффективность реабилитации детей с отставанием в развитии.

Детский церебральный паралич вызывает необратимое поражение определенных областей головного мозга. Задача врачей и родителей — скорректировать последствия ДЦП. Необходимо принять тот факт, что процесс реабилитации должен быть постоянным и непрерывным.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.