Дцп что это доклад

1. Детский церебральный паралич: понятие, этиология, симптомы

3. Лечебная физкультура и массаж

Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были крепкими, умными и красивыми, чтобы в будущем они сумели занять достойное место в обществе. В некоторых странах сейчас нередко даже проводятся конкурсы на самого красивого младенца.

Но у некоторых детей сразу после рождения возникают болезненные изменения мышечного тонуса и ряд других симптомов, которые затем накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь ребенка, - а впоследствии и взрослого - и на жизнь его родителей.

Эти явления известный австрийский врач и психолог Сигизмунд Фрейд в конце девяностых годов прошлого столетия объединил под названием детский церебральный паралич. Хотя, по сути, речь идет не опараличе, как таковом, а о нарушенной координации движений, связанной с поражением определенных структур головного мозга, возникающем в до и послеродовом периоде развития ребенка и в результате родовой травмы. Зачастую такие поражения случаются еще у эмбриона. Их виновниками бывают инфекция, антитела, неправильный резус-факторпараличгипоксия новорожденных. Неврологи выделяют три основные формы детского церебрального паралич: спастическую, для которой характерен постоянный повышенный тонус отдельных групп мышц - чаще всего сгибателей; гиперкинетическую, параличтетоидную, когда тонус в сгибателях и разгибателях непрерывно меняется, из-за чего появляются резкие непроизвольные движения туловища и конечностей, мешающие ребенку ходить и сохранять равновесие, и астеническо-астатическую. При этой форме заболевания тонус всех групп мышц бывает понижен, что также мешает удерживать равновесие и нормально двигаться. Бывают случаи, когда астеническо-астатическая форма переходит в атетоидную. У большинства детей с церебральным параличом наблюдаются расстройства речи, которые в значительной степени затрудняют их контакт с родителями и сверстниками. Тяжелые, так называемые генерализованные, формы детского церебральногопаралич, когда поражаются руки и ноги, речь, а подчас и слух ребенка, - приводят его к глубокой инвалидности. Детский церебральный паралич- это непрогрессирующее заболевание, однако оно может давать осложнения в виде контрактурпараличных деформаций. По сути детский церебральный паралич - даже не болезнь, а состояние, при котором нормальное развитие ребенка чрезвычайно затруднено.

Двигательные нарушения обычно представлены слабостью в определенной группе мышц. Из-за этого нарушена походка, не скоординированы движения рук, ног, мимической мускулатуры или, например, запрокидывается шея. При диагнозе ДЦП возможно нарушение интеллектуального развития и речи.

Главной причиной ДЦП считается гипоксия (нехватка кислорода или удушье) ребенка в утробе матери или сразу после рождения. Она может быть следствием патологии беременности матери (токсикозы, нарушение плацентарного кровообращения, инфекции). Родовые травмы, вызванные различными видами акушерской патологии, — узкий таз матери, неправильное его строение, слабость родовой деятельности, затяжные или стремительные роды и т.д. — также не исключают возможности повреждения мозга плода. Хотя в большинстве случаев тяжесть родов определяется уже имеющимися нарушениями внутриутробного развития ребенка.

Гипоксия, лежащая в основе развития ДЦП, приводит к недоразвитию структур головного мозга ребенка. Особенно тех его участков, которые в ответе за формирование рефлекторных механизмов и поддержание равновесия тела. Это приводит к неправильному распределению мышечного тонуса в скелете и возникновению патологических двигательных реакций.

Симптомы зависят от степени поражения мозга. Чаще всего встречаются формы заболевания с симметричным поражением — преимущественно нижних конечностей, реже — верхних. Это ведет к тому, что в раннем детстве малыша невозможно поставить на ножки, а самостоятельно он начинает ходить лишь к 2–3 годам. Впоследствии у ребенка наблюдается нарушенная походка: он упирается при ходьбе на носочки, а не на стопу. Пораженные конечности могут отставать в росте.

Возможна ли реабилитация нервной, мышечной и двигательной координации при детском церебральном параличе? Такой вопрос рано или поздно задают себе родители ребенка, которому врачи диагностировали ДЦП. Вывод достаточно неутешителен, хотя все же улучшить положение можно. Прежде всего, необходим комплекс лечебной физкультуры и курсы массажа, а также применение средств, снижающих мышечный тонус. Кроме того, нужна профилактика, чтобы предотвратить развитие тугоподвижности в суставах пораженных конечностей (например, парафиновые аппликации, горячее укутывание). Рекомендуют также принимать препараты, улучшающие микроциркуляцию в нервной ткани и ее питание.

Объективно, функциональную систему (сформировавшиеся межнейронные связи) изменить невозможно, и людям с ДЦП остается только приспосабливаться к жизни, используя максимально имеющиеся у них возможности (постоянный прием медикаментов, чтобы уменьшить спастику, удлинение хирургическим путем сухожилий, перерезание нервов, по которым идет аномальная импульсация и т.д). Но причина недуга — дефекты мозга и аномально сформированные функциональные связи центральной нервной системы — остаются практически вне терапии.

Лечение ДЦП - процесс длительный и многоэтапный, поскольку необходимо стереть все, что наработано в неправильном стереотипе движений и создать новое, правильное. Не разрушив старое - патологическое, нового построить нельзя, а на это необходимо время. Дело это трудоемкое, но не безнадежное.

Лечение ДЦП включает 3 необходимых этапа:

Этап №1. Предварительный.

Суть его заключается в подготовке всех систем организма к возрастанию объема физических нагрузок, к новому режиму, а также очистке организма от токсинов, накопившихся из-за медикаментозного лечения и в связи с гиподинамией. Продолжительность данного этапа обычно составляет от 2-х до 4-х недель.

Этап №2 – подготовительный.

Безвозвратное устранение спастики достигается:

• Путем восстановления баланса мышц-антагонистов по силе и длине.

• За счет устранения мышечных контрактур путем восстановления структуры мышечной ткани до обеспечения полных, свободных полноамплитудных пассивных движений во всех сегментах опорно-двигательного аппарата (ОДА).

• За счет устранения суставных контрактур путем восстановления соосности суставов и структуры артикулярных и периартикулярных тканей.

Завершенным подготовительный этап, можно считать лишь тогда, когда пациент свободно удерживает тело как на двух ногах, так и на каждой ноге в отдельности, способен многократно приседать, наклоняться вперед и в стороны.

Данный этап может быть весьма длительным, его продолжительность зависит от возраста пациента, тяжести заболевания, сохранности психики, особенностей предшествовавшего лечения и т.д.

Этап №3 – Основной.

На этом этапе происходит обучение ходьбе в нормальном стереотипе и сохранению равновесия при движении.

По завершении этапа пациент должен обходиться без опеки и поддержки.

Освоение тонкой моторики и сложных двигательных стереотипов относится к следующим этапам совершенствования функции движения. Поэтому логика лечения предполагает жесточайший запрет не только на любые движения в неправильных патологических стереотипах, но на тонкую и сложную моторику - обучение ей преждевременно и вредно.

На всех этапах лечебного процесса его непосредственными и активными участниками являются родители ребенка. От их понимания, готовности к контакту, исполнительности и трудолюбия напрямую зависит эффективность работы.

Бытует мнение, что заниматься с ребенком лечебной гимнастикой и лечебной физкультурой можно только с трехлетнего возраста. Однако это утверждение ошибочно. На формирование основных двигательных навыков природой отпущен примерно год – от момента рождения до того времени, как малыш начнет ходить. Далее следует лишь процесс их совершенствования.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – одно из тех заболеваний, которые часто приводят к тяжелой инвалидности. Термин ДЦП впервые был предложен З.Фрейдом в 1893 г., который назвал таким образом группу заболеваний мозга внутриутробного и родового происхождения. Классификация форм ДЦП З.Фрейда строилась на основе поражения двигательной сферы (конечностей) и включала монопарез, парапарер, гемипарез, тетрапарез, трипарез. Профессор К. А. Семенова вывела наиболее совершенную, всеохватывающую классификацию форм ДЦП с учетом развития не только двигательной, но и интеллектуальной, психоречевой и эмоциональной сфер:

1. Двойная спастическая гемиплегия (выражены все тонические рефлексы с ригидностью мышц).

2. Спастическая диплегия.

4. Гиперкинетическая форма с подформами: а) даойной атетоз, б) атетозный баллизм, в) хориоатетозная форма,

г) хореический гиперкинез.

5. Атонически-астатическая форма.

Форма ДЦП у ребенка определяется по наиболее ярко выраженной клинической картине заболевания, которую, как правило, дополняют сопутствующие синдромы.

Для определения статуса ребенка, невропатологи перинатальная знцефапопатия (ПЭП), формы ДЦП и методики лечения требуется наиболее ранняя диагностика заболевания. Детский невропатолог устанавливает диагноз, клиническую картину и форму заболевания, медикаментозное лечение, дает отвод от прививок, а также назначает массаж, ЛФК и другие средства.

Методика лечения детей с ДЦП и ПЭП сугубо индивидуальна и зависит от возраста, формы и степени тяжести заболевания. Она включает медикаментозное лечение, ЛЮК, массаж, игло- и рефлексотерапию, ортопедический режим, поэтапное гипсование, ФТО, бальнео- и хирургическое лечение, логопедические занятия.

Лечебный массаж и ЛФК в соответствии с назначением занимает основное место в лечении детей, больных ДЦП и ПЭП которые соматически слабые, быстро утомляются и плохо восстанавливаются. По мере роста детского организма и прибавления в весе наблюдается общее отставание в физическом развитии из-за специфического тонуса, гиподинамии, растягивания нервно-мышечного и связочного аппарата. Поэтому при работе с детьми необходимо учитывать возраст, степень тяжести и форму ДЦП, скрытые потенциальные возможности, соблюдая дидакгические принципы доступности, систематичности, от простого к сложному, от известного к неизвестному.

У детей с ПЭП и ДЦП в результате поражения тех или иных структур проводящих путей головного мозга после трехмесячного возраста еще сохраняются некоторые врожденные рефлексы, нарушается антигравитационный механизм функционирования вестибулярного аппарата (при его наличии), что является препятствием для развития условных цепных установочных рефлексов. Видоизменяется не только мышечный тонус, но и тонус сосудов и кишечника, затрудняется циркуляция крови, кровообращение и питание головного мозга и его созревание. Патологические тонусы бывают трех типов: гипертонус, гипотонус, дистонический тонус, то есть то повышенный, то пониженный (переменный). При гипертонусе отмечается порочная заинтересованность сгибателей, приводящих и пронирующих групп мышц. В результате со временем образуется “круглая спина”, отсутствует поясничный лордоз, ограничивается подвижность в тазобедренных суставах, затрудняется разведение ног (что приводит к выведению головок бедра из вертлужной впадины - подозрение на дисплазию), полностью не разгибаются ноги в коленных суставах, стопы зквинусны (не исключены тугоподвижность и контрактуры в суставах). При гипотонусе (мозжечковая симптоматика) ослаблены вестибулярные реакции и сухожильные рефлексы, наблюдается тенденция к формированию вальгусных стоп. При дистонии дети, как правило, скованы, их шейно-плечевой отдел блокирован.

Всем без исключения детям полезны занятия лечебной гимнастикой и массаж, так как у них нет двигательного опыта. Больным ПЭП и ДЦП они жизненно необходимы.

Лечебная гимнастика (ЛГ) и массаж нормализуют биохимические процессы в нервно мышечном аппарате, подвижность в крупных суставах, мышечный тонус и создают условия и возможность для формирования цепных рефлексов на фоне подавления врожденных. При выборе пражнений и составлении комплекса ЛГ необходимо учитывать специфику мышечного тонуса ребенка, степень (тяжесть) поражения, скрытые потенциальные возможности и выбирать биомеханически оправданные и доступные исходные положения и эффективные приемы для расслабления мышц. С особой осторожностью необходимо относиться и детям с гидроцефалией, микроцефалией, гипертензионным синдромом и эписиндромом. Лечение двигательных расстройств при ДЦП проводится комплексно с помощью лечебных средств, лекарств, ЛФК, массажа, ортопедического режима, логопедических занятий.

В настоящее время возможно использование около 25 методик ЛФК – Бобата, Линдемана, Фрелиха, Войта, Кэбота, Фелпса, Семеновой К. А., Бортфельд С.А. и др.

Как показала практика, наиболее эффективными являются классический лечебный массаж; сегментарный; массаж воротниковой зоны для улучшения дыхания; круговой трофический, точечный массаж; массаж по системе Монакова; седативный и тонизирующий массаж.

Детский церебральный паралич – это полиэтиологическое заболевание с поражением преимущественно центральной нервной системы.

Наиболее частыми причинами возникновения детского церебрального паралича являются

· последствия острых и хронических заболеваний матери

· экологические вредности и т.д.

Однако основное значение придают нейроинфекциям – микробным, вирусным, поражающим ткани мозга, его сосуды. Это приводит к внутриутробной недостаточности кислорода, задержке развития нейронов и их связей, из-за которых нормального хода рождения уже не происходит, возникает механическая родовая травма, нарушение мозгового кровообращения, асфиксия в родах. За последние года распространенность нейроинфекций возросла, особенно вирусных – таких, как гриппозные, герпес, хламидиозы и др. Наряду с энцефалитами вирусной и микробной природы как следствие их в результате появления продуктов разрушения нервных клеток – мозговых антигенов – начинает формироваться неспецифическая аутоиммунное воспаление.

В зависимости от времени поражения плода или новорожденного, характер и тяжести поражения мозга, формируется та или иная клиническая картина, характеризующаяся в первую очередь различными типами двигательных нарушений, нарушениями речи и познавательной деятельности.

При детском церебральном параличе наблюдается синдром зависимости тонуса скелетных мышц от положения тела: при положении лежа тонус мышц в той или иной степени приближается к нормальному, но как только больной принимает вертикальное положение, тонус мышц приобретает признаки спастичности или ригидности.

Кроме этого при детском церебральном параличе наблюдается выраженный синдром зависимости тонуса мышц от активности своевременно непрошедших тонических рефлексов периода новорожденности. Тетрапарез характеризуется парезом мышц рук в связи с нейроинфекцией и в значительно меньшей степени парезом мышц нижних конечностей.

Движения в верхних конечностях, хотя и дефектные, позволяют больному писать, обслуживать себя, но больные не ходят или пользуются той или иной поддержкой. Существенное значение имеет нарастающая патологическая активность функций стволовых структур, не регрессирующая, как у здоровых детей, а медленно прогрессирующая с годами активность патологических (в возрастном аспекте) тонических рефлексов. Именно это обстоятельство обусловливает многие сложные механизмы патогенеза двигательных нарушений, характерных для детского церебрального паралича.

1. Астахов В.А. Детский церебральный паралич: понятие, этиология, симптомы // Здоровье – 2000 - №3 – С.14-15

2. Бровицкий А.С. Виды, симптомы, лечение ДЦП // Здоровье, 2000 - №2-С.15

3. Веселов А.В. Лечение ДЦП // Здоровье, 2000 - №12-С.21

4. Драгунов С.К. Лечебная физкультура и массаж при ДЦП // Здоровье – 2000 - №3 – С.32

5. Яковлева М.Ю. Детский церебральный паралич // Здоровье, 2000 - №5- С.10

Детские болезни очень удручают родителей, особенно, которые трудно вылечить. К таким болезням, которые приносят много боли ребенку и родителям, относится детский церебральный паралич. Происхождение заболевания до конца не выяснено, но современная медицина прекрасно подготовлена к реабилитации ребенка, а мужественные родители всегда найдут подход к ребенку, чтобы жизнь малыша стала комфортной при любой степени ДЦП. Этот ДЦП реферат может использоваться как доклад, сообщение, а также как руководство по реабилитации ребенка.


Особенности

Каждый родитель хочет, чтобы их ребенок был здоровым. Но, к сожалению, некоторые болезни штурмуют ребенка еще от рождения, например ДЦП. Это заболевание влияет на жизнь всей семьи и заставляет по-особенному организовывать уход за малышом и домашний быт.


Явления нарушения мышечного тонуса и другие симтомы двигательных нарушений охарактеризовал в конце ХІХ века Сигизмунд Фрейд (его родители происходили из западноукраинского города Тысменица), назвав болезнь детским церебральным параличом. Но эта болезнь не сопровождается параличом как полным обездвижеванием части тела, речь идет о нарушении координационной моторики из-за нарушения деятельности некоторых областей мозга человека.

Нарушения мозговой, и, как следствие, мышечной деятельности иногда возникают у ребенка внутриутробно еще на начальной стадии развития, но иногда возникают непосредственно до родов, после родов, а также если ребенок травмировался при родах. Кроме родовых причин, среди факторов, ведущих к возникновению ДЦП — наличие антител, инфекционное поражение, гипоксия, резус-факторные нарушения.


  1. Спастическая — отдельные группы мышц, как правило те, что отвечают за сгибание, постоянно пребывают в тонусе, реже тонус имеют разгибательные мышцы.
  2. Гиперкинетическая (параличтетоидная) характерна постоянно изменяющимся тонусом в разгибательных и сгибательных мышцах. При такой неравномерной работе мышц возникают трудности с ходьбой, а также с сохранением равновесия.
  3. Астеническо-статическая форма характеризуется понижением тонуса всех групп мышц, что мешает равновесию и движению. Иногда это вид переходит в атетоидный. Атетоидный церебральный паралич — нервное расстройство, при котором возникают спонтанные движения, которые называются нервным тиком, они могут затронуть лицо, язык, а также руки и ноги. Движение может быть затруднено, на лице могут возникать гримасы.

Большинство детей, у которых детский церебральный паралич, имеют речевые расстройства, в основном дизартрического характера. Генерализированная форма, при которой возможны поражения и рук и ног, а также речь, слух, может стать причиной тяжелой формы инвалидности. Эта болезнь, как правило, не прогрессирует, однако может вызвать контрактурпараличные деформации.

Общая информация

Человек с ДЦП имеет затруднения с движениями из-за слабости, или, как говорят, ослабленного тонуса определенных мышц. Может нарушаться не только походка, но также теряют скоординированность руки, ноги, мимика. Речь человека тесно связана с работой мышц всего организма, с двигательной активностью. Конечно, при трудности движения ребенок может иметь трудности с речевым развитием. Физиологических предпосылок для интелектуального отставания нет, но ребенку труднее развиваться, так как в раннем возрасте двигательная активность и психологическое развитие пребывают в сильной зависимости.


Детский церебральный паралич имеет две основные причины — травма головного мозга в утробе или при рождении или удушье, причем вторая причина считается главной и становится виновницей большинства случаев заболевания. Причин же удушья может быть много — инфекции, нарушение снабжения кровью плаценты. Родовые травмы могут быть связаны со слишком узким тазом матери, недостаточно сильной родовой деятельностью и другими осложнениями в момент рождения ребенка.


Нехватка кислорода, который поступает с воздухом (гипоксия), с которой начинается детский церебральный паралич, приводит к тому, что многие участки головного мозга остаются недостаточно развитыми. В случае изучаемого заболевания может речь идти о сбоях в работе участков, которые отвечают за равновесие и рефлексы. Центральная нервная система следит за тем, чтобы тонус мышц был правильным образом распределен, но сбои в двигательных участках мозга приводят к неравномерным и недостаточно точным движениям, которые часто бывают хаотичными и мешают правильному движению.

При особо тяжелых случаях больной может нуждаться в помощи окружающих для передвижения и даже самообслуживания. Но мозг человека построен таким образом, что другой участок может взять на себя функции пораженного и всегда можно облегчить жизнь больному целенаправленными тренировками. Наиболее часто встречающиеся формы болезни — с одновременным поражением нижних или верхних конечностей. Поэтому ходить малыши могут на год-два позже, чем здоровые дети. Многое зависит от усилий родителей и ребенка, но некоторые особенности могут еще долго преследовать малыша — характерная ходьба на носочках, возможно также нарушение роста конечностей с нарушенной их функцией.

Полная реабилитация — труднодостижимая задача, а в некоторых случаях — невозможна, так как координация движений имеет не только мышечную, но и нервную составляющие. Но положение ребенка можно улучшить с помощью несложных, но регулярных процедур — лечебная гимнастка, лечебная физкультура (ЛФК), массаж. Физические процедуры состоят из горячих укутываний, аппликаций из парафина (озокерита), они делаются для профилактики тугоподвижности суставов. Лекарственные препараты, применяемые при ДЦП, улучшают кровообращение и тем самым улучшается питание мышечных и нервных тканей.


Спазмы мышц ограничивают движения — тазобедренная спастика ведет к скрещению ног, голеностопная спастика не позволяет равномерно ходить. Теоретически проблему может решить операция, при которой можно сделать более длинными сухожилия, вправить кости. Но на практике хирургическое вмешательство может еще больше усугубить проблемы с физическим развитием, ведь организм растет, и проблема возвращается. А вред операции может быть сильным — организм и так много сил тратит на преодоление последствий болезни, а тут еще нужно будет восстанавливаться после хирургического лечения. Так что операцию стоит делать только при угрозе жизни, а в других случаях следует ограничиться массажем и лечебной физкультурой.

Хотя межнейронные связи у ребенка уже сформированы и трудно что-то сделать для более эффективного функционирования мозга, все же мозг человека очень гибкий и человек в любом состоянии может приспособиться к жизни и быть счастливым. Нервная система построена таким образом, что могут образоваться новые связи, быть задействованы непораженные участки мозга для компенсации утраченных возможностей. Если ребенок физически слаб, он может развивать свой интеллект, а в эпоху, когда множество работы можно сделать на компьютере, он сможет стать успешным человеком с профессией, которой можно заниматься даже не выходя из дома. Человек с ограниченными возможностями часто может иметь таланты, которые нужно развивать, нужно только помочь, приложив максимум усилий на начальном этапе.

Лечение

Такая тяжелая болезнь, как ДЦП, как не удивительно, но лечится. Лечебный процесс состоит из трех этапов:

  1. Предварительная подготовка всего организма к новым физическим нагрузкам. Также на этом этапе организм освобождается от негативных факторов, которые могли образоваться в процессе длительного лечения медикаментами (интоксикация), а также от недостаточной подвижности (гиподинамия). Этот этап не длиться долго — от полумесяца до одного месяца.
  2. Подготовительный этап, на котором снимается мышечная спастика. Это сделать сложно, и работа предстоит долгая, ведь она осуществляется естественным способом путем упражнений, хирургическое вмешательство и медикаментозное лечение не применяются. Восстанавливается мышечный баланс, амплитуда движений, симметричность суставов, улучшается структура тканей артикулярного типа. Этот этап заканчивается тогда, когда пациент не только стоит на одной и двух ногах, но также может осуществлять наклоны, приседания.
  3. На основном этапе больного обучают ходить, поддерживая равновесие в движении. После обучения больной должен передвигаться полностью самостоятельно.


После обучения самостоятельной ходьбе больного обучают самообслуживанию, для чего осваивают навыки тонкой моторики. Важно, чтобы все движения выполнялись правильно, ведь они запоминаются, входят в привычку, и становятся условием самодостаточности. Успех практически полностью зависит от родителей, ведь врач, специалист по лечебной физкультуре, массажист могут правильно проводить процедуры, но для лечения ДЦП нужно много времени, которое медицинские специалисты не могут приделить ребенку. Поэтому родители, занимаясь лечением в домашних условиях (после прохождения нужных процедур), должны становиться специалистами по реабилитации ребенка, и должны с помощью специальных методик готовить ребенка, насколько это возможно, к самостоятельной жизни.

Лечебная физкультура

С занятиями лечебной физкультурой не следует затягивать, мозг продолжает формироваться после рождения, поэтому сразу после того, как ребенку поставили неутешительный диагноз, нужно действовать. Мышцы еще эластичны, между мозговыми клетками могут образоваться новые связи, функцию пораженных участков мозга могут на себя взять здоровые нервные клетки. После одного года, тем более после трех можно заниматься, но эффект будет не такой стремительный, как реабилитация годовалого малыша.

По Фрейду, который впервые классифицировал ДЦП, формы этой болезни были следующими: парапарез, монопарез, гемипарез, трипарез, тетрапарез. С развитием медицины развивалась и классификация, новые достижения науки сформулировала професор К.А.Семенова, которая учитывала движения, а также развитие интеллекта, речи, психологических особенностей и эмоций: двойная и одинарная спастическая гемиплегия, гемипарез, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма.


Диагностирует ДЦП, а также похожую болезнь перинатальная энцефалопатия, детский невропатолог. Он по клинической картине, учитывая тип болезни, возраст пациента, тяжесть состояния назначает массаж, лечебную физкультуру, медикаментозное лечение, может запретить прививки. К физическим упражнениям могут быть прибавлены режим жизни, в котором применяются ортопедические средства, бальнеотерапию, гипсование по определенной методике, этап за этапом, а также занятия с логопедом. Крайне не рекомендуется прибегать к хирургическому вмешательству, и, тем более, сомнительных с точки зрения науки методикам типа иглоукалывания.

Основной лечебный метод — массаж и специальные лечебные упражнения. Эти процедуры проводятся не только для выздоровления, но и для поддержки достигнутого усилиями состояния организма. Ведь из-за недостаточной подвижности возможен набор веса, мышцы и связки теряют тонус, что отображается на их напряжении и функциональных возможностях. Нужно тренироваться до достижения определенного состояния, в котором жизнь будет обычной или максимально приближенной к обычной. Далее нужно продолжить тренировки либо стараться вести активный способ жизни со всесторонними занятиями.

Проблеммы с передвижением — не единственные, с которыми сталкивается маленький ребенок. При недостаточной работе одних мышц, страдают мышцы, которые, казалось бы, совсем не связаны между собой, а также нарушается работа кровеносной системы, внутренних органов. Сосуды у человека, а также кишечник также имеют свой тонус, который нарушается при ДЦП. Как следствие, движение крови в организме происходит не так эффективно, от этого страдают внутренние органы, нервная система, работа головного мозга.

Типы патологических тонусов:

  1. Гипертонус — слишком активная работа мышц, отвечающих за сгибание. Результатом может стать округление спины при отсутствии поясничного лордоза, возникают проблемы с подвижностью тазобедренных суставов, могут полностью не разгибаться колени.
  2. Гипотонус, который еще называют мозжечковой симптоматикой, ослаблены рефлексы в сухожилиях, возникают трудности с соблюдением равновесия, поскольку вестибулярный аппарат не может вполне управлять мышцами, могут формироваться вальгусные стопы, что также приводит к проблемам с ходьбой.
  3. Дистонический тонус еще называют переменным, поскольку периодически гипертонус сменяется гипотонусом. Дети страдают от скованности, шея и плечи трудноподвижны.


В связи с тем, что нарушенный тонус мышц лечится в основном не медикаментозно, а с помощью упражнений и массажа, то эти процедуры обязательны для всех детей с подобными отклонениями двигательного развития. Лечебная гимнастика, лечебная физкультура приводят в норму биологическо-химические процессы в мышцах, улучшают суставную подвижность, мышцы приобретают нужный для правильного движения тонус. В комплексе эти позитивные изменения позволяют сформироваться цепным рефлексам в противовес врожденным, и тем, которые сформированы в условиях длительной неподвижности или малоподвижности.

Проводить гимнастику и лечебную физкультуру, массажировать малыша могут родители, но только после того, как они обучатся методике физического воздействия под руководством специалиста. Ведь при планировании нужного конечного эффекта нужно учитывать тяжесть болезни, тип ДЦП (осторожно нужно воздействовать на детей, у которых микроцефалия, гидроцефалия, синдром гипертензионного типа, эписиндром), а также степень мышечного тонуса. К двигательному режиму добавляются логопедические занятия, использование ортопедических средств, медикаментозное воздействие, которое должно быть точечным и безвредным для детского организма, а также другие лечебные процедуры. Сейчас разработаны более 20 методик лечебной физкультуры (Бобата, Фойта, Семеновой и других), а также много массажных методик (точечный, круговой, тонизирующий, использующий разные методики, например Монакова).

Выводы

Детский церебральный паралич — заболевание, при котором поражается центральная нервная система, следствием чего является нарушения мышечного тонуса. Последствия могут быть разными, в зависимости от степени поражения головного мозга, но в целом страдает возможность передвигаться, возникают трудности в самообслуживании, речевом развитии. Иногда бывают задержки умственного развития, но, как правило, они возникают из-за того, что в раннем детстве психологическое развитие очень сильно зависит от физического.


Основными причинами заболевания считаются бактериальные и вирусные инфекции головного мозга, проходящие в основном внутриутробно, а также сбои в работе материнского организма — острые заболевания, интоксикации. Теоретически могут быть и внешние причины, например, связанные с экологией, но они мало изучены. Среди причин называется также недостаточное снабжение мозга кислородом, родовые травмы.

Основное задание врачей и родителей — помочь организму обойти проблемы со здоровьем и добиться максимальной реабилитации ребенка. Психологическая помощь, массаж, лечебная гимнастика и физкультура помогут ребенку максимально приблизиться к нормальной жизни. Даже в тяжелых случая возможно усвоить навыки самообслуживания и вести настолько самостоятельною и самодостаточную жизнь, насколько это возможно. Постоянная забота не должна ограничивать ребенка, а должна вселять оптимизм, приучать к упорному труду, готовить к самостоятельной взрослой жизни.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.