Дцп играет на пианино

Ребенок-инвалид – это дар для педагога. Никто и никогда не даст вам такой огромный опыт работы как такой ребенок. Ведь такие дети обладают своим особенным внутренним миром, который непонятен никем. Порой дети-инвалиды своими сокровенными мыслями не могут поделиться даже с родителями, а педагог для них может быть лучшим другом, хорошим воспитателем и строгим учителем…

Бесспорно у каждого ребенка-инвалида свой диагноз и свои особенности физического и психологического поведения. Я хочу с вами поделиться опытом работы обучения игры на фортепиано ребенка с диагнозом Детский церебральный паралич.

Основной формой организации образовательного процесса является индивидуальное занятие, продолжительность которого 30-40 минут в зависимости от индивидуальных психофизических особенностей учащегося.

Моя задача – скоординировать и развить работу мелкой моторики, увеличить образность мышления, приобщить ребенка к миру музыки.

Особенность организации образовательного процесса – индивидуальный подход к ребенку, учитывать его эмоциональное и физическое состояние, настроение, отношение к предмету и преподавателю. Применять все методы обучения – словесный, наглядно-практический, игровой, объяснительный и другие, уметь ребенка мотивировать и поощрять.

Каждый ребенок с ДЦП имеет свои специфические отклонения в развитии. Поэтому, прежде чем приступить к планированию работы, необходима консультация лечащего врача либо родителей. Именно врач и родители подскажут, что ребенок на данный момент испытывает при необходимости совершить тот или иной комплекс движений, указывает границы физических возможностей и параметров движений. Только после этого становится реальным определить цель учебного года и выбор средств их достижения.

Целый ряд рефлексов и навыков, являющихся для здорового человека стандартными, для ребенка с ДЦП бывает очень сложно выполнимыми. Преподавателю, начинающему работу по обучению игре на любом музыкальном инструменте, необходимо знать следующее:

- ребенок с заболеванием ДЦП с поражением рук в первое время занятий не может привести в движение необходимый палец, не подвигав прежде всеми пятью; это влияет, в свою очередь, на крайне медленный темп исполнения;

- мышечная память развита очень слабо, поэтому уже разученный нотный текст достаточно долго может исполняться в самых разных аппликатурных комбинациях;

- игра попеременно двумя руками тормозится во время перехода мелодии от одной руки к другой, так как скорость переключения внимания и сигнал к отдыхающей руке весьма заторможен;

- в первые годы обучения бывает невозможным исполнение музыкальных произведений двумя руками одновременно даже в самых примитивных вариантах, поскольку сигнал принимает та рука, на которую ребенок в данный момент смотрит. Одновременное нажатие любых клавиш двумя руками порой вызывает напряжение всех мышц рук, плечевого пояса, спины;

- такой ученик никогда не сможет играть на фортепиано и одновременно глядеть в ноты;

-ребенок с ДЦП имеет маленький объем мышечной памяти двигательных комбинаций (но не слуховой), поэтому подобный дефект необходимо компенсировать за счет логической, зрительной, тактильной видами памяти;

- искаженные мышечно-моторные реакции у детей с ДЦП (особенно у хромающих) нарушают ощущение метрической и ритмической пульсации и тормозят ее развитие.

Учитывая выше перечисленные отклонения от норм здорового человека, преподаватель никогда не должен ставить перед таким учеником непосильных задач. В каждый момент обучения необходимо знать порог его возможностей.

Основной задачей в работе с Губановой Никой - развитие мелкой моторики. Это достигается через пальчиковые игры, несложные легкие пьесы, построенные на различного вида секвенций или поступательном движении мелодии в пределах диапазона голоса ученика и возможности вокального исполнения. В результате появляется подвижность пальцев у ребенка и возникает интерес к занятиям.

Применение различных методов и приёмов использования музыкальных средств для реабилитации детей с ограниченными возможностями оказывает весьма эффективное воздействие не только на коррекцию психомоторных реакций, но также на развитие всех сенсорных систем, памяти, и психо-эмоциональной сферы ребенка, способствует разработке артикуляционного аппарата и развития речи в целом: она становится более эмоциональной и выразительной.

Занятия в музыкальной школе – это ещё и возможность показать себя на сцене в качестве пианиста. Выступления помогают детям с ограниченными возможностями избавиться от комплексов, повышают их самооценку, делают их более коммуникабельными, открытыми в общении. Эффективность коррекционно-развивающего обучения в целом, во многом зависит от слаженности в работе различных специалистов.

Уроки музыки для детей с ограниченными возможностями. Игра на фортепиано как способ развития моторики рук. Примеры занятий из авторской программы.

Фортепиано (или синтезатор) можно использовать как своеобразный тренажер для разработки крупной и мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями.

Многие из нас учились в музыкальной школе, сейчас учатся наши дети, у кого-то из читателей — уже и внуки. Хочу задать один вопрос: как часто среди учащихся детских музыкальных школ (ДМШ) вам приходилось встречать детей с ограниченными возможностями? Уверена, что подавляющее большинство ответит отрицательно.

Ранее элитарное, а ныне общедоступное начальное музыкальное образование продолжает оставаться недоступным для детей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности. Несмотря на ряд принятых в последнее десятилетие нормативных документов, предоставляющих равные права всем категориям граждан в образовательной, социальной и других сферах жизнедеятельности, дети с ограниченными возможностями фактически продолжают оставаться "за бортом" жизни.

Ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а, следовательно, с большими проблемами в области моторики, никогда не примут в музыкальную школу по причине невозможности выполнения учебной программы. И специальных же (коррекционных) программ по музыкальному воспитанию, включая игру на музыкальных инструментах, для детей с заболеванием "детский церебральный паралич" (ДЦП), задержкой психического развития, нарушениями речи и прочим не существует. В нашей стране, к сожалению, не готовят специалистов-музыкантов, могущих оказать профессиональную реабилитационную помощь детям с различными отклонениями в развитии.

Более 10 лет назад в Казанской ДМШ № 14 Управления образования был создан прецедент по обучению музыке детей с ограниченными возможностями на базе Городского реабилитационного центра детей-инвалидов (ГРЦДИ). В сентябре 1994 г. при открытии филиала музыкальной школы в число учащихся были зачислены все желающие, независимо от диагноза и степени тяжести заболевания, в том числе большая группа детей с заболеванием ДЦП (согласно уставу ГРЦДИ в данном учебно-лечебном заведении обучаются дети с сохранным интеллектом). Детям была дана возможность обучаться игре на инструментах, в том числе на фортепиано (синтезаторе).

Желание заниматься на фортепиано и других инструментах возникло у многих детей, ведь потребность эмоционального самовыражения присуща всем людям, независимо от наличия или отсутствия у них физического дефекта. Не имея специального опыта и методического подспорья, преподаватели ДМШ столкнулись с целым рядом проблем: как учить, для чего учить, где границы возможностей у детей с моторными нарушениями. Огромную и неоценимую помощь получили преподаватели-музыканты со стороны врачей и логопедов Реабилитационного центра. В настоящий момент можно говорить об имеющемся положительном опыте работы, о создании новых методических подходов к преподаванию различных музыкальных дисциплин, в том числе игры на музыкальных инструментах, логопедическому вокалу и др. Автор настоящей статьи составила программу с подробными методическими комментариями по обучению детей с ДЦП игре на фортепиано (синтезаторе).

В статье изложен лишь один из аспектов, представленных в авторской программе, его суть можно свести к использованию фортепиано (или синтезатора) как своеобразного тренажера для разработки крупной и мелкой моторики рук и пальцев. Чем младше ученик, тем интереснее и разнообразнее можно использовать клавиатуру. Применение специфических игровых приемов в начальный период обучения возможно и без овладения знаниями нотной грамоты. Это так называемый "донотный" период, который в музыкальной школе естественно заканчивается в У детей с моторными нарушениями он может растянуться и до 9 лет. Играть на фортепиано, не привязываясь к нотному тексту, можно любыми руками: как с нормальной мышечно-двигательной реакцией, так и с существенными поражениями моторных функций при спастических и вялых парезах.

Одну из описываемых форм работы можно назвать "Звуковая картина". Она основывается на звукоизобразительных возможностях инструмента и импровизируется на заданную тему.

"Дождь и гроза"

Учитель и ученик сидят за инструментом, учитель — слева. Игра сопровождается текстовым комментарием учителя. При повторном исполнении задания дети часто вызываются вести сюжет самостоятельно.

— Светит солнце. (Преподаватель играет мажорное трезвучие, звук как бы повисает в воздухе.)

— Вдруг набегает тучка. (Мажор сменяется минором.)

— Из тучки начинает капать легкий грибной дождь. (Ученик легкими движениями, вразброс, в медленном темпе, тихо извлекает звуки в верхнем регистре. Можно чередовать черные и белые клавиши.)

— Дождь усиливается. (Удары становятся более частыми, громкость звука нарастает. Преподаватель использует в аккомпанементе более сложные и красочные аккорды — септаккорды.)

— Вдруг пошел град. (Звуковой регистр понижается, сила звука все более усиливается.)

— Гром! (Удар несколькими пальцами сразу или кулачком по клавишам в низком регистре.)

— Дождь постепенно стихает и заканчивается. (Игровые приемы повторяются в обратной последовательности.)

— На небе появляется радуга. (Преподаватель заканчивает "картину" красивыми аккордами.)

Подобным образом можно озвучить картину ночного неба с луной и звездами, метеоритами и космическими спутниками земли, летнего луга с пчелами, бабочками и жуками, подводного царства и др.

Во время выполнения задания преподаватель не только исполняет гармонический фон, диктует содержание и подсказывает возможные способы игры, его задача более глубокая:

  • следить за положением корпуса и правильной осанкой ребенка во время исполнения, особенно в крайних регистрах фортепиано;
  • следить за равномерной нагрузкой на обе руки, так как ребенок всегда старается работать более послушной, то есть более здоровой рукой;
  • максимально задействовать в работе все пальцы рук, а не только те, которыми ребенок привык манипулировать.

Другой вид творческого задания, родственный первому, можно назвать "Рассказываем сказку". Устный пересказ известного сюжета либо сочиненного по ходу урока чередуется с его озвучиванием. Такой вид работы весьма полезен для детей с нарушениями речевых функций для дополнительной тренировки артикуляционного аппарата, а также для формирования навыка связного пересказа. Преподаватель и ученик могут разделить между собой персонажей, а также всю "постановку" сюжета ученик может взять на себя. Преподаватель при этом выступает в роли "звукорежиссера", показывая или подсказывая, как легче и точнее изобразить того или иного персонажа, диалог или происходящее действие.

В качестве примера можно привести фрагмент сказки "Бременские музыканты". Вариант текста может быть свободным, например, более кратким, может обрастать новыми подробностями.

"Бременские музыканты" (фрагмент)

"Жил-был Осел (в малой октаве левой рукой в интервал сексты или септимы — как возьмет рука ребенка — изображается крик „и-а, и-а“). Стал он старым. Не мог больше работать на мельнице, и хозяин решил его больше не кормить. Тогда решил Осел сбежать от хозяина (в низком регистре двумя руками попеременно изображается равномерный стук копыт, который может ускоряться и замедляться). И вот пришел Осел в незнакомую деревню и слышит, что кто-то воет (в верхнем регистре исполняется восходящее глиссандо по всем белым клавишам, очень легко выполнимое на синтезаторе, но требующее особого навыка на фортепиано). Это Пес. Хозяин решил убить его, потому что Пес стал старым и не может больше охотиться. И решили Осел и Пес бежать вместе (бег обоих героев сказки ученик может исполнить двумя руками в разных тесситурах инструмента, а если это достаточно затруднительно, то учитель и ученик озвучивают каждый своего героя). "

Описанные выше формы работы достаточно объемны по содержанию, разнообразны по видам двигательных звукоизвлекающих навыков. Если ребенок испытывает затруднения в определенной части задания, на помощь приходят пальчиковые игры и упражнения на фортепиано, разработанные автором. Они призваны помочь ребенку приспособиться к клавиатуре, услышать ее тембровые, динамические, звукоизобразительные, красочные возможности. Эти упражнения являются элементами, "строительным материалом" описанных выше импровизируемых картин и сюжетов.

На уроках также применяются пальчиковые игры из арсенала логопедов и дефектологов, гимнастические упражнения для рук, кистей и пальцев, используемые на занятиях ЛФК. Они призваны не только оказать помощь в овладении определенными видами движения, но и обогатить двигательный опыт на уроке, задействовать иные группы мышц, поскольку игра на фортепиано сопряжена с ограниченным пространственным положением тела и рук при тонкокоординированных движениях пальцев.

Задачи моторного развития детей, имеющих заболевание ДЦП, на уроках фортепиано индивидуализируются в зависимости от степени поражения двигательных функций и направлены на следующее:

  • максимальную разработку двигательных способностей пальцев рук;
  • выработку точных и координированных движений рук и пальцев;
  • ускорение моторных реакций;
  • уменьшение контрактур суставов рук и пальцев;
  • развитие бимануальной координации как временной, так и пространственной.

Конечно же, не обойдены на уроке ни эстетический, ни эмоциональный компоненты. Последнему отводится первостепенная роль. Современные психологи утверждают, что матерью учения является отнюдь не повторение, а эмоциональное подкрепление. Многократный механический повтор может снизить или "убить" интерес и инициативу и в результате сделать весь процесс обучения малоэффективным. Не по этой ли причине многие из вас в свое время бросили занятия в музыкальной школе, а те, кто героически дошел до конца, все последующие годы не открывали крышку фортепиано?

Положительные эмоции, радость и удовлетворение от происходящего творческого процесса поддерживают интерес к занятиям, коррекционный компонент урока проходит для ребенка незаметным.

Для создания на уроке атмосферы эмоционального удовольствия очень важны личностные качества преподавателя: доброжелательность, соучастие, оптимизм, чувство юмора, искренность — все то, что не может быть проявлено формально.

По отношению к ученику в процессе урока преподаватель не может допустить даже намека на неудовольствие от выполняемого задания, наоборот, только поощрение и радость сотворчества. Если ребенок не справляется — значит, требования учителя завышены. У приведенных выше видов работы нет четкой схемы, нет идеального образца выполнения. Все, что делает ребенок на эмоциональном подъеме, есть предел его нынешних возможностей, это его достижения, его победы над своим недугом. Как можно оценить эту работу? Конечно, только на отлично!

Авторская программа по обучению игре на фортепиано детей с заболеванием ДЦП предлагает особый подход и к освоению нотной грамоты. Заболеванию часто сопутствуют нарушение пространственной координации и проблемы со зрением, что приводит к сложности при расшифровке нотных символов и переводу их в звуковой ряд. Для максимального облегчения этого процесса используются крупный шрифт, цветовое оформление, различные способы упрощения двуручного изложения.

По мере взросления ребенка игровой компонент урока убывает, а форма его проведения все более приобретает стандартные формы. Игровые импровизационные задания призваны заинтересовать и стимулировать детей с различными моторно-двигательными нарушениями рук к работе на инструменте, вселить уверенность в свои возможности и в конечном итоге максимально компенсировать и корректировать двигательные дефекты.

Занятия на фортепиано по специальной программе для детей с различными нарушениями моторики рук оказывают весьма эффективное воздействие не только на коррекцию психомоторных реакций, но и на развитие всех сенсорных систем, памяти и психоэмоциональной сферы ребенка. Следует отметить положительные сдвиги в формировании тонкокоординированных движений рук и пальцев, что отражается на улучшении почерка, развитии навыков самообслуживания, более уверенной работе за компьютером и т. д. Применение методов, предлагаемых в авторской программе, способствует также разработке артикуляционного аппарата и развитию речи в целом: она становится более эмоциональной и выразительной. Работа на клавиатуре и с нотным текстом способствует развитию абстрактного мышления, улучшению пространственной координации, увеличению объема произвольной памяти, что, в свою очередь, влияет на качество учебы по общеобразовательной программе.

Занятия в музыкальной школе — это еще и возможность показать себя на сцене в качестве пианиста, певца хора или солиста-вокалиста. Регулярные выступления помогают детям с ограниченными возможностями избавиться от комплексов, повышают их самооценку, делают более коммуникабельными, открытыми в общении.

Авторская программа по обучению игре на фортепиано детей с нарушениями моторики, а также предлагаемые в ней особые методические приемы могут широко использоваться в практике музыкального обучения и воспитания детей с различными медицинскими диагнозами. Задачи, которые ставит автор, направлены на социализацию детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, адаптацию их в современной жизни и воспитание полноценных и полноправных членов современного общества.

А.А. Фаткуллина,
Детская музыкальная школа № 14, Казань

Статья предоставлена научно-методическим журналом "Физическая культура"


"Даже в мыслях не было отказаться от нашей малышки"

Веронике сейчас 9 лет, она учится в столичной школе № 29, занимается музыкой – играет на фортепиано, умеет плавать и даже катается на лошади. О том, что у нее серьезный диагноз – ДЦП, спастический тетрапарез средней степени тяжести девочка, конечно, знает, но ощущает себя обычным ребенком.
- Мы Веронику так воспитываем, всегда говорим, что она абсолютно нормальный ребенок, просто у нее немного по другому устроен организм, - рассказывает мама девочки Елена Зинина. – К тому же мы всей семьей верим, что она вскоре будет и ходить, и даже бегать без нашей помощи.
Диагноз ДЦП врачи поставили Веронике, когда ей был годик. Несмотря на то, что девочка родилась на 2 месяца раньше положенной даты, медики уверяли, что к году развитие маленькой Вики полностью восстановится. Ведь сейчас выхаживают даже малышей, родившихся и на более ранних сроках. Девочка неплохо развивалась, даже держала головку, а позже и игрушки. Но, к сожалению, чуда не произошло. И в Детской республиканской больнице, как приговор, прозвучал диагноз – ДЦП и инвалидность.
- Я сначала плакала, было очень тяжело, - со слезами на глазах вспоминает Елена. – Она же у нас до года даже разговаривала, интеллект был полностью сохранен, просто не очень хорошо сидела и двигалась. Мы были уверены, что она скоро пойдет. Но когда дочке поставили такой диагноз, пришлось смириться и …начать работать над ее здоровьем. И конечно, у нас даже в мыслях не было отказаться от нашей малышки, как иногда бывает в других семьях!

"Когда Вероника впервые встала, мы не могли сдержать слез"

Семья-главная поддержка

Потом в жизни Зининых были и местные больницы, и московские клиники, и долгие месяцы в Санкт-Петербурге. Приходилось подолгу жить в других городах, так как того требовало лечение. Но Вероника смогла преодолеть все трудности, потому что рядом постоянно были мама и еще кто-нибудь из родных. По очереди приезжали папа Алексей, бабушки, дедушки. Ведь взрослые тоже нуждались в поддержке друг друга.
- Конечно, у нас бывают минуты отчаяния. Я плачу по ночам в подушку, а муж уходит в гараж и что-нибудь там мастерит, чтобы успокоиться. Психолог посоветовал в таких случаях ходить в лес и кричать, но я боюсь, что меня примут за сумасшедшую, - смеется Елена. – Хотя это случается нечасто, потому что мы видим какой произошел прогресс в развитии Вероники.

Верхом на лошади - к здоровью

В три года Вероника впервые села на лошадь. Девочку возили в Савино почти каждый день. И теперь лошади – ее страсть. К тому же ипотерапия тоже принесла хорошие результаты. Специальные упражнения и езда помогли разработать все группы мышц.
- Мою лошадку зовут Бирюза, и я ее очень люблю, - рассказывает Вероника. - Жалко, что сейчас я не езжу в Савино, потому что мне надо ходить в школу, а занятия там проходят в первой половине дня. Но я мечтаю завести свою собственную лошадь и еще хочу собачку - мопса.

В первый класс Вероника пошла сама

После всех перенесенных лечений и больниц. Вероника смогла пойти в садик, правда, в отличие от остальных деток – только в 6 лет. Одновременно девочка ходила на подготовку первоклассников в Бауманский лицей. Но в первый класс девочка отправилась в школу № 29.
- Для нас было очень важно, чтобы Вероника общалась со сверстниками и училась жить в социуме, - рассказывает Елена. - Она на тот момент уже могла ходить, заболевание было не настолько тяжелое, чтобы требовалось дистанционное обучение.
Так, Вероника стала ученицей. Пока в школу девочка ходит вместе с мамой, потому что сама еще не уверенно стоит на ногах. А вообще, Зинины школой очень довольны. Учебное заведение практически полностью приспособлено для таких необычных детей.

Школа для особенных детей

Самые уверенные шаги Вероника делает в бассейне

Кстати, именно в школе Вероника научилась плавать и выполнять на воде различные фигуры. С девочкой занимается медсестра бассейна Ирина Санникова. Массаж, лечебная физкультура, плавание приносят прекрасные результаты. Например, свои самые уверенные шаги Вероника делает как раз в бассейне, она ходит по дну.
- Нам осталось совсем немного, - с надеждой говорит мама Елена. – Я уверена, что уже совсем скоро Вероника начнет сама ходить в школу. И конечно, мы очень благодарны всем нашим школьным помощникам. Да и мне хотелось бы выйти на работу. Правда, сейчас уже не смогу лечить деток и делать им массаж, очень близко к сердцу воспринимаю их боль. Слишком многое нам с дочкой пришлось пережить.
Между тем, у Вероники тоже есть мечты, когда вырастет, девочка хочет стать педиатром, а в свободное время заниматься бальными танцами и синхронным плаванием. А еще Вероника очень просит у мамы с папой родить маленького братика. Даже имя ему придумала – Елисей.


Это история одной моей знакомой. Когда она мне её рассказывала, мне хотелось плакать. Тем не менее это жизнь…жизнь с ДЦП. У Ани (назовём её так) родились двойняшки. Две очаровательных синеглазых девочки. Многие мамы мечтают о том, чтобы родились двойняшки. А тут две прекрасные девочки-близняшки. Всё бы ничего, если бы не страшный диагноз, который поставили врачи спустя какое-то время – детский церебральный паралич…

Предательство близкого человека

Проблема ДЦП не особо освещается у нас в стране, это не принято обсуждать, все стараются умалчивать об этом, а не бороться. Детей, больных ДЦП, считают изгоями, им довольно сложно адаптироваться в обществе, однако, это такие же люди, как и все. Жизнь с ДЦП сложная, но дети с таким диагнозом имеют право жить и развиваться, как и все другие полноценные члены общества.

Муж ушёл от Ани, узнав о страшном диагнозе. Он не хотел мириться с тем, что придётся ухаживать за больными детьми, что они всё равно неполноценны и смысл тратить на их лечение время и деньги? Такова была его логика, со слов Ани.

В общем, она осталась одна с двумя больными девочками, совершенно не зная, что её ждёт.

Поиск единомышленников

Разумеется, люди с общими проблемами вращаются в одном кругу. Аня познакомилась с одной мамочкой, которая ей сказала, что ребёнок тоже болен, она очень мечтает о том, чтобы он хотя бы научился сам себя обслуживать. И ей порекомендовали отдать его на занятия музыкой. Конечно, это выглядит безумно: ребёнок с диагнозом ДЦП играет на музыкальном инструменте. Та мама ей объяснила, что пианино развивает и моторику, и какие-то области мозга, которые отвечают за развитие. Надежда умирает последней, как говорится, и жизнь с ДЦП засияла новыми красками.


Лечение музыкой

Аня начала искать педагога, кто бы взял к себе на обучение девочек. На тот момент малышкам было по 5 лет. У одной девочки уже начались серьёзные патологии, судороги, надежда с каждым днём таяла. После долгих поисков педагог всё же был найден. Девочки начали занятия и жизнь с ДЦП не стала прежней. Не сказать, что это было легко. Было безумно трудно.

В итоге занятий одна девочка научилась сама себя обслуживать, у неё начало получаться запоминать мелодии, ноты. Вторая девочка, к сожалению, не справилась. В возрасте 9 лет она ушла из жизни.

Аня очень тяжело переживала эту смерть, но вторая близняшка продолжала жить, играть на пианино, продолжала своё развитие и не сдавалась. Помимо пианино она ходила на всякие развивающие кружки, и, надо отдать должное, результат был! Можно долго писать об этой борьбе, но мне кажется, важно вам рассказать о том результате, который есть на сегодняшний день.

Жизнь с ДЦП сегодня

В настоящее время Оля (имя вымышленное) учится на 3-м курсе университета, общается со сверстниками, у неё есть молодой человек. Умирать и болеть Оля не намерена. Да, ей сложно, да, порой случаются приступы, но она вполне полноценный человек, который чувствует и живёт, который мечтает, ставит цели и достигает их! Я думаю, что такие примеры могут вдохновлять сотни родителей, которые столкнулись с подобной проблемой.

Главное, не опускать руки, а идти вперёд и искать пути решения ситуации!

P.S. Аня, кстати, встретила мужчину спустя несколько лет после смерти одной дочки. Сейчас она вполне счастлива. Она уверена, что самые страшные испытания уже позади.

Виргиния Ильман, г. Краснодар.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

городского округа Октябрьск Самарской области

Открытый урок по фортепиано преподавателя

Грязновой Ю.А. с учащейся 3 класса Анисимовой Марией.

Выполнила: Грязнова Юлия Алексеевна

Преподаватель по классу фортепиано

План-конспект открытого урока по фортепиано

Задачи урока:

Образовательные:

1. Изучить специально подобранные упражнения и репертуар, с учетом индивидуальных особенностей пианистического аппарата учащейся;

2. Закрепить навыки игры на фортепиано (приемы нон легато, легато и стаккато);

3. Побудить к самостоятельной работе над развитием чувства ритма.

Развивающие:

1. Развивать пианистические навыки и слуховой контроль за характером звукоизвлечения и ритмической организацией;

2. Развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти;

3. Расширение музыкального кругозора учащейся.

Воспитательные:

1 . Воспитание уверенности в себе;

2. Воспитание коммуникативных способностей;

3. воспитание чувства самообладания, сценической выносливости в публичном выступлении.

Использование педагогических технологий:

Здоровьесберегающая – индивидуальный подход, с учетом особенностей физического и психического развития учащегося, чередование различных видов учебной деятельности, наличие физкультминутки, положительный психологический климат, контроль наступления утомления ученика. Приоритетное направление имеет забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка. Активная музыкотерапия предполагается в участии в играх, выполнение определенного вида упражнений.

Тип урока: комбинированный
Оборудование:
1.Фортепиано
2.Нотный материал

Методы и приемы:
1. Словесные (рассказ, объяснение, беседа);

2. Наглядные (наблюдение, демонстрация);

3. Практические (упражнения, продуктивная деятельность);

Этапы урока:

1. Организационный этап .

Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.

2. Основной этап.

2.1 Упражнения для коррекции и развития пианистического аппарата обучающейся.

2.3 Характер подбора репертуара с учетом психофизиологических особенностей учащейся. Преодоление пианистических неудобств на примере пьес:

3.Заключительный этап.

1. Организационный этап.

Урок проводился с ученицей 3 класса Анисимовой Машей. Диагноз: Детский церебральный паралич, стойкие, выраженные двигательные нарушения правой руки.

На современном этапе дополнительное образование становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности. Неотъемлемым правом и условием успешной социализации является получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми – инвалидами дополнительного образования.

В последнее время заметно вырос интерес к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Музыка оказывает большое эмоциональное воздействие, способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия. Занятия музыкой способны помочь детям – инвалидам увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки, помочь им раскрыть свои творческие способности. Полезно не только слушать музыку, но и исполнять её самому. Найти путь к сердцу детей с ограниченными возможностями бывает сложно. Музыка помогает повысить доверие и взаимопонимание, помогает легче выражать свои чувства, усиливает осознание самого себя, повышает музыкальную компетентность, помогает детям лучше адаптироваться к жизни.

Индивидуальные занятия в классе фортепиано могут стать одним из способов коррекции различных отклонений, в частности моторно-двигательных, психических, поведенческих.

Обучение игре на фортепиано воспитывает волю и дисциплину, помогает правильно распределять свое время.

Занятия музыкой способствуют развитию математических способностей, логики, зрительно – пространственного восприятия, абстрактного мышления ребенка.

На занятиях фортепиано ребенок знакомится с музыкальным языком, где, как и в литературном языке есть предложения, фразы, мотивы. Учится при помощи звуков произносить выразительно музыкальную фразу, передавая разные настроения.

Описывая на первом этапе словами музыкальную пьеску, ребенок расширяет свой словарный запас. Замечено - играющие и поющие дети лучше разговаривают и пишут. Игра на инструменте требует координации рук и глаз, что улучшает общую координацию человека.

Главная проблема, стоящая перед преподавателем, обучающим ребенка – инвалида, связана с поиском более эффективных способов организации процессов обучения и воспитания.

Воспитывая ребенка с ОВЗ, преподаватель, прежде всего, должен быть уверен в своих действиях, уверен в том, что каждое слово (или показ) дойдет до ученика и даст нужный результат.

2. Основной этап.

2.1 Остановимся на аспектах основного этапа урока – это упражнения для снятия напряжения, укрепления и развития игрового аппарата, которые так важны на занятиях с учениками с таким диагнозом как ДЦП.

Работая с Машей, отталкиваюсь прежде всего от своего опыта, а также использую знания, почерпнутые из книг Т. И.Смирновой, А. Артоболевской, Л. Баренбойма, А.А. Шмидт- Шкловской, Т.Б. Юдовиной – Гальпериной и других. Но все педагогические приемы приходится переводить на другой уровень восприятия и двигательной оснащенности.

Занимаясь с Машей, передо мной стоит несколько проблем:

1. научить работать крупные мышцы руки, плечо;

2. координировать движения правой и левой рук;

3. разрабатывать пальцы;

4. учить общению, учить разговаривать словами и музыкальными звуками.

Первое и главное условие — установить с ребенком контакт, почувствовать полное доверие и расположение друг к другу.

Работать начинаем сразу в нескольких направлениях: активизация работы крупных мышц; координация движений плюс ритмическая организация всех движений, то есть воспитание чувства ритма. При этом пианистические и музыкальные задачи являются у нас второстепенными, так как исходят из музыкальных способностей ребенка, которые изменяются по мере совершенствования двигательных навыков.

В работе применяю два комплекса упражнений:

1. Упражнения для крупных мышц.

2. Упражнения направлены на развитие кисти, запястья, пальцев.

Данные упражнения помогают преодолевать затруднения, вызванные нарушениями в опорно- двигательной системе.

Вот основные упражнения, необходимые для этого.

Упражнения для крупных мышц ( первый комплекс упражнений)

Нужно встать прямо, опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперед. Затем покачивать их навстречу друг другу, то скрещивая ,то разводя руки в стороны. Одновременно с этим, наклон увеличивать ,а затем ,постепенно распрямляясь, возвращаться к исходному положению.

В этом упражнении ученик ощущает не только работу мышц рук, но и крупных мышц спины.

Потряхивания плечами (как в цыганских танцах)

Вначале стоит делать упражнение в упрощенном виде — лишь подвигать плечиками вверх и вниз, попеременно и вместе, затем перейти к вращательным движениям плечевых мышц — попеременно, вместе, вперед, назад.

Упражнение очень полезно для ощущения целостности рук (особенно если не получаются вращательные движения ).

Локти свободны, пальцы — продолжение ладони, в луче- запястном суставе рука мягко сгибается: дети имитируют жест прощания, потряхивая ладошкой.

Пусть ученик представит, что он стирает, например, платье для куклы. Постирал — надо стряхнуть, далее посушить, высоко подняв руки, как будто тянешься к солнышку, раскачивая их то вправо, то влево.

При этом нужно следить, чтобы руки были свободными, не зажатыми.

Ученик делает плавные движения кистью вверх и вниз, вначале правой рукой, потом левой, а затем двумя руками параллельно и по очереди, постоянно варьируя движения, меняя их амплитуду.

Упражнения на развитие кисти, запястья, пальцев (второй комплекс упражнений)

Ученик плавно поднимает и опускает руки, подобно движению лифта в доме. Далее усложняем упражнение в следующем порядке: руки опускаются на расслабленные кулачки, затем на все пальцы, на 1 и 5 пальцы и, наконец, на каждый палец отдельно. Упражнение можно выполнять на коленях, на крышке инструмента, на клавишах.

Объясняю ученику, что кисть-это машинка, а клавиатура-дорога. Плавно передвигаем кисть по всей клавиатуре то вправо, то влево. При этом нужно следить, чтобы впереди шел кистевой сустав и вел за собой пальцы. Разнообразить упражнение можно разделив клавиатуру на две части (дорога для левой руки, дорога для правой).

Рука ученика должна быть полностью расслаблена, чтобы преподаватель мог подбрасывать и ловить ее, как мячик.

Ученик ставит пальцы на самую верхнюю крышку инструмента, но с таким ощущением, что повесил на них руки. Вешалка- рука, а пальцы- крючок. Теперь нужно свободно покачать локтями.

Все пальцы по очереди прикасаются к первому пальцу. Хорошо таким же образом, то есть двумя пальцами (1-2, 1-3, 1-4, 1-5) брать карандаш, ручку, и другие предметы.

Четырьмя или пятью пальцами разом ударяем по клавишам, имитируя звон колоколов, делаем это не спеша и в разных регистрах.

Воображаем, что пальцы ученика-это ножки кузнечика, который прыгает. Нужно оттолкнуться пальцами- ножками от какой либо клавиши или двух клавиш и прыгнуть на крышку фортепиано или вниз на колени. Усложнить это упражнение можно прыжками вправо и влево по клавиатуре, отталкиваясь от любых клавиш.

Положить правую или левую руку на закрытую крышку инструмента и слегка подобрать пальцы. Воображаем, что рука изображает старого краба, который переваливаясь ,медленно ползет вперед, а затем назад. Пусть и рука ,подобно крабу ,переваливается с 1 пальца сразу на три пальца - на 3 ,4 ,5, потом обратно на 1-й.

Это упражнение также как и предыдущее можно выполнять и на крышке инструмента, и на клавиатуре. Воображаем, что паучок несет тяжелый рюкзак и, пройдя всеми лапками (все пальцы подряд), осторожно отдает рюкзак второму паучку. Так у ученика появляется ощущение переноса веса из пальца в палец, из руки в руку.

Упражнение на разгибательное движение пальцев без помощи пальцев другой руки. Работает только одна рука, сжатая в начале в кулачок. Пальчики поочередно, начиная с большого, показываются, но до конца не выпрямляются и слегка кланяются. Обратить внимание на то, чтобы пальцы не находились в напряженном состоянии.
Этот пальчик-дедушка, этот пальчик-бабушка, этот пальчик - папочка, этот пальчик-мамочка, этот пальчик - я ! Вот и вся моя семья!

2.2 Дыхание

Важно научить ребенка правильно дышать. Дыхательная гимнастика – надежное средство борьбы с усталостью, напряжением и раздражительностью. Часто усталость приходит так быстро из-за того, что организм ребенка недостаточно хорошо снабжается кислородом.

Существует множество очень полезных и несложных упражнений — разные варианты вдохов и выдохов с участием рук. Можно делать короткие вдохи и длительные выдохи, а можно и наоборот. Можно вдыхать, выбрасывая вперед руки, можно — так выдыхать. Главное — научить регулировать дыхание. Вот несколько таких упражнений .

Мышцы спины, шеи и плеч свободные. Согнутые в локтях руки мягко прикасаются к телу. Не поднимая плеч, сделать неглубокий вдох через нос. Вместе с выдохом выбросить вперед руки, распрямляя их, как будто отталкивая что-то от себя и делая в это время длинный, продолжительный выдох.

Ученик держит обе руки на верхней части живота (в районе диафрагмы). Он ровно, размеренно дышит, не поднимая плеч: вдох- выдох, несколько раз. Я кладу руки ему на плечи. Если плечи начинают подниматься, мои руки сразу чуть сильнее давят на них.

Заниматься различными упражнениями, играми можно и нужно на каждом уроке в течение всех лет обучения.

2.3 Специфика работы с детьми-инвалидами состоит в том, что средства, формы обучения и воспитания таких детей зависят от степени и характера нарушений различных функций, возрастных возможностей, а также от индивидуальных способностей детей. Поэтому к выбору репертуара для таких детей нужно относиться с большой ответственностью. Несмотря на нехватку некоторых навыков, ученик должен играть разную музыку. Поскольку музыка оказывает на ребенка большое эмоциональное воздействие, целесообразно включать в репертуар программную музыку . Первое время нужно разучивать как можно больше несложных пьес. При этом значительное место следует отвести пьесам, фактура которых помогает направить внимание на горизонтальные линии движения.

Особенность музицирования с такими детьми заключаетсяв том, что все исполняемые произведения исполняются в ансамбле с педагогом, что позволяет избежать дискомфорта и обогащает звучание. Поэтому распространенной формой наших занятий с Машей является игра в ансамбле.

Еще одну пьесу композитора А. Жилинскиса Маша исполняет сольно. Эту пьесу я выбрала для того, чтобы помимо указательного и среднего пальцев, задействовать в работу большой и безымянный пальцы, которые очень плохо развиты. Для этого наиболее подходит эпизод на третьей строчке, где присутствует скачок кварты, удобный именно для этих пальцев. Хоть он не получается так виртуозно, как хотелось бы, но Маша очень старается. А гаммообразный пассаж, который следует за этим эпизодом, Маша вместо правой успешно исполняет левой рукой.

Излишняя темповая нагрузка крайне нежелательна для нее, так как это может привести к мышечным спазмам. Поэтому вопросы темпа нужно решать с осторожностью. Как только начинает нарушаться естественность исполнения, что выражается в подрагивании рук, непопадании на нужные клавиши, излишнем общем нервном и мышечном напряжении - тепм необходимо менять в сторону замедления .

3. Заключительный этап

Маша слышит педагога и готова выполнять его пожелания, при этом она не боится выражать собственное мнение. Умение осмыслить проблему, сосредоточиться на ней и с помощью педагога справиться с нею – сильные стороны личности Маши.

Занятия на отделении фортепиано - это не просто приобретение Машей определенных навыков игры на фортепиано, а в большей степени - предоставление возможности социализироваться и приобрести уверенность в собственных силах. Задача педагога – создать для этого необходимые условия.

Приобретаемый опыт моей работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, показывает, занятия музыкой доступны для него, выполняя образовательную, коррекционно – развивающую, терапевтическую и социализирующую роль.

На занятиях с детьми-инвалидами, в отличие от занятий с обычными детьми много отступлений, связанных с жизнью, окружающей средой, внешней обстановкой, обществом. Педагог, который работает с такими детьми, должен чутко реагировать на все события, волнующие ребенка.

Также - обучая таких детей, педагог сам учится у них силе воли, состраданию, переосмысливает свои жизненные позиции.

В процессе занятий преподаватели отмечают прилежность у этих учеников, необычайную чувствительность к музыке;

Работать с детьми инвалидами очень трудно. Собирая по крупицам малые успехи ребенка, мы с родителями от души радуемся им, как большим невероятным достижениям.

Но самое главное - повышается степень свободы ребенка по отношению к окружающему миру, растет его оптимизм, вера в свои силы, и таким образом происходит его адаптация в обществе.

Хочется ещё сказать, эти дети всё могут и всё умеют, но делают это по-своему. И это нужно понять, принять, подстроиться. И тогда совсем не будет страха в обучении таких детей.

Список использованной литературы

9..Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М., 2001.

12. А.Н. Зимина «Основы музыкально-эстетического воспитания и

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.