Дцп люди с ограниченными возможностями здоровья

По статистике в России на 2019 год проживает около двух миллионов детей с ОВЗ. Эти ребятишки нуждаются в особых программах обучения и социальной адаптации. Рассмотрим основные вопросы об особенностях таких ребят, их проблемах и методах социализации.


Расшифровка аббревиатуры ОВЗ в образовании

Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Из самого названия следует, что ребенок с ОВЗ имеет особенности физического или умственного развития, которые препятствуют его нормальной жизнедеятельности. Ограничения могут касаться физиологических, психологических или сенсорных возможностей ребенка.

Часть нарушений является врожденной, обусловленной генетически или последствиями родовых травм. Другие стойкие изменения здоровья могут возникнуть в период роста детей и связаны с заболеваниями, травмами, тяжелыми психическими переживаниями.

Заболевания ОВЗ могут носить хронический характер. В этом случае родителям необходимо принимать все меры к тому, что научить ребенка жизни с ограничениями, умению приспособиться к дефекту и справляться с ним.

В других ситуациях ограничения носят временный характер и после устранения их причин, ребенок возвращается к обычному образу жизни.

Дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда являются инвалидами, хотя эти два понятия связаны и пересекаются между собой. Ребенок может быть признан инвалидом, если имеет стойкие хронические нарушения здоровья, длительно препятствующие возможности нормальной жизнедеятельности. Таким образом, инвалид – более узкое понятие. Статус ребенка-инвалида дает права на получение специальных социальных выплат и гарантий.

Классификация и виды

Для медицинской, социальной и педагогической реабилитации детей с ОВЗ выделяется несколько сфер, в которых возможны нарушения:

  • Дефекты слуха – это дети глухие или слабослышащие. Данный вид ОВЗ имеет сенсорный характер, ребенок не может познавать мир и воспринимать информацию посредством слушания. Отсутствие общения с другими людьми в детстве приводит к невозможности воспроизведения речи. Эти дети, как правило, являются глухонемыми.
  • Нарушение зрения – в этой группе дети слепые или слабовидящие. Это также дефект по сенсорному типу. Зрение не используется для ориентирования и познавательной деятельности.
  • Тяжелые дефекты речи. Не развитая разговорная функция мешает коммуникациям, ограничивает познавательные возможности. Ребенок элементарно не в состоянии задать интересующий его вопрос. Это детки немые от рождения либо с невнятной, непонятной окружающим речью.
  • Среди заболеваний ОВЗ часто встречаются нарушения опорно-двигательных функций. Причина нарушений кроется в поражении тех областей коры головного мозга, которые отвечают за возможности движения. Ребенок не в состоянии ходить, иногда даже сидеть, у него отсутствует координация движения и т.д.
  • Задержка психического развития. Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического заболевания.
  • Дефекты эмоционально-волевой сферы (аутические расстройства). Ребенок не может общаться с другими людьми, у него полностью парализована коммуникативная функция, социальные навыки не прививаются.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь сочетанные диагнозы, то есть заболевания из разных видов приведенной классификации. К примеру, ребенок с ДЦП одновременно является слабовидящим.

Психологические особенности детей с ОВЗ

Психологические особенности ребенка с ОВЗ зависят от вида заболевания и его личных психических характеристик.


Вместе с тем, таким ребятишкам в разной степени присущи следующие характерные черты:

Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают повышенной тревожностью и раздражительностью. Они впечатлительны, реагируют на малейшие изменения тона голоса, обидчивы, плаксивы и беспокойны. В ряде случаев наблюдаются сильная возбудимость, агрессивное поведение

Шкала ограниченных возможностей

Всемирная организация здравоохранения в 1980 году рекомендовала использовать британский вариант шкалы ОВЗ, состоящая из трех последовательных ступеней.

Первая ступень ограничения физических или умственных возможностей ребенка. Под недугом в медицине понимается утрата (в более легкой форме – аномалия) какого-либо элемента физиологической или психической структуры. При недуге имеются легкие и чаще всего обратимые препятствия к осуществлению деятельности.

На этой стадии дети с ОВЗ имеют ярко выраженный дефект, который привел к ограничению или утрате возможности выполнять общепринятые действия, которые доступны большинству людей.

Третья ступень ОВЗ по шакале ВОЗ ведет к наступлению инвалидности. Эта стадия характеризуется наличием заболевания, которое полностью ограничивает возможности в какой-либо сфере деятельности.

Какие заболевания входят в ОВЗ

В таблице приведены основные группы заболеваний ОВЗ, характерные для каждого из видов.

Как указано выше, ребенок с ОВЗ может иметь несколько перечисленных заболеваний одновременно, что усугубляет степень ограничения жизнедеятельности.

Группы детей с ОВЗ Описание заболеваний
Дефекты слуха 1.Полная глухота. Характеризуется не способностью восприятия звуков и овладению речевыми навыками. 2. Дети, глухие от рождения или оглохшие в младенчестве не имеют возможности обучению речи. Если глухота наступила позднее, у ребенка развиты речевые навыки.
Аномалии зрения 1. Незрячие дети, зрительные ощущения отсутствуют (полная слепота). Может иметь место светоощущение или остаточное зрение – умение распознавать контуры и силуэты предметов и людей. 2. Слабовидящие ребятишки. Острота зрения колеблется в пределах от 0,05 до 0,2
Нарушения речи 1. Заболевания, в результате которых речевые возможности ограничены на первых стадиях развития. 2. Состояния могут не являться следствием неврологических механизмов или, к примеру, умственной отсталостью. 3. Сочетаются с проблемами чтения и правописания.
Дефекты опорно-двигательного аппарата В этой группе заболеваний: сколиозы; периферические параличи и парезы; детский церебральный паралич; последствия полиомиелита.
Нарушение интеллекта 1. Расстройства речи и языка. 2. Слабоумие. 3. Различные формы умственной отсталости. 4. Расстройства развития учебных навыков.
Аномалия аутистического спектра Детский или атипичный аутизм, характеризующийся отклонениями в осуществлении коммуникативных навыков, комплексом стереотипных интересов и действий.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде

Вопросы обучения детей с ОВЗ вызывают много разногласий как у родителей, так и в психолого-педагогической среде. Ведь обычная программа может быть такому ребенку не по силам из-за имеющихся заболеваний. С одной стороны, таким детям показаны специфические программы для игр и развития, с другой –нахождение в группе наравне со здоровыми ребятишками поможет быстрее социализироваться.


В последние годы очень много говорится о создании безбарьерной среды обитания для людей с ограниченными возможностями здоровья в целом, в том числе для детей. Особое место занимает так называемая инклюзия, то есть включение, подразумевающая интеграцию особых ребят в обычную среду. Необходимо понимать насколько ребенок с заболеванием ОВЗ сможет адаптироваться в традиционной среде и не будет ли подвергаться насмешкам и издевательствам со стороны других детей.

Как это происходит на практике.

В России для детей с особенностями развития существует специализированные детские сады или компенсирующие группы в традиционных дошкольных учреждениях.

Их отличительными особенностями являются:

  • наличие в штате медицинских работников и психологов (при необходимости – сурдологов, логопедов, олигфренопедагогов);
  • разработанные индивидуальные программы развития и обучения;
  • малая численность групп (10-15 человек).

В Советском Союзе возможности интеграции детей с особенностями развития в обычные детские сады не было совсем. Сложилась система учреждений закрытого типа по нозологии заболеваний: для слепых, глухих ребят, умственно отсталых и т.д. Штат таких групп работает по специальным программам и имеет соответствующие навыки общения с больными детьми.

Сегодня родители вправе выбирать способ обучения малыша в специализированном или обычном детском саду. В младшем возрасте отличия детей на так развиты и очевидны, поэтому совместное обучение не приведет к травмированию психики ребенка. Не всегда в традиционных дошкольных организациях есть специалисты, которые могут грамотно проводить обучение и оценивать состояние особенного ребенка.

В то же время, предварительно дети с ОВЗ направляются на медико-психолого-педагогическую комиссию, которая дает заключение о целесообразности применения того или иного вида обучения, специальной программы и возможности инклюзии. К мнению специалистов родителям желательно прислушиваться, с тем, чтобы не допустить ухудшения физического и психологического состояния малыша.

С учетом вида и уровня дефектов дети с ОВЗ могут в разной степени испытывать трудности с освоением школьной программы, им сложнее запоминать материал, требуется значительное время для усвоения знаний. В каждом индивидуальном случае следует выбирать способ и программу обучения, стандартных решений в данном вопросе нет.

Независимо от рода заболевания дети с ограниченными возможностями здоровья обладают следующим особенностями в обучении:

  • страх перед обществом;
  • неумение общаться на равных;
  • низкая самооценка, излишняя стеснительность.

Родителям следует определить один из имеющихся вариантов дальнейшего обучения ребенка.

В соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии малышу может быть показано обучение в специализированном заведении. К примеру, есть особые школы для слепых и глухих детей, в которых реализуются подобранные под уровень возможностей детей программы.

Так, слабослышащих детей сопровождают профессиональные сурдопереводчики, а развитие слепых ребят производится при помощи метода Брайля. В таких ситуациях коррекционное учебное заведение – это единственно возможный вариант.

Такое обучение предполагает наличие в традиционной школе специализированных классов для детей с ограниченными способностями. Дисциплины преподаются на основе специальных методик, часто по упрощенной общей программе, адаптированной под возможности учеников.

Учителями уделяется больше время и внимания детям в коррекционных классах. Вместе с тем, ребята с ОВЗ имеют возможность общения со здоровыми детьми, интеграции в социум, приобретения коммуникативных навыков.

Это современная технология включения особенных детей в образовательный процесс. Методика инклюзии должна обеспечить психологическую безопасность и защиту как детей с ОВЗ, так и здоровых ребят. Целью такого обучения является создание условий для гармоничного общения всех учеников, без учета имеющихся физических и психических недостатков.

При инклюзии больной малыш с детства учится не чувствовать себя изгоем, а здоровые дети приобретают навыки терпимости к дефектам и особенностям других людей.

Основными проблемами внедрения инклюзии являются:

  • дефицит кадров, способных предотвращать возможные конфликты, найти правильные методы и слова для работы с особенными детьми;
  • отсутствие достаточного количества обучающих коррекционных программ.

Кроме того, общество еще не готово принять особенных ребят наравне с обычными. Зачастую родители здоровых детей препятствуют их обучению вместе с имеющими ОВЗ.

Инклюзия – перспективная и прогрессивная технология обучения. Дети с ОВЗ, даже самые запущенные с медицинской точки зрения, гораздо быстрее восстанавливаются, если имеют возможность общения с другими людьми, особенно своими сверстниками. Нахождение в замкнутом социуме, напротив, усложняет течение заболевания.

Фонд социальной поддержки детей и инвалидов всех категорий

347922 , Ростовская обл , г. Таганрог ул. Петровская, 44 +7 (8634)45-47-27 +7 (951)824-77-34

Церебральный паралич (ДЦП) – это группа расстройств, которые влияют на способность человека двигаться и поддерживать равновесие. ДЦП является наиболее распространенной двигательной инвалидностью, возникающей в детстве. Церебральный означает повреждение мозга. Паралич указывает на слабость или проблемы опорно-двигательного аппарата.

В современном обществе существует множество стереотипов и предрассудков о людях с особенностями здоровья. Многие думают, что жизни у них нет, и инвалиды обречены только на старания и боль. Но это нет так. В этой статье мы постараемся развеять некоторые мифы о жизни детей с ДЦП и про лечение ДЦП.

Этот стереотип связан с тем, что ДЦП имеет некоторые схожие характерные особенности с другими заболеваниями неврологической направленности, которые имеют прогрессирующее течение. В случае с ДЦП ухудшения не наступает, наоборот, при эффективном лечении и реабилитации может наступать улучшение в здоровье детей с этим диагнозом.

Конечно, инвалиды с особенно тяжёлой формой заболевания нуждаются в ежедневной помощи и поддержке других людей. Но их всего около 30% от общего количества больных ДЦП. Остальные 70% могут вести абсолютно полноценный образ жизни с минимальной помощью окружающих, особенно если они с детства проходят различные реабилитационные программы.

Для независимой жизни, помимо терапевтических процедур, им необходимо иметь технические средства для перемещения, мелкой моторики т.д., помощь в решении бытовых вопросов, проходить практику адаптации вне дома.

Здесь снова речь идёт о некоторых случаях, когда у ребёнка болезнь сопровождается нарушением слуха и речи. Но это лишь ¼ всех детей с ДЦП. Подавляющее большинство людей этих проблем не имеет и может неплохо общаться. Те, кто сталкиваются с некоторыми затруднениями, могут обратиться к логопеду и преодолеть их в той или иной степени.

Если же проблемы с речью действительно серьёзные, тогда на помощь может прийти язык жестов, общение с помощью карточек или даже компьютерных программ или мобильных приложений. Этим способам коммуникации обучают специалисты по альтернативной и дополнительной речи.

Дети с ДЦП страдают, в первую очередь, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Так что никакой связи, в 50% случаев, с проблемами интеллекта это заболевание не имеет. Даже если у ребёнка отмечаются трудности с речью или с обучением, это вовсе не показатель нарушения интеллекта.

К сожалению, другая половина детей имеет последствия от ДЦП, начиная с незначительных проблем, заканчивая глубокой умственной отсталостью. Однако половина – это ещё не все.

Церебральный паралич – это диагноз, включающий в себя комплекс различных нарушений неврологического характера с совершенно разными симптомами. Поражения могут касаться одной или нескольких частей тела одновременно. Например, обездвижены обе ноги или правая часть всего тела. В особо тяжёлых формах (при квадриплегии) поражаются все конечности. Поэтому путь каждого ребёнка и трудности, с которыми он сталкивается, индивидуальны.

Это не правда. Церебральный паралич – это заболевание, возникающее в результате повреждения головного мозга, которое может произойти до рождения, во время родов, в течение месяца после рождения или в течение первых лет жизни ребенка, пока мозг еще развивается. Повреждение может возникнуть в результате механической травмы, воспаления или кислородного голодания.

Факторов риска данного заболевания множество, и врачебная ошибка – лишь одна из причин. Кроме неё есть ещё и инфекции, перенесённые женщиной во время беременности, злоупотребление алкоголем, нарушения здоровья будущей матери. Это могут быть осложнения во время родов, преждевременные роды, многоплодная беременность. Сюда относятся и врождённые заболевания, например, порок сердца, низкая масса головного мозга или менингит.

Как и в случаях, описанных выше, это правда лишь отчасти. Многие люди с церебральным параличом могут иметь собственных детей. ДЦП почти не затрагивает фертильность, поэтому у людей с данным заболеванием есть все шансы обзавестись своим потомством. Кроме того, ДЦП очень редко передаётся по наследству, так что вероятность рождения детей с таким же диагнозом крайне мала, по крайней мере она не больше, чем и у обычных людей. Даже женщины с более тяжёлыми формами заболевания могут выносить и родить здоровых детей, хотя риск осложнений здесь может быть чуть выше.

Ранее было отмечено, что в некоторых случаях это возможно только при помощи вспомогательных средств. Тем не менее, многие люди с данным диагнозом передвигаются вполне самостоятельно. Так что не все из них обречены на жизнь в инвалидной коляске.

Чудодейственного средства, которое смогло бы полностью излечить церебральный паралич, медицина пока не изобрела. Тем не менее, надежда на улучшение есть всегда. Важно начать программу лечения как можно раньше. При правильно подобранных методах терапии и реабилитации можно достичь очень хороших результатов, и таких примеров множество. Более того, медицина вышла на новый уровень, последние исследования регенерации и нейропластики свидетельствуют о том, что лечение неврологических заболеваний возможно и что есть шансы в перспективе победить детский церебральный паралич окончательно.


  • Особенности ДЦП
  • Виды ДЦП
  • Провокаторы ДЦП
  • Симптоматика ДЦП
  • Способы диагностики ДЦП
  • Реабилитационные мероприятия при ДЦП
  • Несколько советов родителям детей больных церебральным параличом

В понятие ДЦП входит не одно, а группа расстройств двигательных функций. Проблема возникает из-за того, что повреждены разные структуры мозга, причём происходит это в период вынашивания ребёнка. Специалисты отмечают, что ДЦП включает в себя не только изменения мышечного тонуса патологического характера, но и моно-, геми-, пара-, тетра- параличи с парезами. Здесь также может идти речь о гиперкинезах. Способность говорить и нормально ходить нередко отсутствует.

У некоторых наблюдают раскоординированность движений, падения или шаткость походки. Бывает, что ребёнок отстаёт в развитии – как в психологическом, так и в моторном. Не исключены проблемы с интеллектом, расстройства психики. Иногда к параличу прибавляется эпилепсия. Слух со зрением тоже бывают нарушены. При наличии детского церебрального паралича предстоит всю дальнейшую жизнь периодически осуществлять реабилитацию, принимать медикаменты (при необходимости), проходить фихиотерапию. Некоторым рекомендовано хирургическое лечение.

Особенности ДЦП

С точки зрения статистики рассматриваемый недуг обнаруживают примерно в 1,7-7 случаев на 1000 детей, не достигших года. В нашей стране на такое же количество малышей приходится около 2,5-6 случаев. Риск диагностировать нарушение данного плана у недоношенных выше в 10 раз. Это подтверждают и данные – по подсчётам специалистов у 40-50% рождённых раньше строка выявляется ДЦП.

Примечательно, что эта проблема считается одной из ведущих среди хронических болезней детей. Причём количество больных увеличивается и объясняется такая картина не только плохой экологической обстановкой, но, кроме прочего, развитием неонатологии, то есть повышением уровня выхаживания младенцев с патологиями (даже если они весят при рождении от 500 грамм).

Виды ДЦП

В зависимости от того, какая зона мозга поражена, заболевание делят на 5 видов (классификация актуальна в неврологии). Наиболее часто встречается спастическая диплегия , то есть это примерно 40-80% из всех случаев паралича у детей. При данном виде поражены двигательные центры, поэтому развивается парез, особенно в ногах. Если проблема касается лишь одного полушария, диагностируют гемипаретическую форму, то есть парез руки или ноги с противоположной от нездоровой области мозга стороны.

Четверть случаев – это гиперкинетический вид, когда говорят о поражении подкроковых структур. В такой ситуации недуг проявит себя в виде непроизвольныхи движений (гиперкинезов). Последние становятся сильнее, когда ребёнок устал или взволнован. Если имеет место повреждение в зоне мозжечка, наблюдают атонически-астатическую форму ДЦП (10%). Тут нарушены координация и статика, есть мышечная атония. Но это не самые сложные состояния.

Особенно тяжёлой считается двойная гемиплегия, при которой затронуты оба полушария мозга. Всё это оборачивается ригидностью мышц. Ребёнок с этим видом ДЦП не сидит, не стоит и даже сам не держит голову. Кроме описанных вариантов, специалисты сталкиваются со смешанными типами недуга, когда проявляются симптомы из более чем одной формы. К примеру, часто гиперкинетический тип сочетается со спастической диплегией.

Провокаторы ДЦП

По современным данным описываемая проблема со здоровьем, это ни что иное, как результат влияния на ЦНС ребёнка негативных факторов. Именно они запускают процесс неправильного развития мозга или даже провоцируют отмирание участков органа. Примечательно, что отрицательное воздействие может происходить как до рождения, так во время него или после (называют первые 4 недели жизни). В качестве основного провокатора обозначена гипоксия (кислородное голодание). Данное состояние отражается на частях мозга, ответственных за поддержание двигательных рефлекторных механизмов и равновесия. Как итог здесь в дальнейшем – парезы с параличами, движения патологического характера и слабый мышечный тонус.

Не последнюю роль играют патологии беременности. В частности, раньше времени может отслоиться плацента. У некоторых отмечается фетоплацентарная недостаточность. Негативно способны повлиять токсикозы. А иногда всё дело в нефропатии беременных. Бывает, что ДЦП способствует краснуха с цитомегаловирусом. В этот список стоит включить сифилис, герпес и токсоплазмоз. Порой имеет место резус-конфликт. Отрицательно на здоровье малыша отражается угроза прерывания беременности. Не на пользу часто идут артериальная гипертензия и гипотиреоз матери. То же самое можно сказать о сахарном диабете, пороках сердца, травмах.

Из факторов риска называют, например, тазовое предлежание плода, его крупность или узкий таз. Кроме того, стремительные, затяжные или преждевременные роды тоже повышают вероятность развития ДЦП. Обнаружением рассматриваемой патологии способна обернуться сильная или дискоординированная родовая деятельность. Если ребёнок перед рождением долго находится без воды, это риск. А иногда единственная причина – родовая травма. Но, как правило, на фоне тяжёлых родов малыш уже появляется на свет с патологией.

А вот в период после родов недуг провоцируется асфиксией и гемолитической болезнью (кровь матери и ребёнка по антигенам несовместимы). Асфиксию связывают с пороками лёгких или аспирацией (вдыханием) околоплодных вод. Либо дело может касаться патологии беременности. Однако чаще всего в рамках послеродовой травмы диагностируют токсическое повреждение мозга по причине несовместимости крови или конфликта иммунитетов.

Симптоматика ДЦП

Так как рассматриваемая проблема имеет много вариантов своего проявления, они, эти самые проявления, будут разными в зависимости от степени тяжести, поражённой области мозга и тд. Иногда недуг отмечается сразу, то есть как только ребёнок родился. Но часто симптомы дают р себе знать в период подрастания, когда отклонения оказываются более явными. Как правило, ДЦП дебютирует задержкой формирования навыков движения. Ребёнок не может переворачиваться, долго держать голову, осознанно шевелить руками и ногами. Игрушки ему не интересны, удержать их не удаётся. А если попробовать поставить ребёнка на ноги, это произойдёт не как обычно на стопу, а на цыпочки.

Что касается парезов, они бывают односторонними или затрагивают только руку, либо ногу. В более сложных случаях страдают все конечности. Также не исключён парез мышц гортани и глотки – тогда это приводит к затруднённому глотанию и специалист диагностирует дисфагию. У некоторых нарушается способность к произношению и при таком варианте отмечается дизартрия. Часто при ДЦП повышен тонус мышц, присутствует спастика, которая иногда обездвиживает конечность полностью. В будущем у больных детей парестетичные конечности развиваются плохо и отличаются от здоровых частей тела (например, одна рука короче другой и тд). В итоге скелет деформируется, так что находят сколиоз. Бывает, что грудная клетка не такой формы как обычно. Не исключены контрактуры суставов в поражённых парезом руках или ногах. Всё это в целом нередко провоцирует боль в шее, плечах, спине и ступнях. При гиперкинезах непроизвольные движения возникают внезапно. В частности, есть спонтанные подёргивания, повороты головы.

Способы диагностики ДЦП

Педиатр при самой первой проверке малыша должен обратить внимание на низкий бал по шкале Апгар. Стоит заподозрить проблему, если двигательная активность является аномальной, нарушен мышечный тонус ион не контактирует с мамой. Если есть подозрения, что у ребёнка ДЦП, понадобится помощь невролога. Специалист кроме тщательного осмотра может применить электроэнцефалографию и электромиографию. Также в помощь врачу электронейрография. Исследуют вызванные потенциалы, осуществляют транскраниальную магнитную стимуляцию.

Таким образом рассматриваемую патологию дифференцируют от неврологических недугов наследственного характера, которые дают о себе знать в первый год жизни ребёнка (например, от миопатии, синдрома Луи-Бар, атаксии Фредрейха и др). На органические изменения мозга укажет МРТ и нейросонография. В частности, специалисты узнают об атрофии зрительных нервов, кровоизлиянии и тд. Плюс, эти методы показывают врожденную гидроцефалию, микроцефалию с другими пороками, касающимися развития мозга. А для полной диагностики не помешает посещение офтальмолога, психиатра, логопеда.

Реабилитационные мероприятия при ДЦП

Несмотря на то, что ДЦП считается неизлечимой патологией, скорректировать состояние в лучшую сторону вполне возможно. Особенно если принять меры по оздоровлению как можно скорее, заняться развитием ребёнка и тд. Специалисты рекомендуют родителям прилагать максимум сил до того, как больному малышу исполнится 8 лет. Очевидно, что программу реабилитации специалист составит, ориентируясь на выраженность проблемы, то есть строго индивидуально. Конечно, оздоровление становится затруднительным, если ДЦП сочетается с интеллектуальными, зрительными или слуховыми патологиями. Здесь нужны специальные методики, позволяющие контактировать с ребёнком.

Как бы там ни было, в основе лечения ДЦП лежат массажи и ЛФК, причём процедуры лучше делать каждый день. Например, техникам массажа родители могут обучиться, а тренажёр есть в спеццентрах. А чтобы зафиксировать суставы, растянуть мышцы, применяют особые комбинезоны или костюмы. И те и другие дают возможность не только уменьшить спастику, но и запустить правильные двигательные стереотипы. Благодаря этому удаётся значительно улучшить состояние ребёнка, так как здоровые части нервной системы компенсируют работы поражённых областей. Также в рамках реабилитации используют ходунки, костыли, ортодезы и тд (подбор вспомогательных средств индивидуален).

При ДЦП лечение медикаментами – симптоматическое. Если недугу сопутствует эпилепсия, прописвают антиконвульсанты. С повышенным мышечным тонусом справятся антиспастические препараты, а не проходящую боль снимут спазмалитики и тд. Иногда врач рекомендует ноотропы, метаболические препараты (АТФ, аминокислоты, глицин). Некоторым нужны антидепрессанты, нейролептики. Порой не обойтись без транквилизаторов и сосудистых препаратов. Если есть контрактуры, вызванные долгой спастикой, помочь может хирургическая операция. Часто врачи применяют тенотомию, чтоб вернуть конечности опорное положение. Сделать скелет нормальным способна пересадка сухожилий, удлинение рук или ног или другие манипуляции.

Хорошим физиотерапевтическим методом специалисты оксигенобаротерапи. Помогает электростимуляция. Полезно грязелечение и лекарственный электрофорез. Также позитивно действуют общие тёплые ванны (можно сделать их хвойными, скипидарными, кислородными, йодобромными и тд). Действенной оказывается анималотерапия, когда ребёнок контактирует с конкретными животными, например, с лошадьми (иппотерапия). Доказано, что при таком взаимодействии речь, эмоции, способность к движению – всё меняется в лучшую сторону.

Наконец, специалисты не забывают про социальную адаптацию. С ребёнком работают для нормализации восприятия, внимания и тд, если в этом плане есть проблемы. Важно дать ощущение, что человек может жить активно, интересно, заниматься любим делом, быть нужным. ДЦП – это не помеха для самореализации в различных сферах (зависит от тяжести патологии).

Несколько советов родителям детей больных церебральным параличом

Если Вашему ребенку поставлен диагноз ДЦП, самый главный совет – не впадайте в отчаяние! Постарайтесь найти родителей с подобными проблемами, общайтесь, обсуждайте, поддерживайте друг друга. Вы будет знать, что вы не одиноки. Не кидайтесь к разным сомнительным целителям, знахарям, не стремитесь опробовать новые методики на своем ребенке, о которых ничего не известно и которые не разрешены законом, насчет которых нет достаточных исследований.

Помните, что волшебных методов лечения не существует, что степени поражения у детей разные. И если что-то помогло соседскому мальчику, может не подойти для Вашего ребенка. Не бросайтесь сразу к рекламируемым доктору или клинике. Соберите информацию, мыслите здраво, читайте, узнавайте. Очень важный совет – не ограждайтесь от окружающих и не ограждайте от них своего ребенка, ему жить среди людей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.