Дцп определение по воз


  • 10 Августа, 2018
  • Ортопедия и травматология
  • Ким Захидахон

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это хроническое заболевание, которое возникает при поражении головного мозга в пре- или постнатальном периоде, когда основные его структуры находятся еще в стадии формирования.

Главным проявлением становится нарушение двигательной сферы. Также присутствуют нарушения психики и неврологические симптомы, поскольку оказываются задеты кора, подкорка и третий отдел мозга (ствол), отвечающий за работу жизненно важных центров. Итак, что за болезнь – болезнь ДЦП? Не прогрессирующее поражение головного мозга, возникшее в период эмбриогенеза.

Проявляется заболевание спастическими параличами, судорогами, нарушениями слуха, речи и ЗРР (задержка речевого развития). ДЦП и детский паралич – не аналоги. Причины их возникновения отличаются. Детский паралич – это следствие перенесенного полиомиелита.

Немного истории


Клиника заболевания была впервые описана в 1853 г. британским врачом В. Литтлом. Позже описанная форма получила название болезни Литтла. Ученый считал, что причиной заболевания является патология родов, когда у ребенка возникает гипоксия мозга. Позже З. Фрейд предположил, что причина кроется в поражении мозга, полученном в периоде эмбриогенеза. В 80-х годах прошлого века его теория была подтверждена.

По данным статистики, детский церебральный паралич встречается в 2-7 случаях на 1 000 детей в возрасте до года.

Диагноз становится официальным только после 6 месяцев жизни. При недоношенности риск заболевания возрастает в 10 раз. Поэтому среди больных ДЦП половина из них были недоношенными.

Этиология

На вопрос, церебральный паралич – что это такое, ответ однозначен: это ДЦП – полиэтиологическое заболевание, причин его насчитывается больше 100.

Причины объединены в пре-, пост- и натальные:

  • пренатальные составляют 37-60% случаев, они возникают в период гестации;
  • натальные (при родах) – 27-40%;
  • постнатальные (период новорожденности) – 3-25%.

Пренатальные факторы


Среди таковых можно назвать любые заболевания матери при вынашивании ребенка, например, патология сердца в 45% случаев вызывают гипоксию у плода. Также сюда можно отнести курение и спиртное при ношении ребенка, прием лекарств, проблемное протекание беременности. Малый вес плода, неправильное его предлежание, ранние роды – тоже факторы риска.

Натальные факторы

К ним относятся следующие причины:

  • нарушенная тактика ведения родов;
  • крупность плода;
  • асфиксия ребенка при родах;
  • травма;
  • узкий таз;
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • резус-конфликт;
  • прокалывание плодного пузыря для ускорения родов;
  • стимуляция родов лекарствами.

Постнатальные факторы

К постнатальным можно отнести следующее:

  • нейроинфекции в младенчестве;
  • травмы черепа;
  • гидроцефалия;
  • интоксикация.

Иногда этиология остается неизвестной. Более удобно все причины объединить в следующие группы:

  • генные нарушения родительских хромосом;
  • гипоксия плода и беременной;
  • инфекции младенца;
  • интоксикации;
  • работа беременной на вредном производстве;
  • контакты с радиацией.

Причины физического характера - рентген, ионизирующее излучение, электромагнитные поля. Механические причины – травмы при родах.

Патогенез


Церебральный паралич – что это такое? ЦП - это всегда нарушение функционирования опорно-двигательного аппарата, при котором моторная функция аномальна. Поражение мозга при этом не прогрессирует.

При ЦП больше половины младенцев недоношенные. Такие дети особенно уязвимы.

Кровеносные сосуды мозга имеют хрупкие стенки и любое их повреждение приводит к кровотечениям в желудочки – внутрижелудочковые кровоизлияния. Если они небольшие, опасности нет, но более крупные сдавливают стенки желудочка и повреждают ткань мозга. Страдают именно те отделы, которые отвечают за движения. Кровоизлияния в 90% вызывают развитие ДЦП.

Еще один значимый фактор - ускоренное развитие плода. Тогда развитие мозга запаздывает по сравнению с ростом других органов и систем. Кроме того, развивающийся мозг не просто сопровождается делением клеток, но и перемещением их внутри мозга.

Формирующиеся нервные пути могут нарушаться. Этому способствуют курение и алкоголь. Множество других провоцирующих факторов находятся на стадии изучения.

Классификация ДЦП


Классификаций много, более 20. В России применяют систему Семеновой К. А. Согласно ей, выделяют формы детского церебрального паралича в 5 вариантах:

  • двойная гемиплегия;
  • спастическая диплегия;
  • гемипаретическая,
  • гиперкинетическая,
  • атонически-астатическая форма.

Существует и смешанная форма. Двойная гемиплегия самая тяжелая, при этом оба полушария мозга поражаются. Мышечный тонус постоянно повышен, мышцы ригидны. Движения отсутствуют, больной не может сидеть, держать голову. У детей с детским церебральным параличом такой формы резкое умственное отставание, что усугубляет ситуацию. Речь грубо нарушена и есть тяжелая дизартрия.

Спастическая диплегия или болезнь Литтла – наиболее частая форма. Паралич конечностей полный или частичный. Спастичность и повышение мышечного тонуса – основное проявление формы. Поражается та зона мозга, которая ответственна за произвольные активные движения.

Руки страдают меньше. Прогноз здесь лучше. Дети могут передвигаться сами на коляске, костылях. Они способны частично себя обслуживать, научиться читать и писать.

При гемипаретической форме страдает одно полушарие мозга, но сразу кора и подкорка. Наблюдается односторонний паралич, рука поражена больше. Правосторонний гемипарез отмечается чаще. Двигательные навыки у ребенка появляются, хотя и с опозданием.

При сидении поза ребенка перекошена в одну сторону, симметричности нет. Формируется сколиоз позвоночника. Пораженные конечности растут медленнее и укорочены. Прогноз неплохой, ребенок сможет себя обслуживать и самостоятельно ходить.

При гиперкинетической форме поражена подкорка. Основное проявление – непроизвольные неконтролируемые движения - гиперкинезы. Часто причиной поражения мозга становится резус-конфликт. Гиперкинезы начинают появляться уже в полгода, а в первый месяц жизни наоборот, отмечается гипотония мышц. Во время сна гиперкинезы уменьшаются.

Произвольные движения проблематичны. Самостоятельное передвижение появляется только в 4-7 лет. Походка толчкообразная, асимметричная. Ребенок подвержен падениям, равновесие легко нарушается. Интеллект при данной форме страдает меньше.

При атонически-астатической форме поражен мозжечок. Отмечается мышечная атония и нескоординированность движений. В покое и ходьбе равновесие нарушено, присутствует тремор тела и рук, гиперметрия (размашистость движений). При ходьбе и стоянии ребенок широко расставляет ноги и раскидывает руки, у него много качательных и лишних движений.

Смешанная форма

Что за болезнь ДЦП? Патология эта по выраженности двигательных нарушений имеет 3 степени тяжести:

  1. Легкая – ребенок может передвигаться и обслуживать себя.
  2. Средняя – ребенку требуется помощь окружающих.
  3. Тяжелая – полная зависимость от окружающих.

  • ранняя — от рождения до 6 месяцев;
  • начальная резидуальная — до 2 лет;
  • конечная — от 2 до 4 лет и старше.

Основные мышечные нарушения:

  • мышечное напряжение;
  • спастическое сокращение мышц;
  • непроизвольные движения;
  • ограничение подвижности;
  • нарушения походки.

Кроме этого, восприятие и ощущения у таких детей также нарушены. Всегда есть проблемы при приеме пищи, непроизвольными могут быть мочеиспускание и дефекация. Наблюдаются затруднения с дыханием из-за патологических поз, формирование пролежней, трудности в обучении.

Уже отмечалось, что ДЦП не прогрессирует, но складывается часто обратное впечатление. Это происходит потому, что ребенок взрослеет и его трудности с обучением, передвижением и едой становятся более выраженными.

Характерные поздние признаки ДЦП

Основными проявлениями являются:

  1. Деформации скелета - пораженные конечности становятся короче.
  2. Контрактуры суставов – движения в них ограничены, производятся с трудом.
  3. Судороги.
  4. Нарушение глотания – нет правильной сочетаемости и согласованности в работе мышц, участвующих в акте глотания. Ребенок не только плохо сосет, глотает, но и не может удерживать слюнотечение. Поэтому следствием такого нарушения у детей с церебральным параличом становится бесконтрольная саливация.
  5. Поражение слуха – выражено в том, что ребенок не воспринимает окружающие звуки, это очень негативно отражается на развитии речи.
  6. Нарушение речи – у больного нет возможности самому координировать точность и прицельность движения губ, языка и горла. В связи с этим он не может выговаривать нормальные звуки для речи, что не дает ей развиться.
  7. Нарушение зрения – миопия и косоглазие.
  8. Нарушения зубного ряда – неправильное положение некоторых зубов, подверженность кариесу, неправильное строение эмали. Чистить зубы ребенок не может.
  9. Задержка умственного развития – она бывает не у всех больных ДЦП. Степень задержки может быть разной. Что это такое - синдром ДЦП в инвалидизации? Она зависит именно от уровня развития интеллекта. Чем он выше, тем ниже степень группы инвалидности.
  10. Нарушение мочеиспускания и дефекации – возникает непроизвольно, опять-таки, из-за несогласованности и бесконтрольной работы участвующих в этих актах мышц.
  11. Тонус мышц нарушен и постороннему движения больного кажутся вычурными, разболтанными, неуклюжими. Часто походка толчкообразная, несогласованная. Могут быть и замедленные, червеобразные движения.

Что такое детский церебральный паралич в эмоциональном плане? Характерные черты таких детей – повышенная сензитивность, впечатлительность и сильная привязанность к родителям или опекунам.

Диагностические мероприятия


Диагноз может быть окончательным только на 2 году жизни, потому что двигательные нарушения на более раннем этапе могут быть преходящими. Для диагностики применяют:

  • МРТ – она выявит снижение плотности белого вещества коры, атрофию ее и подкорки;
  • КТ;
  • УЗИ головного мозга;
  • консультацию невролога;
  • исследование слуха, зрения, рефлексов;
  • тесты на развитие для выявления скрытой формы патологии.

Принципы лечения

Лечение детского церебрального паралича проводится с момента установления диагноза и до конца жизни больного. Терапия ставит задачей адаптировать больных детей к жизни. Слово реабилитация здесь неприменимо, потому что при ДЦП детям с рождения недоступно то, что умеют здоровые.

В остром периоде необходимо остановить развитие, например, инфекции. Вне обострения следует обучить ребенка общению и самообслуживанию, привить трудовые навыки и обеспечить трудоустройство.

В комплексное лечение входит медикаментозная терапия, физиотерапия, работа с логопедом, психологом, санаторно-курортное лечение, при необходимости хирургическое вмешательство. Положительный эффект дают вспомогательные устройства: ходунки, кресло, вертикализаторы, велосипеды, тренажеры, нагрузочные костюмы и пневмокостюмы и т. д.

Медикаментозное лечение включает различные миорелаксанты центрального действия – бензодиазепины, "Баклосан", "Тизанидин", "Мидокалм", противосудорожные препараты, ботокс.

Необходима двигательная реабилитация - ЛФК, массаж, кинезотерапия, мануальная терапия.

Показаны физиотерапевтические процедуры, санаторно-курортное лечение (начиная с 2-3-летнего возраста).

Оперативные методы лечения применяют при контрактурах в результате длительной спастичности мышц, ризотомии для прерывания патологической импульсации из головного мозга, может проводиться пересадка сухожилий, вытяжение костей и пр.

Физиотерапия


Чаще других проводится миостимуляция и электрофорез, электрорефлексотерапия. Все методы физиотерапии при церебральном параличе имеют целью улучшить тонус мышц, скоординировать движения больного, научить правильной речи. Но при наличии судорожного синдрома любая стимуляция отменяется. Хорошо зарекомендовали себя при ДЦП оксигенобаротерапия, лекарственный электрофорез, грязелечение, тепловые процедуры и водолечение.

Ведь, что такое болезнь ДЦП? Это, чаще, спастичность мышц и гиперкинезы. Теплые ванны снижают резкость гиперкинезов, убирают спастику мышц. Ванны применяют самые разные: хвойные, кислородные, радоновые, скипидарные и йодобромные, травяные с валерианой.

Относительно новый метод лечения – анималотерапия, т. е. лечение посредством контакта ребенка с животным. К таким относятся иппотерапия ДЦП (верховая езда) и дельфинотерапия ДЦП. Такое лечение применимо потому, что создается расслабляющая эмоциональная атмосфера для больного детским церебральным параличом ребенка, стимулируются его мозговые структуры, создаются насыщенные тактильные ощущения. Это помогает формированию новых двигательных навыков.

Иппотерапия стимулирует развитие дыхательных движений. При сидении в седле у малыша быстрее формируется правильная осанка, нарабатываются навыки сохранения равновесия. Мускулатура получает толчок к тренировке и укреплению, объем движений в суставах увеличивается. Не стоит забывать и о положительных эмоциях, которые ребенок получает в массе.

Вспомогательные приспособления

Их существует очень много, но наиболее часто используются:

  • инвалидное кресло;
  • ходунки применимы для детей, которые могут ходить, но не могут держать равновесие;
  • вертикализатор – конструкция для удерживания вертикального положения;
  • сиденье – кресло со специальными ремнями, помогающими сохранять правильную позу в сидячем положении;
  • специально оборудованные стол и стул дают правильность осанки;
  • 3-колесный велосипед укрепляет и развивает мышцы ног, дает возможность для их расслабления;
  • кресло-сиденье для ванной;
  • кресло-туалет;
  • кресло со съемным устройством;
  • ортез – помогает держать суставы в правильном положении и способствует выработке правильных движений.

Каковы прогнозы


ДЦП не прогрессирует, но его проявления остаются с больным пожизненно. Болезнь ДЦП сегодня не вылечивается. Восприятие диагноза в качестве приговора – неправильно. Жизнь родителей с таким ребенком будет в корне меняться, поскольку он нуждается во внимании с первых дней.

Если интеллект достаточно сохранен, ребенок может учиться в общей школе, освоить некоторые профессии. При наличии выраженных ограничений для нормальной жизни дается инвалидность, как социальная помощь и защита. Для таких детей созданы специализированные ЛПУ - детские неврологические отделения, санатории, школы-интернаты. Детей можно обучить машинописи, делопроизводству, компьютерным технологиям, садоводству и др.

Профилактика

Чтобы снизить риск развития ДЦП у ребенка, беременная женщина должна с первого дня гестации быть под наблюдением врача и регулярно обследоваться.

Обязательным требованием является вставание на учет в консультации не позже 1 триместра беременности. Будущая мама должна полноценно питаться, вести здоровый образ жизни, не курить, не пить спиртное, полноценно спать, гулять на свежем воздухе. При возникновении любых патологий, особенно инфекционных, следует лечить их своевременно и полностью, только под наблюдением врача.

Детский церебральный паралич, по мнению разных учёных, возникает под воздействием разных причин. Л.О. Бадалян выделяет две основные группы факторов. К первой группе он относит инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз, грипп и др.), сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери, токсикозы беременности, иммунологическую несовместимость крови матери и плода, перенесённые во время беременности психические и физические травмы, асфиксию, внутриутробную травму. Ко второй группе учёный относит церебральные параличи вследствие менингита, энцефалита, менингоэнцефалита, черепно-мозговых травм.

Е.М. Мастюкова считает, что в основе нарушения двигательных функций при ДЦП – запаздывание в угасании безусловно рефлекторных двигательных автоматизмов, среди которых наибольшее значение имеют так называемые позотонические рефлексы. При нормальном развитии к 3 месяцам жизни эти рефлексы уже не проявляются, что создаёт благоприятную почву для развития произвольных движений. У детей с церебральным параличом действие этих рефлексов может стойко сохраняться на протяжении дошкольного возраста. Среди этих рефлексов, неблагоприятно влияющих на развитие моторики, наибольшее значение имеют лабиринтные тонический рефлекс, асимметричный тонический шейный рефлекс и симметричный тонический рефлекс.

Помимо позотонических рефлексов, в структуру двигательного дефекта при ДЦП входят следующие нарушения.

Нарушения мышечного тонуса:

- спастичность – повышение мышечного тонуса

- ригидность – напряжение тонуса мышц-антагонистов и агонистов, при котором нарушается плавность и сглаженность мышечного взаимодействия

- гипотония – низкий мышечный тонус

- дистония – меняющийся характер мышечного тонуса

2) Ограничение или невозможность произвольных движений

3) Наличие насильственных движений

- гиперкинезы – непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных двигательных актов. Они могут наблюдаться в покое и усиливаться при попытках произвести движения, во время волнения. Гиперкинезы могут быть выражены в мышцах артикуляционного аппарата, шеи, головы, различных отделов конечностей.

- тремор – дрожание конечностей (особенно пальцев рук и языка). Тремор проявляется при целенаправленных движениях и усиливается в конце этих движений

4) Нарушение равновесия и координации движений (атаксия)

5) Нарушение ощущений движений

6) Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных (стато-кинетических) рефлексов

7) Синкинезии – непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных произвольных движений.

Поскольку термин ДЦП не может включить в себя всё многообразие патологических сдвигов, возникающих при этом заболевании, уже много лет ведутся поиски оптимальной классификации детских церебральных параличей. Первая чётко оформленная классификация ДЦП принадлежит З.Фрейду. В основе её лежат клинические критерии.

В нашей стране в настоящее время используется классификация, разработанная К.А. Семёновой. В соответствии с современными представлениями о патогенезе заболевания эта классификация учитывает все проявления поражения мозга, характерные для каждой формы заболевания – двигательные, речевые и психические, а также позволяет прогнозировать течение заболевания. Согласно этой классификации выделяют пять форм детского церебрального паралича: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма.

Спастическая диплегия – наиболее часто встречающаяся форма ДЦП, при которой поражены и руки, и ноги, причём нижние конечности затронуты в большей степени, чем верхние. Основным признаком спастической диплегии является повышение мышечного тонуса в конечностях, ограничение силы и объёма движений в сочетании с нередуцированными тоническими рефлексами. Спастическая диплегия – прогностически благоприятная форма заболевания в плане преодоления психических и речевых расстройств и менее благоприятная в отношении становления двигательных функций.

Двойная гемиплегия – самая тяжёлая форма ДЦП, при которой имеет место тотальное поражение мозга, прежде всего его больших полушарий. Основные клинические проявления двойной гемиплегии – преобладание ригидности мышц, усиливающейся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет интенсивных тонических рефлексов. Установочные выпрямительные рефлексы совсем или почти не развиты. Произвольная моторика отсутствует или резко ограничена. Прогноз двигательного, психического и речевого развития неблагоприятный.

Гемипаретическая форма характеризуется повреждением конечностей (руки и ноги) с одной стороны тела. Рука обычно поражается больше, чем нога. Прогноз двигательного развития в большинстве случаев благоприятный при своевременно начатом и адекватном лечении.

Гиперкинетическая форма связана с поражением подкорковых отделов мозга. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений – гиперкинезов, которые возникают непроизвольно, усиливаются при движении и волнении, а также при утомлении и при попытках к выполнению любого двигательного акта. В покое гиперкинезы уменьшаются и практически уменьшаются и практически полностью исчезают во время сна. Прогноз развития двигательных функций зависит от тяжести поражения нервной системы, от характера и интенсивности гиперкинезов.

Атонически-астатическая форма ДЦП возникает при поражении мозжечка, в некоторых случаях сочетающееся с поражением лобных отделов мозга. Со стороны двигательной сферы наблюдаются: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (несоразмерность, чрезмерность движений)

Детский церебральный паралич (ДЦП) или Cerebral palsy (CP) одно из часто встречающихся хронических заболеваний детей и взрослых, характеризующееся прогрессирующим ухудшением общего состояния здоровья, увеличением спазмов и спастики.

Термин ДЦП используется только на территории России. В мировой практике используют определение Cerebral palsy (CP).

В России только по официальной статистике более 120 000 человек имеют диагноз детский церебральный паралич. Распространённость детского церебрального паралича в России среди новорождённых составляет 2 на 1000 родившихся.

Считается, что первопричиной ДЦП является поражение одного или нескольких участков головного мозга, в результате чего развиваются прогрессирующие нарушения работы всего организма.

Менее распространённый тип церебрального паралича - это приобретённый ДЦП или Cerebral palsy (CP), где первопричиной часто является черепно-мозговая травма, перелом шеи или позвоночника, инфекции мозга (менингит и пр.), инсульт, длительная высокая температура, перенесённые тяжёлые инфекционные заболевания и пр.

Очень редко в качестве первопричины возникновения ДЦП рассматриваются психосоматические и соматопсихические факторы. Часто именно они приводят к нарушениям респираторного и клеточного дыхания, возникновению спазмов и спастики в соединительной ткани, что в свою очередь, приводит к следующим сопутствующим нарушениям:

- двигательной и мышечной активности;

- работы внутренних органов и систем;

Чёткого и полного комплекса данных о причинах возникновения ДЦП пока нет. В мировой профессиональной среде ежегодно появляются новые версии и теории о причинах возникновения этого заболевания.

На данный момент основными причинами врачи называют нарушения, возникающие в процессе развития беременности, роды и первый год жизни ребёнка. В частности, в качестве причин и основных факторов риска сегодня считают:

· Резус-фактор или групповая несовместимость плода и матери.

· Внутриутробная инфекция во время беременности.

· Вирусное или инфекционное заболевание, перенесённое женщиной во время беременности.

· Преждевременная отслойка плаценты приводит к множественным нарушениям здоровья матери и плода, а также к преждевременному оперативному родоразрешению.

· Неправильное предлежание плода на последнем сроке беременности часто приводит к травматизации младенца в процессе родов.

· Обвитие пуповиной, провоцирующее возникновение острой гипоксии, которая резко ограничивает поступления кислорода в головной мозг ребёнка, что приводит к гибели клеток головного мозга и кровоизлияниям.

· Анатомически и клинически узкий таз роженицы.

· Дискинезия головного мозга плода.

· Низкий вес при рождении.

· Рождение крупного плода.

· Длительные, осложнённые роды.

· Травмы, полученные младенцем в процессе родов.

· Травмы в период первого года жизни.

· Перенесённые инфекционные заболевания в период младенчества, в том числе осложнение после прививок.

В качестве фактора риска возникновения ДЦП можно смело называть проблему исчезновения культуры выхаживания и выпестования младенца, которая гарантировала рождение и развитие здорового младенца.

Подробнее вы можете узнать информацию в видео ДЦП: причины и методы оздоровления.

Сегодня мало кто из специалистов учитывает стрессовое состояние роженицы и младенца, а также особенности реакции соединительнотканной системы человека на стресс. Практически никто не учитывает влияния психосоматических и соматопсихических факторов на развитие у младенца ДЦП.

Психоэмоциональные, психосоматические и соматопсихические состояния человека всегда сопровождаются реакциями соединительнотканной системы и всего организма в целом, что в свою очередь, приводит к нарушению респираторного дыхания, дыхания на клеточном уровне, спазмам, сети спазмов и далее к спастике, которая сохраняется в теле всю жизнь. Одновременно этот процесс сопровождается специфическими биохимическими и физиологическими процессами.

Более полное объяснение вы можете посмотреть на бесплатном вебинаре " От понимания причин к корректной реабилитации по методу Н. Лоскутовой БФМ". Для просмотра требуется обязательная регистрация!


Метод Надежды Лоскутовой БФМ учитывает все вышеуказанные факторы, и при условии ежедневной, системной и последовательной работы позволяет:

  • полностью восстановить респираторное дыхание и дыхание на всех уровнях организма;
  • восстановить волновую линейную и нелинейную биодинамику тела;
  • гармонизировать внутренние биодинамические ритмы опорно-двигательного аппарата, всех органов и систем организма;
  • освободить от спазмов и спастики всю соединительнотканную систему организма и восстановить полную свободную амплитуду микро и макродвижений;
  • освободить от спастики соединительнотканную систему и восстановить свободную циркуляцию всех жидкостей в организме, в том числе восстановить питание клеток;
  • восстановить питание мозга и когнитивную функцию.



Церебральный паралич – это большая и очень разнообразная группа заболеваний, общая черта которых – двигательные расстройства. Если говорить простыми словами, то общей особенностью каждой формы церебрального паралича является то, что он возникает в результате повреждения ткани головного мозга на стадии его раннего развития. Это повреждение приводит к нарушениям движения и осанки.

Причины

Повреждение мозговой ткани происходит ещё во время его развития, чаще всего до рождения ребёнка, реже во время родов или после рождения. Причиной повреждения могут быть различные факторы, такие как, например, гипоксия, ишемия, инфекции, травмы, врожденные дефекты и другие. Не всегда можно точно определить, какой фактор вызвал болезнь у ребенка. Известно, однако, что этот фактор должен был действовать в течение определенного времени и оставлять след в виде изменений в ткани мозга, которая больше не может работать должным образом. Следовательно, если присутствуют повреждения в месте, где находятся нервные волокна, необходимые для правильной ходьбы, то эта функция будет нарушена.

Восстановить поврежденную ткань невозможно, но здесь можно рассчитывать на пластичность мозга ребенка – свойство, при котором здоровая ткань мозга пытается частично взять на себя функцию поврежденной ткани. Благодаря многопрофильной реабилитации терапевты стараются максимально использовать потенциал развития ребенка, чтобы минимизировать последствия ущерба. Результаты такого лечение тем лучше, чем раньше оно начато.

Симптомы

Родителям трудно заметить симптомы заболевания у очень маленького ребенка. Наиболее важными признаками церебрального паралича являются симптомы движения, которые становятся более очевидными с возрастом ребенка, поскольку они изменяют его двигательное развитие.

Квалифицированное наблюдение, проводимое опытным врачом или терапевтом, может помочь в постановке раннего диагноза. Поэтому дети с повышенным риском заболевания направляются к специалисту до того, как симптомы церебрального паралича станут полностью видимыми. В группу риска включаются недоношенные дети, дети, рожденные с асфиксией, дети, рожденные с очень низкой массой тела. Однако следует помнить, что, у казалось бы здорового доношенного новорожденного через несколько месяцев может быть выявлена проблема, которую не было видно в первые дни жизни.

Симптомы, которые чаще всего замечают родители – отсутствие навыков, таких как правильная стабилизация головы и туловища, отсутствие способности сидеть и ходить в ожидаемом возрасте. Опытный наблюдатель может заметить ранее ненормальное развитие движения ребенка – его спонтанную подвижность, отличную от здоровых детей (т. е. как он двигается), слишком большое или слишком низкое мышечное напряжение, ненормальные рефлексы, фиксированную асимметрию.

У детей, у которых был диагностирован церебральный паралич, могут быть и другие связанные с этим проблемы. Проблемы, которые требуют дополнительного исследования, включают нарушения слуха и зрения, умственную отсталость, эпилептические припадки, боль, проблемы с питанием. Общими проблемами для всех детей младшего возраста являются инфекции верхних дыхательных путей. Лечение инфекций у этой группы детей требует особой осторожности, поскольку из-за общего состояния ребенка они могут быть более тяжелыми, чем у здоровых сверстников. Вот почему профилактика (вакцинация) играет очень важную роль.

Вторичные деформации суставов являются распространенной проблемой для детей старшего возраста с церебральным параличом. Несмотря на тщательную физическую реабилитацию, после нескольких лет болезни суставы могут измениться. Эти изменения являются результатом неправильной совместной работы мышц и неправильной амплитуды движений. Для поддержания суставов в хорошем состоянии используется специальное ортопедическое оборудование, например, утяжелители для ног или правильно подобранные ботинки. Также для этой цели используется лечение ботулиническим токсином, которое дополняет физическую реабилитацию. При необходимости используется операция.

Когда речь идет о кормлении детей с церебральным параличом, важно избегать глубокого дефицита питательных веществ. С самого начала родители должны изучить принципы правильного питания детей, а также освоить правильную технику кормления ребенка. Для некоторых детей с церебральным параличом кормление ложкой может оказаться недостаточным или небезопасным. В таких ситуациях не следует откладывать решение о создании специального входа в желудок (чрескожная гастростома), что обеспечивает безопасное и адекватное кормление ребенка.

При реабилитации ребенка не следует забывать о речи и общении. Нарушение двигательных функций часто беспокоит ребенка в плане выражения себя посредством речи. Если ребенку слишком сложно правильно и понятно говорить, стоит обратиться к альтернативным методам общения. Это способы общения с использованием специально разработанных систем жестов, коммуникационных альбомов, компьютерных программ и многого другого. Благодаря им даже те дети, у которых имеются большие проблемы со словообразованием, могут эффективно общаться.

Диагностика

Диагноз ставится неврологом в сотрудничестве с другими специалистами. При постановке диагноза принимается во внимание анамнез, то есть данные периода беременности, родов, перинатального периода, первых месяцев жизни и развития ребенка.

Вторым компонентом являются данные, полученные посредством неврологического обследования. Далее следуют результаты дополнительных тестов, в том числе визуальные тесты головного мозга, такие как МРТ и КТ.

Лечение

В настоящее время нет причинного лечения церебрального паралича, то есть не существует эффективных лекарств, которые могут обратить вспять существующие повреждения и восстановить здоровую ткань мозга. Тем не менее, существует возможность проведения реабилитационных мероприятий, благодаря которым ребенок может добиться наилучших результатов в той степени, в которой это позволяет повреждение мозга. На практике это означает, что результаты лечения зависят не только от выбранного метода реабилитации, но и в первую очередь от степени повреждения функции мозга.

Можно представить очень длинный список используемых методов. Важно, чтобы ребенок находился под систематическим, многопрофильным уходом, проходил лечение, адаптированное к его потребностям и возможностям, проводимое в долгосрочной перспективе. С одной стороны, терапией не следует пренебрегать, а с другой – нельзя допускать чрезмерной перегрузки ребенка слишком большой работой. Лучше всего, если у больного ребенка будет постоянный лечащий врач, предпочтительно педиатр, врач по реабилитации или невролог, который координирует терапию и оценивает ее результаты.

В реабилитации детей с церебральным параличом используются различные методы, такие как метод Бобат-терапии (нейроразвивающая терапия), метод Войта-терапии, ортопедическое оборудование (утяжелители, обувь, коляски, сиденья, вертикализаторы), введение ботулинического токсина, упражнения с использованием спецодежды, методы гидротерапии и ортопедической хирургии.

Церебральный паралич – это хроническое заболевание, которое сопровождает пациента на протяжении многих лет и ухудшает его подвижность. Качество жизни пациентов зависит от степени независимости, которой они достигли. При тяжелых формах заболевания больные представляют собой людей, которым нужна помощь в обычных повседневных делах. В более легких формах и с хорошим интеллектуальным развитием пациенты могут жить полноценно.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.