Дцп потапчук а о

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кохан Сергей Тихонович, Грабовская Яна Ивановна

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кохан Сергей Тихонович, Грабовская Яна Ивановна

RESULTS OF APPLICATION OF IPPOTHERAPY IN CHILDREN WITH MILITARY ACTIVITY

This article discusses the relevance of the spread of cerebral palsy . At the beginningof the new Millennium, the problem of child disability , including cerebral palsy , acquires a trulyGeneral national character, as evidenced by statistics: from 1.5-2.5 to 4.5 % of the child population.Functioning centers of medical and social rehabilitation of disabled people (CSTRI) in the TRANSBaikalterritory, carry out a comprehensive approach in the planning and implementation ofrehabilitation activities, including the development and preservation of motor and statokineticfunctions of sensory and psychorechemic disorders. The results of the use of effective and modernmethods of therapeutic physical culture hippotherapy in children with impaired motor activityare shown on the example of CMSRI “Rostock”. There is an improvement in the functional state ofthe body, after a full course of rehabilitation , as well as adaptation and socialization into society

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИППОТЕРАПИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Кохан Сергей Тихонович

Кандидат медицинских наук, доцент, директор регионального центра инклюзивного образования. Забайкальский государственный университет. Чита, Россия. E-mail: ispsmed@mail.ru

Грабовская Яна Ивановна

Специалист регионального центра инклюзивного образования, магистр психологии. Забайкальский государственный университет. Чита, Россия. E-mail: Grabovska-na@mail.ru

RESULTS OF APPLICATION OF IPPOTHERAPY IN CHILDREN WITH MILITARY ACTIVITY

Kokhan Sergey Tikhonovich

PhD, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Director of the Regional Center for Inclusive Education. Transbaikal State University. Chita, Russia. E-mail: ispsmed@mail.ru

Grabovskaya Yana Ivanovna

Specialist of the Regional Center of Inclusive Education, master of psychology. Transbaikal State University. Chita, Russia. E-mail: Grabovska-na@mail.ru

Следует цитировать / Citation:

Поступило в редакцию / Submitted 28.10.2019 Принято к публикации / Accepted 01.11.2019

нального состояния организма, после полного курса реабилитации, а также адаптация и социализация в общество.

Ключевые слова: иппотерапия, реабилитация, ДЦП, инвалидизация, здоровье.

Abstract. This article discusses the relevance of the spread of cerebral palsy. At the beginning of the new Millennium, the problem of child disability, including cerebral palsy, acquires a truly General national character, as evidenced by statistics: from 1.5-2.5 to 4.5% of the child population. Functioning centers of medical and social rehabilitation of disabled people (CSTRI) in the TRANSBaikal territory, carry out a comprehensive approach in the planning and implementation of rehabilitation activities, including the development and preservation of motor and statokinetic functions of sensory and psychorechemic disorders. The results of the use of effective and modern methods of therapeutic physical culture — hippotherapy in children with impaired motor activity are shown on the example of CMSRI "Rostock". There is an improvement in the functional state of the body, after a full course of rehabilitation, as well as adaptation and socialization into society.

Key words: hippotherapy, rehabilitation, cerebral palsy, disability, health.

Актуальность. Уровень инвалидности в стране — это важный медико-социальный показатель здоровья населения. Данная проблема напрямую зависит от уровня экономики и культуры страны. В России, впрочем, как и во всем мире, наблюдается неуклонный рост числа детей-инвалидов [1].

Именно поэтому каждое государство, думающее о своем благополучии, преследуя цель повышения показателей здоровья населения, экономического роста и т. д. стремится к сокращению случаев инвалидизации населения путем профилактики, повышения качества медицинских услуг, автоматизации технологических процессов и созданием целевых программ. Инвалидизация отражает крайний вариант нездоровья детей и подростков, в настоящее время ее уровень среди данной категории населения сохраняет тенденцию к неуклонному росту. Тяжелые нарушения здоровья у детей обусловливает комплекс серьезных социальных, экономических и морально-психологических проблем, как для самого ребенка-инвалида, так и для его семьи, требуя привлечения дополнительных государственных средств. Инвалидизация снижает качество жизни населения, темпы развития страны, как в целом, так и отдельных регионов в частности.

Работы исследователей (А. А. Потапчук, С. А. Немкова) посвящены изучению вопросов развития двигательной сферы детей с ДЦП раз-

ного возраста [5, 6]. ДЦП — заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде или вследствие аномалии его развития и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетиче-ских функций, а также психоречевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующие, отчасти поддающиеся функциональной компенсации и коррекции [7, 8].

Цель исследования: оценка результатов комплексной реабилитации с применением ип-потерапии у детей с ДЦП.

1. Проанализировать данные литературы по проблемам ДЦП.

2. Провести оценку полученных результатов в соответствии с методиками.

3. Дать заключение об эффективности применения иппотерапии в комплексной реабилитации детей с ДЦП.

Реабилитационные мероприятия носят комплексный характер и назначаются индивидуально для каждого ребенка в соответствии с диагнозом, индивидуальной программой реа-

билитации, данными клинического и лабораторных обследований [2, 4].

Одним из эффективных и современных методов лечебной физкультуры (ЛФК) является иппотерапия. Наиболее ярко выраженные действенные факторы лечебной верховой езды (ЛВЕ) — это эмоциональная взаимосвязь с животным и достаточно жесткие, требующие активизации всех физических сил и воли условия езды на лошади [3].

ДЦП является наиболее распространенной причиной инвалидности в детском возрасте. Среди пациентов центра, прошедших реабилитацию за 5 лет, эта группа самая многочисленная и составляет 52%.

Распределение реабилитантов по нозологическим группам: врожденные аномалии — 2% (33 чел.), заболевания дыхательной системы — 2% (39 чел.), синдром Дауна — 3% (53 чел.), заболевание органов слуха и зрения — 10% (177 чел.), психические расстройства — 12% (212 чел.), РАС — 13% (230 чел.), ДЦП — 52% (920 чел.)

Распределение детей с ДЦП по возрастным группам: 1-3 года — 8%, 3-7 лет — 42%, 7-12 лет — 29%, 12-15 лет — 9%, 15-18 лет — 7%, 18 лет и старше — 5%.

Комплексное воздействие иппотерапии обусловлено ее влиянием на различные уровни развития человеческого организма. Из представленных данных, следует, что 50% — дети в возрасте 1-7 лет. Основываясь на современном нейрофизиологическом понимании и практическом наблюдении занятий, считаем, что дошкольный возраст особенно подходит для применения иппотерапии для детей с двигательными нарушениями.

Адаптационные возможности ЦНС, контролирующей функции костно-мышечной системы, в этот период жизни наиболее податливы. Ее влияние на костно-мышечную систему (исполнительное и воспринимающее) как источник стимулирующей информации чрезвычайно интенсивно.

В исследовании за период 2016-2018 гг. принимали участие 98 детей в возрасте от 6

до 12 лет с диагнозом ДЦП. Курс иппотера-пии проводился в течение 6 месяцев, по 3 раза в неделю в течение 10-45 мин., в зависимости от степени тренированности реа-билитанта, уровня его страха и фобии перед лошадью.

Результативность применение иппотера-пии в комплексной реабилитации исследовали по следующим методикам:

• шкала оценки мышечной силы по В. А. Епифанову (1987 г.);

• модифицированная шкала спастично-сти Ашфорта;

• оценка объема движений в суставах;

• оценка координации и равновесия;

• оценка этапов физического развития и уровней двигательного развития по К. А. Семеновой;

• шкалы эмоциональных реакций.

Полученные статистические данные обрабатывались на ПК.

Полученные результаты. После окончания курса реабилитации исследуемой группы детей оценка результатов производилась по балльной системе, в соответствии с вышеперечисленными методиками:

• без динамики (0 баллов) — 2%;

• улучшение общего состояния (1-10 баллов) — 61%;

• улучшение функций (более 11-20 баллов) — 25%;

• значительное улучшение функций (более 20 баллов) — 12%.

Таким образом, 37 % детей с ДЦП, занимающихся по индивидуальной программе лечебной верховой ездой, в комплексной реабилитации, отмечают улучшение функционального и психолого-эмоционального состояния. Преодоление страхов, неуверенности, настороженности по отношению к окружающим позволяет более быстрой адаптации и установлению контактов между ребенком и лошадью.

Выводы. Применение иппотерапии в комплексной реабилитации детей с ДЦП позволяет существенную активизацию ЦНС и восстановление двигательных, сенсорных и когнитивных функций с учетом особенностей функциональных нарушений организма.

Полученные данные свидетельствуют об эффективности ранней коррекции у детей

в раннем возрасте в связи с высокой адаптационной способностью и пластичностью ЦНС.

1. Землянова Е. В., Войцеховская Ж. И. Прогноз показателей инвалидности детского населения России на период до 2020 года // Информационно-аналитический вестник. 2009. № 9. С. 16-23.

4. Кохан С. Т., Патеюк А. В., Мингалова М. С., Григус И. М. Использование иппотерапии в физической реабилитации больных с различной патологией. J. of Education, Health and Sport. Poland, 2015. № 5 (2). С. 289-296

5. Немкова С. А. ДЦП: Современные технологии комплексной диагностики и реабилитации когнитивных расстройств: монография. М.: Медпрактика, 2013. 440 с.

6. Потапчук А. А. Методика адаптивной физической культуры при детском церебральном параличе // Частные методики АФК: учебное пособие / под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — С. 228-293.

1. Zemlyanova E. V., Wojciechowska J. I. (2009).The forecast of indicators of disability of the children's population of Russia for the period until 2020. Information and analytical bulletin. No. 9, рр.16-23. (in Russian).

2. Kokhan S. T., Mingalova R. S., Molchanova T. V. 2012. Some indicators of the comprehensive rehabilitation of children with cerebral palsy. Social work. Sociology. — VIII International Scientific and Practical Conference. Universal Science-2012. P. 144-117 (in Russian).

3. Kokhan S. T., Molchanova T. V. (2018). Analysis of the experience of applying the dynamic proprioceptive correction method at the Rostok Center for Medical and Social Rehabilitation of Persons with Disabilities. Health status: medical, psychological, pedagogical, social aspects. Sat. scientific Articles of the IX International Scientific and Practical Internet Conference: April 23-29, рр. 142-148. (in Russian).

4. Kokhan S. T., Pateyuk A. V., Mingalova M. S., Grigus I. M. (2015). The use of hippotherapy in the physical rehabilitation of patients with various pathologies. J. of Education, Health and Sport. Poland. No. 5 (2), рр. 289-296 (in Russian)

5. Nemkova S. A. (2013). Cerebral palsy: Modern technologies for the comprehensive diagnosis and rehabilitation of cognitive disorders. monograph M., Medpraktika., 440 p. (in Russian)

6. Potapchuk A. A. (2003). Methods of adaptive physical education in cerebral palsy. Private methods AFC: textbook. ed. L. V. Shapkova. Moscow: Soviet Sport, pp. 228-293. (in Russian)

Иппотерапия как психотерапевтический метод в России начала свое становление лишь в 1991 году. Сегодня центры иппотерапии работают по всей стране [4].

Лечебная верховая езда – это форма иппотерапии, основным отличием которой является использование всадником средств управления лошадью.

Занятия по ЛВЕ могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

Индивидуальные занятия включают: овладение азами управления лошадью; работа с различными упражнениями сидя на лошади; постепенное усложнение, углубление и расширение умений в управлении лошадью, использование различных элементов фигурной езды. Групповые занятия включают – упражнения и игры верхом на лошадях; прогулочная верховая езда.

ЛВЕ у человека задействовано одновременно и тело, и психоэмоциональная сфера. При занятиях иппотерапией включаются в действия практически все группы мышц.

Занятия иппотерапией включают в себя помимо езды на лошади, общение и уход за ней, что помогает избавиться от излишней тревожности и напряжения, снять стресс и минимизировать его последствия. Так же ЛВЕ помогает развить такие личностные качества как чуткость, внимательность, навыки работы в паре, быстрота реакции, обретение уверенности в своих силах, преодоление различных форм страхов.

ЛВЕ оказывает биомеханическое воздействие на организм человека. При пешей прогулке лошадь передает всаднику двигательные импульсы, аналогичные движениям человека при ходьбе.

На тело всадника оказывается термическое и массирующее ощущение во время верховой езды, формируется новые тактильные и мышечно – суставные ощущения, оказывая влияние на формирование и развитие равновесия; слуховое восприятие; зрительные и обонятельные ощущения [2].

Возможности коррекционных мероприятий существенно расширяет применение специального конного снаряжения и дополнительного оборудования. Вместе с применением обычного конного снаряжения, огромное значение придается вспомогательным средствам, разработанных специально для иппотерапии. Это вольтижировочная подпруга с ручками, монтуар (лесенка с тремя – четырьмя ступеньками для посадки на лошадь), специальные стремена.

В иппотерапии помимо последовательности применения упражнений на лошади и специального снаряжения, необходимо использовать средовые факторы воздействия, которые привлекаются при помощи лошади.

ЛВЕ решает следующие задачи в ходе иппотерапевтических занятий:

  1. Коррекция эмоционально – волевой сферы.
  2. Развитие соматогностических функций (навыки управления собственным телом), коррекция и развитие двигательной (моторной) сферы.
  3. Расширение представлений об окружающем мире.
  4. Развитие психических функций (восприятие, внимание, память, мышление, речь).

Верховая езда оказывает сильный оздоравливающий эффект на детей в возрасте от 5 до 12 лет. ЛВЕ всесторонне развивает ребенка, делает ловким, выносливым и находчивым.

Как и любые другие психотерапевтические методы иппотерапия имеет свои показания и противопоказания.

К основным показаниям к иппотерапии можно отнести следующие заболевания:

- нарушения опорно – двигательного аппарата (ДЦП);

- поражения органов чувств – слепота, глухота;

- различные формы нарушения интеллекта, возникшие в результате органических или генетических заболеваний (синдром Дауна);

- нарушения психоэмоциональной сферы – аутизм, неврозы, шизофрения;

- восстановление после стресса, бессонница, депрессия.

Противопоказаний к иппотерапии немного. К основным противопоказаниям относятся:

1. Сердечно – сосудистые заболевания.

2. Сколиоз, остеохондроз и другие деформации позвоночника в острых стадиях.

3. Вывихи, подвывихи, нестабильность тазобедренных суставов, позвонков.

4. Острые и хронические воспалительные заболевания нервной системы.

5. Эпилептиформные синдромы.

6. Сахарный диабет [3].

Влияние иппотерапии на организм человека можно разделить на медицинский и социальный критерий. К медицинским критериям относятся: укрепление и тренировка мышц тела; укрепление равновесия; улучшение координации движений и пространственной ориентации; улучшение психоэмоционального состояния. К социальным критериям можно отнести: улучшение коммуникативных функций; проведение соревнований по конному спорту среди лиц с особенностями развития способствует повышению уровня оценки клиентами самих себя, своих возможностей и своего потенциала; улучшение эффективности и качества процесса социализации личности; развитие трудовых навыков по уходу за животными.

Детский церебральный паралич – это серьезное неврологическое заболевание, причиной которого является необратимое поражение головного мозга.

Следующая стадия – резидуальная стадия, течение болезни начинается с 5 месяца от момента поражения и продолжается до 4 лет. В этот период, на фоне внутриутробного поражения ЦНС или родовой травмы, формируется стойкий мышечный гипертонус, особенно, если это спастическая форма болезни.

В поздней резидуальной стадии, которая начинается после 4 года болезни, происходит закрепление двигательных нарушений, образуются контрактуры (вынужденное положение конечностей, пальцев, головы из-за мышечной атрофии). Если у малыша двухстороннее поражение головного мозга и у него есть двойная гемиплегия, то данная стадия может начаться раньше описанных сроков [5].

При лечении неврозов, детских церебральных параличей, умственной отсталости и раннего детского аутизма основным рычагом воздействия ЛВЕ является психоэмоциональный фактор. Лошади помогают больному, страдающему неврозом, избавится от заторможенности, смягчают тревожное состояние [6].

Лечебная физкультура при ДЦП ставит следующие цели:

  • улучшить кровообращение в зоне поражения, укрепить ослабленные мышцы;
  • выработать навык равновесия и ориентации в пространстве;
  • нормализовать мышечный тонус;
  • улучшить работу сердечно – сосудистой, дыхательной систем организма;
  • восстановить координацию движений, уменьшить спонтанность мышечных сокращений.

Достичь всех этих результатов можно только многократным повторением элементарных упражнений. Для детей с церебральным параличом занятия превращаются в тяжелый и изнурительный труд. С другой стороны, ЛВЕ несет пациентам радость и эмоциональный подъем, кроме того заменяет стандартную физкультуру [7].

Лечение больных ДЦП проводиться комплексно. В комплекс мероприятий входит: лечебная гимнастика, иппотерапия и массаж.

Использование различных исходных положений на лошади во время занятий иппотерапией дает возможность результативного сочетания нескольких реабилитационных направлений, что, в свою очередь, является уникальным для реабилитационной практики моментом, присущим только ЛВЕ.

Во время занятий иппотерапией используются несколько основных исходных положений (рис. 1 – 5) [1].






Упражнения при отдельных формах ДЦП:

При спастической гемиплегии занятия направлены на: снижение повышенного тонуса; уменьшение степени пареза и повышения мышечной силы; воссоздание и формирование важнейших двигательных навыков.

При атонически – астатической форме упражнения направлены на: увеличение силы мышц; противоатактические упражнения.

При гиперкинетической форме упражнения подбираются строго индивидуально. Иногда при проведении упражнений с данной формой ДЦП используются различные грузы [5].

В заключении, хотелось бы отметить, что иппотерапия имеет большую практическую значимость в сфере оздоровительных средств против тяжелых, практически неизлечимых заболеваний, в борьбе с которыми традиционная медицина оказывается бессильной. К таким заболеваниям можно отнести: детский церебральный паралич, ранний детский аутизм, умственная отсталость и др.

Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади тренируют реакции; умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее; доверие к лошади распространяется на доверие к людям, с которыми больной человек взаимодействует.

Таким образом, в процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуаций верховой езды в повседневную социально очень тяжёлую жизнь.

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

К сожалению, медицинская статистика неутешительна – с каждым годом увеличиваются случаи рождения детей с физическими патологиями и лидером такого рейтинга является ДЦП. Для таких детей адаптивная физическая культура – неотъемлемая и обязательная часть общей реабилитации и социализации. Случаи детей с детским церебральным параличом (ДЦП): на тысячу младенцев приходится 6-12 больных, причём наблюдается тенденция к увеличению количества таких детишек. Проблемой физической активности для людей с ограниченными возможностями занимались Н. Г. Байкина, Л. Д. Хода, Я. В. Крет, А. Я. Смекалов. Методику адаптивной физкультуры при ДЦП разработал А. А. Потапчук. Тема изучения физического развития школьников с детским церебральным параличом (ДЦП) очень значима и актуальна, так как дети с формами выделяются на фоне здоровых сверстников нарушениями в работе опорно-двигательного аппарата, и количество таких детей с каждым годом взрастает. Адаптивная физическая культура (АФК) помогает детям с детским церебральным параличом (ДЦП) преодолевать этот недуг. Изучение данной проблемы рассматривалось не только в России, но и зарубежом, хотя добиться успехов в физическом развитии таких детей очень трудно без специальной методики и оборудования. Если ребенок с детским церебральным параличом (ДЦП) будет заниматься специальным комплексом упражнений, то он может свести к минимуму свое плохое физическое состояние, и почти не отличаться от своих сверстников. Целью данной работы является раскрытие приемов и методов адаптивной физической культуры (АФК) в работе с детьми с заболеванием ДЦП. Предметом исследований являются особенности детей с заболеванием детского церебрального паралича (ДЦП). Объектом исследования является процесс работы адаптивной физической культуры (АФК) с детьми с заболеванием детского церебрального паралича (ДЦП). Задачи исследования: - рассмотреть особенности детей с детским церебральным параличом (ДЦП); - проанализировать применение адаптивной физической культуры (АФК) для детей с заболеванием ДЦП; - раскрыть приемы адаптивной физической культуры (АФК) в работе с детьми с заболеванием детского церебрального паралича ДЦП; - методы адаптивной физической культуры (АФК) в работе с детьми с заболеванием детского церебрального паралича ДЦП. Методы исследований: 1) в первых это изучение литературы по данной теме, она поможет понять более детально проблему исследований; 2)после изучения литературы необходимо составить план исследований и прибегнуть к теоретическому методу; 3) рассмотреть данные по теме; 4) анализ полученной информации, составление рекомендаций. Структура работы: содержание, введение, основная часть состоит из двух глав, заключение, список использованной литературы.

Детский церебральный паралич — довольно тяжелое заболевание, которое практически не поддается лечению. Как правило, в первую очередь повреждаются ткани мозговой коры, подкорочных областей и ствола головного мозга. В идеале умение гармонично сосуществовать с окружающим миром, должно прививаться каждому ребенку, вне зависимости от тонкостей его физиологии. В контексте таких особенностей развития, как ДЦП, очень многое зависит от индивидуальных психологических характеристик малыша, которые обуславливаются сложностью и степенью выраженности заболевания. Но главное значение в том, как ребенок будет воспринимать самого себя и относиться к своей уникальности, несет ближайшее окружение. В работе были рассмотрены вопросы: особенности детей с ДЦП; особенности АФК для детей с заболеванием ДЦП; приемы АФК в работе с детьми с заболеванием ДЦП; методы АФК в работе с детьми с заболеванием ДЦП и др. В заключении можно сделать следующие выводы: - детский церебральный паралич представляет собой тяжелое заболевание, которое связано с поражениями тканей головного мозга; - психические процессы при ДЦП заключаются в следующем: дети с ДЦП беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными; - адаптивная двигательная реабилитация направлена на восстановление функций, утраченных в результате перенесенных заболеваний, травм или перенапряжений, связанных с ДЦП; - основными приемами и средствами АФК в работе с детьми с заболеванием ДЦП являются упражнения, следующие: тренировка удержания головы, тренировка поворотов туловища, тренировка ползания на четвереньках и др.; - методы работы с детьми при применении упражнений, их разработано всего три: спортивный, игровой и гимнастический. Таким образом, в основе упражнений лежит тренировка, строго дозированная и контролируемая. Она может быть общей, укрепляющей весь организм, и специальной, направленной на восстановление конкретной системы или органа. Таким образом, методики и приемы в АФК с детьми для физического развития с ДЦП в основном основываются на игровых методах и деятельности, это позволяет более полно реализовать задачи воспитательного и образовательного характера.

1. Антонюк С. Д., Рубцова Н.О. К вопросу о целенаправленном формировании и контроле двигательных способностей инвалидов средствами адаптивной физической культуры.// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки.- № 9 / том 101.- 2011.- С. 110-115. 2. Асикритов А. Н. Программа по адаптивной физической культуре. 1-9 классы.- Издание: Владос Северо-Запад, 2013.- 88с. 3. Бахрах И.И., Грец Г. Н., Журавлева М.Г. Коррекция нарушений двигательной функции у детей с остаточными проявлениями детского церебрального паралича средствами адаптивной физической культуры состояние и перспективы.// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.- № 12.- 2012.- С.17-21. 4. Вайнер Э. Н., Кастюнин С. А. Краткий энциклопедический словарь. Адаптивная физическая культура.- Издание: Флинта, 2012.- 144с. 5. Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб: Изд-во Фолиант, 2009. - 1008 с. 6. Восстановление и лечение детей с поражениями ЦНС и опорно-двигательного аппарата. Под ред. /И.В. Добряков, Т.Г. Щедрина. Санкт-Пит.: Издат. Дом СПбМАПО,2012.-317с. 7. Гайсина Л.З., Гайнетдинова Д.Д., Хакимова Р.Ф. Нейроиммунологические аспекты патогенеза детского церебрального паралича // Медицинская иммунология. - 2011. -Т. 13. №2-3. - С.115-120. 8. Грец, Г.Н. Физическая реабилитация при нарушении двигательной функции: монография / Г.Н. Грец; Смоленская гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма. – Смоленск.- 2012. - 130 с. 9. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 c. 10. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): учебник для студентов вузов / В.И. Дубровский. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. -608 с. 11. Епифанцев А. В., Волченскова О. Ю. Задачи лечебно-педагогической работы с детьми с детским церебральным параличом.// Международный журнал экспериментального образования.- № 7.- 2010.- С.26-29 12. Ефименко, Н. Н. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом ./ Н. Н. Ефименко, В. В. Сермеев. - М.: Советский спорт, 2009. - 344 с. 13. Змановская В.А. Клинические варианты спастических форм ДЦП и оценка эффективности ботулинотерапии: Автореф. дис. . канд. мед. наук. - Екатеринбург, 2011. - 22 с. 14. Макарова, Г А. Спортивная медицина: учебник / Г.А. Макарова. - М.: Советский спорт, 2012. - 480 с. 15. Нарзулаев С. Б., Петухов Н.А., Пивоваров Р. А. Подвижные игры в системе реабилитации детей с детским церебральным параличом.// Сибирский педагогический журнал.- № 2.- 2012.- С. 285-291. 16. Подулыбина А. В. Лечебно-физическая культура при детском церебральном параличе.// Обучение и воспитание: методики и практика.- № 4.- 2013.- 153-156. 17. Овчаренко Е. С., Фефелова В. В., Колоскова Т. П. Физическое развитие младших школьников с детским церебральным параличом.// Сибирский медицинский журнал .- № 3 / том 126.- 2014.- С.82-85 18. Рузиева Н.К. Сравнительная характеристика антропометрических показателей у детей первого и второго периода детства с детским церебральным параличом: Автореф. дис. . канд. мед. наук. - Ташкент, 2012. - 21 с. 19. Семенова К. А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича. М.: Антидор, 2011. -384с. 20. Теория и организация адаптивной физической культуры: примерная программа дисц. для спец. 022500 Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) / авт.-сост. С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова ; М-во образования РФ. - М. : Ред.-изд. отдел Рос. гос. ун-та физ. культуры, спорта и туризма, 2011. - 46 с. 21. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2т. Т.2: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика её основных видов. / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2010. – 448с. 22. Физическая реабилитация. Учебник. Под / ред. С. Н. Попова. Ростов - на - Дону: Феникс, 2012.-603с. 23. Шапкова Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры. СПб., 2011.- 231с. 24. Швырев, А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии: Учебное пособие / А.А. Швырев; Под общ. ред. Р.Ф. Морозова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 411 c. 25. Шипицина Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. СПб.- 2012.- 272 с.

  • Новости проекта
  • Журналы
  • Газеты
  • Книги
  • Статьи
  • Диссертации
  • Фото
  • Видео
  • Персоны
  • Правила
  • Журналы
  • Фото
  • Газеты
  • Видео
  • Книги
  • Персоны
  • Статьи
  • Правила
  • Автоспорт
  • Академическая гребля
  • Альпинизм и скалолазание
  • Американский футбол
  • Армрестлинг
  • Бадминтон и сквош
  • Баскетбол
  • Бейсбол
  • Биатлон
  • Бильярд
  • Бобслей
  • Бодибилдинг
  • Бокс
  • Борьба вольная
  • Борьба греко-римская
  • Борьба спортивная
  • Боулинг
  • Вейкбординг
  • Велоспорт - BMX
  • Велоспорт - трек

Популярное

Ковалева Ю. А., инструктор ЛФК Санкт-Петербургский городской центр восстановительного лечения детей с психоневрологическими нарушениями

Ключевые слова: двигательное развитие, детский церебральный паралич, младший школьный возраст, адаптивная физическая культура.

Аннотация. В работе показана возможность использования средств адаптивной физической культуры в реабилитации детей младшего школьного возраста с церебральным параличом. Комплексный подход направлен на реабилитацию детей с церебральным параличом в условиях городского центра восстановительного лечения детей.

Введение

По данным Министерства труда и социального развития РФ в 2000 году в России зарегистрировано более 678,4 тыс., в 2005 году более 700 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

Распространенность детского церебрального паралича (ДЦП) в различных странах с достаточно развитой перинатологической помощью составляет от 1 до 5,8 на 1000 новорожденных.

Изучению вопросов развития двигательной сферы детей с церебральным параличом (ЦП) разного возраста посвящены работы многих исследователей (М. И. Фонарев, 1981; Л. О. Бадалян, С. Л. Бортфельд, 1986; К. А. Семенова, 1999; Н. А. Гросс, 2000; С. П. Евсеев, 2000; А. А. Потап-чук, 2003; А. А. Потапчук, 2007).

Для детей с ЦП, в системе АФК разработаны программы по иппотерапии (П. Т. Гурвич, 1997), плаванию (Д. Ф. Мосунов, 2003), фитболтерапии (А. А. Потапчук, 2002).

Нами разработана экспериментальная методика занятий АФК для детей младшего школьного возраста с церебральным параличом.

Цель, методы и организация исследования

Целью исследования является совершенствование локомоторной функции у детей младшего школьного возраста с ЦП средствами АФК. Задачи исследования:

  1. Изучить состояние проблемы двигательных нарушений у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом.
  2. Определить физическую подготовленность детей младшего школьного возраста с церебральным параличом.
  3. Разработать экспериментальную методику занятий с использованием средств АФК для детей младшего школьного возраста с церебральным параличом.
  4. Определить эффективность авторской экспериментальной методики.

Исследование проводилось в течение четырех лет: с 2003 по 2007 г., на базе Санкт-Петербургского городского центра восстановительного лечения детей с психоневрологическими нарушениями. Исследуемый контингент - 60 детей (27 девочек и 33 мальчика) младшего школьного возраста с церебральным параличом. Занятия физическими упражнениями проходили на протяжении всего периода наблюдения.

Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе (2003-2004 гг.) анализировалась научно-методическая литература по проблеме исследования, изучались мнения специалистов АФК, воспитателей специализированных учреждений, родителей детей-инвалидов.

Проведен педагогический эксперимент.

Сформирован информационный массив, включающий:

- исходные данные о функциональном состоянии опорно-двигательного аппарата исследуемого контингента и о манипулятивной деятельности рук у детей контрольной и экспериментальной групп;

- результаты динамических наблюдений за показателями функционального состояния опорно-двигательного аппарата и манипулятивной функции рук у детей контрольной и экспериментальной групп.

С целью обоснования экспериментальной методики занятий АФК проведено анкетирование и тестирование детей, направленные на выявление особенностей формирования двигательных умений и навыков у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом.


Рис. 1. Средства АФК и лечебно-профилактические средства для детей младшего школьного возраста с церебральным параличом.


Занятия проводились индивидуально по экспериментальной методике, включающей:

- лечебную гимнастику (улучшение развития локомоторной функции: манипулятивная деятельность рук, силовая выносливость мышц, опороспособность);

- фитбол-гимнастику (улучшение вестибулярного аппарата);

- механотерапию (улучшение двигательной активности, разработка суставов и укрепление мышц);

- коррекционно-развивающие игры (развитие компенсаторных механизмов, преодоление вторичных отклонений).

Лечебно-профилактические средства проводят врачи по ИРТ и БОС, специалист по массажу, медсестра по ФТЛ совместно с врачом, эрготерапевт. Последовательность и время проведения средств АФК и лечебно-профилактических средств, представлены в табл. 1.

Организация занятий с использованием средств АФК и лечебно-профилактических средств для развития локомоторной функции у детей с церебральным параличом

В контрольной группе дети получали по пятнадцать занятий лечебной гимнастики, механотерапии, сеансов массажа, сеансов ФТЛ, по десять занятий БОС, эрготерапии, сеансов ИРТ, которые проводилось 2-3 раза в неделю, в течение двух с половиной месяцев, два раза в год, на протяжении четырех лет.


Рис. 3. Развитие локомоторной функции средствами АФК.

Результаты и их обсуждение

Анализ результатов наблюдений за период с 2003 по 2007 г. показал динамику функционального состояния опорно-двигательного аппарата и ма-нипулятивной деятельности рук у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом (табл. 2).

Результаты, показанные детьми, экспериментальной и контрольной групп до и после проведения эксперимента (n=30)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.