Дцп с сохраненным интеллектом

3.несовместимость крови по групповой или резусной принадлежности;

Патогенез: корковые и подкорковые зоны –основное место повреждения премоторных зон.

Клиническая структура: среди симптомов органического поражения центральное место занимают двигательные нарушения, основными из которых являются параличи и парезы, нарушения мышечного тонуса. Сочетания расстройств моторной сферы и интеллекта различны.

Интеллектуальное недоразвитие не вытекает прямо из двигательных расстройств, а свидетельствует о массивности и большой распространенности поражения мозга. Но тяжесть недостаточности отдельных корковых функций делает клиническую картину олигофрении атипичной. С поражением двигательной сферы связаны нарушения развития речи, ее моторного компонента. Это дизартрия различного характера и разной степени выраженности. В более тяжелых случаях – моторная алалия, реже –сенсорная алалия.

Недостаточность пространственного гнозиса, связанная с поражением теменных отделов мозга - нарушения зрительного восприятия в связи с двигательными расстройствами. Формирование формы, соотнесение элементов в пространстве, восприятие пропорций и перспективы. Запаздывает формирование доминантности руки, пальцевая агнозия, невозможность обозначить элементы лица. Особенности рисунка: неумение правильно изобразить лицо и руки. Эти расстройства проявляются и в динамике психического развития детей с ДЦП.

В раннем возрасте из-за двигательных расстройств страдает формирование ориентировочной реакции, недоразвитие статокинетических рефлексов – нарушения, недоразвитие предметных действий. В дошкольном возрасте – недоразвитие игровой деятельности. В младшем школьном возрасте – страдают учебные навыки, трудности в арифметике из-за недостаточности пространственных функций. Нечеткость распознавания графического изображения цифр, смешение арифметических знаков. Замедленность в усвоении числа и его

Дисграфия: зеркальность, сходные буквы смешивают. В нарушении работоспособности большое значение имеют церебрастенические расстройства, неточность фиксации взора, задержка интеллектуального развития.

Отклонения в развитии личности.

Важное место принадлежит явлениям депривации и гиперопеки. Пространственно ограниченный мир препятствует общению, нередко способствует аутизации, формированию эгоцентрических установок, пассивности. Исследования психического насыщения (по Карстен): ведущий мотив –мотив подчинения взрослому (и в игре, и в учебе, и в жизни). Этот мотив оказывает тормозящее влияние на формирование собственных активных личностных установок. Дальнейший прогноз развития личности зависит от того, насколько зафиксирован этот мотив в качестве ведущего. Тенденция к формированию низкого уровня притязаний, сочетающегося с завышенной самооценкой амортизирует чувство собственной неполноценности.

Пассивно-защитная позиция, недостаточность опыта общения приводят к недоразвитию этических представлений. Оценка позитивного (ситуаций взаимопомощи) хуже, чем негативного (ситуация нарушения правила).


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Светлана Васильченко
АФК в работе с детьми с сохранным интеллектом и умственной отсталостью в ДОО в практике работы лекотеки

Адаптивная физическая культура (далее АФК) - это часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации интеграции в обществе. Методика АФК имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка.

Категория детей с ОВЗ чрезвычайно разнообразна по нозологии, возрасту, степени тяжести и структуре протекания заболевания, медицинскому прогнозу наличию сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, состоянию соматического здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности и другим признакам.

Реализация психолого-педагогической работы с детьми с ОВЗ

Код ребенка с ОВЗ - Нозология по показаниям территориального ПМПК - Ведущий специалист лекотеки

1 Поражение ЦНС с чертами РАС (Педагог-психолог)

2 ДЦП с нарушением ЦНС (Инструктор по адаптивной физической культуре)

3 Синдром Дауна (Педагог-психолог)

4 Иммунодефицит с сохранным интеллектом (Социальный педагог)

5 ДЦП (Инструктор по адаптивной физической культуре)

6 ДЦП, гидроцефалия (Инструктор по адаптивной физической культуре. Педагог-психолог)

7 Иммунодефицит Брутона (Социальный педагог)

8 ЗРР расстройство РАС (Педагог-психолог)

9 Нарушение интеллекта, ЗРР (Учитель-логопед)

10 Иммунодефицит с сохранным интеллектом (Педагог-психолог)

Для детей-инвалидов с умственной отсталостью из-за необратимого поражения ЦНС физическое и психическое развитие протекает на дефектной основе, при этом недоразвитыми оказываются костная, мышечная, эндокринная, сенсорные системы, высшие психические функции: речь, мышление, внимание, память, эмоции и личность в целом. Выдвинутый Л. С. Выготским в 30-е гг. ХХ в., принцип коррекционно-развивающей направленности и сегодня является ведущим в отечественной дефектологии (Дульнев Л. В., 1981; Лапшин В. А., Пузанов Б. П., 1990; и т. д.). Суть принципа заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на преодоление, сглаживание, выравнивание, ослабление физических и психических недостатков детей аномального развития, но и на активное развитие их познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нравственных качеств.

Коррекционно-развивающее направление АФК имеет широкий диапазон решений педагогических задач, которые условно можно объединить в следующие группы:

• коррекция основных движений в ходьбе, беге, метании, прыжках, ползании, упражнениях с предметами и др. ;

• коррекция и развитие физической подготовленности;

• коррекция и развитие координационных способностей;

• коррекция и профилактика соматических нарушений;

• профилактика, коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей;

• развитие познавательной деятельности;

• формирование личности ребенка.

Понять особенности нарушения психомоторики умственно отсталых детей возможно, опираясь на уровневую теорию организации движения Н. А. Бернштейна. Двигательные проявления этих детей отражают недостаточность психологической организации движений. Особенно выражена недостаточность во второсигнальной организации движений. Слово не несет смысловой нагрузки, не является регулятором двигательной деятельности. Недостаточность смыслового предметного уровня организации движений вызывает компенсаторное выполнение двигательного акта на более сохранном пространственном уровне.

В своей работе с детьми с ОВЗ я использую следующие принципы:

1. Индивидуальный подход к каждому ребенку согласно его заболеванию.

2. Предотвращение наступления утомления, чередование умственной и практической деятельности (не навреди, использование нестандартного оборудования, красочного инвентаря.

3. Педагогический такт, поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребенку, развитие в нем веры в собственные силы и возможности.

Так же в реабилитации детей использую 2 группы методов: реабилитационно-педагогические и спортивно-педагогические.

К реабилитационно-педагогическим относятся:

компенсация - метод формирования заменителей,

коррекция - метод устранения нарушений,

подкрепление - метод сохранения достигнутого уровня.

Из спортивно-педагогических использую: метод строго регламентированного упражнения, т. е. упражнений, выполняемых по определенной схеме и дозировке в занятиях; игровой метод.

Использование элементов технологии ABA.

В своей работе я использую 5 видов подсказок:

1. Физическая подсказка

- полная (когда я полностью руками контролирую руки, позу ребенка,

- на уровне кисти (своей кистью, на уровне кисти ребенка, интенсивность подсказки ниже,

-на уровне локтя (больше детской самостоятельности,

- на уровне плеча (подталкивание плеча ребенка в нужном направлении, интенсивность подсказки минимальна,

- нулевая (ребенок выполняет задание самостоятельно).

2. Указательный жест

В этом виде подсказки я показываю жестом на правильный предмет, объект игры и т. д.

3. Моделирование правильного ответа

В этом виде подсказки я сама показываю ребенку, как выполнять необходимое действие, упражнение, давая образец. В этом виде подсказки существует возможность моделировать педагогу не полное действие, а только его начало: не прыгнуть, а приподняться на носочки, как бы собираясь прыгнуть (при повторении уже знакомого действия, упражнения).

4. Речевая подсказка.

- моделирование правильного речевого ответа (объяснение педагогом того, что должен сделать ребенок,

- напоминание о том, что должен сделать ребенок (помочь ребенку переключиться с одного задания на другое).

5. Визуальная подсказка.

В этом виде подсказки я использую карты-алгоритмы правильного последовательного выполнения физических упражнений, фотоальбомы конкретного ребенка (для него же) с циклом фотографий в определенной последовательности по этапам игрового сеанса (начиная с вводной части игрового сеанса и заканчивая заключительной).

На промежуточных этапах обучения в программе АВА ребенок должен приобрести необходимые навыки:

• общения - ребенок должен научиться выражать свои желания доступным для него и для окружающих образом - либо с помощью слов, либо с помощью жестов, либо с помощью карточек. Главное, что бы ребенок мог высказать не только просьбу получить что-то, но и уметь отказываться от того, чего он не хочет приемлемым способом.

• самостоятельности - ребенок должен научиться самостоятельно выполнять самые базисные повседневные действия - использовать мяч для катания, подбрасывания и ловли, бросания, обруч для вращения и др.

• понимания речи - ребенок должен научиться понимать и выполнять простые инструкции, выучить различные понятия, и самое важное - научиться использовать данные навыки в повседневной жизни.

• социальные навыки - ребенок должен научиться спокойно себя вести в обществе, не убегать, и забирать предметы принадлежащие другим людям, спокойно сидеть хотя-бы небольшой промежуток времени, терпеливо ждать, и так далее.

• игровые навыки - ребенок должен научиться самостоятельно заниматься каким-либо видом игр (подвижные, настольные, ролевые, конструкторы, и другие, а так же уметь и позволять другим взрослым либо сверстникам играть вместе с ним.

Программа АВА может:

• включать в себя работу над несколькими навыками одновременно, на протяжении всего периода обучения.

• сосредоточится на обучении одного вида навыков определенный период, и по прошествии времени - поменять направление.

• обучать всего один или два навыка.

Несмотря на то, что кратковременной целью является развитие различных навыков, основной целью обучения является развитие навыков обучения ребенка, и улучшение его уровня жизни.

АВА - это технология анализа поведения. АВА начинается тогда, когда я начинаю отмечать, сколько раз ребенок сел на просьбу, садится он только на мою просьбу или на просьбу любого человека, сядет ли он по моей просьбе только на стул или на любую другую пригодную поверхность, в каких ситуациях он не будет выполнять мою просьбу, сколько времени может сидеть и т. д. Это и есть анализ, на основании которого я могу точно сказать, что и как нужно делать для того, чтобы ребенок всегда мог выполнить просьбу "сядь". Работы Скиннера вытекают из закона thorndike - закона эффекта: поведение, за которым следуют приятные последствия, будет повторяться, а поведение, за которым последуют неприятные последствия или никаких - не повторится.

Всегда надо помнить, что укреплению здоровья ребенка с ОВЗ способствует движение. Именно движение активизирует функции всего организма, усиливает процессы дыхания, кровообращения, улучшает аппетит, нормализует сон. И моя задача, как инструктора по адаптивной физкультуре, создать такую благоприятную среду, в которой ребенку с ОВЗ будет комфортно развиваться.

Перспектива:

В спорте инвалидов выделяется два направления: спорт высших достижений и рекреативно-оздоровительный спорт.

В рамках второго направления адаптивный спорт выступает средством и методом эффективного здорового отдыха – восстановления и поддержания работоспособности, развития физических качеств и способностей в избранном виде спорта, организации интересного эмоционального досуга, отвлечения от отрицательного воздействия улицы. Чертами оздоровительно-рекреативного спорта является систематическая тренировка (2-3 раза в неделю, специализация в одном виде спорта, участие в соревнованиях. Такая форма спортивной деятельности общедоступна и не является доминирующей в жизни человека с ограниченными возможностями.

Развитие мелкой моторики у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроках Последние несколько лет к проблеме ОВЗ наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само.

Особенности педагогического сопровождения по развитию речи детей с умеренной умственной отсталостью Актуальность темы. Категория детей с умеренной степенью умственной отсталости представляет собой разнородную группу, основными общими чертами.

Программа работы с детьми с глубокой умственной отсталостью Современный ребенок с глубоким умственным отставанием – это чаще всего ребенок с тяжелой формой детского паралича, осложненной соматическими,.

Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.

ДЦП: что это такое

Многие врачи ставят диагноз ДЦП уже впервые годы жизни малыша, когда начинают проявляться симптомы паралича. Более углубленный подход к вопросу свидетельствует о том, что этот диагноз вполне условный и неточный. Заболевание поддается лечению, более того – в 75% случаях его можно устранить, оказать медицинскую помощь ребенку, подготовить к жизни в социуме.

На первом этапе следует выяснить причину ДЦП:

  1. Факторы генетического характера. Сюда можно отнести любые наследственные нарушения, которые проявляются у ребенка сразу после рождения.
  2. Симптомы ишемии или гипоксии. Под ишемией принято понимать патологии процесса кровоснабжения организма, под гипоксией – отсутствие необходимого количества кислорода в мозгу плода во время беременности. Также проблема может возникнуть при родах (неконтролируемый процесс).
  3. Инфицирование. Развитие таких заболеваний, как менингит, арахноидит, энцефалит. Они протекают с осложнениями, сопровождаются высокой температурой.
  4. Негативное влияние токсичных факторов (к примеру, ядовитых веществ). Под ними принято понимать лекарства, которые будущая мать принимает во время родов, ее работа в плохих экологических условиях, на производстве.
  5. Физические отклонения, включая действие радиационного, электромагнитного и другого излучения на организм человека.
  6. Механические причины. Признаки ДЦП проявляются при родовой травме.

По статистике за первую неделю исследований можно понять, что послужило причиной парализации части функций мозга. Важность таких мероприятий сложно переоценить – именно от них зависит лечение ребенка в будущем.

Какие формы ДЦП существуют

ДЦП 1 группа. Истинное, не приобретенное заболевание. Имеет наследственный характер, когда во время рождения мозг ребенка находится в пораженном состоянии и не способен развиваться. Он имеет меньший размер (объем, форма). Также недоразвитой является кора головного мозга, есть ряд других анатомических нарушений.

ДЦП 2 группа. Истинная, но приобретенная со временем болезнь. Дети с ДЦП 2 группы составляют 10% от всех пациентов. По причинам, указанным выше, заболевание развивается со временем, но дети могут самостоятельно адаптироваться к жизни, самостоятельно передвигаться и обслуживать себя.

ДЦП 3 группа. Не истинное, приобретенное нарушение. Этот диагноз является ложным, вторичным. В момент рождения мозг ребенка был полноценно развит, но затем появились травмы, которые привели к парализации их отдельных функций. Болезнь диагностируется в 75% случаях, но во всех случаях сохранен интеллект.

Работа с детьми с ДЦП

Ребенок инвалид должен проходить следующую коррекционную программу:

  • медицинская помощь (прием поддерживающих средств) – направлена на уменьшение уровня тонуса мышц, укрепление суставов, повышение уровня координации движений, помощь детям в их двигательной активности;
  • коррекция познавательных процессов внешнего мира – в этом случае осуществляется обучение больных детским церебральным параличом сенсорным движениям, целостности и скорости восприятия;
  • терапия по устранению эмоциональных нарушений – включает различные игровые методы индивидуального массового или группового характера, целью которых является ослабление эмоционального дискомфорта, достижение релаксации, развитие навыков контроля и регуляции;
  • коррекция нарушений речи – возможность общения с взрослыми людьми, нормализация голосовых реакций, формирование этапов восприятия и понимания речи;
  • другая психолого-педагогическая коррекция.

Отметим, что каждый случай является индивидуальным. Лечение должен назначить врач, исходя из симптоматики заболевания. Кроме традиционных терапевтических схем, сегодня медицина в России располагает новыми методами диагностики причин ДЦП, а также инструментами, которые помогают их отличить.

Немного статистики

Напоминаем, что чем раньше начато лечение ребенка-инвалида, тем большая вероятность его успешного исхода. Данные Росстата приводят следующую статистику: лучший результат излечимости наблюдается у детей в возрасте до 5 лет (более 90%). Процент излечимости детей в возрасте от 5 до 10 лет составляет 60%.

Случаи после 10 лет считаются запущенными – за это время при церебральном параличе в детском организме появляется масса необратимых физиологических нарушений. Речь идет не только о мозге, но и о костях, мышцах, суставах – они почти не подлежат восстановлению. Но даже в этом случае ребенок аутист имеет шанс на то, чтобы научиться самостоятельно себя обслуживать и передвигаться. Это крайне важно.

Церебральный паралич – заболевание, борьба с которым отнимает много времени, сил и денег. Давайте не будем оставаться равнодушными и поможем справиться с заболеванием тем деткам, которые попали в беду. Наш благотворительный фонд не остается в стороне от проблем – не оставайтесь и вы!

Это поражение двигательных систем головного мозга (двигательные нарушения,обусловленные спазмом мускулатуры), повреждение мозга, которое влияет на контроль за мускулами и суставами.

Среди детей с ДЦП наблюдаются дети с сохранным интеллектом (примерно 40–50 %),дети с ЗПР (40–50 %), а также умственно отсталые дети (7 – 10 %).

1) Факторы, неблагоприятно воздействующие на плод внутриутробно:

• внутриутробные инфекции и инфекционные заболевания, перенесенные матерью вовремя беременности;

• интоксикации плода и токсикозы беременности;

• физические травмы, ушибы плода;

• несовместимость крови матери и плода по резус-фактору;

• психические травмы, в том числе отрицательные эмоции;

• физические факторы (перегревание, облучение и т. д.);

• некоторые лекарственные препараты;

2) Факторы, неблагоприятно воздействующие на ребенка:

• ушибы, головы, травмы, паралич;

• перенесенные в детстве тяжелые болезни (менингит, энцефалит).

Особенности развития детей с ДЦП. У всех детей с ДЦП отмечаются нарушения:

1) развития речи;

2) мышечного тонуса (по типу ригидности, спастичности, дистонии, гипотонии);

3) ограничение или невозможность произвольных движений (парезы, параличи);

4) наличие насильственных движений;

5) нарушение равновесия и координации движений;

6) нарушение ощущений движений;

7) наличие патологических тонических рефлексов;

8) снижения слуха;

9) нарушения психического развития;

10) недоразвития предметных действий (игровой деятельности, школьных навыков);

11) задержка интеллектуального развития;

12) эмоциональные нарушения: повышенная возбудимость, появление страхов, колебание настроения;

13) нарушение формирования взаимодействий и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, что приводит к эгоцентрическим установкам, пассивности.

Возможные отклонения при ДЦП:

1) несформированность целенаправленных действий;

2) недоразвитие абстрактного мышления;

3) особенности развития речи (речевые расстройства);

4) слабость лицевой мускулатуры, мышц языка;

5) затруднение акта глотания;

6) медленное усвоение отдельных понятий;

7) личностные особенности (инфантилизм, аутизм);

8) особенности эмоционально-волевой сферы;

9) пограничные нервно-психические нарушения.

Формы ДЦП по характеру двигательных нарушений

1. Спастическая диплегия (параплегия – двойное поражение) – (40–50 %) – парез (паралич) верхних и нижних конечностей с преимущественным поражением ног, руки поражены меньше, чем ноги. Обнаруживается в первые месяцы жизни, ребенок может передвигаться самостоятельно или при помощи специальных приспособлений. Такие дети овладевают письмом, трудовыми навыками. 2. Двойная (двусторонняя) гемиплегия (самая тяжелая форма) (гемиплегия – право-

сторонняя или левосторонняя) – (20–25 %) – двигательные нарушения в одной из сторон

тела, преимущественно в руках. Не сидят, не ходят. Выявляется при рождении. Возможна

умственная отсталость всех степеней.

3. Атонически-астеническая форма (10–15 %) – парезы, мышечная недостаточность,

несформированность реакций равновесия, координации движений при поражениях моз-

жечка. Дети долго не могут сидеть, стоять, ходить. При лечении к 3–5 годам дети овладевают

возможностью произвольных движений. У 50 % из них возможна умственная отсталость,

4. Гиперкинетическая форма (самая легкая) (15–20 %) – объединяет все формы насильственных движений:

• атетоз – червеобразные непроизвольные движения;

• тремор – быстрые, ритмически повторяющиеся непроизвольные движения мышц;

• ригидность – сопротивление пассивному движению, при попытке врача поднять

Это нарушение двигательной функции из-за насильственных, непроизвольных, чрезмерных движений (может сочетаться с параличами и парезами), возможны дрожание, тики,

спазмы. Психическое развитие приближенно к нормальному.

В интеллектуальном отношении прогностически неблагоприятна двусторонняя гемиплегия. При всех остальных формах ДЦП возможен сохранный интеллект. Однако возможно

и снижение интеллекта в разной степени, не обусловленного ДЦП, так как одни и те же причины могут вызвать и ДЦП, и умственную отсталость.

Формы ДЦП по степени выраженности нарушений движений и несформированности двигательных навыков

1. Тяжелая степень поражения конечностей – 10–15 % – такие дети с трудом передвигаются и навыки самообслуживания развиты частично.

2. Средняя степень поражения конечностей – 50–60 % – дети передвигаются самостоятельно, но ограниченно, нуждаются в ортопедических приспособлениях.

3. Легкая степень поражения – 25–40 % – у детей наблюдаются порочные установки

конечностей, двигательные навыки недостаточно автоматизированы.

Коррекционная работа при ДЦП

Основные цели коррекционной работы при ДЦП: оказание детям медицинской, педагогической, психологической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения.

Основные принципы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом:

1) Комплексный характер коррекционно-педагогической работы.

2) Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции.

3) Организация работы в рамках ведущей деятельности.

4) Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития.

5) Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка.

Образование детей с нарушениями ОДА

Обучение и воспитание детей с нарушениями ОДА протекает в двух направлениях:

1. Лечебная педагогика осуществляет подбор методов лечения больного ребенка. Действия врача и педагога должны быть направлены на использование естественных лечебных факторов и физиологических защитных свойств и механизмов организма человека и

могучего целебного воздействия на его психику общего спокойного состояния и радостного

Без доброты нет и не может быть радости, без радости нет

2. Реабилитационная педагогика осуществляет педагогическое воздействие на больного или труднообучаемого ребенка или подростка с целью коррекции его поведения, оптимизации его эмоционального состояния интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности.

Основные принципы обучения и воспитания детей с нарушениями ОДА

1) Компетентность (профессиональная грамотная работа с ребенком).

2) Взаимосвязь в работе специалистов.

3) Сочетание индивидуального подхода с групповым.

4) Ежедневный учет психофизического состояния ребенка при определении объема и

характера проводимых с ним занятий.

5) Приоритетное формирование качеств личности, необходимых для дальнейшей

6) Сочетание в коррекционном процессе работы по развитию нарушенных функций и

формирования приемов их компенсации. Чем тяжелее патология, тем больше акценты смещаются в сторону создания компенсаторных средств.

18 Клинико-психологическая характеристика детей с нарушением слуха.

План ответа:

1. Дети с различными выраженными нарушениями слуха.

2. Классификация нарушений слуха.

3. Характерные особенности развития детей с нарушениями слуха.

4. Слепоглухие дети.

Среди детей с проблемами развития значительную категорию составляют дети с различными выраженными нарушениями слуха. Ежегодно по стране выявляются около 1000 детей с патологией слуха. Ухудшение функции слуха, возникшее в детском возрасте, в большей степени отражается на психосоматическом развитии ребенка. Более 85 % нарушений

слуха наступают на первом-втором годах жизни, т. е. до развития речи и в период ее формирования.

Слух – отражение действительности в форме звуковых явлений, способность человека (живого организма) воспринимать и различать звуки.

Эта способность реализуется посредством слуховой системы, или звукового анализатора, человека, которая представляет собой совокупность нервных структур, воспринимающих и дифференцирующих звуковые раздражения и определяющих направление и степень удаленности источника звука, т. е. осуществляющих слуховую структуру в пространстве.

Основные параметры слуха:

• частота звука (высота) человеческое ухо способно воспринимать звуки в диапазоне от 16–20 Гц до 16 000—20 000 Гц (зона максимальной чувствительности), 1000–3000 Гц –диапазон речевого общения;

• интенсивность звука – громкость;

• звуковой спектр – тембр звука.

Главный показатель диагностики слуха – отсутствие реакции на звуковое раздражение.

• отсутствие реакции на звуки в первый год жизни;

• речь ребенка не развивается или ее развитие задерживается;

• звучание речи часто отличается от речи слышащих;

• мимика – естественный язык глухих.

Слуховая система в отличие от других анализаторных систем имеет одну существенную характеристику: на базе слуховой системы формируется человеческая речь.

Ребенок, имеющий серьезные дефекты слуха, не может самостоятельно научиться говорить, так как он нечетко воспринимает звуковую речь, не слышит слуховых образцов.

Он не может контролировать собственное произношение, следствием чего является нарушение устной речи.

Это отрицательно сказывается на овладении всей сложной системой языка, что не только ограничивает возможности обучения и познания окружающего мира, но и негативно влияет на всё психическое развитие ребенка.

Классификация нарушений слуха по времени возникновения дефекта

1. Врожденные нарушения слуха. Встречаются реже, это наследственная аномалия слухового органа (недоразвитие внутреннего уха, отсутствие барабанной полости, заращение наружного слухового прохода).

Причины: воздействие на развивающийся плод вредных факторов со стороны организма матери: вирусные инфекции (корь, грипп), особенно в первые три месяца беременности, внутричерепные интоксикации химическими лекарственными веществами, алкоголем.

Слуховой анализатор может быть поврежден вследствие травмы плода.

2. Приобретенные нарушения. Встречаются чаще. Причины: инфекционные заболевания: менингит, корь, свинка, скарлатина, пневмония, воспалительные процессы (отит),

последствия заболевания носа и носоглотки, травмы головы.

В зависимости от времени, степени и периода развития нарушения все дети с недостатками слуха делятся на:

Глухие – дети с полным выпадением слуха; у 4 % – абсолютная глухота, у остальные сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные резкие и громкие звуки

(транспорт, метро, шум самолета, поезда), но разборчивое восприятие речи невозможно.

Среди глухих людей различают:

• глухие без речи (ранооглохшие) – поражение слуха возникает у ребенка в доречевой период или в начале формирования речи;

• глухие, сохранившие в той или иной мере речь (позднооглохшие), – это дети с потерей слуха, но относительно сохранной речью ввиду сравнительно позднего возникновения глухоты.

Врожденная или ранняя потеря слуха приводит к отсутствию речи (немота) или к ее грубому недоразвитию.

Недостаточность вестибулярного аппарата связана с задержкой прямостояния, недоразвитием пространственной ориентации.

При поражении в школьном возрасте речь ребенка сформирована, имеются лишь недостатки произношения.

Слабослышащие дети имеют частичную слуховую недостаточность, затрудняющую речевое развитие.

Характерные особенности развития детей с нарушениями слуха:

1. Нарушение звукопроизношения (или отсутствие речи).

2. Ребенок не может самостоятельно учиться говорить.

5. Возможны отклонения в психической сфере: осознание, что он не такой, как все, и как следствие – нарушение поведения, общения, психического развития.

6. Пассивный и активный словарный запас по объему совпадает (ребенок хорошо понимает лишь то, о чем он может сказать).

7. Характерны нарушения звукобуквенного состава слов.

8. Трудности в освоении учебной программой.

9. Ребенок нуждается в дополнительной коррекционной помощи, подборке индивидуального слухового аппарата.

10. Нарушения в эмоционально-волевой сфере (из-за недостаточной возможности самовыражения).

При обучении глухих детей используют специальные методы и приемы, среди которых особое место занимают:

• дактильная речь – условный язык глухих, составляющий ручную азбуку грамотных

глухих людей (дактильных знаков столько же, сколько и букв);

• жестовая речь – выразительные движения рук.

Проблемой слепоглухоты занимались представители очень многих специальностей (физиологи, психологи, философы, историки, литераторы, общественные деятели), несмотря на то что тифло-сурдопедагогика является в значительной степени узким и специальным вопросом, даже в самой дефектологии.

Уже сама возможность существования человека без таких органов чувств, как слух и зрение, поражает всех. Если такой человек слеп и глух от рождения или потерял слух и зрение в раннем детстве, он не только никогда не слышал человеческой речи, но и не знает, что существует речь, слова, обозначающие предметы и мысли. Он не знает даже, что существуют

предметы и внешний мир. Внимание всех привлекает своеобразие психического развития человека, отделенного от неисчислимо многообразного мира вещей и от общества стеной молчания и темноты.

Развитие слепоглухого зримо связано с педагогическим процессом, с искус-

Существуют два противоречивых взгляда на слепоглухоту:

1) невозможно развить слепоглухого до уровня нормального человека;

2) развитие слепоглухого считается спонтанным, имманентным саморазвитием.

Успехи обучения отдельных слепоглухих объявляли особыми, выдающимися случаями, объясняемыми сверхгениальностью учеников.

Основной принцип формирования психики слепоглухонемого – саморазвитие изначально заложенныьх способностей.

Индивидуальное обучение слепоглухонемых, проводившееся под руководством И.А.Соколянского в Харьковской школе-клинике, в экспериментальной группе при институте АПН СССР, и массовое обучение в Загорском детском доме слепоглухонемых, который был

открыт в 1963 г., показывают полную возможность высокого развития слепоглухонемых,которое не было спонтанным и имманентным.

Особенность слепоглухонемого ребенка в том, что, обладая потенциальной возможностью, сам он своими средствами, собственными усилиями никогда не достигает даже самого незначительного умственного развития. Без специально корригирующего педагогического вмешательства такой ребенок останется полным инвалидом на всю жизнь.

Без специального обучения слепоглухонемые дети могут проводить десятки лет в отгороженном углу комнаты, в кровати и т. д., за всю жизнь не научившись ни одному знаку, не научившись ходить, есть и пить по человечески. Слепоглухой ребенок до обучения может

навыкам, самообслуживанию, бытовому поведению, ориентировочно-исследовательской деятельности.

В деятельности по удовлетворению своих естественных потребностей ребенок пользуется большим количеством предметов, овладевая ими, он их познает, ощупывает. Первые жесты и есть изображение действий с этими предметами или повторение действий в отсутствие самих предметов, т. е. жесты – это непосредственное изображение предметов и действий, это первое, наглядное и на первых порах единственно доступное пониманию ребенка обозначение, на основе которого можно формировать следующую ступень уже понятийного обозначения – слово.

и об их назначениях и функциях, что позволяет оценить адекватность образов, имеющихся у ребенка, окружающим его предметам.

В процессе усвоения дактильного алфавита учащийся обучается воспроизводить каждую пальцевую конфигурацию и свободно считывать ее с руки учителя.

После усвоения дактильного алфавита ребенку дается рельефно-точечное (брайлевское) обозначение букв.

Письменная речь дает возможность слепоглухонемому ребенку приобщаться к чтению и усвоению знаний из книг.

Пример. Ольга Ивановна Скороходова – человек необычной судьбы. В детстве она заболела менингитом и полностью потеряла зрение, а потом и слух (5–8 лет). Потеря зрения в детские годы изолирует ребенка об окружающей среды, делает его беспомощным.

Вынужденное одиночество может привести ребенка к психической деградации. Со слепоглухой девочкой этого не произошло. Примерно в 10 лет она попадает в школу-клинику для слепоглухих детей, организованную в 1923 г. профессором И.А. Соколянским в Харькове. У девочки была восстановлена речь. При помощи специальной методики с использованием дактильного (пальцевого) алфавита и рельефно-точечного (брайлевского) шрифта было организовано систематическое обучение ее по всем предметам школьного курса. Она получила среднее образование, вступила в комсомол.

Она стала старшим научным сотрудникам Института дефектологии АПН СССР, автором многочисленных статей и трех книг. В 1961 г. защитила диссертацию и получила ученую степень кандидата педагогических наук по психологии. Книги написаны Скороходовой самостоятельно и не подвергались редакторской правке. Все книги – документ, имеющий

научную ценность как подлинное описание наблюдений и самонаблюдений человека, полностью лишенного зрения и слуха.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.