Дцп школа доктора комаровского

Если ваша беременность протекала плохо, если вы имеете сведения, что ваш ребенок перенес осложнения в период родов или в первые дни жизни, весьма важно систематически показывать его педиатру и невропатологу. Нередко случается так, что как раз родители, на глазах которых проходит развитие малыша, ориентируют участкового педиатра на более тщательное наблюдение и раннее начало реабилитации.

Естественно, родители самостоятельно не сумеют установить диагноз. Однако они могут обратить внимание на некоторые симптомы, указывающие на неполадки в работе центральной нервной системы ребенка. Например, опоздание в появлении двигательных навыков у ребенка и отставание речевого развития являются серьезным предлогом для тревоги. Так, в частности, к месяцу-полутора в позе лежа на животе доношенный ребенок обязан устойчиво держать поднятой голову, к шести месяцам присаживаться. Если ребёнок не удерживает голову лежа на животе и в вертикальном положении после 2 месяцев, не сидит самостоятельно после 7 месяцев, не ходит сам после 15 месяцев – необходимо выяснить причину задержки развития малыша и начать необходимые реабилитационные мероприятия.

Помимо двигательных навыков, крайне важно контролировать психическое и речевое развитие ребенка, например, зрительное и слуховое сосредоточение, гуление и лепет, интерес к игрушкам. Для контроля становления двигательных и психических функций ребенка всем родителям можно посоветовать вести дневник развития малыша, в котором будут обозначаться его основные достижения.

В первые месяцы жизни у детей с поражением нервной системы сосательный рефлекс часто ослаблен. Случается, что ребенок не может произвольно закрыть рот или, наоборот, делает это с чрезмерным усилием и прикусывает сосок.

С точки зрения неврологии, есть группа абсолютных рефлексов, которые проявляются у ребенка после рождения, а потом понемногу угасают, например, ладонно-ротовой рефлекс (при нажатии на ладошки новорожденного он раскрывает рот) или рефлекс автоматической ходьбы (малыша, опирающегося на ножки, чуть наклоняют вперед, и он производит шаговые движения). Как правило, эти рефлексы пропадают в 2 - 3 месяца. Если они остаются до 4- 6 месяцев, то можно заподозрить нарушение функционирования центральной нервной системы.

Также родители могут обратить внимание на то, что мышцы рук и ног малыша вялые и слабые или слишком напряжены (мышечная гипотония, гипертонус, спастичность), на дрожание головы, туловища, рук и ног, на трудности при глотании или сосании, избыточное слюноотделение, стереотипные и вычурные движения (ребенок на какой-то период застывает в какой-то позе или делает непроизвольные движения, кивки головой), на доминирование одной из сторон тела при движении (пользуется только одной рукой, подволакивает ногу при ходьбе), на нарушение согласованности и точности движений.

Если вы обнаружили такие симптомы, то надо незамедлительно обратиться к врачу!

Методические рекомендации родителям о ДЦП, разработанные Научно-практическим Центром детской психоневрологии Департамента здравоохранения г. Москвы

Церебральный паралич — это группа стабильных расстройств развития движения и поддержания позы, которые приводят к ограничению функциональной активности и двигательным нарушениям. Нарушения обусловлены непрогрессирующим повреждением и/или аномалией развивающегося головного мозга у плода или новорожденного ребёнка.

Двигательная патология часто сочетается с нарушением сенсорных систем (наиболее часто — зрения и слуха), когнитивными дисфункциями, нарушениями речи, симптоматической эпилепсией, вторичными ортопедическими проблемами и др.

По данным американских медиков, распространенность ДЦП в США — в среднем 3–4 ребенка на 1000 детей. Именно эта патология является самой распространенной причиной двигательной недееспособности. По данным Miller F. (2005 г), в мире распространённость ДЦП находится в диапазоне от 2 до 5 случаев на 1000 детей. В группе недоношенных детей частота ДЦП составляет 1%, а у недоношенных с массой тела менее 1500 граммов распространенность ДЦП увеличивается до 5–15%, при массе тела менее 1000 граммов — 25–50%.

По МКБ 10 Детский церебральный паралич классифицируется:

G 80. 0 — Спастический церебральный паралич

G 80. 1 — Спастическая диплегия

G 80. 2 — Детская гемиплегия

G 80. 3 — Дискинетический церебральный паралич

G 80. 4 — Атаксический церебральный паралич

G 80. 8 — Другой вид детского церебрального паралича

G 80. 9 — Детский церебральный паралич неуточненный

Очень серьезно подходят американские коллеги к классификации заболевания и структуре диагноза.

Компоненты классификации церебрального паралича (структура диагноза):

  1. A. Тип нарушения движения (спастичность, атаксия, дистония, атетоз).

Б. Функциональные возможности движения:

  • нарушение глобальных моторных функций по системе классификации GMFCS;
  • нарушение функции рук по системе классификации мануальных навыков MACS;
  • нарушение коммуникативных функций по системе классификации CFCS;
  • определение мобильности пациента по системе классификации FMS.
  1. Сопутствующие нарушения (когнитивные нарушения, нарушения речи, нарушения зрения, нарушение слуха, эпилептические приступы, нарушение поведения, ортопедические проблемы и т. д.).
  2. Результаты анатомических и нейровизуализаций.
    А. Характер и степень двигательных расстройств различных анатомических областей (вовлеченность конечностей, ротоглотки, туловища).
    Б. Результаты МРТ, КТ, нейросонография. (рекомендовано проведение МРТ всем детям с ЦП).
  1. Причина нарушения (гипоксия/ишемия, травма, инфекции, метаболические нарушения, мальформации мозга и т. д. ) и время возникновения поражения.

Реабилитационный прогноз

В нашей стране получить честный ответ на эти вопросы очень трудно.

Очень часто усилия прикладываются совершенно не в том направлении: проводятся сложные и неэффективные мероприятия, а на простые, но жизненно необходимые вещи не хватает ни сил, ни времени, ни понимания, что эти действия — единственное, что действительно нужно ребенку.

А как иначе?

Во-первых, родители получают развернутый диагноз с определением уровня моторных и коммуникативных функций ребенка.

Во-вторых, зная степень нарушения двигательных функций по шкале GMFCS, врачи определяют реабилитационный прогноз и потенциал ребенка и честно сообщают его родителям, не кормя несбыточные мечты и надежды родителей на полное восстановление ребенка.

В-третьих, выбирают адекватные цели реабилитации.

Ребенку из приведенного выше примера в развитой стране, вероятнее всего, установят баклофеновую помпу для уменьшения тонуса, возможно, пропишут оперативное лечение для уменьшения боли, родители будут использовать специальные приемы позиционирования для профилактики контрактур, ребенку подберут адекватное питание, он будет проходить профосмотры, включающие рентгенографию тазобедренных суставов. Семье будет оказана психологическая поддержка, родителей обучат альтернативным способам коммуникации с ребенком.

Да, у ребенка точно так же не будет возможности самостоятельно передвигаться и совершать целеноправленные действия (и родителям об этом сообщат очень рано, оказав психологическую помощь на высоком уровне), но он будет адекватного веса, без контрактур, вывихов и болевого синдрома, скорее всего, у него будут силы для невербальной коммуникации, а родителям будет значительно легче ухаживать за ним в подростковом возрасте.

Вот очередная иллюстрация того, что лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Ниже представлена шкала определения уровня моторики GMFCS. Для чего она нужна? Определив уровень моторики ребенка на сегодняшний день, можно предположить, какой прогноз на восстановление ждет ребенка к определенному возрасту при адекватной реабилитации, поскольку, как правило, уровень моторики по GMFCS не меняется в течение жизни.

ШКАЛА ГЛОБАЛЬНЫХ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ (Gross Motor Function Classification System GMFCS, 2007)

I уровень — ребенок ходит без ограничений, но может иметь затруднения с более сложными двигательными навыками.

До 2 лет — начало самостоятельной ходьбы.

С 2 до 4 лет — самостоятельная ходьба без прыжков и бега.

С 4 до 6 лет — самостоятельная ходьба на большие расстояния и по неровной поверхности, подъем по лестнице, бег и прыжки.

С 6 до 12 лет — ходьба без использования вспомогательных приспособлений, подъем и спуск по лестнице, не держась за поручни.

С 12 до 18 лет — самостоятельная ходьба через препятствия, бег и прыжки (скорость и координация могут быть нарушены), участие в спортивных мероприятиях.

II уровень — ходит с ограничениями.

До 2 лет — дети ползают на животе и четвереньках, ходят вдоль опоры.

С 2 до 4 лет — ползают на четвереньках, ходят у опоры, со вспомогательными приспособлениями.

С 4 до 6 лет — самостоятельная ходьба на короткие расстояния, подъем по лестнице, держась за перила, не умеют бегать и прыгать.

С 6 до 12 лет — ходьба без использования вспомогательных приспособлений, подъем и спуск по лестнице, держась за поручни.

С 12 до 18 лет — самостоятельная ходьба на большие расстояния в привычной обстановке, на улице используют приспособления, бегают и прыгают плохо.

Различия между I и II уровнем: дети второго уровня имеют ограничения в ходьбе на длинные расстояния и балансировке, им требуются вспомогательные приспособления для освоения ходьбы. Поднимаясь или спускаясь по лестнице, они должны пользоваться перилами. Страдает качество движения: ребенок не умеет бегать и прыгать.

III уровень — ходит с применением вспомогательных приспособлений по ровной поверхности.

До 2 лет — переворачиваются и ползают на животе.

С 2 до 4 лет — ползают по-пластунски или на четвереньках (реципрокно), сидят без поддержки, но самостоятельно не садятся, ходят с ручными приспособлениями на короткие расстояния.

С 4 до 6 лет — могут встать со стула без опоры, но ходят только со вспомогательными приспособлениями.

С 6 до 12 лет — стоят самостоятельно; ходят, используя вспомогательные приспособления (ходунки, костыли, трость и т. д.).

С 12 до 18 лет — ходят только с приспособлениями, могут спускаться и опускаться по лестнице с перилами, на улице передвигаются только в коляске.

Разница между II и III уровнями. Дети II уровня не требуют вспомогательных средств для ходьбы после 4 лет. Детям III уровня требуются ручные устройства для перемещения в помещении и колесные средства для перемещения на улице.

IV уровень — дети могут самостоятельно сидеть, но передвигаются с использованием электроприводных вспомогательных устройств либо пассивно транспортируются.

До 2 лет — переворачиваются, но не удерживают позу сидя.

С 2 до 4 лет — сидят, если посадить, самостоятельно или в приспособлениях, ползают по-пластунски.

С 4 до 6 лет — могут сидеть самостоятельно, передвигаются с поддержкой и контролем взрослого.

С 6 до 12 лет — могут сидеть самостоятельно, но не стоят и не ходят без основательной поддержки.

С 12 до 18 лет — по комнате передвигаются перекатами или ползанием на животе, могут передвигаться в ходунках, поддерживающих тазовый пояс и туловище, способны управлять моторизированным инвалидным креслом.

Разница между III и IV уровнями. Дети III уровня сидят самостоятельно, передвигаются по полу самостоятельно, ходят с использованием вспомогательных средств. Дети IV уровня могут сидеть, но самостоятельное передвижение очень ограничено.

V уровень — дети не могут передвигаться без посторонней помощи, самостоятельно контролировать движения и поддерживать позу против силы тяжести (не удерживают голову и положение туловища). Самостоятельное передвижение возможно только с использованием усовершенствованных кресел с электроприводом.

До 2 лет — нуждаются в помощи взрослого, чтобы перевернуться.

С 2 до 4 лет — невозможно передвигаться самостоятельно, некоторые дети могут передвигаться, используя электроприводное инвалидное кресло- коляску.

С 4 до 6 лет — не могут передвигаться самостоятельно, некоторые дети, правда, используют электроприводное инвалидное кресло-коляску.

С 6 до 12 лет — ребенок в большинстве позиций испытывает трудности при контроле за положением туловища и головы, поскольку гравитация препятствует удержанию позиции головы и туловища.

С 12 до 18 лет — ограничено удержание головы и туловища против градиента силы тяжести, а также контроль рук и ног. Вспомогательные технологии используются для улучшения удержания головы, сидения, стояния и передвижения, но ограничения полностью не компенсируются приспособлениями. Некоторые дети достигают самостоятельной мобильности с использованием высокотехнологичного электрического инвалидного кресла

Разница между IV и V уровнями. У детей с V уровнем значительно ограничен контроль положения головы и туловища. Таким детям и подросткам нужна обширная физическая помощь других людей и технологическая поддержка. Самостоятельное передвижение возможно, только если ребенок научится управлять моторизированным инвалидным креслом.

Каков прогноз?

Сейчас доступны очень наглядные и удобные в использование кривые роста моторного развития детей с ДЦП. Разработаны на основе данных, полученных из большой популяционной выборки детей с ДЦП в исследовании.

Отметки на вертикальной оси:

А — возможность поднимать и поддерживать свою голову в вертикальном положении.

В — возможность поддерживать положение сидя на полу без поддержки и помощи рук в течение 3 сек.

C — способность пройти вперед на 10 шагов без поддержки.

D — способность спускаться на 4 шага без поддержки.

(Продолжение публикаций о ДЦП читайте здесь.)

Как выжить в период пандемии — советы от знаменитого врача.

Евгений Комаровский — один из самых популярных врачей среди русскоязычной аудитории ютуба. Последние выпуски своего блога доктор посвятил главной теме, которая последний месяц беспокоит человечество: борьба с коронавирусной инфекцией. В новом видео специалист ответил на очередную порцию вопросов об этом заболевании.

— Во-первых, я все время чувствую огромную ответственность за то, о чем мы разговариваем. Мы даем конкретные рекомендации, которые могут кому-то стоить жизни. Такое ощущение, что в голове сейчас один коронавирус. В моей практике такое впервые. А заставить меня говорить то, во что я не верю, невозможно.

— Груднички, новорожденные дети, не мишень для вируса. Многие вирусы как раз и не вызывают осложнений у детей, потому что у них не развиты органы. Вирус должен попасть внутрь клетки и заставить клетку работать на себя. Если клетка не развита, то она не может реагировать на вирус, она не может воспроизвести новые вирусы. У детей инфекционные болезни протекают легче, и для коронавируса это правило работает.

— Представьте, что вы проконтактировали с зараженным, у вас инкубационный период 5 дней. Вы пришли домой, перезаражали всех своих. Вы заболели, а у ваших родных еще от 3 до 14 дней инкубационная стадия. И так идет цепная реакция. В течение месяца-двух вполне реален ежедневный подъем количества зараженных. А потом это должно резко прекратиться.

— Это стандартная ситуация. В такие моменты они всегда исчезают. Пропали также и гомеопаты. Сейчас антипрививочники накапливают желчь, чтобы потом, когда изобретут вакцину, они сказали, что с первого дня утверждали, что вакцину от коронавируса придумали лишь для того, чтобы производители заработали.

— Мысли о том, что вы можете какой-то едой спасти себя от коронавируса, полная чушь. Ешьте что хотите, но держитесь подальше от людей и мойте руки.

— Если у детей нет серьезной фоновой патологии, то они не входят в группу риска. Если ребенок 7-14 раз в год болеет ОРВИ, то он умудряется выздоравливать 14 раз в год. Это просто родители не умеют правильно ему помочь при ОРВИ.

— Это поможет ему не заболеть пневмококковой инфекцией, а заболеть коронавирусом он может, как и все. Если все доходит до осложнений, то пневмококковой пневмонии у него не будет, но вероятность других пневмоний остается.

— Курильщики болеют не только тяжелее, но и чаще. Просто даже потому что вы за что-то подержались, а потом берете сигарету и засовываете эту сигарету в рот — это пример, как можно заразиться. Один раз взялись грязной рукой за пачку сигарет, и эта пачка — уже источник вируса. Не курите на улице, курите там, где у вас чистые руки, обрабатывайте пачку сигарет санитайзером.

— За город — это подразумевается место, где никто кроме вас, ну и вашей семьи, не живет? Где никто посторонний не трогает дверные ручки? Если вы едете в такое место, то можете быть спокойны. Понятно, что в городе все — потенциальный источник заражения. Но за его пределами нужно выезжать в место, где нет большого скопления людей. А в отели и дома отдыха ехать даже опаснее, чем оставаться в своей квартире. Там даже за дезинфекцией помещений следите не вы.

— Нужно понимать, что пневмония вирусная и пневмония при ОРВИ — совершенно разные вещи. При ОРВИ в легких нарушается вентиляция, и возникает очаг размножения бактерий. Такая пневмония лечится антибиотиками, и ее возникновение можно не допустить, соблюдая правильные параметры воздуха, не принимая слишком много отхаркивающих средств, поддерживая носовое дыхание и водный баланс. При коронавирусе сам вирус попадает в легкие, так как только там он может нормально размножаться. То есть пневмония не является осложнением, она — проявление болезни. Но и при вирусной пневмонии может возникнуть бактериальная. Вирусную остановить нельзя, а бактериальную, конечно, нужно стараться не допустить.

— Нет, категорически не помогают. Не надо верить в то, что если закутаться во что-то горячее, то в легких повысится температура. Но самым страшным кажется не делать совсем ничего, поэтому многие принимают разные меры, которые зачастую не действуют. Это так называемые отвлекающие процедуры — и если вы верите в то, что они помогут, то психотерапевтическое воздействие действительно будет огромным. Всегда нужно себя чем-нибудь занять, но при тяжелом состоянии (температура выше 39, нехватка воздуха и диарея) необходимо обратиться к врачу.

— Абсолютно нет. Весь спектр симптомов ОРВИ может быть у человека и при коронавирусе. Симптомов может и вообще не быть, они могут быть слабыми. Но, как правило, вирус поражает что-то одно: либо нос, либо легкие. Поэтому насморк, скорее, говорит, что это не тяжелая форма коронавируса. Хотя все может быть — и сочетания болезней, и отдельно взятые симптомы. И ставить себе диагнозы не надо. Но при любых симптомах ОРВИ действия совершенно стандартные.

— Ваши шансы купить кислородный концентратор равны нулю. Можете даже не пытаться. Даже если найдете, то это будут бандиты, которые на вас деньги заработают. На случай дефицита коек в больницах надо учиться проветривать помещения, дышать свежим воздухом. Надо объединяться. Вот есть 10 семей. На 10 семей у вас три старика. Они в группе риска, их надо защищать. Вы будете знать, у кого дома лежит баллон с кислородом или маска. Не надо это покупать каждому. Главное, чтобы вы знали, куда бежать. Я вот чего боюсь: если у нас хотя бы на 20-30% повторится то, что в Италии, у нас куча народу поедет в стационар, чтобы подышать кислородом, и это будет иметь последствия. Врачи должны понять, что не нужно больных людей везти в больницу — им дома надо дать кислород. Это моя прямая рекомендация. У вас есть список людей, которые находятся в зоне риска. Вы должны знать, где у вас в поликлинике находятся эти баллоны. Вы должны дать этот кислород нуждающимся, научить им пользоваться, чтобы они не поехали в больницу.

— Неважно, в перчатках вы или без. Когда вы выходите на улицу, вы этой перчаткой поправляете прическу? Трогаете лицо? Это ничего принципиально не меняет. Если у вас нет на коже повреждений, то перчатки вам не нужны. А если есть, то их нужно просто плотно заклеить пластырем.

— На сквозняке он гибнет, но на лавочке — вряд ли. На остановке автобуса — тоже необязательно. Если у вашего государства есть возможность мыть окружающую среду, почему этим не воспользоваться? Но то, что можете вы (мыть руки, проветривать), — намного эффективнее.


Большинство малышей, когда впервые становятся на ножки и делают первые шаги, часто ходят на носочках.

Обычно это нормальное временное явление, которое проходит самостоятельно.

Но, также, ходьба на цыпочках может быть признаком некоторых неврологических заболеваний.

Почему малыш становится на носочки при ходьбе и стоит ли волноваться родителям?

Когда стоит насторожиться

Поставив на ножки малыша первых дней жизни, видно, что он стоит на носочках. Это нормально, ведь в первые месяцы жизни ребенка тонус его мышц, как правило, нарушен.

Но не стоит пренебрегать осмотром крохи врачом невропатологом. Ведь на ранних сроках специалист может выявить мышечную дистонию у младенца.

Правда, в таких случаях существуют и другие нарушения, помимо стояния на носочках.


Если малыш время от времени становится на носочки, то это не страшно.

Но, в случае если ребенок после полугода совсем не становится на стопу полностью, то обязательно нужно показать его врачу, лучше неврологу.

Если были осложнения при беременности и родах, ножки ребенка излишне напряжены, он часто ходит на носочках, то в таких случаях стоит проконсультироваться с врачом, чтобы вовремя обнаружить возможные заболевания.


Какие причины называют большинство врачей

Ребенок ходит на носочках: причины этого явления могут быть очень разными.
Что же вызывает такое положение стопы ребенка? Можно выделить следующие основные причины:



  • Травма, полученная при родах. Такую патологию врачи вряд ли пропустят еще в первые месяцы жизни новорожденного.
  • Пирамидальная недостаточность. Последние годы врачи часто ставят такой диагноз.Он связан неврологическими нарушениями двигательной функции, выраженными, чаще всего, повышение или понижением сокращений мышц. Обычно вызывается гипоксией плода, перенесенной во время беременности или родов.
  • Детский церебральный паралич (ДЦП) – серьезное неврологическое заболевание. Помимо симптома хождения на носочках, имеет еще ряд патологий.
  • Мышечная дистония – нарушение тонуса мышц ребенка. Такие нарушения могут привести к ортопедическим отклонениям и неправильному формированию двигательных навыков (например, сколиоз, плоскостопие, кривошея). Внимательно наблюдать за его развитием вам помогут наши материалы что должен уметь ребенок в 1 месяц, в 3, в 4, в 6 и в полтора года.
  • Психологические проблемы у ребенка, связанные с его окружением, тоже могут вызывать такое хождение. В этом случае особенно должен насторожить тремор подбородка.
  • Злоупотребление ходунками. В ходунках дети часто неправильно ставят ножки. Если малыш учится ходить в ходунках, то он может и дальше ставить ножку при ходьбе неправильно.
  • Желание ребенка подражать взрослым, быть выше, тоже может поставить кроху на носочки.
  • Каждой маме хочется, чтобы ее ребенок хорошо и опрятно выглядел, но не всегда просто бывает определить необходимый размер одежды и обуви. Таблицу для подбора обуви по сантиметрам мы опубликовали для вас здесь.

    Что советуют делать врачи

    Если не выявлены серьезные заболевания, то врач может назначить:


    Хорошо помогает ходьба босиком. Можно ходить по рассыпанным крупам, гороху, мелким камушкам.

    Выполняйте с малышом гимнастику в игровой форме.

    Что делать, если врач настаивает на приеме лекарств

    Что делать, если врач настаивает на приеме лекарств?

    "Школа доктора Комаровского" официальный сайт, смотреть все передачи 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017 гг.

    Выберите из списка любой выпуск передачи "Комаровский-ребенок", перейдите по ссылке, для просмотра онлайн в HD качестве:

    ШКОЛА ДОКТОРА КОМАРОВСКОГО 2013
    Пути передачи ВИЧ
    Атопический дерматит Сахарный диабет у ребенка
    Про инфекционные болезни Календарь прививок. Вакцины нет
    Непослушный ребенок Жаропонижающие средства
    Полезная и неполезная еда Обструктивный бронхит
    О контрацепции "Несадиковский" ребёнок
    Биодобавки и БАДы Школа и здоровье
    Жаркое лето. Как быть в жару Макро и микроэлементы в организме ребенка
    Массаж ребенку Дозирование лекарств для ребенка
    Лекарства во время беременности Половое воспитание детей
    Близнецы Лекарственная аллергия
    Семейный врач Отдых возле воды
    Конъюнктивит Сезонная аллергия
    В деревне у бабушки Дисплазия тазобедренного сустава
    Аптечка путешественника Мифы о вакцинации (часть 2)
    Стоматит ЭКО
    Названия лекарств Ребенок, компьютер и интернет
    Родинки, бородавки, и другие проблемы с кожей Аутизм
    Дифтерия и столбняк Няня
    Ребенок с лишним весом Дети и лекарства
    ГМО Гемангиома
    Кисломолочные продукты Противовирусные средства
    Болит живот Кесарево сечение
    Урок физкультуры Папе плохо. Похмелье
    ШКОЛА ДОКТОРА КОМАРОВСКОГО 2012
    Мы пришли в аптеку Здоровая спина
    Герпес Гомеопатия
    Йод Менингит
    Энурез Сосудосуживающие капли
    Ребенок в больнице Вакцинация от гриппа
    Детская обувь и плоскостопие Вши и чесотка
    Низкий гемоглобин Грибковые инфекции
    Дурные привычки Ротавирус
    О проблемах с желчным пузырем Младенческие колики
    Принципы безопасного питания Ваш новорожденный
    Коровье молоко Худой и толстый ребенок
    Права детей Когда нельзя делать прививки
    Как спастись от насекомых? Укусы животных
    Домашние роды Гигиена девочек
    Нормы и сроки Бронхиальная астма у детей
    Народная медицина Токсоплазмоз у детей
    Гормональные лекарства Желтуха
    Ранее развитие Стрептококк
    Про иммунитет Мифы о вакцинации
    Родительское самолечение Совместные роды
    Ребенок и курение Энтеробиоз у ребенка
    Ребенок и игрушки Ребенок и праздники

    Если Вы желаете найти более ранний выпуск любимой передачи доктора Комаровского,

    предлагаем посмотреть в нашем архиве!

    ШКОЛА ДОКТОРА КОМАРОВСКОГО 2011
    Неприятный запах изо рта
    О детских зубах Домашняя аптечка
    Искусственное вскармливание Вирусные гепатиты
    Лекарства от аллергии Прививка АКДС
    Сыпь у ребенка Рентген
    Правила детского сна Глисты у детей
    Прививки: реакции и осложнения Гайморит у детей
    Лекарства для наружного применения Рахит и витамин Д
    О прививках для сомневающихся Перерастание болезней
    Купание младенца Лямблии и лямблиоз
    Действие после прививки Инфекционный мононуклеоз
    Ребенок и прогулки Календарь прививок
    Кишечные инфекции Не хочу лекарство!
    Участковый педиатр Планирование беременности
    Воспаление легких у детей Проба Манту у детей
    Туберкулез и вакцинация БЦЖ Путешествие с ребенком
    Корь у ребенка Температура тела и термометры для ребенка
    Отвлекающие процедуры Коклюш у детей
    Внутричерепное давление Ингаляции
    Гигиена мальчиков Грипп у ребенка
    Узкий специалист Ацетон в моче
    Ребенок и режим Прикорм ребенка
    Подготовка к прививкам Детская комната
    Антибиотики Ребенок не хочет кушать
    Аденоиды у ребенка Ларингит и круп
    ШКОЛА ДОКТОРА КОМАРОВСКОГО 2010
    Клинический анализ крови
    Отдых с ребенком Что такое хороший детский сад?
    Кормление грудью. Как долго? Отит у детей
    Ветрянка Зачем делать уколы?
    Дисбактериоз у ребенка Ангина у детей
    Насморк у ребенка Кашель и лекарства от кашля
    Запор у ребенка Высокая температура у ребенка. Помощь
    Температура у ребенка. Помощь без лекарств? Бабушки и дедушки: как с ними дружить?
    Дети и животные Температура и больше ничего
    Горшок и дорога к нему Ребенок и сладости
    Аллергический насморк Ребенок и вегетарианство
    Ребенок и спорт Витамины
    Ребенок и кондиционер Тепловой и солнечный удар
    Подготовка к школе Стафилококк
    Грудное вскармливание Причины детского плача
    Гиперактивные дети Анализ мочи и инфекции мочевыводящих путей
    Зачем детям нужен папа? Бронхит у детей
    Как восстановить организм после антибиотиков? Подготовка к родам
    Закаливание Местный иммунитет
    Подгузники Лечение ОРЗ. Как напоить?
    Лечение ОРЗ. Чем дышать? Разнообразное питание
    Часто болеющие дети Первые зубы
    С кем спать ребенку? Диатез у детей


    Кроме этого Евгений Комаровский написал множество трудов посвященных детским заболеваниям и их лечению, а также укреплению детского здоровья. Передача имеет информативный характер и является источником полезных советов во время лечения болезней, а также освещает профилактические методы. Множество молодых родителей уже успешно используют советы доктора Комароровского 2017 и помогают своим детям легче преодолевать болезни либо вообще их предотвращают.


    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.