Дцп спастическая диплегия дадут ли инвалидность

6 минут Татьяна Григорьева 494


  • За справками на коляске
  • Инвалидность и льготы
  • Получение образования
  • Современный подход
  • Видео по теме

Хоть основной целью программы является обеспечение маломобильным гражданам страны беспрепятственного доступа к необходимым объектам и услугам, о трудностях получения социальных льгот забывать не стоит. Довольно часто можно услышать от родителей детей, страдающих ДЦП (детским церебральным параличом), сколько мучений приходится испытать, пока пройдут всех специалистов.

Какое количество усилий потребуется, чтобы собрать и привести в клинику больного ребенка, отстоять все очереди с ним, а потом в кабинете наблюдать и волноваться, как его состояние будет оцениваться врачами. И хорошо, если ребенок может самостоятельно передвигаться и его не нужно носить по всем этажам.

За справками на коляске

К сожалению, вероятно, лишь в Москве существует больница, где все оборудовано с учетом проведения МСЭ для детей-инвалидов. Здесь расположены кабинеты необходимых специалистов, а также предназначенное для выполнения медицинской экспертизы помещение.

Поэтому маме с больным малышом удается пройти эту непростую процедуру относительно безболезненно. И моментально возникает недоумение, почему до сих пор это не стало нормой во всех городах страны? Что необходимо для организации подобного учреждения на базе районной больницы или поликлиники?

Однако родителям детей с ДЦП из года в год приходится сталкиваться с мучительной реальностью, когда наступает время проходить МСЭ. Ведь предварительно им нужно посетить педиатра, невролога, ортопеда, хирурга, окулиста, лора, причем записаться на прием к каждому нужно заранее.

Положение значительно усложняется, когда специалисты находятся в разных поликлиниках, из-за чего всех обойти в один день просто нереально. Если ребенок не может ходить самостоятельно, то мама его приносит на руках к кабинетам и просит пациентов, ожидающих своего приема, пропустить ее без очереди.

Безусловно, она имеет полное право пройти первой, но далеко не все люди способны понять ее ситуацию и спокойно отреагировать. Нередко и без того несчастной женщине доводится выслушивать потоки негатива и грубостей, что добавляет в ее жизнь еще больше отрицательных эмоций.

После того как врачи осмотрят больного ребенка и напишут свое заключение, нужно пойти к заведующей детской поликлиникой, которая должна сделать запись на основе полученных результатов. Затем потребуется отстоять еще длинную очередь из инвалидов района в поликлинике для взрослых, чтобы пройти сверку собранных документов.

Сюда мама может прийти и без ребенка, но если малыша-инвалида не с кем оставить, то для нее это станет следующим затруднением. Потом пакет подписанных бумаг потребуется отнести в пункт приема документов для МСЭ, что станет очередным препятствием для родителей.

Инвалидность и льготы

С одной стороны, оформление инвалидности – очень важное действие для семьи, воспитывающей ребенка с ДЦП, потому что это возможность получать пенсию и определенные льготы. Но с другой, – незначительное социальное пособие, которое выплачивается детям с подобным заболеванием, не позволяет покрыть даже малой части затрат, особенно учитывая то, что один из родителей, как правило, не может позволить себе работать.

Со льготами тоже не все гладко. Если раньше семья могла приобрести требующиеся технические или реабилитационные средства (коляски, корсеты, костыли, ортезы, туторы), а затем государство компенсировало эти траты, то с 2011 года данный закон прекратил действие.

В результате родителям остается либо брать то, что предлагается государством на бесплатной основе, закупленное по тендеру, то есть дешевое и некачественное, либо приобретать качественное, но дорогое и за свои средства.

Компенсация в данном случае будет лишь частичной, приблизительно около трети от потраченной суммы.

Оформленная инвалидность позволяет бесплатно лечиться в санаториях и реабилитационных центрах, но и здесь родственников подстерегает очередное разочарование из-за разногласий между законами и реальностью.

Получение образования

Наступает время такому ребенку идти в школу, и родители в очередной раз оказываются в ситуации, когда права инвалида требуется отстаивать путем многих конфликтов. Настоящим кошмаром для семей с ребенком-инвалидом становится ПМПК или психолого-медико-педагогическая комиссия.

Согласно принятого закона, ее решение носит исключительно рекомендательный характер, и только от него зависит вид выбираемой программы обучения. К примеру, малыши с нарушениями опорно-двигательной системы обучаются по программе 6-го вида, 7-й вид – коррекционная и 8-й – вспомогательная, по которой занимаются дети с умственной отсталостью.

Родители по закону имеют право выбрать для ребенка форму обучения (школьное, семейное или надомное), а также школу, однако практически повсеместно им в этом отказывают. Аргументируется чаще всего отказ решением ПМПК, то есть если в нем указано, что требуется программа 8-го вида, то в учебное заведение 6-го вида маленького инвалида не возьмет.

Диагноз ДЦП, гемипарез, микроцефалия, это считается инвалидность?

Скорее всего - да, просто, состояние инвалидности определяют медики, а не юристы. И не по заболеваниям (операциям, травмам), а их последствиям.

Правила
признания лица инвалидом
(утв. постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95)

5. Условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
6. Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
7. В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".

  • Имеют ли право отказать ребенку в оформлении инвалидности с диагнозом ДЦП.
  • Ребенок ДЦП через три года сняли инвалидность, а диагноз оставили что делать.

1. Имеют ли право отказать ребенку в оформлении инвалидности с диагнозом ДЦП.

1.1. Обычно не отказывают. Но если МСЭ приняло такое решение вы вправе обратиться в суд и пройти независимую экспертизу на основании ст.79 ГПК РФ.

2. Ребенок ДЦП через три года сняли инвалидность, а диагноз оставили что делать.

2.1. Вы вправе обжаловать снятие инвалидности в суд.

3.1. здесь работают юристы, а не медики, мы не сможем оценить при имеющемся диагнозе законность действий МСЭ. Однако, могу порекомендовать обжаловать действия МСЭ в вышестоящую МСЭ или в суд.
С уважением адвокат Муковнина Наталья Федоровна эл.адрес: viola344@mail.ru

  • До каких лет платят алименты на ребенка при диагнозе дцп
  • Группы инвалидности и диагнозы
  • Инвалидность дцп
  • Пенсия по инвалидности диагнозы
  • Группа инвалидности с какими диагнозами

4.1. Марина! Нет, инвалидность должны назначить. Инициируйте проведение МСЭ (ВТЭК), т.к. только по ее результатам возможно назначение инвалидности.
Пишите заявления (жалобы) в прокуратуру, ТФ ОМС, Росздравнадзор, уполномоченному по правам ребенка, депутату ГД ФС РФ от Вашего и/округа. Желаю Удачи и Терпения!

5.1. Никаких 6 месяцев ненужно ждать ненужно. Это все бред.

Направление на медико-социальную экспертизу можно получить:

Пенсионный фонд или орган социальной защиты населения вправе выдать направление на медико-социальную экспертизу только при наличии у вас медицинских документов, подтверждающих нарушения здоровья.

Если лечащий врач или главный врач поликлиники считает, что у вас нет медицинских показаний для получения инвалидности, и отказывается выдать направление на МСЭ, попросите выдать вам справку об отказе. С этой справкой вы вправе обратиться в Бюро МСЭ самостоятельно.

В этом случае программу обследования составят для вас специалисты бюро. Не исключено, что часть обследований будет проводиться в стационаре.

С диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич) я живу с рождения. Точнее — с годовалого возраста (примерно тогда врачи наконец-то определили, как называется то, что со мной происходит). Я окончила спецшколу для детей с ДЦП, а через 11 лет пришла туда работать. С тех пор прошло уже 20 лет… По самым скромным подсчетам, я знаю, более или менее близко, больше полутысячи ДЦПшников. Думаю, этого достаточно для того, чтобы развеять мифы, которым склонны верить те, кто столкнулся с этим диагнозом впервые.

Миф первый: ДЦП — тяжелое заболевание

Не секрет, что многие родители, услышав от врача этот диагноз, испытывают шок. Особенно в последние годы, когда СМИ все чаще и чаще рассказывают о людях с тяжелой формой ДЦП — о колясочниках с поражением рук и ног, невнятной речью и постоянными насильственными движениями (гиперкинезами). Им и невдомек, что многие люди с ДЦП нормально говорят и уверенно ходят, а при легких формах вообще не выделяются среди здоровых. Откуда же берется этот миф?

Как и многие другие заболевания, ДЦП варьируется от легкой до тяжелой степени. По сути, это даже не болезнь, а общая причина целого ряда расстройств. Ее суть — в том, что во время беременности или родов у младенца оказываются поражены отдельные участки коры головного мозга, в основном те, которые отвечают за двигательные функции и координацию движений. Это и вызывает ДЦП – нарушение правильной работы отдельных мышц вплоть до полной невозможности управлять ими. Медики насчитывают более 1000 факторов, которые могут запустить этот процесс. Очевидно, что разные факторы вызывают разные последствия.

Традиционно выделяются 5 основных форм ДЦП, плюс смешанные формы:

Спастическая тетраплегия – самая тяжелая форма, когда больной из-за чрезмерного напряжения мышц не в состоянии управлять ни руками, ни ногами и нередко испытывает сильные боли. Ею страдает только 2% людей с ДЦП (здесь и далее статистика взята из Интернета), но именно о них чаще всего рассказывают в СМИ.

Спастическая диплегия – форма, при которой сильно поражены либо верхние, либо нижние конечности. Чаще страдают ноги – человек ходит с полусогнутыми коленями. Для болезни Литтля, наоборот, характерно сильное поражение рук и речи при относительно здоровых ногах. Последствия спастической диплегии имеют 40% ДЦПшников.

При гемиплегической форме поражены двигательные функции руки и ноги с одной стороны тела. Ее признаки есть у 32%.

У 10 % людей с ДЦП основная форма – дискинетическая или гиперкинетическая. Для нее характерны сильные непроизвольные движения – гиперкинезы – во всех конечностях, а также в мышцах лица и шеи. Гиперкинезы часто встречаются и при других формах ДЦП.

Для атаксической формы характерен пониженный тонус мышц, вялые замедленные движения, сильное нарушение равновесия. Она наблюдается у 15% больных.

Итак, малыш родился с одной из форм ДЦП. А дальше включаются другие факторы — факторы жизни, которая, как известно, у каждого — своя. Поэтому то, что происходит с ним после года, правильнее называть последствиями ДЦП. Они могут быть совершенно разными даже в рамках одной формы. Знаю человека со спастической диплегией ног и довольно сильными гиперкинезами, который окончил мехмат МГУ, преподает в институте и ходит в турпоходы со здоровыми людьми.


Есть мнение, что Леонардо да Винчи с детства страдал правосторонним спастическим гемипарезом, одной из разновидностей ДЦП, нетяжелая форма. Он хромал на правую ногу и не мог полноценно пользоваться правой рукой, потому и писал, и рисовал левой.

Миф второй: ДЦП излечим

Миф третий: ДЦП не прогрессирует

Так утешают себя те, кто столкнулся с нетяжелыми последствиями заболевания. Формально это верно – состояние мозга действительно не меняется. Однако даже легкая форма гемиплегии, практически не заметная окружающим, уже к 18 годам неизбежно вызывает искривление позвоночника, которое, если им не заниматься, — прямой путь к раннему остеохондрозу или межпозвонковым грыжам. А это – сильные боли и ограничение подвижности вплоть до невозможности ходить. Подобные типичные последствия есть у каждой формы ДЦП. Беда лишь в том, что в России эти данные практически не обобщаются, а потому растущих ДЦПшников и их родных никто не предупреждает об опасностях, подстерегающих в будущем.

Гораздо лучше известно родителям, что пораженные участки мозга становятся чувствительными к общему состоянию организма. Временное усиление спастики или гиперкинезов могут вызвать даже банальный грипп или скачок давления. В редких случаях нервное потрясение или серьезное заболевание вызывают резкое длительное усиление всех последствий ДЦП и даже появление новых.

Особое внимание должны проявлять родители к состоянию ребенка с 12 до 18 лет. В это время даже здоровые дети испытывают серьезные перегрузки из-за особенностей перестройки организма. (Одна из проблем этого возраста – рост скелета, опережающий развитие мышечных тканей.) Знаю несколько случаев, когда ходячие дети из-за проблем с коленными и тазобедренными суставами в этом возрасте садились на коляску, причем навсегда. Именно поэтому западные врачи не рекомендуют ставить на ноги ДЦПшников 12-18 лет, если до этого они не ходили.

Миф четвертый: всё от ДЦП

Последствия ДЦП бывают самые разные, и все же их перечень ограничен. Однако близкие людей с этим диагнозом порой считают ДЦП причиной не только нарушения двигательных функций, а также зрения и слуха, но и таких явлений как аутизм или синдром гиперактивности. А главное – считают: стоит вылечить ДЦП – и все остальные проблемы решатся сами собой. Между тем, даже если причиной болезни действительно стал ДЦП, лечить надо не только его, но и конкретное заболевание.


В процессе родов у СильвестраСталлоне были частично повреждены нервные окончания лица — часть щеки, губ и языка актера так и остались парализованными, впрочем невнятная речь, ухмылка и большие грустные глаза стали в дальнейшем визитной карточкой.

Миф пятый: с ДЦП никуда не берут

Этот миф распространяют в основном те, кто не в состоянии трезво оценить свои способности и хочет учиться или работать там, где ему вряд ли удастся соответствовать предъявляемым требованиям. Получая отказ, такие люди и их родители нередко обращаются в СМИ, стремясь силой добиться своего. Если же человек умеет соизмерять желания с возможностями, он находит свой путь без разборок и скандалов.

Показательный пример – наша выпускница Екатерина К., девушка с тяжелой формой болезни Литтля. Катя ходит, но может работать на компьютере всего одним пальцем левой руки, а ее речь понимают только очень близкие люди. Первая попытка поступить в вуз на психолога не удалась – посмотрев на необычную абитуриентку, несколько преподавателей заявили, что отказываются ее учить. Через год девушка поступила в Академию печати на редакторский факультет, где была дистанционная форма обучения. Учеба пошла настолько успешно, что Катя стала подрабатывать сдачей тестов за своих однокашников. Устроиться после окончания вуза на постоянную работу ей не удалось (одна из причин – отсутствие трудовой рекомендации МСЭ). Однако время от времени она работает модератором учебных сайтов в ряде вузов столицы (трудовой договор оформляется на другого человека). А в свободное время пишет стихи и прозу, выкладывая произведения на собственный сайт.

Сухой остаток

Что же я могу посоветовать родителям, которые узнали, что у их малыша ДЦП?

Прежде всего – успокоиться и постараться уделять ему как можно больше внимания, окружая его (особенно в раннем возрасте!) только положительными эмоциями. При этом постарайтесь жить так, будто в вашей семье растет обычный ребенок – гуляйте с ним во дворе, копайтесь в песочнице, помогая своему малышу наладить контакт со сверстниками. Не нужно лишний раз напоминать ему о болезни – ребенок должен сам прийти к пониманию своих особенностей.

А главное – верьте: у вашего ребенка всё будет хорошо, если он вырастет открытым и доброжелательным человеком.


Рубрика: Медицина

Дата публикации: 26.10.2015 2015-10-26

Статья просмотрена: 2286 раз

Детская инвалидность, особенно вследствие заболеваний нервной системы, является важнейшей из социальных проблем. Она представляет собой не только индикатор состояния здоровья детей, но и характеризует социально-экономическое развитие общества, экологическое состояние территории, качество и доступность медицинской помощи, эффективность проведенных реабилитационных мероприятий.

Ключевые слова: детская инвалидность, детский церебральный паралич, нервная система, ограничения жизнедеятельности.

Анализируя статистические данные по заболеваемости за последние 5 лет, установлено, что в Российской Федерации болезни нервной системы среди всех заболеваний детей занимают седьмое ранговое место. Однако среди причин, приведших к инвалидности, болезни нервной системы, в том числе ДЦП, занимают третье место, уступая лишь врожденным аномалиям развития и психическим расстройствам и расстройствам поведения.

Детский церебральный паралич — это группа полиэтиологических симптомокомплексов, которые возникают в результате недоразвития или повреждения головного мозга в перинатальном, интранатальном и раннем постнатальном периоде. [Петрухин А. С., 2004г.] Детский церебральный паралич относится к непрогрессирующим резидуальным состояниям, однако, инфекционные заболевания, интоксикации, повторные травмы могут сопровождаться ухудшением состояния, что создает впечатление текущего патологического процесса.

Частота детского церебрального паралича составляет 4–8,9 на 1000 родившихся, причем в последние годы число больных увеличивается. По данным литературы в последнее десятилетие отмечается негативная тенденция показателей соматического, физического и психического здоровья детского населения РФ. Растёт число детей с наследственными и врождёнными заболеваниями, повышается удельный вес детей, рождённых с травмами и патологией центральной нервной системы, прогрессирует рост хронических форм патологии, увеличивается частота осложнений вирусных заболеваний, и, как следствие этого увеличивается общее число детей-инвалидов, в том числе и вследствие ДЦП [Леонов С. А., 1999; Осадчих А. И., 2002; Иваньшина И. А., 2003; Стародубов В. И., 1999; Пузин С. Н., 2007; Науменко Л. Л., 2009].

Заболевание чаще встречается среди мальчиков, соотношение мужского и женского пола составляет 1,9:1. В 90 % случаев диагностируется в возрасте до 3 лет. Детский церебральный паралич занимает одно из ведущих мест (до 70 %) среди заболеваний нервной системы, приводящих к инвалидности у детей, причем у 20–35 % больных степень ограничения жизнедеятельности (ОЖД) настолько значительна, что они не передвигаются и оказываются необучаемыми.

Этиология. Детский церебральный паралич обусловлен главным образом нарушением внутриутробного развития и повреждением головного мозга во время родов вследствие асфиксии и внутричерепных кровоизлияний. К этиологическим факторам относят различные заболевания матери, в том числе и инфекции, воздействие токсичных веществ, алкоголизм родителей и др. В постнатальном периоде частой причиной является гемолитическая болезнь новорожденных (билирубиновая энцефалопатия), гипоксически-ишемическое поражение головного мозга.

Состояние, угрожаемое по ДЦП:

 крайне тяжелое состояние при рождении (оценка по Апгар не выше 3–4 б);

 выраженные изменения мышечного тонуса, угнетение безусловных рефлексов;

 грубая неврологическая симптоматика с явлениями поражения ствола головного мозга;

 судороги, тремор, вздрагивания;

Классификация детского церебрального паралича отражает в основном особенности двигательных нарушений:

1) спастическая диплегия;

2) спастическая гемиплегия;

3) двойная гемиплегия (спастический тетрапарез);

4) гиперкинетическая форма;

5) атонически-астатическая форма.

Клиническая картина и критерии диагностики. Имеет значение раннее нарушение локомоторного развития ребенка. Окончательный диагноз обычно устанавливают после 1 года, когда двигательные, речевые и психические нарушения становятся явными.

Спастическая гемиплегия. Обычно развивается при поражении двигательной области коры. Нарушение мышечного тонуса в одноименных конечностях можно выявить с 3–4 месяца жизни, когда ослабевает физиологический гипертонус сгибателей. Выявляется односторонний парез конечностей по центральному типу, больше выраженный в руке. В клинике при этом формируется поза Вернике-Манна: рука приведена к груди, кисть сжата в кулак, предплечье пронировано, паретичная нога ротирована кнутри, стопа супинирована и ротирована кнаружи. Родитель отмечают нарушение походки и манипуляции с одной стороны. Ребенок захватывает предметы обихода и игрушки здоровой рукой. Характерно отставание в росте патетичных конечностей. Нарушения речи встречаются в 60 % случаев, преобладают алалия и псевдолалия. Нередки психические расстройства, судорожные пароксизмы. Социально- трудовая адаптация в значительной мере зависит от своевременной компенсации нарушенных функций.

Двойная гемиплегия — наиболее тяжелая форма, представляющая собой спастический тетрапарез, одинаково выраженный в верхних и нижних конечностях, хотя возможно неравномерное поражение сторон. Рано развиваются контрактуры суставов. Дети обычно не овладевают навыками самостоятельной ходьбы. Наблюдается глубокое интеллектуальное недоразвитие, иногда в степени идиотии, тяжелые речевые нарушения. Прогноз неблагоприятен.

Гиперкинетическая форма. Поражаются преимущественно базальные ганглии. Характеризуется непроизвольными движениями и позами (гиперкинезами) и нарушениями мышечного тонуса, чаще — диффузная гипертония по экстрапирамидному типу. Гиперкинезы появляются в 6–8 мес., хорошо выражены после 2 лет. В клинической картине преобладают различные по характеру гиперкинезы: двойной атетоз, хореоатетоз, торсионная дистония. Характерна значительная изменчивость тонуса мышц, в связи, с чем неловкость движений. Произвольные движения таких больных неловкие, некоординированные, порывистые, что обусловлено наличием гиперкинезов. Нередко сочетание гиперкинеза с парезами. Эпилепсия встречается у 20–25 % больных. Встречаются речевые расстройства. Характерно нарушение речи — гиперкинетическая дизартрия (речь невнятна, невыразительна). Психическое развитие страдает меньше, чем при других формах, поэтому обучение и социальная адаптация возможны, но овладение трудовыми навыками затруднено или недоступно из-за гиперкинеза и нарушения речи.

Атонически-астатическая форма отличается от других низким тонусом мышц, нарушениями координации. Типичны интенционный тремор, дисметрия, атаксия. Возможны умеренный гиперкинез, пирамидная недостаточность. Ребенок неспособен длительно удерживать позу, противостоящую силе тяжести. Дети с опозданием начинают садиться, стоять, ходить, задерживается развитие произвольных движений. Походка пропульсивная с широко расставленными ногами. Интеллект страдает незначительно, но часты нарушения речи по типу мозжечковой дизартрии. В связи с умеренностью интеллектуальных расстройств часть больных с компенсированными мозжечковыми нарушениями могут адаптироваться к труду.

Течение и прогноз. Течение обычно регредиентное с постепенным улучшением, хотя имеются существенные особенности, зависящие от формы детского церебрального паралича.

Различают три стадии течения:

1) ранняя (охватывает период новорожденности) общее состояние тяжелое, вегетативные нарушения, нистагм, судороги, синдром двигательных нарушений;

2) начальная резидуальная — выявляется в 4–5 месячном возрасте и длится до 2–3 лет, формируются стойкие неврологические нарушения;

3) поздняя резидуальная, когда окончательно формируется патологический двигательный стереотип, контрактуры и деформации, определяется степень нарушения интеллекта.

Лечение необходимо начинать как можно раньше. Оно должно быть индивидуальным, комплексным. При двигательных нарушениях: ЛФК, массаж, миорелаксанты, парафин, озокерит, ортопедические операции. Проводят мероприятия по коррекции нарушений высших мозговых функций: занятия с логопедом, психологом, педагогом, средства, улучшающие метаболизм в головном мозге. Противоэпилептические препараты с учетом характера припадков.

Анализ структуры болезней нервной системы, ставших причиной инвалидности у детей, в Липецкой области за последние 5 лет свидетельствует, что первое ранговое место занимали дети-инвалиды вследствие детского церебрального паралича и других паралитических синдромов. Уровень первичной инвалидности за изучаемый период незначительно снизился с 1,5 до 1,4 на 10 тыс. детского населения. Второе ранговое место занимали дети-инвалиды вследствие дегенеративных болезней нервной системы. Третье ранговое место занимали дети-инвалиды вследствие воспалительных заболеваний нервной системы (рис 1).


Рис. 1. Уровень первичной инвалидности вследствие болезней нервной системы у детей в Липецкой области с учетом классов болезней за 5 лет.

За анализируемый период впервые признанно инвалидами вследствие ДЦП и других паралитических синдромов 151 ребенок или 52,5 % от всех впервые признанных инвалидами детей, вследствие болезней нервной системы. Показатели динамики уровня первичной инвалидности вследствие этих заболеваний составили за анализируемый период 1,8–1,3 на 10 тыс. детского населения. В структуре по полу все 5 лет преобладали мальчики — 61,2 %; девочек — 38,8 %.

Максимальные значения показателя впервые выявленной инвалидности в РФ отмечены в раннем детском возрасте (0–3 года). При этом ведущей патологией, формирующей нарушения, приводящие к инвалидизации в данной возрастной группе, являются заболевания нервной системы [Осадчих А. И.,2002г.; Пузин С. Н., Лаврова Д.И, Чикинова Л. Н.,2005г.; Мохов К. О., 2008].

Анализ структуры первичной инвалидности у детей в Липецкой области вследствие ДЦП показал, что наибольшее число детей было в возрастной группе от 0 до 3 лет 77,6 %. Второй по численности была возрастная группа от 4 до 7 лет 12,1 %. Третьей по численности была возрастная группа от 8 до 14 лет 7,3 %. Четвертой по численности была возрастная группа от 15 лет до 17 лет 3,0 %. При сравнении структуры первичной инвалидности, вследствие ДЦП, по месту проживания отмечено, что в городских поселениях удельный вес инвалидности выше, чем в сельской местности (60,0 % и 40,0 % соответственно).

ОЖД. В зависимости от степени и характера нарушений движений снижается способность владеть своим телом, возможность повседневной деятельности в связи с недостаточной функцией верней конечности, ловкостью. Это приводит к ограничению способности к передвижению, самообслуживанию, трудовой деятельности. Нарушения интеллекта снижают возможность профессиональной работы из-за ограничения способности к обучению. Помимо этого, жизнедеятельность ограничивается вследствие снижения способности к ситуативному поведению. Больным присущи инфантильность, зависимость от окружающих, эмоциональная незрелость, пассивное поведение. Это затрудняет взаимоотношения в семье, трудовом коллективе. Нарушения зрения, слуха, речи, эпилептические припадки могут приводить к значительному ограничению способности к ориентации, общению, трудовой деятельности.

Основными видами нарушений функций организма у детей-инвалидов вследствие ДЦП в Липецкой области за последние 5 лет являются нарушение статодинамической функции — в 63,0 % случаев и психической функции — в 58,0 % случаев. Причём среди сельских детей-инвалидов этот показатель выше, чем среди детей-инвалидов, проживающих в городской местности, и составил 67,0 % и 65,0 % случаев нарушения статодинамической функции соответственно, психической функции 62,0 % и 59,0 % соответственно. У 58,7 % детей-инвалидов имели место умеренные нарушения функций организма, этот показатель выше у городских детей, чем у сельских 62,4 % и 54,0 % соответственно. Выраженные нарушения выявлены у 28,8 % детей-инвалидов, этот показатель выше у сельских детей, чем у городских 30,9 % и 27,3 % соответственно. У 12,5 % детей-инвалидов имели место значительно выраженные нарушения, этот показатель выше у сельских детей, чем у городских 15,1 % и 10,3 % соответственно (рис 2).


Рис. 2. Нарушение функций организма у изучаемой группы детей-инвалидов вследствие болезней нервной системы по месту проживания

Специфика детской инвалидности состоит в том, что ограничения жизнедеятельности возникают в период формирования высших психических функций, усвоения знаний и умений, в период становления личности. В отличие от взрослых инвалидность в детском возрасте накладывает ограничения не только на проявление личности ребенка, но и на её формирование. При медико-социальной экспертизе определяются основные категории ограничений жизнедеятельности и степень их выраженности.

Среди ограничений жизнедеятельности у детей-инвалидов вследствие ДЦП в Липецкой области основными являлись ограничения способности к самостоятельному передвижению (34,7 %), способности к самообслуживанию (30,5 %), способности к обучению (26,1 %), способности к общению (6,2 %), способности к контролю поведения (2,5 %). Среди детей-инвалидов, проживающих в городской местности, основными являлись ограничения способности к обучению (32,7 %), способности к самообслуживанию (30,3 %), способности к самостоятельному передвижению (27,9 %), способности к общению (7,3 %), способности к контролю поведения (1,8 %). Среди детей-инвалидов, проживающих в сельской местности, основными являлись ограничения способности к передвижению (43,6 %), способности к самообслуживанию (31,0 %), способности к обучению (17,4 %), способности к общению (4,8 %), способности к контролю поведения (3,3 %).

У 61,5 % детей-инвалидов ограничения жизнедеятельности были 1 степени, у 25,4 % детей-инвалидов — 2 степени, у 13,1 % детей-инвалидов — 3 степени. Среди детей-инвалидов, проживающих как в городской, так и в сельской местности, преобладают ограничения жизнедеятельности 1 степени (57,0 %,67,5 % соответственно). Ограничения 2 степени среди городских и сельских детей-инвалидов составили 30,3 % и 19,0 %, ограничения 3 степени 12,7 % и 13,5 % соответственно (рис 3).


Рис. 3. Степень ограничений жизнедеятельности детей-инвалидов вследствие болезней нервной системы по месту проживания

Необходимый минимум направления на МСЭ: экспериментально-психологическое, логопедическое, офтальмологическое и отоневрологическое обследование; заключения ортопеда, педиатра; рентгенограмма черепа, ЭЭГ, Эхо ЭГ (при необходимости)

Профилактика инвалидности и реабилитация. Предупреждение неблагоприятного внутриутробного воздействия на плод; квалифицированное акушерское пособие во время родов; своевременная диагностика и оптимальное лечение больного, особенно в ранней и начальной стадии. Индивидуальная программа реабилитации должна включать в себя повторные курсы восстановительного лечения, при необходимости ортопедические операции; мероприятия по достижению доступного уровня общего образования, раннему развитию трудовых навыков, профориентации, профессиональному обучению и рациональному трудоустройству. Мерами социальной помощи является снабжение больных специальным оборудованием и приспособлениями, облегчающими труд, самообслуживание, а также средствами передвижения. Достижимый уровень реабилитации определяется в основном клинической формой ДЦП и выраженностью нарушения функций. Около 50 –60 % больных в позднем резидуальным периоде ДЦП работают или учатся, более 30 % могут приобрести специальность, некоторые получить высшее образование. Лица с сохранным интеллектом, несмотря на выраженные двигательные нарушения, могут быть приспособлены к отдельным видам труда в индивидуальных, в частности надомных, условиях.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.