Дцп средний школьный возраст

Психологические особенности детей с ДЦП проявляются достаточно рано из-за ограниченности движений, малой дееспособности, проблем с речью происходит задержка в развитии. Снижение уровня социальных контактов ведет к тому, что ребенок замыкается в себе. Хотя если родители уделяют достаточно внимания социализации, то ребенок будет хорошо идти на контакт.

Задержка в развитии проявляется в образе психического инфантилизма, при котором страдают эмоциональные и волевые составляющие психики. Эмоциональная сфера таких детей остается несформированной даже тогда, когда они взрослеют. Чем сильнее у ребенка проявляется детский церебральный паралич, тем сложнее ему адаптироваться психически и физически среди своих ровесников.

На развитие личности оказывает большое влияние социальная сфера, а преимущественно отношение родителей к ребенку и его недугу. От уровня просвещенности семьи в вопросах общения с детьми с ДЦП зависит будет ли ребенок развиваться интеллектуально и физически или же затормозится на определенном уровне развития. Так же большое значение оказывают так называемые биологические факторы, к которым относятся:

· степень тяжести заболевания;

· степень структурных изменений мозга;

Детям с ДЦП предоставляется достаточно возможностей для развития (реабилитационные центры, центры досуга), но не каждая семья может себе это позволить.

Из-за сильных ограничений опорно-двигательного аппарата дети с детским церебральным параличом малоподвижны и поэтому способствуют поддержанию их относительно нормального состояния сбалансированное питание, массажи, занятия со специалистами. Это помогает сохранить психическую деятельность и поддерживать ее развитие.

Дети с менее выраженными дефектами вполне могут социализироваться. Если их движения не сильно нарушены, сохранен интеллект, присутствует предметная деятельность и они могут играть, то такие дети направляются для обучения в обычные школы и ведут вполне обычный образ жизни.

Процесс социализации детей с детским церебральным параличом усложняется тем, что общество не всегда готово принять их. Большинство родителей запрещают своим детям общаться с детьми, страдающими ДЦП из-за необоснованного страха. Из-за этого такие дети чувствует себя изгоями и их общение ограничивается родителями, врачами, медсестрами, социальными работниками, другими детьми-инвалидами.

Так как ребенок с ДЦП с ранних лет ограничен в общении, то у него не складываются привычные для нас понятия о морали и правилах поведения в обществе. В связи с этим его поведение может носить невротический характер:

· необоснованные страхи, кошмары.

Большую часть времени ребенок с ДЦП проводит в замкнутом пространстве, что усугубляет проблему невротического поведения и ограничивает его возможности в познавании мира, так как он не выходит за пределы собственной комнаты. В свою очередь это может привести к опасному состоянию – психической деривации, которое из-за особенностей психики ребенка с ДЦП будет развиваться стремительнее, чем у здорового ребенка. Психическая деривация может привести к серьезному отставанию психического развития, деградации.

Такие состояния имеют особую опасность для детей с сильными ограничениями опорно-двигательного аппарата, так как те не могут позволить себе полноценное общение, не смотря на то, что интеллект может быть сохранен на достаточном уровне. Таким детям нужно уделять особое внимание, заниматься с ними и в случае, если ребенок не может самостоятельно посещать школу или другое какое-либо учебное заведение, необходимо обеспечить обучение на дому, что позволит ребенку развиваться и получить образование.

Дети с ДЦП проходят регулярные обследования у врача, который оценивает физическое состояние и психическое развитие ребенка и делает заключение, может ли он обучаться в школе. Затем необходимо определиться с типом школы. Если состояние ребенка позволяет ему учиться в обычной школе, то ему предоставляется данная возможность. Такие ученики вряд ли будут лучше всех, но закончить школу вполне могут и если им это удастся, то в дальнейшем можно пройти профессиональное обучение, а затем найти работу.

Если врач делает заключение, что тяжесть физического состояния или состояние психики не могут позволить ребенку посещать обычную школу, то родителям предлагают выбрать специальное учебное заведение. Крайне редко, при тяжелой форме повреждения нервной системы, детей с ДЦП признают необучаемыми.

Основными параметрами для оценки возможностей обучения являются личностные, интеллектуальные и волевые особенности развития детей.

Личностные качества могут быть на достаточно высоком уровне и зависят от степени поражения мозга. Сохранность мозговой активности позволяет ребенку с ДЦП воспринимать весь спектр эмоций. Обычно такие дети не теряют связи с реальностью, являются очень доброжелательными и сострадающими, но нередко у них проявляется психический инфантилизм. Он проявляется в личностных изменениях и связан с неравномерным развитием различных участков мозга. Дети с ДЦП страдающие инфантилизмом в своих действиях стремятся к получению удовольствия, они не умеют различать свои и чужие потребности, у них полностью отсутствует чувство сопереживания.

Так как у детей с детским церебральным параличом очевиден недостаток общения в социуме, у них проявляется отсутствие предметной деятельности, они имеют смазанные представления о мире вокруг, своей роли, положении в нем.

Игровая деятельность имеет большое значение в формировании личности и психики детей с ДЦП. Ребенку необходимо все разъяснять до мельчайших подробностей даже в обращении с простыми игрушками, если правильно вовлекать ребенка в игру, оказывать ему поддержу, то это поможет овладеть ему множеством полезных навыков.

В 30-50% случаев заболеваний интеллект у детей, страдающих ДЦП, снижен. Что зависит, как уже говорилось ранее, от ответственности родителей. Если они будут заниматься с детьми, развивать их, то ребенок будет расти интеллектуально и чувствовать себя более полноценным. Но если оставить ребенка с сохраненным интеллектом без развивающих занятий, то уровень его умственных способностей начнет падать.

Дети с тяжелой формой ДЦП не понимают назначения игрового процесса и не способны поддерживать какое-либо общение. Это происходит из-за сильного повреждения центральной нервной системы. Детей с таким состоянием обучают элементарным правилам самостоятельного ухода насколько это возможно.

Важную роль в определении готовности ребенка с ДЦП к обучению играет его волевая готовность, которая подразумевает под собой, что ребенок 6-8 лет понимает важность и значимость учебного процесса, что он способен контролировать свои действия. Если же волевая готовность присутствует не в полной мере или отсутствует вовсе, то обучение в обычной школе невозможно.

Наиболее важная часть волевой готовности — наличие мотивации. Мотивации могут быть разнообразными, например: узнать что-то новое, освоить профессию, приобрести новые навыки. Психологические особенности малышей школьного возраста с ДЦП таковы, что для них не всегда ясна роль обучения, что является причиной отсутствия мотива.

У детей с ДЦП наблюдаются психоорганические расстройства, которые проявляются стертостью, нечеткостью личностных реакций, органической их окрашенностью. Поэтому переживания собственного дефекта не всегда полностью осознаются в этом возрасте, они могут сочетаться с недостаточной критической самооценкой в целом. Младший школьник проявляет слабые волевые усилия для преодоления дефекта и завоевания равного или лидирующего положения в семье, школе. Большое значение здесь имеют, помимо неблагоприятных условий воспитания, астения, апатические расстройства, адинамия, снижение уровня познавательной деятельности.

По результатам исследования детей младшего школьного возраста , больных ДЦП, которое проводили И. И. Мамайчук и Г. В. Пятакова в ЛНИДОИ им. Турнера в 1985-1988 гг., выявили такие особенности личности, как неуравновешенность, эмоциональная неустойчивость, легкая возбудимость, недостаточно адекватная самооценка.

Л. И. Баквин отмечал у младших школьников с ДЦП независимо от формы нарушения эгоцентризм, себялюбие, требовательность; он связывает это с тем, что развитие этих детей происходит в узком кругу, и они оторваны от общественной жизни. С другой стороны, из-за непосильных требований родителей или, наоборот, из-за чрезмерного сужения опеки дети не уверены, несамостоятельны, испытывают постоянное чувство тревоги, собственной неполноценности. У них могут возникать реактивная депрессия, тревога, апатия, негативные характерологические реакции и сдвиги в поведении.

Таким образом, дети младшего школьного возраста с детским церебральным параличом имеют немало психологических особенностей, изучение которых необходимо для улучшения качества жизни таких детей. Выше указанная информация позволяет оценить важность наличия полноценных пространственных представление для детей с ДЦП.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Проблеме психических нарушений у детей, страдающих церебральным параличом, посвящено значительное количество работ отечественных специалистов (Э. С. Калижнюк, Л. А. Данилова, Е. М. Мастюкова, И. Ю. Левченко, Е. И. Кириченко и др).

Внешний вид и поведение определяются формой нарушения и его тяжестью. Чаще всего, при негрубых формах спастической диплегии, или гемипарезе когда ребенок, как правило, передвигается сам, может себя обслуживать, поведение достаточно адекватно ситуации, хотя, порой, ребенок недостаточно критичен к ситуации в целом и его поведение может быть схоже с поведением ребенка более младшего возраста. В случае других форм ДЦП поведение может быть достаточно специфичным, вплоть до значительной неадекватности.

Темповые характеристики деятельности у всех детей с ДЦП значительно снижены. Порой, очень значительно и это не всегда связано с собственно двигательными нарушениями. Выражено замедлен и темп мышления, темп речи, скорость реагирования и т.п.

Работоспособность как физическая, так и умственная в подавляющем большинстве случаев значительно снижена.

Характер деятельности, ее целенаправленность и произвольная регуляция психических функций у детей с ДЦП, как правило, страдает достаточно выражено. Это объясняется системным ранним поражением ЦНС.

Адекватность и критичность ребенка в большой степени зависит от формы и тяжести проявлений, как впрочем, и особенности обучаемости. При тетраплегиях, и выраженных гиперкинетических формах ДЦП специалистам часто в процессе однократного взаимодействия с ребенком невозможно оценить этот параметр.

Обучаемость ребенка, как правило, страдает, в том числе, за счет специфики развития восприятия, памяти, внимания, но может быть вполне удовлетворительной на бытовом уровне.

Внимание легко привлекается, но оно часто неустойчиво, ребенок для поддержания внимания нуждается в помощи взрослого, выражены трудности распределения внимания и его устойчивости, часто значительно затруднено переключение внимания, ребенок инертен.

Темп проявления того, что мы называем мышлением выражено замедлен, что на бытовом уровне не вполне удовлетворяет задачам адаптации в детской среде. Мыслительная деятельность инертна, значительно замедленна, тугоподвижна и страдает в различных ее звеньях - в аналитическом, синтетическом звене, звене обобщения материала, его логического анализа и т.п. Мышление на бытовом уровне тяготеет к простому, конкретно-ситуативному.

Особенности развития речи - чаще всего у ребенка имеют место различной степени выраженности нарушения звукопроизношения, темпа, плавности и интонационно-просодических характеристик речи. Темп речи, как и других видов деятельности, значительно замедлен. Особенности речевого развития заключаются не только в том, что оно задерживается по срокам и темпам, но и его качеству.

Особенности эмоционально-личностного развития. Дети, как правило, имеют самые разнообразные эмоциональные особенности, но проявляют их как дети более младшего возраста. Дистанцию в общении в целом часто не удерживают но, могут быть недостаточно критичны, навязчивы, не удерживают границ общения.

У детей с ДЦП своеобразная структура личности. Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. У них легко формируются иждивенческие установки, эмоционально-волевая сфера незрелая. Для них характерны особенности в формировании личности: пониженный тон настроения, тенденция к ограничению социальных контактов, заниженная самооценка, страх новой обстановки.

Проблемы детей с ограниченными возможностями привлекают внимание большого количества различных специалистов. И это не случайно, так как в новом тысячелетии ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен рассматриваться не только как объект медико-социальной помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество.

В младшем школьном возрасте у ребенка закрепляется волевой мотив достижения и становится устойчивой личностной чертой. Однако, это происходит не сразу, а лишь к концу младшего школьного возраста. В начале обучения окончательно оформляются остальные личностные свойства, необходимые для реализации этого мотива.

Особенностью детей младшего школьного возраста является безграничное доверие к взрослым. Это напрямую касается важного личностного новообразования - самооценки. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку. У младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются адекватные, завышенные и заниженные самооценки.

Еще одним важным моментом является сознательная постановка многими детьми цели. Сознательный контроль ребенком собственных действий достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять поведением на основе принятого решения, намерения, поставленной цели. Принятая цель или возникшее намерение управляют поведением, не позволяя вниманию отвлекаться на посторонние дела.

Параллельно с волевой мотивацией достижения успехов и под ее влиянием в младшем школьном возрасте совершенствуются два других личностных качества ребенка: трудолюбие и самостоятельность. В качестве стимулов деятельности выступают те, которые порождают у младших школьников положительные эмоции.

Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами:

- биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;

- социальными условиями - воздействием на ребенка семьи и педагогов.

Иными словами, на развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны - отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера. Именно поэтому необходимо помнить о том, что личностные особенности детей, страдающих ДЦП, - результат тесного взаимодействия этих двух факторов. Следует заметить, что родители, при желании, могут смягчить фактор социального воздействия.

Особенности личности ребенка с аномалиями в развитии, в том числе ДЦП, связана, в первую очередь, с условиями ее формирования, которые значительно отличаются от условий развития нормального ребенка.

Исследования показали, что осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7-8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения. На сложившуюся ситуацию дети могут реагировать по-разному:

- ребенок замыкается в себе, становится чрезмерно робким, ранимым, стремится к уединению;

- ребенок становится агрессивным, легко идет на конфликт.

Для детей с церебральным параличом характерны такие нарушения формирования эмоционально-волевой сферы и поведения, которые особенно выражены при гиперкинетической и атонически-астатической формах ДЦП.

Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.

В основе психического инфантилизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер при преобладающей незрелости последней. Основной признак инфантилизма - недоразвитие произвольной регуляции поведения и других форм произвольной деятельности (высших психических функций).

При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент “детскости”. Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью.

Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному:

1. Повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными. Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.

2. Пассивность, безынициативность, излишняя застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Этот синдром, так же как и радостное, приподнятое настроение со снижением критики (эйфория), отмечается при поражениях лобных долей мозга. Фобический синдром, или синдром страхов, характерен для многих детей с церебральным параличом. Повышенная впечатлительность в сочетании с эмоциональной возбудимостью и аффективной инертностью создает благоприятный фон для возникновения невроза страха.

3. У детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают.

4. Повышенная впечатлительность. Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации: двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию.

5. Повышенная утомляемость - еще одна отличительная особенность, характерная практически для всех детей с ДЦП. В процессе коррекционной и учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны: темп речи ускоряется, при этом она становится менее разборчивой; наблюдается усиление гиперкинезов; проявляется агрессивное поведение - ребенок может разбрасывать находящиеся поблизости предметы, игрушки.

6. Еще одна область, в которой родители и педагоги могут столкнуться с серьезными проблемами - это волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Психический инфантилизм, свойственный большинству детей с ДЦП, накладывает существенный отпечаток на поведение ребенка. Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу.

Дети, страдающие церебральным параличом, более часто испытывают отрицательные эмоции, такие как: страх, гнев, стыд, страдания и др., чем дети без данного заболевания. Доминирование отрицательных эмоций над положительными приводит к частому переживанию состояний грусти, печали с частым перенапряжением всех систем организма.

А. Шишковская отмечает, что факторы, оказывающие влияние на волю ребенка, можно разделить на:

- внешние, к которым относятся условия и характер заболевания, отношение окружающих к больному ребенку;

- внутренние, такие, как отношение ребенка к самому себе и к собственной болезни.

Таким образом, особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы ребенка с ДЦП во многом зависят не только от специфики заболевания, но в первую очередь от отношения к ребенку окружающих: родителей, педагогов и др.

Проявления ДЦП разнообразны — это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. Строго говоря, ДЦП не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП — повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период. Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.

Признаки и ранние симптомы детского ДЦП

В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их. К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения. Примерно у трети детей с ДЦП случаются судороги. Этот симптом нередко проявляется не в младенческом возрасте, а несколько позже.

Помимо этого встречаются такие симптомы ДЦП, как нарушения зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:

  • в возрасте одного месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте семи месяцев ребенок не может сидеть без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком медленные;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.

ДЦП может проявляться по-разному, в зависимости от пораженной зоны головного мозга. Иногда проявления этого заболевания незначительны, однако в тяжелых случаях нарушения могут быть крайне серьезными. Существует несколько видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга. Это приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  • Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
  • Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.

Реабилитация при ДЦП держится на двух главных принципах — комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, и коммуникативных, и интеллектуальных навыков.

Лечение ДЦП — пожизненный процесс, так как полное излечение фактически невозможно. Однако это еще не означает, что ДЦП — приговор. Большинство больных ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были приняты в раннем возрасте. В детстве мозг развивается очень активно. Он обладает гораздо большими компенсаторными возможностями, чем мозг взрослого. Поэтому лечение ДЦП, которое началось в ранние годы, будет наиболее эффективным.

Лечение ДЦП в основном направлено на устранение симптомов. Правильнее было бы называть это не лечением, а реабилитацией, ориентированной на восстановление функций, которые пострадали в результате этого заболевания. Одним из самых действенных методов считается массаж, который помогает привести в норму мышечный тонус. Также в реабилитации при ДЦП широко используется лечебная гимнастика. ЛФК помогает улучшить координацию движений. Но она дает ощутимый эффект лишь в том случае, если занятия проходят регулярно на протяжении всей жизни. Хороший результат дают и занятия на специальных тренажерах.

При отсутствии судорог показана и физиотерапия — например, миостимуляция и электрофорез. Многие врачи рекомендуют также электрорефлексотерапию для восстановления активности нейронов коры головного мозга — это помогает снизить мышечной тонус, улучшить координацию, речь и дикцию.

Во многих случаях показано медикаментозное лечение при помощи препаратов, улучшающих деятельность мозга.

Недавние российские исследования подтвердили у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии (кислородном голодании клеток), в высокой интенсивности свободнорадикального окисления липидов (жировых молекул), в компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (недостаточность гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к хронизации болезней ЛОР-органов, ЖКТ и почек. Определена прямая зависимость биохимических нарушений от тяжести ДЦП, поэтому важна индивидуальная диагностика и контроль биохимического дисбаланса в организме, чтобы компенсировать отклонения от биологической нормы при помощи специальных препаратов, диет, коррекции образа жизни. В результате можно существенно повысить потенциал и эффективность реабилитации детей с отставанием в развитии.

Детский церебральный паралич вызывает необратимое поражение определенных областей головного мозга. Задача врачей и родителей — скорректировать последствия ДЦП. Необходимо принять тот факт, что процесс реабилитации должен быть постоянным и непрерывным.

  • Новости проекта
  • Журналы
  • Газеты
  • Книги
  • Статьи
  • Диссертации
  • Фото
  • Видео
  • Персоны
  • Правила
  • Журналы
  • Фото
  • Газеты
  • Видео
  • Книги
  • Персоны
  • Статьи
  • Правила
  • Автоспорт
  • Академическая гребля
  • Альпинизм и скалолазание
  • Американский футбол
  • Армрестлинг
  • Бадминтон и сквош
  • Баскетбол
  • Бейсбол
  • Биатлон
  • Бильярд
  • Бобслей
  • Бодибилдинг
  • Бокс
  • Борьба вольная
  • Борьба греко-римская
  • Борьба спортивная
  • Боулинг
  • Вейкбординг
  • Велоспорт - BMX
  • Велоспорт - трек

Популярное

За последние годы рост инвалидности в целом составил 8-10% при резком увеличении числа детей-инвалидов. Среди инвалидов с детства 85% приходится на инвалидность по психоневрологическому профилю [5].

Детский церебральный паралич возникает вследствие влияния различных повреждений плода во время беременности, в родах и в постнатальном периоде. Причинам генетического характера отводится минимальная роль, при этом ДЦП, в отличие от наследственно обусловленных заболеваний, не прогрессирует, напротив, по мере роста и развития ребенка может наблюдаться уменьшение клинических симптомов болезни [4].

Инвалидность у детей приводит к существенному ограничению жизнедеятельности, способствуя социальной дезадаптации, сопровождающейся затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.

Поэтому в комплексной реабилитации детей с церебральным параличом важно использовать все многообразие средств восстановительной терапии, включая медицинскую, педагогическую, психологическую и социальную реабилитации [2].

При решении важных вопросов реабилитации акцент делается на процессы компенсации, адаптации, социализации и интеграции детей с церебральным параличом.

Проблеме реабилитации детей с ДЦП посвящено много исследований, однако ее нельзя считать решенной. Данная работа посвящена физической реабилитации детей среднего школьного возраста с церебральным параличом в условиях коррекцион- ной школы VI вида.

В этой связи предполагалось, что использование предложенной методики физической реабилитации будет способствовать улучшению функционального состояния опорно-двигательного аппарата и психических функций у детей среднего школьного возраста со спастическими формами церебрального паралича.

Цель исследования - разработать методику физической реабилитации, направленную на коррекцию психических и двигательных нарушений детей среднего школьного возраста с церебральным параличом.


ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В эксперименте приняло участие 30 человек, из них 14 человек составили экспериментальную группу и 16 человек контрольную группу. Дети были сгруппированы по принципу однородности нарушений: возраст 12-15 лет; диагноз - детский церебральный паралич, спастическая диплегия.

На первом этапе исследования был проведен анализ медицинских карт с целью ознакомления с основным диагнозом, сопутствующими заболеваниями, вторичными отклонениями и медицинскими противопоказаниями у наблюдаемых. На основе полученных данных нами была разработана и предложена методика, направленная на коррекцию психических и двигательных нарушений детей среднего школьного возраста с церебральным параличом.

Для детей контрольной группы использовалась традиционная система физической реабилитации, включающая в себя занятия лечебной физической культурой (ЛФК), курсы массажа. Занятия ЛФК проводились 3 раза в неделю по 40 минут в течение исследуемого периода. Курсы массажа состояли из 15 сеансов 2 раза в год.

У детей экспериментальной группы использовалась методика физической реабилитации, включающая в себя средства адаптивной физической культуры (ОРУ, дыхательные упражнения, подвижные игры, упражнения с предметами и на предметах), элементы современных технологий (двигательная пластика, элементы йоги, фитбол), а также курсы массажа по 15 сеансов 2 раза в год. Занятия ЛФК проводились, как и в контрольной группе, 3 раза в неделю по 40 минут. Отличительной особенностью методики физической реабилитации в экспериментальной группе была содержательная часть.

Компоненты методики физической реабилитации:

1. Используемые средства физического воспитания: ОРУ, направленные на развитие крупных мышечных групп; ОРУ, направленные на развитие мелких мышечных групп; циклические упражнения (бег, ходьба); ациклические упражнения; звуко- речевые упражнения (методика Стрельцовой); дыхательные упражнения (методика Стрельниковой); подвижные игры (игры средней и малой подвижности); упражнения с предметами и на предметах (фитбол, гимнастические палки, мячи, и т.д.); элементы йоги (асаны в упрощенных исходных положениях, асаны с использованием фитбола); элементы хореографии (хореографические этюды народных танцев, хореография рук).

3. Формы проведения занятий: групповая (5-7 учащихся); малогрупповая (2-3 человека); индивидуальная.
Одной из форм групповых занятий лечебной гимнастикой была хореографическая гимнастика, отличительными особенностями которой являются положительное психоэмоциональное состояние, желание научиться танцевать, удовольствие, получаемое в процессе обучения.

Элементы йоги использовались с целью обеспечения стабилизации головы и туловища в правильном положении, гашения тонических рефлексов, умения расслаблять спастичные мышцы и подавлять патологические синергии.

Важную роль в проведении занятий с элементами йоги в экспериментальной группе играл индивидуальный метод, где ребенку предоставлялась помощь с акцентом на контроль выполнения упражнений, следствием чего являлась мотивация к последующим занятиям. Индивидуальная работа дала возможность акцентировать внимание ребенка на осознанном целенаправленном движении определенной части тела с целью закрепления данного навыка.

Статистическая обработка экспериментальных данных осуществлялась с использованием пакета статистической обработки Statgraphics Plus for Windows. Рассчитывались числовые характеристики выборки: среднее арифметическое (х), ошибка среднего (Sx) и достоверность различий (p) [3].

Все распределения показателей подчиняются нормальному закону распределения. Этот факт учитывался при выборе критерия значимости, при сравнении показателей двигательных функций до и после эксперимента.

При сравнении показателей двигательных функций по выше перечисленным тестам применялся критерий Стьюдента.


РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ


Динамика результатов тестирования детей экспериментальной группы в процессе исследования (n=14)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.