Дети дцп как перелет

Каждый хочет устроить ребенку праздник. А путешествие с ребенком на море или в яркую, красочную страну, это всегда праздник и незабываемые впечатления. Но когда возможности ребенка ограничены, появляется масса трудностей, которые необходимо преодолевать на пути к мечте. Итак, что же нужно, что бы путешествие доставило как можно больше радости, и как можно меньше проблем вам и вашему ребенку?

Выбираем страну

Если вы собираетесь больше времени проводить в отеле, Турция будет отличным выбором. Большинство турецких гостиниц и городов приспособлены для отдыха детей-инвалидов, так как в них есть пандусы, специально оборудованные туалеты, и многое другое, что необходимо для людей с ограниченными возможностями. К тому же, вы всегда можете подобрать тур согласно вашим возможностям и бюджету, ведь Турция это одно из самых развитых и одновременно самых доступных направлений для отдыха у моря. Чистые пляжи, приветливый персонал и уникальный местный колорит никого не оставят равнодушными.

Если же вы и ваш ребенок предпочитаете экскурсии и хотите больше гулять, тогда лучше отправляйтесь в Европу. Старинные замки, легендарные музеи и знаменитая европейская культура оставят самые приятные воспоминания.

Очень важно, что в европейских городах, повсеместно, для людей с ограниченными возможностями создана доступная среда. Для инвалидов-колясочников существуют специально оборудованные туалеты, в автобус можно заехать прямо на коляске, есть специализированные пляжи. К тому же, к инвалидам относятся, как к равным, никто не будет акцентировать внимание на вас, и вашем ребенке. Большинство развлекательных парков в Европе так же приспособлены для отдыха с ребенком-колясочником.

Во многих странах мира есть экскурсии для людей с нарушениями слуха и зрения. Например, в музее Ватикана работают специалисты, проводящие экскурсии с такими видами коммуникации как вербальная, тактильная, аудиальная. Есть экскурсоводы, владеющие языком жестов.

В музеях Таиланда существуют специальные программы для посетителей с нарушением зрения, где они могут трогать экспонаты.

Если для въезда в страну нужна виза, позаботиться о её приобретении нужно заранее. В сезон отпусков существует очередь на подачу документов, иногда она расписана на месяц вперед.

Подготовка к путешествию

Самое важное – это правильно подготовиться к отдыху, что бы во время путешествия не возникло осложнений и неприятностей. Нужно учесть несколько ключевых моментов при подготовке. Это, прежде всего, выбор отеля и метода передвижения.

Если вы путешествуете с ребенком в инвалидном кресле, то при выборе комнаты в отеле, отдавайте предпочтения номерам на первом этаже гостиницы. Когда номеров нет, уточните, работают ли в отеле подъемники на верхние этажи. Постарайтесь дозвониться до той гостиницы, в которой планируете отдых и убедиться, что она вам действительно подходит. Не стоит игнорировать и отзывы о выбранном отеле. Как только вы заселитесь в номер, его нужно обязательно изучить. Проверить, как работает сантехника, исправны ли электроприборы. Узнайте, приспособлены ли ванные комнаты для инвалидных колясок, есть ли дополнительное оборудование, такое как душ с возможностью использования инвалидного кресла.

Если вам предстоит воздушный перелет, обговорите с авиакомпанией, какие условия пребывания на борту самолета потребуются. О своих потребностях нужно предупредить компанию-авиаперевозчика не позднее сорока восьми часов до начала поездки. Если вы заказываете билет заранее, нужно сообщить о ваших пожеланиях при бронировании билета. Так же нужно узнать о затратах и о порядке возмещения стоимости перелета в случае, ели потребуется отменить поездку в последний момент.

Инвалидные коляски, и средства передвижения, вес которых более 60 кг, допускаются к перевозке, если оба аэропорта предоставляют устройства для их погрузки. Либо они должны разбираться на части, при этом вес каждой части не должен превышать 60 кг.

В аэропорт нужно приехать как минимум за два часа до начала регистрации. Если ваш ребенок летает впервые, постарайтесь развлекать его все время перелета, так как не исключена аэрофобия.

У каждой компании-авиаперевозчика свои правила транспортировки пассажиров, в том числе и пассажиров с ограниченными возможностями. Нужно уточнять их заранее.

Если вы выбрали поездку на поезде, так же нужно заблаговременно сообщить о наличии особых потребностей. Вы можете получить место в специальном вагоне для ребенка. Для этого нужно подать заявление либо на имя начальника станции либо начальнику железнодорожного вокзала, по телефону, или заполнить его в письменном виде. Заявление предоставляется в период от сорока пяти до пяти суток до отправления поезда. Если состав поезда не оснащен специальным вагоном, то пассажиры с ограниченными возможностями и инвалиды получают билет только на нижней полке в купе поезда. Если это необходимо, вам окажут дополнительную помощь, для этого нужно просто уведомить работников станции. При покупке железнодорожных билетов, на детей-инвалидов распространяются льготы.

Если во время поездки вы планируете арендовать автомобиль, свяжитесь с фирмами, которые этим занимаются. Уточните, есть ли в наличии машины, на которых можно транспортировать ребенка-инвалида.

Свяжитесь со своей страховой компанией и попросите консультацию по вашим правам в той стране, которую намерены посетить. Все важные документы необходимо отксерокопировать.

Проверьте наличие лекарств перед дорогой. Оставляйте все медикаменты в ручной клади. Позаботьтесь о том, что бы лечащий врач выдал документ, подтверждающий наличие заболевания у ребенка и в котором указан перечень всех необходимых медикаментов.

Для ребенка-инвалида жизнь часто ограничивается пределами дома, в ваших силах сделать её более разнообразной и интересной. При планировании путешествия отдавайте предпочтение, прежде всего, вкусам и запросам вашего ребенка, ведь самое главное, чтоб поездка понравилась ему. Обязательно стоит учесть, насколько выбранная страна готова принять ребенка-инвалида. Хорошо продумайте путешествие, что бы оно оставило только приятные впечатления.

Причины ДЦП, симпмтомы и лечение. ДЦП: когда хирургическое вмешательство возможно?

Такие заболевания, как ДЦП, гидроцефалия, спинномозговая грыжа, принято считать неизлечимыми. Однако сегодня нейрохирурги лечат самые сложные случаи, которые ещё десять лет назад считались приговором. Для родителей, столкнувшихся с тяжелым диагнозом, а также для персонала Домов ребенка, куда попадают дети с нейрохирургическими заболеваниями, общественная благотворительная организация "Ты ему нужен" составила полезную памятку с кратким объяснением сути заболеваний и полезными контактами врачей, фондов и реабилитационных центров. Публикуем главу из памятки, посвященную детскому церебральному параличу (ДЦП).


ДЦП — это группа не прогрессирующих нарушений двигательных функций головного мозга, обусловленных его недоразвитием или повреждением, как правило, в перинатальном периоде. ДЦП рассматривают как следствие ряда расстройств и нарушений, как вторичное заболевание.

Какие причины приводят к ДЦП

  • Генетический фактор (на момент рождения головной мозг недоразвит, неполноценен)
  • Ишемия (нарушение кровоснабжения) или гипоксия (кислородное голодание) головного мозга, как правило, во время беременности или в период родов
  • Инфекционные заболевания матери в период беременности (краснуха и др.)
  • Инфекционные заболевания ребенка (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит, арахноидит)
  • Патология беременности
  • Механический фактор (травма во время родов или перед ними, или вскоре после них)
  • Гемолитическая болезнь новорожденных (несовместимость крови матери и плода).

Опасные симптомы, которые позволяют заподозрить ДЦП у детей первых месяцев жизни:

  • Ребенок быстро устает во время кормления
  • Отсутствие движений или наоборот лишние движения
  • Не осваивает двигательные навыки согласно возрасту (не держит голову, не переворачивается, не сидит и прочее)
  • Судороги
  • Не произносит звуков
  • Конечности сильно напряжены или, наоборот, вялые.
  • Двигает конечностями только с одной стороны (например, только правой рукой)

Первичные признаки ДЦП:

  • Нарушение мышечного тонуса (спастичность, ригидность, гипотония, дистония)
  • Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы, параличи)
  • Нарушение равновесия
  • Речевые нарушения
  • Нарушения координации (падает без причины, кивает головой, выполняет неконтролируемые движения руками или ногами)

Основные проблемы, которые испытывают дети с ДЦП:

  • Нарушение постурального контроля — невозможность контролировать собственную позу. Сюда относится:
    • возможность поддерживать симметричность тела,
    • возможность переносить вес тела во всех направлениях и возвращаться в стартовую позу,
    • возможность удерживать прямую позу относительно силы тяжести, возможность двигаться без излишних усилий
    • в некоторых случаях — спастичность (непроизвольное болезненное сокращение мышц), некотролируемые движения руками или ногами
  • Мышечная слабость
  • Контрактуры (ограниченность движений в суставе)
  • Постуральные деформации (деформации, вызванные неправильным положением тела)
  • Эпилепсия
  • Нарушения речи
  • Болевой синдром
  • Проблемы с кормлением
  • Нарушение зрения
  • Нарушение слуха
  • Психические расстройства

Наблюдение, лечение и реабилитация при ДЦП

В связи с тем, что ДЦП имеет несколько форм, которые могут принципиально отличаться по симптомам, лечение и реабилитацию подбирает врач или группа врачей индивидуально под каждого ребенка в зависимости от формы, степени тяжести заболевания и возраста ребенка.

Основная задача родителей — научиться выполнению необходимых техник, чтобы ежедневно самостоятельно заниматься в домашних условиях. Врач расписывает план, а мама ему следует. Нужно стремиться максимально научить ребенка самообслуживанию.

Реабилитация должна быть индивидуальная, ежедневная, комплексная, с двигательными целями (ставим цель научить держать ложку, достигаем и ставим новую цель).

Если у ребенка сильная спастика или болевой синдром — сначала снимаем симптомы, а потом проводим гимнастику и прочие процедуры. Если они вызывают обратно тяжелые состоянии — отменяем это процедуры.

Какие врачи и как часто должны наблюдать ребенка с ДЦП

  • Наблюдения: ортопед, невропатолог (возможны отставания в умственном развитии), логопед, психиатр, диетолог, эндокринолог, физиотерапевт, реабилитолог.
  • Обследование тазобедренных суставов — рентген (1 раз в год до 8 лет при 2-5 степени, далее по клиническим показаниям).
  • Клиническое обследование (оценка спастичности 2 раза в год до 9 лет, далее 1 р в год).

Основные акценты в реабилитации

  • Развитие дополнительной и/или альтернативной коммуникации (например, с помощью жестов, картинок). Таким детям нужно повышенное общение.
  • Лечебная гимнастика: в основном направлена на растяжение мышц, развитие реакции на равновесие, на координацию, на правильное позиционирование (преодоление и торможение неправильных поз и положения тела).
  • Иппотерапия (стимулирует движение, работает много мышц, заставляет концентрироваться, благоприятно влияет на психику ребенка).
  • Плавание, гидромассаж (в воде ребенок расслабляется). Некоторые дети начинают первые шаги делать в воде, поскольку именно в воде могут расслабиться мышцы.

Чем отличается лечение ДЦП у детей

  • Направлено на предупреждение развития осложнений — неправильное развитие мышц и суставов.
  • Перед лечением необходимо определить уровень двигательного развития и коммуникативных функций ребенка в зависимости от возраста (есть шведская программа, куда загружают данные ребенка, и она показывает, какие методы лечения и реабилитации подходят). После чего определяется прогноз заболевания и потенциал ребенка, и уже потом выстраивается схема лечения и комплекс реабилитации.
  • Должно быть ранним, индивидуальным, комплексным, длительным.
  • Раннее лечение — своевременное создание базиса для выработки нормальных реакций, позы, реакции равновесия, адекватную стимуляцию сенсорной и моторной деятельности ребенка.
  • Индивидуальный подход к лечению предполагает учет характера и степени поражения нервной и нервно-мышечной систем, а также общего соматического состояния ребенка.
  • Комплексное лечение включает ортопедические мероприятия, физиотерапию, лечебную физкультуру, занятия с логопедом, медикаментозную терапию.
  • Медикаментозная терапия назначается с целью стимуляции мозга и улучшения его метаболизма, коррекции нарушений мышечного тонуса, обменных процессов в мышечной ткани, снижения внутричерепного давления, нервно-рефлекторной возбудимости.


В каких случаях при ДЦП возможно хирургическое вмешательство

Оперативные методы лечения применяются при определенных стандартизированных доказательных критериях — при формировании контрактур и деформаций опорно-двигательного аппарата.

При контрактурах применяется "тенотомия" — рассечение сухожилия. После операции обязательно нужны ортезы — иначе операция бессмысленна. Позаботьтесь, чтобы ортез был сделан к тому времени, как снимут гипс, продумайте это заранее, можно сделать по квоте. (Для ортеза нужен слепок с ноги. Снимают половину гипса, делают слепок и обратно надевают лангетку, ребенок 2 недели ждет ортез в лангетке.)

При спастике возможны следующие виды нейрохирургических операций:

  • Селективная (спинальная) ризотомия — это двухстороннее иссечение корешков спинного мозга. После операции мышечный тонус частично восстанавливается, боли уходят, и ребенок чувствует гораздо меньшее напряжение.

Селективная невротомия проводится при деформациях стоп, мышечной дистонии и частичных спастических парезах. Для начала определяется та мышечная группа, которая имеет повышенный тонус. Врач осуществляет доступ к периферическому нерву, выявляет нейроны, провоцирующие напряжение, и пересекает их.

  • Имплантация баклофеновой помпы. Помпа представляет собой круглый металлический диск 2-3 см толщиной и около 7 см в диаметре. Помпа имплантируется под кожу в области живота и после этого программируется при помощи пульта дистанционного управления. Заправляется баклафеном, снимающим спастику, который поступает непосредственно в спинномозговую жидкость постоянными дозами. Из плюсов — эффективное снижение спастичности мышц, позволяющее вести более активный образ жизни. Из минусов — необходимость заправки баклафена по мере его использования в условиях стационара примерно каждые 3 мес.
  • Установка (имплантация) нейростимулятора. Нейростимулятор состоит из батареи и электроники. Он имплантируется подкожно и вырабатывает электрические импульсы, необходимые для стимуляции спинного мозга, что ведет к уменьшению спастики.

Куда обращаться, если у ребенка ДЦП

Клиники, отделения нейрохирургии

Федеральное государственное автономное учреждение "Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Москва, 4-я Тверская-Ямская, д.16
www.nsi.ru

ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Минздрава России
г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, д. 132/1
www.neuronsk.ru

ФГБУ Федеральный центр нейрохирургии Министерства здравоохранения Российской Федерации
г. Тюмень, ул. 4 км Червишевского тракта, д. 5
www.fcn-tmn.ru

Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава
Москва, ул. Талдомская, д. 2
www.pedklin.ru

Фонды, у которых есть программы по оплате реабилитации при ДЦП:

  1. Мир счастья
  2. Созидание
  3. Милосердие (фонд создан в 2006 году для помощи детям-сиротам и детям-инвалидам с тяжелыми заболеваниями, которые находятся на воспитании в детских домах, школах-интернатах, приютах, домах ребенка):
  4. Галчонок
  5. Артемка
  6. Росспас
  7. Предание
  8. Помоги.орг
  9. Русфонд
  10. Правмир
  11. Дети Земли
  12. Мир помощи
  13. Добросердие
  14. Счастливый мир
  15. Бумажный журавлик
  16. Димина мечта
  17. Адели
  18. Помоги спасти жизнь
  19. Клуб добряков
  20. Гольфстрим


Передача в очередной раз подняла очень серьезные вопросы о проблемах семей, в которых воспитываются дети, с рождения проявлявшие признаки отклонения от норм развития. Не так важно, что стало причиной тяжелой болезни: врожденная патология или редкая генетическая аномалия, тяжелая травма в родах или инфекционное заболевание. Родители должны сделать выбор и всю жизнь нести ответственность за свое решение. Оставить ли ребенка, который заведомо будет отставать от своих сверстников в развитии, и, быть может, даже никогда не улыбнется в ответ? Это решение должна принять семья – врач здесь не поможет.

Не дело врача – решать человеческие судьбы, его дело дать как можно более полную информацию о состоянии ребенка. Самое главное, определить прогноз – насколько возможно точно – каковы, хотя бы, примерные перспективы у малыша – позволят ли его особенности ему в будущем научиться узнавать родителей, а значит любить. Сможет ли он ходить и говорить. Именно от прогноза зависит решение родителей – оставить ребенка в семье или передать на попечение государству. Это очень трудный выбор. Врач должен дать родителям как можно более точный прогноз и с сочувствием принять любое решение. Ибо при любом раскладе жизнь семьи может превратиться в ад.

Эти двое мужчин двое мужчин держались обособленно и не общались с веселой тусовкой экспертов, пивших чай в ожидании эфира. Их лица показались мне очень знакомыми – это были известный российский певец и актер Данко и телеведущий Сергей Белоголовцев.

Серге́й Генна́дьевич Белоголо́вцев — российский телеведущий, актёр, юморист, телережиссёр, шоумен, радиоведущий откровенно поделился трудностями воспитания ребенка с отклонениями в развитии. Его сын Евгений – один из двойни – вскоре после рождения перенес тяжелую операцию на сердце, и после полугода у него был установлен диагноз ДЦП. Жизнь семьи, в которой воспитывается такой малыш, Сергей сравнил с ежедневной каторгой. И действительно, огромна цена, которую приходится заплатить, чтобы адаптировать к полноценной жизни ребенка, который до 6-ти лет не мог даже ходить, и помочь ему достичь успеха. Сейчас Евгений живет полноценной жизнью и работает ведущим программ на центральном телевидении.


Другой мужчина… Александр Фадеев — Данко. Говорящий псевдоним – Данко готов вырвать из своей груди сердце, чтобы осветить путь другим. Он рассказал о том, как после рождения дочери с тяжелыми повреждениями мозга, семья приняла решение не отдавать малышку в дом малютки, а воспитывать самим. Прогноз врачей с самого начала звучал неутешительно – девочка не только не сможет узнавать родителей, но даже самостоятельно глотать. Несмотря на страшный прогноз, ребенок остался в семье. Данко рассказывал о титанических усилиях, приложенных к реабилитации ребенка — несколько месяцев почти без сна, жизнь в постоянном напряжении, новейшие реабилитационные разработки, в том числе и космические. Родители приложили огромные усилия и вложили значительные материальные средства, что дало свои результаты. Спустя два года Агата смогла даже самостоятельно держать бутылочку в руках.

Этот путь длиною в жизнь… Дай бог сил и средств!

Что же это за болезнь, которая определяет и ограничивает не только жизнь маленького человека, но и всего его окружения – мать, отца, сестер, братьев, близких и друзей семьи. Что же такое ДЦП?

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это не отдельное заболевание, а комплекс проявлений (синдром), который возникает при гибели клеток головного мозга вследствие кислородного голодания и других причин. Среди них родовые травмы, врожденные аномалии развития головного мозга, хронические инфекционные заболевания матери или инфекция в перинатальном периоде, токсическое влияние на плод, ядерная желтуха, возникающая при высоком уровне билирубина у новорожденного, имеет значение эндокринная патология. Особое место среди причин развития ДЦП занимает недоношенность.

Сколь многообразны причины, ведущие к поражению головного мозга, столь многообразны и клинические проявления. Детский церебральный паралич проявляется в нарушении мышечного тонуса ребенка, двигательных функций и функций удержания равновесия, расстройствами со стороны органов зрения, слуха, а также нарушениями речи и снижением эмоционального интеллекта. У многих детей развиваются судороги.

Клинические проявления детского церебрального паралича зависят от локализации и степени повреждения головного мозга. Они могут быть от самых незначительных, до крайне тяжелых.

  1. Спастическая диплегия– эта форма встречается достаточно часто, примерно в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный спастический паралич рук и ног.
  2. Двойная гемиплегия – самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются оба большие полушария мозга. Это приводит к ригидности (сильному спазму) мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  3. Гемипаретическаяформа, при которой поражается одно из полушарий мозга, приводит к развитию парезов и параличей конечностей на противоположной стороне тела.
  4. Гиперкинетическаяформа проявляется непроизвольными движениями – гиперкинезами. При ней страдают подкорковые структуры головного мозга. Гиперкинезы часто сопровождают другие формы ДЦП.
  5. Атонически-астатическая формаявляется следствием поражения мозжечка. При этом наблюдается атония мышц и нарушение баланса и координации движений.

Классификация описывает клинические проявления поражений головного мозга, но не учитывают причины повреждения. И, как правило, все силы врачей направлены именно на лечение последствий. В то же время, знание причины намного улучшает прогноз. Так, к примеру, родовая травма мобилизует на борьбу с последствиями с первых минут и часов жизни ребенка.

Вместе с тем, у большинства детей ДЦП развивается не сразу. Симптомы поражения мозга нарастают постепенно и проявляются более отчетливо к 5-7 месяцу жизни. Поэтому, очень многое зависит от квалифицированного наблюдения в первом полугодии жизни, когда микросимптомы на уровне интуиции позволяют опытному педиатру заподозрить неладное, проследить развитие в динамике, провести дополнительное обследование, выявить причину и направить все силы на то, чтобы остановить развитие заболевания и предотвратить настоящую трагедию. Во многих случаях, когда появляются первые признаки нарушения психомоторного развития, причина еще продолжает действовать – часто это внутриутробная или приобретенная инфекция. Справиться с этим можно только совместными усилиями педиатров и неврологов. И если усилия невролога работают в основном на устранение последствий, то усилия педиатра направлены на устранение причины, и тем самым останавливают прогрессирование болезни. Вот почему так важно квалифицированное наблюдение за ребенком в первом полугодии жизни, когда еще можно остановить повреждение мозга и не допустить развития детского церебрального паралича.

На что ориентируется педиатр? В первую очередь, врач собирает анамнез и составляет общее впечатление. Как протекала беременность, есть ли желтуха, какова поза младенца, видимые деформации головы, стигмы дисэмбриогенеза и множество других маленьких знаков.

Огромное значение имеет взаимодействие с малышом. Здоровый ребенок способен со второй недели жизни пусть на недлительный, но отчетливый глазной контакт. Он должен проявлять адекватные эмоции при осмотре: крик от прикосновения холодной трубочки, улыбка в ответ на улыбку, адекватная реакция на громкий звук. А затем идет сопоставление объективных показателей психо-моторного развития.


Одним из ранних признаков формирующегося ДЦП является нарушение мышечного тонуса. Мышцы у детей с повреждением головного мозга могут быть чрезмерно напряженными, или наоборот слишком расслабленными. В результате конечности принимают неестественное положение.

У здоровых новорожденных преобладает тонус мышц сгибателей конечностей, который обеспечивает характерную позу ребенка первых месяцев жизни. Это физиологический гипертонус, и он сохраняется примерно до 4-х месяцев, затем малыш постепенно расслабляется, конечности его постепенно распрямляются. Если гипертонус мышц сохраняется дольше четырех месяцев, или поза ассиметрична, то это может быть ранним признаком поражения ЦНС.

РЕФЛЕКСЫ

Несмотря на очевидную беспомощность, новорожденный ребенок обладает целым арсеналом средств, помогающих ему выжить. Кроме основных рефлексов, таких как дыхательный, сосательный и глотательный, у новорожденного ребенка имеются некоторые автоматизмы, которые позволяют ему искать и получать пищу. К примеру, ладонно-ротовой рефлекс Бабкина, – при надавливании на ладошки ребенок новорожденный открывает рот, или поисковый – при касании щеки ребенок поворачивает голову в сторону прикосновения — ищет сосок. Рефлекс Моро – при резком звуке широко раскидывает руки – опасность! – и сводит их, как бы стараясь за что-нибудь схватится.

Для этого же служит хватательный рефлекс – ребенок захватывает пальцы, вложенные ему в ладошки так сильно, что некоторых можно приподнять – рефлекс Робинсона. В доисторические времена этот рефлекс позволял человекообразному детенышу крепко схватиться за шерсть матери и ускакать вместе со стадом – спастись от опасности.

Эти рефлексы постепенно угасают в течение второго-третьего-четвертого месяца жизни. Параллельно формируются так называемые, установочные или выпрямляющие рефлексы, которые обеспечивают равновесие. Благодаря слаженной работе мышц ребенок сначала учится удерживать головку, затем сидеть, затем ползать, затем стоять и ходить. Угасание одних рефлексов и формирование других имеет строгую последовательность, которую отслеживает наблюдающий врач. Нарушение этой последовательности – тревожный сигнал, который может говорить о повреждении головного мозга

И на этом этапе уже что-то кардинально изменить нельзя. Только уменьшить степень выраженности проявлений.

У недоношенных особенно часто страдает зрение. Это может быть патология сетчатки и/или зрительного нерва. Больше половины случаев косоглазия отмечается у детей, родившихся преждевременно. У многих развиваются речевые расстройства. Эти дети с первых дней жизни особенно нуждаются в квалифицированном наблюдении, так как причины, приведшие к преждевременным родам, могут впоследствии привести к развитию ДЦП.


ДЦП не поддается полному излечению, и методы специальной реабилитации позволяют лишь улучшить качество жизни детей с повреждением головного мозга. Лечение ДЦП направлено на восстановление функций, пострадавших в результате повреждения. Одними из самых доступных и эффективных методов являются массаж, лечебная гимнастика и физиотерапия. Большое значение имеет также медикаментозная терапия, улучшающая деятельность головного мозга. Эти методы не являются панацеей и применяются на протяжении всей жизни.

К повреждению клеток головного мозга вследствие кислородного голодания могут привести самые разные причины, и некоторые из них поддаются коррекции. Поэтому важно обратить внимание педиатра на минимальные проявления, если Вас что-то обеспокоило или насторожило в поведении ребенка. В течение первого года жизни можно добиться максимального эффекта. Иногда можно остановить развитие процесса. Мозг ребёнка пластичен и поддается реабилитации – важно не упустить время.


Вместе с детскими специалистами мы разобрались, как сделать перелет с ребенком приятным и лёгким, нужно ли готовиться к полету заранее и что необходимо обязательно взять с собой.

Берегите уши

Сильнее всего у взрослых и детей дискомфорт во время перелёта ощущается в евстахиевой трубе. Здесь, на пути к среднему уху, находится самый чувствительный к изменению давления орган. Маленьким детям такие барометрические перемены могут причинить ощутимую боль. В младенчестве и раннем детстве просвет в евстахиевой трубе сужен, поэтому взлёт и посадка вызывают больший дискомфорт. Стоит учесть, помимо механического воздействия на барабанную перепонку, влияние стресса. На фоне переживаний неприятные ощущения могут усилиться.

Грудное вскармливание

13 советов, как успокоить ребенка в самолете и облегчить боль в ушах

Рассказывает Ярослава Матвеева, педиатр и мама двух детей.

Маленькие дети могут летать без отдельного билета — на руках у родителей. Однако провести даже 2 часа с тоддлером на коленях — это весьма экзотическое удовольствие. Некоторые авиакомпании предоставляют (при наличии свободных мест) кресло рядом под бронь, если мама летит с таким ребенком. Если дистанционно забронировать не удалось, стоит приехать на регистрацию заранее, чтобы подойти к стойке в числе первых.

Гулять по салону во время полета нельзя. Это не поезд. Вы можете навестить соседей и сходить в туалет. Но даже два часа для ребенка от года на одном месте — задача сложная. Не зная того, как переносит ребенок перелет, стоит взять с собой то, чем он и вы вместе сможете заняться и продумать разные варианты досуга.


Давать ребенку самолётную еду можно. Как вариант — заранее заказать кошерное меню или детский обед, — советует Виктория Калинина. Но всегда стоит иметь запас еды для маленького пассажира. Перекусы пригодятся и тогда, когда пить ребенок не хочет, а необходимо участить глотание при посадке и взлёте. Это могут быть овощи, например морковь, — уточняет педиатр.

Единственное, что можно посоветовать после консультации с врачом — это сосудосуживающие капли в нос на взлете и посадке.

Львиная доля дискомфорта приходится на пересушенные слизистые. Поэтому до и во время полёта их стоит активно увлажнять. Подойдут назальные спреи с морской водой. Обязательно надо пить чистую воду. О провозе жидкостей стоит поинтересоваться у авиакомпании: как правило, детские бутылочки и другие вещи пропускают в самолет.

Ребенку постарше можно дать бутылочку для младенца. Он будет сильнее тянуть, и глотание получится эффективнее. Идеально — пить из трубочки. Именно медленное частое сглатывание лучше всего справляется с перепадами давления в среднем ухе.

Если ребенок имеет какие-то хронические заболевания, например астму, то все препараты, которые могут понадобиться, следует иметь с собой с запасом. Запас рассчитываем, представив, что лекарства нужны в максимальном экстренном количестве каждый день поездки. Это удобно по нескольким причинам: на борту, в аэропорту и в дороге лекарства взять негде. В другой стране и даже городе поиск нужного препарата может оказаться не очень интересной частью программы. К тому же рейс могут перенести, отменить и задержать.

Если же ребенок постоянно принимает те или иные лекарства, например, при сахарном диабете или дисфункции надпочечников, прописанные препараты также стоит иметь с излишком.

Есть небольшой секрет. Если вы услышали плач нескольких детей, когда полет идет к финалу — скоро посадка. Максимум неприятных ощущений приходится на первое снижение, оно происходит примерно за 20-30 мин до объявления посадки, когда самолет сбрасывает высоту. Поэтому имеет смысл попробовать поймать этот момент и дать ребенку грудь или воду.

Перед первым перелетом, а в идеале — перед каждым, лучше посетить вашего педиатра и задать все волнующие вопросы. Особенно если вы точно знаете, болят уши в самолете у ребенка или нет. Прежде, чем применять какое-либо лекарство, тоже стоит очно посоветоваться с лечащим врачом.

Перед выездом не забудьте посмотреть ваш календарь вакцинации. Текущие прививки лучше постараться сделать заранее, а если они выпадают совсем близко к отъезду, отложите их до возвращения.

Если вы летите в новый регион или страну, необходимо узнать о местном календаре прививок. Возможно, здесь есть те инфекции, от которых защищают местных детей, например, малярия, энцефалит или тиф. Проводить вакцинацию лучше заранее, чтобы успел выработаться иммунитет.

Можно ли лететь ребенку, если он болен — не совсем этичный вопрос. Ведь в салоне, помимо вас, есть другие взрослые и дети. И ребенок может заразить их. От многих болезней прививки можно ставить только после года, например от ветрянки. Поэтому в таком случае отпуск стоит перенести. А ребенку — выздороветь, а лишь потом отправляться в путешествие. Если же врач сказал, что вы не являетесь разносчиком инфекции, стоит ориентироваться на самочувствие ребенка и учитывать, что в экстренном случае самолет не всегда могут посадить на полпути.

Взрослые, если их раздражает шум, спасаются наушниками или берушами. Детям такой способ не рекомендуется, ведь беспокойство от берушей или ваты в ушах может вызвать больший дискомфорт, чем шум турбин. А от перепадов давления это вообще не помогает. Если же вы уверены, что ребенку станет комфортнее от снижения шума, можно надеть на него удобную шапочку, — рекомендует доктор Ярослава Матвеева.

Стресс в полете

  • Мечта и праздник — заранее заинтересовать ребенка самолетами и превратить поездку в аэропорт и пребывание в небе в ожидаемое позитивное событие.
  • Привычная среда — не менять обычных занятий и своего поведения (например, не запрещать на людях то, что разрешаете обычно).
  • Постепенная подготовка — если вы не привыкли бывать в местах большого скопления людей, возможно, стоит заранее опробовать несколько выходов в свет, чтобы ребенок привык к толпе и большим пространствам

Ну и конечно, лучше заранее показать ребенку самолет — хотя бы на картинке или в видео.

Сон ребенка в путешествии

Кроме того, спать во время взлёта и посадки — не самая удачная идея, ведь во сне человек реже сглатывает, а значит, перепады давления будут заметнее. Ребенок может проснуться от боли. Исключение составляет сон младенца на груди в процессе сосания.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.