Дети с дцп зпр аутизмом или

1. ОТСУТСТВИЕ РЕЧИ – не всегда аутизм!
– Одни родители жалуются, что врачи долго не ставят диагноз. Вроде бы симптомы есть, а диагноз не тот. Другие говорят, что поставили аутизм, а ребенок совсем не аутист. Что же такое аутизм?

– Когда впервые вижу ребенка, чтобы составить собственное впечатление, прежде всего внимательно слушаю именно то, что говорят родители, потому что именно они лучше других знают своего ребенка, спрашиваю, какая проблема привела их к нам.

Практически 90 процентов родителей отвечают, что у ребенка нет речи, он не разговаривает. Их чаще всего смущает именно этот фактор, и это вполне понятно, потому что речь – это важнейшая психологическая функция, без которой очень сложно пребывать в социуме, но проблемы с речью характерны для многих диагнозов. Именно поэтому существуют диагностические сложности: долго не ставится диагноз или ставится неправильно. Да, отсутствие или задержка речи может быть в структуре аутизма, но у неговорения – разный механизм. Другими словами, аутизм НЕ равен неговорению.

Вот мы услышали, что на прогулке ребенок не взаимодействует с детьми в игре, описываются стереотипические движения.

Так подтверждается то, что выкладывание не подчинено какой-то иерархии игры, а носит стереотипный характер. В отличие от игры обычных детей, которые, если и выставляют машинки в ряд, то чтобы, скажем, запускать их по очереди.

Получается, что КРОМЕ ОТСУТСТВИЯ РЕЧИ есть еще НЕЧТО ДРУГОЕ. Но как бы долго ни описывались стереотипии у конкретного ребенка, обязательно на консультацию приходят и такие дети, у которых их не будет.

Детям с аутизмом свет может казаться слишком ярким, и они вынуждены даже в помещении оставаться в кепке с козырьком, чтобы хоть как-то защититься от света, даже если он неяркий. Может отмечаться другая проблема – обычные звуки детям кажутся навязчивыми и угнетающими, они могут затыкать уши руками или, наоборот, громко включают музыку и прикладывают ухо к динамику, потому что такому ребенку не хватает звуковых сенсорных впечатлений.

Нередко такие дети тактильно не чувствительны, не ощущают себя в пространстве, не чувствуют границ и опасности, могут пойти с абсолютно чужим человеком, выбегать на проезжую часть.

Вот рядополагающий пример: ребенок пришел к нам на занятия в центр, во многих кабинетах покрытия, важным организационным моментом является то, что ребенок садится на стульчик и разувается. Вдруг ребенок начинает плакать, боится вставать на ступни и передвигаться, оказывается, что он всегда в туфельках, даже дома. У него нарушена чувствительность нижних конечностей, особенно ступней.

Или другой пример. Педагог просит ребенка показать определенную картинку, он не может выполнить просьбу, не потому, что он не знает название, а у него не получается выстроить цепочку соотношений глаз – рука – ухо. В результате ребенок дотрагивается до картинки носом.

Итак, первое, что должно насторожить родителей – это то, как ребенок взаимодействует с другими людьми. Второе – спектр проблем, касающихся сенсорики. Третье – речь.

Дальше уже идут более персонифицированные, сугубые проявления заболевания, например, проблемы с пищеварением или сосудами, генетические или иммунологические.

Из-за того, что мы до сих пор не знаем конкретных причин аутизма – нет жестких фиксированных рамок, нам приходится подробно описывать разные проявления, анализировать их и только тогда определяться с диагнозом.

Во всем мире аутизм считается ментальным нарушением. В некоторых странах заболевание трактуется как неврологическое, но все-таки в большинстве стран – это ведение психиатрии.

– Аутизм не обязательно связан с отсутствием речи?

Может происходить смена тем. Вот нравился Московский Кремль и все, что связано с ним, потом появляются изображения Казанского, Псковского, но и в этот интерес могут со временем входить новые темы, сюжеты, круг может расширяться.

Есть дети с РАС, у которых нет проблем с речью, но большинство детей испытывают большие трудности с говорением, в том числе из-за апраксии. Это нарушение, при котором человек не может выполнить какие-либо движения или жесты, не может включиться в позу или переключиться с одной артикуляционной позы на другую. Причины здесь могут быть совершенно разными.

Большое количество детей с РАС, которые не говорят, в основе нарушения имеют задержку темпов развития, в том числе и речевых. Такие детки после нескольких реабилитационных курсов и качественных занятий как будто просыпаются, встают на ступеньку развития и начинают постепенно подниматься вверх, проходя все этапы речевого развития, как и дети в норме, но в своем, порой замедленном темпе.

Если, например, у детей с алалией (нарушение, связанное с поражением головного мозга, которое проявляется у ребенка недоразвитием речи) – это нарушение речевой программы, то у ребенка с аутизмом апраксия может быть связана с сенсорной проблемой. Он ощущает дискомфорт во рту: не чувствует голосовые складки или, наоборот, ощущает боль.

Бывают случаи, когда нет речевой апраксии и дети начинают говорить как будто внезапно и всё сразу, но это не значит, что признаки аутизма у них так же внезапно исчезают.

ПОЯВИЛИСЬ ПЕРВЫЕ СЛОВА, А ПОТОМ ПОПАЛ В БОЛЬНИЦУ И СТАЛ ДРУГИМ.
– Много раз слышала, что до года малыш развивался, как обычный ребенок, гулил, отвечал на улыбки, появились первые слова – в общем, всячески коммуницировал с окружающими. А потом, например, попал в больницу, или ему лечили зубы под наркозом, или сделали прививку. И все, ребенок стал другим…

Это мои предположения, основанные на опыте реабилитации таких детей, но, повторяю, причины возникновения аутизма не известны.

Приведу такой пример: человека пугает собака, и он начинает заикаться. Все уверены, что если б не эта злополучная собака, то с речью все было бы прекрасно! Но ведь собаки пугают множество людей, и они не начинают заикаться. Однако находится конкретный человек, у которого испуг собакой запускает нарушение, начинается заикание.

Недавно пришла ко мне одна мама и сказала, что ребенок в год и пять переболел с температурой сорок и после этого резко изменился. И вот если б не температура… Но начинаю задавать вопросы, которые могут прояснить картину по аутизму, и оказывается, что и раньше ребенок не откликался на имя, были другие специфические и понятные специалисту моменты.

– То есть нельзя говорить: не будь того-то и того-то, механизм бы не запустился? Болезнь бы в любом случае проявилась, потому что нарушения у ребенка уже были?

– Думаю, да. Вопрос в том, что хочется знать причину или причины, возможно, их будет несколько. Если мы ее узнаем, тогда можем исключать. Часто привожу такой пример: несколько людей зашли в комнату, где все чихают, но все затем будут болеть по-разному в зависимости от иммунитета. Кто-то совсем не заболеет, кто-то – в легкой форме, а у кого-то простуда вызовет осложнения.

С аутизмом – не до конца так однозначно, но все-таки похоже, особенно в той части, что все дети с аутизмом абсолютно разные. Ведь не у всех же запускается этот патологический механизм. Мы уже не можем отрицать, что есть семьи, где аутизм носит наследственный характер. Значит, это тоже будет иметь отношение к причине его возникновения.

Главная цель реабилитации – помочь войти в обычную жизнь
– Почему с аутизмом важно как можно раньше поставить диагноз?

– Скорее не диагноз поставить, а нужно начать как можно раньше заниматься. Аутизм не лечится в привычном смысле: дали таблеточку, отрезали, пришили и все вошло в норму.

Раннее начало коррекции не дает ребенку усугубить состояние, быстрее втягивает его в режим занятий, помогает родителям понять ребенка, не дать закрепиться стереотипному типу поведения. Именно для этого необходимы занятия с различными специалистами, причем не просто психологами и не просто логопедами, а теми, кто владеет специальными методиками в реабилитации таких детей.

Еще есть такое понятие – болезнь порождает характер. Вот надел человек очки, и дальше линзы только сильнее, сел в коляску – и его уже трудно оттуда вырвать.

Пока ребенок маленький, он не знает, что такое лень, он вынужден трудиться, потому что так решили родители, а никакого другого опыта, кроме как трудиться, у него не было. Как только ребенок становится старше, понимает, что можно лежать на диване и, например, смотреть мультфильмы, появляется нежелание, протест.

– Какова конечная цель реабилитационных мероприятий? Каких результатов можно достичь, в зависимости от тяжести заболевания?

– Тут именно важно смотреть на тяжесть заболевания. Есть дети с тяжелой аутизацией. Они замкнуты на себя, на свои интересы, долго остаются не вербальными, и, вероятнее всего, довести их до состояния, чтобы они смогли полностью социализироваться, создать семью, работать и так далее, будет не просто.

Согласно статистике, 70 процентов выросших людей с аутизмом остаются с родителями. Кто-то из них будет работать, кто-то будет работать меньше, но вопрос самостоятельности до конца не будет решен. А 30 процентов живут вполне обычной жизнью…
У нас достаточно большой опыт сопровождения ребенка с трех-четырех лет и до школы. Мы развиваем речь и коммуникацию, необходимые навыки самообслуживания, социального воображения и взаимодействия, снимаем агрессию, аутоагрессию, понижаем градус или полностью нивелируем аутостимуляции, чтобы ребенок мог пойти в общеобразовательную школу и учиться в коллективе нормотипичных детей.

Все чаще это общеобразовательные школы с инклюзией, где созданы специальные условия для детей с особыми потребностями, некоторым деткам понадобится профессиональное сопровождение – тьютор. Таким образом ребенок, по сути, социализирован и в школе практически не отличается от других детей.

Мне очень нравится мировой опыт.

Скажу о том, что я видела своими глазами. Например, в Японии я несколько раз задавала вопрос, какие лекарства специалисты дают там, если эмоциональное состояние ребенка неустойчиво и он начал себя агрессивно вести?

Оказывается, специалисты сразу же стараются переключить внимание ребенка, дать физическую нагрузку или эмоциональную разрядку. Такого ребенка могут быстро вывести во двор на беговую дорожку, предлагают пробежать какое-то расстояние и так далее. Ребенок может выйти в коридор, но остается в поле зрения специалистов.

В Америке упор делают на АВА-терапию – это обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения.

Речь идет именно о специфическом аутистическом поведении. Но физиологически аутизм проявляется по-разному. Невролог может прописать витаминные или сосудистые препараты при ангиоспазме и для активизации центра речи, например, и так далее. Если проблемы с кишечником – подключается гастроэнтеролог. Если проблемы со слухом, тогда разбирается сурдолог, отоларинголог.

Базовый врач, занимающийся ребенком с аутизмом – невролог. Именно невролог, а не психиатр.

Генеральная цель реабилитации ребенка – войти в обычную жизнь, взаимодействовать с окружающим миром, начиная с простых вещей: уметь самостоятельно одеваться, обедать, переключаться от своих историй на какую-то другую информацию и продолжать в максимально свободной коммуникации и обучении с использованием речи. Чем мы и занимаемся.

Ребенок с аутизмом в обычной школе
– Стоит ли отдавать ребенка с аутизмом, если он более-менее социализирован, в обычный детский сад, обычную школу?

– Обязательно стоит, потому что ребенку с аутизмом нужно научиться подражать, имитировать, взаимодействовать, а это можно постичь только рядом с нормотипичными детьми.

Как помочь ребенку с аутизмом быть вместе с обычными детьми и одновременно не мешать им учиться? Как создать особые условия? Возможно, это будет класс, а рядом – ресурсная зона, комната или хотя бы сенсорная панель, уголок, где ребенок может расслабиться, успокоиться, полежать, переключиться, набраться сил и даже отработать какой-то материал, который ранее уже был пройден всеми детьми в классе. Чтобы помочь ему в этом, нужен тьютор – специальный наставник.

В любом случае важную роль играет личность педагога. Даже если он совсем ничего не знает про дефектологию, особое детство и конкретно про аутизм, но у него добрая душа, отзывчивое сердце, – он не станет кричать и обижать ребенка.

Я знаю примеры, когда педагог просто берет его за руку с самого первого дня и какое-то время водит за собой, подталкивает к детям, пытается ввести в игры, помогает ему адаптироваться.

МИФЫ ПРО АУТИЗМ
Миф 1: Если не говорит, значит, ребенок с аутизмом.
В реальности: Действительно, многие дети с аутизмом не говорят.

Аутизм требует обязательного медицинского наблюдения за ребенком и обязательной психолого-педагогической реабилитации. Важно также помнить, что у детей с аутизмом присутствуют конкретные проявления заболевания, которые требуют пристального внимания. И если мы будем считать, что это всего лишь особенность, то не поможем ребенку.

В целом проявлений заболевания – очень много. В каждом конкретном случае нужно решать проблему именно со здоровьем ребенка.

Миф 3: Аутисты агрессивны и поэтому опасны для общества.
В реальности: Чаще всего у детей с аутизмом, которые не получают желаемого, наблюдаются приступы самоагрессии, то есть агрессии, направленной скорее на себя, нежели на других людей.

Дети с аутизмом агрессивны и поэтому опасны для общества – это действительно миф. Если агрессия ребенка идет вовне – проблемы именно с социальной составляющей его жизни. Если ребенок находится в семье, во взаимодействии с медицинским персоналом, не может случиться такого, что он пошел и кого-то побил. У него агрессия из-за того, что окружающие пока не научились понимать его, не научились правильно взаимодействовать с ним.

Шизофрения – это отдельный психиатрический диагноз, который детям обычно не ставят. У этого заболевания есть свои симптомы, которые отличаются от тех, которые есть при аутизме.

Про гениальность и аутизм. Дети с аутизмом дисбалансны в своем развитии. Могут с легкостью решать примеры из четырехзначных чисел и не уметь самостоятельно сходить в туалет – пример из жизни нашего пациента. Именно эти особенности, видимо, и порождают этот миф. Также некоторые люди с аутизмом способны сосредотачивать внимание на мельчайших подробностях, в состоянии обрабатывать визуальную и текстовую информацию в разы быстрее тех, кто не страдает нарушениями нервной системы.

Миф о том, что с ребенком не разговаривали и поэтому у него аутизм, опровергается тем, что огромное количество людей с прекрасными внутрисемейными отношениями тем не менее имеют детей с аутизмом.

Что делать, если у ребенка признаки аутизма – советы от Ольги Азовой

1. Не зацикливаться на постановке диагноза! Да, ребенок маленький, хочется знать, что с ним происходит, почему он развивается не как все дети. Но сначала важно обращать внимание на некие генеральные проявления – например, нарушение поведения, отсутствие речи, непонимание обращенных к ребенку слов и так далее.

2. Родителям пройти тест АТЕК (его можно легко найти в интернете), прежде чем идти к специалистам. Тест этот не статичен, и, по мере того как с ребенком будут заниматься, показатели теста будут меняться.

3. Идти к специалистам. Невролог, пожалуй, первый из них. Именно он должен предложить консультации других врачей. Например, отоларинголог или сурдолог должны помочь разобраться с вопросом, нет ли нарушения слуха, из-за которого могут быть проблемы с пониманием речи. Затем – гастроэнтеролог, мы уже говорили, что могут быть проблемы с пищеварением, с питанием. Генетик, иммунолог и другие – по запросам, проблемам и жалобам.

4. Выбираем специалиста, но соблюдаем меру. Бывает, врач не понравился, нет доверия – можно сходить к другому. Но консультироваться у 25 неврологов и 25 гастроэнтерологов не нужно – это будет бег по кругу, он никогда не кончится, потому что новый специалист будет давать что-то свое, что-то новое.
Хороший результат – это когда сошлись мнения двух специалистов, тут родителю стоит задуматься и прислушаться именно к рекомендациям этих специалистов.

5. Провести обследование ребенка. Невролог обычно направляет на функциональную диагностику: энцефалограмму, доплер, аудиограмму, гастроэнтеролог – анализ на переносимость продуктов. И так каждый специалист, который работает в теме аутизма, назначает важные исследования для прояснения диагноза и назначения лечения.

Также нужны консультации нейропсихолога, логопеда, психолога.

7. Начинаем занятия. Первыми упражнениями должны быть, прежде всего, поведенческие и сенсорные. Их реализуют на разных занятиях: ABA-терапия, сенсорная интеграция, физкультура, массаж, мозжечковая стимуляция, работа на балансире, кинезиотерапия, коммуникативные занятия, разные виды игротерапий.

Только потом уже присоединяются другие специалисты – психологи и логопеды, нейропсихологи.

8. Реабилитация должна быть комплексной. И не стоит ждать мгновенных результатов. Бывает, родители обошли 150 мест, а в результате им нигде не помогли и не могли помочь, потому что везде своя программа и она предполагает длительное взаимодействие. Мы, например, приглашаем на два года. Есть первичная ступень, вторичная ступень, дальше – постоянная работа. Мы же хотим максимально приблизить ребенка к тем детям, которых называем нормотипичными.

Комплекс подразумевает не просто набор процедур, а иерархию от простого к сложному и взаимоподдержку одного направления другим.

9. Организовав базовые занятия, подключите немедикаментозную коррекцию. Методов много – слуховые терапии, физиотерапевтическое направление, разные виды БОС и компьютерных программ.

10. Родитель должен получать помощь вместе с ребенком. Потому что на начальных этапах проблема аутизма – сильно травмирующая ситуация для родителя. С ребенком все не так, и родитель не знает, куда бежать, не спит ночами, не знает, как пережить стресс от получения диагноза, не знает, как помочь ребенку и как вообще с этим со всем жить.
Должна быть оказана терапевтическая помощь родителям и даны конкретные рекомендации – инструменты взаимодействия с собственным ребенком.

Отличия ЗПР и алалии от аутизма весьма значительны в части, касающейся социального взаимодействия. Давайте обсудим, чем же социальное взаимодействие детей с аутизмом отличается от социального взаимодействия детей с алалией или с ЗПР.

Социальное взаимодействие у детей с ЗПР и алалией

У детей с алалией или с ЗПР социальное взаимодействие страдает незначительно. Конечно, в силу задержки речи эти детки испытывают некоторые проблемы с общением и коммуникациями. Некоторые из них могут и вовсе проявлять симптоматику, схожую с аутизмом.

Например, на приеме у врача, не обращать на него внимание, а пойти поиграть в этот момент с игрушками. Все это может происходить в силу того, что дети не понимают или не до конца понимают обращенную речь и им просто скучно спокойно сидеть на стульчике и слушать дядю или тетю.

Однако, им знакомы негласные правила социального взаимодействия и иерархии ребенок-взрослый. Ребенок с алалией или с ЗПР не будет вести себя со взрослым, как со своим ровесником. К тому же они довольно рано выделяют любимого значимого взрослого внутри семьи и проводят между членами семьи четкие границы, понимают и считывают эмоции другого человека, показывают стремление к нахождению в обществе кого-либо.

Дети с алалией или с ЗПР с удовольствием присоединяются к игре. У них нет проблем с пониманием и выполнением условий игры. Во время игры с другими детьми дети с алалией или с ЗПР спокойно принимают роль, которую им отводят и играют на условиях команды.


Социальное взаимодействие у детей с аутизмом

У детей с аутизмом нет понятия иерархии ребенок-взрослый.На приеме у врача часто такие детки ведут себя бесцеремонно, они могут вырвать карандаш из рук доктора или залезть ему на колени, потому что не видят социальных границ. Значимого взрослого в семье не выделяют, разницы между членами семьи не проводят. Т.е. им в принципе все равно, кто рядом, бабушка, мама, тетя или папа. Иногда выделяют взрослого, который за ними ухаживает. Иерархии в семье не соблюдают, они просто не понимают её значение.

Например, мой сын может спокойно поспорить с отцом или с дедушкой, а при необходимости, если он прав, то и отчитать или сделать замечание. При этом, когда его ругаешь за такой поступок, мол нельзя перечить отцу или другому взрослому члену семьи, сын искренне не понимает в чем его вина, ведь он прав.

При этом дети с аутизмом могут хорошо контактировать с братьями и сестрами и совершенно не контактировать с другими детьми. В процессе игры с другими детьми дети с аутизмом испытывают огромные сложности. Они не могут соблюдать правила игры, не понимают цель и значение игры, а если все таки начинают играть, то согласны играть только по своим правилам и на своих условиях. При этом в процессе игры ребенок с аутизмом меняет правила этой игры на другие, которые он придумывает сам.

Например, игра в шахматы. Когда мой сын был помладше, он очень любил менять правила игры в середине партии. Допустим, конь у него начинал ходить как королева, а слон, как пешка. Когда я ему указывала на недопустимость таких действий, он искренне не понимал, почему нельзя, ведь если в данную минуту поменять правила, то станет проще играть.

В целом, дети с аутизмом предпочитают одиночество, чем общение с кем-либо. Навязанное общение может вызвать страх и панику. Таким образом, отличия ЗПР и алалии от аутизма весьма значительны в части, касающейся социального взаимодействия.

Страна Мам → ЗПР или Аутизм?

В сентябре нам будет уже 6. А разговаривает как 3-х летний. В3 года ставили диагноз ЗПРР, а в 5 лет установили что это аутизм. Так чтоже в действительности? Читать полностью
+12 Зарегистрируйтесь и получите возможность оценивать материалы, общаться в комментариях и многое другое!')"> Зарегистрируйтесь и получите возможность оценивать материалы, общаться в комментариях и многое другое!')">
menchyk
19.08.2010 532 1 23 комментария

Комментарии





Мы посещаем логопедическийсад №7. Там с ним немогут заниматься более 10-ти минут. Он неусидчевый. Может одновременно делать несколько вещей. На занятиях с пладным врачем заниается 1час. За месяц таких занятий выучил цыфры до 10ти, некоторые буквы (читает и пишет), и составляет их в слога. Но до этого резултата мы две недели ходили к платному по 10-15мин. для привыкания, и выроботки усидчивости.
В дольнице он выполнял некоторые задания, ноневсе. Обследовались целый месяц. Сами немогли понять какой у него диагноз. Дали Респолепт. Он его немного успокоил. Респолепт помогает только аутистам (так мне сказали врачи), на этом основании поставили аутизм. Оформили инвалит детства.




В школу нас пока не берут. В садик тоже, ходим только по пол дня. Он гиперактивный. На занятиях сидит небольше 15-ти минут. Это в общей группе. Индивидуально занимается час. Иногда проявляет агресию криком и топотом, но других никогда необижал. Детей с чистым аутизмом различают еще в раннем детстве, а у нас в 6-ть лет с трудом определили. Нет причины, нет точного диагноза, а как же лечить тогда, куда еще поехать? Врачь в Днепре говорит, что специалистов нет ни в Росии, ни в Украине. Возможно лет через 5-ть они появятся. Но я немогу ждать так долго.
Есть чистый аутизм, есть болезни похожие на аутизм, аутистический синдром, болезнь Аспергера. Я согласна, что у моего сына есть нарушения в развитии, но это точно не чистый аутизм. Год назад в Москве нам был поставлен диагноз ЗПР с аутистическим поведением, не врожденный, а приобретенный.
ЗПР- так как отстает речь. Аутистическое повеление- так как присутствует агресия и гипперактивность.
Рисполепт в сиропе разрешон детям младшего возраста.

ЗПР- так как отстает речь


В школу нас пока не берут. В садик тоже, ходим только по пол дня. Он гиперактивный. На занятиях сидит небольше 15-ти минут. Это в общей группе. Индивидуально занимается час. Иногда проявляет агресию криком и топотом, но других никогда необижал. Детей с чистым аутизмом различают еще в раннем детстве, а у нас в 6-ть лет с трудом определили. Нет причины, нет точного диагноза, а как же лечить тогда, куда еще поехать? Врачь в Днепре говорит, что специалистов нет ни в Росии, ни в Украине. Возможно лет через 5-ть они появятся. Но я немогу ждать так долго.
Есть чистый аутизм, есть болезни похожие на аутизм, аутистический синдром, болезнь Аспергера. Я согласна, что у моего сына есть нарушения в развитии, но это точно не чистый аутизм. Год назад в Москве нам был поставлен диагноз ЗПР с аутистическим поведением, не врожденный, а приобретенный.
ЗПР- так как отстает речь. Аутистическое повеление- так как присутствует агресия и гипперактивность.
Рисполепт в сиропе разрешон детям младшего возраста.

агресия и гипперактивность.




Аутизм - тяжелое психическое расстройство, крайняя форма самоизоляции. Выражается в уходе от контактов с действительностью, бедностью выражения эмоций. Аутисту свойственно неадекватное реагирование и дефицит социального взаимодействия.
Характерные признаки аутизма
1. У ребенка с аутизмом плохо развивается речь, как рецептивная (понимание), так и экспрессивная. Зачастую речь имеет форму эхолалий (повторы элементов речи, услышанных от окружающих или по телевизору). Доступны для понимания лишь простые однозначные указания ("садись", "ешь", "закрой дверь" и т. д.). Абстрактное мышление отстает в развитии, что проявляется в непонимании таких элементов речи, как местоимения (твой, мой, его и т. д.) и др. Неспособность ребенка говорить или понимать речь - наиболее частая жалоба родителей при первичном осмотре ребенка. Проблемы с речью становятся очевидны на втором году жизни ребенка.

2. Ребенок ведет себя так, как если бы у него был явный дефицит ощущений и восприятия - т. е. как будто он слепой и глухой, но более тщательное обследование выявляет сохранность всех сенсорных модальностей. Родители детей с аутизмом жалуются на то, что им очень трудно привлечь внимание своих малышей. Обычно они не поддерживают контакт взглядов с родителями и/или не поворачивают голову в ответ на обращенную к ним речь.

3. Дети с аутизмом обычно не развивают тесных эмоциональных отношений с родителями. Это выявляется в первые месяцы жизни, когда родители обнаруживают, что ребенок не прижимается к матери, находясь у нее на руках, а иногда сопротивляется физическому контакту, напрягая спину и пытаясь выскользнуть из родительских объятий.

4. Дети с аутизмом не играют с игрушками, как это делают обычные дети. Они не проявляют особого интереса к игрушкам и не занимаются ими в свободное время. Если они играют, то часто весьма своеобразно, например крутят колеса перевернутого игрушечного грузовика, скручивают кусок веревки, нюхают или сосут куклу. Неспособность играть с игрушками может быть выявлена на втором году жизни.

5. Отсутствуют или заметно ограничены игры со сверстниками. Ребенок может либо не проявлять интереса к таким играм, или у него могут отсутствовать необходимые игровые умения и он, как правило, не обращает внимания на других детей, если только не участвует в простой игре типа "дай-возьми". Этот признак также легко обнаруживается на втором году жизни.

6. Навыки самообслуживания у детей с аутизмом отсутствуют или их развитие крайне задерживается. Им трудно научиться самим одеваться, пользоваться туалетом и есть без посторонней помощи. Эти дети плохо распознают обычную опасность, и за ними нужен постоянный присмотр, чтобы они не получили серьезных травм, переходя улицу с интенсивным движением, играя с электрооборудованием и т. д.

7. У детей с аутизмом очень часты вспышки ярости и агрессии. Эта агрессия может быть направлена на себя, когда дети кусают свои руки, бьются головой о пол, мебель или бьют себя кулаками по лицу. Иногда агрессия направляется на других, и тогда дети кусают, царапают или бьют своих родителей. Большинство родителей детей с аутизмом жалуются на то, что им трудно справляться с ними, на их низкую толерантность к фрустрации и реагирование даже на малейшее препятствие или запрет взрывом ярости.

8. Дети с аутизмом могут часто демонстрировать "самостимулирующее" поведение в форме ритуальных, повторяющихся стереотипных действий. Они раскачиваются всем телом стоя или сидя, хлопают в ладоши, вращают предметы, не отрываясь смотрят на свет, вентиляторы и другие вращающиеся объекты, выстраивают предметы аккуратными рядами, подпрыгивают и приседают или крутятся на одном месте в течение долгого времени.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.