Детское занятие для детей дцп пение

Особый ребёнок – подготовленный педагог

Музыкальное развитие девочки с заболеванием ДЦП.

(из опыта работы Пластининой Е. В.)

Три года назад прослушать ребёнка меня попросила мама девочки – инвалида, больной ДЦП, учащейся школы с ОВЗ. Женщина в разговоре со мной сразу откровенно сообщила о болезни дочери, а также об увлечённости девочки пением, и я решила познакомиться с ребёнком.

На тот момент Динаре было 10 лет. При первом нашем знакомстве я заметила, что девочка передвигается достаточно быстро. Смущаясь, она пропела мне знакомую песню, и я поняла, что природа одарила ребёнка относительно чистой вокальной интонацией. Я решила взять девочку в свою студию на сольные занятия с целью развития её речи, наполнив её досуг любимым видом творчества.

Первые занятия выявили у ребёнка уровень музыкальных способностей выше среднего. Однако я быстро поняла, что будет нелегко. В исполнении вокальных упражнений слышалась интонационная и ритмическая чуткость, но отсутствовала кантилена, не было навыков певческого дыхания, подачи звука, артикуляции. Речь Динары затруднена, слегка медленна, были слышны небольшие дефекты произнесения шипящих звуков. Ребёнок общался с педагогом, чувствуя смущение, девочка не смотрела в лицо педагогу, отводила взгляд, наблюдалась зажатость в шейно-грудном отделе позвоночника. Зажим был во всём корпусе ребёнка: девочка стояла напряженно, не могла прямо держать голову, опустить (расслабить) челюсть, а ведь это очень важно при пении! Я почувствовала напряжение голосовых связок: пение крикливое, ломаное. Но радовала память Динары и её желание работать! Девочка позитивно была настроена на занятие, в её поведении чувствовался интерес к вокальному творчеству.

Мною был составлен индивидуальный образовательный маршрут, установлен режим занятий: один - два раза в неделю (один раз в неделю по чёткому расписанию, второй раз – в зависимости от временных возможностей педагога), то есть приблизительно шесть раз в месяц.

Откровенно говоря, я работала с девочкой интуитивно, применяя к ней индивидуальный подход, как и ко всем солистам.

Я поняла, что заниматься вокалом Динаре полезно. Конкретных методических рекомендаций для педагога–вокалиста по работе с особыми детьми я не обнаружила.

Получив полезную информацию, я убедилась, что в работе с Динарой нахожусь на верном пути.

Структура наших занятий такая же, как и у всех солистов студии: артикуляционные, мимические, вокальные упражнения, распевания, работа над песней (мелодией и текстом), при необходимости - работа с аппаратурой в зале.

Содержание занятий индивидуально.

Поподробнее хочется рассказать о содержании песен, то есть о содержании репертуара. Для педагога выбор песни для ребёнка - всегда очень сложная задача. Подбирая репертуар для Динары, я с усиленным вниманием отслеживаю, чтобы текст и мелодика песни соответствовали возможностям девочки, находили у неё эмоциональный отклик. Песня должна понравиться ребёнку, ведь при её исполнении каждая мысль, эмоция должны быть искренними.

Выученные песни Динара исполняет со сцены (часто в школе), а поэтому её репертуар должен показывать хороший уровень вокального развития.

Особенностью моей работы с девочкой в условиях учреждения дополнительного образования является неспешное разучивание песенного материала, скрупулёзная работа над каждой фразой, над отдельным словом и интонацией.

За два учебных года на наших занятиях мы подготовили шесть песен для выступления. К тому же Динара поёт в школьном ансамбле.

Безусловно, вокальные занятия во Дворце детского (юношеского) творчества играют огромную роль в социализации ребёнка. Девочка чувствует себя частью нашего большого (40 детей) творческого коллектива, ведь она встречается с детьми на репетициях к концертам, участвует в наших ежегодных отчётных концертах, чувствует атмосферу подготовки к совместному результату, атмосферу общего праздника, а главное, она выступает на сцене не одна!

На отчётных концертах студии Динара также принимала участие.

Для моих воспитанников – обычных здоровых детей познакомиться с Динарой, разделить с ней переживания перед выступлением, радость от удачи, и, вообще, принять её такой, какая она есть – это, я считаю, момент воспитания чуткости и толерантности, познания разных сторон человеческой жизни.

Музыкотерапия как стимул для развития детей с ДЦП

История музыкотерапии


Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у людей, а точнее, детей с ограниченными возможностями, меньше. И этому найдется свое решение - музыкотерапия.
Помните поговорку: "Терпение и труд все перетрут"? Вам нужно именно это, если у вас ребенок с ограниченными возможности (нарушение опорно-двигательного аппарата, нервные заболевания, олигофрения, проблемы со слухом или зрением). Еще древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом, но сильное воздействие на здоровье, конечно, оказывает музыка. Уже в Древней Греции Пифагор в своем университете в Кротоне начинал и заканчивал день пением: утром - чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером - успокоиться и настроиться на отдых.
Современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Удивительно, что конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие определенным музыкальным нотам. Поэтому и возникла музыкотерапия как психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Лечение музыкой

Музыкотерапия - наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, которыми многие люди пользуются, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Специалисты различают пассивную и активную формы музыкотерапии. В первом случае пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Поэтому естественность и доступность, которая есть в музыке, - одна из причин бурного развития музыкальной терапии в последние 2-3 десятилетия. Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:

  • помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;
  • помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;
  • музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;
  • косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому уже с двух лет детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии. У детей второго года жизни круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам - зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство - подражательность, - которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.

Работа с особыми детьми


Работая с детьми с ограниченными возможностями, нужно иметь определенные навыки. Это, во-первых, умение создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка. Во-вторых - умение установить контакт с ребенком. Такое возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное - положительным эмоциональным настроем.
Также необходимо вызвать у детей интерес к занятиям, научить понимать простейшие игровые ситуации по сигналу: убегать от собачки, птички, кошки, грозить ей пальцем, догонять куклу, искать ее, выражать удивление по поводу ее исчезновения. Используя все эти методы в процессе систематической работы, вы всесторонне развиваете ребенка, обогащаете его новыми музыкальными впечатлениями, помогаете овладеть различными навыками.
Таким образом, искусство развивает и воспитывает, позволяет разобраться в жизни и понять самого себя, оно формирует самооценку, так как, вне зависимости от болезни, это понятно всем. Игра поможет организовать и активизировать детей с ограниченными возможностями, собрать их внимание, установить с ними контакт, а присутствие живой музыки на занятиях и праздниках становится для них мощным стимулом в процессе реабилитации.


На заметку

Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями:

Е.Я. Федько, учитель музыки,

с.Кочневское Белоярский р-н,

Использование музыкотерапии для детей с заболеванием ДЦП

Значение музыки и, в том числе, пения в раз­витии детей и коррекции различных, имеющих­ся у них нарушений подчёркивается в работах многих специалистов, разрабатывающих вопро­сы педагогической помощи детям с детским церебральным параличем[8]. Опираясь на учение Л. С. Выготского о том, что дети с проблемами развития развиваются по тем же законам[2], для снятия мышечного напряжения наряду с ритмопластикой и релаксацией считаем необходимым использовать музыку. Музыка благотворно ска­зывается на развитии речи, влияет на эмоцио­нальный статус, способствует развитию образ­ного мышления, воображения.

Вместе с тем, до настоящего времени не разра­ботана методика музыкального воспитания детей с ДЦП, учитывающая особенности физического и психического развития таких детей. В специальной литературе вопросы организации и содержания музыкальных занятий с такими детьми остаются нераскрытыми.

Музыкотерапия по определению С.В.Шуршарджана, – это психо-терапевческий метод, использую щий музыку в качестве лечебного средства[ 6 ].

Особая ценность этого метода заключается в том, что (в отличие от многих других методов воздействия) занятия музыкой почти всегда слу­жат источником положительных эмоций, вызы­вают у ребёнка интерес к занятиям и стремле­ние к взаимодействию со взрослым.

Музыкотерапия имеет три вида: рецептивная (пассивная), активная, интегративная.

Интегративная музыкотерапия включает в себя две методики:

1. Музыкоцветотерапия – синтез музыки и цвета (восприятие музыки в сочетании с цветом).

2. Музыкоизотерапия - основана на синтезе музыкального и зрительного восприятия. Музыкальное восприятие в сочетании с просмотром шедевров мировой живописи.

Рецептивная музыкотерапия используется в работе с дошкольниками имеющие нарушения зрения, речи, которые имеют эмоционально-личностные проблемы.

Активная музыкотерапия включает в себя вокалотерапию , которая помогает работе сердечно-сосудистой системе и фольклоротерапию , которая обучает гармонизации внешнего и внутреннего мира человека.

Под звуки плеска волн дети очень тихо, легко и мягко ходят на носочках, танцуют под музыку. Они представляют себя пузырьками воды, легкими и невесомыми.

Дети с завязанными глазами друг за другом должны угадать названия звучащих поочередно народных музыкальных инструментов.

Кроме занятий музыкотерапией, музыка сопровождает детей и взрослых в течение дня в группе.

Вокалотерапия оказывает положительное влияние на нейро­физиологическое обеспечение памяти и внимания. Метод тонирования, как и благотворная сила пения, давно применяется человечеством в лечении самых разных заболева­ний. Тонирование — это воспроизведение звука посредством произ­несения гласного звука в течение длительного времени. Оно известно примерно с XIV века. Это творческая энергия голоса. В голосе и дыхании каждого человека заключен ключ к пониманию его темперамента и к диагностике множества раз­личных типов физических и психологических недомоганий. Спонтанные физические жесты, которые сопровождают голо­совое сканирование, так же часто дают подсказку относитель­но характера человека. По мнению Е.Г. Старостенко, поющий голос обеспечивает гораздо более прямой доступ к подсознанию [4].

Подавляющее большинство детей с ограниченными возможностями имеют речевые нарушения в форме дизартрии. Для дизартрии характерно сочетание наруше­ний звукопроизношения с нарушениями дыха­ния, голосообразования и, так называемой, про­содической стороны речи (мелодикоинтонационная и темпо-ритмическая характеристики ре­чи). Даже при более или менее правильном звукопроизношении нарушение просодики делает речь детей нечёткой, безэмоциональной, зачастую мало понятной для окружающих. Пение способствует углублению дыхания, укреплению голосового аппарата, нормализа­ции просодики. Занятия пением вызывают у де­тей положительные эмоции, что, в свою оче­редь, позволяет активизировать их речевую дея­тельность. В то же время пение отвлекает вни­мание ребёнка от речевого акта, помогая ему нормализовать мышечный тонус.

Такие характеристики, как интонация, ритм, паузы, и др., являются общими для речи и музыки. Занятия пением помогают ребёнку почувство­вать, а потом и осознать эти явления в своей речи. Иногда урок напоминает дополнительное логопедическое занятие.

Общей особенностью для всех детей с ограниченными возможностями является истощаемость всех психических про­цессов, сниженная работоспособность, замед­ленное восприятие, малый объём памяти. При­менительно к разучиванию текстов песен это значит, что, во-первых, детям требуется боль­ше времени, чтобы осмыслить и запомнить текст песни; а во-вторых, педагог, с помощью специальных педагогичес­ких приёмов, должен постоянно удерживать внимание детей и поддерживать их интерес к новой песне. Например:

Всё выше перечисленное подводит к тому, что: во-первых, подбирая певческий репер­туар, необходимо стремиться, чтобы и текст песни и её музыкальный язык соответствовали возможностям детей и вызывали у них эмоцио­нальный отклик, желание петь; во-вторых, логопеды могли бы использовать тексты песен в своей работе по расширению пассивного и активного словарного запаса, ус­воению детьми тех или иных грамматических конструкций, развитию связной речи детей.

Неоспоримо, что каждый ребенок с ДЦП имеет свои специфические отклонения в развитии. Поэтому, прежде чем приступить к планированию работы, необходима консультация лечащего врача. Именно врач подскажет, что ребенок на данный момент испытывает при необходимости совершить тот или иной комплекс движений, указывает границы физических возможностей и параметров движений. Только после этого становится реальным определить цель данного учебного года и выбор средств их достижения.

Целый ряд рефлексов и навыков, являющихся для здорового человека стандартными, для ребенка с ДЦП бывает очень сложно выполнимыми. Преподавателю, начинающему работу по обучению игре на любом музыкальном инструменте, необходимо знать следующее: - ребенок с заболеванием ДЦП с поражением рук в первое время занятий не может привести в движение необходимый палец, не подвигав прежде всеми пятью. Это влияет на крайне медленный темп исполнения. Мышечная (механическая) память развита очень слабо, поэтому уже разученный нотный текст достаточно долго может исполняться в самых невероятных аппликатурных комбинациях. Игра попеременно двумя руками тормозится во время перехода мелодии от одной руки к другой, так как скорость переключения внимания и сигнал к отдыхающей руке весьма заторможен. В первые годы обучения бывает невозможным исполнение музыкальных произведений двумя руками одновременно даже в самых примитивных вариантах, поскольку сигнал принимает та рука, на которую ребенок в данный момент смотрит. Одновременное нажатие любых клавиш двумя руками порой вызывает напряжение всех мышц рук, плечевого пояса, спины. Ребенок с ДЦП имеет маленький объем мышечной памяти двигательных комбинаций (но не слуховой), поэтому подобный дефект необходимо компенсировать за счет логической, зрительной, тактильной видами памяти. Искаженные мышечно-моторные реакции у детей с ДЦП (особенно у хромающих) нарушают ощущение метрической и ритмической пульсации и тормозят ее развитие.[2]

Следует отметить, что категория детей с ДЦП значительно изменилась. Практически около 70% детей относится к категории детей с комплексными нарушениями или с осложненными, так как у них наблюдаются дополнительные сенсорные, интеллектуальные нарушения. Современное коррекционно-педагогическое воздействие позволит сменить тяжесть двигательных и речевых нарушений. Коррекционная работа основывается на взаимодействии таких компонентов, как движение, музыка, речь. Сложность заключается в том, что каждый из этих компонентов в определенной степени не может соответствовать нормам выполнения детьми с ДЦП.

Таким образом, занятия музыкой могут стать эффективным методом коррек­ции речевых нарушений у детей с ДЦП. Для организации эффективных занятий музыкотерапией (вокалоте­рапией, обучение игре на музыкальном инструменте) необходимо создать специальные ус­ловия, соответствующие психофизическим особенностям этой категории детей. Педаго­гу необходимо учитывать клинические про­явления (форму ДЦП), а также уровень рече­вого и психического развития, то есть при проведении занятий необходимо сочетать дифференцированный и индивидуальный подход.

1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М: Просвещение, 1989.

4. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Тех­нологии обучения и воспитания детей с нару­шениями опорно-двигательного аппарата. - М., Академия, 2001

5. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Карвасарского Б . Д .; 2-е изд. СПб .: Питер , 2002.

6. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. Хрестоматия./Составители В. М.Астапов, Ю.В. Микадзе. С-Пб.,2001

7. Семёнова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей М: Медицина, 1972 с.328

8. Шушарджан С. В. Музыкатерапия и резервы человеческого организма.-М.,АОЗТ Антидор,1998

Современные психологи и нейрохирурги уверены в магическом воздействии музыки на мозг человека. Сегодня существует метод коррекции психологического состояния, основанный на целебных свойствах музыки. Выявлено, что разные частоты звуковых колебаний воздействуют на разные типы нервных клеток.

Те, кто постоянно сталкиваются или общаются с детьми с ограниченными возможностями, уже знают, что путь к их сердцу найти бывает очень сложно. А музыкотерапия для таких детей помогает повысить доверие и взаимопонимание к тем, кто рядом, ускоряет прогресс обычной терапии. Музыка помогает легче выражать свои чувства, усиливает осознание самого себя. Не помешает и повышение музыкальной компетенции.

Как и всякое другое лечение, терапия музыкой будет более успешной, если начнется как можно раньше. Поэтому двухлетних детей уже можно развивать и лечить таким способом. И хотя пока слабо развито представление о мире, слабая нервная система, плохая координация, неустойчивое внимание, но присутствует одно важное умение – подражательность, что с успехом можно использовать при занятиях для подпевания и пения, для элементарных музыкально-ритмических движений.

Добавлено (16.01.2011, 03:03:31)
---------------------------------------------
Музыка очень важна для любого ребенка, особенно чувствуют музыку дети - инвалиды. ДЦПэшки , которые бывают трудно обучаемы почти всегда положительо реагируют на музыку и гармоничные звуки.
Меня вдохновила одна история. девочки дцп

Девочка с тяжелой формой ДЦП выиграла международный музыкальный конкурс

2 июня 2010, 16:17. Источник: Свободный курс

– На небе кто-то соединил мою линию судьбы с Наташиной, – говорит Надежда Скворцова, преподаватель Барнаульского музыкального училища. – Я училась, работала и жила в Новосибирске, а четыре года назад переехала со своей семьей в Барнаул. Через год ко мне привели шестилетнюю Наташу Мусину.

Педагог до сих пор вспоминает детские пальчики, крепко сжатые в кулачок, левую ручонку – неподвижную, словно подбитое крыло воробышка. Наташа Мусина – инвалид с тяжелой формой детского церебрального паралича. Еще три года назад никто бы не поверил в то, что эта девочка будет удостоена диплома I степени за игру на фортепиано и Гран-при за сольное пение на международном музыкальном конкурсе "Первый аккорд".
"Почему я не хожу?"

"Почему все дети ходят, а я не могу?" – спросила однажды Наташа маму. "Ты можешь ходить, только нужно большое желание и упорство. Не ходишь – значит, сама не так сильно этого хочешь", – ответила мама. Собственным примером Елена Мусина учит дочь, что стремление и упорство – лучшие спутники. Изо дня в день она привозит Наташу в школу, усаживает ее за парту, уезжает домой. Через два урока приезжает, чтобы сводить дочь в туалет, еще через два – чтобы сводить ее в столовую.

– Иногда нервы сдают, плачу вместе с ней. Утираем слезы и живем дальше, – говорит Елена Мусина. – Еще в детском саду она очень любила музыку, а когда пришло время пойти в школу, дочь сказала: "Я хочу играть на фортепиано". У нас в семье ни у кого нет музыкального образования. Муж в детстве ходил в музыкальную школу, но все его познания сводятся к исполнению "Мурки" и "Собачьего вальса"…
Курс музыкотерапии

– Мама привела ко мне Наташу со словами: "Может быть, одну гамму года за два сыграем хотя бы одним пальцем. Попробуем разработать мелкую моторику", – вспоминает Надежда Скворцова. – Девочка тогда не могла удержать шариковую ручку, самостоятельно попить из кружки.

Несколько дней Наташа Мусина вместе с педагогом просто садилась за инструмент, еще несколько дней – просто клала руки на фортепиано. Позже начала играть одним пальцем, потом двумя, тремя… Сначала пальчики извлекали из инструмента отдельные звуки, потом фразы, мотивы.

У девочки открылся абсолютный слух. Она стала разучивать и запоминать целые произведения. Доктора сняли с маленькой пациентки ярлык "задержка умственного развития".

– Наташа, что сложнее всего тебе дается?

– Диктанты по сольфеджио.

– Сыграй, пожалуйста, свое любимое произведение.

– Сыграю "Менуэт" Моцарта.

Мама с преподавателем подкладывают несколько подушек на стул. Наташа выпрямляет спинку, держит голову, кладет руки на инструмент.

– "Менуэт" играют мои студенты-первокурсники. Это произведение из программы второго класса музыкальной школы, – замечает Надежда Скворцова.

На конкурсе в Санкт-Петербурге после выступления Наташи зал встал и очень долго аплодировал девятилетней пианистке.

– Мы ехали на конкурс в полной уверенности, что в Петербурге никто нам не удивится. А получилось так, что историю Наташи назвали уникальной, – говорит Надежда Скворцова. – Обычно дети с диагнозом ДЦП вышивают бисером, рисуют. На музыкальных инструментах играют только те, у кого есть огромное желание. Когда оно есть еще у родителей и педагогов, тогда в ребенке и раскрывается талант.
Справка

За 18 лет существования Алтайской краевой коррекционной школы Наташа Мусина стала единственным воспитанником, который играет на музыкальном инструменте.
Анастасия Масибут


В прошлый раз мы говорили о методах коррекции церебрального паралича у детей. Одним из них являются регулярные логопедические занятия для детей с ДЦП, которые помогают улучшить речевые навыки. Они начинаются с 3-х лет, когда можно реально оценить степень нарушений, определить основные дефекты.


Почему возникают проблемы с речью при ДЦП

Логопедическая помощь детям с ДЦП – важная часть реабилитации заболевания. Но работа логопеда-дефектолога требует особенного подхода, который зависит от причины патологии. Она может быть врожденной или приобретенной:

• внутриутробные аномалии развития долей головного мозга, отвечающих за речь и мышление человека;
• гипоксия плода, при которой страдают нейроны и клетки мозгового вещества;
• родовые травмы с повреждением мозга при удушье.

Особенности коррекционно-логопедической работы при ДЦП напрямую зависят от формы болезни. Наиболее тяжелые нарушения встречаются при эмбриональных нарушениях.

Поэтому работа проводится в тесном сотрудничестве психолога, невропатолога и сурдолога. Каждый из врачей помогает подобрать эффективные препараты и методики.


Основные направления работы логопеда


Для построения правильного плана лечения необходима логопедическая характеристика на ребенка с ДЦП. Она включает в себя полную информацию о диагнозе и причинах. Чаще всего диагностируется дизартрия, связанная с патологиями подкорковых областей головного мозга. Проблема характеризуется следующими признаками:

• речь нечеткая и невнятная;
• обильное выделение слюны;
• проблемы с пережевыванием и глотанием еды;
• повышенный тонус языка.

Для определения всех проблем обязательно проводится логопедическое обследование при ДЦП. Кроме традиционного визуального осмотра и ряда тестов в тяжелых случаях предусмотрено МРТ мозга, энцефалограмма. Сурдолог проверяет особенности слуха.


Направления работы логопеда-дефектолога при ДЦП
Логопедические занятия для детей с ДЦП, которые относятся к категории неговорящих, включают в себя следующие направления:

• нормализация мышечного тонуса;
• развитие мелкой моторики;
• выработка способности концентрировать внимание и слух;
• восстановление зрительной фиксации в одной точке.

Хороший эффект дает логопедический массаж мышц лица при ДЦП. В зависимости от диагноза он может быть точечным, зондовым или рефлекторным, проводится с помощью пальцев или специального прибора.

Это стимулирует природную артикуляцию, расслабляет мышцы щеки подбородка, укрепляет ослабленные участки. Для улучшения моторики используется методика сенсорного обследования предметов рукой, которая пострадала от пареза.


В большинстве случаев на начальном этапе рекомендуется несколько курсов классического логопедического массажа для детей с ДЦП, подготавливающего мышцы речевого аппарата. На второй стадии включается активная или пассивная артикуляционная гимнастика, в которой задействованы губы, язык и щеки ребенка.

После нескольких месяцев изнурительных занятий малыш начинает осваивать простейшие движения: улыбается, высовывает язык, дует через губы, сложенные трубочкой.


Особенности логопедической работы при тяжелой форме ДЦП связаны с необходимостью налаживать контакт с маленьким пациентом. Без доверия практически невозможно заставить малыша выполнять простые упражнения, мотивировать его на новые успехи.

Большое значение имеет взаимодействие и помощь родителей. В домашних условиях они должны продолжать упражнения, выполнять все предписания врачей.

В се мы приходим в этот мир неповторимыми, индивидуальными, особенными, но, к сожалению, не всегда с равными возможностями. Неважно, по чьей воле так происходит: злого рока или неудачного стечения обстоятельств, по воле природы или высших сил, главное другое – дети с ограниченными возможностями всегда имеют шанс сделать непостижимое немного ближе, и возможно это с помощью уникальной методики — музыкальная терапия.

Музыка – вклад в формирование детского мира

Н есмотря на устоявшиеся скептические мнения, немузыкальных людей не существует в принципе, ведь музыка окружает нас всюду – во всевозможных звуках и шорохах, словах и мелодиях, даже в тишине тоже есть своя удивительная игра нот.

Еще находясь в материнской утробе, ребенок впервые слышит эту игру: в ритме маминого сердца и характере дыхания, тембре голоса и интонации, фразах, произнесенных извне, и многом другом. А позже музыка открывает перед маленьким человечком нечто более значимое и безграничное – умение чувствовать и сопереживать, именно поэтому очень важно с первых лет жизни обогащать детские впечатления, приобщая ребенка к разным видам музыкальной деятельности, таким образом, помогая формировать не только общую музыкальность, но и выразительность движений.

Важнейшим аспектом в этом процессе является развитие музыкального слуха, и добиться этого можно отнюдь не путем систематических, упорных и изматывающих тренировок, а в форме легкой, забавной и непринужденной игры. В первые годы жизни ребенка каждый звук – хлопанье в ладоши и погремушка, игра на губной гармошке и обычная колыбельная песня станут залогом осваивания ритма в такт, затем можно переходить к более сложным заданиям – определению низких и высоких звуков, ну, и, конечно, знакомству малыша с особенностями различных музыкальных инструментов.

Музыкальная терапия при ДЦП: примеры реабилитации

С частье – оно так необходимо в жизни, но каким же недосягаемым оно кажется для тех крошек, которые пришли в этот мир особыми. Но разве любые ограничения – будь они физическими, психическими или умственными, могут стать преградой для улучшения качества жизни? Нет, особенно в наше время, когда научно доказано почти магическое воздействие музыки на человеческий мозг и определенные типы нервных клеток под разной частотой.

Таким образом, детям с ДЦП музыкотерапия не только помогает повысить музыкальную компетенцию в целом, но и улучшить доверие к людям, настроить взаимопонимание с ними, ускоряя процессы терапии основной, благодаря легкости в выражении чувств и осознанию ребенком самого себя. Это помогает малышу благоприятно реагировать на неудачи и проблемные ситуации.

Но это далеко не все: благодаря музыкальной терапии детям с ДЦП открывается неповторимый и прекрасный окружающий мир, а овладевая навыками самоконтроля и поддерживая внутреннюю гармонию, они растят внутри главное и нужное – силу духа. Правильно подобранная музыка и музыкальная терапия поможет не только побороть статическую скованность, но и активировать умственную деятельность, а также движение к общему оздоровлению, вселяя веру в лучшее.

Убираем эмоции: спокойные мелодии и четкие ритмы

В лечении проблем гиперактивности используется активная музыкальная терапия – четкие ритмы, которые являются основой любой мелодии. Учитывая тот факт, что у каждого человека существует свой собственный ритм, с помощью активных методов он получает выход. К числу подобных методов относится действие под музыку и вместе с ней (движение), игра на музыкальных инструментах, рисование музыки. Занятия не должны быть слишком продолжительными: если речь идет о ребенке до года, то не более 5 минут, по мере взросления можно увеличивать до получаса.

Немаловажным аспектом в работе является развитие чувства ритма, влияющее на процессы возбуждения и торможения, которые при гиперактивности разбалансированы. Ритм помогает таким малышам войти в конкретную деятельность – к примеру, через обыкновенные упражнения по отстукиванию ритма на основе стихотворений или потешек. Песни с показом действий, совместное музицирование, танцы и хороводы помогут развить пространственные представления.

Инструмент как средство контакта с миром

Если же речь идет о минорных детях, склонных к аутизму, то главной целью является установление контакта между маленьким человеком и окружающей действительностью. Из-за того, что подобные малыши лучше контактируют с предметами, чем с живыми людьми, они отлично работают с музыкальными инструментами, дополняя занятия голосом – живым пением.

В данном случае можно и даже нужно импровизировать, акцентируя внимание на чувстве удовольствия. Занятия должны носить поэтапный характер: в первую очередь, нужно задействовать музыкально-ритмические игры для сенсорной стимуляции, а уже потом переключаться на пение или игру в ансамбле.

Музыка с мамой: польза живого пения

Ребенок начинает слушать музыку с рождения: сначала мамину колыбельную, а немного позже – поющую погремушку. А музыкальные игрушки могут стать отличным подготовительным этапом для пения вместе с родителем. Наслаждаясь вокалом мамы, малышу становится интересно, и он пытается все повторить, кропотливо вслушиваясь в звуки, и развивая свою речь. Это – оконце в постижение мира, которое впоследствии может перерасти в отличную традицию совместных пений.

Музыкальные упражнения Кирюшина

Кстати, о фальши. Музыкальная терапия включает в себя и развитие у ребенка слуха. Хорошие результаты дают специальные методики педагога Кирющина, которые основаны на эмоционально-образном развитии способностей вследствие укрепления связей между полушариями мозга. Основная суть упражнений состоит в многократном повторении и запоминании мелодии, что способствует развитию музыкального мышления. Достаточно просто прослушивание, пение не обязательно. Как свидетельствует практика, уже через два года таких упражнений, слух ребенка становится идеально ровным.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.