Диагностика эмоционально-волевой сферы ребенка с дцп

У детей первого года жизни ДЦП может быть заподозрен и/или установлен при наличии у пациентов патологической активности и нарушений становления ( или патологической трансформации) физиологических рефлексов.

У детей более старшего возраста, диагноз ДЦП устанавливается на основании ведущих клинических проявлений болезни.

Дополнительные инструментальные методы:

o Нейровизуализационные методы (компьютерная томография и магнитнорезонансная томография)

o Исследование внезапных потенциалов

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП

Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью.

При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент "детскости". Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью.

Выводы

Сложности развития детей с детским церебральным параличом обусловлены большими трудностями при выполнении ими координированных и сложных движений. Особенности детей с ДЦП обусловлены двумя основными факторами: 1. Нарушение нормальной структуры тканей центральной нервной системы. 2. Ограничение самостоятельности из-за невозможности свободно двигаться, и лишь частичной способности к самообслуживанию. Любые движения ребенка с ДЦП являются замедленными. 3Другая особенность детей с ДЦП заключается в измененной умственной работоспособности, то есть даже на фоне нормального интеллекта ребенок способен заниматься меньший промежуток времени, усваивает меньший объем информации в единицу времени, по сравнению со здоровым сверстником. Из-за данной особенности дети с ДЦП в 70% случаев имеют задержку психического развития. Интеллект таких детей может быть разным - как нормальным, так и резко сниженным, вплоть до выраженной дебильности. Эмоциональная сфера детей с ДЦП имеет следующие особенности: ранимость, сильная впечатлительность, привязанность к опекунам и родителям. Основная причина задержки и нарушений психического развития детей с ДЦП - в недостаточности мышечной работы (невозможность участия в подвижных играх и т.д.) и ограничении контактов со сверстниками из-за трудностей речевого общения. Дети с ДЦП имеют расстройства речи, обусловленные нарушением тонуса мышц, принимающих непосредственное участие в произношении звуков.

Эмоционально-волевая сфера детей с ДЦП

Описание: Понятие ДЦП. Формы ДЦП. Детский церебральный паралич ДЦП - непрогрессирующее поражение мозга обусловленное воздействием ряда неблагоприятных факторов в пренатальном перинатальном и раннем постнатальном периодах всегда сопровождается двигательными нарушениями в частности неспособность ребёнком сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения.

Дата добавления: 2015-11-02

Размер файла: 173.13 KB

Работу скачали: 74 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Личность детей с ДЦП формируется как под воздействием его болезни, и под воздействием отношения к нему окружающих, в частности семьи. Как правило, ДЦП у детей сопровождается психическим инфантилизмом. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга, связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам. В целом в основе психического инфантилизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер при преобладающей незрелости последней.

Ребёнок с ДЦП в своём поведении руководствуется эмоцией удовольствия, такие дети чаще всего эгоцентричны. Их привлекают игры, они легко поддаются внушению и не способны к волевым усилиям над собой. Это все также сопровождается двигательной расторможенностью, эмоциональной нестабильностью, быстрой утомляемостью. Поэтому так важно знать характерные особенности эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП, чтобы сформировать правильную тактику поведения и воспитания.

Формирование личности тесно связано с формированием эмоционально-волевой сферы. Эмоционально-волевая сфера - это психоэмоциональное состояние человека. Леонтьев А.Н. различает три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Собственно эмоции представляют собой длительное состояние, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются. Эмоции – это непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений. Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью – положительной или отрицательной. Положительные эмоции (удовольствие, радость, счастье и т.д.) возникают при удовлетворении потребностей, желаний, успешном достижении цели деятельности. Отрицательная эмоция (страх, гнев, испуг и т.п.) дезорганизует деятельность, которая приводит к ее возникновению, но организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий. Возникает эмоциональная напряженность.

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.

Развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников зависит от ряда условий.

1.Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития.

2. Неправильное общение в семье может привести к снижению потребности в общении со сверстниками.

3.Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в игре, насыщенной переживаниями.

4. Эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Поэтому чувства ребенка в острых ситуациях не оценивать – ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций.

Что касается эмоционально-волевой сферы дошкольника с ДЦП, то психотравмирующими обстоятельствам, влияющим на эмоционально-волевую сферу, являются [4]:

2) условия социальной депривации в связи с изменением межличностных отношений в детском коллективе и ограничением контактов, а также явлениями госпитализма, так как большинство больных находятся в больницах и санаториях длительный период;

3) условия эмоциональной депривации из-за разлуки с матерью или ввиду неполной семьи, так как в 25% отцы оставляют семьи;

4) психическая травматизация, связанная с лечебными процедурами (гипсованием, операциями на конечностях), после которых у некоторых детей возникают реактивные состояния, поскольку они надеются на непосредственный результат, быстрое излечение, тогда как им предстоят длительное лечение, выработка нового двигательного стереотипа;

5) затруднения в процессе обучения в связи с параличами, гиперкинезами и пространственными нарушениями;

6) условия сенсорной депривации из-за дефектов слуха, зрения.

В результате вышеперечисленных обстоятельств эмоционально-волевая сфера у детей с ДЦП характеризуется следующими особенностями:

1. Повышенная возбудимость. Дети беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными. Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.

2. Пассивность, безынициативность, застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми.


Каждая семья, которой пришлось столкнуться с таким диагнозом, как ДЦП, стремится к получению максимума информации, которая касается данной проблеме. Родители изучают все — последние новинки в области фармакологии, новейшие исследования болезни, новые специалисты…

Но во всем этом теряется очень важный аспект, который может стать решающим для его лечения. В погоне за информацией родители забывают о внутреннем мире малыша. А ведь взглянув на болезнь глазами ребёнка, можно лучше понять её, а соответственно и оказать лучшую помощь.

Формирование личности ребёнка, больного ДЦП, подчиняется двум факторам:

  • биологическим особенностям, которые связаны с характером заболевания;
  • социальным условиям — воздействие на ребёнка семьи и педагогов.

Таким образом, становится понятно, что личность детей с ДЦП формируется как под воздействием его болезни (ограничение двигательной активности, плохое развитие речи), так и под воздействием отношения к нему окружающих, в частности семьи. Родителям же важно знать характерные особенности эмоционального и личностного развития детей с ДЦП, чтобы сформировать правильную тактику поведения и воспитания.

ДЦП у детей сопровождается психическим инфантилизмом — незрелостью эмоционально-волевой сферы личности ребёнка. При этом ребёнок в своём поведении руководствуется эмоцией удовольствия, такие дети эгоцентричны, с детским поведением даже в старшем школьном возрасте. Их привлекают игры, они легко поддаются внушению и не способны к волевым усилиям над собой. Это все также сопровождается двигательной расторможенностью, эмоциональной нестабильностью, быстрой утомляемостью.

Любые эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному. Дети могут быть как легковозбудимыми, так и полностью пассивными. ДЦП у детей часто сопровождается расстройством сна, повышенной впечатлительностью с преобладанием негативных эмоций, повышенной утомляемостью, слабой волевой активностью. Эти все факторы очень важно учитывать при общении и занятиях с ребёнком.

Кстати, слабость воли у детей с ДЦП напрямую связана с особенностями их воспитания. Ведь довольно часто в семьях можно наблюдать следующую картину. Все внимание родственников обращено на болезнь ребёнка. При этом они чрезмерно волнуются о том, что ребёнок может упасть или пораниться, ограничивают его самостоятельность на каждом шагу. Ребёнок быстро привыкает к такому отношению.

Вместе с повышенной чувствительностью (а он очень остро воспринимает эмоции родителей, среди которых, как правило, преобладает тревожность и уныние) это все приводит к тому, что ребёнок растёт безынициативным, робким, неуверенным в своих силах. Вместе с тем, очень ярко проявляется психический инфантилизм, с ярко выраженным эгоцентризмом и стремлением манипулировать людьми посредством своей болезни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Развитие личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП 28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП

Каждая семья, которой пришлось столкнуться с таким диагнозом, как ДЦП, стремится к получению максимума информации, которая касается данной проблеме. Родители изучают все — последние новинки в области фармакологии, новейшие исследования болезни, новые специалисты…

Но во всем этом теряется очень важный аспект, который может стать решающим для его лечения. В погоне за информацией родители забывают о внутреннем мире малыша. А ведь взглянув на болезнь глазами ребёнка, можно лучше понять её, а соответственно и оказать лучшую помощь.

Формирование личности ребёнка, больного ДЦП, подчиняется двум факторам:

  • биологическим особенностям, которые связаны с характером заболевания;
  • социальным условиям — воздействие на ребёнка семьи и педагогов.

Таким образом, становится понятно, что личность детей с ДЦП формируется как под воздействием его болезни (ограничение двигательной активности, плохое развитие речи), так и под воздействием отношения к нему окружающих, в частности семьи. Родителям же важно знать характерные особенности эмоционального и личностного развития детей с ДЦП, чтобы сформировать правильную тактику поведения и воспитания.

ДЦП у детей сопровождается психическим инфантилизмом — незрелостью эмоционально-волевой сферы личности ребёнка. При этом ребёнок в своём поведении руководствуется эмоцией удовольствия, такие дети эгоцентричны, с детским поведением даже в старшем школьном возрасте. Их привлекают игры, они легко поддаются внушению и не способны к волевым усилиям над собой. Это все также сопровождается двигательной расторможенностью, эмоциональной нестабильностью, быстрой утомляемостью.

Любые эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному. Дети могут быть как легковозбудимыми, так и полностью пассивными. ДЦП у детей часто сопровождается расстройством сна, повышенной впечатлительностью с преобладанием негативных эмоций, повышенной утомляемостью, слабой волевой активностью. Эти все факторы очень важно учитывать при общении и занятиях с ребёнком.

Кстати, слабость воли у детей с ДЦП напрямую связана с особенностями их воспитания. Ведь довольно часто в семьях можно наблюдать следующую картину. Все внимание родственников обращено на болезнь ребёнка. При этом они чрезмерно волнуются о том, что ребёнок может упасть или пораниться, ограничивают его самостоятельность на каждом шагу. Ребёнок быстро привыкает к такому отношению.

Вместе с повышенной чувствительностью (а он очень остро воспринимает эмоции родителей, среди которых, как правило, преобладает тревожность и уныние) это все приводит к тому, что ребёнок растёт безынициативным, робким, неуверенным в своих силах. Вместе с тем, очень ярко проявляется психический инфантилизм, с ярко выраженным эгоцентризмом и стремлением манипулировать людьми посредством своей болезни.

При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности. Детям с ДЦП свойственны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением критики к своему состоянию. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастное отношение к окружающим. Следует подчеркнуть, что нарушения поведения отмечаются не у всех детей с ДЦП; у детей с сохранным интеллектом – реже, чем у умственно отсталых, а у спастиков – реже, чем у детей с гиперкинезами.

В условиях неправильного воспитания, ограничения деятельности и общения замедление созревания лобных отделов может стать причиной изменений личности по типу психического инфантилизма. Незрелость эмоционально-волевой сферы у детей старшего школьного возраста проявляется в повышенном интересе к игровой деятельности, слабости волевого усилия, повышенной внушаемости, недоразвитии целенаправленности. Однако эти проявления имеют иную окраску, нежели у детей более раннего возраста. Вместо истинной живости и веселости здесь преобладают двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость, бедность и однообразие игровой деятельности, легкая истощаемость, инертность. Отсутствуют детская живость и непосредственность в проявлении эмоций.

Часто у детей с ДЦП наблюдается расстройство сна: они плохо засыпают, спят беспокойно, со страшными сновидениями. Утром ребенок просыпается вялым, капризным, отказывается от занятий. При воспитании таких детей важно соблюдать режим дня, он должен находиться в спокойной обстановке, перед сном избегать шумных игр, воздействия различных резких раздражителей, ограничить просмотр телепередач.

Повышенная утомляемость характерна практически для всех детей с ДЦП. Они быстро становятся вялыми или раздражительными и плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро теряют к нему интерес, отказываются от его выполнения. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. Ребенок начинает суетиться, усиленно жестикулирует и гримасничает, у него усиливаются гиперкинезы, появляется слюнотечение. Темп речи ускоряется, она становится невнятной и малопонятной для окружающих. В игре ребенок пытается схватить все игрушки и тут же их разбрасывает. Развитие организованности и целенаправленности деятельности у такого ребенка проходит с большим трудом и предполагает активное участие волевых процессов.

По уровню волевого развития среди подростков существует три основные группы:

1) характерно общее снижение эмоцинально-волевого тонуса, астенизация поведения, волевой инфантилизм. Это проявляется в неумении, а порой и нежелании подростка регулировать свое поведение, в общей вялости, доходящей до апатии у одних, и в крайней несдержанности у других, в отсутствие достаточной настойчивости в достижении как коррекционно-восстановительного эффекта, так и хороших результатов в учебной работе. Свыкаясь с ролью больных, подростки ослабляют свою самостоятельность, проявляют иждивенческие настроения;

2) составляют подростки, уровень волевого развития которых достаточно высок. Обладая адекватной самооценкой, правильно определяя свои возможности, подростки данной группы способны на основе длительных волевых усилий мобилизовать компенсаторные силы организма и личности. Они активно ведут борьбу с заболеванием и его последствиями, настойчивы в достижении терапевтического эффекта, воздержанны и терпеливы, проявляют упорство в учебе, развивают свою самостоятельность, занимаются самовоспитанием;

3) определяется как средний. В зависимости от состояния здоровья, самочувствия, многих других обстоятельств подростки эпизодически проявляют достаточную волевую активность. В учебной работе это связано с интересом, текущими оценками, в медицинских мероприятиях – с лечебной перспективой и т.д. Периоды волевого подъема сменяются у них снижением уровня волевой активности.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Программа развития эмоционально – волевой сферы у детей с ОВЗ (ДЦП)

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условия обучения, воспитания и развития, т.е. это дети-инвалиды или другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Среди детей с ОВЗ, значительное количество детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

Термин, церебральный паралич, употребляется для характеристики группы хронических состояний, при которых поражается двигательная и мышечная активность с нарушением координации движений.

Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения.

К нарушениям познавательной деятельности при ДЦП относят: неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций; выраженность астенических проявлений — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов; сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире; нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную и речевую деятельность детей с церебральным параличом.

К особенностям формирования эмоционально-волевой сферы относят повышенную утомляемость. Дети быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. Ребенок начинает суетиться, усиленно жестикулировать и гримасничать, у него усиливаются насильственные движения, темп речи его убыстряется, речь становится малопонятной для окружающих.

У других детей с ДЦП отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. Для них характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно веселы, шумны, то становятся раздражительными, плаксивыми.

Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью: болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении близких.

Учитывая особенности развития детей с ДЦП, одним из необходимых условий практической деятельности, является осуществление комплексной коррекционно-педагогической работы. Это означает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого, необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

В работе с детьми с ДЦП следует уделять особое внимание эмоциональным проявлениям, так как эмоциональный аспект личности является базовым для ее целостной характеристики.

Развитие эмоционально – волевой сферы у детей с ОВЗ (ДЦП), методом совместной продуктивной деятельности, развитие познавательных процессов и мелкой моторики

Способствовать развитию познавательных процессов ребёнка.

Формировать устойчивость эмоционально-волевой регуляции поведения на занятиях.

Развивать уверенность в себе, в ходе совместной деятельности взрослого с ребёнком

Формирование умений переносить свои знания в новые условия;

Формирование навыков социально одобряемого поведения;

Развитие концентрации и устойчивости внимания.

Виды деятельности в реализации программы:

Предварительная работа

1. Диагностическая работа включает в себя: первичное обследование, динамическое наблюдение, контрольное обследование.

Основная работа

- Консультативная работа с родителями и педагогами: практические рекомендации, домашние задания по развитию, обучению и воспитанию ребёнка (по итогам реализации программы, дополнительно по индивидуальным запросам).

Программа состоит из 23 занятий, проводимых в течение всего учебного года (с сентября по май, включительно).

Подготовительный блок: релаксация, психологический настрой на работу.

Подготовительные тематические сенсорные, развивающие игры (введение в тему)

Продуктивные виды деятельности совместно со взрослым (поделка)

Завершающий блок: релаксация, обратная связь. Ритуал прощания.

Содержание подготовительного блока.

Под спокойную музыку делаем массаж-поглаживание рук, сопровождая потешками, стишками. Идет настрой на работу. На этом этапе ребёнок может поделиться с вами важным, рассказать или расспросить о том, что его сейчас интересует. Мотивируем ребёнка на сотрудничество, включаем в игровую деятельность.

Содержание оздоровительного блока программы.

Одним из необходимых условий при организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ДЦП, является создание адекватной возможностям ребенка здоровьесберегающей среды, обеспечивающие здоровье ребёнка и полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. К основным характеристикам здоровьесберегающей среды можно отнести: морально – психологический климат, гигиену, комфортные условия, гибкий режим труда и отдыха, реализуемые через комплексное и систематическое использование методик и технологий здоровьесбережения.

Улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Важно научить ребенка чувствовать свое дыхание, т.е. обращать внимание на то, как он дышит: ртом или носом, задерживает ли дыхание. Основу дыхательных упражнений, способствующих расслаблению, составляют упражнения с углублением и замедлением вдоха и выдоха, что достигается путем длительного произнесения гласных звуков (а, у, о), шипящих согласных (ш, ж) и сочетаний звуков (ах-ох ух). При возможности упражнения сопровождаются движениями.

Направлены на развитие и коррекцию разных сторон психики ребенка. Один из методов снятия психо - эмоционального напряжения у детей.

Упражнения представлены в приложении 1.

Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий (непроизвольных движений конечностей) и мышечных зажимов.

Перебирание пальцами бус (лучше использовать природный материал-дерево, желуди, орехи и т.д.) позволяет сосредоточить внимание на форме перебираемых бусин, постепенно снижая (для возбудимых детей с повышенным темпом деятельности) или увеличивая темп (для детей с замедленным темпом деятельности). Перебирание бус нормализует ритм дыхания, успокаивает.

Полезно перебирать бусы, сопровождая движение рук речью - чтением стихотворений либо скороговорок.

Большинство упражнений выполняются для каждой руки попеременно, затем двумя руками одновременно.

Работа по инструкции к играм.

Содержание основного блока программы (подготовительные тематические сенсорные, развивающие, коммуникативные игры; продуктивная деятельность):

Одной из приемлемых форм работы, является использование развивающих дидактических игр, пособий, с последующим закреплением материала, с помощью продуктивных видов деятельности (творческих игр), совместно со взрослым, в сочетании со здоровьесберегающими процедурами, такими как психогимнастика, динамические паузы, физкультминутки, зрительные, пальчиковые гимнастики, релаксации, показаны детям с ДЦП.

Дидактические игры и пособия используются с учетом возраста, возможностей ребёнка, тематически дополняющие тему занятия.

Под продуктивными видами деятельности мы понимаем любые творческие работы: рисунок, аппликация, лепка, оригами и другие. Творчество дает возможность удивляться и познавать, находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта, что крайне необходимо ребенку с ДЦП.

Тематическое планирование

-Рас c матривание картин.

-Составление рассказов по сюжетным картинкам.

-Моторные навыки: узелки, пуговицы, банты).

-Рассматривание, беседы по картинам.

-Тренировка моторных действий

- Игра на внимание и развитие речи (назови животных)

- Рассказы по картинкам

- Поделка (пластилин, семена)

- Выложи из пуговиц гроздь рябины (налаживание на картинку)

-Гимнастика для глаз: посчитай рябинки

-Развитие логического мышления, математических навыков счета, внимания, зрительного восприятия – работа по карточкам (игры).

-Выложи цветок из палочек по образцу, из пуговиц самостоятельно

- Игра на точность движений и развитие речи и мыслительных процессов (с мячом)

- Лабиринт – развиваем образное мышление, зрительное восприятие.

- Развиваем мышление: что лишнее, найди зимние картинки

- Лабиринт – нить на развитие зрительного восприятия

-Игра на мелкую моторику (скатать маленькие шарики)

- Развитие зрительного восприятия, координации движений, повторяем фигуры – игра Лабиринт

- Выложи елочку (по образцу или самостоятельно)

- Звездочка для елочки

-Работа по сюжетным картинкам

-Математические задачи без опоры на образец

- Сюжетно-ролевые игры по профессиям

-Беседа – любимая профессия

-Игра на память: запомни картинки

-Развитие логического мышления: дидактические игры

-.Развивающая игра по временам года

-Найди листочек (работа с мини игрушками в песочнице)

-Пирамиды (складывание, работа по инструкции с указанием цветов, размеров)

-Работа на многогранной развивающей поверхности

-Игры по карточкам

-Работа с кинетическим песком

-Работа с развивающими играми (найди, посмотри, посчитай, выбери лишнее, составь рассказ)

Содержание завершающего блока

После выполнения творческой работы педагог – психолог предлагает отдохнуть. Вспомнить все, что делали, что понравилось, запомнилось (рефлексия). Возможно использование музыкального сопровождения или электронных физминуток для глаз в конце занятия.

Ритуал прощания: педагог-психолог провожает ребёнка в класс и вместе рассказывает с ребенком учителю, что сегодня делали.

- положительная динамика психомоторного развития

- активная позиция родителей (обратная связь, систематическое выполнение рекомендаций, отзывы о динамике развития детей);

- проявление познавательного и поискового интереса у детей во время занятий, мотивация на сотрудничество, удовлетворенность результатами своей деятельности;

- развитие представлений (на уровне тела) по работе с мышечными зажимами по инструкции, с помощью взрослого.

- положительная динамика психомоторного развития;

- обогащение у ребенка представлений о способах взаимодействия с окружающей действительностью;

- умение ребёнка, с помощью взрослого, работать с мышечными зажимами;

- желание и умение ребенка, с помощью взрослого, выполнять до конца творческую работу, играть в дидактические игры, выполняя необходимые инструкции и соблюдая условия игр;

- контактность, активность ребёнка, положительные отзывы ребёнка о своей работе, уверенное поведение, позитивное психоэмоциональное состояние ребёнка на занятиях.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.