Диагностика зрения для детей с дцп

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Ё.Н. Маджидова, И.К. Абдукадырова

Целью работы являлось изучение клинико-неврологических и клинико-офтальмологических особенностей зрительных расстройств у больных с детским церебральным параличом. Клинико-функциональное исследование детей с ДЦП показало, что зрительные нарушения были обусловлены повреждением не только структур мозга, входящих в состав зрительного анализатора, но и оптической системы глаза.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Ё.Н. Маджидова, И.К. Абдукадырова

VISUAL DISORDERS IN CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY.

The aim of the work was to study the clinical neurologic and ophthalmologic clinical features of visual disorders in patients with cerebral palsy. It was found that the prevailing number of children with cerebral palsy , visual impairment are observed. In the structure of diseases of visual organs leading diseases such as strabismus, amblyopia, and nystagmus.

Е.Н. ИДДЖИДОВА, УХБАБАДЖАНОВА

Ташкент Балалар медицина институты

СОМАТИКАЛЬЩ АУРУЛАР НЭРЕСТЕЛЕРДЕГ1 НЕВРОЛОГИЯЛЬЩ Б¥ЗЫЛЫСТАР

ТYЙiн: Бiз соматикалы; ауыртпалы; балаларга (ас;азан-шек аурулары, тыныс алу жэне журек-тамыр ЖYЙелерiнiн,) бар нау;астарда психомоторлы даму сипаттамаларын зерттеген. Зерттеулер клиника TashPMI жэне 3 ;алалы; балалар ауруханасында соматикалы; бeлiмшесiнде 3 жыл 1 айга аралыгындагы 60 нау;астармен ЖYргiзiлдi. Диагностика ауру тарихы, объективтi, клиникалы; жэне психо-неврологиялы; зерттеулер непзшде ЖYзеге асырылады. KL саласын Печоре - EL Бiздiн, зерттеу, 6i3 психикалы; даму Г.В. Пантюкина ау;ымды багалау пайдаланылады Frucht (1983). Эдiсi бойынша нэтижелер психикалы; квдр^ жанасуды, сейлеу дамуын жэне уса; моториканы бузу кeрсетiлген. Зерттеу тобында психомоторлы; мэцпру 1 эпикриз мерзiмi 19 (32%), улдар, 15 (25%) ;ыздар 34-сiз нау;ас балаларга (57%) курады. ба;ылау тобынын, психомоторлы; мэцпру 1 эпикриз мерзiмi 4 (16%) балалар болды.

ТYЙiндi сездер: соматикалы; патология; балалардын, психомоторлы; дамуы.

Y.N. MAJIDOVA, U.T. BABADJANOVA

Tashkent Pediatric Medical Institute

NEUROLOGICAL DISORDERS IN SOMATIC DISEASES INFANTS

Resume: We have studied the characteristics of psychomotor development in patients with somatic burdened with children (gastrointestinal disease, respiratory and cardiovascular systems). It has been studied 60 patients aged from 1 month to 3 years old are in the somatic ward at the clinic TashPMI and 3-children's city hospital. Diagnosis is based on anamnesis, objective, clinical and neurological and psycho-diagnostic research. In our study, we used a scale for assessing neuropsychological development GV Pantyukhina - KL Pechory- EL Frucht (1983). The results of these diagnostics instruments showed the touch delay, speech development and disturbance of fine motor skills. Psychomotor retardation 1 epicrisis period in the study group revealed 34 children patients (57%), of which 19 (32%) boys, 15 (25%) girls. Keywords: somatic pathology; psychomotor development of children.

Ё.Н. МАДЖИДОВА, И.К. АБДУКАДЫРОВА

Кафедра неврологии с детской неврологией и медицинской генетикой Ташкентский педиатрический медицинский институт, Узбекистан

ЗРИТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Целью работы являлось изучение клинико-неврологических и клинико-офтальмологических особенностей зрительных расстройств у больных с детским церебральным параличом. Клинико-функциональное исследование детей с ДЦП показало, что зрительные нарушения были обусловлены повреждением не только структур мозга, входящих в состав зрительного анализатора, но и оптической системы глаза.

Ключевые слова: зрительные расстройства, нейроофтальмологические нарушения, детский церебральный паралич.

При ДЦП нарушения развития носят, как правило, сложную структуру, сочетаются нарушения двигательные, нарушения корковых функций, речи, задержка психического развития. Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей; страдает мелкая моторика, мышцы артикуляционного аппарата, глазодвигательные мышцы [1].

Мозговой органический дефект, составляющий основу ДЦП, возникает рано, в период незавершенного процесса формирования основных структур и механизмов мозга, что обусловливает

сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств.

У большинства больных отмечаются нарушения зрительного восприятия, связанные с недостаточной фиксацией взора, нарушением плавного прослеживания, сужением полей зрения, снижением остроты зрения. Часто встречается косоглазие, двоение в глазах, опущение верхнего века (птоз). Двигательная недостаточность мешает

формированию зрительно-моторной координации. Такие особенности зрительного анализатора приводят к неполноценному, а в отдельных случаях к

искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности [6]. У 25% детей с ДЦП выявляют нарушения в зрительной системе в виде ослабления зрачковых реакций, ухудшения подвижности глазных яблок, снижения остроты зрения, патологических изменений в области глазного дна и ограничения полей зрения [8].

Нарушения опорно-двигательного аппарата определяет развитие познавательной сферы детей. Так восприятие пространства рассматривается как результат совместной деятельности различных анализаторов, среди которых особо важное значение имеет двигательно-кинестетический. У детей с церебральными параличами имеет место недоразвитие пространственного гнозиса, что связано с недоразвитием или поражением теменной доли больших полушарий головного мозга и с нарушениями зрительного восприятия [7,8]. Также у детей с ДЦП затруднена перцептивная активность в силу двигательного дефекта: нарушения двигательных функций, а также мышечного аппарата глаз нарушают согласованные движения руки и глаза.

Цель и задачи. Целью работы являлось изучение клинико-неврологических и клинико-

офтальмологических особенностей зрительных расстройств у больных с детским церебральным параличом.

Материалы и методы исследования. На

клиническом наблюдении находились 60 больных в возрасте от 2 до 10 лет, леченных Республиканской психоневрологической детской больницы имени К. Курбанова, а также в отделении детской неврологии в 3й городской детской больницы с 2013 по 2015 г. Комплексное исследование проводили, используя неврологические, нейроофтальмологические и нейрофизиологические методы. Неврологический статус исследовали по общепринятой методике. Зрительные вызванные потенциалы на реверсивный шахматный паттерн (ЗВП) исследовали у детей с ДЦП, за исключением тех детей, у которых была выявлена тяжёлая степень амблиопии (4 случаев). Результаты и обсуждения. Нами было обследовано 60 детей, из них 32 мальчиков, 28 девочек, в возрасте от 2 до 10 лет.

Собранные анамнестические данные о состоянии здоровья, течении беременности и родов у матерей,

дети которых были включены в исследование, позволили выявить ряд факторов, которые могли оказать неблагоприятное влияние на развитие ЦНС ребенка. Их разделили на две группы: к первой отнесли факторы, влиявшие на женщину до беременности, ко второй — в процессе беременности. Среди факторов первой группы наиболее часто выявлялись (случаи представлены в процентах): хронические воспалительные заболевания внутренних органов и органов репродуктивной системы - 20,8%, сердечнососудистые заболевания — 18,9%, выкидыши - 17,8% и аборты - 12,6%. Среди факторов второй группы преобладали: гестозы — 42,5%, угроза выкидыша -25,8%, стрессовые ситуации - 22,9%, острые инфекции - 18,8% и железодефицитные анемии - 14,4%. В процессе родов чаще наблюдали слабость родовой деятельности (31% случаев) и обвитие шеи плода пуповиной (16,7% случаев), реже - увеличение продолжительности безводного периода (9,8% случаев) и другую патологию.

В 50 случаев церебрального паралича у детей вызваны причинами, воздействующими на организм ребенка уже после рождения.

гиперкинетических или дискинетических синдромов. Профилактикой этого грозного осложнения является рутинный скрининг анти-ЯЬ-антител у резус-отрицательных женщин после каждого рождения резус-положительного ребенка и уровня гемоглобина и билирубина у новорожденного. Серьезные инфекции, которые влияют на мозг напрямую, такие как менингит и энцефалит, также могут вызвать необратимые повреждения головного мозга, приводящие к стойкому инвалидизирующему дефициту моторики и психики [5]. Исследование неврологического статуса у детей с детским церебральным параличом позволило выявить у значительного количества больных нарушения черепно-мозговой иннервации: изменение реакции зрачков на свет, асимметрию глазных щелей и носогубных складок, различные виды косоглазия и нистагма, спастичность мышц языка и дизартрию (таблица 1).

Данные неврологического обследования больных детским церебральным параличом

Повышение сухожильных рефлексов Патологический гипертонус мышц конечностей Гипотония мышц конечностей Задержка темпа речевого развития Дизартрия

Ограничение движений языка в полости рта

Асимметрия носогубных складок Асимметрия глазных щелей

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Нейроофтальмологическое обследование показало, что у большинства детей острота зрения была снижена и рефракция глазных яблок нарушена

(таблица 2). У 17 из 62 обследованных больных были обнаружены ограничения полей зрения.

Данные нейроофтальмологического обследования больных

детским церебральным параличом

Вертик нистагм Горизон нистагм Одностор расход косоглазие паралитич непарал (содружественное) Сход косоглазие Птоз

Огран полей зрения Миопия Астигматизм Гиперметропия амблиопия тяж ст Снижение остроты зрения Наруш реак конвер Наруш реакции зрачков на свет

При исследовании ЗВП нарушения выявили у 27 (43,5%) больных. По сравнению с контрольной группой, у больных с ДЦП отмечали удлинение латентных периодов и тенденцию к снижению амплитуды пиков N75 и Р100 (таблица 3), что,

учитывая корковое происхождение ЗВП, указывает на нарушение афферентной передачи в корково-корковых связях зрительного анализатора у детей с церебральными параличами.

Показатели исследования зрительных вызванных потенциалов в ответ на стимуляцию шахматным паттерном (М±ш) у детей с церебральными параличами и у неврологически здоровых детей (контроль)1.

Группа исследова ния Количество больных Латентность, мс Амплитуда, мкВ

N75 Р100 N145 N75-PI00 Р100-Ш45

ДЦП 56 91,6±3,6* 129,6±6,2* 170,4±8,6 7,1± 2,2 6,б±2,

Контроль ная 20 76,4±3,6 103,9±5,6 156,7± 7,9 12,4±3,9 13,3±2,4

У детей с ДЦП в 84,1 % случаев нами выявлены нарушения параметров ЗВПП.

Наиболее характерными изменениями являются следующие: нарушение формы ответа (его дефигурация), часто сопровождающееся снижением амплитуд пиков;

снижение амплитуды ВП с сохранением его формы; увеличение латентных периодов нескольких или всех компонентов ЗВП;

анормальное увеличение амплитуды пиков; выраженная межполушарная амплитудная асимметрия пиков; отсутствие ЗВП при амаврозе.

У 50-60% отмечается задержка психического развития, но первичный интеллект сохранен. У 20-25%детей с ДЦП диагностируется олигофрения. В качестве примера можно привести следующие статистические данные: около 1/3 больных ДЦП имеют средние и тяжелые интеллектуальные и познавательные нарушения, около 1/3 - легкие нарушения интеллекта и обучения, и только у 1/3

пациентов с церебральным параличом интеллект не поврежден.

Вывод. Исследование показало, что зрительные нарушения были обусловлены повреждением не только структур мозга, входящих в состав зрительного анализатора, но и оптической системы глаза.

Клинико-функциональное исследование детей с ДЦП показало, что у больных ДЦП с тяжелыми двигательными расстройствами в большей мере, чем у больных с лёгкими или умеренными двигательными расстройствами, были нарушены такие зрительные функции как, острота зрения, поля зрения, изменения со стороны глазного дна и отклонения при регистрации ЗВП. Выраженные клинико-офтальмологические

изменения, отмеченные у больных с детским церебральным параличом напрямую коррелируют от тяжестью интеллектуальных и познавательных нарушений.

1 Н.Д. Шматко Дети с отклонениями развития. - М.:1997. - 187 с.

2 Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М.: 1993. - 181 с.

3 Козявкин В.И., Шестопалова Л. Ф., Подкорытов В.С. Детские церебральные параличи. Медико-психологические аспекты. - Львiв: 1999. - С. 88-92.

4 Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. - М.: 1989. - 237 с.

5 Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. - Киев: 1988. - 214 с.

6 Буланов С.Т. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. - М.: 1998. - 56 с.

7 Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 152 с.

8 В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. -СПб.: Питер, 2001. - 264 с.

9 Ehrenkranz R.A., Dusick A.M., Vohr B.R. Growth in the neonatal intensive care unit influences neurodevelopmental and growth outcomes of extremely low birth weight infants // Pediatrics. - 2006.- Vol. 117 (4).- P. 1253-1261.

10 Imms C. Children with cerebral palsy participate: a review of the literature // Disabil.Rehabil. - 2008. - Vol. 11/30. -30(24).- P.1867-1884.

11 Forssberg H., Eliasson A.-C., Redon-ZouitennC.. Impaired grip-lift synergy in children with unilateral brain lesions // Brain. - 1999. - Vol. 122 (6).-P. 1157-1168.

12 Kolawole T.M., Patel P.J., Mahdi A.H. Computed tomographic (CT) scans in cerebral palsy (CP) // Pediatr. Radiol. - 1989. -Vol. 20 (1-2).- P. 23-27.

Е.Н. МАДЖИДОВА, И.К. ЭБД1КДДЫРОВА

Ташкент балалар медицина институты. взбекстан

ДЦП БАР БАЛАЛАРДЫН, К0РНЕК1 Ц¥НСЫЗДАНУ.

ТYЙiн: Жумыстын, ма;саты ДЦП бар наукастарда кернею бузылыстардын,, неврологиялык-клиникалык; клиникалык; жэне офтальмологиялык; MYMкiндiктерiн зерттеу болды. ДЦП бар балаларды клиникалык; жэне функционалдык; зерттеулер кернею кунсызданудан кезбен анализатор белт, жэне кездщ оптикалык; ЖYЙесi бар ми курылымдарынын, за;ымдауы гана емес туындады деп керсеттi. ТYЙiндi сездер: кернекi бузылуы, нейроофтальмологиялык; бузылуы, ДЦП.

Y. N. MADJIDOVA, I.K. ABDUKADIROVA

Tashkent pediatric medical Institute. Uzbekistan

VISUAL DISORDERS IN CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY.

Resume: The aim of the work was to study the clinical neurologic and ophthalmologic clinical features of visual disorders in patients with cerebral palsy. It was found that the prevailing number of children with cerebral palsy , visual impairment are observed. In the structure of diseases of visual organs leading diseases such as strabismus, amblyopia, and nystagmus. Keywords: visual disturbances, neuroophtalmologic disorders, cerebral palsy.

Ё.Н.МАДЖИДОВА, О.В.КИМ, Д.П. САИДОВА

Кафедра неврологии с детской неврологией и медицинской генетикой Ташкентский Педиатрический медицинский институт

НЕДОСТАТОЧНОСТЬ: ЭТИОПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ И

КЛИНИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ (ОБЗОР)

В статье представлен краткий обзор литературных данных по проблеме недостаточности кровообращения в вертебрально-базилярной системе. Дана краткая характеристика топографии сосудов вертебрально-базилярной системы, рассмотрены этиология и патогенез сосудистых нарушений в стволе мозга, основные клинические проявления, а также современные методы диагностики нарушений мозгового кровообращения в вертебрально-базилярном сосудистом бассейне.

Ключевые слова: вертебрально-базилярная недостаточность, церебро-васкулярные заболевания, транзиторные ишемические атаки

Одна из частых форм цереброваскулярных расстройств - вертебрально-базилярная

недостаточность (ВБН), рассматриваемая как обратимая ишемия мозговых структур, кровоснабжаемых из сосудов позвоночных и основной артерий.

Применительно к национальной классификации сосудистых поражений мозга ВБН более всего соответствует преходящим нарушениям мозгового кровообращения (ПНМК), в частности, транзиторным ишемическим атакам (ТИА) и дисциркуляторной энцефалопатии. Тем самым подчеркивается сосудистая природа данного состояния и внимание врача акцентируется на необходимости установления характера фонового сосудистого заболевания. Несмотря на обратимый характер симптомов у большинства пациентов с ВБН, данное состояние

Проявления ДЦП разнообразны — это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. Строго говоря, ДЦП не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП — повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период. Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.

Признаки и ранние симптомы детского ДЦП

В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их. К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения. Примерно у трети детей с ДЦП случаются судороги. Этот симптом нередко проявляется не в младенческом возрасте, а несколько позже.

Помимо этого встречаются такие симптомы ДЦП, как нарушения зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:

  • в возрасте одного месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте семи месяцев ребенок не может сидеть без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком медленные;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.

ДЦП может проявляться по-разному, в зависимости от пораженной зоны головного мозга. Иногда проявления этого заболевания незначительны, однако в тяжелых случаях нарушения могут быть крайне серьезными. Существует несколько видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга. Это приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  • Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
  • Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.

Реабилитация при ДЦП держится на двух главных принципах — комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, и коммуникативных, и интеллектуальных навыков.

Лечение ДЦП — пожизненный процесс, так как полное излечение фактически невозможно. Однако это еще не означает, что ДЦП — приговор. Большинство больных ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были приняты в раннем возрасте. В детстве мозг развивается очень активно. Он обладает гораздо большими компенсаторными возможностями, чем мозг взрослого. Поэтому лечение ДЦП, которое началось в ранние годы, будет наиболее эффективным.

Лечение ДЦП в основном направлено на устранение симптомов. Правильнее было бы называть это не лечением, а реабилитацией, ориентированной на восстановление функций, которые пострадали в результате этого заболевания. Одним из самых действенных методов считается массаж, который помогает привести в норму мышечный тонус. Также в реабилитации при ДЦП широко используется лечебная гимнастика. ЛФК помогает улучшить координацию движений. Но она дает ощутимый эффект лишь в том случае, если занятия проходят регулярно на протяжении всей жизни. Хороший результат дают и занятия на специальных тренажерах.

При отсутствии судорог показана и физиотерапия — например, миостимуляция и электрофорез. Многие врачи рекомендуют также электрорефлексотерапию для восстановления активности нейронов коры головного мозга — это помогает снизить мышечной тонус, улучшить координацию, речь и дикцию.

Во многих случаях показано медикаментозное лечение при помощи препаратов, улучшающих деятельность мозга.

Недавние российские исследования подтвердили у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии (кислородном голодании клеток), в высокой интенсивности свободнорадикального окисления липидов (жировых молекул), в компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (недостаточность гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к хронизации болезней ЛОР-органов, ЖКТ и почек. Определена прямая зависимость биохимических нарушений от тяжести ДЦП, поэтому важна индивидуальная диагностика и контроль биохимического дисбаланса в организме, чтобы компенсировать отклонения от биологической нормы при помощи специальных препаратов, диет, коррекции образа жизни. В результате можно существенно повысить потенциал и эффективность реабилитации детей с отставанием в развитии.

Детский церебральный паралич вызывает необратимое поражение определенных областей головного мозга. Задача врачей и родителей — скорректировать последствия ДЦП. Необходимо принять тот факт, что процесс реабилитации должен быть постоянным и непрерывным.

Детский церебральный паралич (ДЦП) или Cerebral palsy (CP) одно из часто встречающихся хронических заболеваний детей и взрослых, характеризующееся прогрессирующим ухудшением общего состояния здоровья, увеличением спазмов и спастики.

Термин ДЦП используется только на территории России. В мировой практике используют определение Cerebral palsy (CP).

В России только по официальной статистике более 120 000 человек имеют диагноз детский церебральный паралич. Распространённость детского церебрального паралича в России среди новорождённых составляет 2 на 1000 родившихся.

Считается, что первопричиной ДЦП является поражение одного или нескольких участков головного мозга, в результате чего развиваются прогрессирующие нарушения работы всего организма.

Менее распространённый тип церебрального паралича - это приобретённый ДЦП или Cerebral palsy (CP), где первопричиной часто является черепно-мозговая травма, перелом шеи или позвоночника, инфекции мозга (менингит и пр.), инсульт, длительная высокая температура, перенесённые тяжёлые инфекционные заболевания и пр.

Очень редко в качестве первопричины возникновения ДЦП рассматриваются психосоматические и соматопсихические факторы. Часто именно они приводят к нарушениям респираторного и клеточного дыхания, возникновению спазмов и спастики в соединительной ткани, что в свою очередь, приводит к следующим сопутствующим нарушениям:

- двигательной и мышечной активности;

- работы внутренних органов и систем;

Чёткого и полного комплекса данных о причинах возникновения ДЦП пока нет. В мировой профессиональной среде ежегодно появляются новые версии и теории о причинах возникновения этого заболевания.

На данный момент основными причинами врачи называют нарушения, возникающие в процессе развития беременности, роды и первый год жизни ребёнка. В частности, в качестве причин и основных факторов риска сегодня считают:

· Резус-фактор или групповая несовместимость плода и матери.

· Внутриутробная инфекция во время беременности.

· Вирусное или инфекционное заболевание, перенесённое женщиной во время беременности.

· Преждевременная отслойка плаценты приводит к множественным нарушениям здоровья матери и плода, а также к преждевременному оперативному родоразрешению.

· Неправильное предлежание плода на последнем сроке беременности часто приводит к травматизации младенца в процессе родов.

· Обвитие пуповиной, провоцирующее возникновение острой гипоксии, которая резко ограничивает поступления кислорода в головной мозг ребёнка, что приводит к гибели клеток головного мозга и кровоизлияниям.

· Анатомически и клинически узкий таз роженицы.

· Дискинезия головного мозга плода.

· Низкий вес при рождении.

· Рождение крупного плода.

· Длительные, осложнённые роды.

· Травмы, полученные младенцем в процессе родов.

· Травмы в период первого года жизни.

· Перенесённые инфекционные заболевания в период младенчества, в том числе осложнение после прививок.

В качестве фактора риска возникновения ДЦП можно смело называть проблему исчезновения культуры выхаживания и выпестования младенца, которая гарантировала рождение и развитие здорового младенца.

Подробнее вы можете узнать информацию в видео ДЦП: причины и методы оздоровления.

Сегодня мало кто из специалистов учитывает стрессовое состояние роженицы и младенца, а также особенности реакции соединительнотканной системы человека на стресс. Практически никто не учитывает влияния психосоматических и соматопсихических факторов на развитие у младенца ДЦП.

Психоэмоциональные, психосоматические и соматопсихические состояния человека всегда сопровождаются реакциями соединительнотканной системы и всего организма в целом, что в свою очередь, приводит к нарушению респираторного дыхания, дыхания на клеточном уровне, спазмам, сети спазмов и далее к спастике, которая сохраняется в теле всю жизнь. Одновременно этот процесс сопровождается специфическими биохимическими и физиологическими процессами.

Более полное объяснение вы можете посмотреть на бесплатном вебинаре " От понимания причин к корректной реабилитации по методу Н. Лоскутовой БФМ". Для просмотра требуется обязательная регистрация!


Метод Надежды Лоскутовой БФМ учитывает все вышеуказанные факторы, и при условии ежедневной, системной и последовательной работы позволяет:

  • полностью восстановить респираторное дыхание и дыхание на всех уровнях организма;
  • восстановить волновую линейную и нелинейную биодинамику тела;
  • гармонизировать внутренние биодинамические ритмы опорно-двигательного аппарата, всех органов и систем организма;
  • освободить от спазмов и спастики всю соединительнотканную систему организма и восстановить полную свободную амплитуду микро и макродвижений;
  • освободить от спастики соединительнотканную систему и восстановить свободную циркуляцию всех жидкостей в организме, в том числе восстановить питание клеток;
  • восстановить питание мозга и когнитивную функцию.



Из-за имеющихся у ребенка с ДЦП двигательных нарушений различной степени он с рождения оказывается полностью зависимым от взрослых. Это отрицательно влияет на эмоциональную и волевую сферу ребенка, у него отсутствует инициативность и развивается пассивность в действиях. У большинства детей с детским церебральным параличом нарушаются речь, зрение, слух в результате раннего поражения головного мозга.

По данным некоторых авторов, речевые нарушения выявляются у 80% детей с ДЦП. Степень нарушения речи зависит от времени и локализации поражения головного мозга. Большое значение имеют и так называемые вторичные нарушения, которые происходят в постнатальном развитии ребенка. Задержки развития речи или отставание в речевом развитии обусловлены тем, что дети с ДЦП имеют достаточно небольшой объем знаний и представлений об окружающем, недостаточно общаются и имеют ограниченное число социальных контактов. Дополняет неблагоприятное воздействие на ребенка и тем самым усугубляет его речевое развитие длительное нахождение ребенка в лечебном учреждении, в отрыве от матери, и смена окружающей обстановки. Если ребенок находится в домашних условиях, то взрослые стараются облегчить его состояние и не формируют у ребенка потребности в речевом общении, тем самым часто неосознанно мешая развитию речи своего ребенка.

У детей с детским церебральным параличом речедвигательный анализатор нарушен органически. Это приводит к нарушениям не только звукопроизношения, но и голоса, дыхания, темпо-ритмического рисунка речи. При ДЦП основными нарушениями являются фонетико-фонематические, и в первую очередь дизартрия.

Снижение зрения очень характерно для детей с детским церебральным параличом. У них может наблюдаться косоглазие, при котором одно из глазных яблок играет доминирующую роль при восприятии объектов. Зрительное восприятие у детей с косоглазием затруднено, замедлено. Это же относится и к способности переключаться с одного предмета на другой. Все эти нарушения приводят к ограниченной познавательной деятельности у детей.

У детей с церебральным параличом, особенно с такой формой, как спастическая диплегия, наблюдается близорукость. Если проводить раннюю коррекцию, то возможна положительная динамика. Нарушения слуха отмечаются в среднем у каждого четвертого ребенка, больного ДЦП. В зависимости от формы ДЦП нарушения носят разнообразный характер: от незначительного снижения слуха до полной глухоты.

Почти все дети с ДЦП отличаются повышенной утомляемостью. При целенаправленных действиях, требующих участия мыслительных процессов, они становятся вялыми быстрее, чем их здоровые сверстники, им трудно сосредоточиться на задании. Они могут отказаться выполнять задание, если им не удается с ним справиться, и полностью потерять интерес к нему. У некоторых детей при утомлении может возникнуть двигательное беспокойство. При этом ребенок жестикулирует, у него усиливаются гиперкинезы, может быть слюнотечение.

Дети с детским церебральным параличом очень тонко чувствуют отношение к ним окружающих и реагируют на любое изменение в их поведении. Такие дети очень впечатлительны, их легко обидеть, вызвать у них недовольство или какую-либо негативную реакцию.

Таким образом, можно утверждать, что нарушения в двигательной сфере влияют на психическое развитие ребенка в целом. Важно иметь в виду то, что чем раньше и полнее произойдет диагностика заболевания и начнется лечебно-коррекционная работа по преодолению нарушений, тем благоприятнее будет динамика. Кроме врачей, педагогов и психологов большая роль отводится и родителям больного ребенка. При их помощи ребенок овладевает навыками самообслуживания, которые необходимы ему для успешной адаптации в жизни. Работа должна носить систематический характер и сочетать в себе лечебное, педагогическое и психологическое воздействие.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.