Дисграфия у школьников с дцп

Разделы: Логопедия

Повышение эффективности коррекционной работы по устранению нарушений речи вообще и письма, в частности, у детей с церебральным параличом, является одной из актуальных проблем логопедии. Важность этой проблемы обусловлена довольно большой распространенностью данного заболевания.

Детский церебральный паралич – заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальном периоде или в периоде незавершенного процесса формирования основных структур и механизмов мозга, что обусловливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств. Наблюдается не только замедленный темп психического развития в целом, но и неравномерный, диспропорциональный характер формирования отдельных психических функций.

Раннее поражение центральной нервной системы оказывает отрицательное влияние на развитие детей с церебральным параличом. Их сенсомоторные и психические функции формируются на патологической основе. Структура дефекта при церебральном параличе определяет своеобразные зрительно-пространственные нарушения, замедляющие запоминание букв, цифр. Двигательная недостаточность нарушает формирование восприятия, полноценное развитие которого так необходимо для нормального письма. Движение и практическая деятельность имеют большое значение в развитии высших корковых функций ребенка, особенно пространственного синтеза, поэтому у детей с церебральным параличом часто наблюдаются нарушения в формировании пространственных представлений, также отражающиеся на письме. У младших школьников, страдающих церебральным параличом, дефекты письма связаны с нарушениями зрительно-моторной координации, зрительного восприятия формы и пространственных представлений, которые сочетаются с нарушением стереогностической функции.

Дисграфия у детей с церебральным параличом проявляется на фоне общего недоразвития речи. Степень выраженности дисграфии и сложность нарушений письма коррелируют не столько с наличием или отсутствием дизартрии, сколько с уровнем общего недоразвития речи. Анализ ошибок при дисграфии у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом позволил выделить четыре группы: 1. замена отдельных букв и их частей другими по принципу графического сходства; 2. пропуск отдельных букв и элементов или, наоборот, их количественное наращивание; 3. перестановка отдельных букв и их элементов; 4. зеркальное изображение отдельных букв и их частей. Дефекты письма в первых двух группах сочетаются с несформированностью зрительного восприятия формы, а нарушения письма в третьей и четвертой группах обусловлены несформированностью пространственных представлений.

Дифференцированный подход в логопедической работе по коррекции нарушений письма предполагается осуществлять по следующим направлениям:

  • формирование звукобуквенного, фонетико-фонематического анализа;
  • развитие зрительно-моторной координации и зрительно-пространственного восприятия в единстве с развитием психических функций – памяти, внимания, мышления и речи;
  • развитие мелкой моторики, графических навыков.

Работа по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа проводится по следующим направлениям:

  • различение звукокомплексов по высоте, силе, тембру;
  • различение слов, близких по звуковому составу;
  • дифференциация слогов, фонем;
  • развитие навыков звукового анализа.

Ребенку предлагается определить, далеко или близко звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо).
Лает собака АВ (громко), АВ (тихо).
Маукает кошка МЯУ (громко), МЯУ (тихо).
Мычит корова, поет петух, каркает ворона, блеет овечка, кудахчет курица, квакает лягушка и т.д.

Ребенку предлагается воспроизвести один и тот же звук, изменяя характер, тембр и эмоциональную окраску:

А – плачет ребенок;
А – поет певица;
А – показывает горло врачу;
О – удивилась девочка;
О – кричит охотник в лесу;
О – стонет от боли дедушка и т.д.

Из четырех слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

Мак – бак – так – банан
Сом – ком – том – индюк
Лимон – вагон – бутон – зонт

Игра “Подскажи словечко”. Ребенок должен подобрать слово в рифму.

Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась … (шишка).

Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке … (мяч).

Упражнения на воспроизведение:

  • слоговых сочетаний с одним гласным и разными гласными звуками;
  • слогового ряда со сменой ударного слога;
  • слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками;
  • слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости, сначала по два слога, затем по три слога;
  • слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков;
  • слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении.

Выделение в звуковом потоке гласного звука. Ребенок должен выделить гласный звук среди других звуков (поднять руку). Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не выделяется ребенком точно и уверенно.

Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке. Педагог называет и, многократно повторяя, добивается запоминания одного из согласных звуков. Затем произносится звуковой ряд, в котором ребенок должен выделить заданный звук (поднять руку).

Упражнения:

  • на определение звука в словах (в начале, середине, конце);
  • на определение звука в ряде слов;
  • ребенок самостоятельно называет 5 слов с определенным звуком.

Задания проводятся на материале всех звуков, отрабатываемых в устной речи ребенка.

При выполнении заданий по формированию звукобуквенного, фонематического и вербального анализа, ребенку предлагаются задания по развитию графических навыков: штриховка, обведение по контурным линиям предметов, орнаментов, узоров и последующее их раскрашивание.

Для развития зрительного и пространственного восприятия используются следующие задания:

  1. Назвать контурные изображения предметов, обвести и раскрасить их.
  2. Выделить буквы, наложенные друг на друга.
  3. Конструирование букв из палочек, шнурка.
  4. Реконструирование букв, добавляя элемент: из Л сделать А; из Г сделать П и т.д.
  5. Игра “Маршрут движения”.Инструкция: “Мы едем в автобусе и должны начертить маршрут нашей поездки. Я буду говорить, в каком направлении двигаться, а ты будешь чертить. Едем прямо, поворачиваем направо, двигаемся вперед, стоп. Дорога перерыта, поворачиваем назад, потом налево, делаем круг. Приехали”.

Для развития зрительно-моторной координации, звукобуквенного анализа и графических навыков используются следующие задания:

  1. Обвести по контуру предметы.
  2. Дорисовать (например, зайца, кота и т.д.).
  3. Обвести по пунктирным линиям, дорисовать и раскрасить рисунок.
  4. Напечатать по пунктирным линиям и прочитать слоги (МЫ …, БУ …, ПИ…, ВА …), провести линию от слога к нарисованной картинке, название которой начинается с данного слога.
  5. Напечатать слова, вставляя пропущенную букву в слова, соединив линией слова с соответствующей картинкой, раскрасить картинки.

Для развития мелкой моторики необходимо использовать пальчиковую гимнастику, массаж кистей и пальцев рук, формирование умения регулировать размах движений в ходе рисования, складывание, скатывание, сминание, разглаживание листа бумаги, работа по трафарету, работа с узорами (тесьма, мозаика, кубики и т.д.).

Коррекция нарушений письма должна быть тесно связана с развитием познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Процесс коррекции должен проходить в процессе обучения ребенка продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, аппликации. Особое внимание уделяется формированию конструктивной деятельности. Конструктивная деятельность является сложным познавательным процессом, в результате которого совершенствуется восприятие формы, величины предметов и их пространственных соотношений.

Логопедическая работа по исправлению нарушений письма у детей с церебральным параличом должна опираться на своеобразия высшей нервной деятельности, психических и физических особенностей ребенка, а также при тесном взаимодействии логопеда и учителя, в первую очередь это касается обучения родному языку, чтению и развитию речи.

Таким образом, использование дифференцированных логопедических приемов, направленных на развитие и формирование как вербальных, так и невербальных компонентов психической деятельности, во взаимосвязи с учебно-воспитательным процессом в школе положительно сказывается на коррекции нарушений письма у младших школьников, страдающих церебральным параличом.


Представленные в этой статье методы и приемы являются плодом многолетнего совместного сотрудничества учитель-логопед, что позволяет наиболее успешно обучать детей с ДЦП

Скачать:

ВложениеРазмер
osobennosti_pismennoy_rechi_u_detey_s_detskim_tserebralnym_paralichom.doc 48 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности письменной речи у детей с детским церебральным параличом - методы и приёмы коррекции.
(Взаимодействие и интеграция методов и приёмов работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.) Учитель начальных классов, высшей квалификационной категории Константинова Наталия Александровна

Нарушения чтения и письма среди детей с нормальным интеллектом распространены во всем мире. Патологию письма обозначают следующими терминами: аграфия (от греч. а — частица, означающая отрицание, grapho — пишу) — полная неспособность к усвоению письма и дисграфия (от греч. dis — .приставка, означающая расстройство, grapho — пишу) — специфическое нарушение письма. дизорфография, эволюционная дисграфия. Нарушения письма выявляются у 6-7% учеников общеобразовательных школ, 18-20% - речевых школ, у 35-40% учеников вспомогательных школ. По данным ученых число неуспевающих школьников, в категорию которых попадают дети с дисграфией, составляют от 15 до 40 % всех учащихся начальных классов, у детей с ДЦП – 76%. Частичное нарушение процесса чтения - называется дислексией. В европейских странах отмечается до 10% детей с дислексией. По данным Р.Беккер (Германия), нарушения чтения выявляются у 3% младших школьников массового обучения. По данным А.Н.Корнева, это расстройство встречается у 2-3% учеников общеобразовательных школ и у 50% детей, обучающихся во вспомогательных школах; у детей с ДЦП – 68%.

Одной из основных причин дисграфии и дислексии являются нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития.
Нарушение элементарных функций (анализаторных) также могут приводить к нарушениям письма. Но эти нарушения письма не рассматриваются как дисграфия. Нарушение письма у детей (например, при задержке психического развития) могут быть связаны с педагогической запущенностью, с нарушением внимания, контроля, которые дезорганизуют весь процесс письма. В этом случае ошибки, если они не связаны с недосформированностью высших психических функций, носят не специфический, а вариативный характер и поэтому также не являются дисграфическими. Тем не менее, любые нарушения письма отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Нарушения письма отрицательно влияют на формирование личности ребенка, могут вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию таких отрицательных качеств характера как застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности. Дети с церебральным параличом с трудом овладевают навыками чтения и письма. Нарушения письменной речи – дислексия и дисграфия – обычно сочетаются с недоразвитием устной речи. При ДЦП трудности овладения навыками чтения и письма связаны также с нарушениями зрительного восприятия формы, недостаточным развитием оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, с нарушением мелкой моторики.

При дислексии у детей с церебральным параличом наблюдаются своеобразные затруднения в усвоении навыка чтения: пропуски и перестановка букв, смешение сходных по начертанию букв (з-в). Дети забывают, как читается та или иная буква, пропускают строчки. Длительное время они читают медленно, по слогам, часто пытаются угадать слово. Даже в среднем школьном возрасте при чтении про себя дети часто не могут понять смысл прочитанного, так как иногда не узнают буквы и целые слова. Одновременно с нарушениями чтения у детей, страдающих церебральным параличом, отмечаются трудности в овладении письмом. При дисграфии дети долго запоминают начертания букв, нередко забывают их. Они заменяют буквы или их элементы другими по признаку графического сходства, искажают графический образ букв (неправильно сочетают элементы в изображении отдельных букв). Характерной особенностью нарушений письма ДЦП является его зеркальность, особенно на начальных этапах обучения. Зеркальность письма наиболее часто наблюдается у детей с правосторонним гемипарезом при письме левой рукой. Дети рисуют, пишут справа налево, и ассиметричные буквы изображают зеркально. В тех случаях, когда нарушения письма обусловлены недоразвитием фонематического слуха и дефектами произношения, в письменных работах встречаются такие ошибки, как замена фонем, близких по звучанию, пропуск букв в слове, перестановка букв и слогов, недописывание окончаний в словах. Нарушения чтения и письма носят стойкий характер и с возрастом меняются не качественно, а количественно. Снижается число дислексических и дисграфических ошибок, но характер их сохраняется.

Итак, мы назвали особенности письменной речи у детей с ДЦП:

1.Нарушение зрительного восприятия; 2.Недостаточность развития оптико-пространственных представлений; 3. Недостаточное развитие фонематического восприятия; 4. Нарушение и недоразвитие мелкой моторики рук.

При письме недостаточное развитие фонематического восприятия проявляется в пропуске и замене букв, сходных по звучанию звуков (б-п, в-ф), перестановка слогов местами, добавление несуществующего звука в слово. При чтении и на других устных предметах наблюдается непонимание устных инструкций в полном объёме.

Как правило, у детей с церебральным параличом наблюдается нарушение и недоразвитие мелкой моторики рук. Это проявляется в трудности овладения письменной речью:

-спастичность мышц кистей рук, иногда самих рук; -ригидность мышц кистей рук; -неправильный захват или ручки или карандаш; -в тяжёлых случаях - невозможность овладеть письменной речью.

Все эти особенности письменной речи предупреждает и корригирует учитель-логопед на логопедических занятиях. Но так как, эти нарушения носят стойкий характер, то только комплексный подход к данной проблеме позволяет достичь наилучших результатов в обучении детей.

Таким образом, изучив особенности письменной речи детей с ДЦП, теоретические основы и наработки ведущих специалистов по этой проблеме: работы и статьи Мастюковой Е.М., Бабенковой Р.Д., Гришиной Е.А., Ипполитовой М.В., Малафеева, опираясь на свои наблюдения и многолетний опыт, мы разработали и успешно используем в своей работе следующие методы и приёмы коррекции письменной речи учащихся.

Методы и приёмы по коррекции зрительного восприятия и развития оптико-пространственных представлений .

Коррекция и развитие мелкой моторики рук и графомоторных навыков.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха

Представленные в этой статье методы и приёмы являются плодом многолетнего совместного сотрудничества, тандема учитель-логопед, что позволяет наиболее успешно обучать детей с ДЦП.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачастую работа школьного логопеда сводится к работе с учащимися начальных классов. Конечно, и в средних, и в старших классах всегда найдутся учащиеся, кому нужна квалифицированная помощь коррек.

В материале содержится информация об эффективности взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы в лучшем усвоении учебного материала детей-логопатов.

Статья содержит описание взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов при работе с младшими школьниками. Приведены логопедические задания, которые можно применить на уроках русского язы.

Данный материал предназначен для учителей начальных классов и учителей-логопедов, работающих с обучающимися начальной школы и содержит материал о направлениях и формах взаимодействия педагогов. Презен.

Методы и приёмы работы на уроках чтенияучителя начальных классов Токаревой Л.Н. Стремление видеть и растить лучшее в человеке определяет методику моей работы и стиль общения с детьми и книгой. На.

В данной статье отражена взаимосвязь педагогической работы учителя логопеда и учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Выбранный для просмотра документ Коррекция дисграфии.pptx








































Описание презентации по отдельным слайдам:

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что с каждым годом увеличивается поступление детей в школу с сочетанными диагнозами. Значительная часть таких детей, не справляется с темпами освоения традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в школе.

Цель исследования: опробовать и реализовать игровые упражнения по предупреждению и коррекции дисграфии у младших школьников с нарушением интеллекта и ДЦП.

Особенности письменной речи детей с нарушением интеллекта и ДЦП нарушение высших психических функций; нарушение зрительного восприятия формы; недостаточность развития оптико-пространственных представлений; недоразвитие фонематического слуха и восприятия; нарушение и недоразвитие мелкой моторики рук.

Дисграфия- частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющие ошибки: - замены букв по артикуляционно-акустическим признакам (б-п –м, к-г-х, н-д, т-н, и др.); - оглушение звонких согласных (б-п, д-т, г-к); - взаимозамены шипящих –свистящих (ж-з, с-ш); - замены аффриката (ц-с, ц-т, ч-с, ч-г), сонаров (р-л), ошибки на твёрдость и мягкость согласных; 1. Фонетические:

2. Морфологические: - нарушение слоговой структуры слова; - пропуски букв и слогов, перестановки, добавления, слитное написание предлогов; 4. Оптико-пространственные (забывание графического образа буквы, начертание лишних элементов, не дописывание, зеркальное написание букв). 3. Лексико-грамматические ошибки (красное лента, книга лежит на шкаф);

Упражнения для развития умения безошибочно различать гласные звуки а-о, о-у

Сравнение и различение слов, похожих по звучанию и написанию

Работа с загадками

Работа над предложением

Игры с буквами, слогами

Звонкие и глухие согласные

Помоги буквам найти своё место

Не заблудись средь звонких и глухих

Парные твёрдые и мягкие согласные

Значение буквы Ь

Роль мягкого знака в предложении

Слова, обозначающие предметы

Различаем слова по звуковому составу

Работа с кроссвордами

Слова, обозначающие действие предмета

Слова, обозначающие действие предмета

Слова, обозначающие признак предмета

Мониторинг обученности по русскому языку

Анализ ошибок письменных работ по русскому языку

Выводы: система работы по развитию фонематических процессов на игровом речевом материале является основой для предупреждения и коррекции дисграфических ошибок и профилактики дизорфографии; может служить для пропедевтики и закрепления изученных тем по русскому языку и закрепления правил правописания; способствует формированию коммуникативно-речевых и коммуникативно-деятельностных умений и навыков учащихся; способствует развитию высших психических функций ребенка с проблемами в развитии , их социальной адаптации: позволяет повысить эффективность обучения , обогащает речевую деятельность, прививает любовь к родному языку.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Выберите книгу со скидкой:


Йога на каждый день

350 руб. 239.00 руб.


РАЗУМНЫЕ КАРТОЧКИ. ТРАНСПОРТ

350 руб. 142.00 руб.


РАЗУМНЫЕ КАРТОЧКИ. СПОРТ

350 руб. 142.00 руб.


350 руб. 33.00 руб.


Виды спорта (обучающие карточки)

350 руб. 107.00 руб.


Ментальные ловушки: Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь (Обложка с клапанами)

350 руб. 520.00 руб.


Йога Дипика: Прояснение йоги

350 руб. 1160.00 руб.


Мой первый английский. Things that go. Транспорт 7502 РВм19

350 руб. 247.00 руб.


Похудеть и/или выжить: Как получить результат и не испортить здоровье

350 руб. 590.00 руб.


Анатомия истории: 22 шага к созданию успешного сценария

350 руб. 910.00 руб.


350 руб. 233.00 руб.


Делай ставки, которые делают деньги: Стратегии ставок на спорт

350 руб. 640.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Берлет Ирина ВладимировнаНаписать 5307 09.05.2014

Номер материала: 99246050951

  • Логопедия, Дефектология
  • Презентации

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    08.05.2014 4912
    08.05.2014 1265
    08.05.2014 863
    08.05.2014 977
    07.05.2014 1111
    06.05.2014 806
    06.05.2014 1267

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Нарушение письменной речи у детей с ДЦП

При ДЦП ввиду разнообразной локализации поражения мозга, а также нарушений его созревания и недостаточности интегратив-

ной деятельности, могут отмечаться все — известные формы дисграфии и дислексии. Важную роль в механизме этих нарушений играет недостаточное функционирование различных сенсорных систем. Нарушения письменной речи у детей с церебральным параличом могут зависеть от недостаточности их зрительных впечат­лений и представлений, несформированности оптико-простран­ственного гнозиса (буквы не узнаются, долго не запоминаются и не осознаются как графемы). Это затрудняет их соотнесение с опреде­ленными звуками — звуко-буквенный анализ формируется с боль­шим трудом. На письме буквы смешиваются, особенно сходные по начертанию, искажается смысл слов. Если эти нарушения опреде­ляются недостаточностью зрительных представлений, то списыва­ние остается сохранным. Если же в их основе лежит несформированность оптико-пространственных представлений, то и списыва­ние претерпевает определенные трудности.

Особенностью нарушений письма у детей с церебральным па­раличом является его зеркальность, проявляющаяся на начальных этапах обучения. Наиболее часто она наблюдается у детей с право­сторонним гемипарезом при письме левой рукой. Дети рисуют и пишут справа налево и асимметричные буквы изображают зер­кально. Они путают сходные по написанию графемы.

В ряде случаев нарушения при письме проявляются в виде про­пусков слогов и букв, смешениях и заменах согласных звуков, близких по месту и способу артикуляции.

Специфические затруднения при письме у детей с ДЦП чаще всего обусловлены недостаточностью взаимосвязи зрительных об­разов слов с их звуковыми и артикуляционными, с несформированностью зрительно-моторной координации. Ребенок не может плавно прослеживать движения пишущей руки, это затрудняет слитное написание слов или отдельных слогов, чаще со стечения­ми согласных. В результате возникают пропуски, перестановки слогов и слов, в некоторых случаях повторение одних и тех же букв или слогов, а иногда и слов.

Предупреждению дисграфии у детей с церебральным парали­чом способствует ранняя коррекционная работа, направленная как на развитие всех сторон речи, так и на развитие зрительного и слу­хового восприятия, зрительно-моторной координации.

Затруднения при письме очень часто не соответствуют состоя­нию устной речи. Встречаются дети, у которых грубые нарушения звукопроизносительной стороны речи никак не отражаются на письме. И, наоборот, у некоторых даже незначительное нарушение звукопроизношения может вызывать затруднения в письме. Наи­большую сложность для учителей представляют дети, у которых

отмечаются в письме ошибки, связанные с недостатком диффе­ренцирования звуков, сходных по звучанию. Примером таких ошибок могут быть смещение и замены звонких и глухих соглас­ных, шипящих и свистящих, мягких и твердых: дочка-точка, мыш­ка-миска, угол-уголь и т.д. Эти ошибки могут быть связаны как с нарушением фонематического слуха, общим снижением слуха и нарушением слухового восприятия, так и нарушением внима­ния, работоспособности и неумением выполнить умственные мыслительные операции, необходимые для сравнения слова со слуховыми и зрительными образами (52).

Своеобразие формирования лексико-грамматической стороны речи нередко находит отражение на письме. Чаще всего это прояв­ляется в ошибках, которые связаны с нарушением морфологиче­ской структуры слова. Таким детям свойственно неправильное употребление приставок, суффиксов для образования родствен­ных слов. В письменных работах учащиеся нередко употребляют слова, словосочетания, которые ими недостаточно поняты. В связи с недостаточностью понимания смысла слов при письме у учащих­ся встречаются пропуски, перестановки, повторения слов. Это так­же приводит к тому, что дети при письме путают приставки и пред­логи, при написании отрывают приставку от слова, а предлоги мо­гут написать слитно. Чаще всего учителю приходится сталкиваться с, обедненностью и некоторой шаблонностью, письменной речи таких учащихся. Если учитель видит, что у ученика имеются стой­кие ошибки на пропуски слов при написании, нарушение согласо­вания слов и предложений, слитное написание слов, этого ребенка надо обязательно показать логопеду, который сможет определить причину этих нарушений и дать педагогу конкретные педагогиче­ские рекомендации.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.