Дизартрия при дцп классификация и и панченко


На основе синдромологического подхода выделяют следующие формы дизартрии применительно к детям с церебральным параличом:

  • спастико-паретическую,
  • спастико-ригидную,
  • спастико-гиперкинетическую,
  • спастико-атактическую,
  • атактико-гиперкинетическую. (И. И. Панченко, 1979).

Такой подход частично обусловлен более распространенным поражением мозга у детей с церебральным параличом и в связи с этим преобладанием осложненных ее форм.

Синдромологическая оценка характера нарушений артикуляционной моторики представляет значительную сложность для неврологической диагностики, особенно когда эти нарушения проявляются без четких двигательных расстройств. Поскольку в основе этой классификации лежит тонкая дифференциация различных неврологических синдромов (спастический парез, ригидность, гиперкинез, атаксия), она не может быть проведена логопедом. Нужно обязательно иметь заключение невропатолога о характере двигательного расстройства. Кроме того, для ребенка, в частности для ребенка с церебральным параличом, характерна смена неврологических синдромов под влиянием терапии и эволютивной динамики развития, в связи, с чем классификация дизартрии по синдромологическому принципу также представляет определенные трудности. Однако в ряде случаев при тесной взаимосвязи в работе логопеда и врача-невропатолога может быть целесообразным сочетание обоих подходов к выделению различных форм дизартрии. Например: осложненная форма псевдобульбарной дизартрии; спастико-гиперкинетический или спастико-атактический синдром и т. д.

Чаще дизартрии носят смешанный характер.

1) Гипотонус мышц. Мышцы дряблые, вялые. Язык тонкий распластоный.

2) Безусловные рефлексы снижены или отсутствуют.

3) Условные рефлексы снижены, нарушены, не сформированы.

4) Тотальное нарушение произвольных и не произвольных движений.

5) Твердые звуки лучше, а мягкие не доступны.

6) При высовывании, тремор языка.

7) Открытая нозальность, нёбо провисает.

Паретичностъ (вялость) мышц органов артикуляции: у таких детей лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за слабости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Классификация дизартрии применительно к детям с ц.параличем (И.И. Панченко)

Классификация дизартрии применительно к детям с ц.параличем (И.И. Панченко)

Классификация дизартрии применительно к детям с ц.параличем (И.И. Панченко)

Существуют различные подходы к классификации дизартрии. В их основу положены принцип локализации мозгового поражения, степень понятности речи для окружающих, синдромологический подход. На основе принципа локализации мозгового поражения различают псевдобульбарную, бульбарную, экстрапирамидную (подкорковую) , мозжечковую, корковую формы дизартрии (О. В. Правдина и др. ).Классификация дизартриипо степени разборчивости речи для окружающих была предложена французским невропатологомЖ. Тардье (1968). Им было выделено 4 степени тяжести речевых нарушений у детей с церебральным параличом: 1) нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка; 2) нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих; 3) речь понятна только близким ребенка; 4) речь отсутствует или непонятна даже близким ребенка (четвертая степень нарушения звукопроизношения, по существу, представляет собой анартрию). Эта классификация очень удобна для использования учителями, воспитателями, психологами. Для логопедической работы, включающей дифференцированный массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастику, более удобнаклассификациядизартрии на основе синдромологического подхода, при которой выделяют спастико-паретическую, спастико-ригидную, гиперкинетическую, атактическую и смешанные формы дизартрии(И. И. Панченко, 1978) .В зависимости от ведущего неврологического синдрома выделяют следующие формы дизартрии:спастико-паретическая (ведущий синдром — спастический парез);спастико-ригидная (ведущие синдромы — спастический парез и тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности); гиперкинетическая (ведущий синдром — гиперкинезы) ;атактическая (ведущий синдром — атаксия).Когда в структуру речевого дефекта включаются различные синдромы, дизартрию характеризуют как смешанную. Это: спастико-атактическая дизартрия (ведущие синдромы — спастический парез и атаксия); спастико-гиперкинетическая дизартрия (ведущие синдромы — спастический парез и гиперкинезы); спастико-атактико-гиперкинетическая дизартрия (ведущие синдромы — спастический парез, атаксия, гиперкинезы);атактико-гиперкинетическая дизартрия (ведущие синдромы — атаксия и гиперкинезы) .Клинические формы дизартрии.(Правдина О.В.) Бульбарная дизартрия.Характер поражения мозга. Одностороннее или двустороннее поражение периферических двигательных невронов (тройничного, лицевого, языко-глоточного, блуждающего и подъязычного). Патогенез: Избирательные вялые параличи мышц языка, губ, мягкого нёба и глотки, гортани, поднимающих нижнюю челюсть, дыхательных. Атрофии этих мышц, их атония (язык вялый, дряблый). Снижены или отсутствуют глоточный и нижнечелюстной рефлексы. Расстройства любых движений в соответствующих группах мышц.Клинические симптомы. Голос слабый, глухой, истощающийся. Гласные и звонкие согласные звуки оглушены. Тембр речи изменен по типу открытой гнусавости. Артикуляция гласных приближена к нейтральному гласному звуку. Артикуляция согласных упрощена. Речь замедлена, монотонна, резко утомляет больного.Псевдобульбарная дизартрия.Характер поражения мозга. Обязательно двусторонние поражения центральных двигательных кортико-бульбарных нейронов. Патогенез(особенности двигательных расстройств). Пирамидные спастические параличи мышц речевого аппарата. Мышечных атрофии нет. Тонус мышц повышен по типу спастической гипертонии (язык напряжен, отодвинут назад). Глоточный и нижнечелюстной рефлексы усилены. Не редки насильственные смех и плач. Параличи всегда двусторонние, хотя возможно их значительное преобладание справа или слева. Наиболее расстроены: 1) произвольные движения и 2) самые тонкие движения кончика языка.Клинические симптомы. Голос слабый, сиплый, тембр речи гнусавый. Артикуляция гл. и согл. сдвинута назад. Артикуляция согласных упрощена и тоже сдвинута назад. Смычные согл. заменяются на щелевые. Артикуляция твердых согласных нарушается больше, чем мягких. Больной слышит свои дефекты произношения и активно старается их преодолеть. Однако его усилия приводят, как правило, к нарастанию гипертонии в парализованных группах мышц и, следовательно, к усилению патологических особенностей артикуляции.Подкорковая дизартрия.Характер поражения мозга. Различные поражения подкорковых ядер мозга и их нервных связей. Патогенез (особенности двигательных расстройств).Экстрапирамидные расстройства мышечного тонуса в виде гипертонии, гипотонии или дистонии. Изменение мышечного тонуса; нар-е степени напряж-ти мышц при воспроиз. оральной позы.Клинические симптомы.Расстройства речевой просодии: темпа, плавности, громкости речи, высоты и тембра; звуковая сторона нар-ся; нар. внятность и членораздел. речи в целом.Кинестетическая постцентральная корковая дизартрия.Характер поражения мозга. Одностороннее поражение постцентральных полей коры (их нижних отделов) доминантного. обычно левого полушария мозга. Патогенез (особенности двигательных расстройств).Апраксия кинестетического типа. Распад кинестетических обобщенных схем артикуляции шумовых признаков звуков в структуре слога с трудностями различения соответствующих артикуляционных укладов.Клинические симптомы. Голос и тембр речи не расстроены. В процессе речи заменяются шумовые признаки звуков признаки места образования (особенно язычных согласных), признаки способа образования (особенно аффрикат и шипящих), признаки твердости и мягкости.Эти нарушения артикуляции непостоянны, лабильны, вследствие чего замены звуков бывают неоднозначны (п— м, б - п, п - ф, п — т и др. ). Даже в тяжелых случаях кинестетической дизартрии тот или иной шумовой артикуляционный признак может искажаться не в 100% случаев. Ребенок-дизартрик слышит свои ошибки артикуляции и активно (под контролем слуха и кинестетических ощущений) пытается их исправить, что приводит к нарушениям плавности и замедлению речи.Кинетическая премоторная корковая дизартрия.Характер поражения мозга. Одностороннее поражение премоторных полей коры (их нижних отделов) доминантного, обычно левого, полушария мозга. Патогенез (особенности двигательных расстройств).Апраксия кинетического типа. Распад временных обобщенных схем артикуляторного действия с напряженностью, замедленностью отдельных движений, распадом артикуляторных действий на составляющие их элементы; трудности переключении с одного элемента на другой, персеверации.Клинические симптомы.Голос звучный, тембр речи не нарушен. Ритмические структуры слов имеют тенденцию к превращению в цепочки открытых ударных слогов. Артикуляция согласных напряжена, начальные и конечные согласные нередко удлинены или толчкообразны. Характерны замены щелевых звуков на смычные. Переходные фазы артикуляции часто превращаются в самостоятельные звуки-вставки. Чрезмерная напряженность артикуляции косвенно приводит к усилению громкости голоса избирательному оглушению звонких смычных и реже щелевых согласных. Мозжечковая дизартрия.Характер поражения мозга. Поражение мозжечка и его связей с др. стр-рами.Патогенез:статич. и динамич. атаксия речевых движений. Статич – направл. на удерж. равновесия; динамич – при дв-нии.Клинические симптомы:Речь замедленная, толчкообразная, скандированная, с затуханием голоса к концу фразы. Пониженный тонус в мышцах языка и губ, язык тонкий, распластанный. Темп дв-ний замедленный, дв-ние языка неточные, с проявлениями гипер- или гипометрии. Выражена назализация большинства звуков.

Причины дизартрии могут носить врожденный и приобретенный характер. У детей дизартрия часто бывает обусловлена причинами, действовавшими в пренатальном периоде жизни. К ним относятся:

· генетические синдромы, включающие органическую патологию ЦНС;

· повреждения головного мозга плода, обусловленные интоксикациями, гипоксией, инфекционными и вирусными заболеваниями, аутоиммунными реакциями материнского организма, травмами.

В натальном периоде факторами риска дизартрии являются:

В раннем постнатальном периоде к дизартрии приводят:

· гемолитическая желтуха новорожденных,

Приобретенная дизартрия является следствием:

· менингитов и энцефалитов;

· нарушений мозгового кровообращения;

· опухолей головного мозга.

В качестве патогенеза речевого расстройства при дизартрии выступают разнообразные неврологические симптомы, приводящие к нарушениям управления моторной стороной речи. Характерными неврологическими расстройствами являются:

при повреждении корковых моторных отделов головного мозга - апраксии (потеря способности контролировать организацию движения в пространстве или во времени);

при повреждении пирамидного пути – параличи (центральные спастические и периферические вялые);

при повреждении ствола – ригидность (резко выраженная спастичность), синкинезии (непроизвольные сопутствующие движения), оральные автоматизмы (непроизвольные сосательные, облизывающие движения, вытягивание губ, гримасничанье, смех, рыданье, стон);

при повреждении стриопаллидарной системы – гиперкинезы (хореический и атетоидный), дистония мышц; дискоординация работы отделов речевого аппарата, трудности автоматизации двигательных навыков.

при повреждении мозжечка – атаксии (нарушения равновесия с характерной дисметрией движений), гипотонус мышц, трудности автоматизации движений.

Симптоматика дизартрии у разных людей может быть представлена в разной степени - от полной неспособности к произношению (анартрии) до минимальных расстройств звукопроизношения и просодики (стертой дизартрии). При этом характер нарушения речи варьируется в зависимости от клинической формы дизартрии.

В нашей стране признание получила топическая классификация приобретенной дизартрии Е.Н. Винарской. В этой классификации клинические формы дизартрий определены в соответствии с локализацией очага поражения в двигательной системе. В классификации выделяются бульбарная, псевдобульбарная, экстрапирамидная, мозжечковая и корковые формы.

Классификации дизартрий у детей с церебральным параличом были даны в работах Л.А. Даниловой и И.И. Панченко.

Л.А. Данилова обнаружила у данной категории детей спастическую, гиперкинетическую и мозжечковую формы. Она отмечала, что в каждой форме можно выделить 3 степени поражения: легкую, среднюю и тяжелую. Степени выделяются в соответствии с объемом расстройства звукопроизносительной стороны речи. Легкая степень – нарушено до 1/3 звуков, средняя – до 2/3 звуков, тяжелая – более 2/3 звуков.

И.И. Панченко предложила симптомологическую классификацию, выделив следующие формы:

1. Спастико-паретическая. Ведущий симптом – спастический парез, обусловленный поражением пирамидных путей. Форма характерна для детей со спастической диплегией.

2. Спастико-ригидная. Ведущее расстройство – сочетание спастических парезов с выраженными нарушениями тонуса, обусловленными поражениями ствола мозга. Эта форма проявляется у детей с двойной гемиплегией.

3. Гиперкинетическая. Ведущий симптом – гиперкинезы. Форма присуща детям с гиперкинетической формой ДЦП.

4. Атактическая (мозжечковая). Ведущее расстройство – атаксия. Проявляется у детей с атонически-астатической формой ДЦП.

И.И. Панченко отмечала, что преобладающими формами у детей с ДЦП являются смешанные: спастико-атактическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактико-гиперкинетическая, атактико-гиперкинетическая.

Е.М. Мастюкова представила характеристику корковой, псевдобульбарной, бульбарной, экстрапирамидной, мозжечковой дизартрии. Автором выделены 3 варианта корковой дизартрии:

1) При поражении нижнего отдела передней центральной извилины, вызывающем избирательный центральный парез мышц артикуляционного аппарата.

2) При поражениях нижних отделов постцентральной коры с характерными кинестетическими апраксиями.

3) При поражении нижних отделов премоторных областей коры с ведущими симптомами кинетической апраксии.

В псевдобульбарной дизартрии Е.М. Мастюкова выделила 2 формы: спастическую и паретическую, не акцентируя внимание на локализации поражения мозга при каждой из этих форм. В то же время автором даны критерии дифференциации данных форм с другими формами дизартрии. Так, отмечается, что при спастической псевдобульбарной дизартрии нарушение произношения носит более разлитой характер, чем при спастическом варианте корковой дизартрии. При паретической псевдобульбарной дизартрии, в отличие от бульбарной формы, преимущественно страдают произвольные движения на фоне сохранности непроизвольных. Автор справедливо указывает на необходимость дальнейших, более детальных исследований патогенеза и симптоматики дизартрии, особенно у детей.

В настоящее время в отечественной логопедической диагностике наиболее часто применяется классификация Е.Н. Винарской. В данной классификации представлены:

Бульбарная форма дизартрии обусловлена поражением ядер, корешков или периферических стволов черепно-мозговых нервов, находящихся в продолговатом мозге. При таких поражениях развиваются вялые параличи в мышцах речевых органов, приводящие к потере любых движений – произвольных и непроизвольных. Так как поражение может носить очаговый характер, соответственно, из акта произношения исключаются те или иные мышцы. Такие поражения могут носить односторонний или двусторонний характер. Ограничения движений мышц приводят к стойким расстройствам произношения. При наиболее выраженных расстройствах ассортимент произносимых звуков может быть сужен до 2-3. Кроме того, при дизартрии в речи больных появляются дополнительные призвуки, вызванные нарушением регуляции слюноотделения, дополнительным мышечным напряжением в тех отделах, где движения возможны. В связи с этим внятность речи страдает пропорционально тяжести и распространенности параличей и парезов в оральной области.

Псевдобульбарная форма дизартрии возникает при поражении пирамидных путей на участке от коры до продолговатого мозга. Для такой локализации поражения характерны спастические параличи с нарушением управления произвольными движениями. Высокоавтоматизированные движения, регулируемые на подкорковом уровне, сохраняются. В связи с этим в речи избирательно страдают сложные в артикуляционном отношении звуки, требующие более точной дифференциации мышечных движений.

Мозжечковая дизартрия возникает при поражениях мозжечка. Характерными симптомами мозжечковой дисфункции являются расстройства координации. Пациент часто не может рассчитать силу движения, в связи с чем движения в начальной фазе излишне активны, а в конечной – недостаточны. Это проявляется и в речи. Обычно начало речевого высказывания слишком громкое, а окончание – тихое. Расстройства просодики выражаются в неспособности подчинить речевой поток интонационным ударениям, речь приобретает послоговой, "скандированный" характер.

Симптомом поражения мозжечка является гипотонус, который, наряду с координационными проблемами, определяет избирательное поражение или большую выраженность нарушений артикуляционно сложных звуков.

Координация является важным элементом экономичности движения, обеспечивающей его автоматизацию. Дефицит координации приводит к выраженным затруднениям автоматизации поставленных звуков.

Корковые дизартрии – следствие очаговых поражений двигательных зон коры головного мозга. Для таких нарушений характерна дезорганизация сложных двигательных навыков. Иерархическая структура движения распадается, и все его элементы, по сути, уравниваются.

Соответственно локализации очага поражения корковые дизартрии разграничиваются на постцентральные и премоторные. Ведущими симптомами корковых дизартрий являются апраксии, т.е. потеря контроля за производством движения со стороны корковых анализаторов.

При постцентральной корковой дизартрии возникает кинестетическая апраксия, проявляющаяся в нарушении контроля за пространственной организацией движения. Для пациентов с кинестетической апраксией характерно неточное воспроизведение артикуляции. Так как слуховой контроль сохранен, пациент предпринимает повторные попытки правильного воспроизведения языковых единиц – "поиск" артикуляции.

Симптомом премоторной корковой дизартрии является кинетическая апраксия, т.е. потеря контроля за временной организацией движения. При этом нарушается плавность в переключении от одних элементов движения к другим. Характерны персеверации - застревание на отдельных элементах движений и повторные попытки плавного слитного произнесения.

Е.Н. Винарская представила также описание мезенцефально-диэнцефальной формы дизартрии, которая выражается в постепенно нарастающем акинетическом мутизме, т.е. потере речевой активности. Эта форма возникает при поражении неспецифических активирующих структур мозга – ретикулярной формации, гипоталамуса и некоторых других структур.

Для всех форм дизартрии характерна повышенная саливация.

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 1411 ;

Разработала И.И.Панченко, эта классификация применительна к ДЦП:

1.Спастико-паретическая (ведущий синдром - спастический парез).

2.Спастико-ригидная (ведущие синдромы - спастический парез и тонические нарушения управления типа ригидности).

3.Гиперкинетическая (ведущий синдром - гиперкинезы: хореические, атетоидные, миоклонии).

4.Атактическая (ведущий синдром - атаксия).

5.Спастико-атактическая (ведущий синдром - спастический парез и гиперкинез).

6.Спастико-гиперкинетическая (ведущий синдром - спастический парез и гиперкинез).

7.Спастико-атактико-гиперкинетическая (ведущий синдром - спастический парез, атаксия и гиперкинез).

8.Атактико-гиперкинетическая (ведущий синдром - атаксия, гиперкинез).

Спастический парез - наиболее распространен в речедвигательной системе при ДЦП. Встречается почти при всех формах дизартрических расстройств. Связан с выпадением или ослаблением иннерваций различных черепно-мозговых нервов, что формирует различную степень участия речевой мускулатуры в речевом акте. Наблюдается слабость мышц речевой мускулатуры, при которой требуется применение укрепляющей гимнастики мышц речевого аппарата.

Проявляется различно: не могут удержать во времени нужную артикуляционную позу, выполнить ее, быстро переключиться от одной позиции к другой, гиперсаливация. Голос недостаточной силы и звонкости, истощаемы параметры голосовых возможностей, снижена амплитуда голосовых модуляций, смазанность по группам звукам, больше в группе щелевых и сонорных.

Гиперкинетический синдром - явлений спастического пареза нет, поэтому нарушения движений артикуляционной и фонаторно-дыхательной мускулатуры вызваны не слабостью мышц, а характером гиперкинеза - его степенью и формой. В совместном невролого-логопедическом обследовании важно выявить тип гиперкинеза - хореический, атетоидный, хореоатетоидный, миоклонический. Тип гиперкинеза зависит от локализации поражения в экстрапирамидной системе.

Спастико-ригидная форма - характеризуется проявлением спастического пареза речевой мускулатуры и нарушением тонического управления речевой деятельностью по типу экстрапирамидного расстройства. При симптоме ригидности стволовые отделы мозга в активном состоянии: повышение позных реакций, мышечного тонуса, мышцы с состоянии тетануса, все они сокращены, ствол беспрерывно посылает патологические импульсы. При анализе двигательных расстройств у детей с ДЦП очень часто спастический парез сочетается с ригидностью и денерваторными нарушениями.

Дифференциальная диагностика дислалии и стёртой дизартрии. Симптоматика стёртой дизартрии. Особенности коррекционного воздействия при стёртой дизартрии.

Дизартрия– расстройство фонетико – фонематической стороны речи, обусловленное органическими поражениями двигательных отделов ц.н.с.

Дислалия– расстройство или недоразвитие фонетико-фонематической системы речи, обусловленное функциональными причинами или отклонениями в анатомическом строении переферического речевого аппарата.

Особ.сложность представляет диагностика стерт.или мин.проявлений дизартрии. Основные критерии диагностики:

· наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных нарушений в виде ограничения объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности недостаточность загибания кончика языка вверх, а также асимметричное положение вытянутого вперед языка, его тремор и беспокойство в этом положении, изменения конфигурации;

· наличие синкинезий (движение нижней челюсти при движении языка вверх, движений пальцев рук при движени­ях языка);

· замедленный темп артикуляционных движений;

· трудность удержания артикуляционной позы;

· трудность в переключении артикуляционных движений;

· стойкость нарушений звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков;

· наличие просодических нарушений.

В ряде случаев для диагностики минимальных проявлений дизартрии помогают функциональные пробы.

Проба 1. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за перемещающимся в боковых направлениях предметом. Проба является положитель­ной и свидетельствует о дизартрии, если в момент движений глаз отмечается некоторое отклонение языка в эту же сторону. Проба 2. Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.

Для диффер.диаг.дизартрии и дислалии необходимо сопоставить произн.звуков в словах при назывании дошкольником картинок, школьником при дополнений слов и предложений, а также при чтении отраженно вслед за логопедом в словах и изолированно в звуках и сопоставить эти данные с особенностями спонтанного произношения. Логопед определяет характер нарушений артикуляционных движений, приводящих к неправильному звукопроизношению. Наиболее частыми нарушениями при дизартрии являются: недостаточный подъем кончика языка, нарушенная скорость в образовании смычки, неправильные структуры, используемые в контакте, недостаточное напряжение, короткая продолжительность контакта, замедленное ослабление или выход из контакта, неправильное направление воздушного потока.

Нередко в специальные детские сады попадают дети с внешними симптомами, сходными с проявлением сложной дислалии, отягощенной фонематическим недоразвитием. Однако боковое произношение многих фонем, появление излишней слюны в момент речи, неумение удерживать ту или иную артикуляционную позу продолжительное время, нижняя артикуляция некоторых верхних звуков должны насторожить логопеда..

Для этой цели необходимо внимательно изучить положение и поведение языка в полости рта в состоянии покоя. При этом можно обнаружить, что положение языка постепенно меняется: он то лежит спокойно, то оттягивается внутрь рта, то выгибается кверху, то отклоняется в сторону.

Если предложить ребенку поднять язык вверх, то можно наблюдать много лишних движений (язык высовывается резко вперед, становится длинным, узким), прежде чем язык примет нужное положение. Это свидетельствует об изменениях тонуса мышц языка, одной его половины или только кончика.

Качество движений языка легко проверить, предложив ребенку многократно выполнить следующее упражнение: поднять язык вверх, затем вытянуть вперед, повернуть его к левому уху и, наконец, к правому. При этом легко обнаружить неточность и недост.силы движений языка, а иногда и его вялость. Такие явления обусловлены гиперкинезами языка, постоянно подвижного.

Далее следует проверить язык на утомляемость. Для этой цели можно предложить ребенку 1—2 мин показать, как кошка лакает молоко. Внимательно наблюдая за поведением языка, можно обнаружить замед.темпа движений, их неточность. Если после таких упражнений попросить ребенка высунуть язык вперед, то язык заметно отклонится в сторону и не сможет находиться в спокойном состоянии. Все это свидетельствует о наличии мышечной и иннервационной недост.в органах артикуляции.

Если ребенок называет изобр.на картинках предметы и при этом артикуляция многих звуков неточна, как бы смазана, или после многократного повторения слов наступает утомление, артикуляция становится замед. неполной, или для многих звуков характерно бок.произношение, то перечисленные симптомы свидетельствуют не о дислалии, а о стер.севдобульбарной дизартрии.

Неречевая симптоматика:

1) при этой форме обязательны нарушения неврологического статуса, однако эти нарушения менее заметны, чем при дизартрии. Они проявляются в форме парезов, в негрубых изменениях мышечного тонуса, наличия стёртых гиперкинезов мимической и артикуляционной мускулатуры, а также патологических рефлексов. Наблюдается явление гиперсаливации, отмечаются синкинезии.

Подобный неврологический статус приводит к ограничению движений подвижных частей реч. аппарата:

1. ограничены движения кончика языка вверх, вперёд, в стороны, наблюдается его пассивность.

2. отмечается чрезмерное напряжение спинки яз.

3. может отмечаться слабость 1 его половины.

4. имеется беспокойство языка при попытке удержания его в заданном положении.

5. при ускорении темпа движений напряжение мышц языка нарастает, наблюдается утомляемость мышц.

6. движения хар-ся потерей чёткости, координированности.

7 отмечаются фибрелярные подёргивания кончика яз. Эта симптоматика может сочетаться с невыраженными мимической мускулатуры, к-я проявляется:

- в косоглазии, сглаженности носогубных складок, с незначительными ограничениями движений нижней челюсти.

- нарушения общей скелетной мускулатуры, могут наблюдатьтся 2 варианта: 1 имеют место все активные движения в полном объёме, но они неловкие, замедленные, недиф-е, 2 объём движений ограничен, при этом преимущественно с 1 стороны.

- отмечаются особенности психических функций – внимание неустойчивое, сниженное, страдает речеслуховая память. Для детей хар-на сниженная работоспособность, гиперактивность, слабая регуляция эмоций.

Речевая симптоматика:

У детей наблюдаются разнообразные нарушения звукопроизношения, хар-р кот-х зависит от локализации поражения. Расстройства звукопроизношения могут проявляться в отсутствии, искажениях зв.

По хар-у нарушения звукопроизношения было выделено 4 гр.:

1) дети с избирательной слабостью, паретичностью лишь нек-х мышц языка. Дефекты звукопроиз-я обусловлены ассиметрией в иннервации различных мышечных групп. В связи с этим возникает боковое произношение согласных: мягких, свистящих, переднеязычных и тв-х. заднеязыч-х, вибрантов. В других случаях имеет место смешанное, межзубное боковое искажение.

2) дети без каких-либо особенностей общих и речевых движений, но характеризующихся вялостью артикуляции, нечёткостью дикции, общей смазанностью речи.

3) дети этой группы имеют все необходимые для произношения движения губ и языка, но затрудняются в выполнении произвольных двигательных актов. дефекты звукопроиз-я проявляются в заменах 1 звука другим, к-е основаны на артикуляционном сходстве зв. (по способу и месту образования. При этих нарушениях замены носят непостоянный, нестабильный хар-р, один и тот же звук имеет неск-о зв. заменителей.

4) дети с выраженной общей моторной недостаточностью. Нарушения звукопр-я проявляются в дефектах, характерных для 3-х групп.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.