Доступная среда для детей с дцп

Доступная среда для детей с ОВЗ и инвалидов

УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!



"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"
В.В. Путин


Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

· Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)

· Инвалиды с нарушением зрения и слуха

· Лица преклонного возраста (60 лет и старше)

· Люди с детскими колясками

· Дети дошкольного возраста.


Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

· с нарушением слуха;

· с дисфункцией речи;

· с патологией опорно-двигательного аппарата;

· с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;

· с поведенческими расстройствами и нарушением общения;

· дети с сочетанными, сложными нарушениями развития



В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.


Значения условных обозначений категорий инвалидов:


Инвалиды с нарушением слуха


Инвалиды с нарушением зрения


Инвалиды с нарушением интеллекта


Инвалиды на кресле-коляске


Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата


Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

· закономерности психического развития,

· показатели здоровья дошкольников,

· уровень общего развития,

· коммуникативные особенности и речевое развитие,


В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.


При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

1. Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.

2. Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.

3. Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".

4. Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.

5. Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.

6. Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.

7. Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

Модель взаимодействия специалистов ДОУ

в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.

Учитель-логопед
• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи
• составляет индивидуальные планы коррекции речевого развития
• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов)
• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы

Воспитатель
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей.
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику
• на основании диагностических данных разрабатывает и реализует в сотрудничестве со специалистами индивидуальные образовательные маршруты по реализации образовательной программы
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов
• осуществляет социализацию воспитанников через сетевое взаимодействие с ОУ города
• применяет здоровье сберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе
• организует сотрудничество с семьей по вопросам развития и воспитания детей

Музыкальный руководитель
• осуществляет музыкальноеи эстетическое воспитание детей
• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий
• на основании диагностических данных разрабатывает и реализует в сотрудничестве с воспитателями индивидуальные образовательные маршруты по музыкальному воспитанию детей
• использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмики и др.

Инструктор по физической культуре
• осуществляет укрепление здоровья детей
• совершенствует психомоторные способности дошкольников
• на основании диагностических данных разрабатывает и реализует в сотрудничестве с воспитателями индивидуальные образовательные маршруты по физическому развитию детей
• организует взаимодействие с семьей в вопросах физического воспитания

Медицинский персонал
• проводит профилактические и оздоровительные мероприятия в соответствии с Планом оздоровительно-профилактических мероприятий ДОУ
• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм и правил


В материале представлены теоретические предпосылки и практические рекомендации по инклюзии учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата в образовательный процесс

Скачать:

ВложениеРазмер
kirillova_o.a._dostupnaya_sreda_vypusknaya_kvalifikatsionnaya_rabota_nizhniy_tagil_17-22_aprelya_2015_goda.docx 54.7 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Институт специального образования

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) в образовательной организации

по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов образовательных учреждений, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Екатеринбург, 2015 год

Глава 1. Инклюзия детей с ДЦП в условиях общеобразовательного учреждения.

Глава 2. Рекомендации по обеспечению доступности образования детям с ограниченными возможностями здоровья.

2.1. Особые образовательные потребности обучающегося с ДЦП.

2.2. Рекомендации педагогам по организации обучения и воспитания детей с ДЦП.

2.3. Рекомендации по обеспечению доступа детей с ДЦП в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Кофи Аннан, 1998

Появление в семье ребенка — одна из самых больших радостей в жизни. С детьми родители связывают свои самые светлые надежды. Уход за малышом требует много времени и сил, но эти заботы приятны и приносят удовлетворение.

Однако рождение ребенка с детским церебральным параличом ставит его родителей перед рядом серьёзных проблем, зачастую к которым они не готовы морально. Родственники испытывают разнообразные переживания, связанные с состоянием ребёнка: растерянность, постоянное беспокойство о будущем, страх, к которому часто добавляются чувство вины, депрессия, разочарование, а также ярость, вызванная неразрешимостью самой проблемы заболевания. Высокая нервно-психическая и физическая нагрузка на семью в целом часто приводит к исчезновению качеств, необходимых для её успешного функционирования.

Актуальность. Дети с недостатками развития, так же как и нормально развивающиеся, имеют право быть принятыми в коллектив сверстников, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества.

Цель: Разработать рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич) в образовательной организации.

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП).

2. Изучить потребности детей с ДЦП и их семей, которые могут быть удовлетворены в образовательном учреждении.

3.Разработка системы мер по укреплению здоровья школьников с ДЦП, коррекции физического и психического развития.

Методологической основой выпускной квалификационной работы являются:

- гуманистический подход в образовании (Ш. А. Амонашвили, А. Г. Асмолов, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский), в том числе в системе дополнительного образования (О. И. Грекова, В. П. Голованов, А. Я. Журкина, М. Б. Коваль, А. Б.Фомина, А. И. Щетинская);

- технологический подход к организации педагогической деятельности (А.С. Белкин, В. П. Беспалько, Е. В. Коротаева, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин);

- социально-педагогический подход в работе с детьми-инвалидами и их семьями (М. А. Галагузова, И. А. Липский, Л. В. Мардахаев, Р. В. Овчарова, Л. Я. Олифиренко);

- концепция развития, обучения и воспитания детей-инвалидов (Л. С. Выготский, А. Р. Маллер, М. Монтессори, В. О. Скворцова) в том числе детей с различными формами ДЦП (Л. Т. Журба, М. В. Ипполитова, И.Ю.Левченко, А. А. Наумов, Е. П. Смирнова, Н. М. Трубникова);

- системный и комплексный подход в реабилитации детей с ДЦП (О.А.Алексеев, Л. О. Бадалян, Т. В. Зозуля, В. В. Коркунов, Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова, Т. И. Черняева, Л. М. Шипицына).

Нормативно-правовую основу выпускной квалификационной работы составили :

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

- теоретические: историко-логический анализ литературы по проблеме, анализ базовых понятий, синтез; теоретическое моделирование, прогнозирование;

- эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, очная беседа, анализ документов (рабочие журналы, отчёты, планы, социальный паспорт семьи).

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы образования детей с ДЦП в условиях общеобразовательного учреждения.

  1. Особенности детей с ДЦП.

Термин детский церебральный паралич (ДЦП) сегодня применяется с целью обозначения любой патологии, относящейся к ряду неврологических расстройств, которые развиваются в младенчестве или раннем детстве, оказывая постоянное влияние на движение тела и координацию мышечной деятельности, однако не являются прогрессирующими, то есть состояние пациента не ухудшается с течением времени. Несмотря на то, что рассматриваемая патология оказывает влияние на движение мышц, она обусловлена не проблемами, имеющими место в нервах и мышечных тканях. К возникновению ДЦП приводят определённые нарушения в головном мозге, нарушающие его способность контролировать позы и движения тела пациента [2]. Термин церебральный указывает на то, что патология поражает обе половины (иначе - полушария) головного мозга - в данном случае, речь идёт о моторной зоне коры головного мозга, которая координирует движение мышц. Паралич же означает, что у пациента наблюдается потеря либо повреждение ряда двигательных функций

В настоящее время в нашей стране принята классификация детского церебрального паралича К. А. Семеновой (1974—1978) , которая очень удобна в практической работе врачей, логопедов, педагогов-дефектологов, психологов. Согласно этой классификации выделяются пять форм детского церебрального паралича: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма

При ДЦП, как правило, сочетаются двигательные расстройства, речевые нарушения и задержка формирования отдельных психических функций. Следует подчеркнуть, что не существует соответствия между выраженностью двигательных нарушений и степенью недостаточности других функций. Например, тяжелые двигательные нарушения могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП — с тяжелым недоразвитием отдельных психических функций

Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей (нарушение мышечного тонуса, патологические рефлексы, наличие насильственных движений, несформированность актов равновесия и координация, недостатки мелкой моторики)

Внимание характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Недостатки внимания сказываются негативно и на процессах ощущения и восприятия . Так как формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений , то недостаточность психической сферы значительно снижает у детей качество знаний и представлений об окружающем мире.

Недостатки памяти ведут к медленному накоплению знаний и умений по учебным дисциплинам.

У большинства учащихся отмечаются нарушения умственной работоспособности, которые, проявляются двумя вариантами:

  • Стойкое равномерное снижение работоспособности, астенические проявления. У таких детей низкая активность восприятия учебного материала, ослабленное внимание. У детей быстро наступает психическое истощение, на которое ребенок может реагировать вспышками раздражения, активным избеганием от контакта или полным отказом.
  • Неравномерный (мерцательный) характер умственной работоспособности. У таких детей состояние меняется иногда в течение одного урока несколько раз. Короткий период познавательной активности сменяется резким утомлением, внимание неустойчиво. Нарушение умственной работоспособности является главным препятствием продуктивного обучения.

Отмеченные нарушения психической деятельности затрудняют усвоение этими детьми программного материала, овладение трудовыми умениями и навыками [5) .

Таким образом, двигательные нарушения - в значительной степени определяет специфику учебной деятельности учащихся этой группы. Несформированность двигательных навыков и умений - результат не только нарушенной моторики, но и недостаточности более сложных функций, в основе которых лежит движение (зрительно-моторная координация, пространственный анализ и синтез).

Особенности учебной деятельности учащихся с двигательными нарушениями в значительной степени также определяются различными нарушениями речи. Остановимся на тех, которые в наибольшей степени влияют на усвоение программного материала и чаще встречаются у детей с церебральным параличом. Характерными проявлениями речевых расстройств являются разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи. В некоторых случаях отдельные звуки вообще не произносятся, в других произносятся искаженно, в-третьих, заменяются другими. Тяжесть нарушений звукопроизносительной стороны речи усиливается за счет дыхательных расстройств: речевой выдох укорочен, во время речи ребенок производит отдельные вдохи, речь теряет плавность и выразительность. Нередко наблюдаются различные нарушения голоса; он отличается монотонностью, немодулированностью, часто имеет гнусавый оттенок. У некоторых детей отмечаются разнообразные насильственные движения в речевом аппарате, которые особенно ярко проявляются при устных ответах и могут вызывать неестественную улыбку, гримасы, непроизвольное открывание рта, выбрасывание языка вперед. Нередко нарушения звукопроизношения сочетаются с трудностями различения звуков речи на слух. В этих случаях дети смешивают близкие по звучанию звуки, что впоследствии отражается и на письме.

Другой особенностью устной речи таких детей является своеобразие развития лексико-грамматической стороны речи. Их словарный запас ограничен, особенно заметно недостаточное понимание значений многих слов и понятий, встречающихся при прохождении программного материала. У детей лимитировано понимание многозначности слов, различение смысловых оттенков отдельных выражений в зависимости от контекста. Это приводит к тому, что в устной речи дети пользуются в основном короткими, шаблонными, стереотипными фразами, а иногда предпочитают общаться отдельными словами.

В письменной речи обнаруживается смешение, замены и пропуски звуков, искажаемых при произношении. Встречаются дети, у которых грубые нарушения звукопроизносительной стороны речи никак не отражаются на письме. И, наоборот, в некоторых случаях даже незначительное нарушение звукопроизношения может вызывать затруднения в письме. Наибольшую сложность для учителей представляют дети, у которых в письменной речи отмечаются ошибки, связанные с недостатком дифференцирования звуков, сходных по звучанию. Эти ошибки могут быть вызваны как нарушением фонематического слуха, общим снижением слуха и нарушением слухового восприятия, так и нарушением внимания, работоспособности и неумением выполнить мыслительные операции, необходимые для сравнения слова со слуховыми и зрительными образами.

Описывая трудности, которые испытывают дети при усвоении программного материала, нельзя не остановиться на особенностях их психической деятельности. Встречаются дети, медленно включающиеся в задание. В таких случаях требуется индивидуальный подход со стороны учителя, который должен в ряде случаев повторить задание, заострив внимание на трудных местах, спокойным голосом побудить ребенка к его выполнению. Для таких детей характерна низкая и неустойчивая работоспособность и повышенная истощаемость внимания, которая приводит к ряду разнообразных ошибок, связанных с пропусками букв, слогов, слов, перестановками их, недописыванием слов, предложений, с неразличением сходных по звучанию звуков. Такие учащиеся могут одни и те же задания в разное время выполнить лучше или хуже, т.е. количество и качество их ошибок отличается непостоянством.

Взаимодействие органических, социальных и психологических факторов приводит к нарушениям формирования личности детей с ДЦП, что в свою очередь негативно отражается на взаимодействии с окружающими и приводит к трудностям их социальной адаптации.

Личность учащихся с ДЦП характеризуется высоким уровнем невропатизации, низкой самооценкой, фиксацией на двигательном дефекте, неадекватной оценкой себя как субъекта профессиональной деятельности, неадекватностью профессиональных интересов и внутренней картиной болезни. У большинства старших школьников ориентация на профессию происходит без учета тех ограничений, которые накладывают хроническое индивидуализирующее заболевание. Они демонстрируют профессиональные намерения свойственные более младшему возрасту, не учитывающие реальных возможностей. Эти особенности формируются в результате неправильного воспитания, условий жизни, отношения окружающих и негативно отражаются на их взаимоотношениях с окружающими, в частности, возникает повышенная зависимость от родителей [8] .

Все вышеназванные особенности развития и трудности обучения необходимо учитывать при организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими двигательные нарушения вследствие ДЦП. Особую важность это приобретает в условиях инклюзивного образования, т.к. включение детей с двигательными нарушениями в педагогический процесс общеобразовательной школы создает для них дополнительные трудности и негативные особенности развития проявляются более ярко [5] .

Оборудование для детей со специальными потребностями.

В каждом современном учебном заведении, будь то школа или детский сад, обязательно должны быть созданы необходимые условия, реализующие возможность совместного обучения детей как с инвалидностью, так и без ограничений по здоровью.

Ребенок-инвалид может вести полноценную жизнь, максимально приближенную к жизни среднестатистического ребенка, а иногда и более насыщенную. Следует купить развивающие игры для детей-инвалидов, проводить усиленное коррекционное обучение в школе, заниматься дома по специализированным методикам. В некоторых случаях болезнь удается победить на 60-100%.

Наша компания предлагает оборудование для формирования доступной среды, реабилитационное и адаптационное оборудование, адаптивные развивающие игры для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) для использования дома и в детских образовательных учреждениях. Работаем по всей территории России, включая Крым, предлагаем выгодные условия сотрудничества для руководителей, директоров, администраций учебных учреждений.

Для учащихся с нарушенной функцией слуха мы предлагаем следующее оборудование: FM-системы, акустические системы, радиокласс, информационные (индукционные) системы, слухоречевые тренажеры и коррекционно-развивающий программный комплекс.

Для учащихся с нарушенной функцией зрения предлагаем следующее оборудование: компьютерный комплекс для слабовидящих, электронные видеоувеличители, различные пособия и письменные принадлежности, портативный дисплей-клавиатура Брайля.

Из средств реабилитации и адаптации можем предложить: различные развивающие комплексы и тренажеры, оборудование сенсорной комнаты, специальную мебель, адаптированные устройства для ПК (клавиатура с клавишами увеличенного размера, специальные накладки на клавиатуру, коммутаторы, выносные компьютерные кнопки, компьютерные роллеры и джойстики, головная мышь, портативная электронная лупа).

С помощью специального оборудования слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, задержками умственных способностей смогут почувствовать себя полноценными и, благодаря специальным игрушкам для детей с особенностями развития, получить максимальную стимуляцию нужных участков головного мозга для скорой адаптации в обществе.

Образование и воспитание детей с особенностями психофизиологического развития

Современная система обучения в общеобразовательных учреждениях зачастую не всегда приспособлена для детей-инвалидов. Для таких ребят рекомендуется выбирать коррекционные школы или коррекционно-развивающие классы, оснащенные специальным оборудованием.

"Учебные технологии" помогают школам и дошкольным учреждениям оборудовать целое здание, доукомплектовать учебные классы или оборудовать учебные места специальным оборудованием и индивидуальными средствами адаптации для детей с инвалидностью.

Внимательные педагоги, индивидуальный подход, учебная программа, специальное оборудование делают процесс обучения комфортным и результативным. Дети с ограниченными возможностями развития здоровья имеют определенные нарушения, которые не позволяют им вести полноценную жизнь. Среди основных категорий нарушений выделяют проблемы со слухом, зрением, речью, опорно-двигательным аппаратом, умственной отсталостью, нарушениями поведения, общения, психического развития. Сложность для педагогов заключается в необходимости выработки индивидуального подхода к каждому ребенку, так как степень аномалий, ограниченность возможностей очень различны. У одних дефекты могут окончательно преодолеваться, у других проявляться в меньшей степени.

Более чем у половины малышей с детским церебральным параличом (ДЦП), помимо двигательных нарушений, наблюдается нарушение интеллекта, затруднения в умственной деятельности, мышлении, снижение познавательной активности. Комплексная, систематическая коррекционно-педагогическая работа специалистов различных областей необходима для совместной стимуляции и коррекции нарушений развития двигательных, психических, речевых, интеллектуальных возможностей. Обычные уроки достаточно трудны для детей с ДЦП. Наиболее успешное усвоение материала происходит в ходе развивающих игр и занятий с такими учениками.

Дети с задержкой психического развития нуждаются в специальных формах и методах обучения. Особенности их заболевания заключаются в торможении эмоционального и интеллектуального развития. Они плохо слушают, не воспринимают услышанное, не могут сосредоточиться, контролировать, планировать действия. Игровые интересы у них преобладают над познавательной активностью. Поэтому развивающие игры для детей с ЗПР занимают значительное место в их обучении.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Батышева Татьяна Тимофеевна, Гузева Валентина Ивановна, Гузева Оксана Валентиновна, Гузева Виктория Валентиновна

На сегодняшний момент детский церебральный паралич (ДЦП) занимает ведущее место в структуре хронических болезней детского возраста. Наиболее раннее начало реабилитационных мероприятий у детей с церебральным параличом, непрерывность и поэтапность их проведения, системность и комплексность, индивидуальный подход предоставляют детям с ДЦП возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического и/или социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости. По последним научным данным, сегодня в России более 40 % новорожденных имеют различные нарушения здоровья. Болезни новорожденных, угрожающие по формированию церебрального паралича, почти в половине случаев частично или полностью излечимы, однако для этого необходимо вовремя их диагностировать и начать правильное восстановительное лечение. Именно в раннем детском возрасте возможно успешно корригировать имеющиеся неврологические и ортопедические нарушения, сведя к минимуму последствия поражения центральной нервной системы. Введение в комплекс реабилитации больных ДЦП методов высоких технологий восстановительного лечения даст возможность обеспечить патогенетическое лечение и значительно увеличить скорость восстановления нарушенных функций, что позволит значительно снизить степень инвалидизации таких больных. Существующие условия оказания медицинской помощи и реабилитации не могут в полном объеме обеспечить непрерывный процесс комплексной реабилитации детей с ДЦП. Необходимо дальнейшее повышение качества лечебно-реабилитационных мероприятий и их доступности детям с ДЦП.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Батышева Татьяна Тимофеевна, Гузева Валентина Ивановна, Гузева Оксана Валентиновна, Гузева Виктория Валентиновна

Improving the availability and quality of medical care and rehabilitation in children with cerebral palsy

Nowdays, cerebral palsy is a leader in the structure of chronic diseases of childhood. The earliest start of the rehabilitation of children with cerebral palsy , continuity and phasing their implementation, systematic and comprehensive, individual approach provide children with cerebral palsy to attain optimal physical, intellectual, psychological and/or social functional levels and to support it, thereby giving them tools designed to change their lives and expand their independence According to the latest scientific data in Russia today more than 40 % of newborns have various health disorders. Disease of the newborn, threatening the formation of cerebral palsy in almost half of cases partially or completely curable, but it requires time to diagnose them and begin proper rehabilitation treatment. It was in early childhood may successfully correct the existing neurological and orthopedic disorders, minimizing the effects of damage to the central nervous system. Introduction to the complex rehabilitation of patients with cerebral palsy high-tech methods of rehabilitation treatment will provide for pathogenetic treatment and significantly increase the speed of recovery of disturbed functions that will significantly reduce the degree of disability of such patients. Existing conditions of medical care and rehabilitation can not fully ensure a continuous process of complex rehabilitation of children with cerebral palsy . It is necessary to further improve the quality of treatment and rehabilitation, and their accessibility to children with cerebral palsy .

УДК: 616.832.21-002.1-053.2 DOI: 10.17816/PED7165-72

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

1 Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы;

Статья принята к печати 05.02.2016

Резюме. На сегодняшний момент детский церебральный паралич (ДЦП) занимает ведущее место в структуре хронических болезней детского возраста. Наиболее раннее начало реабилитационных мероприятий у детей с церебральным параличом, непрерывность и поэтапность их проведения, системность и комплексность, индивидуальный подход предоставляют детям с ДЦП возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического и/или социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости. По последним научным данным, сегодня в России более 40 % новорожденных имеют различные нарушения здоровья. Болезни новорожденных, угрожающие по формированию церебрального паралича, почти в половине случаев частично или полностью излечимы, однако для этого необходимо вовремя их диагностировать и начать правильное восстановительное лечение. Именно в раннем детском возрасте возможно успешно корригировать имеющиеся неврологические и ортопедические нарушения, сведя к минимуму последствия поражения центральной нервной системы. Введение в комплекс реабилитации больных ДЦП методов высоких технологий восстановительного лечения даст возможность обеспечить патогенетическое лечение и значительно увеличить скорость восстановления нарушенных функций, что позволит значительно снизить степень инвалидизации таких больных. Существующие условия оказания медицинской помощи и реабилитации не могут в полном объеме обеспечить непрерывный процесс комплексной реабилитации детей с ДЦП. Необходимо дальнейшее повышение качества лечебно-реабилитационных мероприятий и их доступности детям с ДЦП.

Ключевые слова: детский церебральный паралич; качество медицинской помощи у детей с ДЦП; реабилитационные мероприятия у детей с ДЦП.

IMPROVING THE AVAILABILITY AND QUALITY OF MEDICAL CARE

AND REHABILITATION IN CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY

1 Scientific Practical Center of Pediatric Psychoneurology Moscow Health Department;

2 Saint Petersburg State Pediatric Medical University of Health Ministry of Russia

For citation: Pediatrician, 2016, vol. 7, No. 1, pp. 65-72 Accepted: 05.02.2016

Abstract. Nowdays, cerebral palsy is a leader in the structure of chronic diseases of childhood. The earliest start of the rehabilitation of children with cerebral palsy, continuity and phasing their implementation, systematic and comprehensive, individual approach provide children with cerebral palsy to attain optimal physical, intellectual, psychological and/or social functional levels and to support it, thereby giving them tools designed to change their lives and expand their independence According to the latest scientific data in Russia today more than 40 % of newborns have various health disorders. Disease of the newborn, threatening the formation of cerebral palsy in almost half of cases partially or completely curable, but it requires time to diagnose them and begin proper rehabilitation treatment. It was in early childhood may successfully correct the existing neurological and orthopedic disorders, minimizing the effects of damage to the central nervous system. Introduction to the complex rehabilitation of patients with cerebral palsy high-tech

methods of rehabilitation treatment will provide for pathogenetic treatment and significantly increase the speed of recovery of disturbed functions that will significantly reduce the degree of disability of such patients. Existing conditions of medical care and rehabilitation can not fully ensure a continuous process of complex rehabilitation of children with cerebral palsy. It is necessary to further improve the quality of treatment and rehabilitation, and their accessibility to children with cerebral palsy.

Keywords: cerebral palsy; the quality of care in children with cerebral palsy; rehabilitation activities in children with cerebral palsy.

Согласно официальным данным переписи населения (сайт Федеральной службы государственной статистики), показатели рождаемости демонстрируют позитивную динамику. Рождаемость в России растет с 2000 года, особенно значительным ее увеличение было в 2007-2009 гг. и охватывало преимущественно средние и старшие возрастные группы матерей, которые вносят основной вклад в рождение вторых и последующих детей. В 2009 году в России родилось 1,762 млн детей, что на 47,7 тысячи человек (на 3 %) больше, чем в 2008 году.

Рост рождаемости неизбежно приводит к росту патологии среди новорожденных [5], в том числе за счет недоношенных детей. По данным Федеральной службы государственной статистики, процент детей, родившихся недоношенными, за последние 5 лет в Российской Федерации вырос с 6 до 9 % от общего количества родившихся (при этом в группе недоношенных детей частота ДЦП составляет 1 %, у новорожденных с массой тела менее 1500 г распространенность ДЦП увеличивается до 5-15 %, а при массе тела менее 1000 г — может достигать 25-50 %). По прогнозам, эти показатели будут увеличиваться в связи с переходом Российской Федерации на критерии ВОЗ в отношении регистрации и выхаживания детей с массой тела от 500 г.

Среди заболеваний нервной системы главной причиной детской инвалидности является детский церебральный паралич, распространенность которого составляет в среднем 2,5-3 случая на 1000 детей 1. В 2010 году в Российской Федерации насчитывалось 71 429 детей с этим заболеванием. Самыми проблемными регионами по распространенности ДЦП на 100 000 детского населения являются Республика Марий Эл (528,6 чел.), Республика Калмыкия (507,2 чел.), Кемеровская область (506,9 чел.) при среднем показателе по России 333,8.

Целью исследования является оценка эффективности реализации программы трехуровневой системы реабилитации, направленной на улучшение качества жизни детей, страдающих детским церебральным параличом.

Задачи трехуровневой системы реабилитации детей с детским церебральным параличом:

• раннее выявление детей, входящих в группу риска по детскому церебральному параличу (далее — ДЦП), с последующим включением их в процесс реабилитации;

• обеспечение доступности поэтапной комплексной реабилитации детей с ДЦП;

• укрепление материально-технической базы медицинских учреждений для проведения поэтапной комплексной реабилитации детей с ДЦП.

С целью решения этих задач предлагается создание трехуровневой системы, ключевым звеном которой будут являться Региональные реабилитационные центры в Федеральных округах Российской Федерации. В их функции войдет координация деятельности учреждений второго и третьего уровня, консультация и комплексная диагностика в наиболее сложных клинических случаях, разработка программ реабилитации для пациентов.

Вторым уровнем описываемой системы будут реабилитационные отделения при областных (республиканских) больницах. В их задачу должны входить реализация составленных в учреждениях первого уровня программ реабилитации, лечение в клинически неосложненных случаях, ведение региональных реестров детей с этой патологией, сбор первичных статистических данных.

Третий уровень составят городские (районные) амбулаторные реабилитационные центры, в которых дети будут наблюдаться в период между стационарными курсами реабилитации.

В формируемую систему обязательно войдут санатории, куда пациентов будут направлять учреждения как стационарного, так и амбулаторного типа.

Перечень программных мероприятий, а также целевые индикаторы и показатели программы представлены в таблицах 1 и 2.

Программные мероприятия и целевые индикаторы

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.