Дубровский в и детские церебральные параличи

ДЦП — заболевания, обнаруживаемые у новорожденных и проявляющиеся непрогрессирующими двигательными нарушениями.

ДЦП рассматривают как полиэтиологическое заболевание мозга, начинающееся в интраи перинатальном периодах, для которого характерны двигательные, психические и речевые нарушения. Болезнь развивается вследствие родовой травмы с последующим кровоизлиянием в головной мозг, асфиксии плода, анемии, эндокринных заболеваний, внутриутробной инфекции, иммунологической несовместимости матери и плода, токсикозов при беременности, терапевтических воздействий, отягощенной наследственности.

Для заболевания типичны спазмы мышц нижних конечностей, контрактуры, двигательные нарушения и другие изменения в локомоторном аппарате. Отмечается повышение сухожильных рефлексов, мышечного тонуса (гипертонус), понижение мышечной силы и работоспособности мышц, наличие контрактур (обычно сгибательно-приводящего типа) и деформаций, нарушение координации движений, стояния и ходьбы, наличие непроизвольных движений, синкинезий. Нередко при этом заболевании нарушается психика, появляются расстройства со стороны черепно-мозговых нервов (косоглазие, ухудшение зрения, слуха), бульбарные и псевдобульбарные расстройства.

Различают следующие формы ДЦП: гиперкинетическая, атонически-астатическая, гемипаретическая, спастическая диплегия (болезнь Литтла), двойная гемиплегия.

Гиперкинетическая форма проявляется различными гиперкинезами с параличами и парезами или без них. Отмечаются речевые нарушения в виде гиперкинетической дизартрии. Интеллект, как правило, сохранен, и это дает возможность проводить медицинскую и социальную реабилитацию.

Атонически-астатическая форма характеризуется сочетанием патологических тонических рефлексов с парезами и низким тонусом мышц. У многих больных наблюдаются речевые расстройства и олигофрения. Дети с этой формой заболевания длительно лечатся в стационарах, школах-интернатах, санаториях.

Гемипаретическая форма развивается преимущественно у новорожденных. Больше поражена одна из верхних конечностей, наблюдается замедление ее роста. Могут встречаться речевые расстройства и олигофрения. Дети способны к обучению, адаптируются к труду. Лечение, реабилитация проводятся в стационаре, садах, интернатах и санаториях.

Спастическая диплегия (болезнь Литтла) — тетрапарез с более выраженным поражением нижних конечностей. У детей могут наблюдаться задержка психического развития, речевые расстройства, нарушения статики и локомоции. Пациенты с умеренной олигофренией обучаются по программе школ для умственно отсталых детей. Они могут научиться самообслуживанию, письму, овладеть некоторыми трудовыми навыками. Эта форма заболевания позволяет надеяться на устранение психических и речевых расстройств, менее благоприятен прогноз восстановления статики и локомоции. Такие дети лечатся на протяжении многих лет в стационарах, санаториях, специальных яслях, детских садах, школах-интернатах, санаториях.

Двойная гемиплегия характеризуется тяжелым тетрапарезом, преобладает ригидность мышц, выражена олигофрения. Медицинская реабилитация проводится до трехлетнего возраста.

По клиническому течению болезни выделяют раннюю резидуальную и позднюю резидуальную стадии.

Ранняя стадия заболевания диагностируется в 1-3-месячном возрасте. Для нее характерны общемозговые синдромы (гипертензионно-гидроцефалический, судорожный, церебральной гипотрофии) и синдромы нарушений врожденных рефлексов, нарушения предречевого развития и др. Дети поздно начинают держать голову, садиться, ходить, у них нарушена речь, снижен интеллект. Эта стадия длится от 4-5 месяцев до 3-4 лет.

Реабилитация включает фармакологию, направленную на стимуляцию развития нервных клеток, подавление патологической двигательной активности, мышечной спастичности, дегидратации. Необходимы ЛФК, ортопедические укладки (лечение положением), общий массаж, занятия с логопедом, игры и др.

В поздней стадии, когда восстановление той или иной функции происходит преимущественно за счет компенсаторно-приспособительных процессов, наблюдаются, вторичные дистрофические изменения в мышцах, связках, сухожилиях и других тканях. Возникшие на ранней стадии тонические рефлексы, контрактуры, порочные установки конечностей, деформации и другие нарушения с трудом поддаются коррекции.

Реабилитация включает фармакологию (дегидратационную, рассасывающую, стимулирующую терапию и др.), ЛФК, массаж (рецептивно-релаксационный, криомассаж), лечение положением, протезно-ортопедическую, физиои гидротерапию, санаторно-курортное лечение и пр. (схема XVI).

Схема XVI. Средства реабилитации при детских церебральных параличах

Одно из главных средств реабилитации детей, страдающих церебральными параличами, — лечебная физкультура. Ее задачи: развитие способности к произвольному торможению движений; уменьшение (снижение) гипертонуса мышц; улучшение координации движений; увеличение амплитуды движений в суставах (суставе); обучение бытовым навыкам, элементам трудовых процессов, самообслуживанию; выработка у ребенка новых навыков и правильных движений.

Основные принципы методики ЛФК: регулярность, систематичность и непрерывность занятий; индивидуализация занятий; учет стадии и тяжести заболевания, возраста и психики ребенка; строго индивидуальное увеличение физических нагрузок.

Особенности развития детского мозга, его пластичность и способность к компенсации нарушенных функций обусловливают важность ранней коррекционно-воспитательной работы при ДЦП. Замедление и искажение речи приводит к задержке умственного развития, поэтому ранние занятия направлены на восстановление нарушенных функций, в самом раннем детстве. С этой целью проводят артикуляционную гимнастику и логопедический массаж.

Логопедический массаж включает массаж лицевых и артикуляционных мышц и направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию двигательных ощущений. Обычно к концу первого месяца жизни ребенка тонус его артикуляционных мышц нарастает.

Методика массажа. Разглаживание: лоб от середины к вискам, от бровей к волосистой части головы, от мочек уха по щекам к крыльям носа; по верхней губе, по нижней губе и т.д. Расслабление языка: массируется точка в подчелюстной ямке, вибрация по углам челюсти. Расслабление оральной мускулатуры воздействием на мышцы лба, щек, шеи, губ и языка. Поглаживание носогубных складок. Расслабление мышц шеи. Для этого проводится массаж шеи и пассивные повороты головы. Точечный массаж при гиперкинезах языка: массаж в области губ, нижней челюсти, точки в подколенной области.

С детьми до двух лет проводят упражнения для нормализации работы вестибулярного аппарата (лежа на животе и на спине поднимать голову, наклонять туловище и т.п.). При ходьбе поворачивать голову, поднимать руки вверх, вперед, закрывать глаза и т.д.

Рис. 144. Примерный комплекс упражнений в раннем возрасте у детей с

Рис. 145. Примерный комплекс упражнений в раннем возрасте у детей с

Для расслабления мышц рук и ног перед началом занятий ЛГ с успехом применяют криомассаж по В.И. Дубровскому.

В. Фелпс рекомедует пациентам для расслабления мышц делать встряхивающие движения руками и ногами. Но наши наблюдения показывают, что больные ДЦП, у которых имеется гипертонус, эти упражнения выполнить не могут.

Нами для снятия (уменьшения) гипертонуса используется криомассаж, точечный массаж, сегментарный и упражнения на растягивание.

Гидрокинезотерапия включает плавание, гимнастику, игры в воде с температурой 36-37 °С по 15-20 мин. Курс 20-30 процедур через день.

С помощью упражнений на расслабление снижается тонус мышц, что ведет к ослаблению импульсов, идущих от мышцы к коре больших полушарий мозга, что обусловливает уменьшение эфферентных импульсов. В результате ослабления процессов возбуждения снижается напряжение соответствующих мышц.

  • бытовая химия своими руками (17)
  • вязание крючком (1419)
  • вязание спицами и не только (339)
  • деньги (175)
  • для дома,для семьи (271)
  • замечательные люди (20)
  • здоровье (462)
  • интерьер (121)
  • коты (67)
  • креатив (120)
  • кулинария (399)
  • культура и образование (62)
  • масикам (336)
  • обувь (42)
  • огород (127)
  • огород на подоконнике (35)
  • отдохни (0)
  • парфюм своими руками (9)
  • плетение (143)
  • с миру по нитке (451)
  • шитьё и вышивка (200)
  • юмор (20)
  • Все (1)

МАССАЖ
Работая с больными ДЦП я делала индийский массаж спины. Он давал прекрасный результат. Вообще, мягкие мануальные методики востока зачастую дают лучший, быстрый результат пролонгированного действия.

Детские церебральные параличи (ДЦП)

Детские церебральные параличи (ДЦП) — группа синдромов, которые являются следствием повреждений мозга, возникающих в перинатальном периоде.
ДЦП обусловлен главным образом внутриутробной патологией и повреждением мозга во время родов вследствие асфиксии и внутричерепных кровоизлияний. Ведущими в клинической картине церебральных параличей являются нарушения двигательных функций, расстройства координации, неспособность сохранять нормальную позу и производить целенаправленные движения.
Двигательные расстройства охватывают различные стороны моторики. Характерно наличие неестественных поз и незаконченных движений.
В комплексное лечение ДЦП включают сегментарно-рефлекторный массаж с ЛФК, криомассаж и упражнения на растягивание, точечный массаж, облучение лампой соллюкс, ортопедическое лечение и др. (см. Примерный комплекс упражнений в раннем возрасте у детей с церебральными параличами. Рисунок 1 и Рисунок 2).
Задачи массажа: нормализация произвольных движений, мышечного тонуса, улучшение крово- и лимфотока, предупреждение возникновения контрактур, стимуляция ослабленной функции мышц, усиление метаболизма тканей.
Методика массажа. Массаж начинают со спины (см. рис. Массаж спины). Движения рук идут от поясничной области к шее (особенно тщательно с применением сегментарного и точечного массажа массируют паравертебральные области). Вначале проводят подготовительный массаж (поглаживание, растирание и неглубокое разминание мышц спины), а затем сегментарно-рефлекторный, в заключение — вновь поглаживание. После массажа спины переходят к массажу ягодичных мышц и нижних конечностей (нижние конечности массируют с проксимальных отделов), затем массируют верхние конечности, грудь и живот (см. рис. Массаж рук, груди и живота).
После массажа для снятия гипертонуса тех или иных мышц осуществляют воздействие на моторные точки спазмированных мышц. После каждого воздействия на точку ее необходимо (зону) погладить, растереть. В массаж грудной клетки включают приемы активизации дыхания.
Приемы — рубление, поколачивание, выжимание — при ДЦП не применять! Нежелательно применение ЛФК в ванне, так как это ведет к переохлаждению ребенка и дополнительной (в большей степени!) спастике. Если нет изменений со стороны сердечно-сосудистой системы, показана гипертермическая ванна (температура воды выше 38,5 °С), но ее надо применять стационарно или в условиях, исключающих переохлаждение. После приема ванны больному ребенку рекомендуются различные укладки (лечение положением). При выполнении массажа следует применять упражнения на растяжение мышц.
Продолжительность процедуры 8–15 мин. Курс 20–30 процедур. В год 4–6 курсов.
В.И. Дубровский,
академик РАЕН, МАНПО и Нью-Йоркской академии наук,
доктор медицинских наук, профессор
А.В. Дубровская, врач-педиатр

Название: Лечебная физическая культура - Дубровский В.И.

Жанр: Культурология


Трофические процессы в суставе зависят от его функции. Так, при длительной нагрузке и нарушенных движениях хрящевые поверхности патологически изменяются. Детские суставы очень чувствительны к патогенным факторам и на определенном этапе развития патологического процесса имеют низкий потенциал восстановления. При комплексной реабилитации показаны массаж, лечебная гимнастика (общеразвивающие упражнения, упражнения в изометрии в исходном положении лежа, сидя), физиотерапия (фонофорез сустава с мобилатом, артросенексом или мазью мумиё), гидрокинезотерапия с предварительным проведением криомассажа сустава (суставов), тренировки на велоэргометре. Исключаются большие нагрузки на суставы (прыжки, подскоки, упражнения с гирями, штангой и др.).

При хронических заболеваниях суставов следует выполнять упражнения с возможно большей, постепенно увеличивающейся амплитудой для улучшения подвижности суставов и улучшения эластичности мышц. Достигается это с помощью движений без снарядов и со снарядами, на тренажерах. Кроме гимнастических упражнений, можно использовать элементы игр, пешие прогулки, греблю, лыжные прогулки, езду на велосипеде и др.

Показана гидрокинезотерапия в бассейне. Водная среда облегчает многие движения, делать которые в обычных условиях трудно.

ЛГ как основная форма ЛФК эффективна при условии длительного систематического проведения спостепенным увеличением нагрузки на протяжении всего курса лечения.

Санаторно-курортное лечение включает воздушные и солнечные ванны, игры сидя на песке, плавание, ходьбу по колено в воде, вдоль берега моря, ванны, грязевые аппликации, прием кислородных коктейлей, диетотерапию, фитотерапию, иглорефлексотерапию, вибрационный массаж.

Детские церебральные параличи (ДЦП)

ДЦП — заболевания, обнаруживаемые у новорожденных и проявляющиеся непрогрессирующими двигательными нарушениями.

ДЦП рассматривают как полиэтиологическое заболевание мозга, начинающееся в интра- и перинатальном периодах, для которого характерны двигательные, психические и речевые нарушения. Болезнь развивается вследствие родовой травмы с последующим кровоизлиянием в головной мозг, асфиксии плода, анемии, эндокринных заболеваний, внутриутробной инфекции, иммунологической несовместимости матери и плода, токсикозов при беременности, терапевтических воздействий, отягощенной наследственности.

Для заболевания типичны спазмы мышц нижних конечностей, контрактуры, двигательные нарушения и другие изменения в локомоторном аппарате. Отмечается повышение сухожильных рефлексов, мышечного тонуса (гипертонус), понижение мышечной силы и работоспособности мышц, наличие контрактур (обычно сгибательно-приводящего типа) и деформаций, нарушение координации движений, стояния и ходьбы, наличие непроизвольных движений, синкинезий. Нередко при этом заболевании нарушается психика, появляются расстройства со стороны черепно-мозговых нервов (косоглазие, ухудшение зрения, слуха), бульбарные и псевдобульбарные расстройства.

Различают следующие формы ДЦП: гиперкинетическая, атонически-астатическая, гемипаретическая, спастическая диплегия (болезнь Литтла), двойная гемиплегия.

Гиперкинетическая форма проявляется различными гиперкинезами с параличами и парезами или без них. Отмечаются речевые нарушения в виде гиперкинетической дизартрии. Интеллект, как правило, сохранен, и это дает возможность проводить медицинскую и социальную реабилитацию.

Атонически-астатическая форма характеризуется сочетанием патологических тонических рефлексов с парезами и низким тонусом мышц. У многих больных наблюдаются речевые расстройства и олигофрения. Дети с этой формой заболевания длительно лечатся в стационарах, школах-интернатах, санаториях.

Гемипаретическая форма развивается преимущественно у новорожденных. Больше поражена одна из верхних конечностей, наблюдается замедление ее роста. Могут встречаться речевые расстройства и олигофрения. Дети способны к обучению, адаптируются к труду. Лечение, реабилитация проводятся в стационаре, садах, интернатах и санаториях.

Спастическая диплегия (болезнь Литтла) — тетрапарез с более выраженным поражением нижних конечностей. У детей могут наблюдаться задержка психического развития, речевые расстройства, нарушения статики и локомоции. Пациенты с умеренной олигофренией обучаются по программе школ для умственно отсталых детей. Они могут научиться самообслуживанию, письму, овладеть некоторыми трудовыми навыками. Эта форма заболевания позволяет надеяться на устранение психических и речевых расстройств, менее благоприятен прогноз восстановления статики и локомоции. Такие дети лечатся на протяжении многих лет в стационарах, санаториях, специальных яслях, детских садах, школах-интернатах, санаториях.

Двойная гемиплегия характеризуется тяжелым тетрапарезом, преобладает ригидность мышц, выражена олигофрения. Медицинская реабилитация проводится до трехлетнего возраста.

По клиническому течению болезни выделяют раннюю резидуальную и позднюю резидуальную стадии.

Ранняя стадия заболевания диагностируется в 1-3-месячном возрасте. Для нее характерны общемозговые синдромы (гипертензионно-гидроцефалический, судорожный, церебральной гипотрофии) и синдромы нарушений врожденных рефлексов, нарушения предречевого развития и др. Дети поздно начинают держать голову, садиться, ходить, у них нарушена речь, снижен интеллект. Эта стадия длится от 4-5 месяцев до 3-4 лет.

Реабилитация включает фармакологию, направленную на стимуляцию развития нервных клеток, подавление патологической двигательной активности, мышечной спастичности, дегидратации. Необходимы ЛФК, ортопедические укладки (лечение положением), общий массаж, занятия с логопедом, игры и др.

В поздней стадии, когда восстановление той или иной функции происходит преимущественно за счет компенсаторно-приспособительных процессов, наблюдаются, вторичные дистрофические изменения в мышцах, связках, сухожилиях и других тканях. Возникшие на ранней стадии тонические рефлексы, контрактуры, порочные установки конечностей, деформации и другие нарушения с трудом поддаются коррекции.


Владимир Иванович Дубровский — врач, автор более 300 научно-популярных работ (в том числе — более 50 книг, учебников и учебных пособий по спортивной медицине, реабилитации, биомеханике, гигиене спорта, спортивной физиологии, физиотерапии, массажу и др.).

Трудовую деятельность начинал учителем в средней общеобразовательной школе, затем — преподавал в ВУЗе.

С 1965 года — врачебная практика. В 1970 году назначен заведующим отделением ЦКБ им. Семашко. С 1972 года по 1991 годы являлся врачом сборных команд СССР на многих высоких спортивных состязаниях. В 1973 году защитил кандидатскую, а в 1993 году — докторскую диссертацию.

В настоящее время все гуманитарные ВУЗы России и ближнего зарубежья (педагогические, физкультурные, медицинские) учатся по учебникам профессора В.И. Дубровского (всего им написано 11 учебников для высших учебных заведений).

Книги (10)

"Азбука самомассажа" (карманный тренер для занимающихся самостоятельно) Владимира Дубровского - это иллюстрированная мини-книжка из серии "Библиотечка журнала "Физкультура и спорт", которая содержит рекомендации по технике самомассажа и его использованию в оздоровительных целях.

Соавтор: Федорова В.Н.

Учебник написан в соответствии с новой программой изучения биомеханики в высших учебных заведениях.

Большое внимание уделено биомеханическому обоснованию применения средств физической культуры и спорта на примере различных видов спорта. Отражены современные подходы к оценке воздействия на технику спортсмена различных физических и климатических факторов, дана биомеханическая характеристика различных видов спорта.

Впервые представлены разделы по медицинской биомеханике, биомеханике инвалидов-спортсменов, биомеханическому контролю локомоций и др.

Учебник написан в соответствии с новой программой изучения лечебной физкультуры и массажа в высших учебных заведениях. Большое внимание уделено систематизации средств физической культуры, применяемых с профилактической и лечебной целью, а также вопросам гидрокинезотерапии, трудотерапии, различным видам массажа, физиотерапии, мануальной терапии и многим другим методам восстановительной медицины.

Впервые освещены вопросы комплексной реабилитации при многих заболеваниях и синдромах. Учебник рассчитан на студентов факультетов физической культуры университетов и институтов физической культуры, а также студентов медицинских вузов, методистов лечебной физкультуры, реабилитологов, физиотерапевтов, врачей ЛФК и других специалистов.

Соавтор: Дубровская А.В.

Описание: Эта книга — одна из многих, написанных этим автором, но, тем не менее, она насыщенна интересной и важной информацией. Работа содержит в себе двадцать глав, которые обобщают многолетний, как теоретический, так и практический опыт применения многих видов массажа с разной целью и в различных условиях.

Описанная здесь информация послужит и будет полезна и новичкам и профессионалам различных лечебно-оздоровительных практик, в частности массажа и комплексной реабилитации.

Соавтор: Дубровская Н.М.

Массаж является одним из эффективных методов профилактики и лечения различных повреждений и заболеваний.

Предложенные в книге методики массажа помогут снять боль, психоэмоциональное напряжение и физическую усталость, улучшить самочувствие, повысить работоспособность и половую функцию.

Рассчитана на врачей, массажистов и широкий круг читателей, интересующихся практической медициной.

Современный спорт предъявляет очень высокие требования к организму спортсмена.

Частые физические перегрузки чреваты перенапряжением опорно-двигательного аппарата и предпатологическими состояниями. Поэтому проблема восстановления в спорте является чрезвычайно важной.

Автор книги рассказывает о причинах и механизме утомления, его диагностике, средствах борьбы с ним. В книге рассматриваются вопросы питания, фармакологии, массажа, спортивного тейпа, физио- и гидротерапии и других средств реабилитации, комплексное применение которых является залогом эффективности тренировочного процесса.

Учебник написан в соответствии с новой программой изучения спортивной медицины в высших учебных заведениях.

Большое внимание уделено анатомо-физиологическому обоснованию применения средств физической культуры и спорта в профилактике и лечении различных травм и заболеваний, методам контроля и диагностики, а также основам общей патологии, оказания первой медицинской помощи, экогигиене физической культуры и спорта и др. Существенно отличается от ранее изданных содержательностью, иллюстрациями и стилем изложения материала.

Учебник рассчитан на студентов факультета физической культуры университетов и институтов физической культуры, медицинских вузов, а также спортивных врачей, тренеров, массажистов и других специалистов.

В книжке дана топография этих точек на теле человека, описаны приемы их массажа и самомассажа при ряде заболеваний. Самостоятельный раздел посвящен способам воздействия на биологически активные точки (БАТ) мазями, медью, перцовым пластырем и т. д. Рассчитана на массового читателя.

Соавтор: Смирнов В.М.

Учебник рассчитан на студентов колледжей, факультетов физической культуры университетов и институтов физической культуры, медицинских вузов, а также тренеров, спортивных врачей и других специалистов.

Соавтор: Тягин Н.В.

Повышенный интерес людей к массажу и самомассажу не случаен: благодаря воздействию на тело человека специальными приемами стимулируются защитные силы организма, что помогает сохранить и укрепить здоровье, предупредить различные недуги, а в случае заболевания — восстановить здоровье.

Понятие детский церебральный паралич многие авторы описывают по-разному. По словам Дубровского В.И.: «ДЦП — заболевания, обнаруживаемые у новорожденных и проявляющиеся не прогрессирующими двигательными нарушениями[11].

Баранов А.А. в своем учебно-методическом пособии писал, что: «ДЦП — полиэтиологичное заболевание. Ведущей причиной развития ДЦП является повреждение или аномалии развития головного мозга

плода и новорожденного. Патофизиологическая основа формирования

ДЦП — поражение головного мозга в определенный период его развития с последующим формированием патологического мышечного тонуса(преимущественно спастичности) при сохранении позотонических рефлексов и сопутствующем нарушении становления цепных установочных

ДЦП является одним из самых сложных заболеваний ЦНС, основными особенностями которого являются:

-возникновение заболевания (внутриутробно или в процессе родов)

- совокупность отклонений (двигательная сфера, психическая, речевая)

- продолжительность заболевания (в основном на протяжении всей жизни)[12].

По мнению Немковой С.А.: «Наиболее значимые осложнения ДЦП

- патология тазобедренных суставов (нестабильность– у 70,4% пациентов)

- вальгусная – больной ходит с опорой на внутренние отделы стоп (у 60%),

- эквинусная - пациент ходит на носках (у 24,5% больных),

- варусная – больной при ходьбе опирается на наружные края стоп (у 16%)

- сгибательные деформации коленных суставов – у 11%,

Формы и характеристика ДЦП

Причиной детских церебральных параличей является патология в коре, подкорковых областях, в капсулах или стволе головного мозга. Главным отличием ДЦП от других параличей это нарушение редукции позотонических рефлексов, характерных для новорождённых

Несмотря на то, что у детей с ДЦП существует множество нарушений, можно выделить общие признаки, и классифицировать диагноз в однообразные группы.

2) церебральная диплегия

3) генерализованная ригидность

4) параплегическая ригидность

5) генерализованная хорея

6) двойной атетоз

В настоящее время все больше используется и пользуется большой популярностью классификация К.А. Семеновой. Согласно ей детские церебральные параличи делятся на следующие формы:

1) спастическая диплегия

2) двойная гемиплегия

3) гиперкинетическая форма

4) атонически-астатическая форма

5) гемиплегическая форма[27].

В основе этой классификации лежат главные черты данного заболевания, такие как, характер протекания и выраженные отклонения в двигательной сфере. Они обусловлены, прежде всего, паталогическим состоянием мышц и нарушением координационных способностей ребенка[26].Согласно Международной классификации МКБ-10, детский церебральный паралич делится на:

G80.0 - Спастический церебральный паралич

G80.1 – Спастическую диплегию

G80.2 - Детскую гемиплегию

G80.3 - Дискинетический церебральный паралич

G80.4 - Атаксический церебральный паралич

G80.8 - Другой вид детского церебрального паралича[8].

Является одним из самых распространенных и тяжелых типов ДЦП, характерной особенностью которого является поражение всех конечностей, с преобладанием двигательных нарушений в руках[24].

Основная причина, по которой возникает данный тип ДЦП - это аномалии в развитии головного мозга, внутриутробные инфекции, перинатальная гипоксия с поражением полушарий головного мозга. У детей с этим типом детского церебрального паралича встречается ряд сопутствующих паталогий, среди них: патология черепных нервов (нарушение слуха, зрения, псевдобульбарные расстройства), когнитивные отклонения и нарушения в речи, также может наблюдаться эпилепсия, и вторичные ортопедические осложнения[5].

Из-за тяжелого двигательного дефекта данного типа дцп и отсутствия мотивации практически полностью исключается навык самообслуживания и трудовой деятельности[28].

Спастическая диплегия является самым распространенным типом ДЦП, характерной особенностью которого является симметричное нарушение функций мышц, с преобладанием двигательных нарушений в ногах, больше чем руках. При данном типе дцп образуются деформации и контрактуры позвоночника и суставов.

Характерной особенностью этой формы детского церебрального паралича является наличие одностороннего спастического гемипареза, когда рука поражена в большей степени, чем нога. Главными причинами поражения являются: геморрагический инсульт и врожденная аномалия развития головного мозга.

Дети с гемиплегической формой дцп позже других приобретают необходимые двигательные навыки, кроме того их социальная адаптация в большей степени зависит от интеллектуальных возможностей, а не двигательного дефекта. При такой форме дцп могут случаться приступы эпилепсии, наблюдается олигофрения, задержка психического развития и речевые расстройства.

Дискинетическая форма дцп проявляется, прежде всего, в виде непроизвольных движений (или гиперкинезов), повышении или понижении тонуса мышц, сочетающиеся с параличами и парезами, а также нарушениями речевой функции.

(DanB., MaystonM., PanethN., RosenbloomL. Cerebralpalsy: scienceandclinicalpractice).

У детей, страдающих данной формой дцп проявляется отсутствие правильной установки туловища и конечностей, интеллектуальные функции сохранены, что благоприятно влияет на социальную адаптацию и обучение, но нарушена эмоционально-волевая сфера.

Основной характеристикой данной формы дцп является пониженный мышечный тонус, атаксия и повышенные сухожильные и периостальные рефлексы. Основными причинами будут являться преобладающее повреждение мозжечка, гипоксически-ишемический фактор или врожденная аномалия развития[25].

У таких детей чаще всего встречается задержка интеллектуального развития, нарушения речи, тяжелые двигательные расстройства. Также из-за двигательных нарушений у 55 % детей, страдающих этой формой дцп, олигофрения, имеющая степень дебильности или имбецильности. В большинстве случаев при диагностировании этой формы, проявляются нераспознанные ранние наследственные атаксии[30].Многолетние исследования показали, что основной причиной гемипаретических форм ДЦП стало внутриутробное поражение центральной нервной системы, не считающееся инсультом, так как не носит травматический характер[2].

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 301 ;


Форму протекания заболевания, должен определить детский невропатолог. По Л.О. Бадаляну ДЦП проявляется в спастической форме, в виде гемиплегии, диплегии, двусторонней гемиплегии, в дистонической или гипотонической формах.

По А.Ю. Ратнеру, ДЦП делится на спастический тетрапарез (двойная гемиплегия), спастический гемипарез (обе формы сопровождаются эпилепсией), мозжечковый синдром (мышечная гипотония), гиперкинезы (насильственные движения, мешающие ходьбе).

По К.А. Семеновой определяют спастическую диплегию, двойную гемиплегию, гиперкинетическую форму ДЦП, атонически-астатический синдром, гемипаретическую форму патологии.

Существует еще и рудиментарный вариант ДЦП: минимальные мозговые дисфункции—неврологические нарушения в виде вялости, быстрой утомляемости, возбудимости, неусидчивости, тиков, головных болей, а в более старшем возрасте нарушения проявляются низкой успеваемостью в школе из-за сложностей с усвоением новой информации. У таких детей бывают трудности в общении, нарушения сна.

В течение болезни по данным разных авторов различают от 3 до 4 периодов:

1) острый период, или ранняя стадия (7-14 дней, до 2-3 месяцев), когда заболевание проявляется в виде синдромов:

– синдрома нарушения мозгового кровообращения — имеют место стон, судороги, резкое возбуждение ребенка с пронзительным криком, нарушения дыхания;

– синдрома повышения внутричерепного давления (гидроцефально-гипертензионного) — родничок напряжен или выбухает, размеры головки быстро увеличиваются, могут быть судороги;

– судорожного синдрома — судороги бывают по нескольку раз в день;

– синдрома угнетения безусловных (врожденных) рефлексов — хватательного, автоматической походки и др. Формируются неправильные установки туловища и конечностей;

– диэнцефального синдрома — отмечаются малая прибавка в массе, задержка роста, нарушение сна, температуры;

2) восстановительный период:

– ранний восстановительный период (начальная хронически-резидуальная стадия) — начинается вслед за стиханием острых проявлений кровоизлияния в мозг. По мнению разных авторов, этот период продолжается от 2 до 5 месяцев. Именно в это время врач может определить форму ДЦП. Чаще она бывает смешанной и включает различные двигательные нарушения; б) поздний восстановительный период — длится до 1-2 лет;

3) период остаточных явлений, или конечная резидуальная стадия, — начинается с 2 лет и продолжается весь период детства и юношества. Дети 4-7 лет с сохранным интеллектом посещают логопедические группы детских садов (двигательные нарушения сочетаются с нарушениями речи). Занятия по ЛФК с методистом проводятся через день, все остальные дни ребенок занимается с родителями. Двухлетний ребенок с ДЦП может находиться в движении до 2,5ч. в день, в 3-7 лет — до 6ч.

Наша задача — как можно раньше выявить симптомы заболевания, а для этого существуют специальные тесты. Учитывая, что в период новорожденности у ребенка в норме тонус мышц повышен, определять изменения мышечного тонуса можно по косвенным признакам только с конца первого месяца: при повышенном тонусе ребенок из положения на животе не делает попыток поднять голову и установить ее по средней линии.

Лечебная физкультура является важнейшим фактором физической реабилитации больных ДЦП, развития их самообслуживания. Малогрупповые занятия ЛФК, игры, лечебная хореография, гидрокинезотерапия способствуют совершенствованию психомоторных функций ребенка, максимально приближают его к уровню сверстников.

Одним из важных средств реабилитации детей, которые страдают церебральными параличами, является лечебная физкультура. Комплекс лечебной физкультуры состоит из выполнения физических упражнений (самостоятельно или при помощи взрослых), массажных процедур, закаливания и укрепления организма, активный образ жизни, рефлексотерапии, иглоукалывании, привлечения ребенка к легкой трудовой деятельности.

Цели ЛФК при ДЦП - развитие способности к произвольному торможению движений, снижение гипертонуса мышц, улучшение координации движений, увеличение амплитуды движений в суставах. Также в задачи ЛФК при ДЦП входит обучение детей бытовым навыкам, элементам трудовых процессов, самообслуживанию. Благодаря занятиям лечебной физкультурой, у ребенка вырабатываются новые навыки и правильные движения.

Лечебная физкультура при ДЦП преследует следующие задачи:

1) нормализация безусловно-рефлекторной основы становления произвольных движений;

2) развитие сенсомоторных возможностей больного на базе перестройки порочных компенсаций и стимуляции координированных функций анализаторных систем;

3) обучение жизненно необходимым двигательным навыкам и элементам спортивных упражнений на основе развития общей подвижности больного;

4) специальная разносторонняя тренировка координации движений.

Правильный охранительно-стимулирующий двигательный режим и физические упражнения способствуют общему укреплению организма, восстановлению функции различных систем, развитию координационных связей и благоприятных компенсаторных реакций.

Процесс занятий лечебной физкультурой должен быть теоретически обоснован, построен согласованно с другими методами лечения. Для выбора методик занятий необходимо предварительное тщательное обследование больного, детальное выяснение характера поражения, состояния суставов и мышечной системы, степень утраты функциональных возможностей и прогноз заболевания .

Поскольку физиологический смысл занятий лечебной физкультурой состоит в развитии новых условно-рефлекторных связей и механизмов в процессе коррекционной работы, одинаковое значение имеют как демонстрация, так и словесное объяснение комплекса физических упражнений. Основной формой их организации являются индивидуальные занятия. Необходимо производить периодическое определение изменений в состоянии функций с помощью специальных тестов, и, по возможности, физиологических исследований. Такие осмотры позволяют своевременно выявить необходимость изменения методики и одновременно отражают динамику функционального состояния больного, эффективность его лечения на каждом этапе.

Методика ЛФК при ДЦП базируется на следующих принципах: регулярность, систематичность и непрерывность занятий, индивидуальный подход, учет стадии и тяжести заболевания, а также возраста и психического развития ребенка. Немаловажное значение имеет увеличение физических нагрузок. Оно должно быть строго индивидуальным.

Важность ранней коррекционно-воспитательной работы при ДЦП обуславливается особенностями развития детского мозга, его пластичностью и способностью к компенсации нарушенных функций. Ранние занятия должны проводиться в самом раннем детстве, чем раньше, тем лучше, и должны способствовать восстановлению нарушенных функций, потому что замедление и искажение речи приводят к задержке умственного развития ребенка. Также занятия, проводимые с детьми, включают в себя артикуляционную гимнастику и логопедический массаж.

Перед началом занятий лечебной гимнастикой применяется криомассаж по В.И. Дубровскому для того, чтобы расслабить мышцы рук и ног. Для того, чтобы уменьшить гипертонус используется точечный массаж, сегментарный массаж, криомассаж и упражнения на растягивание. Также в комплекс ЛФК при ДЦП с успехом включается гидрокинезотерапия (аквааэробика), которая состоит из плавания, гимнастики и игр в воде. При этом температура воды должна быть не меньше 36-37 градусов. Упражнения проводятся по 15-20 минут. Курс - 20-30 процедур через день.

Большое значение имеют упражнения на расслабление. Эти упражнения способствуют снижению тонуса мышц, что в свою очередь приводит к ослаблению импульсов, которые идут от мышцы к коре больших полушарий мозга. Вследствие ослабления процессов возбуждения происходит значительное снижение напряжения соответствующих мышц.

Для снятия гипертонуса мышц рекомендуется использовать упражнения на мяче: 1. И.П. - лежа на животе и боку, на спине. Покачивание ребенка. Также можно в этом положении проводить ему классический массаж.

2. И.П. - лежа на животе. Ребенок должен поднять и опустить руки, затем отвести их в стороны, попытаться расслабить и с силой опустить.

Примерный комплекс упражнений для детей с ДЦП в раннем возрасте: растягивания, специальные положения и укладки. Согнуть или разогнуть конечность, удерживая ее в таком положении не менее 5-8 секунд, затем провести поглаживание, разминание и потряхивание напряженных мышц до тех пор, пока они не расслабятся.

Укладки выполняются при помощи мешочков с теплым песком. Можно сделать криомассаж спазмированных мышц. Ребенок укладывается в позу, противоположную той, при которой возникает повышенный мышечный тонус (гипертонус), и это приводит к тому, что патологический двигательный стереотип постепенно разрушается, патологическая афферентация с рецепторных полей патологически активного рефлекса снижается, и нормализуется регуляция мышечного тонуса в покое и при произвольных движениях.

При обучении бытовым навыкам (самообслуживанию) широко используются такие виды деятельности, как занятия рисованием, письмом, также у ребенка вырабатываются умения держать ложку, вилку, карандаш, зубную щетку, умываться, причесывать волосы и т.д. В тренировки включают ходьбу по ровной поверхности, по ступенькам лестницы, передвижения в специальной коляске. У ребенка вырабатывается способность стоять между брусьями (для этого устанавливаются параллельные рейки на уровне тазобедренных суставов), ходить с преодолением препятствий (в виде препятствий используются кубики, мячи, палки и др. предметы). Что касается обучения ходьбе, то сначала следует провести массаж спазированных мышц. Также в занятия лечебной физкультурой при ДЦП необходимо включать упражнения на координацию движений, сохранение равновесия и нормализации подвижности в суставах. Упражнения выполняются в различных положениях - стоя, сидя, лежа. Также очень полезны упражнения с передвижением на четвереньках и на коленях, с их помощью устраняются тонические рефлексы. В освоении акта ходьбы это является важным этапом. Развитию координации способствуют упражнения, в которых задействованы руки и ноги. Эти упражнения выполняются на месте и в движении, с открытыми и закрытыми глазами, а также с изменением ритма и темпа выполнения.

При наличии гипертонуса мышц быстрота движений, их координация резко снижаются. Поэтому перед тем, как приступить к выполнению упражнений, необходимо сделать массаж (можно криомассаж), а также вибромассаж стоп. Когда придет время непосредственно приступить к упражнениям, то сначала следует выполнять более простые упражнения в медленном темпе, с малым числом повторений. Затем постепенно следует усложнять упражнения и ускорять ритм их выполнения. Упражнения выполняются на месте и в движении (например, ходьба, бег и пр.)

Таким образом, Правильный охранительно-стимулирующий двигательный режим и физические упражнения способствуют общему укреплению организма, восстановлению функции различных систем, развитию координационных связей и благоприятных компенсаторных реакций.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.