Дыхательная терапия в системе реабилитации дцп

Физическая реабилитация при ДЦП

Одним из важнейших методов лечения ДЦП является физическая реабилитация, которая, как правило, начинается еще в первые годы жизни ребенка, сразу после установления диагноза. При этом применяют комплексы упражнений, направленные на две важные цели – не допустить ослабления и атрофии мышц вследствие недостаточного их использования и избегнуть контрактур

Лечебное плавание

Занятия по плаванию проводятся как для выполнения специальных коррегирующих упражнений, так и для обучения плаванию. К занятиям плаванием детей допускают с разрешения лечащих врачей – педиатра и невропатолога. Они же осуществляют и контроль. Занятия проводит методист ЛФК.

Основными средствами процедуры лечебного плавания являются: умеренные гипоксические нагрузки, массаж под водой, упражнения в воде и закаливающее действие воды.

Водная среда оказывает разнообразное и полезное влияние на организм человека. Раздражение, получаемое контактными рецепторами, поступает в центральную нервную систему и воздействует затем на весь организм. Наблюдается заметное улучшение нервно-мышечной координации, связанное с расслаблением мышц в результате действия разгрузочного фактора и мнимой утраты массы тела. Значительно улучшается пространственная ориентация отдельных частей тела относительно друг друга. Вследствие усиления раздражения расслабляется мышечное напряжение Термический фактор (теплопроводность воды почти в 30 раз выше, чем воздуха) тоже вызывает снижение мышечного напряжения и возбудимости нервной системы. Задачи упражнений выполняемых в воде:

улучшение общего физического состояния (главным образом в результате активизации систем кровообращения и дыхания);

повышение мышечной силы, за счет сопротивления водной среде;

улучшение координации движений (особенно взаимодействие дыхания с движениями рук);

расслабление патологически напряженных мышц в результате изменений в центральной нервной системе (так называемое спастическое напряжение);

облегчение обучения ходьбе в его начальных фазах;

достижение расслабляющего и психотерапевтического эффектов.

Для решения поставленных задач используют упражнения и игровые задания. Упражнения в воде проводятся с целью активизировать ребенка, увеличить двигательные возможности, обучить его новым движениям, выполнение которых затруднено на суше и выработать некоторые двигательные навыки. Упражнения подбирают в соответствии со степенью поражения, имеющимися двигательными навыками и состоянием тонических и установочных рефлексов. Возможен подбор упражнений воздействующих на отдельные мышечные группы и на организм в целом.

В зависимости от степени тяжести заболевания занятия проводятся индивидуально или малыми группами. Занятия лечебным плаванием проводятся 2 – 3 раза в неделю, по 25 – 30 минут нахождения в воде при температуре воды 29 – 30 °С. Перед входом в бассейн проводятся занятия на суше до 15 минут.

Лечебная верховая езда (иппотерапия)

В настоящее время все большую популярность у нас в стране и за рубежом приобретает лечебная верховая езда (ЛВЕ) как один из видов физического воспитания детей и подростков с ограниченными воз­можностями здоровья (детским церебральным параличом, сколио­зом). Лечебный эффект достигается расширением среды обитания ре­бенка-инвалида посредством выезда на природу; преодолением его изоляции и расширением круга общения как с больными, так и здоро­выми сверстниками и взрослыми людьми; биомеханическим воздей­ствием сокращающихся мышц тела лошади на организм ребенка, в плане активизации его метаболических процессов.

Иппотерапию относят к физиотерапевтическим методам лечения, а именно к лечебной физкультуре. По сути своей, иппотерапия является особой формой ЛФК. Но в качестве спортивного снаряда здесь выступает живая лошадь.

Принципиальное отличие ЛВЕ от всех других видов ЛФК заключается в том, что здесь, как нигде более, обеспе­чивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц тела всадника. Причем это происходит на рефлекторном уров­не, поскольку, сидя на лошади, двигаясь вместе с нею и на ней, паци­ент в течение всего сеанса инстинктивно старается сохранить рав­новесие, чтобы не упасть с лошади, и тем самым побуждает к активной работе все мышцы своего тела, вырабатывая при этом мощный мы­шечный корсет, эффективно поддерживающий в правильном поло­жении свой скелет..

Иппотерапия способствует активизации познавательных процес­сов. Необходимость постоянной сосредоточенности, максимально воз­можной собранности и самоорганизации при верховой езде, потреб­ность запоминать и планировать последовательность действий, как при езде, так и при уходе за животными активизирует психические процессы, повышает способность к обучению, усвоению новых навы­ков и сведений. Расширяются представления ребенка, как о животных, так и о природе в целом.

Вырабатывается интерес к лечебно-верховой езде (ЛВЕ) и огромное желание самому участвовать в реабилитационных мероприятиях, что является колоссальной движущей силой в вопросе достижения положительного результата.

Основной механизм воздействия иппотерапии на организм больного основан на концепции лечебно-профилактического влияния двух мощных факторов: психогенного и биомеханического.

Под биомеханическим фактором подразумевается влияние колебаний, возникающих и идущих от спины движущейся лошади в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Эти колебания вызывают поочередное напряжение и относительное расслабление почти всех групп мышц, с большим акцентом на мышцы туловища. Это обусловливает частичную (а в некоторых случаях необходимую) нормализацию мышечного тонуса, снижение спастичности, уменьшения объема и амплитуды непроизвольных движений, улучшение координации, что в свою очередь улучшает статиколокомоторные функции.

Рассматривая иппотерапию как особую форму ЛФК, при ее использовании необходимо соблюдать те же принципы, которые характерны для ЛФК, а именно:

  1. Индивидуализация в методике и дозировке нагрузки в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния организма.
  2. Регулярность воздействия, так как только регулярные занятия обеспечивают развитие функциональных возможностей организма.
  3. Длительность применения метода, так как восстановление нарушенных функций основных систем организма возможно лишь при условии длительного и упорного повторения занятий.
  4. Постепенное нарастание нагрузки в процессе курса.
  5. Разнообразие и новизна в проведении занятий (10 – 15% упражнений обновляются, а 85 – 90% повторяются для закрепления достигнутых успехов).
  6. Умеренность воздействия, т. е. умеренная, но более продолжительная или дробная нагрузка более оправдана, чем усиленная и концентрированная.
  7. Соблюдение цикличности — чередование более интенсивных нагрузок с относительным отдыхом.
  8. Учет возрастных особенностей.

Арт-терапия – это лечение с помощью привлечения ребенка к искусствам. При этом ребенок учится общаться с окружающим миром на уровне экосистемы, используя изобразительные, двигательные и звуковые средства. Он имеет возможность самостоятельно выказывать свои чувства, потребности и мотивацию своего поведения, деятельности и общения, необходимые для полноценного развития и приспособления к окружающей среде.Арт-терапию, как методику коррекции, целесообразно использовать в комплексе функционально-системной медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение арт-терапии повышает познавательную активность детей, содействует сенсорному и двигательному развитию, концентрирует внимание. Кроме того, арт-терапия позволяет осуществлять более эффективное влияние на формирование эмоциональной сферы, побуждает к дальнейшему развитию компенсаторных свойств сохраненных функциональных систем.

Дыхательная терапия при ДЦП

При ДЦП на фоне нарушения двигательной функции происходит и нарушение дыхательной функции, что приводит к снижению снабжения кислородом тканей, особенно нервных и мышечных волокон. Практика показывает, что использование дыхательных упражнений способствует не только лечению основного заболевания, но и сопутствующих (ОРЗ, астма, аллергия, хронический бронхит и т.п.). Можно использовать дыхательные упражнения Стрельниковой, метод волевого регулирования глубины дыхания по Бутейко, дыхательная гимнастика Цигун и йогов.

Заниматься дыхательной гимнастикой с ребенком можно, начиная с 2-х лет, меняя с возрастом различные комплексы упражнений. Важно помнить о главной их особенности: терапевтический эффект возможен только через несколько месяцев каждодневных занятий.

А. Без движения конечностей туловища (статические)

  1. Лежа на спине с выпрямленными или несколько согнутыми (для расслабления мышц живота) ногами, руки вдоль туловища. Глубокий вдох с выпячиванием живота и глубокий выдох с втягиванием живота.
  2. То же, сидя на стуле, расслабив по возможности мышцы рук и ног. Если ребенку трудно самому в позе сидя расслабить мышцы конечностей, методисту следует применить потряхивание последних с помощью приема Фелпса (рука методиста захватыет проксимальный отдел предплечья или голени и медленно, ритмично потряхивает их).
  3. То же, из и. п. стоя. В ряде случаев методист должен помочь ребенку с помощью приемов Фелпса, точечного массажа, способствующего, например, снижению тонуса приводящих мышц бедер или приведению плеча и т. д. Наконец, в некоторых случаях следует медленно покачивать все тело ребенка, обхватив его плечи и отводя надплечья назад.
  4. Стоя, сидя или лежа выполнять ритмичное носовое дыхание с закрытым ртом в привычном для больного темпе, 30—60 с.
  5. При зажатой одной ноздре — ритмичное дыхание через другую ноздрю.
  6. Выдох через резиновую трубку, второй конец которой опущен в сосуд с водой.
  7. Равномерное дыхание с вдохом через нос и удлиненным выдохом через рот, имитирующим задувание свечи.
  8. Медленный вдох через нос, выдох одним быстрым движением через рот, затем задержка дыхания.

Б. В сопровождении движений конечностей, туловища (динамические)

  1. Лежа на спине, сидя или стоя. Руки опущены, ноги вместе. Поднимание рук через стороны вверх — вдох, возвращение в и. п.
  2. Лежа на спине. Поднимание рук вверх и опускание их вдоль головы — вдох. При возвращении в и. п. — выдох.
  3. То же. Поочередное поднимание ноги или ног — выдох, при опускании ноги — вдох.
  4. То же. Переход в положение сидя — выдох. Возвратиться в и. п. 6—8 раз. Сначала выполняется с помощью опоры на руки — вдох.
  5. Сидя или стоя. Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклон туловища вперед или в стороны — выдох, возвращение в и. п. — вдох.
  6. Сидя или стоя. Ноги вместе, руки на поясе. Повороты туловища в стороны. При выполнении упражнения — выдох, при возвращении в и. п. — вдох.
  7. Стоя. Ноги вместе, руки на поясе. Приседание — выдох, возвращение в и. п. — вдох.

Наш опыт работы (А. Е. Штеренгерц) показал высокую эффективность логопедической ритмики по методике Анашкина (1980) для улучшения функции дыхания.

С. А. Бортфельд (1971) подчеркивает необходимость подбора правильного и. п., так как от этого изменяются условия для дыхания.

М. Мачек с соавторами (1964) наблюдали положительный лечебный эффект при обучении больного правильному дыханию под счет, выполняя вдох и выдох с различной длительностью и скоростью. Быстрый вдох на 1—2 счета с медленным выдохом 3—4 счета или медленный вдох (на 4 счета) и быстрый выдох (на 1—2 счета), спокойный вдох и выдох (на 2—4 счета каждый) либо вдох с остановками, а выдох спокойный или вдох спокойный, выдох с остановками и т. д.

Все эти упражнения нужно выполнять из разных и. п., так как при этом изменяются условия для дыхания. Так, например, в положении лежа на спине затруднен выдох, так как требуется дополнительное усилие для сокращения мышц живота. Брюшное дыхание затруднено и при сидении. При выпрямлении туловища преобладает верхнее грудное дыхание, а нижнее грудное — при расслаблении мышц живота. В положении лежа на боку выдох производится свободнее, чем вдох. Максимальные величины жизненной емкости легких (ЖЕЛ) наблюдаются в положении стоя. Таким образом, способ дыхания влияет на осанку, а осанка — на способ дыхания.

Серию упражнений, направленных на нормализацию дыхания, можно проводить и изолированно, без последующих упражнений на развитие движений. Выполнять дыхательные упражнения особенно важно во время пребывания на курорте, расположенном на берегу моря. Морской воздух оказывает благотворное влияние на дыхательные пути, резко улучшает возможности вентиляции легких.

Упражнения по 5—10 мин следует выполнять утром и вечером. Родители ребенка могут сами на берегу моря или озера проводить необходимые дыхательные упражнения утром, днем и вечером. Нельзя, однако, делать их на солнце три высокой температуре воздуха, когда возможен перегрев тела, а дыхательные упражнения могут вызвать гипервентиляцию.

Если ребенку назначают грязелечение, то интенсивность дыхательной гимнастики следует несколько снизить с тем, чтобы не возникло состояния гипервентиляции, во время которого применение грязей — очень сильного раздражителя может вызвать судорожный припадок или повышение внутричерепного давления. Поэтому из предложенных выше упражнений, выбирают такие, которые в наименьшей степени могут способствовать гипервентиляции.

Особое внимание должно быть уделено обучению ребенка расслаблению мышц.

Ирина Котлярова
Дыхательные и расслабляющие упражнения для детей с лёгкой и средней степенью ДЦП

Одними из основных задач в развитии детей с легкой и средней степенью ДЦП являются:

• снижение мышечного напряжения и эмоциональной зажатости у них;

• увеличение объема активных движений у данных детей;

• развитие и укрепление голоса;

• повышение у них самоконтроля и уровня произвольности.

Для этого с детьми данной категории проводятся дыхательные и расслабляющие упражнения.

Продолжительность дыхательных упражнений не должна превышать 3-5 минут. При повышенном тонусе работу с детьми следует начинать с расслабляющих дыхательных, физических упражнений и расслабляющего массажа, при пониженном следует активизировать мышечный тонус.

С помощью одноразовых трубочек ребенку предлагается выдувать мыльные пузыри в течение 1-2 минут. При совместном выполнении данного упражнениявозможно введение соревновательного элемента: выигрывает тот, чей пузырь окажется большего размера, дольше других не лопается и т. д.

Упражнения для расслабления кистей рук

1. Плавные потряхивания рук ребенка (взрослый поочередно потряхивает правую и левую руки ребенка от плеча).

2.Имитационные движения для кистей рук:

3. Массаж и пассивные упражнениядля кистей и пальцев рук:

o поглаживающие движения каждого пальца от кончика к основанию;

o разминающие движения каждого пальца от кончика к основанию;

o поглаживание и похлопывание предплечья тыльной стороной кисти;

o поочередное вращение пальцев руки и круговые движения кистей;

o движения супинации (подъем рук раскрытой ладонью вверх) — пронации (опускание рук раскрытой ладонью вниз);

o поочередное сгибание пальцев рук;

o щеточный массаж кистей и пальцев рук (используются щетки разной степени жесткости) и т. д.

Активизирующие пассивноактивные и активные упражнения при сниженном мышечном тонусе.

Рекомендуется использовать следующие упражнения:

• массаж кистей и пальцев рук жесткой щеткой;

• сжимание резиновых и пластиковых мячиков с шипами;

• катание ладонями рук по поверхности стола мячиков с шипами;

• поочередное сжимание мягкого поролонового мячика большими и указательными пальцами рук (большими и средними, большими и безымянными, большими и мизинцами);

• прокатывание пружинного металлического колечка для Су-Джока поочередно по каждому пальцу от кончика к основанию и обратно;

• рисование геометрических фигур поочередно каждым пальцем по листу наждачной бумаги различной толщины;

• замешивание крутого соленого теста, разминание его ладонями и поочередно каждым пальцем, лепка объемных геометрических фигур по образцу и словесной инструкции.

Все описанные упражнения могут быть использованы родителями, а также включены в работу учителя-логопеда, учителя-дефектолога учреждений, оказывающих помощь детям с ДЦП.

Дыхательные игры-упражнения Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательный тракт, улучшает кровообращение и деятельность сердечно - сосудистой системы; закаляет детский.

Дыхательные упражнения Дыхательные упражнения в парах 1. Взяться за руки и, глядя в глаза, улыбнуться друг другу. 2. Закрыть правую ноздрю большим пальцем и.

Конспект НОД по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста. Общеразвивающие и дыхательные упражнения Конспект НОД по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста. Цель: создание условий для сохранения и укрепления физического.

Профилактика нарушений письма и чтения на логопедических занятиях в первом классе с лёгкой степенью умственной отсталости 1 класс 2 часа в неделю – профилактика нарушений письма и чтения на логопедических занятиях. №/№ Тема. Цели. Коррекционная работа.

Логопед-дефектолог Стаценко Лариса Викторовна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ДЫХАНИЯ

У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Важным разделом логопедической работы при ДЦП является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Эту работу начинают с первых месяцев жизни больного ребенка, что имеет большое значение для его общего соматического состояния, а также для стимуляции голосовых реакций.

Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы, и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания.

Логопед сначала проводит с ребенком пассивные дыхательные упражнения. Во время проведения дыхательной гимнастики можно напевать тихую плавную мелодию или спокойно, ласково рассказывать что-либо ребенку.

Ребенок лежит на спине. Путем легкого поглаживания тела и верхнего плечевого пояса, потряхивания конечностей ребенка, достигают некоторого расслабления его скелетной мускулатуры. Захватив кисти ребенка и слегка потряхивая ими, логопед разводит руки в стороны, поднимает их вверх (вдох), затем опускает вперед, прижимая руки к туловищу и легко надавливая на грудную клетку (выдох).

Ребенок лежит на спине. В ритме дыхания, осторожно потряхивая ноги ребенка, их вытягивают, разгибают (при этом происходит вдох), а сгибание их в коленях и приведение к животу усиливает и удлиняет выдох. Для активизации работы диафрагмы это упражнение можно проводить, заведя руки ребенка под голову.

Одновременно с поворотом головы ребенка в сторону логопед отводит в соответствующую сторону и его руку (вдох). Слегка потряхивая руку, возвращает руку и голову в исходное положение (выдох). Это упражнение способствует выработке ритмичности движения и дыхания.

В положении ребенка лежа или сидя логопед кладет свои руки на грудные мышцы ребенка, прислушивается к ритму дыхания. В момент выдоха нажимает на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху (в течение нескольких секунд). Это упражнение способствует более удлиненному выдоху и глубокому и быстрому вдоху.

Ребенок лежит или сидит. Перед его лицом создают движение воздуха, ветерок, что усиливает глубину вдоха.

Ребенка просят как можно дольше задержать вдох, добиваясь таким образом более быстрого и глубокого вдоха и медленного выдоха.

В зависимости от возраста и функциональных возможностей длина вдоха и выдоха устанавливается индивидуально. При выполнении любого пассивного движения желательно проводить афферентную стимуляцию различных анализаторов (слухового, зрительного, кинестетического). Активизируя деятельность ребенка, необходимо сосредоточить его внимание на выполнении упражнения. Ребенок должен не только ощутить движение, но и услышать речевую инструкцию к нему и, по возможности, увидеть его выполнение (в зеркале).

Логопед надавливает на плечи сидящему ребенку и предлагает ему подняться. Ребенок, пытаясь сделать это, сильно упирается ногами в пол, выпрямляет спину, останавливает дыхание. Логопед, ослабив давление, дает ему подняться. В это время ребенок непроизвольно делает глубокий выдох. Такое упражнение повторяют не менее пяти раз, до получения контролируемого выдоха. Незаметно для себя ребенок уже и вдох делает глубже, чем вначале.

Логопед легко надавливает сидящему ребенку на спину и предлагает ему опрокинуться назад на руки. Ребенок вынужден сильно напрячь мышцы живота, конечностей, межреберные мышцы и задержать вдох. Позволив ребенку откинуться назад, логопед добивается непроизвольного глубокого выдоха. После ряда попыток ребенок повторяет глубокий выдох уже сознательно. В определенный момент ребенку предлагают повторить вслед за логопедом озвученный выдох, напоминающий стон (слышимое фонаторное усилие).

Перечисленные и другие упражнения углубляют дыхание, делают его более ритмичным усиливают вентиляцию легких, способствуют функционированию дыхательного центра. Но все они являются только необходимой подготовкой для дальнейшей работы над постановкой и развитием речевого дыхания.

При развитии речевого дыхания логопед проводит работу , направленную на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Необходимо сделать ротовой выдох по возможности более произвольным, длительным, ритмичным. Все упражнения ребенок выполняет с помощью логопеда.

Для формирования удлиненного произвольного выдоха через нос логопед учит правильно сморкаться.

Наконец, очень важно научить ребенка произвольно вдыхать через нос и выдыхать через рот.

Позже, в момент ротового выдоха, логопед произносит различные голосовые звуки (сначала шепотом, потом громко), стимулируя ребенка подражать ему. С целью увеличения длины ротового выдоха ребенок произносит постепенно удлиняющиеся цепочки гласных на одном выдохе.

При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях движений диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводится до еды, в хорошо проветренном помещении.



Следующий комплекс - специально для тех, кто не занимался регулярно, для тех, кто страдает хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также для тех, кто недавно перенес ОРВИ или пневмонию. Он послужит и профилактикой воспалительных заболеваний органов дыхания.

Дышим правильно

- Задача этого комплекса - овладеть правильным полноценным дыханием, без которого невозможна эффективная работа всех органов и систем, - говорит Наталья Константиновна Новикова. - Для нормального протекания в нашем организме окислительно-восстановительных процессов необходим постоянный приток кислорода и удаление углекислого газа.



Регуляторные системы поддерживают постоянное парциальное давление газов в крови, постоянное их содержание. В ряде научных исследований показано важное значение углекислого газа, который влияет на функциональное состояние нервной и сердечно-сосудистой систем, на местное кровообращение и внутриклеточные процессы. Он принимает активное участие и в регуляции деятельности дыхательного центра в головном мозге. Как только в крови его становится больше нормы, дыхание непроизвольно учащается, за счет чего излишки углекислоты удаляются.

В покое мы непроизвольно дышим носом. Во время выполнения физических упражнений также следует стараться дышать носом. (За исключением упражнением высокой интенсивности, когда организму нужно больше кислорода, поэтому приходится дышать и ртом). Почему это важно?

При вдохе носом в нем задерживается до 40-60 процентов вдыхаемой пыли и бактерий. Соприкасаясь со слизистой оболочкой носовых ходов,микробы погибают от действия ферментов, содержащихся в ней. Проходя по полости носа, из-за выступов его раковин струя воздуха образует завихрения и раздражает нервные окончания рецепторов внутри носа. Это рефлекторно помогает полноценной работе дыхательных мышц. Кроме того, воздух в полости носа увлажняется и согревается, а также раздражает окончания лицевого тройничного нерва, тем самым положительно воздействуя на ряд функций организма.

При носовом дыхании в покое в организм поступает на 25процентов воздуха больше, чем при дыхании ртом. Малая двигательная активность, если она становится стабильной, значительно снижает дыхательную функцию. А в случае самоизоляции это практически неизбежно: дыхание постепенно становится поверхностным, газообмен снижается. Это резко сокращает время контакта эритроцитов (клеток крови) с молекулами кислорода, что в целом ухудшает обменные процессы в организме. Вот почему в этих условиях необходима дыхательная гимнастика.



Как средство укрепления здоровья, дыхательная гимнастика использовалась человеком очень давно. Например, освоение правильного дыхания является важнейшим предварительным элементом овладения гимнастикой йогов, как и последующее регулярное выполнение различных дыхательных упражнений.

В дыхательной гимнастике, популяризируемой в нашей стране, различают три основные вида дыхания: верхнее - ключичное, среднее - внутреннее грудное и нижнее - диафрагмальное брюшное. В верхнем дыхании участвуют только верхние отделы легких, приток воздуха слабый, а энергии тратится много, ввиду чего она считается неэффективной. Среднее дыхание эффективнее, т.к. в процессе участвует брюшной отдел и воздух проникает в середину легких. Но по сравнению с нижними оно менее эффективно. Брюшное дыхание более глубокое, участие в нем диафрагмы позволяет задействовать нижние доли легких, происходит равномерное расширение альвеол, улучшается лимфатический дренаж из базальных отделов легких, массируются органы брюшной полости, улучшая функции пищеварения, обмена веществ. Оно также тонизирует мышцы брюшной стенки, при этом меньшая нагрузка приходится на сердце.

Но преимущество имеет полное дыхание, поскольку оно включает все три его вида. Предлагаю авторский комплекс, одобренный специалистами института йоги (Индия), проводившими мастер-класс в нашем центре. Упражнения комплекса выполняются в строгой последовательности, где полное дыхание рассматривается, не как единое упражнение, а как их последовательность с одним из видов дыхания - верхнее, среднее, нижнее - с повторением этих последовательности. Он успешно используется в лечении стационарных больных с патологиейсердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Упражнения для пациентов с сердечно-сосудистыми и легочными заболеваниями, а также для тех, кто перенес ОРВИ и пневмонию

Комплекс выполняется в положении сидя, спина прямая, прижата к спинке стула.

1. Руки на коленях.Запрокинуть голову назад, взгляд вверх - медленный вдох ртом. Наклонить голову вперед, касаясь подбородком шейной ямки, взгляд вниз - медленный выдох носом.



2. Руки свободно висят, поднять плечи вверх, максимально растянуть диафрагму - медленный вдох носом. Резко расслабить плечи, опустив их - быстрый выдох ртом.

3. Пальцы рук сцеплены на животе в замок. Втянуть живот, давя на него руками - медленный вдох носом. Резко вытолкнуть животом руки - быстрый выдох ртом.

4. Пальцы рук сцеплены на животе в замок. Надуть живот, прогибаясь в пояснице - медленный вдох носом. С помощью рук медленное сдуть живот, вернуть поясницу к спинке стула - медленный выдох ртом.

5. Пальцы в замке на животе. Вывернуть ладони наружу и потянуться вперед, пальцы рук остаются в замке, локти выпрямлены, голова в наклоне вперед, руки на уровне плеч - медленный вдох носом. Быстро опустить руки - быстрый выдох ртом.

6. Кисти рук у плеч, локти на уровне плеч. Свести локти вперед - медленный вдох носом. Максимально отвести локти назад, сводя лопатки - медленный выдох ртом.

7. Кисти рук у плеч, локти прижаты к ребрам. Резко опустить руки вниз, пальцы максимально напряжены и растопырены, плечи подняты, живот подтянут - быстрый вдох носом. Руки расслабить, кисти вернуть к плечам -медленный выдох ртом, губы трубочкой.

8. Кисти у плеч. Завести правый локоть вверх за голову - медленный вдох носом. Резко опустить локоть - быстрый выдох ртом. Повторить левой рукой.

9. Кисти у плеч. Круговые движения в плечевых суставах согнутыми в локтях руками вперед и назад.4 круга вперед, 4 - назад, повторить 2 раза. Дыхание - произвольное.

10. Руки на коленях ладонями вверх. Сжать кулаки с максимальной силой - медленный вдох носом. Разжать кулаки - медленный выдох ртом.



11. Руки свободно висят. Развести прямые руки в стороны на уровне плеч, ладонями вперед -медленный вдох носом. Обнять себя за плечи с максимальной силой - медленный выдох ртом.

12. Руки на бедрах, ближе к паху. Распрямить локти, растянув спину вверх- медленный вдох носом. Резко согнуть локти, расслабить спину - быстрый выдох ртом.

13. Руки на поясе, большие пальцы - в сторону поясницы. Свести локти вперед, не наклоняя туловище, кисти скользят по поясу - медленный вдох носом. Отвести локти назад, соединив большие пальцы на пояснице, максимально свести локти - медленный выдох ртом.

14. Руки свободно висят, поднять прямые руки вперед-вверх - медленный вдох носом. Опустить руки вниз, обхватывая колено поднятой и согнутой ноги (спина прижата к спинке стула) - медленный выдох ртом. То же другой ногой, повторить 3-4 раза.

15. Руки свободно висят. Выпрямляем одну ногу вперед и держим ее на весу, натягивая носок, вторая нога идет под стул. Затем меняем ноги на счет раз два три четыре. Дыхание произвольное.

16. Руки свободно висят. Поднять ногу, согнутую в колене, - медленный вдох носом. Резко опустить ногу вниз - быстрый выдох ртом. Повторить другой ногой.

17. Кисти рук у плеч. Наклонить локти к коленям, мышцы шеи расслаблены, подбородок у шейной ямки - медленный вдох носом. Выпрямляясь, отвести локти назад, запрокинуть голову назад -медленный выдох ртом.

18. Руки согнуты в локтях, локти прижаты к ребрам. Напрягаясь, поднять плечи вверх - медленный вдох носом. Наклоняясь вперед, опереться предплечьями на колени, наклонить голову - медленный выдох ртом.

19. Руки свободно висят, голова повернута к плечу. Поворачивая голову к другому плечу, сделать медленный вдох носом. Достигнув плеча, быстро выдохнуть ртом. То же в другую сторону.

20. Руки свободно висят. Расслабленные руки поднять вверх - медленный вдох носом. Свободно опустить руки вниз -быстрый выдох ртом.



Этот комплекс выполняется 1-2 раза в день не менее, чем через час после еды. Количество повторов колеблется от 4 до 6 - в зависимости от самочувствия. Начинающие заниматься впервые, а также страдающие хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательнойсистем, перенесшие ОРВИ и пневмонию (при отсутствии повышенной температуры) могут выполнять его 3-4 раза в день. Для лучшего отхождения мокроты из бронхов на выдохе рекомендуется широко раскрывать рот и делать выдох как бы из глубины глотки.

В начале выполнения первых 3-4 упражнений может возникать легкое головокружение- это показатель правильности их выполнения. К концу комплекса оно сходит на нет. За счет рационального использования легких частота сердечных сокращений в конце занятия должны быть равна или меньше, чем была до занятия. Увеличение их частоты свидетельствует о неправильном выполнении комплекса.

17 апреля Наталья Новикова в рамках проекта "Вызов года" предложит комплекс упражнений, который можно выполнять даже на самой маленькой площади.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.