Эстетическое воспитание детей с дцп

НАТАЛЬЯ КОНДРАТЬЕВА
Музыкально-эстетическое воспитание для детей с ДЦП

Музыкально-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса нашего центра и является одним из приоритетным направлением.

Основной целью служит благоприятная психологическая атмосфера, достижения успеха ребенка, повышения самооценки.

Важной задачей музыкально-эстетического воспитания является формирование у детей музыкально-эстетических интересов, потребностей, музыкально-эстетического вкуса, творческих способностей, пополнение общего запаса знаний, расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательной деятельности, мышления, речи и повышения уровня языковых знаний.

Богатейшее поле для развития детей, а также развития их творческих способностей представляет музыкально- танцевальная деятельность, коррекционно-игровые занятия, музыкально-ритмические игры, инсценировки, музыцирование на шумовых инструментах, досуговые и праздничные мероприятия в отделении. Показательным итогом всей этой деятельности являются разнообразные и красочные выступления наших детей на сцене Научно-практического центра детской психоневрологии.

В течение не одного десятка лет мы используем :

-Слушание музыки. Для развития эмоционального и слухового восприятия. (Формирование реакций на звуки всех оттенков; различие темпов и регистров используя характерные образы животных, различать громкое и тихое звучание музыкальных отрывков; соотнесение звучаний музыкальных и шумовых инструментов ; различать музыкальные жанры).

- Пение. Для развития голоса. (Учить воспроизводить долгие и короткие по длительности звуки и ритмы; учить изменять силу голоса в звукоподражательных упражнениях; привлекать детей к ритмичности музыки).

-Музыцирование на шумовых инструментах. Детский шумовой оркестр. (Для развития чувства ритма, такта, знакомства с тембрами различных инструментов, чувства товарищества и коллективизма).

-Музыкально-ритмические движения. Для развития двигательных навыков, чувство ритма, фантазии, воображения,выразительности движения, увеличение амплитуды движений посредством создания образа животных, птиц, клоунов.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов обучения Презентация на тему: "Повышение качества художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Далеко не всегда поступки ребенка, внешне соответствующие моральным нормам, являются таковыми, поскольку основываются не на осознании этих.

Эссе. Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью рисования Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью рисования. Художественно-эстетическое воспитание – это.

Эстетическое воспитание детей с ОВЗ Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности.

Основные направления коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений при ДЦП.

Система помощи предусматривает раннюю диагностику и раннее начало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом. В основе такой системы лежат раннее выявление, еще в родильном доме или детской поликлинике, среди новорожденных всех детей с церебральной патологией и оказание им специальной помощи. В нашей стране создана сеть специализированных учреждений Министерств Здравоохранения, образования и социальной защиты: поликлиники, неврологические отделения, и психоневрологические больницы, специализированные санатории, ясли-сады, школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дома ребенка, интернаты (Министерства социальной защиты) и различные реабилитационные центры. В этих учреждениях в течение длительного времени осуществляется не только восстановительное лечение, но и квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности и речи. К сожалению, в настоящее время такие учреждения имеются только в Москве, С.-Петербурге и других крупных городах.

За рубежом существуют различные модели организации лечебно-педагогической помощи детям с ДЦП. Следует отметить, что во многих странах нет специальных лечебных и учебных заведений для таких детей (например, в Болгарии, Чехии, Греции). В этом случае дети получают лечение у невропатолога и физиотерапевта, а обучаются в зависимости от уровня интеллектуального развития в общеобразовательных школах или школах для умственно отсталых.

Во многих странах широкое распространение получила сеть реабилитационных центров для детей-инвалидов. В таких центрах обычно используется так называемый бригадный метод: с ребенком работает группа специалистов разного профиля (методист ЛФК, физиотерапевт, психолог, педагог и др.), которые реализуют индивидуальную комплексную реабилитационную программу, разработанную в соответствии с возможностями и психофизическими особенностями данного ребенка,

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем и дошкольном возрасте являются:

-развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;
-стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия и стереогноза). Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;

-развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);
-формирование математических представлений;

-развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев;

-подготовка к овладению письмом;

-воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Средства социального развития детей с ДЦП.

Деятельность как основное условие социального развития дошкольников.

Содержание работы по формированию представлений об окружающей действительности.

· развитие у детей устойчивого интереса к природе, ее живым и неживым объектам, явлениям;

· воспитание желания наблюдать за сезонными изменениями в природе;

· развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), развитие любознательности и творческих способностей, расширение кругозора ребенка;

· обогащение чувственного опыта детей, посредством активного взаимодействия с предметами и объектами окружающей природы,

· формирование полноценных представлений ребенка о явлениях, объектах живой и неживой природы;

· расширение природоведческого словаря детей с ДЦП;

· развитие моторной сферы, обогащение двигательного опыта детей;

· формирование практических навыков по уходу за растениями и животными;

· воспитание нравственно-этических чувств (доброты, чуткости, сострадания, сопереживания, восприятие красоты окружающего мира и желания преумножить ее; индивидуального отношения к окружающему миру в эмоциях, чувствах, переживаниях и практической деятельности);

· формирование экологической культуры детей с ДЦП.

Содержание работы по эстетическому воспитанию детей с церебральным параличом.

Эстетическое воспитание — это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности человека, проявляющаяся в способности воспринимать, любить, чувствовать.

Эстетическое воспитание проходит в двух направлениях: –системный подход (анализ эстетических понятий); –частный подход (решение конкретных проблем).

Задачи эстетического воспитания: – развитие способности к восприятию эмоциональных состояний;

–овладение продуктивными видами деятельности; –формирование основ эстетического вкуса; – развитие творческих способностей.

Методы эстетического воспитания: –убеждение; – упражнение; – решение проблемных ситуаций.

В дошкольных учреждениях эстетическое воспитание реализуется в процессе изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности.

Содержание коррекционной работы по развитию изобразительной деятельности у детей с церебральным параличом.

Подавляющее большинство детей с церебральным параличом в возрасте 4 – 5 лет не могут выполнить даже самых примитивных рисунков. Их графическая деятельность носит характер доизобразительного черкания. Дети с непроизвольными навязчивыми движениями, даже стараясь воспроизвести форму, хаотически чертят, выходят за пределы листа бумаги. Большие трудности испытывают дети при проведении прямых, горизонтальных и вертикальных линий, особенно те из них, которые вследствие поражения правой руки начинают рисовать левой. Они часто игнорируют левую сторону листа, размещают свой рисунок справа, прямую линию проводят справа налево, а асимметричные фигуры изображают повернутыми и противоположную сторону. В дальнейшем эти дети могут испытывать трудности при овладении письмом и чтением. Еще одна особенность изобразительной деятельности детей с церебральным параличом: изображая предмет на пространстве листа, ребенок не соединяет его части между собой. Особенно ярко это проявляется при рисовании человека (например, руки и ноги нарисованы отдельно от туловища, глаза и рот — вне овала, изображающего лицо) . В связи с имеющимися у детей нарушениями схемы тела изображение человека у них всегда вызывает большие трудности: иногда выпадают некоторые части тела (туловище, шея и т. П. ) , в других случаях ребенок не изображает руки или ноги — конечности, наиболее пораженные у него самого; лицо может быть изображено безо рта или носа; части тела иногда неправильно соотнесены между собой.

Недостаточно дифференцированное зрительное восприятие при ДЦП является причиной того, что дети не очень четко воспринимают форму предметов и недостаточно различают близкие формы — круг и овал, ромб и квадрат и т. Д. Поэтому в их рисунках часто имеет место упрощение и искажение формы предметов; изображение одной формы вместо другой — рисуют квадрат вместо круга, круг вместо треугольника и т. П.

Нарушения оптико-пространственного восприятия в рисунках выражаются неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа. При выполнении заданий по словесной инструкции дети обычно не могут разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией, а при срисовывании часто выполняют рисунок в зеркальном изображении.

Дети испытывают трудности при передаче величины предметов: рисуют их сильно уменьшенными. Больные с гиперкинезами сильно увеличивают изображение, так как им легче рисовать большие формы.

Недостаточно дифференцированное цветовое восприятие ведет к тому, что дети с трудом различают и называют оттеночные цвета. В своих рисунках они обычно используют только четыре насыщенных цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Именно в эти цвета окрашивают они изображения предметов соответственно их действительному цвету, но без характерных оттенков.

Содержание коррекционной работы по развитию трудовой деятельности у детей с церебральным параличом.

Основная задача этого важного раздела работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата - выработка и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств.Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для глубоко физически и умственно отсталых детей. Здесь всё дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.Большое значение в определении трудовых возможностей умственно и физически отсталого ребенка и профиля доступного ему вида труда имеет его физическое развитие, развитие его общей и ручной моторики. Правильно организованное трудовое обучение благоприятно влияет на физическое развитие глубоко отсталых детей, содействуя коррекции их двигательных недостатков.Задачи трудового воспитания и обучения следующее:Обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в бытовом и санитарно - гигиеническом обслуживании себя;Выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно - бытовом труде в семье или специальном учреждении умение выполнять несложные виды этого труда;Сформировать привычку и положительную установку к определенному виду труда в течение установленного времени (5-6 часов в день) в специальном цехе или мастерской. В сельском хозяйстве под руководством инструктора;Выработать твердые навыки выполнения ряда операций в том виде труда, которому ребенок обучался в школе;По индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно, осуществлять подсчет (до десяти и десятками) и складывание готовой продукции в определенном порядке;Научить работать совместно с товарищами по поточно - бригадной системе, соблюдая принятые нормы и правила поведения.Соответствующая трудовая подготовка умственно и физически отсталых детей должна дать возможность этим лицам после окончания обучения в некоторой степени материально обеспечивать себя, жить в коллективе, по возможности социально адаптироваться в обществе.

III. Социальное развитие.

Сенсорное воспитание.

1.1. Формировать ориентировку на величину.1.2. Формировать, ориентировку на форму.

1:3. Формировать ориентировку на цвет.1.4. Формировать ориентировку на целостное восприятие. 1.5. Формировать ориентировку на тактильно-двигательноё восприятие.1.6. формировать ориентировку на слуховое восприятие.

2. формирование наглядно-действенного мышления: знакомить ребенка с проблемными ситуациями, когда для решения задачи необходимо использовать вспомогательные средства (палочка, лопатка, сачок т.д.); учить решать простейшие проблемно-практические задачи методом проб, пользоваться предметами-орудиями при выполнении определенных действий; учить выбирать орудие (из 2-3) для достижения цели.

3. Ознакомление с окружающим: знакомить ребёнка с явлениями природы .Формировать представления о домашних животных, их частях тела с названиями детенышей животных формировать представления о диких животных и их детёнышах, знакомить с названиями некоторых птиц; обращать внимание ребенка на предметы и явления окружающей действительности итд.

VI. Развитие речи

2. Формирование фонетико-фонематического слуха. Рекомендуем начать с повторения за педагогом звуков, слогов и простых слов. Далее проводится работа по уточнению слогового состава разных слов (от простых к сложным). При необходимости упражнения сопровождаются игровыми действиями (отхлопывание, отстукивание молоточком и т.д.) прослушивать звуки живой и неживой природы, звуки речи. Петь песенки со звукоподражанием, читать стихи, глядя на ребенка и на игрушку, побуждать его к воспроизведению недостающих слогов и слов в потешках и стихотворениях.

3. Формирование активной речи: делать артикуляционный массаж лица (пальцами, щетками), учить подражать действиям губ (по -- пу - пы - то - ту), делать улыбку и трубочку из губ и просить повторять по подражанию, спрятать и показать язычок, щелкать язычком, учить произносить звукоподражания и слова, уточнить или закрепить произнесение одинаковы слогов (да-да-да, ба-ба-ба, ма-ма-ма), закрепить произношение звукоподражаний (гав-гав, мяу-мяу, му-му), уточнять предметный словарь (мяч, кукла, кубик и т.д.)

Основные направления коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений при ДЦП.

Система помощи предусматривает раннюю диагностику и раннее начало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом. В основе такой системы лежат раннее выявление, еще в родильном доме или детской поликлинике, среди новорожденных всех детей с церебральной патологией и оказание им специальной помощи. В нашей стране создана сеть специализированных учреждений Министерств Здравоохранения, образования и социальной защиты: поликлиники, неврологические отделения, и психоневрологические больницы, специализированные санатории, ясли-сады, школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дома ребенка, интернаты (Министерства социальной защиты) и различные реабилитационные центры. В этих учреждениях в течение длительного времени осуществляется не только восстановительное лечение, но и квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности и речи. К сожалению, в настоящее время такие учреждения имеются только в Москве, С.-Петербурге и других крупных городах.

За рубежом существуют различные модели организации лечебно-педагогической помощи детям с ДЦП. Следует отметить, что во многих странах нет специальных лечебных и учебных заведений для таких детей (например, в Болгарии, Чехии, Греции). В этом случае дети получают лечение у невропатолога и физиотерапевта, а обучаются в зависимости от уровня интеллектуального развития в общеобразовательных школах или школах для умственно отсталых.

Во многих странах широкое распространение получила сеть реабилитационных центров для детей-инвалидов. В таких центрах обычно используется так называемый бригадный метод: с ребенком работает группа специалистов разного профиля (методист ЛФК, физиотерапевт, психолог, педагог и др.), которые реализуют индивидуальную комплексную реабилитационную программу, разработанную в соответствии с возможностями и психофизическими особенностями данного ребенка,

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем и дошкольном возрасте являются:

-развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;
-стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия и стереогноза). Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;

-развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);
-формирование математических представлений;

-развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев;

-подготовка к овладению письмом;

-воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Формирование эстетически грамотных людей, воспитание у юных граждан глубокого уважения к духовным ценностям, пробуждение творческого начала содействуют становлению цельной, гармонично развитой, социально активной личности. Эти слова в полной мере относятся и к детям, страдающим церебральным параличом (ДЦП). Работа с детьми - это работа на будущее, не только их, но и наше с вами.

Цель дополнительного образования в системе специнтернатов - не упустить выявить и развить способности всех детей, без исключения. Это может быть и музыкальный дар, и сценический, литературно-поэтический, художественный, декоративно-прикладной.

ДЦП - это судьба, но не приговор к серой, лишенной творчества, жизни. Проблемной стороной реабилитационного процесса в условиях дом-интернатов для детей с ограниченными возможностями является его определенная замкнутость. Здесь отсутствует возможность более широкого общения детей- инвалидов со здоровым окружением, что накладывает своеобразный оттенок на уровень специализации детей, затрудняет их адаптацию в обществе.

Приобщение с детских лет к миру прекрасного сделает их взрослую жизнь более полной и яркой, развивает их творческие способности и эстетический вкус, расширяет кругозор, воспитывает культуру художественного восприятия, позволяет выйти за рамки подчас узкого общения с такими же как они сами -больными детьми, помогает быстрее адаптироваться в обществе.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение, устремление вперед, к лучшему, к прекрасному, приносит огромную радость, что особенно необходимо детям с тяжелым заболеванием. В таких детях обязательно надо поддерживать любое их стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих

стремлений. Они хотят делать то же, что и здоровые дети, ни в чем им не уступая, а иногда и превосходя их во многом.

Почти все дети участвуют в концертной жизни интерната. Как правило, это музыкально-сценическое представление, где есть различные жанры. Дети поют соло, хором, разыгрывают сценки, ставят цирковые номера, читают стихи, танцуют, общаются с залом (т.н. интерактивное общение), проводя конкурсы и игры.

Что может дать сценическое искусство педагогике применительно к детям с ДЦП? Начнем с мышления и речи. Если ребенок усваивает сценический диалог еще в начальной школе и в дальнейшем, у него не только будет развиваться речь (что очень актуально для детей, страдающих дизартрией), но и художественное усвоение литературного материала будет проходить естественнее и легче. Разовьется умение свободно, непринужденно, не стесняясь общаться в среде здоровых людей.

Во время воплощения того или иного сценария (а это может быть и музыкальная сказка, скетч, цирковой номер, клоунада, танец) дети овладевают голосом, жестом, мимикой и что особенно ценно пластикой своего тела (даже при довольно тяжелой форме ДЦП), импровизируют, наконец, просто становятся творцами создаваемого образа. А это очень важно: воспитать в ученике творческое отношение к любой деятельности, развить все его природные данные и подвести его к осознанию своих способностей, несмотря на инвалидность. Необходимо отметить, что в театрализованных представлениях участвуют и педагоги интерната.

Особо хочется сказать о музыкальном воспитании детей с ДЦП. Музыкальным слухом и красивым голосом от природы наделены все хорошо слышащие люди. Только у одних эти способности развиты в результате тренировки (много слушали музыки, пели вместе с родителями, занимались в спецшколах и т.д), а у других они "дремлют". Выражение "медведь на ухо наступил" - к сожалению, бытует и не позволяет многим людям раскрыть свои музыкальные способности.

А между тем, это не очень сложно, если очень захотеть научиться петь. При помощи правильно подобранных упражнений и толковых объяснений, а

так же профессионального показа, дети начинают очень чисто и красиво петь. Само по себе правильное, свободное, эмоциональное пение обладает огромным терапевтическим эффектом, о чем знали еще древние ученые-медики разных стран.

В настоящее время получила распространение "вокалотерапия", которая с успехом применяется в работе с детьми, страдающими в разной степени дизартрией - нарушением речи в связи с ДЦП. Не менее важный момент - это привлечение студентов музыкального училища к работе с детьми интерната. Они искренне помогают им, искренне радуются успехам, а и порой восхищаются талантом того или иного исполнителя. Это, несомненно, повышает уровень самодостаточности ребенка-инвалида, вселяет в него уверенность в себе.

Совместные выступления в концертах, на сценических площадках, помимо привычной родной сцены еще больше помогают преодолеть социальную разобщенность 2 групп - инвалидов и здоровых людей. Выступить перед незнакомой аудиторией, опираясь на ходунки или палки - заслужить искренние аплодисменты и похвалу - это ли не преодоление недуга?

Медведева Е.В. Педагог-психолог Центра восстановительной медицины и реабилитации г. Краснодара


Нравственно-ценностное воспитание детей с ДЦП.

Одним из важнейших, аспектов нравственно-волевой деятельности является формирование личности. Дети с ДЦП, как многие другие дети с ограниченными возможностями не могут научиться без помощи педагогов, воспитателей, родителей адекватно себя воспринимать.



Нравственно-ценностное воспитание детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Дети-с нарушением опорно-двигательного аппарата —это полиморфная в клиническом и психолого-педагогическом отношении категория лиц.

Для детей с ДЦП нравственно ценностное воспитание- является одним из важных воспитательных процессов. Так как оно включает в себя эмоционально-ценностные отношения к людям, к себе, к деятельности, происходит возвышение и облагораживание интересов, мотивов, потребностей и чувств личности; развитие эмоционально-волевой сферы ребенка как основы его нравственных поступков; формирование нравственных представлений и нравственного сознания воспитанника; становление способности к рефлексии, обеспечивающей понимание себя в качестве носителя нравственности и дальнейшее нравственное самосовершенствование личности; накопление и обогащение опыта поведения как осуществления нравственного выбора, отвечающего нормам морали.

Одним из важнейших, аспектов нравственно-волевой деятельности является формирование личности. Дети с ДЦП, как многие другие дети с ограниченными возможностями не могут научиться без помощи педагогов, воспитателей, родителей адекватно себя воспринимать. Часто возникают проблемы с коммуникативными отношениями этих детей со сверстниками и взрослыми. Дети не могут и не хотят общаться, дружить, а это важнейшая сторона развития личности. Не стоит забывать, что такие дети тоже граждане нашей страны. Поэтому прививать любовь к своей родине, воспитывать гордость за нашу страну, формировать ответственность перед отчизной важнейшие задачи воспитания.

Самым общедоступным и лучшим метод является знакомство с литературным материалом. Сказка говорит с ребенком на доступном эмоциональном уровне. Именно поэтому сказочные персонажи могут служить для него отличным примером.

Для того что бы составить эффективную программу по формирования нравственных ценностей необходимо изучение психологической атмосферы в семьях учащихся. Изучить нравственные ценности родителей, младших школьников и изучить уровень развития данных качеств у воспитанников.

Мы можем полагать, что при целенаправленной, непрерывной работе с детьми по формированию нравственных ценностей через литературный материал, мы можем достичь более высокие результаты. Накопление нравственных знаний составляет основу для вы¬работки убеждений, формирования устойчивых мотивов нравственного поведения. Так как оно включает в себя эмоционально-ценностные отношения к людям, к себе, к деятельности, происходит возвышение и облагораживание интересов, мотивов, потребностей и чувств личности; развитие эмоционально-волевой сферы ребенка как основы его нравственных поступков; формирование нравственных представлений и нравственного сознания воспитанника; становление способности к рефлексии, обеспечивающей понимание себя в качестве носителя нравственности и дальнейшее нравственное самосовершенствование личности; накопление и обогащение опыта поведения как осуществления нравственного выбора, отвечающего нормам морали.

Сенсорное воспитание – это воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно эти знания он может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного и т.д.), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Сенсорное воспитание также предполагает развитие мышления ребенка, так как оперирование сенсорной информацией, поступающей через органы чувств, осуществляется в форме мыслительных процессов. И наконец, сенсорное воспитание предполагает развитие номинативной функции речи, способствует расширению и обогащению словаря ребенка.

У детей с церебральными параличами формирование процессов восприятия задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, двигательной депривацией, нарушением зрительного, слухового и, в первую очередь, двигательно-кинестетического анализаторов. У них патологически развивается схема положений и движений тела. Воспроизведение даже самого простого движения вызывает огромные трудности. В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена манипулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности. Чувственное познание, являющееся основой сенсорного развития ребенка, уже с первых месяцев его жизни развивается аномально и, в сочетании с ограниченностью практического опыта, становится одной из причин нарушения формирования высших психических функций.

Основными задачами сенсорного воспитания детей с ДЦП являются:

· Развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного и т.д.).

· Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов и мышечно-суставного чувства.

· Формирование полноценных представлений об окружающем мире.

· Развитие сенсорной культуры ребенка.

· Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти) и коррекция их нарушений.

· Развитие речи, перенос полученных знаний на словесный уровень, обогащение словаря ребенка, в том числе, расширение колоративной лексики.

В коррекционно-педагогической работе по сенсорному воспитанию детей с ДЦП выделяется несколько разделов.

1. Развитие зрительного восприятия и коррекция его нарушений.

- формирование представлений о цвете предметов;

- формирование представлений о форме предметов;

- формирование представлений о величине предметов;

- формирование и коррекция пространственных представлений;

- формирование временных представлений.

2. Развитие и коррекция тактильного восприятия.

3. Развитие и коррекция слухового восприятия.

При организации работы по совершенствованию зрительного восприятия необходимо учитывать, что двигательная недостаточность препятствует его развитию в связи с нарушением моторного аппарата глаз, недоразвитием статокинетических рефлексов, мешает формированию зрительно-моторной координации, задерживает и искажает развитие ряда высших корковых функций, особенно пространственного восприятия. В связи с этим в коррекционную работу необходимо включать задания и упражнения для тренировки функций мышц-глазодвигателей, плавного прослеживания, расширения поля зрения.

- Для улучшения функций мышц-глазодвигателей следует предлагать упражнения на развитие зрительно-моторной координации, на улучшение фиксации взора.

- Специальная тренировка полей зрения может включать упражнения в устойчивости фиксации взора при изменении положения головы и туловища, плавное прослеживание глазами при неизменном положении головы.

При развитии зрительного восприятия работа начинается с обучения выделять из окружающей обстановки идентичные предметы. Необходимо сформировать у ребенка способность фиксировать внимание первоначально на одинаковых предметах, а затем на одинаковых картинках. Далее можно переходить к обучению подбирать парные предметы, составлять картинки из трех-пяти частей.

Особую группу составляют упражнения, направленные на воспитание дифференцированного зрительного восприятия. Эти упражнения предполагают анализ контурных, перечеркнутых, перевернутых и недорисованных изображений. Большой успех у детей имеют дидактические игры, направленные на узнавание целостного образа по деталям, нахождение изображения предмета на зашумленном фоне. Эта работа очень важна в период подготовки к школе, так как в силу недифференцированности зрительного восприятия дети долго путают при чтении и письме буквы и цифры, сходные по начертанию. Развитие дифференцированного зрительного восприятия является профилактикой нарушений чтения и письма, которые выявляются у большинства детей с ДЦП при овладении школьными навыками.

В ходе занятий по формированию представлений о форме дети должны научиться: правильно выбирать подходящую геометрическую фигуру для определения формы реального предмета; группировать предметы по форме; определять сходство и различие между предметами на основе сравнения по признаку формы (яблоко – круглое, стол – квадратный); составлять геометрические формы из 2-х, 3-х, 4-х частей, а также из заданного количества палочек; знать названия геометрических фигур и употреблять их в собственной речи.

Формирование пространственных представлений является важнейшим разделом сенсорного воспитания детей с ДЦП, так как в силу двигательной депривации и корковых нарушений пространственные представления недостаточны у подавляющего большинства детей, особенно при тяжелой двигательной патологии при использовании в качестве ведущей левой руки. Формирование пространственных представлений следует начинать с развития представлений о схеме своего тела и расположении и перемещении тела в пространстве. Для формирования представлений о схеме тела необходимо использовать зеркало, в котором ребенок видит свое отражение. Ребенка подводят к зеркалу и говорят: "Посмотри, вот твой нос, рот и т.д.", "Потрогай свой нос, лоб, глаза и т.д.". Затем действия переносят на взрослого: "Посмотри, вот мои руки и т.д.". На следующем этапе эти упражнения выполняются на кукле, на картинке с изображением человека и т.д.

При изучении схемы лица и тела большое внимание уделяется закреплению представлений о правой и левой стороне тела и лица как самого ребенка, так и других людей. При формировании и закреплении этих понятий необходимо использовать метки, которые размещают обычно слева (на руке, на груди). Очень эффективным приемом является дорисовывание фигуры человека, аппликация лица и фигуры из готовых частей.

Ориентировка по основным пространственным направлениям формируется в упражнениях с мячом, флажком, перемещении в пространстве. В ходе таких упражнений усваиваются и закрепляются понятия "впереди", "позади", "справа", "слева", "далеко", "близко", "ближе", "дальше".

Важным разделом работы по развитию пространственного восприятия является обучение ребенка ориентировке на листе бумаги. Правилом для педагога должна стать маркировка верхнего левого угла листа. Очень важно сформировать и закрепить у ребенка понятия верхней и нижней, правой и левой стороны листа. Это достигается в ходе игр-упражнений по размещению на листе геометрических фигур или изображений предметов в соответствии с инструкцией ("Положи посередине", "Положи над, под и т.д.", "Скажи, где лежит квадрат", "Нарисуй солнышко в левом верхнем углу"). Важное место в работе по формированию пространственных представлений занимают игры на перемещение в пространстве ("Найди спрятанную в комнате игрушку") по речевой инструкции или по схеме.

Для развития оптико-пространственного восприятия необходимо учить ребенка составлению разрезных картинок, составлению сюжетных картинок из кубиков с частями изображения, построению геометрических форм и предметных изображений из палочек.

В ходе занятий по формированию пространственного восприятия дети должны научиться:

- различать правую и левую руку, правые и левые части тела и лица человека;

- определять середину, правую, левую, верхнюю и нижнюю стороны листа бумаги;

- воспроизводить наблюдаемые пространственные отношения на плоскости;

- объяснить соответствующей лексикой расположение одного предмета по отношению к другим;

- выполнять различные задания на пространственное перемещение объектов, пространственно ориентировать собственные действия;

- действовать в границах листа бумаги;

- размещать элементы узора на плоскости, приняв какой-либо объект за исходную точку отсчета;

- использовать в своей речи названия частей и сторон тела и лица, названия сторон предметов.

Формирование временных представлений особенно затруднено у детей, неспособных к самостоятельному передвижению, т.к. жизненный опыт их крайне ограничен, жизнь течет монотонно и мало изменяется в зависимости от дня недели и времени года. Они не имеют возможности регулярно наблюдать сезонные изменения в природе, а режим дня однообразен и не дает возможности конкретизировать представления о частях суток. Для формирования временных представлений у детей с ДЦП целесообразно использовать такие игры-упражнения, как рассматривание и обсуждение серий картинок, фотографий, изображающих деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени (части суток), игры "Когда это бывает", "Назови соседей ночи". При проведении этих игр хорошо использовать цветовые символы для обозначения разных частей суток. При формировании понятий "неделя", "сегодня", "завтра", "вчера" можно использовать календарь, изготовленный из листков разного цвета, особенно выделяя субботу и воскресенье. При изучении времен года, месяцев также желательно сделать календарь. Он может быть в виде часов, где каждое время года представлено своим цветом или картинкой с изображением сезонных изменений в природе. Особое значение в овладении временными представлениями имеет систематическое наблюдение за явлениями природы, деятельностью людей, изменениями в жизни птиц и животных в разное время года, в разные части суток. Очень важно конкретизировать временные единицы через собственную деятельность детей, в первую очередь через режим дня, что особенно важно для детей, не посещающих дошкольные учреждения. К началу школьного обучения дети должны знать временные эталоны и их характеристики.

У подавляющего большинства детей с церебральными параличами имеет место нарушение кинестетического восприятия и стереогноза. Для коррекции этих нарушений целесообразно проводить игры "Волшебный мешочек" или "Узнай, что это". Необходимо иметь несколько различных наборов предметов, которые должны быть дифференцированы по форме, величине, тяжести, фактуре материала. Важно дать детям возможность определить предмет сначала более сохранной рукой, а затем пораженной. Для закрепления образа предмета, полученного на основе тактильного восприятия, желательно потом воспроизвести этот образ в продуктивной деятельности - слепить, нарисовать. В ходе работы по формированию тактильного восприятия дети должны научиться: выбирать предметы на ощупь, правильно соотносить их форму и величину; различать на ощупь ткани разной фактуры; узнавать предмет по обводящему движению пальцем; различать поверхности предметов; определять температуру предметов, пользуясь соответствующим словарем.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми, у которых двигательные нарушения сочетаются с нарушениями слуха, требует особой подготовки педагога. Но и у детей, не имеющих нарушений физического слуха, отмечается несовершенство слухового восприятия. Слуховое восприятие при ДЦП недостаточно дифференцировано, страдает фонематический слух, слуховое внимание. Коррекция этих нарушений в дошкольном возрасте очень важна, так как является важным этапом подготовки к овладению грамотой. В работе по развитию слухового внимания педагогу помогут такие игры-упражнения, как "Определи направление звука", "Отгадай, кто кричит", "Отгадай, на каком инструменте играют", "Сосчитай удары в бубен". Для развития фонематического слуха ребенку предлагают упражнения на различение слов на слух. Сначала подбираются слова, различные по звучанию, затем - сходные, отличающиеся только одной фонемой. В другой серии упражнений ребенку предлагают придумать слова с определенными звуками в начале и в конце слова. Методы развития фонематического слуха представлены в трудах отечественных логопедов (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др.) и успешно используются в работе с дошкольниками и младшими школьниками с ДЦП. В ходе занятий по развитию слухового восприятия дети должны научиться:

- различать неречевые и речевые звуки, голоса близких и друзей, звуки, издаваемые домашними животными и птицами;

- различать звуки, издаваемые на различных музыкальных инструментах;

- определять близкое и далекое звучание музыкального инструмента;

- определять направления в пространстве по звуку без зрительного сопровождения;

- воспроизводить, отхлопывая в ладоши, простейшие ритмы;

- усвоить понятия громко-тихо, высоко-низко, быстро-медленно и использовать их в речи.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.