Фигуры для детей с дцп

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Харлова О. Н., Панферова Е. Г.

В статье освещены результаты исследовательской работы в области проектирования одежды для детей-инвалидов, больных детским церебральным параличом. Представлена классификация морфологических особенностей фигур детей-инвалидов. На основе разработанной классификации появляется возможность серийного выпуска предприятиями легкой промышленности одежды для детей-инвалидов с детским церебральным параличом.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Харлова О. Н., Панферова Е. Г.

РАЗРАБОТКА КЛАССИФИКАЦИИ ФИГУР ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА ОСНОВЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕЛА РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА

Новосибирский технологический институт Московского государственного университета дизайна и технологии (филиал), г. Новосибирск

В статье освещены результаты исследовательской работы в области проектирования одежды для детей-инвалидов, больных детским церебральным параличом. Представлена классификация морфологических особенностей фигур детей-инвалидов. На основе разработанной классификации появляется возможность серийного выпуска предприятиями легкой промышленности одежды для детей-инвалидов с детским церебральным параличом.

По данным научного Центра здоровья детей РАМН за последние годы процент практически здоровых детей составляет всего от 6 до 10 % от их общего числа, составляющего 50 миллионов. Более 500 тысяч детей страдают различными нарушениями опорно-двигательного аппарата [1].

Одежда, серийно выпускаемая предприятиями легкой промышленности, непригодна для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так как она затрудняет движения и может приводить к нарушению кровообращения ребенка, подчеркивает недостатки фигуры, вызывая психологическую травму.

Деформации опорно-двигательного аппарата у детей и подростков, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП), отличаются многообразием, сложностью и взаимной обусловленностью. Следствием нарушений опорно-двигательного аппарата является сложная асимметрия фигур детей.

Существующие медицинские классификации ДЦП основаны на этиологических признаках (учении о причинах и условиях возникновения болезни) [2]. Для создания эргономичной одежды для детей-инвалидов в основе принципов проектирования конструкций одежды должны быть заложены сведения о дефектах органов опоры и отклонениях в движении, так как от этих факторов, являющихся основным синдромом при ДЦП, зависит не только степень отличия от условно-типовых фигур, но и образ

* Заместитель заведующего кафедрой Технологии и дизайна швейных изделий, заместитель декана ФЗОиЭ, кандидат технических наук, доцент

* Старший преподаватель кафедры Технологии и дизайна швейных изделий

жизни ребенка. Поэтому с целью возможности серийного изготовления одежды для данной категории детей необходимо разработать классификацию отклонений формы тела ребенка-инвалида от условно-типовой фигуры в зависимости от степени деформации органов опоры, характера и степени двигательных отклонений.

Деформации поз детей, больных различными формами ДЦП, вызывают напряжения в различных местах одежды. Для правильного прогнозирования свойств одежды необходимо изучить формы заболевания, степень деформации фигур детей, характерные позы и движения, а также связанные с этим особенности проектирования одежды.

По степени тяжести нарушений двигательных функций и по степени сформированное™ двигательных навыков дети делятся на три группы:

1. Дети с тяжелыми нарушениями: у некоторых из них не сформировано прямостояние и ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений и навыками самообслуживания владеют частично;

2. Дети со средней степенью выраженности двигательных нарушений (наиболее многочисленная группа): большая часть детей может самостоятельно передвигаться на ограниченное расстояние, они владеют навыками самообслуживания, которые, однако, недостаточно автоматизированы;

3. Дети с легкими двигательными нарушениями: они ходят самостоятельно, уверенно себя чувствуют и в помещении, и на улице; навыки самообслуживания сформированы, но, вместе с тем, могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, насильственные движения [3].

Структура двигательного дефекта зависит от формы ДЦП и отличается своеобразием и специфичным сочетанием двигательных патологических компонентов. Вместе с тем, можно выделить общие для всех форм ДЦП нарушения, которые и составляют структуру двигательного дефекта при ДЦП [3].

Для изучения характерных поз и движений использовано визуальное, видео- и фотонаблюдение за поведением детей младшей школьной и дошкольной групп в обычной повседневной обстановке. Для выявления деформации фигур сделаны фотографии 100 детей различного возраста с разными формами ДЦП. Фотосъемка выполнялась с четырех положений: фронтального, двух профильных (слева и справа), со спины.

Было выявлено, что дети, способные удерживать вертикальную позу, передвигаются самостоятельно или с помощью специальных приспособлений (крабы, ходунки). Встречаются дети, которые используют совмещенный вид передвижения: на дальние расстояния для передвижения используют приспособления, а на малые (в пределах класса, игровой комнаты) - самостоятельно, как правило, на коленях с опорой на руки.

При самостоятельном передвижении у детей ноги согнуты в бедрах и коленях, некоторые передвигаются на носках, походка неустойчива. В зависимости от степени поражения ног некоторым детям часто требуется посторонняя поддержка. Постановка ног при ходьбе осуществляется по типу ножниц, либо с широким разведением, при этом часто наблюдаются дополнительные движения туловищем и руками. У некоторых детей наблюдается нарушение равновесия, что выражается частыми падениями на колени.

Дети с тяжелыми формами ДЦП на дальние расстояния передвигаются в инвалидных колясках, а в игровых комнатах - ползком. В зависимости от степени поражения нижних конечностей передвижение ползком осуществляется:

- с помощью рук, отталкиваясь коленями от пола (при меньшей степени поражения ног);

- с помощью рук (иногда с опорой на локти) - при полном поражении ног;

- перекатыванием с бока на бок.

Визуальный анализ и анализ видеонаблюдения за детьми показал, что двигательные нарушения проявляются либо в ограничении объема движения (приведение рук к туловищу, невозможность поднять или отвести руку, приведение ног друг к другу), либо в постоянных непроизвольных неконтролируемых движениях конечностей, головы и дополнительных движениях туловища при ходьбе. При этом тяжесть нарушения зависит от формы ДЦП и сопутствующих осложнений.

На основе проведенного визуального, видео- и фотонаблюдения за детьми и литературного источника [2] систематизированы патология органов опоры и двигательные нарушения при различных формах ДЦП (табл. 1).

Патология органов опоры и двигательные нарушения при различных формах ДЦП [2]

Клини- ческая форма ДЦП Степень тяжести заболева- ния Патология органов опоры Двигательные нарушения

1. Спастическая диплегия (болезнь Литтла) Легкая (параплегия) При стоянии наблюдается патологическая разгибательно-приводящая установка ног, задержка в формировании физиологических изгибов. Позвоночник и суставы ног деформированы, контрактуры крупных суставов Наблюдается повышенный мышечный тонус, легкая неловкость рук, в положении сидя ноги полусогнуты, спина полукруглая

Средняя Кифоз грудного отдела, лордоз поясничного отдела позвоночника. Подвывихи и вывихи тазобедренных и коленных суставов, их недоразвитие, контрактуры крупных суставов, деформации стоп. Ходьба по типу ножниц (перекрещивание ног) с опорой на носки, свободное перемещение ног вперед, в стороны и назад невозможно. Для поддержания равновесия руки и туловище совершают много дополнительных движений, 2025 % ходят самостоятельно, 40-50 % используют подручные средства

2. Двойная (двусторонняя) гемиплегия Средняя С рождения высокий мышечный тонус (асимметричный), наблюдаются нарушения во всех конечностях Позы могут быть разгибательные и сгибательные. Чрезмерная активность лабиринтного и шейного тонических рефлексов. Статические и моторные навыки формируются с большим опозданием и отклонением, дети с трудом сидят, могут передвигаться ползком по полу, ходьба без помощи не возможна

Тяжелая Тяжелое поражение рук, лицевой мускулатуры и мышц верхней части туловища. Контрактуры - стойкие ограничения подвижности в суставах и их деформация Реакции выпрямления и равновесия не развиваются, любая попытка движений фиксирует ребенка в патологических позах, сидение без поддержки не возможно, стояние и ходьба не возможны, дистонические атаки

Продолжение табл. 1

Клини- ческая форма ДЦП Степень тяжести заболева- ния Патология органов опоры Двигательные нарушения

3. Гемипаретическая форма (спастическая гемиплегия) Легкая Незначительно повышен мышечный тонус паретичной конечности, рука немного согнута в локтевом суставе Неловкость при передвижении и манипуляции руками, асимметрия движения рук

Средняя Боковое сгибание туловища, с укорочением паретичной стороны, наклон головы к плечу, плечо и таз отведены назад, рука согнута в локтевом суставе, кисть в положении сгибания Асимметрия движения, долгое время неуравновешенная поза сидя, самостоятельно ходят с 3-4 лет

Тяжелая Выраженный сколиоз, перекос таза, деформация стопы. Нога разогнута и повернута внутрь, паретичные конечности атрофированы, отстают в развитии Болезненное сгибание и ротация деформированной ноги, при ходьбе ребенок опирается на пальцы, часто возникают клонусы стоп и коленной чашечки. Почти все ходят самостоятельно, чаще сами себя обслуживают

4. Гиперкинетическая форма Средняя Локтевые суставы разогнуты, руки приведены к туловищу, кисти сжаты в кулак, ноги выпрямлены и широко поставлены разогнуты С рождения мышечный тонус снижен, атетоз - червеобразные движения конечностей, хореоатетоз - быстрые отрывистые движения, торсионная дистония - медленное сокращение мышц шеи, плечевого пояса и туловища, приводящие к их вращению. Стояние и ходьба с 6-8 лет, иногда с 10-15лет, походка шаркающая.

Тяжелая Подвывихи тазобедренных, плечевых, челюстно-лицевых и других суставов. Ходьба и стояние невозможны, позже возможно сидение, стояние на коленях, наблюдаются мышечные спазмы и ди-стонические атаки (внезапное разгибание всего тела с поворотом и запрокидыванием головы). Может сопровождаться двойным атетозом, хореоатето-зом, торсионной дистонией

5. Атонически-астатическая форма Легкая Гипотония, ротация бедер наружу Удержание позы стоя и сидя, ходьба с задержкой до 3-4 лет; при стоянии и ходьбе ноги широко расставлены, руки разведены в стороны, туловище совершает много дополнительных движений

Средняя Кифоз грудного отдела позвоночника, гипотония Практически не держат вертикальную позу, сидят с 4-6 лет, стоят с 4-8 лет, ходят после 7-9 лет

Тяжелая Кифоз грудного отдела позвоночника, выраженная гипотония Самостоятельно не передвигаются. Не могут держать голову, сидеть, стоять, ходить, сохраняя равновесие

Рис. 1. Эргономическая схема поз и движений детей-инвалидов с ДЦП при двустороннней (двойной) гемиплегии

У всех детей отмечено слабое развитие мускулатуры (особенно пораженных конечностей) и жироотложений, а также нарушение осанки (лордоз различной степени выраженности, кифозы, сутуловатость, выпрямленная осанка с незначительным лордозом и кифозом).

Вследствие асимметричного положения туловища формируются С-образные и 8-образные сколиозы. При этом происходит деформация нижних конечностей: сгибание ног, отведение коленных суставов в сторону, приведение бедер друг к другу. Постоянная патологическая поза приводит к развитию кривошеи, перекоса таза в какую-либо сторону, при этом сторона, в которую наклонено туловище, укорачивается. Встречаются различные положения корпуса: наклон вперед, наклон назад. У многих наблюдается выступание лопаток различной степени: резкое симметричное, резкое несимметричное, слабое.

Для установления показателей динамического соответствия одежды проведены исследования характерных для каждой формы заболевания поз, которые ребенок-инвалид принимает в течение дня.

Для примера приведена эргономическая схема поз и движений детей-инвалидов с ДЦП при двустороннней (двойной) гемиплегии (рис. 1). Места наибольшего напряжения, которое испытывает изделие при эксплуатации, показаны стрелками.

Наблюдение за спецификой движений детей с ДЦП позволило выявить основные двигательные нарушения и патологию органов опоры.

Выяснилось, что дети-инвалиды с ДЦП легкой степени тяжести принимают позы и выполняют основные движения, сходно со здоровыми детьми. Однако их позы менее устойчивы, при передвижении голова и туловище совершают качательные движения, в ногах и руках наблюдается легкое ограничение объема движений. При средней степени тяжести заболевания перечисленные нарушения более заметны. Дети с трудом передвигаются, им часто требуется посторонняя помощь (поддержка взрослого или использование специального приспособления). У многих детей наблюдается искривление позвоночника, нарушение осанки. Позы детей-инвалидов с тяжелой степенью ДЦП ограничиваются положением лежа на животе, иногда с поднятием таза, и сидя на коленях. Передвижение осуществляется в зависимости от степени поражения ног: в инвалидных колясках, ползком или на коленях с опорой на руки. Все дети имеют искривление позвоночника различной степени выраженности, нарушение осанки

Анализ характерных поз и движений детей-инвалидов при различных формах ДЦП показал, что наибольшее напряжение в одежде возникает в узле пройма-рукав (вследствие большой амплитуды движений), в области проймы спинки, горловины, локтя, на передних и задних половинках брюк (на уровне линии бедер и линии сидения, в зависимости от позы), в области коленей.

По результатам визуального, фото- и видеонаблюдения за детьми, больными ДЦП, была разработана классификация, основанная на морфологических и физиологических особенностях тела ребенка-инвалида. Схема классификации представлена (рис. 2).

Рис. 2. Классификация морфологических и физиологических особенностей тела ребенка-инвалида с ДЦП

Разработанная классификация морфологических и физиологических особенностей тела ребенка-инвалида с ДЦП позволяет сформировать требования к одежде, ее конструкции, определить необходимые членения конструкции, наличие дополнительных накладок и функционально-конструктивных элементов. Выделено два класса: отклонения в динамике и отклонения в статике.

Отклонения в динамике подразделяются на две группы: ограничение движений и чрезмерные неконтролируемые движения. Для первой группы отклонений нет необходимости внесения изменений в базовую конструкцию (БК) одежды, для второй группы необходимы дополнительные динамические прибавки в БК.

Отклонения в статике подразделяются на три группы - способность принимать и удерживать вертикальное положение тела, неспособность принимать и удерживать вертикальное положение тела, способность принимать вертикальное положение тела, но неспособность его удерживать. Третья группа отклонений включает детей, которые на дальние расстояния передвигаются с помощью приспособлений, но основной способ передвижения - на коленях с опорой на кисти или без нее. Для каждой из перечисленных групп отклонений необходимо вносить соответствующие изменения в БК одежды.

При медленном сокращением мышц шеи, плечевого пояса и туловища (хореатетозе) возникают повороты головы и вращение туловища, поэтому при таком характере движений одежда должна быть свободной по горловине, по ширине переда и спинки.

Дополнительные движения туловища при ходьбе проявляются в наклоне туловища вперед и в стороны. В этом случае напряжение в одежде фокусируется по спинке, в плечевой области, в узле пройма - рукав и в рукаве, поэтому для уменьшения давления на тело ребенка необходимо увеличивать прибавку к ширине спинки, проймы, рукава на уровне локтя и оката, к по-луобхвату талии и бедер, к ширине плеча. При неустойчивой, неритмичной походке с широко расставленными ногами нагрузка приходится на участки спинки, плечевые швы, узел пройма - рукав, средний срез брюк, поэтому необходимо увеличивать прибавку к ширине спинки и проймы, к полуоб-хвату бедер. В одежде можно использовать различные членения.

Дети, не способные принимать и удерживать вертикальное положение тела (вторая группа), основную часть времени проводят в сидячем положении, либо лежа на животе и передвигаясь ползком. Одежда для таких детей должна отвечать требованиям одежды для детей дошкольной группы. Поскольку дети проводят много времени в сидячем положении, то необходимо увеличить прибавку к среднему шву задних половинок брюк,

Гипотония мышц ног у таких детей и контрактуры коленных суставов создают необходимость создавать объёмную форму в области коленей. Этого можно достичь при помощи вытачек, защипов или сборки. Однако наилучшее конструктивное решение в данном случае - использование защипов, поскольку вытачки могут травмировать кожные покровы. Не рекомендуется использовать членения, накладные элементы и застежки на деталях переда, поскольку подобные элементы могут травмировать кожные покровы и вызывать дискомфорт при передвижении ребенка ползком.

Для детей способных принимать вертикальное положение, но не способных его удерживать (третья группа) необходимо проектировать плечевые виды одежды как для детей первой группы, а поясные - как для второй.

Использование разработанной классификации фигур детей-инвалидов с ДЦП позволяет учитывать морфологические и физиологические особенности тела ребенка, и обеспечивает возможность промышленного изготовления одежды для данной категории детей небольшими сериями.

2. Шипицина Л.М., Момайчук И.И. Детский церебральный паралич: хрестоматия. - М.: Инст. общ. гум. исслед., 2003. - 519 с.


Дорогие мамочки, чьи детки – особенные! Вы – необыкновенные женщины! Хочется сказать вам всем большое спасибо за ваши нечеловеческие усилия и ваши огромные любящие сердца! То, что делаете вы – это настоящий подвиг любви, терпения и упорства. Мы искренне желаем вам сил, здоровья, еще больше терпения, веры в ваших деток, еще больше любви в ваших семьях!

Нам очень захотелось вам как-то помочь, и мы составили подборки развивающих игр для деток с ДЦП, аутизмом и синдромом Дауна. Если это принесет вам какую-то пользу, мы будем очень счастливы!

Развивающие игры для детей с ДЦП

Как и остальные, особенные детки больше интереса проявляют к занятиям в игровой форме. Игры могут быть подвижные, развивающие, дидактические, ролевые. Специалисты для лечения и реабилитации деток используют и развивающие, и обычные игрушки, которые помогут малышам справиться с их недугом.

  1. подбирают игрушки, которые подходят конкретному ребёнку, размер игрушки должен быть таким, чтобы её легко было удержать;
  2. во время занятий учитываются состояние малыша, насколько он усидчив, в хорошем ли настроении;
  3. во время игры позволяют ребёнку самому исследовать мир, не вмешиваются в познавательный процесс, если это не нужно малышу;
  4. задания дают простые, используя короткие высказывания.

Главное - поддерживать интерес ребёнка, сделать так, чтобы его стремление к обучению возрастало. Успех выполнения задачи стоит на втором плане.

  1. Артикуляционная гимнастика

В совокупности с массажем мышц лица она очень помогает в развитии речи ребенка.

Выполнен их приятного на ощупь ПВХ. На пяти гранях находятся подвижные элементы: джойстик, тумблер, колесики, кнопки, вращающийся диск.

3. Звучащие и музыкальные игрушки

Барабаны, металлофон, бубен. Такие игрушки помогают в развитии координации движений и восприятии слуха.

5. Тактильные игры

Это могут быть мячики, шарики и другие игры наподобие Сенсорного Куба. Главное, чтобы малыш чувствовал пальчиками разнообразные текстуры.

7. Пирамидки

Такую игру можно сделать самим, используя изображения разных предметов и сами предметы: мяч, расческа, зеркало, карандаш и т.д.

Они могут состоять из 2-3 частей (можно постепенно увеличивать количество деталей).

Лучше использовать простые, с крупными деталями и шнурком, заканчивающимся палочкой.

Малыш учиться строить из них башенки, выкладывать дорожки узкие и широкие, короткие и длинные.

Они содержат множество элементов для вращения, захвата, перемещения, развивающих моторику и ловкость пальчиков.

Прекрасно развивают мелкую моторику.


Хороший вариант такой игры сейчас есть в кубиках.

18. Игрушки из фетра

Это прекрасные игры, стимулирующие тактильные ощущения и развивающие мелкую моторику. Фетровые игры бывают на самые разные темы, благодаря этому малыша можно познакомить с цветами, временами года и счетом.

19. Магнитные игры

Вариант игры для изучения и запоминания не только основных цветов, но и оттенков. Сортируя гномиков, малыш разрабатывает пальчики и развивает захват.

Прекрасная игра на формирование логического мышления и мелкой моторики. Малышу нужно рассмотреть предложенные предметы и назвать, какой из них оказался лишним в логическом ряду.



Знакомят малыша с геометрическими формами, цветами, развивают мелкую моторику и помогают научиться логически мыслить.

Можно прицеплять на край коробки, палочку или картинки, дополняя их.

Хорошие помощники в речевом развитии. Вначале они обогащают пассивный словарь малыша, а затем помогают в развитии зрительной памяти.

26. Фотографии родных

Пособие, которое несложно сделать самим. Показывайте малышу фотографии людей, которых он часто видит: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, его самого и даже домашних питомцев. Детки любят разглядывать фотографии, попросите малыша называть всех, кого он видит.

28. Раскрашиваем воду


29. Игры с водой

30. Закручивать, откручивать крышки разных емкостей (бутылки, банки).

31. Одевать крупных кукол, пупсиков

Это не только для развития координации, но и для первых ролевых игр, когда ребенок учится заботиться о пупсике.


32. Настенные плакаты

На актуальные для возраста малыша темы.

Создайте комплект игр, подходящих именно вашему малышу. А регулярные занятия позволят развить двигательные функции, выработать ловкость, гибкость, подвижность рук, умение управлять своими движениями, научит концентрировать внимание, зрение и слух.

Развивающие игры для детей с синдромом Дауна

Выберите для своего малыша игры, занятия, которые наилучшим образом соответствуют возрасту и уровню развития. После игры обязательно вознаградите его усилия похвалой и объятиями.

  1. Шнуровки


3. Игры с молотком

Ударяя по предметам игрушечным молотком, ребенок развивает точность движений рук, приобретает стабильность корпуса и плеч. Существуют разные игрушки подобного типа: музыкальные, конструкторы, стучалки.

Развивает ловкость, развитие моторики, запястья.

  1. Протирайте тканью с различными текстурами подошву ног и ладони рук малыша. Начните с комфортных и переносимых ощущений, медленно вводите другие.
  2. Работа с тестом, пластилином. На первом этапе тесто можно мять, раскатывать, тыкать пальчиком. Затем в кусок теста или пластилина можно вдавливать палочки или какие-нибудь макаронные изделия (ежик), пуговицы (глазки, цветы).
  3. Рисование пальцами. Можно рисовать пальчиками в специальных раскрасках. Очень нравятся детям делать отпечаток своей ладошки или ножки. Вы можете вместе с ребенком рисовать пальчиком по рассыпанной манной крупе, разлитому на подносе йогурту или кремом для бритья. Можно нарисовать что–либо мелом на доске и попросить ребенка стереть это пальчиками.

Опытные педагоги знают, что простые упражнения на сортировку бусинок, пуговок, катание между ладонями деревянных и пластмассовых массажеров, резиновых мячей с шипами, работа с мелким конструктором, пазлами помогают нормализовать напряжение рук, снимают умственную усталость.




Для усвоения порядкового счёта нужно производить арифметические действия с применением наглядных средств – кружочков, палочек.

Для подготовки руки ребенка к письму очень полезно штриховать, закрашивать, рисовать карандашами.

Для начала можно предложить ребенку выполнить несложный рисунок с использованием трафарета.

Когда малыш сделал несколько удачных попыток обвести фигурку внутри контура, можно предложить ему заштриховать или раскрасить ее. После работы с трафаретом ребенок будет более уверенно штриховать фигуры без трафарета, так как он научится контролировать размах руки, направление и длину штриха.


  1. Ходилки
  2. Лото
  3. Домино

Развивающие игры для детей с аутизмом

Поэтому родители стараются подбирать разнообразные развивающие материалы:

Совушкина лавка – магазин развивающих игрушек

ИП Головницкий Андрей Викторович,
г. Волгоград, ИНН 344605999501

Из разговоров с родителями детей с ДЦП мы знаем, что они нуждаются в полезной информации: чьем-то успешном опыте, эффективных или новых методиках лечения и обучения детей, полезной литературе, контактах.

Хотим рассказать об опыте психолога Галины Анатольевны Пономаревой в лечении ДЦП методами телесно-ориентированной терапии. Она предложила свой метод, основанный и подтвержденный собственной практикой и работами старших коллег-психотерапевтов – отечественных и зарубежных. Рассказывая о работе с детьми с ДЦП, Пономарева приводит игры с телом для ребенка с ДЦП и ряд упражнений для детей с ДЦП, которые использовала на занятиях в центре.


Особенности проведения занятий с детьми с тяжелой двигательной патологией в условиях сенсорной комнаты с использованием техник телесно-ориентированной психокоррекции

Пономарева Г.А., психолог

Дети с тяжелыми формами церебрального паралича - это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими - двигательными и чувствительными (сенсорными) расстройствами. Это очень сложный контингент. Действительно, как правильно организовать работу с ребенком, если он не ходит и не сидит самостоятельно, а только с помощью родителя, у него почти или совсем нет произвольных движений ни руками, ни ногами, и он не говорит, а может издавать отдельные звуки, а иногда не может и этого? Как включить его в социум, как помочь чему-то научиться? Как наполнить его жизнь новым содержанием?

Наш опыт работы с детьми с тяжелой двигательной патологией в возрасте 5-7 лет и старше в сенсорной комнате показывает, что коррекционно-развивающая работа может быть достаточно продуктивной, если на занятиях большое внимание уделяется работе с телом, используются техники телесно-ориентированной терапии. Ребенок на наших занятиях всегда является субъектом процесса и отношений, поэтому дети приходят на занятия с удовольствием, чувствуют себя успешными. Начиная работу в группе с потребностей тела каждого конкретного ребенка, мы отстраиваем отношения сотрудничества и взаимного уважения, в которых дети приобретают необходимый социальный опыт, в результате изменяется их поведение и самооценка.

Специально организованная среда в сенсорной комнате, наполненная разнообразными стимулами, позволяет улучшить и развить не только сенсомоторные навыки ребенка с ДЦП, но существенно стабилизировать психоэмоциональное состояние, создать условия для стимуляции речевой активности, сформировать более позитивную самооценку, существенно улучшить качество жизни.

Особенно важным моментом является возможность объединять детей в группы, проводить групповые занятия. Во время занятий в группе реализуется наклонность детей к подражанию, а элементы соревнования, присутствующие на занятиях, подталкивают ребенка на освоение новых двигательных навыков, требующих значительных активных волевых усилий. Особенно ярко проявляются эти способности при построении занятия в форме игры, стимулирующей двигательную активность, наиболее адекватную для детей дошкольного и школьного возраста.

Как известно, развивающийся мозг обладает большими компенсаторными возможностями. В его структурно-функциональном созревании среди прочих факторов подтверждается ведущая роль эндогенного механизма - двигательной афферентации. Этим, прежде всего, определяется необходимость постоянного использования в комплексе восстановительных мероприятий при детском церебральном параличе психофизических упражнений, техник телесно-ориентированной психокоррекции, как патогенетически обоснованного метода коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной работы с акцентом на активное участие самого ребенка в процессе реабилитации.

При условии установления отношений, основанных на эмпатии, сотрудничестве между специалистом и ребенком, появляется возможность развивать его осознанное отношение к процессу реабилитации и интерес к достижению положительных результатов. Тогда волевые усилия ребенка могут быть направлены на коррекцию двигательных дефектов с помощью различных средств.

Двигательные нарушения, гиподинамия и скованность детей с ДЦП нередко создают ложное впечатление наличия у них выраженной задержки психического развития. Однако при наблюдении и общении выявляются интеллектуальная сохранность и дифференцированность эмоций, отмечаются глубокие личностные реакции - обидчивость, переживание своего дефекта, а в процессе психокоррекционной работы отмечается положительная динамика в психоэмоциональном развитии.
Под влиянием психофизических упражнений в мышцах, сухожилиях, суставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в центральную нервную систему и стимулирующие развитие двигательных зон мозга. В процессе работы с телом нормализуются позы и положение конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать положение различных звеньев тела и свои движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию двигательных функций и навыков.

Изменения внешние ведут к изменениям внутренним. Далее мы приведем выводы, которые делает М. Фельденкрайц, и на основании которых мы строим свою работу по телесно-ориентированной психокоррекции с детьми с тяжелой двигательной патологией:

  • всякая мышечная деятельность есть движение;
  • нервная система занимается преимущественно движениями;
  • движения отражают состояние нервной системы;
  • качество движения легче всего определить извне;
  • движения приносят большой опыт;
  • ощущения, чувства и мысли базируются на движениях;
  • движение - основа самоосознания.
Таким образом, Фельденкрайц считал движение наиболее эффективным средством достижения кардинальных изменений в человеческой жизни вообще.

Опыт нашей работы с детьми с тяжелой двигательной патологией показывает, что такая работа продуктивна всегда, она ведет на первом этапе к улучшению двигательной сферы ребенка: снижению спастичности мышц, уменьшению гиперкинезов, при ригидности мышц - к повышению тонуса мышц, развитию произвольности в движениях. Также, и, на наш взгляд, это очень важный фактор, изменяется отношение ребенка к себе, по-новому оцениваются собственные возможности, ребенок начинает экспериментировать и двигаться не так, как раньше. В процессе работы с телом решаются и другие проблемы: улучшается поведение, появляется мотивация к деятельности, к сотрудничеству, существенно улучшается эмоциональное состояние. Ситуация успешности и приобретение нового телесного опыта помогает открывать ресурсы, ранее не используемые самим ребенком.

Таким образом, телесно-ориентированная психокоррекция с детьми с тяжелой двигательной патологией, на наш взгляд, является тем важным звеном в коррекционно-развивающей работе, которое позволяет оптимизировать весь процесс коррекции и развития таких детей и сделать его более успешным и продуктивным.
Очень важным, на наш взгляд, на наших занятиях является обязательное присутствие родителя. Ведь нужно не только ребенка научить двигаться и относиться к себе по-новому, но и родителю показать, что умеет делать ребенок, научить воспринимать его по-новому. Родители учатся правильно взаимодействовать с ребенком, обучаются работе с телом и продолжают эту работу дома. Всегда приятно наблюдать, как стеснительность мам и пап проходит, они радуются достижениям своего дитя, начинают гордиться им.

Работа с детьми с тяжелыми формами ДЦП имеет ряд особенностей. Чаще всего, эти дети не могут говорить, и специалист не может получить ответ ни на один свой вопрос. Но язык тела красноречивее любого другого языка. Если специалист выстраивает работу правильно, идя от потребностей именно этого ребенка, то ребенок сотрудничает с удовольствием: играет в игры с ногами, руками и пр.

При любой работе с телом основой является дифференциация человеком ощущений напряжения и расслабления всего тела, его частей или какой-то группы мышц. Но как объяснить ребенку, что такое напряжение и расслабление, если его тело находится в постоянном напряжении и расслабляется только в период ночного сна, причем он не знает, как это происходит, так как этот процесс им не осознается? Как научить его осознавать то, что происходит в его теле, руке, ноге? Как научить контролировать непроизвольные движения?

Дифференцированный подход в коррекционно-развивающей работе - это, прежде всего, работа с тем потенциалом, который имеет каждый конкретный ребенок, учитывая его особенности и его возможности. Это очень важно - идти от ребенка, его движений, его потребностей. Поэтому работу с телом мы начинаем с изучения возможностей тела каждого конкретного ребенка. Прежде всего, для любого специалиста интерес представляет наличие произвольных движений. Но у детей с тяжелыми формами ДЦП произвольность в движениях практически отсутствует или сильно затруднена. Работа с телом в таких случаях начинается с непроизвольного движения - гиперкинеза или сильной спастики. Проще говоря, работаем с тем, что есть, превращая весь процесс работы с телом в забавную игру.

Игры с телом

Гиперкинез - это непроизвольное движение, связанное с повышением мышечного тонуса, то есть напряжением. Напряжение не может продолжаться постоянно, да еще при его усилении. Поэтому после окончания упражнения (на счет 3, 5) рука расслабляется. Ребенок получает первый опыт произвольного напряжения и последующего расслабления, которые им осознаются. Упражнение повторяется еще 2 раза. Для лучшего расслабления руки, осторожно ее потряхиваем. Для этого аккуратно придерживаем локоть ребенка левой рукой, а правой, удерживая за пальцы, легко потряхиваем. Приподнимать руку (ногу) нужно не более чем на 7-10 см от поверхности, на которой лежит ребенок.


Первое упражнение мы выполняем, ориентируясь на потребности тела конкретного ребенка. Все как с руками. Каждое движение выполняем на 3-5 счетов, по 3 раза. После каждого упражнения на напряжение, осторожно стряхиваем ноги. Для этого правой рукой придерживаем ногу ребенка под коленной чашечкой, а правой держим за пальцы ноги. Приподнимаем ногу на 7-10 см над поверхностью татами и осторожно потряхиваем.

Аналогично выполняем наклоны головы вперед и назад. Главное, чтобы ребенок удерживал заданное положение до окончания счета. Специалист чуть-чуть придерживает, немного помогает удержать, задает движение, но все это на первых этапах работы, когда ребенок только входит в процесс работы с телом.

Результаты работы с телом можно почувствовать и оценить сразу: изменяется тонус мышц, они становятся менее напряженными, более расслабленными. Но самое важное, что такая работа воспринимается детьми очень позитивно, дети играют с большим удовольствием, сотрудничают со специалистом, другими детьми и родителями.

Такая работа с телом помогает ребенку развивать кинестетическую чувствительность, то есть способность воспринимать и анализировать движения собственного тела, расширять диапазон движений, осознавать и контролировать потребности тела. Работа с телом приводит к развитию двигательных возможностей, улучшению координации движений, уменьшению гиперкинезов и спастики, улучшению дыхания и психоэмоционального состояния ребенка.





Литература

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.