Фонематический слух у детей с дцп

Мохова Анастасия
Игры для детей с ДЦП на развитие фонематического слуха и зрительного восприятия для детей 5–6 лет

Перечень игр и игровых упражнений, способствующих развитию фонематического слуха у детей с ДЦП

Фонематический с лух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного, например: дом-сом-лом-ком.

Цель: формирование умений дифференцировать звуки, развитие слухового внимания.

Материалы и оборудование: деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки

Сегодня мы с тобой сыграем в интересную игру. Для этого нам понадобятся необычные музыкальные инструменты. Давай посмотрим на них. (Воспитатель показывает предметы ребёнку, акцентируя внимание на том,как они называются)

-Это деревянные ложки;

-Это металлические ложки;

-Это хрустальные рюмки

-Правильно,ты хорошо справился!

Цель: совершенствовать фонематический слух, учить определять слова с определённым звуком в тексте.

Материалы и оборудование: стихотворение, наполненное определённым звуком

Ж- Жук жужжит в железной банке –

Жук не хочет жить в жестянке.

Жизнь жука в плену горька.

Жалко бедного жука

Перечень игр и игровых упражнений, способствующих развитию зрительного восприятия у детей с ДЦП

Зрительное восприя тие дошкольников включает в себя формирование базовых навыков письма и чтения. Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения.

Цель: формировать у детей умение сопоставлять предметы с геометрической фигурой

Материалы и оборудование: книга, тарелка, часы, листок бумаги

Давай посмотрим на стол

-Это книга, она прямоугольной формы (делаем акцент на форме)

-Это тарелка, она круглой формы (делаем акцент на форме)

-Это часы,они круглой формы (делаем акцент на форме)

-Это листок бумаги,он круглой формы (делаем акцент на форме)

-А теперь покажи предметы,которые имеют круглую форму (ребёнок показывает на часы и тарелку)

-Правильно,это тарелка и она круглой формы,а это часы и они круглой формы

-А теперь покажи мне предметы прямоугольной формы (ребёнок показывает на листок бумаги, книга)

-Правильно, ты хорошо справился с заданием

Цель: формирование умения находить одинаковые предметы, развитие зрительного восприятия

Материалы и оборудование: картинки кошек,собак,коров

Посмотри,к нам в гости пришли животные (воспитатель проговариает и показывает животных)

-Это кошка, это собака, это корова

А теперь давай найдём для каждого из них пару (воспитатель кладёт такие же картинки с животными и размещает их в хаотичном порядке)

-Давай найдём пару кошке,покажи пальцем,где есть точно такая же кошка

-А теперь давай найдём пару собаке, покажи пальцем,где есть точно такая же собака

-Так, а теперь у нас осталась корова, давай найдём и ей пару, покажи пальцем,где есть точно такая же корова

-Правильно, ты нашёл каждому пару! Молодец!


Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.


Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.


Игры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.


Игры и упражнения на развитие зрительного внимания у дошкольников из личного опыта Очень важно развивать у дошкольников наблюдательность, способность при рассматривании предметов замечать у них отличительные черты, признаки.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Фонематический слух — это способность человека различать, анализировать и дифференцировать слоги и звуки человеческой речи.

При подобном отклонении у детей в школьном возрасте появляется акустическая дисграфия. Из-за этого возникают трудности с обучением и правильным воспроизведением услышанных слов. Особенно тяжело дается правописание и изучение новых языков. Но и в остальных предметах преуспевать будет сложно — способность правильно писать и говорить пригодится везде. Неуспешность в учебе негативно влияет на самооценку ребенка, он привыкает чувствовать себя аутсайдером, это закрепляется в его подсознании. Именно поэтому очень важно скорректировать этот недостаток до школы или, если этого не произошло, в начальной школе.

Развитие фонематического слуха

Дальнейшее развитие слухового восприятия можно разделить на следующие этапы:

Признаки нарушения фонематического слуха

Как было сказано выше, самый грубый вариант нарушения слухоречевого восприятия – это слуховая речевая агнозия. При нарушениях именно фонематического слуха у ребенка формируется ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи). У детей дошкольного возраста оно проявляется так:

Нарушение фонематического слуха может привести к дислалии.

У школьников наблюдаются такие признаки ФФНР:

Причины нарушения фонематического слуха

Поскольку за фонематический слух отвечает левое полушарие мозга, очень важно состояние именно этой зоны. При обследовании детей, имеющих нарушение ФС, часто выявляются:

Таким образом, можно сказать, что нарушение ФС – это неврологическое, нейрофизиологическое нарушение, которое чаще всего обусловлено проблемами беременности и родов. Помимо нарушения фонематического слуха у таких детей часто есть сопутствующие проблемы: гиперактивность, проблемы поведения, питания, эмоционально-волевой сферы.

Диагностика

При подозрении на ФФНР у своего ребенка важно обратиться за помощью к логопеду. На первом приеме специалист должен провести обязательное обследование фонематического слуха. Для этого проводятся следующие процедуры: определение ребенком источника звука, различение схожих слов, дифференциация слогов и фонем, звуковой анализ.

В нашем центре мы также рекомендуем пройти консультацию нейропсихолога и принести необходимые заключения по результатам ЭЭГ, обследования методом вызванных потенциалов (АСВП, КВП), допплерографию и заключение невролога для понимания полной картины развития ребенка.

По результатам всех диагностических процедур педагог составляет индивидуальную программу для коррекции дефектов.

Коррекция нарушения

Для развития фонематического слуха прежде всего нужны регулярные занятия с логопедом. Также в нашем центре успешно применяется метод нейросенсорной слуховой стимуляции Томатис для улучшения слухоречевого и фонематического восприятия. В процессе прослушивания специальной программы в наушниках с костной проводимостью расширяется диапазон воспринимаемых мозгом частот, в том числе тех, на которых височная кора распознает звуки речи. Также улучшается слухоречевое внимание.

На логопедических занятиях специалисты нашего центра используют гарнитуру Forbrain, которая также имеет костную проводимость и специальные динамические фильтры. С помощью данного аппарата ребенок с нарушением фонематического слуха начинает слышать свои ошибки и может скорректировать их. При регулярных занятиях с Forbrain улучшается речь, ее плавность, произношение, ритм и музыкальность, различение на слух и память.

Коррекция ФФНР должна проводиться комплексно. Логопед проводит занятия, а невролог назначает терапию, направленную на устранение проблем в работе нервной системы (нормализация работы сосудов, питание мозга и т.д.). Помимо занятий у логопеда родители должны заниматься с ребенком и дома. Для этого специалист дает домашние задания.

Упражнения и игры для развития фонематического слуха

Для записи на консультацию логопеда или нейропсихолога звоните по тел.: (812) 642-47-02.


Статья о формировании и развитии фонетико-фонематических представлений у дошкольников 3-4 лет с ДЦП.

Скачать:

ВложениеРазмер
metodichka_dtsp.docx 27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №44 компенсирующего вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ
С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ.

Учитель-логопед: Махиня Н.И.

Детский церебральный паралич за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы в детском возрасте во всех странах мира. Это заболевание тяжело инвалидизирует ребенка не только поражая двигательную систему, но и вызывая нарушение речи и интеллекта.

ДЦП – тяжелое страдание, при котором двигательный дефект, как правило, сочетается с незрелостью психического развития и поражением речедвигательного анализатора. В определении ДЦП принятого интернациональной группой исследователей в Оксфорде в 1958 году, отмечается, что это страдание обуславливается заболеванием головного мозга, поражающим те отделы, которые ведают движениями и положением тела, и обращается внимание на тот факт, что заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга. Следовательно, речь идет о диффузном поражении головного мозга на ранних этапах его формирования, что приводит к сенсорным и речевым нарушениям у детей с ДЦП. Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, т.к. оно тесно переплетается с развитием других форм психической деятельности, служит базой для формирования мышления и речи. Одной из первостепенных задач следует считать обогащение чувственного опыта ребенка, развитие всех видов восприятия: зрительного, слухового, в частности фонематического слуха и фонематического восприятия.

У детей с ДЦП в силу двигательной недостаточности формирование сенсорного восприятия нарушено на самых ранних этапах его становления.

Патологическое состояние зрительного и слухового восприятия в результате поражения рецепторных систем приводит к недоразвитию фонетико-фонематических представлений у детей.

У детей с ДЦП в силу фонетико-фонематических нарушений, задерживающих общее становление речи, усвоение грамматических форм и категорий происходит крайне слабо из-за ограниченного их речевого общения, недостаточности слухового восприятия, недостаточного внимания к звуковой стороне речи и низкой речевой активности.

Одной из центральных задач в своей практике с детьми, страдающими ДЦП, я считаю работу по формированию и коррекции фонетико-фонематических представлений. Это, на мой взгляд, является базовым компонентом развития сенсорной системы, созданием условий для формирования сенсорных эталонов. В основу моей работы был положен принцип комплексного подхода, предложенный Л.С.Выготским. Суть его состоит в том, что он предлагает поэтапно развивать сохранный потенциал ребенка с опорой на комплексную работу анализаторных систем и компенсировать его недостатки. Естественно, способность к слуховому восприятию фонем, акустическая память и т.д. вырабатывается у ребенка не сразу, а в результате постепенного речевого развития. На самом раннем этапе ребенок воспринимает слово как единый нерасчлененный звуковой комплекс, который обладает определенной ритмико-мелодической структурой. Последующий этап характеризуется способностью различать фонемы, входящие в состав слова. Это происходит с одновременным интенсивным овладением активным словарем.

В первые годы дошкольного периода (3-4 года) у детей с ДЦП отмечаются нарушения сенсорных функций различной тяжести (в зависимости от преимущественной локализации поражений мозга и характера нарушений мышечного тонуса). Способность к слуховому восприятию фонем снижена, недостаточно сформирована ориентировочно-поисковая реакция на звучание предмета, ребенок затрудняется в различении неречевых звуков и звучания музыкальных инструментов, в выделении лепетной и полной формы слов из речевого потока. С первых занятий я воспитываю слуховое восприятие. Эту работу я начинаю с развития слухового внимания при помощи ярко звучащих игрушек. Необходимо воспитывать у ребенка возможность определения направления звука, способствуя тем самым развитию первых слухо-зрительных и слухо-моторных условных связей. Все игрушки у ребенка должны быть озвучены, он должен уметь различать разные звуки, затем учиться подражать им. В работе с детьми трехлетнего возраста, у которых наиболее выражена несформированность восприятия звуковых сигналов, я привожу следующие игровые задания:

Цель: привлечь внимание ребенка к звучащему предмету.

На столе перед ребенком две коробочки, в одной из которых находится погремушка. Я достаю её из коробки, демонстрирую звучание, затем убираю её и, переставив коробочки местами, предлагаю малышу найти погремушку (выбрать нужную коробку).

1) Использование колокольчика, трещотки, с камешками, звоночка.

2) Увеличение количества пустых коробочек, участвующих в игре (ребенок выбирает из 3-х – четырех коробочек, в одной из которых находится звучащий предмет).

Цель: Учить ребенка определять направление звука.

Два колокольчика находятся на расстоянии 1-1,5 м друг от друга (в поле зрения ребенка). Я непременно звоню колокольчиками, предлагая ребенку повернуться к звучащему предмету.

Я произношу стихотворную фразу, сопровождая её действиями:

- Где же, где же, колокольчик? – показываю колокольчик, и прячу его в коробку.

- Нет-нет, нет-нет, - покачиваю головой, побуждая ребенка к аналогичным действиям.

- Где же, где же колокольчик? – вынимаю колокольчик из другой коробочки.

- Вот-вот, вот-вот, - звенит колокольчик, побуждая малыша к аналогичным действиям рукой;

2) Использование погремушек, звуковых коробочек с различными наполнителями (горох, монеты, спички и т.д.)

3) Использование записанных на пленку звуков, которые нас окружают (скрип двери, звонок в дверь, звук бьющегося стекла) и др.

Цель: учить узнавать и выделять барабан из ряда звучащих предметов (колокольчика, погремушки, звучащей коробочки).

1) Игрушки убираются за ширму и ребенок не видит, а только слышит звучание предметов. Если возникают трудности в осмысленных занятиях, можно сделать его более доступным, положив перед малышом парную игрушку-барабан. Услышав звучание барабана за ширмой, малыш начинает стучать по лежащему перед ним инструменту.

1) использование барабана;

2) замена игрушек на мелкие предметы.

Цель: учить произвольному, ритмичному, нараспев произнесение цепочки гласных звуков: а-а-а; о-о-о; у-у-у; и-и-и, дифференцировать их. Я произношу стихотворные тексты, укладывая спасть соответствующую игрушку.

кукла-куколка, бай-бай, спи спокойно, засыпай! а-а, а-а, а-а

на кроватке спит бычок, он улегся на бочок: у-у, у-у, у-у

Мишка-мишенька, бай-бай, спи спокойно, засыпай, о-о, о-о, о-о

захотела мышка спать и полезла под кровать, и-и, и-и, и-и

Затем, показывая поочередно игрушки, я побуждала малыша к ритмичному произнесению цепочки гласных звуков.

Вариант: использование предметных картинок.

На столе перед ребенком два зайца – большой и маленький, барабан. Я показываю, как стучит в барабан большой заяц – громко и как маленький – тихо. Затем, убрав игрушки за ширму, предлагаю ребенку угадать, какой заяц стучит в барабан, взяв соответсвующую игрушку.

Варианты: если барабан звучит громко, поднять руки вверх, если тихо – опустить руки вниз.

Цель: учить ребенка различать на слух высокий и низкий голоса, вырабатывать умение повышать и понижать тон голоса в доступных для него пределах.

2) Использование двух и более игрушек, различных по размеру (корова, собака, кошка, мышка).

По мере накопления фонематического опыта ребенок овладевает достаточным слуховым восприятием, лучше локализует звук в пространстве, что улучшает понимание обращенной к нему речи.

У ребенка формируются навыки ощущения звучания, их распознавания и различения, определенные направленности звучания. Учитывая всё вышеизложенное я организую работу по коррекции фонетико-фонематических представлений. С разными возрастными группами дошкольников с ДЦП по следующим направлениям:…………

Формирование и развитие фонетико-фонематических представлений у дошкольников с ДЦП возраст 3 года

1. Формирование слухового восприятия (внимания и памяти)

Развивать слуховое внимание и слуховую память, способность дифференцировать неречевые звуки

1. привлечение внимания к звучащему предмету.

2. Формирование ориентировочно-поисковой и эмоциональной реакции на звучание предметов, голосов ближайшего окружения.

3. Знакомство с характером звучащих предметов.

4. Определение места звучащего предмета в пространстве (впереди, сзади, справа, слева, близко, далеко)

5. Изменение места звучащего предмета.

6. Определение говорящего по характеру звучащей речи (дифференциация мужского и женского голоса, ласкового и строгого тона, вопросительной, восклицательной и повествовательной интонации).

7. Различение неречевых звуков (транспортные шумы, подзывы животных, звукоподражания голосам животных, птиц, насекомых, шум предметов, музыкальные инструменты, эмоциональное восклицание).

8. Дифференциация двух звучащих игрушек, различных по характеру звучания.

9. Дифференциация трех звучащих игрушек, различных по характеру звучания.

10. Воспроизведение звучания двух предметов в заданной последовательности:

а) с опорой на зрительный анализатор

11. Определение последовательности звучания трех предметов, далеких по звучанию.

12. Выделение слова из речевого потока.

Формирование и развитие фонетико-фонематических представлений у дошкольников с ДЦП

1. Знакомство с характером звучания отдельных звуков и слов в речи, их дифференциация

Учить различать одинаковые слова (при дизартрии), звуки и звукокомплексы (при алалии), ориентируясь на высоту, силу, тембр голоса. Познакомить детей со сменой ритма.

1. Развитие умения ударять по бубну в такт.

3. Различение высокого и низкого голосов.

4. Развитие чувства ритма с его схематическим изображением.

5. Соотнесение ритма с его схематическим изображением.

6. Воспроизведение заданного ритма с опорой на зрительное восприятие.

7. Двигательные упражнения с ритмичным звуковым (словесным сопровождением).

8. Дифференциация количества звуков (1, 2, много).

9. повторение звукового или слогового ряда.

10. Формирование понятия об ударном слове, слоге.

11. Выделение ударных звуков (слов) из ряда звуковых (словесных комплексов)

12. Анализ рядов изолированных звуков на материале хорошо произносимых звуков (гласные и согласные).

13. Соотнесение в звукоподражании с основными цветами (воспроизведение цвета на уровне сличения).

1. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с ДЦП. Медицина, 1977 г.

2. Программа воспитания и обучения детей с ДЦП дошкольного возраста. Москва. 1996 г.

3. Лапидевский. Нарушение речи и голоса у детей. Москва, Просвещение, 1989 г.

4. Л.М.Щипицина. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений. С.Петербург, Образование, 1995 г.

5. Хельмут Кнупфер Фридрих Вильгельм Ратке. Как помочь ребенку больному с ДЦП. г. Марбург, 1994 г.

6. Волкова Л.С. Логопедия. Москва, Просвещение, 1989 г.

7. Мастюкова Е.М. О развитии познавательной деятельности детей с церебральными параличами. Дефектология. 1973 №6

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приоритетной задачей в реабилитации детей с ограниченными возможностями является задача их социальной адаптации.Эта категория детей особенно нуждается в своевременном выявлении присущих им дефек.

Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с детским церебральным параличом и умственной отсталостью.

Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с детским церебральным параличом и умственной отсталостью.

Дана подробная характеристика обучения коммуникации. Отражена методика использования различных средств общения с детьми с ДЦП при формировании коммуникативных навыков. Обучение детей с детским церебра.

Дана подробная характеристика обучения коммуникации. Отражена методика использования различных средств общения с детьми с ДЦП при формировании коммуникативных навыков. Обучение детей с детским церебра.

Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания(умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками).Нарушения двигатель.

Дидактические игры, способствующие формированию и развитию фонетико-фонематического восприятия.

Развитие фонематических процессов

у младших школьников с нарушениями ОДА

Детский церебральный паралич – неоднозначная патология, она порождает полярные мнения о состоянии и возможностях развития детей с этим заболеванием и трудности в организации специальной помощи им. Актуальность развития системы специального образования учащихся с детским церебральным параличом определяется не только гуманистическими тенденциями развития общества, но и степенью востребованности данной системы.

Фонетико - фонематическое недоразвитие речи у детей с детским церебральным параличом проявляется в различных формах дизартрий. Особенностью нарушений звуко - произносительной стороны речи при дизартрии является то, что при всех вида активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре и усиливаются дизартрические расстройства.

Нарушение артикуляционной моторики при детском церебральном параличе не только затрудняют формирование произносительной стороны речи, но и вторично вызывают нарушения фонематического восприятия. Это вызывает у ребенка трудности звукового анализа слов и искажения звуко - слоговой структуры слова.

Однако не у всех детей трудности в овладении звуковым составом слов лишь с дефектно - произносимыми звуками. И, наконец, в более редких случаях у детей может не отмечаться выраженных трудностей звукового анализа слов даже с дефектно произносимыми звуками. Это определяет необходимость дифференциального подхода при коррекции фонетико - фонематических нарушений у детей.

Педагогами отмечается следующие причины нарушения звукопроизношения при дизартрии: нарушения мышечного тонуса в речевой мускулатуре; ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата; нарушение голосообразования и дыхания; специфические особенности усвоения лексической системы языка; нарушения грамматического строя речи; н арушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения; все формы дисграфии и дислексии.

Чрезвычайно важным является раннее выявление речевых нарушений при церебральном параличе у детей для своевременного начала логопедической работы и наиболее оптимальной и эффективной коррекции речевых расстройств

В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема профилактики и медико - психолого - педагогической помощи детям с детским церебральным параличом и умственной отсталостью. В ряде работ Е.Ф. Архиповой, Л.А. Даниловой, М.И. Ипполитовой, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюковой, К.А. Семеновой, К.А Симоновой и др. раскрыты основные направления коррекционной работы, учитывающие психофизические особенности детей, страдающих церебральными параличами.

С учетом постоянного увеличения числа младших школьников с фонематическим недоразвитием речи проблема формирования у них фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза занимает важнейшее место в логопедической работе, а вопрос о методике их развития и коррекции остается одним из самых актуальных.

Логопедическая работа по коррекции фонетико - фонематических нарушений у детей с ДЦП, имеющих интеллектуальные нарушения проходит по следующим этапам:

- обследование моторных функций (мелкой, мимической, артикуляционной моторики);

- обследование звукопроизношения, просодической стороны речи;

- обследование фонематических функций (фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза);

На диагностическом этапе проводится логопедическое обследование учащихся 1 класса по определению уровня речевого развития. По результатам исследований, из 9 первоклассников — 100% учащихся имеют различные нарушения речи. Диагностика выявила недостаточность развития артикуляционной моторики - у 70% учащихся, нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия у 92% учащихся, несформированность навыков языкового анализа и синтеза у 78% учащихся, нарушения слоговой структуры речи у 75% учащихся.

Учащиеся с такими речевыми нарушениями не могут успешно усвоить школьную программу. Широкая распространённость и стойкость фонетико-фонематического недоразвития речи, его отрицательное влияние на усвоение чтения и письма позволяет считать поиск эффективных путей преодоления этого речевого дефекта одной из наиболее значимых задач логопедического воздействия.

Планирование логопедической работы строится на понимании речевых нарушений, представляющих собой сложный комплекс дизонтогенеза, и включает в себя ряд разделов не только коррекционно- логопедической направленности, но и психолого- педагогической направленности.

В связи с этим возникает необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой. Поскольку одним из основных видом деятельности младших школьников остается игра, то бесспорна роль игры обучающей и воспитывающей - дидактической.

Рассмотрим признаки фонематического недоразвития.

Проявления фонематического недоразвития

Устная форма речи

1. Нарушение дифференциации фонем на слух

1. Замены и смешения звуков, близких по акустическим или артикуляционным характеристикам.

2. Пропуски, добавления (вставки), повторы персеверации), перестановки звуков и слогов при относительно сохранном изолированном произношении.

1. Замены и смешения букв, обозначающих близкие по акустическим или артикуляторным характеристикам звуки.

2. Пропуски, добавления (вставки), повторы, перестановки букв и слогов.

Система логопедического воздействия по формированию фонематических процессов в системе коррекционной работы включает следующие этапы:

Устная речь

Письменная речь

Воспроизведение

Фонематическое восприятие

Фонематические представления на базе фонематического восприятия

Фонематический анализ

Фонематические представления на базе анализа

Фонематический синтез

Фонематические представления на базе синтеза

Занятия по знакомству со звуком и буквой и по дифференциации звуков проводятся по строго определенной схеме:

1. Организационный момент.

2. Знакомство и работа со звуком.

3. Знакомство и работа с буквой.

4. Работа по формированию лексико-грамматического строя речи (на базе речевого материала данного занятия).

Последовательность работы над каждым звуком и буквой такова:

1. Знакомство со звуком — выделение его на слух.

2. Уточнение артикуляции звука.

3. Определение характеристик звука (гласный — согласный, глухой — звонкий, твердый - мягкий).

4. Выделение на слуховом уровне звука из ряда других звуков, слогов, слов;

5. Определение места звука в слове (с опорой на картинки и без).

6. Составление слогов, слов из заданных звуков.

7. Подбор слов с определенным звуком.

8. Знакомство с буквой: рассматривание, сравнение с предметами окружающей действительности (на что похожа?), выделение ее элементов, прослушивание стихотворения о букве; конструирование.

9. Чтение слогов и слов с изучаемой буквой.

10. Письмо слогов, слов с данной буквой.

В заключительной части занятия проводятся игры на развитие лексико-грамматического строя речи, внимания, памяти с использованием речевого и наглядного материала занятия.

Структура занятий по дифференциации звуков такова:

1 Организационный момент.

2. Уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий.

3. Дифференциация звуков:

- на слуховом уровне — выделение из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий),

- определение наличия того или иного звука и его места в слове с опорой на картинки и без.

4. Работа в тетрадях:

- запись слогов, слов на изучаемые звуки,

- составление звуковых схем слогов, слов;

5. Составление слогов, слов из заданных звуков и букв.

6. Работа по коррекции лексико-грамматического строя на базе речевого материала занятия.

Все занятия проводятся по единой схеме, а их разнообразие достигается путем использования многочисленных игровых упражнений и вариативностью игр. Каждый этап коррекционной работы по развитию фонематических процессов предполагает ряд различных игр.

В процессе практической деятельности была разработана система педагогических игр, соответствующая этапам работы по развитию фонематических процессов.

Система педагогических игр

Используемые игры

Действия детей в соответствии с содержанием игры

Выделение звуков и их узнавание, воспитание чувства ритма, развитие слухового внимания.

Словесные дидактические, с предметами.

Различают неречевые звуки, сравнивают их по высоте, силе, протяженности.

Развитие речевого слуха, слуховой памяти, слухового внимания

Различают голоса, определяют длинные и короткие слова, запоминают и повторяют услышанные звуки и слова, соотносят слуховые и зрительные образы.

Дифференциация звуков, подготовка к звуковому анализу слов

Словесные дидактические, настольно-печатные, подвижные с мячом сюжетно-ролевые.

Различают гласные и согласные звуки, твердые – мягкие, звонкие – глухие; подбирают слова к картинкам; соотносят звуки с буквами; соотносят звуки с их символами (кружки и квадраты синего, красного и зеленого цвета)

Определение места звука в слове

Настольно-печатные, словесные, подвижные с мячом, дидактические

Выделяют первый, последний звук в словах, названиях картинок: определяют место заданного звука (начало. середина, конец): работают со схемами и фишками.

Определение последовательности и количества звуков в слове, развитие фонематического синтеза

Словесные, дидактические, предметные, сюжетно- ролевые, подвижные с мячом.

Составляют звуковые схемы слов, подбирают картинки к схемам, отгадывают слова по заданным символам, находят пропущенную или лишнюю букву в слове, придумывают слова с определенным количеством звуков

Слоговой анализ и синтез слов

Подвижные, с мячом, настольно- печатные, словесные дидактические

Составляют слоговые схемы, подбирают слова к схемам, устанавливают правильную последовательность слогов в слове, придумывают слова с заданным количеством слогов, делят слова на слоги.

Словесные дидактические, подвижные

Составляют схемы предложений, выделяют порядок слов в предложении, называют последовательность, ищут недостающие слова, составляют предложения по опорным словам.

Развитие фонематических представлений

Словесные, с мячом, дидактические

Придумывают слова, находят картинки с заданным количеством звуков, подбирают картинку к звуковой схеме, соотносят цифры с количеством звуков в словах, названиях картинок, придумывают слова на заданный звук

Логопедическое воздействие осуществляется в следующих формах обучения:

- групповое занятие, основная цель которых – развитие коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи в разных видах деятельности;

- индивидуальное занятие – подбор комплекса дыхательных, артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, постановка и автоматизация звуков.

Другими формами работы по указанной выше теме является консультативная работа с педагогами и родителями.

Мы считаем, что коррекцию фонетико- фонематических нарушений у школьников с детским церебральным параличом, возможно, осуществлять средствами тактильно - проприоцептивной стимуляции, развитием чётких артикуляционных кинестезий, подключением двигательно-кинестетического и слухо-зрительно-кинестетического контроля.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.