Формирование математических представлений у детей с дцп


Практика педагогической работы в школах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата выявляет значительные трудности в овладении программным материалом по математике. Это является не только следствием изменений, внесенных в новую программу, но и качественным изменением контингента учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
matem_znaniya.docx 488.93 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности усвоения математических знаний детьми с ДЦП

Практика педагогической работы в школах для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата , где обучение осуществляется по программе общеобразовательной массовой школы , выявляет значительные трудности в овладении программным материалом по математике . Это является не только следствием изменений , внесенных в новую программу ( включены новые элементы теории , и многие вопросы рассматриваются на достаточно высоком уровне обобщения ), но и качественным изменением контингента учащихся .

Дети с церебральными параличами , двигательные расстройства которых нередко сочетаются с нарушениями психических функций , составляют основную группу учащихся специальных школ .

Дефектность развития двигательного анализатора , ограничивающая предметно - практическую деятельность ребенка с церебральным параличом , в сочетании с нарушениями речи и других высших корковых функций ( особенно пространственного восприятия ) создает своеобразную картину психического развития этих детей и определяет трудности формирования математических представлений в дошкольном возрасте .

Важнейшим условием формирования счетных навыков у здорового ребенка является развитие практических навыков манипулирования совокупностями предметов , в процессе которого ребенок приходит к открытию операции взаимно - однозначного соответствия , являющейся первичной в процессе построения числа . Овладение этой операцией дает возможность ребенку производить количественную оценку предметов и явлений , устанавливать равенство или неравенство совокупностей без использования названий числового ряда , путем прикладывания ( накладывания ) каждого элемента одной группы к каждому из элементов другой .

Сравнение двух величин способом установления элементов во взаимно - однозначное соответствие рассматривается в настоящее время как составная часть определения самого целого числа , так как такое сравнение дает простейшее и непосредственное измерение эквивалентности множеств . Формирование полноценного счета предполагает наличие у учащихся пропедевтики числа . Основой для формирования понятия о натуральном числе и арифметических действиях служит опыт предметно - практической деятельности учащихся . Знакомство с различными способами сравнения чисел , нахождение их суммы и разности непременно предполагает выполнение операций с соответствующими множествами предметов путем их сопоставления , объединения и т . д .

Таким образом , сформированность практических навыков манипулирования множествами в процессе первоначального ознакомления с понятием числа выдвигается в начальном обучении математике на первый план . У детей , страдающих церебральными параличами , отмечается некоторое своеобразие первоначальных понятий о числе , что является , как можно полагать , следствием ограниченности движений , сужения опыта предметно - практической деятельности и замедленного психического развития .

В специальной литературе имеются указания на то , что детям с церебральными параличами нередко свойственны нарушения счетной деятельности ( Р . Я . Абрамович - Лехтман , 1965; Г . С . Гуменная , 1978; Е . М . Мастюкова , К . А . Семенова , 1965; М . Б . Эйдинова , 1959). Об этом свидетельствуют также педагогические наблюдения различных авторов , которые , характеризуя особенности формирования числовых представлений у детей с церебральными параличами , обращают внимание на необходимость длительной отработки понятий в процессе выполнения различного рода упражнений .

У детей , страдающих церебральными параличами , ввиду двигательной недостаточности и своеобразия предметных действий , к началу обучения в школе не заканчивается пропедевтика числа . Это выражается в задержке формирования самого простейшего и непосредственного измерения эквивалентности множеств : сравнения двух величин способом установления элементов во взаимно - однозначное соответствие .

Наличие дефекта и особенности дошкольной подготовки этих детей ( неправомерно скорое введение счета как основного способа количественной оценки ) приводят к сокращению этапа практических действий , необходимого в освоении понятия о числе . Это главным образом выражается в оторванности количественных представлений от реальных предметов , в трудностях оперирования наглядно представленными множествами .

Большое место в уроке должно отводиться предметно - практической деятельности учащихся , что обеспечивает наглядную оценку формирования математических понятий и создает предпосылки для применения полученных знаний на практике .

Выполнение упражнений с группами предметов способствует усвоению способа количественной оценки нескольких множеств путем установления поэлементного соответствия между их составляющими . Уравнивание различных количеств путем добавления недостающего , убавления лишнего , перекладывания части от одного количества к другому ( при уравнивании групп одинаковых предметов ) — задания такого рода могут быть предложены в качестве практических упражнений .

Аналогично строится пропедевтическая работа по усвоению состава числа , т . е . знакомство со структурой того или иного числа проходит как манипуляция предметами внутри совокупности : разложение ее на составные элементы и объединение нескольких групп в единое целое .

Завершением подготовительного периода является знакомство учащихся со счетом в пределах пяти на конкретном материале .

Работу по развитию у учащихся с церебральными параличами навыка пересчитывания элементов множеств целесообразно строить с учетом следующих моментов :

1. Опора на ручное действие . Выделение каждого элемента множества , показ его и соотнесение с числительным одновременно с дотрагиванием рукой до каждого предмета .

2. Активизация зрительной функции : применение целенаправленного усилия удерживать взор на каждом элементе множества .

3. Замедленный темп пересчитывания с использованием речи , акцентирование внимания учащегося на каждом элементе множества .

Большинство детей с церебральным параличом с трудом усваивают разрядное строение числа , затрудняются в осмыслении задач , путают цифры , близкие по своему графическому образу , строят цифровой ряд справа налево .

У детей наблюдается особая структура интеллектуальной недостаточности — диссоциация между относительно удовлетворительным уровнем развития абстрактного мышления и недоразвитием функций пространственного анализа и синтеза , праксиса , счетных способностей и других высших корковых функций , имеющих значение для формирования интеллектуальной деятельности и развития школьных навыков ( Е . И . Кириченко , 1965; Е . М . Мастюкова , 1974; С . С . Калижнюк и др ., 1975).

Нарушения пространственного гнозиса проявляются в замедленном формировании понятий , определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве , неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры , складывать из частей целое .

В тесной связи с нарушениями зрительно- пространственного синтеза находится слабость функций счета . Эти расстройства проявляются в замедленном усвоении числа и его разрядного строения , замедленной автоматизации механического счета , неузнавании или смешении арифметических знаков и цифр при письме и чтении .

Важно дать детям представление , что число не зависит от величины предметов , расстояния между ними , их пространственного расположения и направления счета . В коррекционную работу необходимо вводить также двигательный и звуковой варианты счета : пересчитать количество хлопков , ударов в бубен , шагов , взмахов руки и т . п .

Большое значение придается формированию временных и пространственных представлений . На начальном этапе обучения дети овладевают умениями ориентироваться на странице тетради , учебника , в окружающей обстановке . Например , сформированные пространственные представления способствуют усвоению порядковых отношений чисел в натуральной последовательности . Особо выделяются отношения порядка : перед—после —между и т . д .

При ознакомлении с образом цифры пользуются специальными трафаретами для раскрашивания вырезанных цифр . Эффективным приемом является обведение пальцем цифры , вырезанной из бархатной и наждачной бумаги , а также прописывание изучаемой цифры пальцем на шероховатой поверхности ( наждачная бумага , бархатная бумага наклеенные на картон ). У детей с тяжелыми нарушениями манипулятивных функций или с гиперкинезами необходимо использовать следующий способ обучения : сначала цифра несколько раз прописывается с помощью взрослого , который с усилием воздействует на руку ребенка , обучая соответствующему движению ; затем ребенок прописывает цифру пальцем самостоятельно . Дети также могут вылепить изучаемые цифры из пластилина , теста или глины .

Необходимым элементом обучения счету является понятие цифрового ряда . Следует учить детей строить цифровой ряд слева направо , дать понятие увеличения цифрового ряда слева направо и уменьшения справа налево .

Особенности развития мышления большинства учащихся делают необходимым применение чертежей , схем , рисунков . Недостаточная сформированное пространственных представлений предполагает введение дополнительных упражнений при обучении к записи примеров в столбик : размещение одних предметов под другими , рисование фигур в клетках и т . д .

Важное место в обучении занимает формирование геометрических представлений . В ходе выполнения практических упражнений дети учатся распознавать геометрические фигуры в окружающих предметах , на рисунках , моделях ; овладевают графическими умениями , приобретают практические умения в решении задач вычислительного и измерительного характера .

Таким образом , практика педагогической работы в школах для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата , где обучение осуществляется по программе общеобразовательной массовой школы , выявляет значительные трудности в овладении программным материалом по математике . У детей наблюдается замедленное усвоение числа и его разрядного строения , замедленная автоматизация механического счета , неузнавание или смешение арифметических знаков и цифр при письме и чтении . Нарушения пространственного гнозиса проявляются в замедленном формировании понятий , определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве , неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры , складывать из частей целое .

При подготовке к школе очень важно развить у ребенка основы математического мышления. По данным Э. С. Калижнюк, у большинства детей, страдающих церебральным параличом, наблюдаются трудности при овладении счетом. В значительной степени это связано с тем, что понятие числа имеет сложную психологическую структуру, связанную с пространственным восприятием множества объектов. Поэтому освоение счета требует высших форм мыслительной деятельности — анализа и синтеза, сформированных пространственных представлений. Большинство детей с церебральным параличом с трудом усваивают разрядное строение числа, затрудняются в осмыслении задач, путают цифры, близкие по своему графическому образу, строят цифровой ряд справа налево.

Для коррекции этих нарушений наряду со стандартными приемами обучения счету можно рекомендовать некоторые специальные приемы, адекватные для обучения детей с церебральным параличом. К ним следует отнести, во-первых, введение двигательно-осязательного элемента в процесс пересчета. Опора на двигательный, зрительный и осязательный анализаторы способствует восприятию линейно расположенных в пространстве предметов. У каждого ребенка во время обучения счету должен быть набор однородных предметов, которые он должен пересчитывать, пользуясь зрительным контролем и без него. Во-вторых, обучение счету должно всегда исходить из принципа наглядности, объяснение Щ проводиться на примерах, видимых и ощущаемых детьми, и только на следующем этапе можно переходить к аналогичным заданиям, отвлекаясь от конкретных объектов.

Важно дать детям представление, что число не зависит от величины предметов, расстояния между ними, их пространственного расположения и направления счета. В коррекционную работу необходимо вводить также двигательный и звуковой варианты счета: пересчитать количество хлопков, ударов в бубен, шагов, взмахов руки и т. п.

Важное место на начальном этапе обучения математике занимает формирование геометрических представлений. Дети должны уметь распознавать простейшие геометрические фигуры на рисунках и в окружающих предметах, научиться их моделировать. Этот раздел работы тесно связан с сенсорным воспитанием детей с ДЦП.

В ходе занятия целесообразно проводить одну—две физкультминутки, снимающих утомление, а также использовать игровую деятельность, что способствует успешному усвоению материала. Методика проведения игры определяется учебно-воспитательными задачами, которые преследует изучаемая тема. Некоторые игры математического содержания можно использовать и на прогулках, во время занятий по физическому и трудовому воспитанию.

В ходе работы по формированию математических представлений у детей с ДЦП в период подготовки к школе решаются следующие задачи:

§ накопление конкретных фактов о различных свойствах предметов окружающей действительности;

§ формирование у детей способности выделять в объектах существенные признаки, развитие различных операций сравнения и группировки предметов по определенному признаку;

§ накопление представлений о количестве, величине и форме предмета;

§ развитие ориентировки во времени и пространстве;

§ образование множеств, их соотношение с заданным образцом (количеством) ;

§ усвоение элементарного математического счета.

Усложнение программного материала идет путем расширения содержания основных разделов, формирования новых способов математического действия путем совершенствования навыков аналитических операций сравнения (применение приемов сопоставления, противопоставления, наложения, приложения, измерения с помощью счета и специальной или условной мерки) , а также путем усложнения наглядного материала — использования не только реальных предметов и их заместителей, но и изображений, условных обозначений, схем и таблиц.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

Особенности формирования математических представлений

у детей с церебральным параличом.

ДЦП – сложная патология развития, обусловленная органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы .

Ведущим в клинической картине является двигательный дефект, который сочетается с нарушениями познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, нарушениями речи и других анализаторных систем: зрения, слуха, тактильного и кинестетического восприятия. По состоянию интеллекта наши дети представляют крайне разнородную группу:

В ходе работы по формированию математических представлений у детей с ДЦП в период подготовки к школе решаются следующие задачи:

накопление конкретных фактов о различных свойствах предметов окружающей действительности;

формирование у детей способности выделять в объектах существенные признаки, развитие различных операций сравнения и группировки предметов по определенному признаку;

накопление представлений о количестве, величине и форме предмета;

развитие ориентировки во времени и пространстве;

образование множеств, их соотношение с заданным образцом (количеством);

усвоение элементарного математического счета.

Специальные приемы, адекватные для обучения детей с церебральным параличом. К ним следует отнести, во-первых, введение двигательно-осязательного элемента в процесс пересчета. Опора на двигательный, зрительный и осязательный анализаторы способствует восприятию линейно расположенных в пространстве предметов. У каждого ребенка во время обучения счету должен быть набор однородных предметов, которые он должен пересчитывать, пользуясь зрительным контролем и без него.

Во-вторых, обучение счету должно всегда исходить из принципа наглядности, объяснение проводиться на примерах, видимых и ощущаемых детьми, и только на следующем этапе можно переходить к аналогичным заданиям, отвлекаясь от конкретных объектов.

В коррекционную работу необходимо вводить также двигательный и звуковой варианты счета: пересчитать количество хлопков, ударов в бубен, шагов, взмахов руки..

Большое значение придается формированию временных и пространственных представлений. На начальном этапе обучения дети овладевают умениями ориентироваться на странице тетради, в окружающей обстановке. Например, сформированные пространственные представления способствуют усвоению порядковых отношений чисел в натуральной последовательности. Особо выделяются отношения порядка: перед—после—между и т.д.

При ознакомлении с образом цифры пользуются специальными трафаретами для раскрашивания вырезанных цифр. Эффективным приемом является обведение пальцем цифры, вырезанной из бархатной и наждачной бумаги, а также прописывание изучаемой цифры пальцем на шероховатой поверхности (наждачная бумага, бархатная бумага, наклеенные на картон). У детей с тяжелыми нарушениями манипулятивных функций или с гиперкинезами необходимо использовать следующий способ обучения: сначала цифра несколько раз прописывается с помощью взрослого, который с усилием воздействует на руку ребенка, обучая соответствующему движению; затем ребенок прописывает цифру пальцем самостоятельно. Дети также могут вылепить изучаемые цифры из пластилина, теста или глины.

Необходимым элементом обучения счету является понятие цифрового ряда. Следует учить детей строить цифровой ряд слева направо, дать понятие увеличения цифрового ряда слева направо и уменьшения справа налево.

Важное место на начальном этапе обучения математике занимает формирование геометрических представлений. Дети должны уметь распознавать простейшие геометрические фигуры на рисунках и в окружающих предметах, научиться их моделировать. Этот раздел работы тесно связан с сенсорным воспитанием детей с ДЦП.

Усложнение программного материала идет путем расширения содержания основных разделов, формирования новых способов математического действия путем совершенствования навыков аналитических операций сравнения (применение приемов сопоставления, противопоставления, наложения, приложения, измерения с помощью счета и специальной или условной мерки), а также путем усложнения наглядного материала — использования не только реальных предметов и их заместителей, но и изображений, условных обозначений, схем и таблиц.

Усвоение программного материала проводится в наглядно – действенной форме с опорой на непосредственные практические действия с предметами, множествами предметов, предметными картинками, игрушками, специальным дидактическим материалом, что обеспечивает расширение практического опыта детей, возможность видеть математические свойства и отношения в предметах и явлениях окружающей действительности. Поэтому особое место отводится созданию коррекционно – развивающей среды по ФЭМП в группе.

Ф.Э.М.П. не является изолированной задачей, а входит в общий комплекс обучения неотъемлемой составной частью и служит базой для обучения ребенка многим другим предметам. Математические представления используются и закрепляются во всех режимных моментах, на занятиях по конструированию, рисованию, лепке, аппликации и т.д. В отличии от прямого обучения на занятиях по Ф.Э.М.П. здесь происходит скрытое обучение в виде накопления чувственного и информативного опыта. Не менее важно и опосредованное обучение при проведении игр, досугов, праздников.

Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста с ДЦП

Глава 1. Сущность и особенности развития детей дошкольного

1.1. Понятие и формы ДЦП 5

1.2. Социально-психологические особенности развития дошкольников с ДЦП 14

Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы формирования математических представлений у дошкольников с ДЦП

2.1. Организация и методы исследования 24

2.2 Анализ результатов исследования 28

2.3. Рекомендации к составлению обучающих программ формирования математических представлений у детей дошкольного возраста с ДЦП 37

Среди всей популяции детей с ограниченными возможностями здоровья значительную часть занимают дети, страдающие различными формами детского церебрального паралича (ДЦП).

Во всестороннем развитии дошкольников, страдающих детскими церебральными параличами, важное место принадлежит их умственному развитию, сознательному усвоению знаний, формированию математических умений, совершенствованию способностей пользоваться ими для решения новых задач. Особенно актуальной эта проблема становится в связи с обучением детей с ДЦП имеющих сохранный интеллект. Это и составляет социальную значимость данного исследования.

Проблемам изучения, обучения, воспитания, лечения и комплексной реабилитации больных ДЦП разного возраста посвящены многочисленные работы клиницистов, педагогов, психологов (Л.О. Бадалян, Л.И. Виноградова, М.В. Ипполитова., Э.С. Калижнюк, И.И. Кириченко, К.А. Семенова, Т.И.Серганова, О.В. Степанченко, Л.М. Шипицына и др.).

Анализ этих работ показал, что все авторы указывают на важную роль развития математических представлений у детей с ДЦП в дошкольном возрасте. Однако отдельных, фундаментальных исследований данной проблемы в отечественной и зарубежной литературе существует мало, что и предопределяет научную значимость данного исследования.

. и речевого развития ребенка. Это объясняет актуальность выбранной темы о роли семьи в формировании математических представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи. Объект исследования – педагогический . предметы воспринимаются ими как непрерывность. При распознавании пространственных отношений дети старшего дошкольного возраста с нарушениями речи часто пользуются приемом .

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать проблему исследования.

На современном этапе развития дошкольной коррекционной педагогике, констатируется, что развитие математических представлений у дошкольников с ДЦП оказывает влияние и на общее физическое и психологическое развитие ребенка. Этот факт обусловлен общими законами психофизиологического развития и коррекции детей дошкольного возраста с ДЦП. В то же время на сегодняшний день существует дефицит экспериментальных и практических работ, рассматривающих особенности развития математических представлений у данной группы детей.

Цель исследования – изучение особенностей формирования математических представлений у дошкольников с ДЦП.

Объект исследования — развитие личности дошкольников в возрасте 5-6 лет с детским церебральным параличом методы преподавания математики в начальной школе.

Предмет исследования — специфика развития математических способностей у детей с ДЦП.

1. Рассмотреть понятие и формы проявления заболеваний, классифицирующихся как детский церебральный паралич.

2. Дать социально-психологическую характеристику детям с ДЦП в возрасте 5-6 лет.

3. Экспериментально изучить особенности формирования математических представлений у детей названной целевой группы.

4. Разработать рекомендации к составлению программы обучения элементарных основ математики дошкольников с ДЦП.

Эксперимент проводился на базе ГОУ №1457 компенсирующего вида. В эксперименте приняли участие ученики дети с ДЦП в возрасте 5-6 лет в количестве 25 человек.

Методы исследования: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.

. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений, связанных с ними логических операций. Математическое развитие - . подходы к содержанию и приемам формирования - временных представлений определены на основе ряда исследований 60-70-80-ых годов (Е.Д. .

1.1. Понятие и формы ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционированием мышц [25]…………….

Тема нашей курсовой работы была посвящена рассмотрению проблемы формирования математических представлений у дошкольников с ДЦП.

Теоретическая и экспериментальна части нашей работы позволили нам выделить следующие выводы:

Детский церебральный паралич — группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционированием мышц.

В настоящее время выделяют пять форм проявления ДЦП: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гемипаретическая форма (детская церебральная гемиплегия), гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма (мозжечковая).

Исследования различных авторов показывают, что при различной степени выраженности ДЦП познавательная сфера детей характеризуется недоразвитием внимания, памяти, мышления. Происходят и нарушения речевой сферы. Дети с ДЦП отличаются беспокойством, суетливостью, расторможенностью, склонностью к вспышкам. Часто у детей с ДЦП наблюдается расстройство сна. Дошкольников отличает повышенная утомляемость, плаксивость, раздражительность.

Все эти особенности личности оказывают специфичное воздействие на процесс обучения и воспитания дошкольников с ДЦП.

В экспериментальной части нашего исследования для выявления уровня сформированности математических представлений у детей с ДЦП мы протестировали 25 человек, ребят в возрасте 5-6 лет с диагнозом ДЦП.

Нами были подобраны 5 групп заданий для исследования: особенностей количественных представлений, представлений о величине, представлений о форме, пространственных и временных представлений.

[Введите текст] СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ДЦП 1.1 Этиология и патогенез ДЦП 1.2 Психолого-педагогические особенности детей с ДЦП ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП 2.1 Организация дошкольной системы образования 2.2 Организация школьной системы образования ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ВВЕДЕНИЕ Любая семья в ожидании « .

Исследование показало, что у большей части детей уровень математических представлений не сформирован. У этих дошкольников существуют проблемы как в проявлении невербальных (мелко моторных), так и в проявлении вербальных навыков.

При этом в процессе исследования четко прослеживалась взаимосвязь между уровнем развития речевой сферы и правильностью выполнения тестовых заданий. Осознанность выполнения тестовых заданий во многом влияет на успешность выполнения задания. На этот процесс влияют такие моменты как проговор хода выполнения и объяснения выбора того или иного действия. Особенное затруднение вызывали задания на выявление уровня сформированности представлений о форме и пространстве.

В целом около 70-80% человек по всем 5 шкалам показали низкий результат.

Для формирования математических представлений у дошкольников с ДЦП необходима организация целенаправленного обучения, которое позволит скорректировать процесс обучения математике и результатом которого будет развитие двигательных навыков, мелкой моторики рук, речевых процессов, познавательной и психоэмоциональной сферы.

1. Бабенкова Р.Д. Обучение технике письма учащихся с церебральными параличами. Методические рекомендации. — М.,1977.

2. Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. — Екатеринбург,1990.

3. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М., 2001.

4. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. — М.,1994.

5. Генденштейн Л.Э., Малышева Е.Л. Домашняя школа Монтессори. — М.,1993.

6. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника/Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Минск, 1997.

7. Зайцев Р.В. Математика для детей дошкольного возраста. – М., 1999.

8. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М.,1993.

9. Калинченко А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.

10. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с нарушениями в развитии. – М.: БУК-МАСТЕР, 1993.

11. Кузнецова Г.В. Основы изодеятельности. Методические рекомендации к обучению изодеятельности детей с ДЦП в пропедевтическом периоде. — М.,1998.

План. ВВЕДЕНИЕ. 1. Общие условия семейного воспитания. 1.1 Семья, как фактор воспитания. 1.2 Неполные семьи и несчастные дети. 2. Влияние детско-родительских отношений на развитие различных сторон личности ребенка-дошкольника. 2.1 Развитие личности. 2.2 Суть детско-родительских отношений. 2.3 Влияние детско-родительских отношений на развитие личности дошкольника. 3. Влияние отношений между .

12. Кузнецова Г.В. Рабочая диагностическая тетрадь педагога. – М., 1993.

13. Левченко И.Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте. — В сб. медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. — М.,1991.

14. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.

15. Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В. Основные принципы и методы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом. — В сб. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. — М.,1991.

16. Мальцева И.В. Штрихи и пунктиры. — М.,1999.

17. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. — М.,1991.

18. Новикова В.П. Математика в детском саду: Книга для родителей и воспитателей. В 4 т. – М., 2000.

20. Семенова К.А. Детский церебральный паралич (патогенез, клиника, лечение).- В сб. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. — М.,1991.

21. Серганова Т.И. Как победить детский церебральный паралич. — СПб.,1995.

22. Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей. – М., 2001.

23. Страховская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. — М.,1994.

24. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Методическое пособие. — СПб.,1999.

25. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич.- М., 2001.

Содержание Введение 3 1. Соблюдение традиций – сила развития общества 5 1.1. Народное художественное творчество как искусство 6 1.2. Творчество детей – первая ступень любви к традициям 8 2. Подготовка к праздничным утренникам 9 2.1. День праздника 10 2.2. Значение праздничных утренников 11 3. Практическая часть 12 Заключение 30 Список литературы 31 Введение В материальном мире постоянно .

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.