Гимнастика при спастическом тетрапарезе при дцп

Здоровье – это самая важная, самая хрупкая, самая необходимая ценность в жизни любого человека. Тот факт, что не все осознают до конца важности здорового организма, ни в коей мере не умаляет его значимости. В нынешнее время люди с хорошим самочувствием и отсутствием болезненных ощущений и болезнетворного состояния относятся к этому очень легкомысленно. Оно и не удивительно: ничего не болит, ничто не беспокоит – значит, не о чем и задумываться. Но это не относится к тем, кто был рожден уже больным человеком. Этого легкомыслия не понимают те, кому не дано было радоваться здравию и полноценной нормальной жизнедеятельности. Это не относится к людям, больным ДЦП.

Суть диагноза ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это заболевание хронического характера, которое не относится к группе прогрессирующих, но требует постоянного и регулярного лечения ввиду патологий головного мозга, в его коре или подкорковых областях, стволе или капсулах. Эта болезнь проявляется, главным образом, в частичной физической и интеллектуально-психологической несостоятельности человека, а также невозможности им полноценно управлять своим телом. Подобная несостоятельность объясняется тем, что мозг больного не посылает сигнал мышцам к двигательной активности, поэтому он не может контролировать большинство своих движений. Причиной такого диагноза зачастую становится аномальное внутриутробное развитие, роды с осложнениями, родовая гипоксия или асфиксия, а также эндокринные или инфекционные заболевания, перенесенные матерью больного малыша во время беременности. Детки с церебральным параличом позже начинают держать головку, переворачиваться со спинки на живот, сидеть, ходить. Очень многие из них не могут ходить, уже будучи на стадии взросления.

Но есть во всей этой печальной истории один положительный момент: ДЦП – не приговор. Существует масса всевозможных методик, лечебных мероприятий, различных медикаментозных способов, способствующих частичному восстановлению здоровья ребенка и приближению его к нормальной жизнедеятельности.

Своевременное обращение родителей ребенка с церебральным параличом к врачу-невропатологу за консультацией может поспособствовать более раннему их вмешательству в протекание болезненного процесса и реабилитации плачевного состояния здоровья малыша посредством осуществления определенных процедур. Не стоящая на месте медицина предлагает всевозможные способы улучшения самочувствия ребенка с этим диагнозом в виде массажей, лечебной гимнастики, занятий на специальных тренажерах, физиотерапии, магнитотерапии, электрорефлексотерапии, Бобат-терапии, метода Войта, занятий с логопедами и психологами, применения вспомогательного оборудования. И не последнее место в этой цепи занимает лечебная физическая культура (ЛФК) при ДЦП.


Лечебная физическая культура

Ни для кого не секрет, что спорт является залогом здорового тела и здорового духа. Занятия спортом дают человеку возможность активно проводить время в движении, развивать все группы своих мышц, получать заряд энергии и бодрости, придавать своему телу эстетически красивые изгибы и формы, поддерживать себя в отличном настроении и приподнятом состоянии духа. Можно бесконечно долго перечислять преимущества занятий спортом, равно как и называть всевозможные разновидности спортивной активности. Но особое место в этом перечне нужно отвести лечебной физкультуре.

ЛФК представляет собой комплекс специальных терапевтических приемов с применением физкультурных упражнений, способствующих улучшению состояния и частичному восстановлению здоровья больных и инвалидов, а также применяемых в качестве профилактики от возможных заболеваний. Сама по себе лечебная физкультура считается медицинской дисциплиной с педагогическими особенностями, поскольку это не только выполнение обособленных физических упражнений, но и воспитание в пациенте веры в себя и уверенности в том, что успех придет и здоровье вернется. Неудивительно, что в качестве одного из методов реабилитации в случае с детьми, больными церебральным параличом, используется именно комплекс упражнений ЛФК при ДЦП. Ведь родители несчастного малыша готовы выполнять любые занятия, следовать всем возможным гимнастическим комплексам и проходить всевозможные терапии только ради того, чтобы их ребенок хотя бы отчасти почувствовал радость полноценной жизни.


Значение лечебных упражнений при ДЦП

В чем особенность влияния упражнений ЛФК при ДЦП? За счет чего наступает ремиссия отдельных мышечных групп в теле пораженного церебральным параличом ребенка? И как работает комплекс ЛФК при ДЦП? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобраться с тем, каковы цели, задачи и принципы методики лечебно-физической терапии, помогающей реабилитировать потерянное малышом в дородовом, родовом или послеродовом периоде здоровье.

Главной целью ЛФК при ДЦП у детей является развитие способностей произвольного торможения движений, а также понижение мышечного гипертонуса, улучшение двигательной координации, увеличение амплитудных движений в области суставов. Для деток, мышечная активность которых заторможена и не позволяет нормально функционировать физически, это очень важный аспект реабилитации.

Задачи комплекса ЛФК при ДЦП включают несколько основных направлений:

  • осуществление общеукрепляющего и оздоровительного воздействия на организм;
  • помощь в восстановлении работоспособности тела;
  • нормализация кровообращения и обмена веществ в зоне поражения;
  • полное или частичное урегулирование обменных и нервно-сосудистых нарушений;
  • предотвращение появления спаек в области между близлежащими тканями и нервными оболочками;
  • замещение уже образовавшихся спаек приспособленностью тканей к подобного рода образованиям посредством специальных упражнений;
  • укрепление слабой мышечной ткани;
  • развитие координации движений;
  • помощь в борьбе с сопутствующими аномалиями – искривлением позвоночника, нарушением его подвижности и так далее.

И этот перечень не окончателен. Методики ЛФК при ДЦП предусматривают построение комплекса упражнений на принципах регулярности, систематичности, непрерывности занятий, индивидуальном подходе к каждому пациенту, обращении внимания на его возраст и психическое развитие, с учетом тяжести и стадии заболевания. Все эти аспекты в совокупности предопределяют положительный результат от проводимых процедур, что обусловливает важность подобного рода физкультурной терапии для деток с отклонениями нервной и психической системы.


Виды упражнений

На каких основных вариациях упражнений ЛФК при ДЦП основывается курс реабилитации пациентов?

  1. Зафиксированное положение – модель лечебного упражнения, основанная на фиксации конечностей в специальной шине или лонгете.
  2. Мышечное растягивание – предполагает раскачивание во всех суставах конечностей с амплитудой колебаний, рассчитанной на постепенное возрастание.
  3. Мышечное расслабление – предусматривает поочередную фиксацию рук и ног для снижения количества непроизвольных движений, осуществляемых больным ребенком, а также ослабления повышенного тонуса.
  4. Ходьба – дает возможность разработать двигательный аппарат на более высокие возможности в передвижении.
  5. Упражнения со стимуляцией мышечной активности и мышечного торможения – представляют собой поочередное сгибание-разгибание суставов с параллельным мышечным массажем.
  6. Подъем по поверхности с наклоном – осуществляется с инструктором и дает возможность тренировать, насколько это возможно, пресс и мышцы ног, держать баланс и удерживать равновесие.
  7. Упражнения на выработку выносливости.


ЛФК на активизацию двигательного аппарата

В комплексе упражнений ЛФК для детей с ДЦП предусмотрены первоочередные упражнения на самую важную область реабилитации – двигательный аппарат. Ведь многие детки при церебральном параличе не способны ходить, им нужно помогать, их нужно этому учить. В случаях, когда центральная или периферическая нервная система повреждена, может возникнуть проблема с движением верхних или нижних конечностей. Эта проблема именуется в медицине как тетрапарез. Для того чтобы укрепить двигательные и координационные навыки у деток-инвалидов, а также повысить их степень контроля над собственными действиями, предусмотрены соответствующие гимнастические упражнения.

  • В исходном положении, сидя на пятках, малыш пытается встать на колени под воздействием движений инструктора (или родителя), который берет ребенка за плечи, удерживая его параллельно в тазобедренной части.
  • Сидя на коленях, под влиянием движений взрослого, который придерживает его в подмышечной зоне, ребенок начинает движения из стороны в сторону, чтобы иметь возможность уметь переносить массу своего тела на одну ногу. При этом вторую ногу кроха пытается оторвать от опоры сам, разводя руки в стороны.
  • Повернувшись лицом к маленькому сидящему на стуле пациенту с ДЦП, ЛФК-инструктор в лице специалиста или родителя фиксирует его ноги на полу своими и аккуратно берет за ручки. При этом кисти подтягиваются вперед и вверх, чтобы дать ребенку возможность научиться самостоятельно вставать.
  • В исходном положении стоя ноги ребенка ставятся стопами друг к другу в одну линию одна за одной, руками взрослого производятся легкие толчки сначала в спину, затем в грудь – так у малыша формируется понятие о поддержании равновесия.
  • В подобном исходном положении нужно пытаться раскачивать ребенка в стороны так, чтобы он пытался сделать шаг самостоятельно.

Подобные упражнения ЛФК для детей с ДЦП позволяют повысить двигательную активность малыша и дать ему шанс научиться ходить.


ЛФК на проработку суставов

Не менее важно научить ребенка управлять своими движениями и укрепить его суставы. Особенность этого момента заключается в том, что деткам, больным церебральным параличом, присущи болевые ощущения в суставах, судорожные боли и смежные патологии. Чтобы развивать суставы конечностей, нужно обратить внимание на ряд направленных на их укрепление занятий ЛФК при ДЦП.

  • Исходная позиция ребенка – лежа на спине. Одна нога разгибается и фиксируется взрослым под собственной тяжестью тела или под упором руки, а вторая постепенно сгибается в колене. Бедро при этом по возможности прижимается к животу, после чего плавно отводится назад в исходное положение.
  • Исходная позиция малыша – лежа на боку. Колено держится согнутым, бедро поочередно то отводится, то возвращается в исходное положение.
  • Первоочередное положение тела – стоя лицом к столу впритык к нему. Необходимо прислонить живот к нему так, чтобы ноги свободно висели, после чего поочередно то выпрямлять их, разгибая колени, то возвращать в подвешенное состояние.
  • Лежа на спине, ребенок при помощи взрослого сгибает ногу в колене, после чего по возможности выпрямляет ее максимально ровно.
  • Положив больного церебральным параличом ребенка на живот, взрослый или инструктор подкладывает под его грудь валик, после чего, удерживая кроху за руки, приподнимает верхнюю часть его туловища, отрывисто и пружинисто совершая движения вверх и вниз.
  • Исходная позиция малыша – лежа на спине. Руки сгибаются в локте так, чтобы лицо оставалось неподвижным и развернутым в сторону. После чего взрослый помогает согнуть ребенку конечность, разворачивая его голову в другом направлении.


ЛФК на растяжку

Повысить гибкость также помогает комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП на растяжку. Он позволяет снизить уровень выраженности патологичного состояния спины и позвоночника, улучшает состояние пораженного спинного мозга, а также его нервных окончаний. Более того, подобного рода занятия ЛФК для детей с ДЦП позволяют укрепить мышцы конечностей, что, безусловно, влияет на более уверенные движения руками и ногами.

Такой комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП при регулярном его выполнении изо дня в день способствует значительному улучшению состояния маленького пациента. Особенно действенна такая лечебная гимнастика в том случае, когда осуществляется она на раннем этапе взросления ребенка. И чем раньше – тем лучше.

ЛФК на расслабление

Примечательно, что занятия по ЛФК при ДЦП у взрослых так же, как и у детей, способствуют реабилитационному процессу. Но у взрослых это происходит намного медленнее, чем у детей, поскольку детский организм намного более податлив. Поэтому затягивать с ЛФК при ДЦП у детей нельзя.

Исходя из того что частым симптомом детского церебрального паралича является сильный гипертонус мышц, медициной предусмотрены специальные упражнения на их расслабление.

  • Для того чтобы руки и ноги больного ребенка могли отдохнуть, ему необходимо лечь спиной на пол, после чего конечности с одной стороны зафиксировать в неподвижном состоянии, применяя при этом утяжелители, которые можно соорудить из мешочков с песком.
  • Свободную руку с другой стороны туловища ребенок должен согнуть в локте, при этом его предплечье помогает ему держать проводящий лечебную гимнастику взрослый. Рука остается в таком положении до тех пор, пока не почувствуется снижение мышечного тонуса. После чего взрослый помогает ребенку встряхнуть кисть, периодически сгибая ее, вращая и отводя из стороны в сторону.
  • То же самое нужно проделать и с ногой. В то время, пока зафиксированные конечности одной стороны касаются живота ребенка, взрослый помогает ему держать голени и отводить ноги в тазобедренном суставе так, чтобы иметь возможность совершать круговые движения для растяжки мышц ноги. Соответственно, ноги попеременно чередуются.

ЛФК на дыхание

Система упражнения ЛФК при ДЦП предусматривает ремиссионный процесс только при регулярном их выполнении. Расписание программы тренировок должно включать занятия в досуг больного ежедневно, изо дня в день. Только регулярная гимнастика и постоянные занятия смогут вернуть физиологию больного ребенка в более или менее приемлемую форму. Поэтому пренебрегать ежедневной периодичностью комплексной терапии церебрального паралича нельзя.

Помимо всего прочего, ЛФК при ДЦП предусматривает и умение правильно дышать.

  • Взрослый показывает ребенку, как нужно делать правильный глубокий вдох и выдох как ртом, так и носом. Для этого можно использовать вспомогательный инвентарь в виде шариков, резиновых игрушек, мыльных пузырей.
  • Инструктор произносит гласные звуки, то понижая, то повышая громкость своего голоса. Ребенок должен повторять за ним. Можно попеременно чередовать это упражнение с пением или игрой на духовых.
  • Стандартное упражнение по восстановлению дыхательного процесса – подъем рук над головой и наполнение легких воздухом при вдохе полной грудью, а также опускание рук на выдохе. Можно усложнить упражнение, используя часть выдоха с погружением головы пациента в воду.


ЛФК в игровых упражнениях

Как уже было сказано ранее, программа тренировок детей, больных церебральным параличом, должна включать работу взрослого с ребенком каждый день, все семь дней в неделю. Но помимо этого нужно учитывать рациональность применяемых нагрузок, ведь ребенок должен также и отдыхать. Расчет взятых за основу нагрузок в комплексе ЛФК для детей с ДЦП должен осуществляться исходя из возрастного фактора, массы тела и роста больного ребенка. Кроме этого нужно учитывать степень пораженной психики и физиологии, ведь сам по себе церебральный паралич включает огромное количество разновидностей с разной степенью тяжести. Чем запущеннее случай – тем более частыми и напористыми должны быть тренировки, но выполняться они должны с предельной аккуратностью и только с представителем медицины. При этом кому-то из детей подходит и массаж в ЛФК при ДЦП, а кому-то и водные процедуры – здесь все очень индивидуально, в зависимости от конкретного случая протекания болезни.

Очень многим детям приходится по душе игровая методика работы с инструкторами. Игровые упражнения в ЛФК при ДЦП предусматривают не только действенность и результативность процесса, но также позволяют заинтересовать ребенка и дать ему возможность расслабиться. При этом может использоваться конкретное вспомогательное оборудование в виде поддерживающих больного на ногах устройств, всевозможных фитболов, мягких модулей, подушек и прочего инвентаря. Какие игры можно сюда отнести?

Много разных игровых процедур и упражнений лечебно-физкультурной терапии можно привести в пример – все они направлены лишь на один результат. Этот результат – частичное выздоровление малыша. Частичное потому, что поражение здоровья человека церебральным параличом происходит не только в плане физических нарушений, но также и психологических. А на психологию человека повлиять лечебной гимнастикой в той мере, в коей этого требует организм, увы, невозможно.

Детский церебральный паралич (ДЦП) относится к сложнейшему заболеванию центральной нервной системы, возникающему во внутриутробном периоде, во время родов или в первое время после рождения. В комплексное лечение входит массаж при детском церебральном параличе.


Массаж при ДЦП

Цель массажа заключена в понижении рефлекторной возбудимости мышц, предупреждении развития контрактур, уменьшении синкинезии, стимулировании функции паретичных мышц, улучшении лимфо- и кровообращения, уменьшении трофических расстройств.

До проведения массажа максимально расслабляют мышцы, подбирая исходное положение и расслабляющие упражнения. Массаж при ДЦП проводят дифференцированно. Поглаживающие, растирающие и разминающие движения, пощипывания, катание, вибрация, пунктуация и потряхивание на сокращенных мышцах с повышенным тонусом проводят медленно, нежно и плавно для того, чтобы расслабить эти мышцы.

На растянутых и ослабленных мышцах проводят лечебный массаж более глубоко, применяя приемы вибрации: поколачивание и стегание, а также штрихование, пунктуацию, пощипывания и поглаживание. В обязательном порядке массируют паравертебральные спинно-мозговые сегменты. Выполняют ЛФК, точечный массаж и логопедический, рефлексотерапию, ортопедическую коррекцию, иппотерапию. При массаже определенных мышечных групп выполняется одновременно дыхательная техника движений.

  1. В чем терапевтическая польза массажа при ДЦП?
  2. О технике и методиках массажа при ДЦП
  3. Какими приемами массажа расслабляют мышцы?
  4. Элементы классического массажа
  5. Массаж для улучшения дыхания при ДЦП
  6. Массаж для стимуляции роста костей при ДЦП
  7. Проведение сегментарного массажа
  8. Массаж по системе Манакова
  9. Применение точечного массажа
  10. Применение логопедического массажа
  11. Сочетание массажа с другими процедурами
  12. Массаж при ДЦП — видео

Выполняя лечебный массаж, у больного ребенка происходят следующие изменения:

  • улучшается кровоток и лимфоотток;
  • активизируются обменные процессы в тканях;
  • происходит рефлекторное влияние на внутренние органы и нервную систему;
  • увеличивается мышечная масса ребенка;
  • повышаются адаптационные возможности организма ребенка.

О технике и методиках массажа при ДЦП

Сейчас наработано несколько методик массажа, каждую из которых целесообразно применять в каком-либо конкретном случае. Методика помогает умело подобрать приемы. Техника массажа по определенной методике поможет расслабить мышцы, провести подготовительный массаж, используя специальные укладки и упражнения ЛФК на расслабление.

Чтобы расслабить крупные мышечные группы используют прием валяния (разминания), а для расслабления мышц плечевого и тазобедренного суставов — прием катания мышечной массы (как скалку на тесте).

Расслабляют мышцы перед массажем приемом потряхивания по Фелпсу. Расслабляют мышцы кисти или стопы захватыванием предплечья или голени одной рукой и рядом коротких и длинных потряхивающих движений второй рукой. Вначале потряхивания проводят коротко и плавно, а по мере расслабления мышц – быстрее и с большей амплитудой. Для расслабления мышц всей руки массажист берет ее за кисть и фиксирует лучезапястный сустав. Ногу берет за сустав голеностопа. При этом выполняют встряхивания вверх и вниз, в стороны.

Расслабляют мышцы при ДЦП, применяя тормозной (точечный) массаж или возбуждающий (стимулирующий) точечный массаж, особенно при атонически-астатической форме ДЦП. А именно: коротко и резко применяют пунктацию, быстрые надавливания одним или несколькими пальцами точек на коже над мышцами, что участвуют в движении. Палец быстро отнимают и не задерживают на точке. Иногда необходимо одни и те же мышцы расслабить, а затем возбудить, поэтому на точку оказывают тормозное и возбуждающее действие.

Снижение тонуса происходит при сочетании пассивного растяжения напряженной мышцы с массажем на стимуляцию мышц-антагонистов. Очень важно для нормализации тонуса мышц в течение дня и при массаже расположение частей тела и их взаиморасположение по отношению друг к другу. А также положение головы в пространстве и по отношению к туловищу.

Чтобы вывести конечности и голову в правильное физиологическое положение, расслабляют сближение мест прикрепления мышц. Перед началом растягивания спастически напряженной мышцы, производят движение в сторону действия напряженной мышцы до конца. А именно: в полном объеме сгибают конечность, если она находится в согнутом положении или максимально поворачивают голову в сторону проявления спастической кривошеи. Если подержать голову в таком положении 1-2 секунды и провести легкое потряхивание мышц, находящихся в напряжении, можно легко выполнить максимальное движение в обратную сторону и зафиксировать его.

Лечебный массаж на расслабление мышц выполняют:

  • поверхностным непрерывным поглаживанием. Движения выполняются легко, плавно и медленно без смещения кожи относительно нижележащих тканей;
  • валянием больших мышечных групп, переваливанием мышцы из одной руки в другую;
  • катанием мышц конечностей (плечевого и тазобедренного суставов);
  • глубоким непрерывным и прерывистым поглаживанием;
  • растиранием с помощью одного или нескольких пальцев;
  • гребнеобразным растиранием тыльной поверхностью вторых фаланг пальцев (кисть сложена в кулачок), опираясь на большой палец;
  • углубленным растиранием, с наложением кистей друг на друга, крупных мышц спины, бедра и ягодиц.

Наиболее эффективными считаются методики массажа: классического лечебного, кругового трофического, для улучшения дыхания, сегментарного, по системе Манакова, точечного и системного точечного.


Расслабление мышц при ДЦП

Классическим лечебным массажем улучшают питание и дыхание ткани мышц, улучшают условия деятельности нервных элементов и рецепторов обмена, нормализуют тонус мышц. Применяют плавные приемы поглаживания, растирания, разминания и вибрации (в ряде случаев) без применения усилий.

Сначала массируют воротниковую зону и шею, затем переходят на массаж спины, ягодиц, боковых поверхностей туловища. Особенно прорабатывают подлопаточные мышцы и те, что прикрепляются к лопатке: ромбовидные, задние зубчатые, подлопаточные. Они ослаблены в связи с ослаблением функции большой грудной мышцы и ее нахождении в спастическом состоянии при повышенных тонических рефлексах (лабиринтных и шейных симметричных). Правильное положение лопатки необходимо для сокращения мышц при разгибании головы.

Пальцами проходят глубоко между лопаткой и ребрами, затем выполняют массажные движения под лопаткой, направляя их к внутреннему краю: растирающие и разминающие. Затем приступают к массажу груди и живота, ног и рук, кистей и стоп.

В острой и ранней стадии ДЦП применяют щадящие приемы плоскостного, поверхностного поглаживания, глажения, граблеобразного поглаживания и растирания. В начальной стадии массаж проводят плоскостным глубоким, обхватывающим поглаживанием и вспомогательными приемами, растиранием, исключая щипки, валянием, покатыванием.

При наличии спастической диплегии назначается общий массаж с акцентом на разгибатели. Можно первый день массировать ноги и мышцы спины, на второй день – руки и мышцы спины, грудной клетки и живота (при необходимости). Разрешено поперечное разминание. Каждую конечность массируют 12-15 дней. Гемипаретическая форма требует применения всех приемов массажа, кроме вибрации. Разрешено выполнять реэдукацию (тренировку) мышц ЛФК.

Атонически-астатическая форма ДЦП требует применения всех приемов, выполняемых глубоко и энергично, включая щипцеобразное разминание, рубление, похлопывание, поколачивание в чередовании с поглаживанием.

Гиперкинетическая форма требует применения легких приемов: поверхностного поглаживания, глажения штрихования, пиления для воздействия на сокращенные мышцы. Для растянутых мышц необходим больший диапазон приемов.

При ДЦП необходима нормализация и углубление функции дыхания, поскольку у больных нарушается функция мышц, осуществляемых дыхание. Регуляция тонуса диафрагмальной, большой грудной, межреберной, малой грудной и мышцы живота необходима для всех остальных мышц, которые контактируют с дыхательными. Так, при вдохе повышается тонус мышц – разгибателей туловища и конечностей, а при выдохе – повышается тонус мышц-сгибателей.

При повышенном тонусе мышц-разгибателей, ребенка укладывают на спину с акцентом на выдох. Голова находится по средней линии, под голову кладут подушечку, руки лежат вдоль туловища, ноги слегка согнуты, под коленями находится валик. Стенки живота расслабляются, что увеличивает экскурсию грудной клетки.

  • поглаживанием и легким разминанием переднебоковой поверхности грудной клетки, косых и прямой мышцы живота;
  • точечным массажем по ходу реберных дуг и местам прикрепления диафрагмы (продавливанием мышц передней стенки живота с заводом пальцев под края ребер);
  • интенсивным массажем трапециевидной мышцы (верхней части), применяя разминающие и выжимающие приемы, захваты щипками для стимулирования рецепторов кожи и мышц, нервные центры которых лежат в продолговатом мозге вблизи от дыхательного центра;
  • сегментарным паравертебральным массажем в области нижних шейных и верхних грудных позвонков, в области грудины – по средней линии и парастериально, прорабатывая межреберные промежутки;
  • специальным точечным массажем симптоматических точек, действующих на дыхательную функцию.

Чтобы трубчатые кости конечностей нормально росли, выполняют массаж круговой трофический в зонах роста трубчатых костей и области хряща глубоким растиранием, вибрацией, сотрясением, пунктуацией с медленным перемещением вокруг всей кости. Так достигают рефлекторного раздражения нервно-трофических, сосудистых образований зон, улучшающих трофику и ускоряющих темпы роста костей. Особое внимание уделяют массажу пяточной кости. Она является рефлекторной зоной, что специфически действует на костную систему организма. Выполняют поколачивания пятки при выпрямленной ноге для воздействия на всю ногу. Ладонь поколачивают для воздействия на мышцы руки. Кисть при этом разогнута и рука выпрямлена. Для воздействия на плоские кости постукивают по костным выступам и мыщелкам. Для выполнения постукиваний проводят обучение ребенка разгибать и сгибать конечности.


Техника массажа при ДЦП

При ДЦП необходимо воздействие на сегментарный аппарат спинного мозга посредством определенных участков кожи, рецепторов сухожилий, связок и мышц сегментарным массажем. При этом воздействие распространяется и на нервные структуры мозга головы, улучшается кровообращение и трофика сегментов спинного мозга и мышц спины, попадающих под массаж.

Массируют сегменты вдоль позвоночника от крестца до шеи включительно. Затем по линии, что проходит по краям лопатки и вокруг лопатки, в зоне ягодиц и в промежутках между ребрами: поглаживаниями и растираниями, разминаниями, перемещением, сверлением, пилением, вытяжением и вибрацией. Используют большой палец, либо 2 и 3 пальцы. Между каждым приемом делают поглаживание и легкое потряхивание-вибрацию. Повторяют до 5 раз, не допуская болевых ощущений, до появления гиперемии.

Для достижения мышечного тонуса в ногах массируют область поясницы и крестца. От спастичности в руках массируют шейно-грудной отдел позвоночника. При атонически-астатической форме с наличием гипотонии мышц спины, кифоза, сколиоза и др. проводят массаж всеми приемами сегментарного массажа: вначале поглаживание, затем сверление, пиление, вытяжение и вибрацию. Приемы выполняют сначала с одной, затем с другой стороны. При массаже нужно пальцами ощутить щель между позвонками и произвести качательные толчкообразные движения в пределах ее области.

При ДЦП приемами массажа предупреждают развитие фиброзных и спаечных изменений в мышцах, пучках нервов и сосудов, сухожилиях, то есть, устраняют и предупреждают контрактуры и улучшают трофику тканей и проведение нервного импульса по нервным волокнам. Направление массажа – от центра к периферии, от проксимальных мест прикрепления мышц к дистальным. Исключение – массаж кистей и стоп, где движения направлены от периферии к центру.

Выполняя точечный массаж, воздействуют на точку 2-3 мин. Для применения возбуждающего метода коротко и сильно надавливают и сочетают с глубоким прерывистым растиранием (штрихованием) и резким объемом пальца после проведения каждого приема.

Точечный массаж тормозного типа применяют для расслабления мышц и уменьшения патологический активности рефлексов или симптомов. Медленно вращают палец по часовой стрелке, сужая площадь массажа, до 50-100 раз. Должно появиться тепло, расслабление и общее успокоение.

Для глубокого воздействия массажист сначала легко поглаживает по часовой стрелке (30-50 раз), затем углубляет постепенно палец с растираниями (20-30 раз) и разминает и давит до появления ощущения тяжести, онемения, распирания и ломоты. Массаж продолжают еще 20-30 с, и все приемы повторяют в обратном порядке, двигаясь против часовой стрелки и расширяя зоны воздействия.


Сочетание массажа с другими процедурами при ДЦП

Логопедический массаж проводят с индивидуальным подбором положения тел для исключения патологических тонических рефлексов. Особенно тщательно выбирают позы: эмбриона или лежа на спине с валиком под шеей и согнутыми ногами в коленях, позы — лежа на спине с фиксацией головы валиками или лежа на животе с валиком под грудью. После этого выполняют логопедический массаж. Прорабатывают мимическую и жевательную мускулатуру при ДЦП.

При массаже лица и шеи: поглаживают подушечками пальцев:

  • лоб от центра к вискам;
  • брови и лоб от надбровья вверх до границы волос головы;
  • нос сверху вниз с каждой стороны;
  • подбородок от центра и веду пальцы до мочек ушей;
  • от центра губ в сторону мочек уха.

Для релаксации мышц языка воздействуют на точки:

  • подчелюстной ямки;
  • носогубной складки (симметричные);
  • скуловых мышц (симметричные);
  • подчелюстных мышц (симметричные)

Массируют губы от центра к уголкам легкими пощипываниями, поглаживаниями и растираниями. Вокруг рта по часовой стрелке выполняют постукивания пальцами, растягивать и собирать верхнюю губу, затем нижнюю.

Выполняют логопедический массаж языка активными и интенсивными движениями от корня языка к кончику: разминаниями и перетираниями.

В восстановительный период при ДЦП массаж сочетают с ЛФК, бальногрязелечением, физиотерапевтическими процедурами, ортопедическими мероприятиями. Обучение упражнениями ЛФК и массаж нормализует функции вестибулярного аппарата. Ребенок поднимает голову во всех положениях, выпрямляет голову и ноги в положении лежа на весу на животе (с поддержкой живота), поворачивается со спины на бок, наклоняет туловище вбок и др. Ребенка обучают ходить и опираться на ноги: во время массажа стопы упирают в подставку, в суставах движениями имитируют ходьбу. Хороший эффект дает иппотерапия — катание на специально обученных лошадях, аквареабилитация в бассейне, дельфинотерапия.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.