Гиперопека детей с дцп

Психическое развитие детей с ДЦП определяется во мно­гом распространенностью и тяжестью поражения моторных функций.

В силу параличей глазодвигательных мышц нарушается двустороннее восприятие предмета, что влечет нарушение формирования лево- или правостороннего гнозиса. Отмеча­ются трудности в восприятии формы, соотнесенности в про­странстве, нарушается восприятие схемы собственного тела, т.е. Пространственно-различительная деятельность.

В некоторых случаях, когда нет снижения остроты слуха, могут наблюдаться недостаточность слуховой памяти, слухо­вого внимания и недоразвитие фонематического восприятия.

В сравнении с нормально развивающимися детьми, у детей с ДЦП до двух лет познавательная функция развивается мед­ленно, а после двух лет можно отметить более интенсивное психическое развитие. У детей с ДЦП психическое развитие характеризуется неравномерностью развития психических функций, двигательной сферы и речи.

Практически всем детям с клинически выраженной сим­птоматикой церебральных параличей присуща интеллекту­альная и личностная дисгармония.

Речевые нарушения у детей с ДЦП в первую очередь про­являются задержкой развития моторной стороны речи, звукопроизношения и просодической ее стороны. Коммуника­тивное и речевое поведение детей с ДЦП по объему и качеству не развивается спонтанно, а требует специального коррекционного психолого-педагогического воздействия.

Развитие личности детей с ДЦП в значительно большей сте­пени зависит от социальных условий, чем развитие здоровых.

Патологическое формирование личности у школьника за­висит главным образом от его реакции на осознание дефекта, физической или сенсорной неполноценности, изоляции от об­щества сверстников, а также неправильного воспитания и свое­образного отношения окружающих к неполноценному ребенку.

Помимо этих психогенных факторов большое значение имеют неблагоприятные условия воспитания в семье или интернате. Преобладающим типом воспитания детей с ДЦП является гиперопека (чрезмерное внимание к ребенку, выра­жающееся в стремлении подменить его деятельность своей, у родителей — выполнить все желания, подчинение членов семьи ребенку). Такое неправильное воспитание формирует эмоциональную и социальную незрелость, усугубляя пробле­мы социореабилитации таких детей.

Другие формы неправильного воспитания: гипоопека, свя­занная с холодностью матери к ребенку-инвалиду, с частым пре­небрежительным отношением в больницах и др. Учреждениях.

Важнейшим неблагоприятным фактором является дли­тельное пребывание в условиях частичной изоляции, невоз­можность полноценно передвигаться, общаться со сверстни­ками, участвовать в их играх. Речевые расстройства усугуб­ляют нарушения коммуникации. Все это ведет к вторичной задержке психического развития вследствие невозможнос­ти накопления необходимого познавательного и сенсорного опыта, развитию черт тормозимости и аутизма, ранней десоциализации.

Выделяют следующие формы психогенно-обусловленных патологических отклонений личности у детей и подростков сдцп:

4. Диспропорциональный тип формирования личности.

При астенической форме отмечаются: повышенная ра­нимость, болезненная обидчивость, не выносливость к малей­шим жизненным и учебным затруднениям. Развиваются чер­ты недоверчивости, недоброжелательности к сверстникам. Пубертатный период наступает на 1 - 2 года позже, с аффек­тивными колебаниями, аффективной возбудимостью, склон­ностью к тревожным и субдепрессивным состояниям, иногда суицидальные мысли и попытки.

При псевдоаутической форме отмечаются: замкнутость, пассивность, склонность к одиночеству, самоанализу, своеоб­разное фантазирование с уходом в мир собственных мечтаний и ярких переживаний. Фантазии носят компенсаторный и гиперкомпенсаторный характер и отражают, помимо инфан­тильности психики, реактивные переживания собственного дефекта.

При аффективно-возбудимой форме наблюдаются: склон­ность к аффективным вспышкам, агрессии, грубости. Не могут сдерживать раздражение, подавлять инстинкты, под­чинять свое поведение требованиям ситуации. В связи с психогенией у них легко возникают неадекватные формы реаги­рования (протест, отказ), а также — реакции имитации отри­цательного поведения сверстников и членов семьи.

При диспропорциональном типе формирования личности имеются: сочетание черт с парциальной психической аксе­лерацией. При наличии формально достаточного интеллекта они часто некритичны, недоучитывают ситуации, в то же время могут быть начитаны, чрезмерно информированы в узких областях знаний, рассудительны, не по возрасту серьезны.

Следует отметить, что интеллектуальная и личностная дисгармония в той степени присуща большинству детей с ДЦП.

На разных возрастных этапах удельный вес органических и психологических расстройств бывает неодинаков:

В дошкольном возрасте: психоорганические симпто­мы — инертность, замедленность психической деятель­ности, общая или парциальная задержка психического развития, истощаемость, повышенная чувствительность к внешним раздражителям (оборонительный вместо ори­ентировочного). В 3-4 года — страхи. Неправильное вос­питание особенно неблагоприятно сказывается в этом возрасте, так как формируется личность и интеллект;

В 7-9 лет — появляется осознание своего дефекта. Ситу­ационные нарушения поведения сочетаются с апатико-адинамическими и церебрастеническими явлениями;

В подростковом и юношеском возрасте психогеннные из­менения личности начинают преобладать над психоор­ганической симптоматикой, которая с возрастом начи­нает носить стертый характер. В отличие от подростков без органического поражения, личностные переживания дефекта неглубоки, сочетаются с недостаточной критич­ностью. Средовые влияния вызывают разную картину измененного поведения в зависимости от уровня и глуби­ны поражения мозга.

Дети и подростки проявляют слабые волевые усилия для преодоления дефекта. Возможно, что в этих случаях поми­мо неблагоприятных условий воспитания, оказывают влия­ние астения, адинамия, снижение уровня познавательной де­ятельности.

Патологическое формирование личности бывает чаще у де­тей со спастическими формами, реже — при гиперкинетичес­кой, т.е. Средовые влияния, накладываясь на те или иные формы поражения мозга, вызывают разную картину изме­ненного поведения.

Развитие личности ребенка с ДЦП осложняется тем, что родители этого ребенка, с рождения испытывающие тяже­лый пролонгированный стресс, также имеют психологичес­кие проблемы, приводящие к аномальной личностной измен­чивости.

Психологический портрет родителей детей-инвалидов включает такие характеристики как: интровертность (75% ), обидчивость, ранимость с высоким уровнем тревож­ности и очень низкой самооценкой (80%). Нередко у отцов отмечается безучастность, эгоистические отклонения от воспитания, игнорирование проблем и переживаний ре­бенка. Среди матерей часто преобладают идеи обвинения, привычки ставить в вину ребенку все его неудачи, оплош­ности и поступки. В семьях с такими проблемами у роди­телей возникают изменения взаимоотношений, конфлик­ты. В результате нарушается геометрия семьи, появляются стереотипы воспитания, формирующие неправильные фор­мы воспитания.

Выделяют три типа отношений членов семьи к ребен­ку с ДЦП: оптимальный, при котором родители относятся к больному как равному члену семьи; второй тип — сокры­тие факта наличия ребенка-инвалида от окружающих; тре­тий тип — игнорирование ребенка в семье.

Развитие личности больного с ДЦП зависит и от формы школьного обучения. В России имеются три варианта полу­чения образования ребенком с ДЦП: специализированные школы-интернаты; общеобразовательные школы; получе­ние образования на дому. Исследования подтверждают, что у учащихся специализированных школ-интернатов адапта­ционные возможности выше, чем в двух других вариантах обучения.

Для лиц с последствиями ДЦП характерно обостренное чувство трудовой деятельности. Уже в подростковом возрас­те они осознают, что факт наличия трудового места означает хорошую интеграцию в обществе. В выборе будущей профес­сии подростки с ДЦП ориентируются не на перспективные возможности профессии, а на популярность специальности в данное время. Во временной перспективе у них нет места за­пасным профессиональным планам.

Молодые люди с последствиями ДЦП чаще всего находят себе будущих супругов среди инвалидов с этим же заболева­нием.


Дети у нас очень разные. Есть дети с ДЦП, с аутизмом, с РАС (расстройством аутистического спектра), с синдромом Дауна, с множественными поражениями ЦНС, с ментальными нарушениями, вызванными самыми разными причинами.

Перед каждым ребенком наши специалисты ставят свою задачу, своя маленькая задача и у каждого курса, точнее задач несколько, по нескольким направлениям – речь, развитие навыков, социализация, общение со сверстниками. Так, муравьиными шагами мы продвигаемся. На первом этапе мы очень радуемся, когда видим, что дети выражают желание, даже не желание, а готовность взаимодействовать с окружающим миром, важно разглядеть в ребенке это желание.

От ребенка и специалистов в процессе реабилитации зависит многое, но многое еще зависит от родителей, от их позиции. То, что родители привели своего ребенка к нам в центр, уже говорит о многом, есть и те, кто предпочел молча страдать дома.

Задача специалистов – доносить до родителей те вещи, которые мы замечаем. И работать вместе. У нас есть целый модуль, чтобы они могли стать эффективными и компетентными для своих детей и реагировать грамотно на их проявления.


Стратегии родительского поведения

Гиперопека. Девочке 13 лет, но из-за различных нарушений ее психологический возраст – 2-3 года. Мама воспринимает ее как маленькую девочку. Несмотря на то, что она сильно запаздывает в развитии, девочку нужно постепенно продвигать. Мама искусственно продлевает ее младенчество, нужно активизировать сепарацию, постепенно менять стиль общения, это всем пойдет на пользу.


Стратегия преодоления. Есть родители, которые очень хорошо все понимают про своего ребенка и точно знают, что для него лучше. Они приходят в каждую организацию с конкретной целью – требовать то, что они считают лучшим для своих детей. Родителю объясняют, что у ребенка другие актуальные потребности, но это не действует.

Например, четырехлетний ребенок не распознает все звуки (нарушение фонематического слуха), у него проблемы с координацией, но его упорно водят на танцы и английский. Главное здесь – донести до родителей, что у ребенка другие задачи. А то, чего от него хотят родители, – это не решение задач, а удовлетворение родительских амбиций.

У каких-то родителей удается изменить тактику. У нас есть такая позиция, чтобы все родители принимали активное участие. Мы их пытаемся максимально включать в процесс реабилитации. Есть, конечно, и те, которые будут сопротивляться. Но мы их насильно заставлять не будем, а они, как правило, у нас не задерживаются и ищут другое место, где все повторяется.


Родители, готовые к сотрудничеству. Это наш любимый тип, они слышат нас и доверяют, хотя для этого им иногда приходится преодолевать какие-то свои страхи. В принципе с любой описанной выше категорией родителей можно найти взаимопонимание. А результат совместной работы всегда того стоит.


Гиперопека — одна из главных ошибок, которые совершают родители детей-инвалидов. Родителей призывают воспитывать ребенка-инвалида правильно, чтобы он рос самостоятельным и быстрее адаптировался в социуме.

В городе Темиртау Карагандинской области, по официальным данным центра занятости и социальных программ, проживает около пяти тысяч детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья. Это не маленькая цифра. Немалая часть из них — несовершеннолетние.

Проблема социальной адаптации детей-инвалидов сегодня очевидна и актуальна. Вредит адаптации и гиперопека, то есть чрезмерная опека, со стороны родителей. Сейчас в дискуссиях на эту тему в основном поднимаются вопросы материального характера, а психологическая составляющая уходит на второй план. В Темиртау пытаются восполнить этот пробел и научить родителей правильному воспитанию ребенка-инвалида, призывая отказаться от гиперопеки.

ИСТОРИЯ УСПЕХА

Ботагоз Сарсенбаева, мама четырехлетнего Арлена Маратова из Темиртау, считает, что опекать ребенка-инвалида нужно, но не надо усердствовать в этом плане. Малышу нужно давать возможность стремиться к самостоятельности, чтобы у него был стимул.



— Три раза в неделю мы посещаем комнату Монтессори. Ребенку есть чем увлечь себя, пообщаться с детками. Занятия благотворно действуют на ребенка, он многому научился, он становится самостоятельным, — говорит Азаттыку Ботагоз Сарсенбаева.

В результате занятий Арлен освоил общение на русском и казахском языках, научился считать на этих языках от одного до пяти. У него улучшилась общая моторика: ребенок уже удерживает равновесие при ходьбе по скамье, по кругу. Он стал включать в работу правую руку, которая ранее не использовалась им. Арлен научился застегивать и расстегивать замки и застежки, расшнуровывать шнуровки, раскручивать и закручивать гайки. Логопед поставил ему шипящие звуки. Он также научился делать элементарные обобщения, выделять четвертый лишний предмет. Все это, считает мама мальчика, в будущем поможет ему быть самостоятельным, а не ждать посторонней помощи.

ГИПЕРОПЕКА ВРЕДИТ

— Гиперопека приводит к изолированности ребенка от окружающего его мира, от жизни взрослых и других детей, что тормозит познавательное и социальное развитие, порождает зависимость, несостоятельность, инфантилизм, неуверенность в себе, избегание риска, противоречивые тенденции в формировании личности, отсутствие своевременно развитых навыков общения, — говорит психолог Наталья Кнауб.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Принято считать, что отсутствие зрения, слуха или способности самостоятельно передвигаться делает ребенка несчастным, обрекает на пожизненные страдания. На самом деле инвалидность может и не должна мешать активной жизни.

Например, в США и странах Западной Европы такое отношение к инвалидам формируют с четырех-пяти лет. Выпускаются специальные куклы на инвалидных колясках, куклы без рук или ног, куклы в черных очках и с белой тростью. Для школьников проводят игровые тренинги: учат управлять инвалидными колясками, завязывают глаза черными повязками и учат детей ориентироваться с белой тростью. Частью учебной программы массовых школ становится также изучение языка жестов, используемого глухонемыми людьми.


Родители считают, что, формируя благоприятные условия социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, государство должно уделять особое внимание обеспечению доступа инвалидов к учреждениям культуры, культурно-массовым мероприятиям, занятию коллективным и индивидуальным творчеством.


Елена Вебер - творческий псевдоним. Елена - репортёр Азаттыка по Карагандинской области. Живёт и работает в городе Темиртау.

Елена окончила курсы журналистики в городе Темиртау и филологический факультет (кафедра журналистики) Карагандинского университета имени Е. Букетова в 2009 году. С Азаттыком начала сотрудничать в 2010 году.


Молодой человек не говорит и толком не может сам себя обслужить, но кое-что он все-таки может.

Многолетний опыт общения с ним показывает, что может он больше, чем кажется. Но чаще всего ему просто не нужно даже пытаться, стоит ему только выказать желание, бабушка, которая проводит с ним большую часть времени, тут же поспешит это желание исполнить.

Да, у него сохранный интеллект и отличная память, он все прекрасно понимает и запоминает. Все эти сентенции про болезнь и обеспечение комфорта произносятся в его присутствии. Бабушка любит внука, сомневаться в этом не приходится. Гиперопека – это не подмена родственной любви (как утверждают некоторые), скорее, это незнание, что с этой любовью делать.

Разбираться подробно в причинах гиперопеки – не моя задача, пусть этим занимаются специалисты. Но как вот эта излишняя забота о ребенке, у которого и так с обучением особые сложности, влияет на развитие этого ребенка? В целом так же, как и на развитие любого другого ребенка. Чудо, если у него при этом не портится характер, не развивается эгоцентризм и потребительское отношение к окружающему миру.

Дополнительные проблемы с социализацией такому человеку обеспечены. Потому, что любое обучение связано с некоторым дискомфортом. А если речь идет о какой-либо образовательной системе, то обязательно подразумевается дискомфорт, выстроенный вполне сознательно. Кем? Теми, кто так или иначе об учащемся заботится. В случае семейных отношений – это любящие ребенка родители и другие старшие родственники.

Вы скажете, что я говорю банальности. И я даже соглашусь. Беда в том, что эти очевидные истины для гиперопекающего вовсе не очевидны, он слишком занят своими переживаниями.

И здесь я все же коснусь двух из возможных причин гиперопеки. Во-первых, сиюминутное бытовое удобство, например, удобнее кормить ребенка с ложки, чем ждать, пока он поест самостоятельно, а потом еще и вытирать не попавшие в рот продукты.

Во-вторых, когда подопечный не просто мал и слаб, а еще и болен, то причиной гиперопеки может быть непережитое горе опекающего (особенно если это родитель или другой близкий родственник).

О том, что завтра они будут так же нужны родному человеку, как правило, думать им не хочется. Оговорюсь, склонность к гиперопеке – это не вина опекающего, а беда. В первую очередь беда – даже когда оказывается, что в своей жертвенности гиперопекающий на самом деле выстраивает жизнь своей семьи не так, как реально лучше для опекаемого, а так, как ему, гиперопекающему, удобнее опекать и жертвовать.


Существует ли альтернатива гиперопеке в семье, один из членов которой – инвалид? А если инвалид – ребенок? Эта альтернатива – выстраивание между членами семьи партнерских отношений.

Инвалид в семье – не король среди подданных, а член небольшого сообщества равных.

Для этого, конечно, им приходится контролировать эмоции. Ведь едва ли можно повысить качество жизни человека, погрузив его в эпицентр перманентной истерики (не важно, тихой или бурной). Во-вторых, успокоившись, ближние инвалида поймут, что заботиться они должны не только о нем, но и о себе (в том числе и ради него).

Учить человека с самого раннего детства отличать свои первичные нужды от вторичных и прочих, научить его некоторому терпению, значит, научить его заботе о других, научить его быть не потребителем, а партнером. Все это касается и самых обычных здоровых детей. Но даже человек с очень тяжелыми и множественными нарушениями развития при правильном воспитании способен не только принимать помощь, но и как-то помогать другим. А качество жизни человека определяется не максимальным бытовым комфортом, но разумным комфортом с возможностями для развития.

Гиперопека ребенка-инвалида чревата и внутрисемейными конфликтами. Если кто-то из членов семьи к ней не склонен и даже пытается активно критиковать создавшуюся ситуацию, в глазах гиперопекающего и сочувствующих он будет выглядеть тем, кто меньше любит или вовсе не любит ребенка.

Вот один из родителей отказывается кормить сытого ребенка только потому, что ребенок открывает рот, вот этот же родитель по-разному относится к реальным потребностям ребенка и его капризам, понятно, что он рискует стать объектом для обвинений в равнодушии, эгоизме. Специалистам, работающим с детьми-инвалидами и их семьями, также очень сложно переориентировать гиперопекающих на более здравую организацию жизни.

Гиперопекающий увлечен своими эмоциями, для него все это – именно проявления любви, так что нередко критику такой человек воспринимает, как личное оскорбление. Даже если сами родители или старшие родственники уже понимают, что они, таким образом, лишают свое любимое чадо мотивации к развитию и портят ему характер, очень трудно бывает отказаться от привычных повседневных практик.

Перемены же могут произойти тогда, когда семья инвалида выйдет из изоляции (а нередко такие семьи добровольно сводят контакты с внешним миром к минимуму, замыкаются в себе) и будет вынуждена задуматься хотя бы о социализации своего немощного члена.

Об инновационных методиках работы с детьми ОВЗ корреспонденту РИА Новости рассказал директор МБУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Фламинго" Игорь Полковников.

- Игорь Александрович, насколько востребован в настоящее время ваш центр?

— За первый год своей работы специалисты "Фламинго" смогли оказать помощь 61 ребенку. Перешагнем через почти двадцать лет и посмотрим на статистику сегодняшнего дня. В данный момент в Центре наблюдаются 1748 детей. Естественно за эти годы мы старались расшить возможности оказания помощи детям. Заработали медико-социальные, психолого-педагогические отделения, кабинеты диагностики, стационар, отделение круглосуточного и дневного пребывания. Внедрялись новые методики работы, полным ходом шло техническое оснащение, мы открыли загородный оздоровительный лагерь для своих пациентов. У нас сильно развито направление творческой реабилитации, задача которой не столько развитие творческих способностей, сколько повышение уровня самооценки, развитие навыков и умений, а также мелкой моторики. К сожалению, число детей-инвалидов растет, поэтому мы не хвалимся востребованностью, мы говорим, что главная задача "Фламинго" — максимально рано и эффективно помогать детям, способствовать их успешной адаптации в обществе.

- С какой возрастной категорией вы работаете?

— Мы принимаем детей от 0 до 18 лет. У нас большой штат профессионалов, которые оказывают помощь всем детям, независимо от поставленного врачами диагноза. Хочу отметить, что количество обращений в центр растет, но на сегодняшний день мы можем работать только с жителями Кемерово.

- Вы много работаете с детьми с ДЦП, в чем главная особенность реабилитации при этом заболевании?

— По опыту работы наших специалистов, отмечу, что сегодня у 60-80% детей с ДЦП есть потенциальные возможности для значительного восстановления нарушенных функций, но для этого необходимо вложить труд и знания специалистов и всех членов семьи, где воспитывается такой ребенок. При этом мы всегда говорим родителям: "ранее начало лечения – залог успеха и ваша роль в реабилитации огромна". Семья должна иметь навыки ухода за таким ребенком, владеть приемами массажа и лечебной гимнастики. Главная ошибка родителей в том, что они недооценивают роль системной реабилитации.

- Вероятно, это связано с тем, что родители жалеют своего ребенка?

- Да, вы правы. В семье ребенок с ДЦП часто развивается в условиях гиперопеки со стороны родителей, которые воспринимают его как слабого и больного. С годами это перерастает в большую проблему: приводит к социальной пассивности. Создается замкнутый круг – звено физических недостатков сменяет звено психических. Вырастая, ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного роста. Задача родителей и специалистов – разрыв этого порочного круга и создание условий для адекватного развития и формирования личности. Это очень кропотливая работа, но без нее успеха не добиться.

- Какие еще модели реабилитации детей с ОВЗ, существуют в вашем центре?

— Не так давно заработали социальная гостиная "Добрый дом" и Служба ранней психологической помощи. В настоящий момент в Кемерово 162 ребенка-инвалида в возрасте от 0 до 3 трех, поэтому оба проекта очень востребованы. Работа социальной гостиной, направлена на поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов, а также профилактику сиротства. Основной принцип Службы ранней помощи – активное вовлечение родителей в процесс развития ребенка. В этом помогают специалисты, которые в ходе консультативно-диагностического приема, составляют план оказания помощи, включающий и необходимые упражнения, рекомендации и т.д. Самое главное – сформировать у родителя адекватное представление о проблемах и возможностях ребенка, научить видеть его положительные стороны, его достижения, успехи развития, а не только страшный диагноз.


Возникает огромное количество вопросов по воспитанию ребёнка с ДЦП, ответы на некоторые из них можно получить в этой статье.

Рождение ребенка — одно из самых счастливых событий в жизни женщины. К сожалению, оно может быть омрачено рождением ребенка с детским церебральным параличом (ДЦП).

Если такое случается, то в таком случае родители нуждаются не только в праздничных поздравлениях своих родственников, но и в психологической поддержке со стороны специалистов. Чем раньше она будет предоставлена, тем лучше.

Психологическая помощь может быть нужна также и другим членам семьи – бабушкам, дедушкам, поскольку каждый из них испытывает скрытое чувство вины в связи с рождением больного ребенка.

Грамотно проведенная работа психологов, компетентных в вопросах семейного консультирования, поможет создать в семье особый климат, благоприятный для развития ребенка с ДЦП.

К сожалению, многие родители пренебрегают подобной помощью. В связи с этим, в семье господствует дисгармоничный тип воспитания, намного осложняющий развитие малыша.

Нужна ли гиперопёка в отношении больного ребёнка?

Если в первые часы жизни ребенок и мать были разлучены из-за осуществления реанимационных мероприятий, то в его основе лежит ранняя материнская депривация (от лат. deprivatio – лишение).

После выписки из роддома мать стремится всеми возможными способами компенсировать подобную разлуку. Она слишком рьяно пытается удовлетворять потребности своего ребенка, возводя все свои обязанности в кубическую степень и выполняя их с явным фанатизмом.

Со временем подобное воспитание ребенка ДЦП приобретает вид гиперпротекции (гиперопеки).

Причинами гиперопёки являются:

тяжелые роды и рождение ребенка с отклонениями;

негативное отношение к ребенку со стороны окружающих людей, в том числе и родственников;

появление дисгармонии в супружеских отношениях, желание компенсировать ее;

попытка компенсации недостатка родительской любви в своем собственном детстве;

Какие ошибки возможны в процессе воспитания?
Воспитание ребенка с ДЦП в семье может приобретать следующие формы:

1. Доминирующая гиперпротекция – ребенок в такой семье находится под неусыпным контролем, а родители отдают ему уйму своего внимания, времени и сил. И хотя со стороны кажется, будто бы у такой семьи все в порядке, ребенок при этом живет в мире, ограничений, правил и табу. Он напрочь лишен самостоятельности.

По мере роста и развития он приобретает астенические личностные черты, становится безвольным, он не интересуется ничем, кроме своей болезни.

Влад 7 лет. Из-за родительских ограничений боится сделать лишний шаг, безинициативен , развитие замедлено, не любит читать, играет всегда один.

2. Потворствующая гиперпротекция – все члены такой семьи стремятся как можно чаще удовлетворять потребности ребенка, потакая ему буквально во всем. Взрослые возносят его на некий мифический пьедестал, стараясь отгородить даже от малейших обязанностей.

Петя. 6 лет. Передвигается только с поддержкой бабушки или мамы (папы нет). Исполняются немедленно все его желания, любой каприз. Неисполнение желаний ведёт к истерикам.

3. Повышенная моральная ответственность – такой тип воспитания встречается реже остальных.

В данном случае происходит предъявление слишком высоких требований к ребенку с ДЦП и практически полное игнорирование его потребностей. Взрослея в таких условиях, ребенок становится тревожно-мнительным. Ему кажется, что он всё делает не так, как нужно. Его самооценка занижена.

Марина 5 лет. Взгляд всегда тревожный, смеётся редко. Девочка умненькая, но не смелая.

4. Эмоциональное отвержение – это очень тяжелое испытание для ребенка с ДЦП.

Ребёнок может чувствовать себя одиноким, забытым или, наоборот, возможны активные действия, направленные на то, чтобы обратить внимание на себя.

Саша 6 лет. До посещения коррекционного сада был похож на зайчонка - прятался от всех, не разговаривал. Причина - полное отсутствие внимания мамы. После года работы с ним показал себя умным, разговорчивым. сообразительным мальчиком.

5. Жестокое обращение – самый страшный вариант воспитания, поскольку родительское отторжение в данном случае приобретает формы различных издевательств: избиений, строгих лишений и моральных унижений. Родителям ребенок не интересен, они как могут, игнорируют его.

Очень часто дети из таких семей попадают в специализированные интернаты, где находятся на протяжении всей жизни.

У ребёнка с ДЦП есть будущее?

Очень часто получается так, что мужчины не выдерживают воспитания и ухода за больным ребёнком и уходят из семьи. Тогда вся тяжесть по воспитанию и уходу ложится на плечи матери.

Ребенок с ДЦП хочет видеть себя именно таким, каким хочет видеть его она. Ее отзывы, оценки и слова для него – это своеобразные жизненные ориентиры.

В планах развития и воспитания ребёнка необходимо поддерживать связь с внешним миром - по возможности посещать коррекционный сад, школу, праздничные мероприятия.

Как и всем детям, ему интересно всё, что происходит в окружающей его среде, ему интересно общаться, играть, наблюдать. Родители не должны лишать его радости изучения мира.

Света и Оля - тяжёлые формы ДЦП (неходячие) объездили весь мир со своими родителями. Девочки жизнерадостные, добрые, умненькие, обучаются в школе, очень общительные, учатся работать на компьютере - у них есть нормальное человеческое будущее.

Хорошие родители и правильное воспитание могут помочь ребенку не только реализовать базовые потребности, но и выявить скрытые способности, сделав впоследствии его успешным человеком.

Не лишайте своих детей будущего, пусть они будут такими же как все.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.