Характеристика на ребенка дцп с тяжелой умственной отсталостью

(включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка)

Хакимов Алёвдин Асолтанович 11.04.2001 года рождения , воспитывается в полной семье. Поступил в школу в возрасте 17 лет по решению РПМПК. Обучение проходит по программе УО НОДА 6-2 Альтернативная коммуникация.

У ребенка ТМНР, наблюдается болезненная патологическая двигательная расторможенность и трудности в обучении. Речь малоразборчива, повторяет слова и фразы за взрослыми. Обращенную речь понимает соответственно интеллекту. В связи с особенностями здоровья, ребёнок не способен к выполнению требований или инструкций. Моторика грубо нарушена. Алевдин резко ограничен в движении, и с ним возможны лишь формы невербальной коммуникации. Он не способен заботиться о своих основных потребностях и нуждается в постоянной помощи и надзоре.

Отношение к учебной деятельности безразличное. Низкая работоспособность. Темп деятельности – замедленный. Динамика обучения почти никакая.

Алевдин постепенно привыкал к появлению учителя в доме, к прикосновениям. К заданиям относится пассивно. Продуктивный контакт затруднен. Произвольное внимание на очень низком уровне, требуется постоянная смена деятельности. Движения беспорядочны, манипуляторная функция рук резко ограничена. Интерес к играм и игрушкам минимальный.

Состояние устной и письменной речи:

- затруднено понимание обращенной речи;

Особенности межличностного взаимодействия:

- Высокая истощаемость и пресыщаемость деятельности,

- Существенное снижение устойчивой работоспособности.

Чтение. Буквы не знает. Не проявляет интерес при чтении книг с яркими иллюстрациями. Удерживает на них взгляд, но не продолжительное время.

Письмо. Функция мелкой моторики резко нарушена. Самостоятельно взять и удержать ручку не может.

(включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка)

Самкова Н ,__2011___ года рождения, воспитывается в полной семье. Заключение ПМПК — Последствие воспалительного заболевания головного мозга. Симптоматическая эпилепсия. Ангиопатия сетчатки. F-72. Сложный дефект.

У ребенка ТМНР, наблюдается болезненная патологическая двигательная расторможенность и трудности в обучении. Речь отсутствует. Зрение отсутствует. Желания выражаются с помощью плача. Обращенную речь не понимает. В связи с особенностями здоровья, девочка не способна к выполнению требований или инструкций. Моторика грубо нарушена. Надя полностью ограничена в движении, с ней не возможны формы невербальной коммуникации. Девочка не способна заботиться о своих основных потребностях и нуждается в постоянной помощи и надзоре. У ребёнка часты оказывающие влияние на подвижность тяжёлые эпилептические приступы.

Отношение к учебной деятельности безразличное.

Психологические особенности:

- низкий уровень эмоционально-волевой устойчивости;

- познавательная сфера и учебная мотивация не сформированы.

Состояние устной и письменной речи:

- не понимает обращенную речь;

Обучение проходит по программе УО НОДА 6-4 Альтернативная и дополнительная коммуникация.

Причина недостатков обучения: нет понимания материала.

(включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка)

Мирземетова С ,__2006___ года рождения, воспитывается в полной семье. Заключение ПМПК — Последствие воспалительного заболевания головного мозга. Симптоматическая эпилепсия. Ангиопатия сетчатки. F-72. Сложный дефект.

У ребенка ТМНР, наблюдается болезненная патологическая двигательная расторможенность и трудности в обучении. Речь отсутствует. Взгляд не фокусируется. Желания выражаются с помощью плача, движения губ, похожих на потребность в кормлении. Обращенную речь не понимает. В связи с особенностями здоровья, девочка не способна к выполнению требований или инструкций. Моторика грубо нарушена. Ситория полностью ограничена в движении, с ней не возможны формы невербальной коммуникации. Девочка не способна заботиться о своих основных потребностях и нуждается в постоянной помощи и надзоре. У ребёнка часты оказывающие влияние на подвижность тяжёлые эпилептические приступы.

Отношение к учебной деятельности безразличное.

Психологические особенности:

- низкий уровень эмоционально-волевой устойчивости;

- познавательная сфера и учебная мотивация не сформированы.

Состояние устной и письменной речи:

- не понимает обращенную речь;

Обучение проходит по программе УО НОДА 6-2 Альтернативная коммуникация.

Причина недостатков обучения: нет понимания материала.

В современной специальной литературе очень мало встречается информации о детях имеющие сочетание ДЦП и интеллектуальное нарушение. Данные о таких детях фрагментарны, и не позволяют дать полную и чёткую характеристику детям с этим видом сложного нарушения.

Особенностью двигательных нарушений данной группы детей является то, что эти нарушения тесно связанны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений собственных движений. У детей задержано и нарушено формирование всех двигательных формирований: удержание головы, навыки сидения и стояния, ходьбы манипулятивной деятельности.

У некоторых детей при резко нарушенном мышечном тонусе отмечается явление апраксии (неумение выполнить целенаправленные практические движения: застегивание пуговиц).

Слабое оценивание своих движений и затруднение в ходе осуществления действий с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, в том числе узнавание предметов на ощупь (стереогенеза). В результате поражения двигательной сферы, а также мышечного аппарата глаз согласованные движения руки и глаза развиты не достаточно, особенно если имеет место неправильные установки тела, головы и конечностей (например: голова опущена на грудь, руки и ноги согнуты).

Кроме того у детей могут быть уже в первые месяцы жизни стойкие вегетативно-сосудистые и соматические нарушения. Часто отмечаются стойкие расстройства сна в виде нарушений ритма сна, недостаточной его глубины, трудностей засыпания и ночных страхов.

В первые месяцы жизни у большинства детей наблюдаются трудности сосания, глотания, привычные срыгивания и рвоты. Все эти нарушения ослабляют организм ребенка, поэтому дети растут слабыми, часто болеют простудными заболеваниями, а по физическому развитию значительно отстают от здоровых сверстников.

Таким образом двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность, затрудняющие развитие самостоятельного передвижения и навыков самообслуживания, ставят больного ребенка с первых лет жизни в почти полную зависимость от окружения взрослых.

Познавательная сфера таких детей характеризуется недоразвитием познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Как показывают данные исследований, у умственно отсталых на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. Это говорит о том, что у детей с рассматриваемым сложным нарушением могут встречаться аналогичные нарушения. В результате чего эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден.

Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Отмечается также узость объема восприятия. Дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.

Также возможны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом.

Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Их восприятием необходимо руководить.

Отличительной чертой мышления детей, имеющих сочетание ДЦП и умственной отсталости, может быть некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они могут не замечать своих ошибок.

У таких детей позже, чем у их нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания выражено не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом. Слабость памяти может проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом. Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости. У умственно отсталых чаще, чем у их нормальных сверстников, наступает состояние охранительного торможения.

Наряду с указанными особенностями психических процессов могут отмечаться недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которой является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами.

По данным специалистов (М. Ф. Гнездилов, В. Г. Петрова и др.), у умственно отсталых страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Вероятнее всего, что для детей имеющих сочетание ДЦП и умственной отсталости эти нарушения будут также характерны. Могут отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении. Умственная отсталость может проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых детей эмоциональные реакции не адекватны источнику, проявляющиеся то в повышенной эмоциональной возбудимости, то в выраженном эмоциональном спаде (патологические эмоциональные состояния - эйфория, дисфория, апатия). Необходимо учитывать и состояние волевой сферы. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость - отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Их деятельности характерна повышенная утомляемость и трудность сосредоточения на задании. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаются подражание и импульсивные поступки.

Образец психолого-педагогической характеристики ученика с умственной отсталостью.

Характеристика

ученика __ класса название организации

________ года рождения, проживающей по адресу:

ФИ поступил в данную школу в __ класс _______ г. по заключению ПМПК из _________________. Ребенок проживает и воспитывается в (полной, неполной, многодетной, малообеспеченной) семье. Воспитание в семье осуществляет (мама, папа, бабушка и т.п.), которые имеют единые (несогласованные) требования к ребенку и организации его свободного времени. ФИ подчиняется (не подчиняется) требованиям родителей, соблюдает (не соблюдает) режим дня, доброжелателен (агрессивен) в общении, выполняет (не имеет) обязанностей по дому. Классный руководитель (учитель) осуществляет контакт с родителями (во время визитов в семью, во время школьных мероприятий, по телефону).

Ребенок физически достаточно (недостаточно) развит. Координация движений (соответствует возрасту, недостаточно развита, нарушена, грубо нарушена).

ФИ обучается по адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования для обучающихся с ОВЗ. (Обучение проходит по индивидуальной программе). Программу ___ класса усваивает по всем предметам.

Читает (побуквенно, медленно по слогам, бегло по слогам, целыми словами) смысл прочитанного (понимает, понимает с трудом, не понимает) на вопросы по прочитанному (не отвечает) отвечает (с ошибками, односложно, самостоятельно). Пересказывает содержание прочитанного (с опорой на картинку, по вопросам, самостоятельно с ошибками, самостоятельно и правильно). Заучивать наизусть (не в состоянии) может (короткие стихотворения, длинные стихотворения, прозу).

Списывает с печатного и (или) рукописного текста (по буквам, по слогам, целыми словами). Под диктовку (не пишет) пишет, (допускает большое количество ошибок, допускает минимальное количество ошибок, без ошибок). Грамматические задания (не выполняет) выполняет (с помощью учителя, самостоятельно с ошибками, самостоятельно правильно). Почерк разборчивый (неразборчивый).

Счетно-вычислительные навыки сформированы достаточно (недостаточно). Освоил прямой (и обратный) счет в пределах ___ (механически, осознанно). Может решать примеры (на сложение в пределах ___, на вычитание в пределах ___, на умножение в пределах ___, на деление в пределах ___). Умеет пользоваться (знает) таблицу умножения. Смысл задачи (понимает, нуждается в дополнительном разъяснении, не понимает). Задачи решает (самостоятельно, нуждается в помощи учителя). Геометрический материал усваивает (не усваивает).

У ФИ внимание (активное, устойчивое, произвольное, поверхностное, неустойчивое, отвлекаемое, непроизвольное). Наиболее эффективными средствами для привлечения внимания являются (наглядный материал, изменение громкости, высоты голоса.

Восприятие и ощущения развиты (достаточно, недостаточно, в соответствии с возрастом). Темп (медленный, средний, высокий), полнота и правильность восприятия (фрагментарная, целостная, с привнесениями), узнавание объектов и явлений (затруднено, адеквантое). Временные представления (не сформированы, сформированы), последовательность событий (понимает, путает, не удерживает). Основные геометрические формы (узнает, называет, путает, не знает). Восприятие величины (сформировано, не сформировано). Ориентация в пространстве: право-лево (путает, знает, не понимает), верх-низ(путает, знает, не понимает), близко-далеко (путает, знает, не понимает). Ориентация на листе бумаги (сформирована, не сформирована)

Память развита (достаточно, недостаточно, в соответствии с возрастом). Характер запоминания информации (произвольный, непроизвольный, продуктивный, непродуктивный). Характер воспроизведения (точное, неточное, с ошибками, с привнесениями, искажён и др.). Преобладает (механическая, зрительная, слуховая, двигательная) память. Словесно-логическая, опосредованная, ассоциативная память (не развита, примитивна, частично развита). Средства, применяемые для развития памяти и лучшего запоминания материала: (использование эмоционального окрашивания материала, наглядности, дидактических игр, структурирование материала, двигательной активности и т.д.).

Мышление (пассивное, стереотипное, тугоподвижное, конкретное, активное), (невербальное, наглядно-действенное, с элементами наглядно-образного, наглядно-образное, с элементами словесно-логического, словесно-логическое). Операции сравнения, обобщения, исключения лишнего, классификации, установления причинно-следственных связей (не развиты, не доступны, недостаточно развиты, сформированы ниже возрастной нормы). При усвоении понятий (умеет, не умеет) выделить существенные признаки и дать определение.

Ребенок (понимает, не понимает) обращенную речь, (выполняет, не выполняет) простые инструкции. Словарный запас (соответствует возрасту, ограничен, резко ограничен). Грамматический строй речи (соответствует возрасту, нарушен, не нарушен). Темп, ритм речи (нарушены, не нарушены): (убыстрены, замедлены, с запинками). Выразительность речи (развита, не развита): (интонационную окраску (употребляет, не употребляет). Речь ребенка (активна, адекватна, нуждается в стимулировании, спонтанна и расторможена). Монологическая речь (сформирована, не сформирована). Диалогическая речь ребенка (развита, не развита): (умеет отвечать на вопросы, задавать их, соблюдать последовательность высказываний, удерживать содержание разговора). Речь (не нарушена, нарушена). ФИ (нуждается, не нуждается в логопедической помощи).

ФИ к труду и учёбе относится (положительно, индифферентно, отрицательно). В отношениях с педагогами и воспитателями (доброжелателен, уважителен, заинтересован, навязчив, безразличен, агрессивен, груб и т.п.). Соблюдает (не соблюдает, сопротивляется) режимные и дисциплинарные требования. На уроках ведет себя (заинтересованно, активно, пассивно, отказывается от деятельности). Ребенок владеет (не владеет) умениями и навыками поведения в обществе сверстников, взрослых. Причинами нарушения дисциплины является (привлечение к себе внимания, месть, власть, избегание неудач). Действия и поступки носят осмысленный характер (хаотичны и бессмысленны). При возникновении трудностей (прикладывает усилия для их преодоления, становится агрессивен, плаксив, просит помощи взрослого, принимает помощь, отказывается от деятельности). У ФИ наблюдаются недостатки в развитии воли: (лёгкая внушаемость, ведомость, податливость, своеволие, импульсивность, рассеянность, уход от трудностей и др.). Навыки культурного поведения сформированы (частично сформированы, не сформированы): ребенок вежлив (груб), чуток (безразличен), отзывчив (себялюбив), опрятен (неряшлив). Проявляет (не проявляет) интерес к (внеклассной, трудовой, кружковой работе, спорту и играм). Интересы устойчивы (неустойчивы).

Характер ФИ отличается (добротой, искренностью, трудолюбием, сдержанностью, скромностью, честностью, самокритичностью, уверенностью в себе, коллективизмом; эгоизмом, замкнутостью, скрытностью, негативизмом, завышенными притязаниями, ленью, лживостью, капризностью, вспыльчивостью, агрессивностью, драчливостью и др.). Настроение ребенка (устойчиво положительное, пониженное, неустойчивое). ФИ склонен (не склонен) к аффективным реакциям, длительным (быстропроходящим) переживаниям. Самооценка (занижена, адекватна, завышена). В детском коллективе имеет статус (лидера, предпочитаемого, принятого, изгоя). Пользуется (не пользуется) уважением сверстников.

ФИ вредных привычек не имеет (имеет). На учётах в правоохранительных органах, социальных службах, органах системы профилактики не состоит (состоит) . Санитарно-гигиенические навыки сформированы (сформированы частично, не сформированы).

В дальнейшей образовательной, коррекционно-развивающей и воспитательной работе следует уделить внимание развитию (познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы, двигательной сферы, личностной сферы).

Илляшенко Екатерина Александровна
Характеристика детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга (С. Я. Рубинштейн. Психология умственно отсталого школьника.)

Умственная отсталость — это задержка или неполное развитие психики, которое обнаруживается в возрасте до 3 лет. Приоритетной задачей в работе с умственно отсталыми детьми становится их социальное развитие в целом, а не только систематическое обучение.

Ожидаемым итогом всех профессиональных усилий при систематической помощи родителей является социализация умственного отсталого ребёнка.

Дети с умеренной степенью умственной отсталости (F-71) составляют примерно 10% от всего числа выявляемых в населении умственно отсталых. Умеренная умственная отсталость — средняя степень психического недоразвития. Ее этиологией могут быть как наследственные дефекты, так последствия перенесенных органических повреждений головного мозга. Она характеризуется главным образом несформированными познавательными процессами. У них нарушена координация, точность и темп движений. Движения замедленны, неуклюжи, что является помехой формированию сложного механизма бега и прыжков. Грубые дефекты моторного недоразвития могут воспрепятствовать формированию навыков самообслуживания,требующих тонких движений пальцев: при шнуровании ботинок, застегивании пуговиц, завязывании ленточек. Большинство отстающих в развитии нуждаются в постоянной помощи во многих домашних делах, а некоторые из них и в надзоре. У всех наблюдается расстройство внимания. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Крайне слабое активное внимание препятствует достижению поставленной цели. У детей с умеренной умственной отсталостью запас сведений и представлений весьма ограничен. Они с трудом оперируют имеющимися представлениями. Мышление у них конкретное, непоследовательное, тугоподвижное. Образование отвлеченных понятий либо недоступно, либо резко ограничено самыми элементарными обобщениями. Их можно научить группировать одежду, животных и т. д. Устанавливать различия им удается только на конкретных предметах. Составить связный рассказ по сюжету самой элементарной картинки не удается.

Речь таких детей имеет нарушения. У них медленно, запаздывая на 3—5 лет, развиваются понимание и использование речи, а окончательное ее формирование ограниченно. Развитие речи обычно соответствует степени умственной отсталости. При этом ребенок понимает речь собеседника весьма ограниченно, удовлетворительно улавливая интонациям, жесты и мимические движения. В редких случаях речь ребенка представляет поток бессмысленных штампов, произносимых в услышанной ранее интонации (эхолалическая речь). Происхождение этого нарушения связывают с преимущественными поражениями лобной доли коры головного мозга или с гидроцефалией (Симпсон т. п., 1925). У 20% умеренно умственно отсталых детей речь не появляется вовсе, что связывают с поражением речевых зон коры головного мозга.

Дети с тяжёлой степенью умственной отсталости (F-72). Овладевает лишь навыками самообслуживания и простейшими трудовыми операциями, эти дети часто направляются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты населения. Причины в основном органические. Сочетается с выраженными моторными нарушениями. Сходно с умеренной умственной отсталостью. Возможно развитие коммуникативных навыков.

На фото представлены направления коррекционной работы с детьми данной категории.

Анализ воспитательной работы в классе с тяжелой умственной отсталостью Анализ воспитательной работы За 2016-2017 учебный год в 5В классе Воспитательная работа в классном коллективе сложна и многообразна: это.


Конспект НОД по коллективной аппликации из полосок для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью 4–7 лет Конспект непосредственной образовательной деятельности по коллективной аппликации из полосок для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью.

Система оценки достижений ребёнка с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости Система оценки достижений ребёнка. Критерии оценивания и измерения уровня знаний, умений и навыков у учащейся с умеренной и тяжелой умственной.


Очень часто воспитатели сталкиваются с трудностями при написании характеристик, может быть кому-нибудь мой материал поможет.

Скачать:

ВложениеРазмер
harakteristiki_na_detey.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поступил в июне 2012 года из коррекционной школы VIII вида, г. Таштагола, Кемеровской области. Статус ребенка - ОБП.

Период адаптации проходил медленно и тяжело. У подростка недостаточно полный объём знаний об окружающем мире. Знает сведения о себе, имя и отчество матери. Испытывает трудности в установлении простых причинно-следственных отношений между явлениями действительности. Общая мотивация социальная. Учебно-познавательная мотивация развита слабо. Внимание неустойчиво, часто отвлекается, объём внимания незначительный . Воспринимает учебную инструкцию, но работать по ней самостоятельно не может. Не может самостоятельно найти и исправить ошибку в своей работе. Саше трудно высказать своё элементарное суждение, делать простой логический вывод. Хорошо развита мелкая моторика рук, не испытывает трудности при ориентировании в тетрадях по счету и письму. Режим дня соблюдает.

Навыки самообслуживания сформированы. Темп деятельности быстрый, осмысленный.

На занятиях спокойный, в ходе занятия участвует. Может ответить на поставленный вопрос. Понимает учебные задачи. Способность к волевому усилию снижена, часто не доводит начатое дело до конца. У Саши недостаточно сформированы умения и навыки для усвоения учебного материала Усвоение программного материала:

По счёту - освоил порядковый и количественный, обратный и парами счёт в пределах 10; знает и узнаёт цифры , записывает их в тетрадь; соотносит цифры с количеством предметов, понимает отношение между числами в пределах 10; устанавливает равенство и неравенство групп предметов; знает геометрические фигуры и видит их в формах окружающей среды; правильно называет части суток, знает времена года, различает временные понятия; распознаёт правую и левую руки, обозначает словами положение предмета по отношению к себе; счетные операции с числами производит, используя счеты.

По письму и чтению – может списывать с доски, печатных карточек; списывает предложения, короткие рассказы, самостоятельно может делить слова на слоги, выполнять перенос слов; даёт характеристику согласных звуков; читает, техника чтения очень низкая; стихи заучивает и тут же их забывает; пересказывает тексты, отвечает на вопросы по содержанию.

По окружающему миру – знает и называет диких и домашних животных, их признаки, сходство и отличие. Может самостоятельно назвать дикорастущие и культурные растения. Различает садовые и огородные культуры.

По предметно-продуктивной деятельности и изобразительной деятельности - с программой справляется в полном объёме: хорошо рисует, лепит, вырезает, конструирует из бумаги различные объёмные поделки. Его работы выставляются на выставки как внутри дома, так и в масштабах города.

Трудовые навыки привиты: привлекается к работе на огороде, к труду дворника, грузчика, хозяйственно-бытовому труду. Отношение к работе не всегда добросовестное, часто наблюдается проявление лени.

По характеру мальчик спокойный, контактный, с ребятами дружит, но часто является провокатором конфликтных ситуаций. С взрослыми тактичен и вежлив. Вредные привычки искоренены.

ОБРАЗЕЦ

Психолого-педагогическая характеристика ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития

1. Общие сведения:

Домашний адрес, телефон____________________________________________

Краткие сведения о родителях, семье ребенка, условиях воспитания: социальный статус семьи (многодетная, полная, неполная, опекунская); состав семьи, семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок; характер взаимоотношений в семье, отношение к ребенку.

2. Личностно-коммуникативное развитие и деятельность:

· Контактность (в контакт вступает легко и быстро, проявляет в нем заинтересованность/в контакт вступает легко, но он носит нестабильный характер/в контакт вступает легко, но он носит формальный, поверхностный характер/ в контакт вступает не сразу, с трудом, но в последующем контакт стабильный/ в контакт вступать отказывается, проявляя негативизм);

· Критичность (понимание своих успехов и неудач/критичность снижена, адекватность возможна после наводящих вопросов/критичность снижена даже после наводящих вопросов/некритичность; реакции на неуспех (ведет себя агрессивно, обвиняет себя, пытается хитрить, угадывая правильный ответ, оправдывается, принимает неудачу равнодушно, старается исправить ошибку, отказывается от дальнейших действий, раздражается); реакция на похвалу (поощрение и одобрение вызывают окрашенную положительными эмоциями реакцию, вызывают резкое повышение результативности, равнодушное отношение, дурашливость, неадекватность поведения);

· Общая и психическая активность (энергичность и целесообразность движений, мимики, жестов/ хаотичность и судорожность, вялость и суетливость; высокая, нормальная/низкая подвижность ребенка)

3. Эмоциональная сфера: эмоциональный фон (адекватный, уравновешенный/ тревожный/депрессивный/безразличный/эйфоричный/дисфоричный); выраженность эмоций (внешне эмоциональные проявления отчетливы, разнообразны, проявляются спонтанно/эмоциональная напряженность /выраженность негативных эмоциональных реакций/слабая выраженность эмоций); эмоциональная подвижность (эмоциональная уравновешенность/ частая смена настроений)

4. Коммуникативная сфера: характер общения (активное/реактивное/пассивное /непродуктивная активность в общении); требует предмет/просит об услуге/отказывается от предлагаемого предмета/услуги; комментирует события; движения тела: (напрягает тело/расслабляется/крутится/топает /пинает/отворачивается/подходит к желаемому объекту/берет желаемый предмет); мимика: (сдвинутые брови, гримаса, улыбка); жесты: (берет руку взрослого, тянется, подзывает жестами, протягивает руки)

5. Общая характеристика деятельность:

· Наличие и стойкость интереса к заданию (стойкий интерес от начала до конца задания/ в начале задания, но пропадающий из-за низкой работоспособности, отвлекаемости, неудач, замечаний/ поверхностный интерес)

· Самостоятельность выполнения задания (самостоятельно начинает и без помощи взрослого выполняет задание/ не может самостоятельно начать и выполнить задание из-за боязни допустить ошибку, из-за пресыщения деятельностью, неустойчивости внимания, неумения простроить программу действий, поверхностного или нестойкого интереса)

· Характер деятельности (активно и целенаправленно действует в соответствии с поставленной целью/ активность и целенаправленность резко снижается из-за неудач, замечаний, неустойчивости внимания, пресыщения деятельностью/ недостаточно активная, нецеленаправленная, но улучшаемая стимуляцией деятельность /инертная, бесцельная, хаотичная, не улучшаемая стимуляцией деятельность)

· Темп и динамика деятельности (умеренный/высокий темп при выполнении всего задания/медлительность при выполнении всего задания/импульсивность, расторможенность при выполнении задания/ медлительность, заторможенность при выполнении задания)

· Работоспособность (нормальная работоспособность сохраняется до конца занятия/умеренная работоспособность/ мерцательный характер работоспособности/низкая работоспособность)

7. Состояние двигательной сферы: самостоятельность выполнения движений; потребность во вспомогательных средствах передвижения; способность удерживать равновесие; наличие навязчивых движений, моторных уловок; объем движений/ темп/активность/точность движений/координация движений

8. Сенсорное развитие

· Зрительные ориентировочные реакции (зрительное сосредоточение отсутствует/ быстрое истощение зрительного сосредоточения/ сосредоточение недостаточно длительное/ длительное зрительное сосредоточение; прослеживание движущегося оптического объекта /отсутствие слежения взглядом/ ступенчатое прослеживание движущегося объекта; узнавание матери, различение близких и иных людей; рассматривание людей, игрушек, предметов, находящихся в поле зрения; произвольное переключение взора с одного предмета на другой; зрительное изучение окружающего, рассматривание людей, предметов, расположенных в разных местах)

· Слуховые ориентировочные реакции (слуховое сосредоточение отсутствует/ его быстрое истощение/ недостаточная длительность сосредоточения/ длительное сосредоточение; ориентировочно-поисковые реакции/ ищущие повороты головы/ поисковая реакция на звук; повороты головы в сторону невидимого источника звука и его нахождение; узнавание своего имени);

· Зрительное восприятие (наличие/ отсутствие представлений о цвете (форме, величине)/ выбора предмета по названию цвета (формы/ величины)/ называния цвета (формы, величины); способность к узнаванию предметов круглой и многоугольной формы);

· Слуховое восприятие (способность воспринимать речь в условиях диалога; узнавать и дифференцировать неречевые звуки; определять направление источника звука в пространстве)

· Тактильное восприятие (характер ответной реакции на прикосновения, способность к узнаванию ощупываемых предметов)

· Восприятие пространственных отношений (наличие/ отсутствие способности к переключению внимания с одного объекта на другой; поиск предмета, который касается тела или находится в поле зрения; поиск упавшего предмета, издавшего шум; ориентировка в схеме собственного тела; знание частей тела)

· Восприятие временных отношений (характер ориентировки во времени)

· Внимание (чем можно привлечь внимание ребенка; устойчивость и концентрация внимания (низкая концентрация и неустойчивость внимания/ неустойчивость, поверхностность, истощаемость); произвольность внимания (произвольное внимание не сформировано/ концентрация возможна на короткий срок/ способность к длительному сосредоточению и переключению внимания); переключаемость (быстрая/ легкая/ замедленная/ затрудненная); распределение)

· Память (узнавание предметов, людей, мест; непроизвольное воспроизведение увиденного и услышанного раньше, наличие элементов произвольного запоминания (заучивание стихов, песен)

· Мышление (принятие и понимание задачи; способ выполнения действий (хаотичные действия/ манипуляции/ силовые пробы/ практическое примеривание/ зрительное соотнесение; понимание функционального назначения предметов; сформированность представлений о сходстве и различии; понимание элементарных причинно-следственных связей; установление связей между картинкой и событием; понимание смысла сюжетных картинок)

9. Результаты логопедического обследования: предречевой и речевой анамнез (время появления и характер гуления, лепета, первых слов, фразовой речи);

10. Импрессивная речь: понимание ребенком фразы, слова (наименования предметов, действий, признаков) вне ситуации наглядного выбора; понимает ли фразы, слова в ситуации ограниченного конкретного наглядного выбора; не понимание обращенной речи; различает ли значения предлогов

11. Экспрессивная речь: пользуется ли ребенок короткой фразой, полными словами, лепетными словами, звукоподражаниями; отнесенным лепетом, голосовыми реакциями; неотнесенным лепетом, криком, голосовыми реакциями, жестами; какими фразами пользуется ребенок: фразы отрицания, повторения, указывающие на местоположение, указательные фразы, определительные фразы;

12. Результаты педагогического обследования:

· общая осведомленность (сформированность представлений об окружающем; о себе и своей семье; предметах ближайшего окружения; явлениях и объектах природы; элементарных причинно-следственных связях в природе)

· Навыки самообслуживания (сформированность навыков гигиены и самообслуживания/ пользование туалетом/ ванной/ полотенцем/ расческой/умывание/ чистка зубок/ прием пищи/ одевание/ раздевание; степень владения навыками)

· Обучение и интересы (степень овладения программным материалом по предметным областям; степень продвижения ребенка за отчетный промежуток времени; интересы ребенка

Примечания

При необходимости указывается мнение специалиста(ов).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.