Холодные ноги у детей с дцп


Молодые родители и опытные мамы хотя бы раз в жизни задавались вопросом, почему у ребенка ноги и руки холодные, хотя он здоров и бодр? Идет ли речь о заболевании или это нормальное физиологическое явление?

  1. 1. Физические нагрузки
  2. 2. Неправильная терморегуляция и кровообращение
  3. 3. Вегето-сосудистая дистония
  4. 4. Волнение, стресс, переживание
  5. 5. Переутомление
  6. 6. Пониженный уровень гемоглобина
  7. 7. Проблемы со стулом
  8. 8. Ночной сон
  9. 9. Пищевое отравление
  10. 10. Начинающийся рахит
  11. 11. Высокая температура

1. Физические нагрузки

Ситуация первая: физиологическая реакция на физические нагрузки. Речь идет о здоровом малыше, бодром, подвижном, не жалующемся на ухудшение самочувствия. Температура воздуха – в пределах нормы, как рекомендует доктор Комаровский, нет сквозняков, но стопы и ладони у ребенка стали холоднее, чем остальные участки тела.

Происходящее – результат физических нагрузок, вполне объяснимый с точки зрения физиологии. При играх, спортивных соревнованиях ребенок чувствует увлеченность, азарт.

В это время работа мышц стимулирует выброс адреналина, гормона, синтезируемого корой надпочечников. Адреналин вызывает прилив крови к органам жизнеобеспечения – сердцу, легким, мозгу. В свою очередь от кожи кровь отливает, сосуды спазмируются, и температура кожных покровов падает.

Что делать? Если после того, как ребенок успокоится, руки и ноги становятся теплыми без дополнительных мер, то ситуация считается нормой и никаких дополнительных мер не требует. Такова физиологическая особенность детей и патологию искать не нужно.

2. Неправильная терморегуляция и кровообращение


Ситуация вторая: холодные ручки и ножки у грудного малыша. Это повод для паники многих мам и бабушек. Стремление укутать месячного ребенка так, словно он отправляется на Полюс, заложено самой природой.

Но следует помнить, что терморегуляция у детей в первые полгода далека от совершенства, они легко переохлаждаются и так же легко перегреваются. Особенно важно учитывать это обстоятельство в отношении недоношенных деток.

3. Вегето-сосудистая дистония

Ситуация третья: дошкольник взрослеет, идет в школу, входит в подростковый возраст, но проблема, наблюдаемая в детстве, не уходит. Руки и ноги холодные постоянно или достаточно часто.

Вероятно, причина кроется в вегето-сосудистой дистонии. ВСД все реже диагностируется как самостоятельное заболевание, поскольку включает и симптомы и причины различных заболеваний. Один из симптомов- холодные пальцы рук и пот на ладонях.

Что делать? Провести всестороннее обследование, обозначить тип ВСД и придерживаться терапии, назначенной специалистом.

4. Волнение, стресс, переживание


Ситуация четвертая: здоровый ребенок в моменты испуга, сильного волнения, переживаний, стресса ощущает холод в конечностях. Причиной становится реакция симпатической нервной системы и выброс адреналина.

Что делать? Контролировать (если ребенок маленький) или учиться контролировать (если он достаточно взрослый) психо-эмоциональное состояние.
Легковозбудимым детям можно рекомендовать прием седативных препаратов таблетках или водных настойках в соответствии с возрастом, успокоительные чаи (ромашка, мелисса, мята, зверобой).
Переключать внимание ребенка в моменты возбуждения, больше гулять на улице. Возможно, потребуется работа психотерапевта.

5. Переутомление

Ситуация пятая: холодные конечности наряду со слабостью, упадком сил, пониженным вниманием и работоспособностью, частыми простудами могут указывать на снижение защитных функций организма.

Что делать? Укреплять иммунитет доступными способами: много гулять на свежем воздухе, приучать ребенка к утренней гимнастике, закаливать, одевать по погоде (не перегревать и не переохлаждать).
Полезны курсы витаминотерапии, физиотерапия – массаж, ЛФК. Укрепляют иммунную систему занятия спортом – плавание, ходьба, езда на роликах и велосипеде. Ослабленным детям показан морской воздух и теплое южное солнце.

6. Пониженный уровень гемоглобина


Ситуация шестая: в дополнение к холодным рукам и ногам родители замечают бледность кожи, синие губы, носогубный треугольник. Вероятно, у ребенка понижен уровень гемоглобина или в наличие патологии сердечно-сосудистой системы.

Железодефицитная анемия – состояние, при котором понижен уровень железосодержащего белка крови, ответственного за перенос кислорода к тканям и органов и обратный транспорт углекислого газа. Гипоксия проявляется, в том числе, снижение температуры кожи конечностей.

Что делать? Сдать анализ крови и пройти обследование у кардиолога. Причин снижения гемоглобина немало, чем раньше будет поставлен диагноз, тем легче пройдет лечение (при отсутствии серьезных патологий).
Повысить уровень белка можно, откорректировав питание. В детском и подростковом рационе обязательно должно быть мясо, гречка, овощи и фрукты, орехи, натуральные соки.
При необходимости врач назначает железосодержащие препараты. Современные лекарственные средства содержат железо в легкоусваяемой форме, почти не имеют побочных эффектов и приносят хороший результат при постоянном приеме.
Патологии сердечно-сосудистой системы диагностирует и лечит врач. Самолечение не допустимо.

7. Проблемы со стулом


Ситуация седьмая: помимо постоянного холода в руках и ногах, ребенок страдает проблемами со стулом (может быть как понос, так и постоянные запоры).

У него секутся и выпадают волосы, слоятся ногти, резко растет или снижается вес, он испытывает хроническую усталость, слабость, трудно концентрируется на учебе.

Родителям стоит проконсультироваться у эндокринолога, чтобы исключить дисфункцию щитовидной железы.

Что делать? Лечение, получив результаты анализов на гормоны щитовидной железы, назначает врач.

8. Ночной сон

Ситуация восьмая: ручки и ножки малыша мерзнут во сне. Чаще всего речь идет о маленьких детях, до года. Если по утрам ребенок ведет себя адекватно, играет, кушает, то причины для тревоги нет. Причина кроется в несовершенном кровообращении и малой подвижности ребенка во время сна.

Что делать? Беспокойные мамы могут надеть теплые носочки, укрыть ребенка теплее, но если малыш не простужается, не капризничает и спокойно спит, значит, ему комфортно. Жаркое помещение, сухой воздух тяжелые одеяла гораздо чаще провоцируют простудные заболевания и аллергию у детей, чем холодные руки-ноги.

9. Пищевое отравление


Ситуация девятая: холодные руки и ноги – лишь один из симптомов, сопровождающих пищевое отравление. Дополнительно появляются боли в животе, тошнота и рвота, расстройство стула, головная боль.

Температура нормальная и поднимается до субфебрильных цифр, ребенок ослаблен.

Что делать? Промыть желудок большим количеством воды, слабым раствором марганцовки, вызвать рвоту. Дать ребенку активированный уголь или другой энтеросорбент, чаще поить, чтобы не допустить обезвоживания. Если температура продолжает подниматься, ребенок бледнеет, синеет, теряет сознание – немедленно вызывать скорую помощь.

10. Начинающийся рахит

Ситуация десятая: не всегда холодными остаются только конечности. Если у ребенка до двух лет при нормальной температуре тела мерзнут руки и ноги, холодный лоб и испарина на нем, то маме стоит обратить на эти симптомы внимание педиатра.

Вполне возможно, что у малыша начинается рахит. Ребенок становится раздражительным, плохо спит, часто плачет. Снижается мышечный тонус, долго закрывается родничок, поздно прорезаются зубы, изменяется форма костей.

Что делать? Обратиться за помощью к педиатру. Чаще бывать с малышом на солнце (утром и вечером), обеспечить достаточное поступление в организм витамина Д.

11. Высокая температура


Ситуация одиннадцатая, последняя, самая типичная: руки и ноги у ребенка холодеют при высокой температуре. Происходит это потому, что при повышении температуры тела нарушается теплоотдача.

Тепла слишком много, такова защитная реакция организма на попавшую внутрь инфекцию. Для защиты внутренних органов кровь отливает от периферии, от кожи к сердцу, почкам, печени.

Сосуды конечностей сужаются, спазм препятствует поступлению крови. Нарушается микроциркуляция, руки и ноги становятся холодными, что особенно настораживает родителей на фоне горячего тела.

Ребенка может знобить, руки и ноги дрожат. Кожа ступней и ладоней приобретает мраморность, хорошо видны кровеносные сосуды. Губы синеют, дыхание становится частым, поверхностным, учащается сердцебиение, повышается артериальное давление.

Особенно опасно такое состояние для грудных детей. Горячая голова в совокупности с холодными конечностями сигнализирует о приближающемся резком скачке температуры до 39-40 0 , поэтому следует поспешить с мерами первой помощи.

Что делать? Дать ребенку жаропонижающее средство в дозировке и форме согласно возрасту. Быстрее всего действуют ректальные суппозитории, медленнее – таблетки. Для маленьких детей предпочтительны сиропы. Как ни парадоксально, ребенка нужно согреть (если температура не поднялась выше 39 0 С), можно укутать только руки и ноги, надеть носки, приложить грелку, аккуратно растереть конечности, чтобы усилить кровообращение. Но-шпа или другой разрешенный в педиатрии спазмолитик помогут снять спазм сосудов. Маленькому ребенку снять подгузник. Чем младше ребенок и выше температура – тем выше вероятность возникновения судорог. Если ситуацию не удается поправить самостоятельно, нужно срочно вызывать скорую.

Если после перенесенной болезни, при нормальной температуре тела руки и ноги все равно холодные, стоит сдать анализ крови на гемоглобин. Выздоравливающему ребенку полезен свежий воздух, солнечные лучи и положительные эмоции.

На вопрос, почему у ребенка ноги и руки холодные, существует много ответов: физические и психические нагрузки, ВСД, снижение иммунитета, несовершенная терморегуляция, пищевое отравление или вирусная (бактериальная) инфекция. Необходимость лечения определяет в каждом конкретном случае педиатр.


Чем лечить молочницу у ребенка: симптомы, причины


У ребенка болит живот: чем помочь малышу?


Почему у ребенка болит ухо, что делать и как лечить


Чем лечить кашель у ребенка в домашних условиях


Как собрать аптечку в дорогу, в отпуск, на море с ребенком


Зачем нужна прививка АКДС детям, делать ее или нет, как помочь ребенку перенести ее

ДЦП — это одна из самых тяжелых форм двигательных церебральных (мозговых) нарушений у детей, возникающая по разным причинам (их насчитывают до 400, а значит, настоящая причина неизвестна) во время беременности и в родах. ДЦП — это, в первую очередь, нарушенный мышечный тонус и неправильная координация движений, и это инвалидность. И, к сожалению, заболевание это становится все более распространенным. Встречается у детей от 3 месяцев и до 3 лет (нелеченные дети с этой патологией дольше 3 лет живут очень редко). Однако если заболевание выявлено своевременно и лечение начато без промедления, то у ребенка появляется возможность социальной адаптации в будущем (иметь работу и семью). Хорошая новость состоит в том, что ДЦП не прогрессирует, а по мере роста ребенка симптомы болезни могут уменьшаться.

Лечение ДЦП комплексное, многолетнее и направлено на обучение движению, восстановление нарушенных функций, что достигается неутомимым (подвижническим!) трудом родителей. По статистике, значительное улучшение отмечается у 25% больных, а некоторое смягчение дефектов — у 50%, 25% детей не имеют никакой положительной динамики.

В какой форме протекает заболевание, должен определить детский невропатолог. Классификаций существует несколько, и родители могут с ними ознакомиться. По Л. О. Бадаляну ДЦП проявляется в спастической форме, в виде гемиплегии, диплегии, двусторонней гемиплегии, в дистонической или гипотонической формах.

По А. Ю. Ратнеру, ДЦП делится на спастический тетрапарез (двойная гемиплегия), спастический гемипарез (обе формы сопровождаются эпилепсией), мозжечковый синдром (мышечная гипотония), гиперкинезы (насильственные движения, мешающие ходьбе).

По К. А. Семеновой определяют спастическую диплегию, двойную гемиплегию, гиперкинетическую форму ДЦП, атонически-астатический синдром, гемипаретическую форму патологии.

Существует еще и рудиментарный вариант ДЦП: минимальные мозговые дисфункции — неврологические нарушения в виде вялости, быстрой утомляемости, возбудимости, неусидчивости, тиков, головных болей, а в более старшем возрасте нарушения проявляются низкой успеваемостью в школе из-за сложностей с усвоением новой информации. У таких детей бывают трудности в общении, нарушения сна.

В течение болезни по данным разных авторов различают от 3 до 4 периодов:

1) острый период, или ранняя стадия (7-14 дней, до

2-3 месяцев), когда заболевание проявляется в виде

а) синдрома нарушения мозгового кровообращения — имеют место стон, судороги, резкое возбуждение ребенка с пронзительным криком, нарушения дыхания;

б) синдрома повышения внутричерепного давления (гидроцефально-гипертензионного) — родничок напряжен или выбухает, размеры головки быстро увеличиваются, могут быть судороги;

в) судорожного синдрома — судороги бывают по нескольку раз в день;

г) синдрома угнетения безусловных (врожденных) рефлексов — хватательного, автоматической походки и др. Формируются неправильные установки туловища и конечностей;

д) диэнцефального синдрома — отмечаются малая прибавка в массе, задержка роста, нарушение сна, температуры;

2) восстановительный период:

а) ранний восстановительный период (начальная хронически-резидуальная стадия) — начинается вслед за стиханием острых проявлений кровоизлияния в мозг. По мнению разных авторов, этот период продолжается от 2 до 5 месяцев. Именно в это время врач может определить форму ДЦП. Чаще она бывает смешанной и включает различные двигательные нарушения; б) поздний восстановительный период — длится до 1-2 лет;

3) период остаточных явлений, или конечная резидуальная стадия, — начинается с 2 лет и продолжается весь период детства и юношества. Дети 4-7 лет с сохранным интеллектом посещают логопедические группы детских садов (двигательные нарушения сочетаются с нарушениями речи). Занятия по ЛФК с методистом проводятся через день, все остальные дни ребенок занимается с родителями. Двухлетний ребенок с ДЦП может находиться в движении до 2,5 ч в день, в 3-7 лет — до 6 ч.

Задача родителей и детского врача — как можно раньше выявить симптомы заболевания, а для этого существуют специальные тесты. Учитывая, что в период новорожденности у ребенка в норме тонус мышц повышен, определять изменения мышечного тонуса можно по косвенным признакам только с конца первого месяца: при повышенном тонусе ребенок из положения на животе не делает попыток поднять голову и установить ее по средней линии.

Для проверки мышечного тонуса и симметрии тела ребенка с 2 месяцев: положите его на ровную и плотную поверхность на живот и приподнимите правой рукой обе ножки примерно на 15-20°. Крепко удерживая вытянутые ножки, левой рукой поглаживайте спинку от копчика до шеи вдоль позвоночника с легким нажимом (чтобы малыш слегка прогнулся). Если ваша левая рука не чувствует сопротивления, а линия движения вдоль позвоночника ровная (прямая), то мышечный тонус ребенка нормальный. При нарушении мышечного тонуса и асимметрии тела ваша рука на своём пути РЕЗКО изменит направление; тело ребенка в этот момент прогнется в сторону (а не вниз); при этом вы отчетливо почувствуете напряжение мышц под рукой; ножки малыша будут согнуты в коленных и тазобедренных суставах.

У здоровых детей врожденные рефлексы начинают исчезать с 3 месяцев. Если хватательный, поисковый рефлексы, рефлекс автоматической походки после 4 месяцев не исчезают, а даже усиливаются, то высока вероятность существования повышенного мышечного тонуса. В положении на животе такой ребенок сгибает руки, ноги и приподнимает таз.

Новорожденный ребенок в норме совершает ритмичные автоматические движения. Если же малыш лежит без движений, ручки сжаты в кулачки, приведены к туловищу, большой палец зажат внутрь, а ножки перекрещены, это очень похоже на спастический парез верхних и нижних конечностей.

Запомните: гипертонус мышц верхних конечностей исчезает к 2,5 месяцам, на нижних — к 4 месяцам. Отличить норму от патологии может только врач.

Пробы, которые должен делать только врач, но о которых полезно знать родителям.

В положении на спине:

1) врач располагает свою руку под головой ребенка и делает попытку ее согнуть. В норме голова сгибается легко, а при ДЦП голова давит на руку;

2) врач берет малыша за кисти и тянет на себя. В норме ребенок сгибает голову и пытается сесть. При ДЦП голова отбрасывается назад;

3) руки ребенка поднимают вверх параллельно голове (отводят в стороны, перекрещивают). При ДЦП ребенок сопротивляется этим движениям;

4) врач разгибает ножки ребенка, захватывает их под коленями и сгибает по направлению к животу. При ДЦП определяется сопротивление этому движению. В положении на животе:

1) врач захватывает кисть ребенка и пытается расположить руки по обе стороны головы (выводит руки из-под грудной клетки). При ДЦП ощущается сопротивление;

2) врач кладет руку под подбородок малыша и пытается поднять ему голову. При ДЦП подбородок давит на руку врача. В норме к 5 месяцам малыш самостоятельно поднимает голову в положении на животе, опираясь при этом на руки.

Поясничный лордоз должен быть сформирован в 6 месяцев, после этого малыш и начинает сидеть самостоятельно. Если поясничный изгиб недостаточный, то туловище имеет наклон вперед, что нарушает равновесие (опору на ноги). Избыточный поясничный изгиб (гиперлордоз) приводит к тугоподвижности (контрактуре) тазобедренных суставов (одного или обоих), из-за чего походка сильно меняется: появляются колебательные движения при ходьбе (из стороны в сторону или вперед-назад).

При ДЦП (повышенный тонус мышц спины) новорожденный может держать голову из положения на животе раньше, чем в 2 месяца. Чтобы понять это, нужно положить ребенка на спинку и попытаться поднять его за руки (проба 2) —голова будет свисать.

Тесты для определения правильного поясничного лордоза

1. Исходное положение— лежа на спине. Подтянуть колено ребенка к груди. Если другая нога в это время поднимается так, что ее невозможно прижать вниз, это свидетельство того, что мышцы-сгибатели бедра укорочены.

2. Исходное положение — лежа на животе. Привести пятку ребенка к ягодице. При укорочении прямой мышцы бедра это сделать не удается.

Главными целями ЛФК при ДЦП являются:

1) нормализация мышечного тонуса, чтобы ребенок мог совершать произвольные движения;

2) обучение двигательным навыкам в соответствии с возрастом; закрепление чувства позы, тренировка вестибулярного аппарата. При этом следует помнить, что любое интенсивное (неосторожное) воздействие может привести к повышению мышечного тонуса (боль повышает тонус мышц). Начинать

ЛФК следует сразу, как только стихнут симптомы повышенного внутричерепного давления и прекратятся судороги.

Проявления ДЦП разнообразны — это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. Строго говоря, ДЦП не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП — повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период. Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.

Признаки и ранние симптомы детского ДЦП

В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их. К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения. Примерно у трети детей с ДЦП случаются судороги. Этот симптом нередко проявляется не в младенческом возрасте, а несколько позже.

Помимо этого встречаются такие симптомы ДЦП, как нарушения зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:

  • в возрасте одного месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте семи месяцев ребенок не может сидеть без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком медленные;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.

ДЦП может проявляться по-разному, в зависимости от пораженной зоны головного мозга. Иногда проявления этого заболевания незначительны, однако в тяжелых случаях нарушения могут быть крайне серьезными. Существует несколько видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга. Это приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  • Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
  • Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.

Реабилитация при ДЦП держится на двух главных принципах — комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, и коммуникативных, и интеллектуальных навыков.

Лечение ДЦП — пожизненный процесс, так как полное излечение фактически невозможно. Однако это еще не означает, что ДЦП — приговор. Большинство больных ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были приняты в раннем возрасте. В детстве мозг развивается очень активно. Он обладает гораздо большими компенсаторными возможностями, чем мозг взрослого. Поэтому лечение ДЦП, которое началось в ранние годы, будет наиболее эффективным.

Лечение ДЦП в основном направлено на устранение симптомов. Правильнее было бы называть это не лечением, а реабилитацией, ориентированной на восстановление функций, которые пострадали в результате этого заболевания. Одним из самых действенных методов считается массаж, который помогает привести в норму мышечный тонус. Также в реабилитации при ДЦП широко используется лечебная гимнастика. ЛФК помогает улучшить координацию движений. Но она дает ощутимый эффект лишь в том случае, если занятия проходят регулярно на протяжении всей жизни. Хороший результат дают и занятия на специальных тренажерах.

При отсутствии судорог показана и физиотерапия — например, миостимуляция и электрофорез. Многие врачи рекомендуют также электрорефлексотерапию для восстановления активности нейронов коры головного мозга — это помогает снизить мышечной тонус, улучшить координацию, речь и дикцию.

Во многих случаях показано медикаментозное лечение при помощи препаратов, улучшающих деятельность мозга.

Недавние российские исследования подтвердили у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии (кислородном голодании клеток), в высокой интенсивности свободнорадикального окисления липидов (жировых молекул), в компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (недостаточность гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к хронизации болезней ЛОР-органов, ЖКТ и почек. Определена прямая зависимость биохимических нарушений от тяжести ДЦП, поэтому важна индивидуальная диагностика и контроль биохимического дисбаланса в организме, чтобы компенсировать отклонения от биологической нормы при помощи специальных препаратов, диет, коррекции образа жизни. В результате можно существенно повысить потенциал и эффективность реабилитации детей с отставанием в развитии.

Детский церебральный паралич вызывает необратимое поражение определенных областей головного мозга. Задача врачей и родителей — скорректировать последствия ДЦП. Необходимо принять тот факт, что процесс реабилитации должен быть постоянным и непрерывным.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это наиболее распространенная причина детской инвалидности, патология требует постоянного лечения и реабилитационных мероприятий. ДЦП вызван повреждением мозговых структур до рождения либо в процессе родов.

Для ребенка с церебральным параличом типичны неврологические расстройства и деформации скелета, которые влияют на осанку, сенсорное восприятие, общение, нарушают движение и многие другие функции организма.


Что такое церебральный паралич: определение терминов

Детский церебральный паралич (сокращенно ДЦП) — это тяжелая патология, при которой страдает свобода движений, поддержание мышечного тонуса. Истинная причина зачастую неизвестна, диагноз ставится, когда есть аномалии развития или повреждения областей мозга, которые контролируют двигательную функцию. ДЦП развивается примерно у трех младенцев из 1000 новорожденных.

В большинстве случаев детский церебральный паралич развивается как результат травмы головного мозга, полученной до, во время или после рождения. Симптомы церебрального паралича впервые можно заметить у новорожденных и малышей раннего возраста, в первые месяцы их жизни.

Почти у половины детей, страдающих церебральным параличом, развивается мышечная гипертония (повышен тонус мышц, они сжаты, согнуты) или спастичность (чрезмерное мышечное напряжение с повышенными сухожильными рефлексами).

В настоящее время эффективного лечения церебрального паралича не существует, за счет лечения и реабилитации корректируют неврологические, ортопедические нарушения, активно устраняют сопутствующие болезни и осложнения.

Причины ДЦП: травмы, повреждения нервной системы

Есть целый ряд факторов, которые формируют повреждение отдельных частей мозга, контролирующих двигательную функцию, в том числе:

  • Травмы головы при преждевременных родах, когда структуры мозга еще крайне незрелые;
  • Синдром встряхнутого ребенка, механические травмы черепа, шейного отдела;
  • Инфекции головного или спинного мозга;
  • Дефицит поступления кислорода к мозгу, при обвитии пуповиной, заглатывании околоплодных вод в родах;
  • Патологии, при которых блокируется приток крови к мозгу, такие как геморрагический инсульт (кровоизлияние в мозг);
  • Недоедание, острое голодание малыша с дефицитом питательных веществ для мозга;
  • Попадание в организм тяжелых металлов, острые отравления, алкогольный синдром.

Основные симптомы ДЦП

Дети с ДЦП имеют признаки задержки моторного развития (появление навыков) в возрасте до двух лет. Правильный диагноз иногда ставится только в возрасте 2-3 лет. У малышей с церебральным параличом отмечается задержка в освоении основных навыков по каждой линии развития (удержание головки, обучение переворотам на живот, сидение, ползание, ходьба).

У детей выявляются патологические рефлексы, которые у здоровых малышей должны исчезать в раннем детстве. Симптомы ДЦП могут напоминать другие патологии, у каждого ребенка набор симптомов уникален, отмечаются специфические двигательные расстройства. Есть и некоторые общие признаки.

Так у ребенка с ДЦП появляются патологические рефлексы, нарушения движения, дискомфорт в туловище или конечностях. Другим признаком является спастичность, которая может проявляться как перенапряжение, дрожь или скованность в туловище, руках или ногах. Типично наличие постоянно сжатых кулаков. Неконтролируемые движения и ненормальная походка — частый симптом патологии.

У детей с ДЦП могут возникнуть дополнительные проблемы, в том числе приступы эпилепсии, проблемы со зрением, слухом и речью, нарушения обучения и проблемы с поведением, интеллектуальная или умственная отсталость. Часто им сопутствуют респираторные заболевания с осложнениями, желудочно-кишечные и пищевые расстройства, проблемы с кишечником и мочевым пузырем.

Для детей с ДЦП характерны аномалии костной ткани, включая сколиоз (боковое искривление и ротация позвоночника) и дисплазия тазобедренного сустава (врожденный вывих).

Виды ДЦП: особенности форм

Церебральный паралич классифицируется в зависимости от того, на какую часть тела более всего влияет нарушение двигательных функций. Спастичность при ДЦП может проявляться в трех разных формах.

Лечение церебрального паралича

На сегодняшний день эффективных лекарств, которые бы полностью устраняли все симптомы ДЦП, не разработано. Есть много вариантов реабилитации и лечения, призванных облегчить проблемы, связанные с этим состоянием.

Баклофен и другие аналогичные препараты-миорелаксанты снижают мышечный тонус и облегчают движения. Их можно вводить перорально или сразу в спинномозговую жидкость, в области позвоночника через устройство, хирургически помещенное в брюшную полость.

Терапевтическая электрическая стимуляция (TES) — вариант электрической стимуляции — увеличивает приток крови к ослабленным мышцам.

Селективная дорсальная ризотомия (СДР) — хирургическая процедура, которая включает в себя рассечение некоторых поясничных и крестцовых нервных волокон, которые идут от мышц и попадают в спинной мозг. Операция может уменьшить спастичность при использовании ее в сочетании с интенсивным курсом физиотерапии после операции.

Ортопедические проблемы, связанные с церебральным параличом

Дисплазией тазобедренного сустава у детей с ДЦП является недоразвитие структур и деформация тазобедренного сустава, которая выявляется на одном или обоих бедрах. Она связана с основным заболеванием и нервно-мышечным поражением.

Повышенный или пониженный тонус в мышцах может привести к выходу головки бедренной кости из тазобедренного сустава, что приводит к нарушению походки. Эта проблема требует дополнительного лечения, такого как проксимальная остеотомия бедренной кости или остеотомия вертлужной впадины.

Нервно-мышечный сколиоз — это поражение позвоночника, возникающее из-за нарушения тонуса мышц, поражения спинного мозга и прилегающих костей и связок. ДЦП обычно вызывает изменения в мышцах, в результате чего они не могут адекватно поддерживать позвоночник. Это приводит к искривлению позвонков и их сплющиванию.

Типичное состояние представляет собой аномальную S- или C-образную кривизну. Позвоночник также закручивается, создавая многомерную кривую. Кривизна может быть прогрессирующей, особенно сильно спина деформируется в периоды активного роста. Лечение может включать в себя хирургическое вмешательство или постановку фиксирующих скобок.

Косолапость у детей с ДЦП — частая проблема. Из-за дисбаланса мышц деформация может привести к тяжелым деформациям стопы, из-за чего ребенку будет трудно ходить. Хирургические процедуры, корректирующие дефект, включают в себя рассечение переднего большеберцового сухожилия или остеотомию пяточной кости, чтобы вернуть стопу на место.

Это деформация стопы, связанная с нарушением тонуса мышц при ДЦП. Аномалия мышц в ногах приводит к уплощению стопы с минимальной или вообще отсутствующей аркой стопы. Это состояние обычно наблюдается у детей с гипотонией или пониженным мышечным тонусом. Скобы или ортопедические устройства обеспечивают поддержку стопы и помогают уменьшить боль, а операция рекомендуется при тяжелых поражениях.

Ходьба на цыпочках у детей с ДЦП считается основным симптомом. Она формируется из-за сильного тонуса или мышечной напряженности в лодыжках ребенка, что заставляет ребенка ходить на пальцах ног или косточках.

Может быть полезной физиотерапия, а также ряд приемов, которые постепенно перемещают стопу и лодыжку на место. Врачи нередко рекомендует хирургическое удлинение ахиллесова сухожилия или икроножных мышц в том случае, если предыдущие подходы не эффективны.

Разная длина конечностей — это разница в длине нижних конечностей (ног) ребенка. Разница в длине чаще всего обнаруживается у детей с гемиплегическим ДЦП. Для небольших несоответствий длины ног подойдет специализированный подбор обуви.

Для более выраженных различий обычно рекомендуется хирургическое лечение, которое позволит выровнять длину обеих ног и обеспечить больший баланс при хождении по мере роста ребенка.

У некоторых детей с ДЦП развивается внутреннее или наружное скручивание костей нижних конечностей, включая деформацию большеберцовой кости. Сильно выраженная аномалия может помешать формированию походки. Хирургическая процедура, называемая ротационной остеотомией, исправляет деформацию.

У детей с ДЦП зачастую проявляется повышенный мышечный тонус, что приводит к сокращению мышц (контрактуры), препятствуя их полноценному растяжению и сокращению. Контрактура возникает в подколенных сухожилиях, аддукторах, сгибателях и разгибателях бедра.

Для облегчения состояния могут потребоваться физиотерапия, фиксация, инъекции ботулина или операция удлинения сухожилия.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.