Индивидуального дифференцированного подхода к детям с дцп на занятии


Разные дети по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ребенок в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников. Такой подход позволяет разделить детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
realizatsiya_ind_i_dif_podhoda_dorabot.docx 15.65 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей

с ОВЗ дошкольного возраста.

учитель-логопед МАДОУ № 21

В системе образования, с введенными изменениями, возникла необходимость создания системы интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогические условия в котором будут соответствовать развитию и возможностям детей с особыми образовательными потребностями в развитии.

Разные дети по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ребенок в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.

Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Дифференциация в современном понимании — это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников. Такой подход позволяет разделить детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи.

Во время проведения учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности в развитии, необходимо придерживаться следующих правил:
• осуществлять индивидуальный подход к каждому из детей;
• предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование интеллектуальной и практической (игровой) деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, оказание дозированной помощи, интересный дидактический материал и т. д.);
• в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь и сформировать необходимые учебные навыки;
• в системе коррекционных мероприятий необходимо предусмотреть проведение занятий, обеспечивающих подготовку детей к усвоению различных разделов учебных программ, а также обогащения их знаний об окружающем мире;
• во время работы с детьми, имеющими ограниченные возможности в развитии, педагог должен проявлять особый такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и деликатно помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности
Заинтересованность педагога в создании оптимальных условий для выявления задатков и максимального развития способностей всех детей приводит к необходимости дифференциации обучения.

Индивидуальный подход в обучении — педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с коллективом детей достигается педагогическое воздействие на каждого ребенка, основанное на знании его личности и условий жизни.

Коррекционная педагогика определяет методы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии с учетом объективной природы их дефекта.

Каждый ребенок имеет индивидуальные черты. Первичное нарушение влияет на физическое и психическое развитие ребенка. Поэтому овладение методами работы с такими детьми зависит от глубины изучения всего комплекса черт и явлений, составляющих особенность их психической деятельности. Знание индивидуальных особенностей каждого дошкольника помогает педагогу найти наиболее целесообразный подход к нему. В этих случаях коррекция происходит как бы в двух планах — с одной стороны, ведется работа по преодолению общего недоразвития и поэтому воздействие распространяется на все стороны личности, с другой — адресуется к отдельным недочетам.

При осуществлении индивидуального подхода учитываются: первичное нарушение, которое влияет на физическое и психическое развитие ребенка; состояние речи, интеллекта, эмоционально – волевой сферы; возрастные и индивидуальные особенности детей; создание условий для проявления и развития их желаний, интересов, склонностей, возможностей; особенности психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); тип темперамента.

Индивидуальный подход позволяет учитывать особенности каждого ребенка и вести индивидуальную последовательную работу с ним.

Таким образом, дифференцированный подход и учет индивидуальных особенностей являются условием максимально возможной корректировки нарушений в развитии ребенка и адаптации его в окружающем мире.

Ольга Арсентьева
Дифференцированный подход в обучении детей с ОВЗ.

Психофизиологические особенности воспитанников, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого воспитанника или группы детей неодинаковых условий обучения.

Проблема дифференцированного обучения продолжает оставаться актуальной и сегодня. Что же такое дифференцированное обучение?

Дифференциация в современном понимании — это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников. Такой подход позволяет разделить группу детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи.

Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения.

В условиях целенаправленного процесса обучения дифференцированный подход к дошкольникам реализуется на занятиях в разумной дифференциации заданий, постановок перед детьми посильных задач, где посильность и легкость отнюдь не тождественные понятия. Это посильное задания, упражнения, предлагаемые с учетом уровня знаний, умений и навыков дошкольников и предполагающее последовательное усложнение познавательных задач. Путь от первичного усвоения до прочного сформированного навыка у разных дошкольников не одинаков. Главная задача педагога – сократить его у тех детей, у которых он длиннее, чем у остальных.

В дидактике нет готовых рецептов на все случаи жизни по реализации данного принципа, поскольку сама проблема дифференцированного подхода в обучении носит творческий характер. Необходимость реализации дифференцированного подхода в обучении связана с объективно существующими противоречиями между общими для всех дошкольников целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка. Между фронтальным изложением материала педагогом и индивидуальными особенностями восприятия, памяти, интересов, определяющими индивидуальный характер освоения материала конкретным ребенком.

Шевченко С. Г. говорит о том, что процесс обучения детей с ЗПР должен строиться на основе личностно-ориентированного и дифференцированного подхода при реализации коррекционно-образовательных и воспитательных задач., 2001). Одним из наиболее важных принципов построения педагогического процесса с детьми с ЗПР является принцип дифференцированного подхода. Необходимо реализовать потенциальные возможности каждого ребенка, обеспечить полноценное развитие личности.

Дети с ЗПР требуют особой формы учебной деятельности. Это обусловлено тем, что для детей с ЗПР с нарушениями познавательной деятельности характерна церебрастения, проявляющаяся в повышенной истощаемости, что не позволяет интенсифицировать учебный процесс. Присущие детям дефекты памяти требуют использования специальных приемов, способствующих лучшему запечатлению и направленному воспроизведению приобретаемых знаний. Значительного времени требует развитие мышления и речи. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала.

Дифференцированный подходк детям во время занятий осуществляется за счет:

• дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;

• индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др. ;

• введения специальных видов помощи,а именно:

- зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания,

- речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задает программу деятельности и комментирует действия ребенка; затем ребенок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах - дает словесный отчет о ней; на завершающих этапах учится сам самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);

- совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки,

- введение элементов программированного обучения и т. д.

Использование дифференцированного подхода в обучении детей с ЗПР строится таким образом, что все дети группы по итогам диагностических исследований делятся на 2 подгруппы по актуальному уровню развития. И все занятия проводятся по подгруппам, для каждой из которых планируются определенные задачи на каждое занятие.

Коррекционные занятия с учетом дифференцированного подходаотличаются рядом особенностей:

• усиление роли практической направленности изучаемого материала (процесс получения знаний основан на выполнении определенных действий, все знания, полученные на занятиях сразу закрепляются в деятельности).

• опора на жизненный опыт ребенка.

• опора на сохранные функции анализаторов при изучении нового материала (с учетом нейропсихологии).

• соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности (каждый материал на занятии рассматривается с точки зрения необходимости для ребенка и в дальнейшем закрепляется в опыте самого ребенка).

• обязательное создание доброжелательной атмосферы, не допускающей критики и упреков, закреплении ситуации успеха.

• обеспечение каждому ребенку близкой и понятной мотивации любой деятельности.

• постепенное усложнение заданий для каждого ребёнка, поощрение любой инициативы в деятельности.

На занятиях задачи (образовательные: обогащение знаний о себе и окружающей действительности,коррекционно-развивающие: повышение уровня интеллекта, развитие памяти и внимания, развитие всех видов восприятия, мелкой моторики и т. д.) решаются с применение индивидуально-дифференцированного подхода. При одном общем задании могут совпадать цели, но способы выполнения могут быть различными в зависимости от нарушений в развитии ребенка. В процессе одного занятия для каждой подгруппы одна и та же цель достигается разными приемами и методами.

К каждому ребенку подгруппы требования предъявляются с учетом его актуального уровня развития и зоны ближайшего развития, уровнем нейропсихологического развития (например, если одному ребенку достаточно словесной инструкции, то другой нуждается в сопроводительном показе, или иногда для конкретного ребенка заканчивается занятие раньше запланированного, если заметно, что ребенок сильно утомлен).

На каждое занятие материал подбирается с учетом особенностей детей подгруппы и распределяется на занятии на полисенсорной основе, т. е. процесс освоения учебного материала детьми строится так, чтобы постоянно была опора на все группы анализаторов и материал для перцептивных действий.

Для каждого подгруппового занятия должны подбираться материалы с разным уровнем сложности (контурные изображения для раскрашивания, наложенные изображения (с 2, 3 или 4 предметами, шнуровка с разными по величине и количеству отверстий, наборы для группировки с разным количеством групп предметов или с разным количеством предметов и т. д.

Такой подход к занятиям позволяет поддерживать стойкий познавательный интерес у детей и повышает результативность коррекции.

В заключении можно сделать вывод, что применение дифференцированного подхода в коррекционно-развивающем обучении позволяет вести целенаправленную работу по коррекции задержки психического развития у детей в условиях компенсирующего дошкольного учреждения.

- Большая Советская Энциклопедия. Т. 18. — М. : Сов. энцикл., 1976.

- Аркин Е. А. Вопросы советского дошкольного воспитания. М. ,1950 г.

-Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М. ,1999, Изд-во УРАО.

- Борякова Н. Ю. Ступеньки развития// Ранняя диагностика и коррекция задержки.

- Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.

- Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

- Дети с отклонениями в развитии/Под ред. Певзнер М. С. М., 1996.

- Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной М., 1984.

- Лебединская К. С. Клинические варианты задержки психического развития // Журнал невропаталогия и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1980.

Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых.

Реализация индивидуального дифференцированного подхода на занятиях с детьми с ДЦП.

Под дифференцированным подходом обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.

Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.

То, что обучение и воспитание так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать.

Разные дети по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ребенок в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.

Психофизиологические особенности детей, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ребенка или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях щколы это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения.

Как строить процесс дифференцированного обучения?

Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи ребенку. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности детей при выполнении заданий.

Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.

Дифференциация в современном понимании — это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности школьников. Такой подход позволяет разделить детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи.

Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения.

Неотъемлемая часть коррекционных занятий с детьми с ДЦП– оптимизация условий учебно-воспитательной деятельности в процессе специальной коррекционной работы. Коррекционная работа осуществляется на всех занятиях и во внеурочное время. Во время проведения учебно-коррекционной работы с детьми данной группы, необходимо придерживаться следующих правил:
•осуществлять индивидуальный подход к каждому из детей;
•предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование интеллектуальной и практической (игровой) деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, оказание дозированной помощи, интересный дидактический материал и т. д.);
•в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь и сформировать необходимые учебные навыки;
•в системе коррекционных мероприятий необходимо предусмотреть проведение занятий, обеспечивающих подготовку детей к усвоению различных разделов учебных программ, а также обогащения их знаний об окружающем;
• во время работы с детьми педагог должен проявлять особый такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и деликатно помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.
Индивидуальный подход в обучении — педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с коллективом детей достигается педагогическое воздействие на каждого ребенка, основанное на знании его личности и условий жизни.

Коррекционная педагогика определяет методы обучения и воспитания детей с учетом объективной природы их дефекта.

Каждый ребенок имеет индивидуальные черты. Первичное нарушение влияет на физическое и психическое развитие ребенка. Поэтому овладение методами работы с такими детьми зависит от глубины изучения всего комплекса черт и явлений, составляющих особенность их психической деятельности. Знание индивидуальных особенностей каждого школьника помогает педагогу найти наиболее целесообразный подход к нему. В этих случаях коррекция происходит как бы в двух планах — с одной стороны, ведется работа по преодолению общего недоразвития и поэтому воздействие распространяется на все стороны личности, с другой — адресуется к отдельным недочетам.

В коррекционной педагогике индивидуализация обучения и воспитания является основополагающим понятием, так как только учет индивидуальных особенностей детей с различными отклонениями в развитии создает условия для успешного развития гармоничной личности каждого ребенка, его способностей, жизненно важных умений и навыков, для его психофизического здоровья. При этом нужно обратить внимание на разнообразную специфику дефектов, при которой каждый ребенок с тем или иным отклонением в развитии исключителен и имеет индивидуальные характерные особенности психического и физического развития.

Дети с ДЦП нуждаются в индивидуальном подходе с самого начала обучения и воспитания, так как только учет индивидуальных особенностей детей с различными отклонениями в развитии создает условия для успешного развития гармоничной личности каждого ребенка, его способностей, жизненно важных умений и навыков, для его психофизического здоровья.

При осуществлении индивидуального дифференцированного подхода учитываются:

- первичное нарушение, которое влияет на физическое и психическое развитие ребенка,

-состояние речи, интеллекта, эмоционально – волевой сферы

- возрастные и индивидуальные особенности детей,

-создание условий для проявления и развития их желаний, интересов, склонностей, возможностей.

-особенности психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);

Данный подход позволяет не только учитывать эти особенности, но и вести индивидуальную последовательную работу с каждым ребенком. Для некоторых категорий детей индивидуальные занятия являются одним из основных условий развития.

Обязательным этапом на занятиях является применение здоровье-сберегающих технологий:

дорожки здоровья – ходьба,

Таким образом, дифференцированный подход и учет индивидуальных особенностей являются условием максимально возможной корректировки нарушений в развитии ребенка и адаптации его в окружающем мире.

При любой работе с телом основой является дифференциация человеком ощущений напряжения и расслабления всего тела, его частей или какой-то группы мышц. Но как объяснить ребенку, что такое напряжение и расслабление, если его тело находится в постоянном напряжении и расслабляется только в период ночного сна, причем он не знает, как это происходит, так как этот процесс им не осознается? Как научить его осознавать то, что происходит в его теле, руке, ноге? Как научить контролировать непроизвольные движения?

Дифференцированный подход в коррекционно-развивающей работе - это, прежде всего, работа с тем потенциалом, который имеет каждый конкретный ребенок, учитывая его особенности и его возможности. Это очень важно - идти от ребенка, его движений, его потребностей. Поэтому работу с телом нужно начинать с изучения возможностей тела каждого конкретного ребенка с ДЦП. Прежде всего, для любого специалиста интерес представляет наличие произвольных движений. Но у детей с тяжелыми формами ДЦП произвольность в движениях практически отсутствует или сильно затруднена. Работа с телом в таких случаях начинается с непроизвольного движения - гиперкинеза или сильной спастики. В этом случае актуально применение различных игр .

Следующее упражнение направлено на закрепление дифференциации ребенком ощущений напряжения и расслабления.

Игры с ногами. Первое упражнение мы выполняем, ориентируясь на потребности тела конкретного ребенка. Все как с руками. Каждое движение выполняем на 3-5 счетов, по 3 раза. После каждого упражнения на напряжение, осторожно стряхиваем ноги. Для этого правой рукой придерживаем ногу ребенка под коленной чашечкой, а правой держим за пальцы ноги. Приподнимаем ногу на 7-10 см над поверхностью татами и осторожно потряхиваем.

Следующее упражнение поможет закрепить опыт ребенка различать напряжение и расслабление.

Аналогично выполняем наклоны головы вперед и назад. Главное, чтобы ребенок удерживал заданное положение до окончания счета. Специалист чуть-чуть придерживает, немного помогает удержать, задает движение, но все это на первых этапах работы, когда ребенок только входит в процесс работы с телом.

Игры с туловищем. Осторожно берем ребенка за талию и, чуть-чуть приподнимая вверх, покачиваем. Сейчас ребенок пассивен, он чувствует, как освобождается от напряжения его позвоночник. Упражнение делаем 3-5 раз.

Результаты работы с телом можно почувствовать и оценить сразу: изменяется тонус мышц, они становятся менее напряженными, более расслабленными. Но самое важное, что такая работа воспринимается детьми очень позитивно, дети играют с большим удовольствием, сотрудничают со специалистом, другими детьми и родителями.

Такая работа с телом помогает ребенку развивать кинестетическую чувствительность, то есть способность воспринимать и анализировать движения собственного тела, расширять диапазон движений, осознавать и контролировать потребности тела. Работа с телом приводит к развитию двигательных возможностей, улучшению координации движений, уменьшению гиперкинезов и спастики, улучшению дыхания и психоэмоционального состояния ребенка.

Игровые двигательные упражнения.

Цель: развитие двигательных навыков, координации движений, получение нового двигательного опыта, формирование позитивного отношения к себе в ситуации успеха.

Цель: гармонизация энергетического потенциала тела, развитие координации движений, приобретение нового двигательного опыта, работа со страхом перед необычными движениями.

Содержание: Исходное положение: лежа на спине. Специалист осторожно фиксирует руками лодыжки и начинает мягко задавать повороты тела ребенка вправо и влево. Сначала очень медленно, затем быстрее.

Оборудование: спортивные татами для каждого ребенка.

Упражнения на сенсорном мяче.

Цель: гармонизация внутренней энергии ребенка, снятие мышечных зажимов, растяжка позвоночника.

Оборудование: большой сенсорный мяч.

Цель: развитие концентрации внимания, активизация двигательного потенциала, улучшение самооценки и самоотношения, формирование мотивации к деятельности.

Содержание: Из мягких модулей строится высокая башня: модули ставятся друг на друга. Если дети могут, они помогают строить, если нет - строят специалист и родители. Башня строится для каждого ребенка. Задача ребенка - разрушить башню. Все присутствующие подбадривают его и поддерживают.

Цель: повышение энергетического потенциала ребенка, преодоление страхов и фобий, формирование позитивной самооценки и самоотношения.

Цель: повышение энергетического потенциала, улучшение психофизического и эмоционального состояния и дыхания, улучшение самооценки и самоотношения, формирование мотивации к деятельности.

Маркечко Н.Н. Методы, формы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата .

Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002.

Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич / Л. М. Шипицина, И.И. Мамайчук.– СПб.: Дидактика Плюс, 2001.

Психолого-педагогическая коррекция детей с ДЦП в дошкольных учреждениях

В систему помощи детям дошкольного возраста входит пребы­вание в специализированных детских садах, где осуществляются коррекционное обучение, воспитание и подготовка детей к школе. Важным является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями (23, 24, 62, 86).

Важным обстоятельством является то, что в дошкольном возра­сте само развитие патологии еще не остановлено, так как в процес-

се физического роста ребенка у него могут формироваться деформации опорно-двигательного аппарата. В связи с этим осуществ­ляется активное систематическое лечение детей как в детском саду, так и по мере необходимости, в медицинских учреждениях.

При определении специфики коррекционно-педагогического процесса учитывается не только характер заболевания, но и воз­раст детей. Известно, что раннее начало коррекционной работы позволяет достичь ощутимых положительных результатов, так как функциональные системы мозга находятся в стадии формирова­ния. В связи с этим существует возможность оптимальной компен­сации нарушений за счет активизации сохранных звеньев и фор­мирования обходных путей.

Однако, особенности дошкольного возраста заключаются и в том, что ребенок не в состоянии разрабатывать и реализовывать долгосрочные сложные программы поведения, ориентированные на конечный результат. Отсюда, как бы значимы ни были для ре­бенка вопросы психического и физического самосовершенство­вания, он не способен к длительным монотонным тренировкам, которые часто необходимы для выработки тех или иных компенса­торных навыков.

Поэтому вся работа должна быть построена таким образом, чтобы коррекция проводилась ненавязчиво, в процессе тех видов деятельности, которые привлекательны для дошкольников.

Целью коррекционного воспитания в специальном дошколь­ном учреждении является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями. Эта цель достигается при решении следующих задач:

- Развитие познавательной деятельности детей по ИНДИВИДУ альным программам.

-Коррекция развития речи.

-Развитие двигательной сферы но индивидуальным прог­раммам.

- Формирование социальной адаптации.

- Развитие творческих способностей.

- Подготовка к школьному обучению и подбор типа школы;

- Формирование оптимальных подходов к воспитанию ребен­ка в семье.

Система воспитания базируется на следующих принципах:

1. Принцип компетенции.

Вся работа с ребенком должна проводится профессиональ­но грамотно. Развитие познавательной деятельности детей осуще­ствляют педагоги, имеющие специальное образование. Развитие

и коррекцию речи проводят логопеды. Занятия по физическому воспитанию проводят инструкторы ЛФК. Воспитатели проводят, занятия по программам I и II ступени, совместно с помощникам воспитателей формируют навыки самообслуживания в процесс выполнения режимных моментов, организуют деятельность детей вне занятий, прогулки, читают детям книги. Психологи корректируют развитие личности детей, работая непосредственно с детьми и их окружением персоналом детского сада и семьей.

2 Принцип взаимосвязи в работе специалистов.

Каждый специалист не только осуществляет непосредственней свой раздел работы, но и включает в свои занятия материал, рекомендованный другими специалистами для закрепления их работы. В свою очередь он дает рекомендации по своему разделу работы и контролирует правильность их выполнения.

3. Принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми формами работы.

Контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата крайне неоднороден. В то же время подготовка детей к обучению в классе и жизни в обществе предусматривает включение их в коллективную деятельность. Это определяет необходимость соче­тания дифференцированных индивидуальных программ развития с такими программами фронтальной работы, в рамках которых возможен лабильный подход к уровню усвоения материала разны­ми детьми.

4. Принцип ежедневного учета психофизического состояния ре­бенка при определении объема и характера проводимых с ним занятий.

Органические поражения ЦНС, имеющие место у многих де­тей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто сопро­вождаются колебаниями внутричерепного давления, повышенной метеочувствительностью, и как следствие, колебаниями эмоцио­нального состояния, работоспособности, внимания.

Нужно учитывать и то, что педагогический процесс осуществ­ляется наряду с лечением. Проведение лечебных мероприятий тре­бует значительного количества времени и сил ребенка. Кроме того, некоторые медицинские препараты и процедуры оказывают раз­личное влияние на психофизическое состояние ребенка.

В связи с этим приходится максимально ограничивать занятия или вообще не проводить их с детьми, чувствующими себя дискомфортно, чтобы не сформировать у них негативное отношение к са­мому процессу занятий.

5. Принцип приоритетного формирования качеств личности, не­обходимых для успешной социализации.

Весь лечебно-педагогический процесс строится таким обра-

зом, чтобы у детей формировалась активная жизненная позиция, коммуникативность, уверенность в своих силах,

6. Сочетание при коррекции работы по развитию нарушенных функций и формированию приемов их компенсации.

Чем тяжелее патология, тем больше акценты смещаются в сто­рону создания компенсаторных средств. Это означает, что нужно формировать функциональные системы за счет более активного развития сохранных функций. Усиленная тренировка нарушенных функций, попытки развить те функции, возможности развития которых чрезвычайно ограничены у данного ребенка, часто приво­дят к формированию комплексов неполноценности и негативному отношению к определенным видам деятельности.

Большое значение придается формированию правильного отношения к воспитанию ребенка в семье. Обычно в семьях детей дошкольного возраста основное внимание привлечено к лечению ребенка и подготовке к обучению. Педагогам нужно тактично под­водить родителей к реальной оценке возможностей ребенка и про­гнозированию дальнейших перспектив его жизни, Это поможет родителям переместить акцент в воспитании, оценить значение умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, лучше понять своего ребенка.

Коррекционно-педагогический процесс реализуется в 2 ступени:

I ступеньпропедевтическая — включает воспитание детей в возрасте от 1-го года до 4-х лет.

На этой ступени осуществляется адаптация ребенка в дошколь­ном учреждении, первичная диагностика психического развития, составляются и реализуются индивидуальные программы развития, проводится пропедевтическая работа к усвоению программ II ступени.

Предпосылками к усвоению программы II ступени являются:

- Адаптация ребенка в дошкольном учреждении:

а) создание положительной установки на посещение детско­го сада;

б) активное включение ребенка в коррекционно-педагоги­ческий процесс.

— Создание психологической основы развития разных видов деятельности:

а) развитие психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;

б) формирование функций передвижения, манипулирова­ния, имитации, соотнесения, обозначения, осмысления и за­мещения.

- Формирование первичных умений и навыков разных видов деятельности: общения, игры, познавательной деятельноcти, творчества, самообслуживания.

II ступеньосновная — включает воспитание детей в возрасте от 4-х до 7 лет.

На этой ступени реализуются задачи коррекционного воспитания и формируется готовность к школьному обучению.

Педагог, учитывая двигательные нарушения у детей с церебральным параличом, должен помнить о правильной организаций двигательного режима. Это заключается в том, что он должен подобрать для ребенка наиболее удобную позу во время работы за стой­лом, во время проведения игр и сна. Педагог не должен забывать, что эти дети быстро устают, особенно быстрая утомляемость у них отмечается во время активных действий, поэтому взрослый обязательно должен с детьми проводить физкультурную паузу. Например, дети делают постройку из кубиков. Педагог замечает, что ребенок с ДЦП устал и начинает Отвлекаться. Он должен подойти к нему, попросить встать со стула, подойти к шкафу с игрушками и взять какую-либо из них. Смена активности явится для ребенка отдыхом. После этого можно продолжать строительство из кубиков. Или, например, дети раскрашивают рисунки в альбоме. Педагог может подойти к больному ребенку и провести короткое собеседование по содержанию раскрашиваемого рисунка, тем самым давая руке отдых.

Педагогу важно помнить, что у детей с ДЦП не только не сформированы двигательные навыки из-за заболевания, но и отсутствуют правильные представления о движении. Следовательно, при развитии двигательных навыков и умений у детей с ДЦП важно развивать не только тот или иной двигательный навык, но и воспитывать правильное представление о нем через ощущение движений.

Основными направлениями работы педагога по коррекции двигательных нарушений является формирование навыков самообслуживания, развитие практической деятельности и подготовка; руки к письму

При этом важно помнить, что развитие двигательных навыков у детей с ДЦП, так же, как и у здоровых, происходит поэтапно и требует большего времени и терпения со стороны взрослого. Развитие двигательных навыков у детей с ДЦП должно происходить в виде интересных и понятных для них игр. Все предъявляемые ребенку задания должны соответствовать его двигательным возможностям.

Развитие ручных навыков проводят постепенно, поэтапно. На первом этапе важно научить ребенка произвольно брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать их в опре­деленное место, выбирать предметы, соразмеряя свои двигатель­ные усилия в зависимости от их размера, веса, формы.

Для развития двигательных умении педагогу нужно исполь­зовать различные наборы замков, кранов, телефоны, с помощью которых взрослый обучает ребенка действию: открыть и закрыть замок (разные виды замков — разные движения), открывать и зак­рывать краны, крутить телефонный диск, поднимать, трубку. При помощи имитации детей обучают таким действиям как включить, выключить и переключить телевизор, приемник, свет и т.д. Такие занятия ребенку интересны, а при наличии заинтересованности он быстрее овладевает тем или иным действием.

В процесс организации и проведения коррекционно-развивающей работы должны включаться родители детей. Они отраба­тывают и закрепляют навыки и умения у детей, сформирован­ные специалистами. Домашние задания, предлагаемые логопедом и педагогом для выполнения, должны быть четко разъяснены. Это обеспечит необходимую эффективность коррекционной ра­боты, ускорит процесс восстановления нарушенных функций у детей.

Важно учитывать возможности ребенка, четко знать, что мож­но от него потребовать и в каком объеме; он должен обязательно видеть результат своей деятельности.

Развитию движений руки нужно уделять особое внимание уже с первых дней пребывания ребенка в детском саду, только в этом случае у него к школе сформируются ее функции (опорная, указы­вающая, отталкивающая, хватательная), составляющие двигатель­ную основу манипулятивной деятельности.

Перед школой особенно важно развивать у детей те движения рук, на основе которых затем формируются двигательные навыки, важные в самообслуживании, игре, учебном и трудовом процессах. При обучении различным движениям рук и действиям с предмета­ми не нужно спешить.

Только терпеливое отношение, кропотливая работа взрослого, ободрения при неудачах, поощрения за малейший успех, неназой­ливая помощь и необходимая коррекция помогут добиться настоя­щего успеха.

Таким образом, в процессе подготовки ребенка с ДЦП к школе специальное внимание педагога и родителей следует обращать на формирование у детей двигательных навыков и умений, составля­ющих основу игровой, учебной и трудовой деятельности.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.