Ипполитова ребенок с дцп в семье

Левченко И Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М, 2001.

Данилова Л.А. Методика коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. М., 1997.

Формы детского церебрального паралича

В настоящее время в нашей стране принята классификация детского церебрального паралича К. А. Семеновой (1974—1978), которая очень удобна в практической работе врачей, логопедов, педагогов-дефекгологов, психологов. В соответствии с современными представлениями о патогенезе заболевания эта классификация учитывает все проявления поражения мозга, характерные для каждой формы заболевания — двигательные, речевые и психические, а также позволяет прогнозировать течение заболевания. Согласно этой классификации выделяют пять форм детского церебрального паралича: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма.

Спастическая диплегия — прогностически благоприятная форма заболевания в плане преодоления психических и речевых расстройств и менее благоприятная в отношении становления двигательных функций.

2.Двойная гемиплегия. Это самая тяжелая форма ДЦП, при которой имеет место тотальное поражение мозга, прежде всего его больших полушарий. Двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и в ногах, либо руки поражены сильнее, чем ноги. Основные клинические проявления двойной гемиплегии — преобладание ригидности мышц, усиливающейся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет интенсивных тонических рефлексов. Установочные выпрямительные рефлексы совсем или почти не развиты. Произвольная моторика отсутствует или резко ограничена. Дети не сидят, не стоят, не ходят. Функция рук практически не развивается.

3.Гемипаретическая форма. Эта форма характеризуется повреждением конечностей (руки и ноги) с одной стороны тела. Рука обычно поражается больше, чем нога. Правосторонний гемипа-рез в свя?и с поражением левого полушария наблюдается значительно чаще, чем левосторонний. По-видимому, левое полушарие при воздействии вредных факторов страдает в первую очередь как более молодое филогенетически, функции которого наиболее сложны и многообразны (К.А.Семенова, Л.О.Бадалян). В зависимости от локализации поражения при этой форме могут наблюдаться различные нарушения.

.4.Гиперкинетическая форма ДЦП. Гиперкинетическая форма ДЦП связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной является билирубиновая энцефалопатия (несовместимость крови матери и плода по резус-фактору), а также кровоизлияние в область хвостатого тела, возникающее чаще в результате родовой травмы. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений — гиперкинезов. Первые проявления гиперкинезов начинают выявляться с 4—6 мес. в мышцах языка, и только к 10—18 мес. появляются в других частях тела, достигая максимального развития к 2—3 годам жизни. В период новорожденное™ отмечается сниженный мышечный тонус, позже гипотония постепенно сменяется дистонией. Гиперкинезы возникают непроизвольно, усиливаются при движении и волнении, а также при утомлении и при попытках к выполнению любого двигательного акта. В покое гиперкинезы уменьшаются и практически полностью исчезают во время сна. Они могут охватывать мышцы лица, языка, головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей.

5.Атонически-астатическая форма ДЦП. При данной форме церебрального паралича имеет место поражение мозжечка, в некоторых случаях сочетающееся с поражением лобных отделов мозга. Со стороны двигательной сферы наблюдаются: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (несоразмерность, чрезмерность движений).

— Вы такой нам праздник сделали: ради интервью папа вырвался с работы. И даже отключил телефон! — радуется Катерина, мама четверых детей. — Он трудоголик от природы. Это и хорошо: наших ребят ведь надо кормить, одевать, обучать.


В доме кипит жизнь, а Катерина, такое чувство, без тени усталости продолжает рассказывать.


У Катерины два образования. По первому она — помощник врача-гигиениста. По второму — педагог-психолог с дипломом на тему социализации детей с ДЦП.

— Выходит, профессиональные навыки отрабатываю с Лешей, — улыбается она.


Родители поняли, что с сыном что-то не так, когда он в полгода не пополз и не сел. Когда настало время пойти — проблема была уже очевидной.

Диагноз Леше поставили в Центре раннего вмешательства, но только в два года. И сразу — самую тяжелую степень.

— Невролог из поликлиники направляет туда, когда есть вопросы по развитию. Врачи осматривают ребенка в игровой форме, чтобы у него не было стресса, собирают анамнез и выносят свой вердикт, — рассказывает героиня. — Это первые люди, которые сказали, что у сына не задержка моторного развития, а ДЦП. Там работают очень грамотные специалисты, их советы оказались для нас очень полезными.


Но еще до постановки диагноза родители самостоятельно прилагали все усилия, чтобы поставить ребенка на ноги. Группы в социальных сетях, медицинские форумы, центры реабилитации — методом проб и ошибок карабкались сами и вытаскивали сына.

— Редко попадались специалисты, которые могли направить в нужное русло. Перед нами всегда стоял выбор, ведь методик — масса. Какая подойдет твоему ребенку? Не узнаешь, пока не попробуешь, — вспоминает Катерина. — А все пробы стоят немалых денег: массаж, ЛФК, Бобат-терапия, Войта-терапия, сенсорная интеграция, гидрокинезотерапия… Все это — только для улучшения двигательных функций, равновесия и координации. А еще есть масса методик для развития мелкой моторики рук, речи и интеллекта. Вплоть до дельфинотерапии. Разобраться во всем самому — очень сложно. Спасибо моему папе, который тренажеры для Лешки сделал своими руками. И вертикализатор, и доску для балансирования собирал по чертежам, найденным в интернете.


Катерина и Леша демонстрируют, как выглядят упражнения для детей с ДЦП

Сейчас у мальчика перерыв от реабилитационных занятий: три недели назад ему сделали очередную операцию. В период восстановления серьезные нагрузки запрещены.

— Мы ездили в Тулу, чтобы сделать фибротомию — рассечение рубцовых тяжей в мышцах. Это делается для профилактики ортопедических нарушений, увеличивает количество возможных движений, — Катерина объясняет все на уровне профессионала. — Например, позволяет ребенку вставать на пятку.


Выбор на Тулу пал неслучайно — там такая операция проводится малоинвазивно — с помощью нескольких маленьких надрезов. В Беларуси, к сожалению, операции такого рода делаются с более длительным периодом восстановления.

— В контексте его заболевания это большой плюс, — отмечает глава семейства. — Он не принимает помощь, все любит делать сам. А если что-то не получается — нервничает, но продолжает упрямо добиваться результата. У него все детство прошло в боли. Даже выработался рефлекс на звонок домофона: боится его, плачет. Потому что помнит из детства: звонок — значит пришли реабилитологи. Терапия, если честно, больше напоминала мучение. Без слез находиться рядом было невозможно. Но тут уже стоит выбор: либо ничего не делать и смотреть, как ребенок затухает, либо бороться всеми силами, даже через такую боль.


Родители уже разбираются в заболевании сына не хуже докторов, однако это не всегда спасает от чувства беспомощности. Всегда хочется сделать как лучше, но часто появляется вопрос: лучше — это как?


Сегодня, анализируя весь период реабилитации, семья пришли к выводу: кроме ежедневных домашних занятий, наиболее продуктивным для них оказался комплекс процедур в республиканском реабилитационном центре для детей-инвалидов.

— Именно там мы получили толчок к нашим первым шагам, — уверены Станислав и Екатерина.

В разговоре, как и в жизни, супруги Носаль поддерживают друг друга. Без этого невозможно что-то делать и двигаться вперед. Дети в семье воспитываются с такой же установкой.


Одна из задач проекта — решить проблему системно, то есть создать социальную инфраструктуру для адаптации и инклюзии семей, воспитывающих детей с инвалидностью. Для этого, например, развиваются альтернативные формы семейного устройства (приемные и патронатные семьи) для детей с инвалидностью.

Младшая Даша тоже знает, что ее брат отличается от других детей. Раньше сестра Лешу передразнивала: он шел впереди, а она, переваливаясь с ноги на ногу, прихрамывала у него по пятам.

Часто семьи, где есть ребенок с особенностями развития, сталкиваются с неприятием или откровенной грубостью в обществе. Кто-то делает замечания, кто-то открыто смеется.


— Прихожу забирать его домой и вижу картину: сидит Леша, а вокруг — цветник из девочек. Обувают его, он всем буськи раздает, — смеется Вячеслав. — Он не замкнутый, очень любит общение.

— Если бы мне сказали когда-то давно, что сын будет ходить в детский сад, — я бы не поверила, — добавляет Катерина. — Всегда хотелось его защитить, взять под крыло. Но человек — существо социальное. К тому же, скоро школа: нужно готовиться к режиму дня, учиться усидчивости. Дома мы можем дать ему слабину, в саду же такого нет.

Родители задумываются не только о школе, но и о далеком будущем. Сможет ли сын адаптироваться, найти себя в обществе и жить без их помощи? Вячеслав и Катерина уверены: да.

— Он получит образование, профессию. Мы верим и работаем над этим. Если не верить, то какой смысл что-то делать вообще? — резонно отмечают супруги. — Каких-то иллюзий мы не питаем и не ждем, что Леша станет лауреатом Нобелевской премии. Но помечтать о чем-то более земном иногда стоит. Эти дети понимают, что должны пахать в несколько раз усерднее других, чтобы добиться чего-то в жизни.


— Нам до качественной безбарьерной среды очень далеко. Что говорить, когда порой приходится пропускать два-три троллейбуса, чтобы дождаться транспорт с одной ступенькой? — пожимает плечами Катерина. — Очень помогает социальное такси, но его нужно заказывать заранее — за месяц или два. Что касается пандусов — они есть почти во всех новостройках, и это хорошо. Но что делать со входами в старые здания? Тут хорошим решением стала кнопка вызова персонала снаружи. Здорово, что такие стали появляться в аптеках и поликлиниках. Парковки? Места для инвалидов почти всегда заняты, особенно у торговых центров. Но эти места хотя бы стали отмечать — мы за все благодарны.


Несмотря на трудности, с которыми неизбежно сталкиваешься, Вячеслав и Катерина уверены: воспитание ребенка с особенностями — задача посильная. А каждая маленькая победа доставляет неописуемое счастье — это стоит всех стараний. Поэтому считают необходимым поддержать те семьи, которые решили взять такого малыша из детского дома.

— Конечно, люди должны понимать всю степень ответственности, — говорит Катерина. — Но если они уже решили, что сделают это, — точно не отступят. Самое главное — не бояться обращаться за помощью. Если не к специалистам, то хотя бы к таким же родителям-единомышленникам: они ближе, а прийти к ним с вопросом не так страшно. Да, это большой труд. И пары не должны питать иллюзий, что после пары занятий в центре ребенок встанет и пойдет. Восстановление малыша — это образ жизни. Каждый день занятия, тренировки, растяжки, чтобы он просто начал ходить. Но это все возможно, поэтому наш вам совет: не сомневайтесь, не бойтесь, любите и, самое главное, — верьте.


Партнер проекта:

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Бутурлакина Елена Васильевна

медицинский психолог 1-ой категории.

Войчишина Анна Васильевна

Аннотация. В статье дан анализ актуальной в психологии и дефектологии проблеме изучения личностных особенностей детей связанных с особенностями эмоциональных проявлений при детском церебральном параличе. В статье делается акцент на то, что формирование патологических видов эмоционального реагирования при церебральном параличе обусловлено сложным сочетанием биологических и социальных факторов, связанных со степенью выраженности двигательного дефекта, наличием в анамнезе ребенка тяжелых лечебных мероприятий, а также эгоцентрического и отвергающего стиля семейного воспитания.

Ключевые слова: эмоциональное реагирование, детский церебральный паралич

Одной из наиболее актуальных в психологии и дефектологии проблем является проблема изучения личностных особенностей детей, имеющих диагноз детский церебральный паралич. Статистические данные подтверждают факт постоянного роста детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, что подчеркивает актуальность проблемы изучения личностных особенностей детей, имеющих диагноз детский церебральный паралич, в частности эмоционального аспекта личности, являющегося базовым для ее целостной характеристики.

Проблема усугубляется рядом противоречий, обостряющихся ухудшением экологической ситуации, влекущей за собой увеличение числа детей с данной патологией, а с другой стороны, переходом на новые формы медицинских услуг, уменьшением государственных дотаций на бесплатную медицинскую помощь. Дорогостоящее лечение, до сих пор недоступно для большинства семей, которые живут на пенсии, к тому же большинство семей с детьми-инвалидами, как показывает статистика - неполные. Однако в последнее время отмечается значительный рост числа новых государственных и частных реабилитационных центров, которые направляют свою деятельность на осуществление коррекционной помощи детям с церебральными параличами, однако работа этих центров в основном не подтверждена разработкой научно-обоснованных психологических программ. Перед современной наукой стоит проблема разработки реабилитационных программ с учетом особенностей психики ребенка с нарушениями в развитии [3].

Исследование проблемы эмоционального аспекта личности детей, анализ литературы по проблемам детского церебрального паралича показал, что в научных исследованиях изучение данного вопроса ограничивается в основном ортопедоневрологическим аспектом (Е.П. Меженина, К.А. Семенова, И.М. Махмудова, А.М. Журавлев, И.С. Перхурова и др.), а психологический аспект патологии описывается лишь в единичных работах (Е.И. Кириченко, В.В. Лебединский, М.В. Ипполитова , Е.М. Мастюкова и др.). Однако в клинической картине детского церебрального паралича как заболевания головного мозга выражены не только неврологические, но и психические нарушения и необходимо в равной степени учитывать оба аспекта при проведении восстановительного лечения, а также при обосновании социально-психологической реабилитации больных [5].

В современных научных исследованиях делаются попытки рассмотрения детского церебрального паралича в качестве модели влияния двигательного дефицита на формирование психических процессов, и в частности на формирование эмоциональной сферы, так как эмоциональный фактор - это базовый фактор в адаптации к условиям внешней среды, поэтому его изучение имеет большое практическое и научное значение [3].

Вместе с тем, детский церебральный паралич сопровождается грубой органической патологией, на которую накладываются социально-психологические факторы, обусловленные инвалидизацией детей. Уже доказано, что ведущая роль в психогенезе патологического развития личности при детском церебральном параличе принадлежит реакции на осознание и переживание существующего дефекта, переживание вынужденной изоляция от общества сверстников, переживание особого отношения окружающих.

На современном этапе разрешения проблемы детских церебральных параличей отмечается реабилитационная направленность, обуславливающая необходимость исследования особенностей психического развития детей в раннем возрасте с целью их своевременной коррекции, что является крайне важным для обеспечения успешности социально-психологической адаптации детей данной категории.

Одной из основных целей современных исследований является изучение особенностей эмоциональной сферы ребенка с диагнозом детский церебральный паралич на основе углубленного клинического, психологического и социального исследования.

Перед современной наукой и практикой стоят задачи по разработке комплекса методических приемов для экспериментального исследования эмоциональных особенностей детей с детским церебральным параличом. В научных исследованиях тщательно изучается психологическая характеристика эмоциональной сферы ребенка с двигательной патологией, выделяются эмоциональные симптомокомплексы, как одно из условий патологического развития личности, а на их основании определяются уровни эмоциональной адаптации детей с церебральным параличом в структуре их личности, в их индивидуальности, выявляются и описываются критерии и показатели уровней эмоциональной адаптации, факторы, обуславливающие специфику эмоционального развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В современных научных исследованиях находит подтверждение тот факт, что дефицит двигательной активности при детском церебральном параличе, приводит к определенному комплексу вторичных нарушений развития в эмоциональной сфере ребенка. Исследования подтверждают тот факт, что формирование патологических видов эмоционального реагирования при церебральном параличе обусловлено сложным сочетанием биологических и социальных факторов, связанных со степенью выраженности двигательного дефекта, наличием в анамнезе ребенка тяжелых лечебных мероприятий, а также эгоцентрического и отвергающего стиля семейного воспитания [5].

Экспериментальные данные подтверждают влияние такого фактора как половые различия. Девочек характеризует более высокий уровень страха и меньший уровень агрессии, чем у мальчиков, у которых выявляют выраженную степень агрессивности при низком уровне страхов.

Научные экспериментальные данные раскрывают такой важнейший аспект эмоциональных явлений как осознание эмоций детьми с детским церебральным параличом. Согласно Я. Рейковскому, эмоции, отражая в сознании мотивы и результаты деятельности, существуют либо в виде переживаний неосознаваемых или осознаваемых частично, либо в виде четко осознанных эмоциональных реакциях, выражаемых в словесных категориях. Когнитивная самооценка собственных эмоций, осознание эмоций непосредственно связано с возможностью их произвольной регуляции. У многих обследованных детей с относительно сохранным интеллектом имеет место осознание и переживание своего дефекта. Существует достоверная корреляция между наличием переживания дефекта и степенью его выраженности, с тяжестью двигательной несостоятельности. Экспериментальные данные подтверждают, что одновременно с этим дети с глубоким переживанием дефекта оказались и наиболее уязвимыми в плане эмоциональной адаптации. Именно эти дети демонстрируют наименьшие возможности произвольной регуляции эмоций [5].

Мы видим, что грубые нарушения двигательной сферы даже при сохранности интеллекта оставляют ребенка на произвол окружения. Дети с церебральным параличом зависят от эмоциональных и воспитательных отношений в социальной среде, сталкиваясь с трудностями при поступлении в школу, а также в процессе интеграции в общество. Нами отмечена важность роли социального окружения при формировании личности ребенка. Психологическая помощь необходима не только ребенку, но и родителям, переживающим факт рождения ребенка с детским церебральным параличом как жизненную катастрофу, преисполняя родителей сомнениями и чувством неуверенности.

Так Стельмах С.А. в своем исследовании выявляет четыре категории отношений родителей к своему ребенку: социально-желательный, гиперсоциальный , эгоцентричный, отвергающий. При социально желательном стиле воспитания агрессивные тенденции в поведении детей почти не проявляются, не наблюдается и высокой уровень тревожности, а вот при эгоцентричном и отвергающем стиле ярко выражены агрессивные тенденции и очень высок уровень тревожности детей, особенно, если семья неполная [5].

Мы видим, что изучение эмоционально-личностной сферы детей с детским церебральным параличом сопряжено с различными трудностями и из-за недостаточной информативность и точности используемых приемов и далеко не все методы исследования эмоционально-личностной сферы пригодны для обследовании таких детей.

Перед наукой стоит задача дальнейшей разработки данной проблемы, включающей вопросы разработки и апробации на практике методов коррекции эмоциональных нарушений, в целях гармонизации личности ребенка с аномалиями в его естественном развитии с учетом его индивидуальности.

Список использованной литературы:

1. Детский церебральный паралич / Под редакцией П.Я. Фищенко - Л., 1974. - 210 с.

2.Зейгарник Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 240 с.

3. Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: пособие для родителей и воспитателей / М.В. Ипполитова . - М.: Просвещение, 2010. - 305 с.

4. Стельмах А. Эмоциональные особенности детей с детским церебральным параличом / А. Стельмах //Актуальные проблемы педагогической науки и практики: сборник. - Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 1998. - С. 84-89.

5. Стельмах С. А. Особенности эмоциональной сферы детей с детским церебральным параличом дошкольного и младшего школьного возраста: дис . . канд. псих. наук: 19.00.11/ Стельмах Светлана Александровна. - М., 1999. - 195 с.


Psychological peculiarities of emotional expressions in children with cerebral palsy

Buturlakina E. V.

Vojchishina A. V.

Abstract. In the article the analysis of the actual in psychology and defectology , the problem of studying the personality characteristics of children associated with the peculiarities of emotional expressions in children with cerebral palsy. The article focuses on the fact that the formation of pathological types of emotional response in cerebral palsy is due to a complex combination of biological and social factors associated with the degree of severity of the motor defect, the presence in the child's history of severe therapeutic measures, as well as egocentric and rejecting style of family education.

Keywords: emotional response, cerebral palsy

1. Cerebral palsy / edited by P. Y. Fischenko . - L., 1974. - 210 p.

2. Zeigarnik B. V. abnormal psychology / B. V. Zeigarnik . - M.; Publishing house of MGU , 1976. - 240 p.

3. Ippolitova M. V. Education of children with cerebral palsy in the family. A Handbook for parents and teachers / M. V. Ippolitova . - M.; Enlightenment, 2010.-305 p.

4. Stelmakh A. Emotional features of children with cerebral palsy / A. Stelmakh // Actual problems of pedagogical science and practice: in the collection. - Ust-Kamenogorsk, publishing house of East Kazakhstan state University, 1998. - P. 84-89.

5. Stelmakh S. A. features of the emotional sphere of children with cerebral palsy of preschool and primary school age: dis. . kand . crazy. sciences:

19.00.11/ Stelmach Svetlana А . - M., 1999. - 195 p.

В данной статье рассматриваются особенности развития и воспитания детей с ДЦП. Особое внимание отводится особенностям развития детей с данным нарушением, а также тому, как они развиваются и воспитываются в своей семье и за ее пределами. Также говорится о том, что родители, имеющие ребенка с нарушением, не зная как его воспитывать, обращаются за помощью к психологу. Отводится информация, посвященная консультированию семей у психолога.

В последние годы, в связи с большим ростом числа детей с нарушениями в развитии особое место приобретает социальная адаптация детей и их родителей. С родителями, которые воспитывают ребенка с ДЦП, должна проводиться работа, направленная на решение их социальных и психолого-педагогических проблем. [3]

Несмотря на это идет создание и разработка различных программ, которые учитывают тенденции по оказанию всесторонней помощи и индивидуального подхода к таким детям.

Воспитание детей с ДЦП - это особый уход и поведение родителей. Они должны предоставить ребенку максимальный комфорт и повышенное внимание. Когда такой ребенок появляется, то родители просто напросто начинают привыкать к новой жизни.

Важно, чтобы оба родителя полностью взяли на себя ответственность и заботу о ребенке. Могут возникнуть тяжелые ситуации, когда кто – то из родителей слишком мало уделяет внимания малышу или наоборот, когда только один из них занимается с ребёнком. Но это неправильно, они должны стать очень близкими людьми и поддерживать друг друга, потому что для ребенка с ДЦП самое важное, это нормальная семья. Семья, где родители постоянно утомлены или слишком заботливы, может распасться.

Ребенку с церебральным параличом обязательно необходим очень тесный физический контакт с матерью - это основа его дальнейшего развития. Помогать семье и такому малышу следует незамедлительно, так как в каждой семье родители беспокоятся за будущее ребенка. Это беспокойство может стать постоянным. [1]

Огромная помощь для родителей - это обучать их ухаживать за ребенком и развивать его психомоторику. Конечно, помощь родителям предоставляется в зависимости от нарушений, у ребенка, его возраста и степени выраженности нарушенных и сохранных функций.

Данные современной медицины показывают, что необходимы как можно более ранние лечебно - воспитательные мероприятия для детей с церебральным параличом, так как впервые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно.

Двигательные нарушения детей с ДЦП дифференцируются в зависимости от формы. Коррекционной работе в семье более сложно поддаются дети с гиперкинетической формой. У них присутствуют насильственные движения, то есть - гиперкинезы в сочетании с нарушением мышечного тонуса, а также у детей этой формы имеет место снижение слуха. Поэтому для детей необходим двигательный лечебный режим, который будет предусматривать частую смену поз путем различных игр, музыкальных занятий и прогулок. Несомненно, даже при самых тяжелых случаях заболевания ребенок не должен постоянно находиться в постели; стимулировать у него ползание, перевороты и другие виды деятельности. Передвигающийся ребенок должен часто менять положение тела. При развитии двигательных функций у необходимо, прежде всего, осуществлять контроль за положением головы и частей тела.

Чтобы помочь своему ребенку, родителям необходимо, прежде всего, правильно организовывать режим дня ребенка. У детей с церебральным параличом в первые годы жизни часто имеется недостаточная сформированность биологических ритмов сна и бодрствования - ребенок может быть сонлив днем и активно бодрствовать ночью. Это отрицательно влияет на его психическое развитие, а также затрудняет проведение восстановительных мероприятий.

Родителям необходимо знать, что в первые два месяца жизни ребенок должен спать не менее 20 часов в сутки. В возрасте от 2 до 5месяцев сон занимает 17 - 18 часов в сутки; 5 - 7месяцев 15-16 часов; в 7 - 10месяцев – 14- 15 часов; от 10месяцев до 3 - 4лет 12 - 14 часов в сутки. [2]

Многие дети испытывают трудности при приеме пищи. Трудности могут наблюдаться уже в младенчестве, когда ребенок плохо сосет, оно сохраняется и в более позднем возрасте, когда начинают возникать проблемы с жеванием, поэтому затруднено кормление таких малышей.

Ребенок часто неплотно захватывает соску, вяло сосет и быстро утомляется, бывают случаи, когда он поперхивается, кричит при попытке присосаться, долго держит молоко во рту и нередко засыпает даже в начале кормления. У некоторых детей наблюдается чрезмерное мышечное напряжение, что затрудняет процесс кормления.

Правильное кормление необходимо для его роста, физического развития и здоровья, а также и для становления звукопроизносительной стороны речи, потому что в ходе кормления формируются необходимые движения языка, губ, нижней челюсти для произношения звуков. Помимо этого, устанавливается тесный эмоционально-положительный контакт с матерью, что является необходимым условием нормального психического развития малыша.

Трудности, вызывают волнение, и беспокойство у матери, и только поэтому сам процесс кормления становится крайне тяжелым для обоих. Это и нарушает первую эмоциональную связь между ребенком и матерью. Для того чтобы процесс кормления был приятным, матери следует заранее выбрать удобное место и расслабиться.

В процессе развития и воспитания, таким детям следует как можно чаще лежать на животике, это позволит укрепиться мышцам спины и шеи. Если все – таки малыш захочет поиграть, то его нужно усадить спиной, чтобы он на что-то опирался. Для развития чувства равновесия у ребенка, необходимо покачивать его на своих коленях или на гимнастическом мяче. Для развития вестибулярного аппарата малыша его нужно слегка покачивать из одной стороны в другую так, чтобы в изначальное положение он вернулся самостоятельно. [3]

В большинстве случаев малышу отводится роль "немощного" в семье, где он воспитывается. Желая оградить от внешних воздействий, родители не осознают, что самым негативным образом влияют на способности ребенка привыкнуть к самостоятельности. Безусловно, ребенок с таким диагнозом должен рассчитывать как на физическую, так и на психологическую поддержку своих родных, но нужно помнить, что чрезмерная помощь может воспитать в ребенке потребительское отношение к родным.

Позднее овладение ходьбой и манипулятивной деятельностью обусловливает отставание в развитии речи. Развитие ручных навыков необходимо проводить в игровой деятельности и повседневной жизни. Это развитие ведется постепенно. Сначала важно научить ребенка брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, ложить в определенное место, выбирать предметы в зависимости от размера, веса, формы, соразмеряя свои двигательные усилия.

Необходимым этапом в обучении является самостоятельно одевание ребенка. Вначале надо научить расстегивать большие пуговицы, затем маленькие, затем расшнуровывать и зашнуровывать ботинки. Все навыки необходимо закрепить в играх на кукле и после уже переносить на самого ребенка.

Ребенок обязательно должен наблюдать за деятельностью окружающих его людей, так как эти впечатления очень важны для его умственного развития, формирования речи. В квартире ребенка нужно познакомить с обстановкой, показывать, как моют посуду, стирают белье, готовят обед, а также показать улицу, животных, транспорт во время прогулки на улице.

Когда ребенок уже сам действует с предметами, у него уже складываются четкие представления. Четкие. Если мама чем то занимается. То необходимо и ребенку предложить что – то сделать. Например, стирка белья. Мытье посуды и т. п. каждое действие мамы должно проговариваться. [1]

При работе с картинным материалом кругозор ребенка расширяется. Тем самым от взрослых он узнает названия предметов, действий, а затем постепенно сам называет предметы на картинках и отвечает на заданные вопросы.

Процессы мышления у ребенка с ДЦП, как и у здорового ребенка, должны протекать на основе живых, образных представлений. Важно, чтобы ребенок, наблюдая за окружающим миром, учился сравнивать качества и признаки вещей.

Иногда семья не может справиться с воспитанием такого ребенка, не зная того, с чего можно все начать. Поэтому они прибегают к помощи консультанта. Он предлагает им некоторые способы готовности воспитать ребенка: арттерапия, дельфинотерапия, клоунотерапия, игротерапия. Родители, получив информацию, уже самостоятельно без помощи консультанта занимаются воспитанием своего малыша.

Таким образом, оказание эффективной помощи семьям, воспитывающим ребенка с детским церебральным параличом, - это сложный процесс, так как отсутствует целостный, достаточно проработанный методологический подход к определению содержания, форм и методов социально-психологической помощи.

Вся работа с семьями имеющих детей с детским церебральным параличом должна строится на комплексной основе, для того чтобы достичь высоких результатов в социализации и адаптации ребенка в общество.

1. Вишневский В. А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением в семье больного ребенка//Журнал невропатологии и психиатрии. 2010. № 4. С. 563-567.

2. Кириченко Е. И., Калижнюк Э. С. Роль биологических и социальных факторов в механизмах патологического формирования личности при детских церебральных параличах // Журнал невропатологии и психиатрии. 2010. № 9. С. 1390-1394.

3. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 2008.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.