Иппотерапия при детском церебральном параличе


Одним из способов лечения детского церебрального паралича является иппотерапия. И об этом интересном способе лечения мы расскажем в нашем материале.

Что такое иппотерапия?

Для детей, борющихся с последствиями ДЦП, подобные физические нагрузки дают хороший толчок в развитии. Кроме того, иппотерапия помогает лечить нарушение осанки, сколиоз, остеохондроз, последствия черепно-мозговых травм, эпилепсию, аутизм. Кстати, кроме иппотерапии активно используется и другой метод лечения ДЦП через общение с животными — дельфинотерапия. О дельфинотерапии читайте вот в этой статье.

Самая главная особенность метода — это мотивация ребенка к общению с животным за счет определенного психологического контакта между лошадью и ребенком. На ребенка не оказывается совершенно никакого давления. Первое знакомство с лошадью всегда сопровождается эмоциональным всплеском и живым интересом, а эмоциональный фактор всегда воздействует и на физическое состояние. Регулярная езда верхом стимулирует развитие центральной нервной системы, сохранение спокойствия и концентрации. Об укреплении мышц мы упомянули выше, но при езде на лошади улучшается также и координация движений.

Когда появилась иппотерапия?

Считается, что впервые такой метод лечения был применён на Западе, причем его долго не воспринимали всерьез. Хотя, конечно, история иппотерапии намного более длинная, чем кажется на первый взгляд.

Первые упоминания о положительном и оздоравливающем воздействии верховой езды содержатся еще в трудах древнегреческого врача Гиппократа (а это 4 век до нашей эры), где верховая езда рассматривалась как гимнастика для улучшения функций организма. Вполне возможно, что о серьезном изучении иппотерапии никто и не задумывался по одной простой причине — верховая езда была одним из частых способов передвижения вплоть до конца XIX — начала XX веков. Зачем ее изучать, если большинство людей и так ездят верхом? И с приходом прогресса люди стали меньше двигаться и эффект от иппотерапии стал более заметен.

Неким переломным моментом стал 1952 год, когда на XV Олимпийских играх Лиз Хартелл, больная полиомиелитом и прикованная к инвалидной коляске, заняла 2 место. Закономерный вопрос — как это произошло? Лиз Хартелл в прошлом была спортсменкой по верховой езде, но диагноз ввел ее в депрессию. Лечащий врач настоял на ее занятия верховой ездой и о результате Вы только что прочитали — полиомиелит был практически побежден и завоевана Серебряная медаль на Олимпийских играх!

Дальше пошло по нарастающей и стали открываться различные центры по иппотерапии стали открываться во многих странах мира. Сегодня такие центры есть в США, Великобритании, Норвегии, Франции, Грузии и многих других. В России иппотерапию стали применять где-то в начале 2000-х годов.

Положительный эффект от иппотерапии

Положительные эффекты от иппотерапии заметны достаточно быстро. Считается, что в среднем, каждый девятый ребенок с ДЦП после иппотерапии начинает ходить, а примерно у каждого десятого снижается степень инвалидности. На нашем сайте также есть несколько материалов о пользе иппотерапии. Например, история Елены Чепкиной, которая усыновила ребенка с ДЦП и поставила его на ноги, благодаря верховой езде. Или история Андрея Кубасова из Красноярского края, получившего первый разряд по конному спорту, несмотря на инвалидность.

И всегда помните, ДЦП — это не приговор. На этом сайте мы рассказываем истории разных людей, на деле доказавших, что преодолеть можно любые препятствия.


В настоящее время детский церебральный паралич встречается с частотой семь случаев на тысячу новорожденных. Детский церебральный паралич – это понятие неоднородное. Под данным термином рассматривается нарушение деятельности двигательной анализаторной системы, но подходов к определению данного понятия существует достаточно много. В процессе развития учения о данной проблематике, можно увидеть различные подходы, представленные такими авторами, как Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, И.Н. Иваницкая, М.В. Ипполитова, В.И. Козявкин, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, М.Н. Никитина, Т.Н. Осипенко, B.C. Подкорытов, Е.Н. Правдина-Винарская, К.А. Семёнова, И.А. Скворцов, Д.С. Футер, М.Б. Цукер, Л.М. Шипицына, Л.Ф. Шестопалова, М.Б. Эйдинова, и многими другими. Этим термином обозначается ряд патологических состояний, которые возникают, как правило, в период перинатального развития в результате повреждения пирамидных, экстрапирамидных и других систем головного мозга, отвечающих за движения и положение тела в пространстве, что обусловливает возникновение трудностей в формировании двигательной системы.

Если рассматривать патогенез данного нарушения, то можно отметить что в анамнезе сохраняются те безусловные рефлексы, которые должны быть редуцированы после трех месяцев жизни. Их своевременное угасание создает благоприятную основу для развития произвольных движений. Сохранение этих рефлексов существенно тормозит формирование произвольной моторики. Таким образом, в структуре нарушения при детском церебральном параличе характерным является отсутствие редуцирования безусловных рефлексов и отставание в темпе созревания или невозможности формирования двигательных функций. Нарушение мышечного тонуса, наличие гиперкинезов, синкинезий, слабость мускулатуры, некоординированность движений и прочая симптоматика двигательной несформированности приводят к трудностям в формировании умений и навыков в бытовой, учебной и других сферах жизни.

Диапазон выраженности степени тяжести при данной патологии достаточно широк. У определенной группы детей сформирована большая часть двигательных умений и навыков. Они способны к самостоятельному передвижению в пространстве, у них есть навыки самообслуживания. Они могут получить достаточно высокий уровень образования и социально адаптироваться в обществе. Проявление заболевания может быть представлено в виде насильственных движений разной степени выраженности. Также в анамнезе могут присутствовать патологические позы, нарушения походки, нескоординированность движений, низкий уровень сформированности двигательной памяти и др.

Другая же часть детей имеет более выраженную симптоматику. Изменение в состоянии мышечного тонуса настолько значительны, что большая часть двигательных навыков остается несформированной на протяжении всей жизни человека. Невозможность самостоятельного передвижения приводит к необходимости использования ортопедических приспособлений. Поскольку дети испытывают трудности в захвате и удержании предметов, у них отсутствует возможность для формирования предметно-практической деятельности, а значит, и для развития в дальнейшем наглядно-действенного мышления. Остаются несформированными и навыки гигиены и самообслуживания, поэтому дети, а в дальнейшем и взрослые нуждаются во внешнем уходе.

Анализ научно-методической литературы показал, что большинство авторов указывают на эффективность занятий иппотерапией у детей с различными нарушениями, но особую значимость данный вид терапии имеет для детей с церебральным параличом [1, 2]. Биомеханическую основу иппотерапии исследовали В.Н. Коновальчук, Р.А. Пополитов, Е.В. Архангельская [3]. По данным этих авторов, биомеханический фактор способствует снижению спазма мышц, увеличению объема движений в суставах, силы мышц спины, живота и конечностей. С помощью иппотерапии достигается оптимальная согласованность всадника с движениями лошади, которая во многом идентична походке здорового человека.

В силу имеющегося нарушения речевой сферы у детей с детским церебральным параличом ограничен круг общения. Лошадь становится для ребенка неким партнером по коммуникации. Что же касается психогенного фактора, то общение с лошадью и верховая езда вызывает у всадника много положительных эмоций, ощущений и переживаний, обеспечивает развитие собственной значимости и веры в себя, когда ребенок или взрослый с ограниченными физическими возможностями способен передвигаться на мощном животном и осуществлять его управление. Кроме того, в процессе проведения занятий у ребенка начинает формироваться представление о кинетическом чувстве. Это способствует появлению желания двигаться и повышает мотивационный компонент проводимой терапевтической работы [2, 4, 5].

Для ребенка общение с лошадью – эмоциональный подъем и расширение кругозора, а на фоне дефицита общения – это еще и приобретение большого сильного друга. В процессе иппотерапевтических занятий у большинства детей увеличиваются желание общаться с окружающими и стремление к расширению сферы своих интересов. Находясь в обществе лошади, ребенок получает непередаваемые ощущения пребывания в энергетическом поле. У ребенка развивается особое кинестетическое чувство – эмоциональный порыв к движению, что создает высокую степень мотивации к занятиям. Таким образом, результаты исследований доказали, что лечебная верховая езда является комплексным терапевтическим методом, оказывающим воздействие на организм человека путем двух факторов: психогенного и биомеханического [1, 3, 6]. Именно поэтому этот метод в последнее время используется все активнее в реабилитации детей с ДЦП.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе Школы адаптивной физической культуры Добежиных (г. Сочи – Адлер, Россия). Тестирование проводилось до начала курса реабилитации и по его окончании в первой половине дня индивидуально с каждым ребенком в отдельно отведенной комнате. В экспериментальную работу были включены дети в возрасте 2–4 лет с диагнозом детский церебральный паралич (форма – спастическая диплегия). Для оценки двигательных способностей нами был подобран комплекс тестовых методик.

На первоначальном этапе мы оценили способность ребенка к удержанию вертикальной позы. Автором данной диагностической процедуры является R. Babannon (1989). Для проведения диагностики на предмет сформированной способности к сохранению положения тела вертикально в пространстве необходимо соблюдение таких требований, как изменение площади опоры. Сохранение вертикального положения тела в пространстве изучается в обычных и облегченных условиях. Увеличение площади опоры осуществляется за счет положения стоп на ширине плеч. Диагностика имеет балло-уровневую систему оценки. При максимальных показателях (четыре балла) ребенок может держать корпус вертикально более 30 с при меньшей площади опоры за счет того, что стопы соединены вместе. Минимальным показателем является трудность удержания вертикального положения тела в течение 30 с при положении ног на уровне плеч.

С целью проведения оценки функциональных категорий ходьбы была проведена диагностическая процедура, предложенная М.K. Holden (1984). Критерием сформированности функциональных категорий ходьбы была продемонстрированная ребенком способность к самостоятельному передвижению, удержание равновесия при прямолинейном передвижении, координированность походки. Максимальным показателем (оцененным в количестве четырех баллов) является независимость при передвижении. Минимальным (ноль баллов) – отсутствие возможности к самостоятельному передвижению, необходимость помощи сопровождающих.

Также нами была оценена степень социально-бытовой адаптации с использованием методики Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и разработана анкета для родителей и инструкторов с целью проведения опроса о психоэмоциональном состоянии и уровне комфорта ребенка во время проведения занятия. Показателями являлись наличие (отсутствие) раздражительности, проявление (отсутствие) интереса к занятиям. Максимальным показателем являлось свободное и раскованное поведение ребенка (четыре балла). Минимальным – проявление каприза во время занятия (0 баллов).

По результатам обследования с целью отслеживания динамики было сформировано 2 группы – контрольная и экспериментальная по 8 человек в каждой. Курс реабилитации длился три недели по 5 занятий в каждую. Всего было проведено 15 занятий по иппотерапии. Психоэмоциональное состояние и уровень комфортности ребенка оценивались после каждой недели работы.

Два инструктора с каждым ребенком проводят занятие в присутствии родителей. На манеже лошадь ведет коневод. Собственные наблюдения за занимающимися иппотерапией показали, что те дети, которые впервые пробуют данный вид терапии, испытывают страх и волнение на первых занятиях от контакта с крупным животным, от высоты нахождения на лошади, от движений лошади и т.п.. Это, по нашему мнению, приводит к скованности и излишнему напряжению ребенка, затрудняет выполнение дальнейших упражнений, а также приводит к негативным реакциям ребенка, страху, отказу от занятий. Данные реакции существенно снижают эффективность терапии.

Оценка двигательных показателей до и после исследования, (Х ± σ)


С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. История появления иппотерапии;

2. Основные задачи ЛВЕ;

3. Основные условия для занятий ЛВЕ;

4. Отличие ЛВЕ от других видов лечебной физкультуры;

5. Особенности иппотерапии при Детском Церебральном Параличе (ДЦП);

6. Патофизиологическое обоснование иппотерапии (ИТ);

7. О социальной пользе иппотерапии;

8. Групповые занятия на природе;

1.История появления иппотерапии.

Иппотерапия является признанным средством реабилитирующего воздействия на больных соматическими, психическими заболеваниями, реконвалесцентов после травм. Она может применяться при сердечных, желудочно-кишечных и еще множестве других заболеваний и отклонений в состоянии здоровья, в том числе и для социальной реабилитации.

С древнейших времен известно благотворное влияние на здоровье человека езды и общения с лошадьми. Еще античный врач Гиппократ утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят верхом.

В современной Европе Лечебная Верховая Езда (ЛВЕ) стала развиваться в последние 30-40 лет: сначала в Скандинавских странах, затем в Германии, Франции, Голландии, Швейцарии, Великобритании, Польше и др.

Центры по ЛВЕ стали открываться во многих странах. Так в США работает более 1000, а в Великобритании около 700 групп иппотерапии, в которых оздоравливаются более 26000 человек с самой разнообразной патологией. В Польше работают около 60 подобных центров.

Толчком к распространению ЛВЕ в странах Северной Европы, а потом и в других странах мира послужила история датчанки Лиз Хартел. Лиз была спортсменкой. Она занималась конным спортом, пока однажды не заболела полиомиелитом (случай довольно редкий для взрослого человека). Болезнь приковала Лиз к инвалидной коляске. Спортсменка уже не надеялась когда-нибудь сесть на лошадь. В итоге через несколько месяцев занятий верховой ездой Лиз Хартел выздоровела и снова стала заниматься конным спортом и в результате на соревнованиях по выездке во время Олимпийских игр в Хельсинки завоевала серебряную медаль.

В настоящее время в 45 странах мира действуют центры ЛВЕ - самостоятельные или при клубах верховой езды, выделяющих небольшие манежи и лошадей для занятий с инвалидами.

2. Основные задачи ЛВЕ.

Отличительной чертой ЛВЕ является высокая эффективность и уникальность реабилитационного воздействия ЛВЕ на физическую и социально-психическую сферу ребенка.

Иппотерапия как одна из форм лечебной физкультуры позволяет решать следующие основные задачи:

1) противодействовать отрицательному влиянию гипокинезии, обусловленной болезнью;

2) развивать физическую активность больного;

3) способствовать восстановлению нарушенных функций;

4) улучшать или восстанавливать утраченные навыки;

5) обеспечивать профессиональную реабилитацию, формировать новые или восстанавливать утраченные навыки.

Специалисты считают, что ЛВЕ особенно эффективна в детской реабилитационной практике, в частности в работе с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата и психосоциального статуса, ускоряя их социальную адаптацию.

3. Основные условия для занятий ЛВЕ.

Применение иппотерапии требует соблюдения следующих обязательных условий:

А) врачебный контроль за адекватностью и эффективностью физических нагрузок, их коррекция в случае необходимости;

Б) последовательное наращивание физической активности больного;

В) применение патогенетически обоснованного комплекса методов ЛФК - ЛВЕ, лечебной гимнастики, массажа и др.;

Г) активное и сознательное участие больного в реабилитационном процессе;

Д) рациональное сочетание ЛФК и других методов комплексной реабилитации (медикаментозных, психотерапевтических, педагогических и др.).

Иппотерапия, по сути, является особой формой лечебной физкультуры. Здесь в качестве спортивного снаряда выступает живая лошадь, но этим отличия ЛВЕ от других форм ЛФК не исчерпываются.

4. Отличие ЛВЕ от других видов лечебной физкультуры.

Принципиальное отличие ЛВЕ от всех других видов лечебной физкультуры (ЛФК) заключается в том, что здесь, как нигде более, обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц тела всадника. Причем это происходит на рефлекторном уровне, поскольку, сидя на лошади, двигаясь вместе с нею и на ней, пациент в течение всего сеанса инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные болезнью мышцы своего тела.

Кроме того, ни один из спортивных снарядов не обладает возможностью возбуждать у пациента такую сильнейшую, разнонаправленную мотивацию, которая сопутствует занятиям ЛВЕ: ребенок испытывает огромное желание сесть на лошадь, почувствовать себя всадником, преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах. Эта мотивация способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, с помощью которой достигается не только подавление чувства страха, но и одновременно уменьшение количества и объема гиперкинеза при (ДЦП), что, в свою очередь, дает возможность обучать пациента правильному построению основного поведенческого фона.

Лечение больных ДЦП проводиться комплексно: лечебная гимнастика, иппотерапия и массаж. В результате лечения у больных наблюдалось уменьшение спастического синдрома. Следовательно, улучшение наблюдалось при всех формах ДЦП, что объясняется тем, что иппотерапия улучшает статико-локомоторную функцию за счет урегулирования мышечного тонуса в связи с частичным снижением спастичности. Но наилучший результат получен при гиперкинетической форме, где наблюдалось уменьшение объема и амплитуды непроизвольных движений за счет максимальной мобилизации воли.

Все это благотворно влияет на ребенка в целом, вырабатывая интерес к иппотерапии, при которой, в отличие от других форм ЛФК ребенок активно взаимодействует с лошадью, одновременно соподчиняясь с ней в процессе лечения.

Таким образом, кроме положительного эффекта в отношении моторики, во всех случаях у детей появляется, что немаловажно, самостоятельность, уверенность в своих возможностях и негласное соревнование друг с другом, заинтересованность и огромное желание самим участвовать в процессе лечения, что явилось огромной движущей силой в их оздоровлении.

6. Патофизиологическое обоснование иппотерапии (ИТ).

Лечебная верховая езда (райттерапия, иппотерапия) является одной из форм лечебной физкультуры. Ее условно делят на иппотерапию лечение с помощью лошади, и реабилитационную верховую езду

Круг заболеваний, при которых применяют лечебную верховую езду, очень широк:

- нарушение двигательной сферы в результате параличей, полиомиелита и т. д.;

- поражение органов чувств – слепота, глухота;

- психические заболевания – аутизм, неврозы, некоторые формы шизофрении;

- умственная отсталость – олигофрения, синдром Дауна и др.;

- различные нарушения социальной адаптации;

Основной механизм воздействия иппотерапии на организм человека (больного), тот же, что у любой другой формы ЛФК, т. е. он основан на концепции лечебно-профилактического влияния физических упражнений.

Современная физиология рассматривает любую деятельность организма человека, как единого целого, совокупность физических, психических свойств и социальных взаимоотношений с окружающей средой.

Иппотерапия опирается на лечебно-профилактический характер влияния верховой езды, воздействие на организм человека осуществляется через нервно-гуморальный механизм и, подчиняется законам адаптации к физическим нагрузкам и формирования двигательных навыков.

Под влиянием лечебно-профилактического воздействия физических упражнений в организме происходит активная перестройка функций.

Температура тела лошади выше человеческой на 1.5 градуса. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют спастичные мышцы ног всадника, усиливая кровоток в конечностях. Улучшение кровотока в целом улучшает кровоснабжение мозга.

Кроме того, для обездвиженного больного очень важна имитация движений человека, идущего нормальным шагом, так как тело имеет свои компенсаторные механизмы запоминания полученного опыта. А тазобедренная область и нижние конечности при езде на лошади, идущей шагом, имитируют эти сложные трехмерные движения. Это неоднократно было зафиксировано во многих учебных пособиях и фильмах, созданных в разных странах.

При верховой езде у седока задействованы практически все группы мышц. Человеку, сидящему верхом на движущейся лошади, приходится постоянно контролировать равновесие, а это заставляет синхронизировать работу мышц спины, туловища и всех остальных мышц, то, расслабляя, то, напрягая их. В результате в работу включаются те мышцы, которые у обездвиженного инвалида бездействуют, даже не будучи пораженными.

В процессе адаптации организма к физическим нагрузкам, помимо ЦНС большое участие принимают симпато-адреналовая и гипоталямо-гипофизарная системы, т.е. осуществляется еще и гуморальная регуляция.

Под действием физических упражнений происходит активация висцеральных органов и систем, а механизм активации заключается в повышении функции симпатической нервной системы и ретикулярной формации под регулирующим управлением коры головного мозга.

Возбуждение симпатической нервной системы стимулирует обмен веществ – катаболизм и способствует быстрому и эффективному расходу энергии.

Под действием физических упражнений, через моторно-висцеральные рефлексы изменяются функции внутренних органов.

Совершенствование этих рефлексов при различных заболеваниях внутренних органов и лежит в основе лечебно-профилактического действия физических упражнений.

Верховая езда, для большинства людей, непривычная форма двигательной деятельности, поэтому, кроме вышеперечисленных воздействий, содержит в себе особые механизмы влияния на занимающихся.

Иппотерапия воздействует на организм человека через два мощных фактора: психогенный и биомеханический. Соотношение удельного веса этих механизмов в каждом отдельном случае зависит от заболевания и задач, решаемых с помощью иппотерапии: так при лечении неврозов, ДЦП, умственной отсталости, детского аутизма, основным воздействующим фактором является психогенный, а при лечении постинфарктных больных, больных с нарушениями осанки, сколиозами, остеохондрозами позвоночника, простатита и т.д. ведущим фактором воздействия оказывается биомеханический, хотя ни в одном из этих случаев не следует недооценивать ни одного из факторов т.к. иппотерапия - это метод, оказывающий одновременное воздействие на физический и психосоциальный статусы занимающегося.

Он складывается из общения с живым организмом – лошадью, крупным, темпераментным и сильным животным, обладание и управление которым дарит больному ощущение победы, повиновения ему такого огромного мощного существа, а также чувство превосходства над окружающими, стоящими внизу, на земле людьми. Кроме этого, необходимо учитывать впечатление, производимое непривычно большим пространством вокруг больного (манеж или плац на открытом воздухе), которое позволяет ему почувствовать себя свободным, раскрепощенным.

Необходимо подчеркнуть, что психогенный фактор по разному раскрывается в конкретных нозологиях. Например, если при неврозах лечебный эффект несет чувство победы, свободы, раскрепощенности, то при ДЦП ведущее значение имеет страх (боязнь не удержаться на лошади и др.) что заставляет больного напрячь все усилия, сконцентрировать внимание, скоррегировать сохраняющие равновесие движения и тем самым непроизвольно подавить патологические очаги возбуждения центров моторики.

Вторым мощным фактором воздействия иппотерапии является уже упомянутый выше, биомеханический фактор, влияние которого обусловлено следующими моментами:

1. Влияние колебаний возникающих и идущих от спины движущейся лошади в 3-х взаимоперпендикулярных плоскостях. Эти колебания имеют среднюю амплитуду и навязываются больному, будучи разными при различных аллюрах.

Эти ритмичные колебания вызывают поочередное напряжение и относительное расслабление мышц туловища, что обуславливает удержание тела больного на лошади во время ее движения.

2. Биомеханический фактор способствует созданию у больных новых рефлексов, развитию равновесия, координации движений. Развитие равновесия сопровождается в человеческом организме развитием симметрий, а именно симметричного развития мышц туловища, конечностей, суставно-связочного аппарата, т.е. всего опорно-двигательного аппарата, а также симметричных внутренних органов. В то же время, выработка баланса всадника на лошади, на разных аллюрах, способствует возникновению и закреплению новых условных и безусловных рефлексов. Все это вместе взятое способствует формированию нового двигательного навыка. Кроме того, развитие равновесия играет решающую роль при лечении некоторых форм сколиоза (нефиксированных), начальных формах остеохондроза (дискоз), при асимметричных конечностях и асимметрично развившимися, в связи с этим мышцами, что чревато многими неприятными последствиями в состоянии здоровья, а также с асимметричным гипертонусом отдельных групп мышц при ДЦП и других подобных нарушениях.

Таким образом, движение разными аллюрами, сидя на лошади, предъявляет организму всадника серьезные требования к уровню координации движения и поведению в целом.

7. О социальной пользе иппотерапии.

Иппотерапия – конная реабилитация, а еще проще – лечение с помощью лошади. Чтобы убедить скептиков, достаточно показать результаты, достигнутые этой дисциплиной, разработанной специалистами высочайшего уровня, в лечении таких патологий, как церебральный паралич, мозговые травмы и параличи ног. Шаг за шагом, под неустанным наблюдением медиков многие инвалиды приобретают возможность установить нормальные социальные отношения с окружающим миром и улучшить свое физическое состояние.

Направление реабилитации, использующее конный спорт как терапевтическое средство, которое в некоторых случаях может считаться следующим этапом формировании больного человека как личности, ставит перед собой задачу добиться улучшения состояния пациентов, страдающих тяжелыми поведенческими расстройствами и трудностями в отношении с ближними. Эта цель может быть достигнута именно потому, что животное, не имеющее культурной надстройки, часто затрудняющей человеческие взаимоотношения, принимает пациента таким, как он есть, и позволяет установить простые, но внушающие уверенность отношения.

Во время лечения пациент должен заниматься также уходом за животным, кормить его, следить за сбруей до и после сеанса терапии.

Введение инвалида в нормальную спортивную среду (конный спорт для инвалидов) представляет собой важнейший шаг для вовлечения в общественную жизнь. Естественно, не все пациенты приходят к этому этапу, но те, кому это удается, получают огромное удовлетворение от возможности быть частью нормального мира, и это в невероятной степени улучшает их социальные отношения с людьми.

8. Групповые занятия на природе

Хочется предложить, помимо спортивных занятий, осуществлять групповые конные прогулки. Для этого пациент должен обязательно приобрести значительную независимость от медработника, который, тем не менее, должен обязательно присутствовать. Кроме того, во время групповых прогулок все ощущения усиливаются и расширяются по диапазону, так как здесь добавляется удовольствие от вида окружающего пейзажа, от контакта с природой, радость групповой деятельности.

Хотелось бы, чтобы иппотерапия стала доступной не только для детей, но и для взрослых людей. Показания для занятий ЛВЕ настолько расширены, что ей могут заниматься люди с самой различной как физической, так и социальной патологией.

9. Заключение.

Хочется заметить, что центры ЛВЕ труднодоступны, тем более для людей с ограниченными возможностями, не имеющих своего транспорта.

У большинства людей с физическими и интеллектуальными проблемами нарушено ощущение пространства, своего тела, а также ощущение себя, как личности – словом то, что формирует и определяет взаимоотношения с миром. Лошадь же расширяет коммуникативные возможности человека. Она ставит людей с умственной отсталостью и социально-психическими заболеваниями в ситуацию, когда их реакции более адекватны, чем обычно. Когда человек едет верхом, ему необходимо вступить в контакт со своим конем, придерживаясь при этом определенных правил. Только в этом случае лошадь реагирует на приказания всадника.

Таким образом, кроме положительного эффекта в отношении моторики, во всех случаях у пациентов появляется, что немаловажно, самостоятельность, уверенность в своих возможностях и негласное соревнование друг с другом, заинтересованность и огромное желание самим участвовать в процессе лечения, что явилось огромной движущей силой в их выздоровлении.

Что еще человек с ограниченными возможностями получает сидя на лошади? Это и освоение своего тела, и освоение пространства, расширение этого пространства, в частности, за счет изменения угла зрения. Трудно передать самоощущение человека, который обычно сидит в инвалидной коляске и смотрит на всех снизу вверх. И вдруг он оказывается на несколько голов выше самого высокого из окружающих и может независимо от всех передвигаться. Владение навыками верховой езды дает возможность перейти от зависимости к новому качеству – качеству человека, управляющего большим животным, направляющего его в необходимую для себя сторону. Человек начинает гордиться своими успехами, у него повышается самооценка, появляется уважение к себе, улучшается самоконтроль он не чувствует себя социально отсталым.

Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади тренируют реакции; умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее; доверие к лошади распространяется на доверие к людям, с которыми больной человек взаимодействует.

Таким образом, в процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуаций верховой езды в повседневную социально очень тяжёлую жизнь.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.