Изобразительное искусство для детей с дцп

Большинство детей с ДЦП не могут выполнить даже самых примитивных рисунков. Их графическая деятельность носит характер доизобразительного черкания. Дети с непроизвольными навязчивыми движениями (с гиперкинетической формой ДЦП), даже стараясь воспроизвести форму, хаотически чертят, проводят линии за пределы листа бумаги.

Большие трудности испытывают дети при проведении прямых, вертикальных, горизонтальных линий, особенно дети, которые вследствие поражения правой руки, начинают рисовать левой (правосторонний гемипарез). Такие больные часто игнорируют левую сторону листа, размещают свой рисунок справа, а асимметричные фигуры изображают повернутыми в противоположную сторону.

Особенностью деятельности детей с церебральными параличами является разбросанность изображения по пространству листа - части предметов не соединены между собой. Особенно ярко это проявляется при рисовании фигуры человека (например, руки и ноги нарисованы отдельно от туловища, глаза, рот - вне овала, изображающего лицо).

В связи с имеющимися у больных детей нарушениями схемы тела, изображение фигуры человека у них вызвает трудности - недорисованными оказываются некоторые части тела, иногда наиболее пораженные конечности, части лица неправильно соотнесены между собой.

Дети недостаточно четко воспринимают форму предметов, путают близкие формы: круг и овал, ромб и квадрат и т.д. В их рисунках имеет место упрощение и искажение формы изображаемых предметов. Это свидетельствует о недостаточном зрительном восприятии у данной категории детей.

Нарушение оптико-пространственного восприятия в рисунках выражается неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа. При выполнении заданий по словесной инструкции дети не могут разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией, при срисовывании выполняли рисунки в зеркальном изображении.

Больные дети испытывают трудности при передаче величины предметов - чаще они рисовали все предметы сильно уменьшенными. Дети же с гиперкинетической формой ДЦП из-за непроизвольных навязчивых движений наоборот сильно увеличивают изображения.

В своих рисунках дети обычно используют только четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый), не выделяя характерных для данных предметов оттенков. Они с трудом даже различают и называют оттеночные цвета в силу недостаточно дифференцированного цветового восприятия.

В силу специфичности изображений дети обследованной группы не могут выразить в своих рисунках все элементы задуманного ими сюжета.

Цель этого этапа - сформировать моторную и психологическую базу для овладения рисованием. На этом этапе необходимо обогатить запас знаний об окружающем, воспитывать интерес к изобразительной деятельности, обучить ребенка адекватной позе во время рисования, развивать общую и мелкую моторику, зрительное восприятие, пространственную ориентировку, стереогноз, сформировать правильный захват и удержание карандаша и кисти, познакомить с плоскостью листа, усвоить простейшие технические приемы изображения (закрашивание плоскости листа, проведение прямых линий в заданном направлении, примакивание кистью и т.д.).

Для поддержания у детей постоянного интереса к изобразительной деятельности и формирования полноценных графических образов следует применять разнообразные методы и приемы обучения: (предварительное наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями окружающего мира, обыгрывание предметов, лепка, анализ предмета с помощью осязательно-двигательного способа обследования, обведение контура по трафарету и по шаблону, выкладывание изображений из отдельных элементов, словесное описание предмета…)

Каждое занятие должно начинаться с нормализации тонуса рук. Для этой цели используется массаж, термальное воздействие, гимнастика.

Для снижения тонуса мышц могут используются приемы Фелпса, основанные на принципах Шерингтона. Согласно этой методике, специалист производит максимальное сгибание и пронацию кисти и пальцев перед тем, как проводить работу по становлении экстензии кисти и разгибанию пальцев, аналогично приведение плеча перед его отведением (Н.А.Семенова,1991). Дети с достаточно развитыми движениями и саморегуляцией могут проводить упражнения на расслабление самостоятельно, по инструкции дефектолога, а затем и родителей.

При переходе к основному этапу - формированию графических навыков у детей с ДЦП - так же, как и при обучении нормально развивающихся дошкольников, необходимо ознакомить их с материалами для рисования. Это прежде всего бумага. Детям следует знать свойства бумаги, ее податливость и то, как она может преобразовываться в различные предметы, становиться пространством для тех или иных действий. Все эти свойства нужно продемонстрировать и вовлечь детей в активное взаимодействие при изготовлении, например, бумажных флажков или других поделок.

По отношению к задаче по формированию графических навыков эти занятия условно можно разделить на несколько групп.

Занятия, направленные на совершенствование ориентировки в плоскости листа бумаги.

Занятия, направленные на обучение проведения прямых линий (вертикальных и горизонтальных).

Занятия, направленные на обучение рисования геометрических фигур.

Занятия, направленные на совершенствование и автоматизацию рисовальных движений.

Затем дети должны понять, где находится середина листа бумага, его нижний и верхний края, его левая и правая стороны.

В комплексе предложенных нами занятий есть несколько, направленных на освоение плоскости листа бумаги.

Как и другие дети, находящиеся в состоянии эмоциональной депривации, дети с ДЦП мало используют цвет в своем рисовании.

В связи с этим активное включение цвета при формировании изобразительной деятельности у этой категории детей также выступает, как одна из основных задач. Кроме того, яркие, насыщенные цвета создают хорошую мотивационную основу для занятий рисованием.

Воспитатель должен постоянно обращать внимание детей на то, как красиво голубое небо, какие красивые шары - красные, синие, желтые, какие яркие цветы на лугу, какое нарядное платье и т. д.

Среди заданий, направленных непосредственно на формирование графических навыков - задание на формирование навыков проведения вертикальных и горизонтальных линий, так как линия является одним из основных элементов графического языка. С помощью линии передаются многие характеристики окружающего нас предметного мира, она определяет пространственное расположение предметов; она же является прообразом строки.

Рисование карандашом позволяет точнее отработать навык проведения вертикальной линии, так как предполагает большее усилие и точность при проведении.

Проведение горизонтальных прямых линий ставит перед ребенком задание более сложные и с точки зрения пространственной ориентации.

Начать освоение проведения горизонтальной линии можно с проведения линии краской, но можно этот этап опустить и рисовать карандашом. Основная задача при проведении горизонтальной линии - сохранение параллельного направления линии. Эта линия может представлять собой в игровой ситуации какой-либо путь. Синяя линия - может означать путь самолета в небе или лодки на воде. Черная, серая, коричневая - линия-дорога.

Аппликация изготавливается из готовых форм - полосок около 10 мм ширины, красных и синих.

Ознакомление с геометрическими фигурами, вернее - со способами их изображения, также можно начинать, попарно соединяя точки, образующие верхнюю и нижнюю стороны квадрата, а затем - левую и правую стороны. Точно так же, соединяя точки, можно построить и треугольник и окружность.

Однако изображение геометрических фигур остается для детей с нарушением восприятия формы довольно трудным заданием. Как один из методов обучения изображению геометрических фигур мы предложили рисование с применение трафарета.

Исходя из опыта практических занятий, размеры диаметров или сторон фигур трафарета не должен превышать 3 - 4 см. Квадраты или равносторонние треугольники и т. д. - наиболее удобны для восприятия ребенком дошкольного возраста формы трафарета. Рисование с применением трафарета имеет несколько последовательных этапов, соблюдение которых практически исключает привыкание ребенка к более простому способу рисования по трафарету. Использование трафарета в обучении графическим навыкам детей с двигательными расстройствами позволяет ребенку воспринять правильное движение руки, необходимое для рисования той или иной формы и запоминания этого движения. Прежде чем трафарет будет зафиксирован в верхнем левом углу листа бумаги ребенок самостоятельно или пассивно обводит пальцем контур каждой фигуры, проделывая это действие неоднократно, затем он обводит контур с карандашом в руке.

После закрепления трафарета на листе бумаги взрослый рукой ребенка карандашом обводит контур фигуры, стараясь как можно теснее прижать карандаш к контуру трафарета, чтобы у ребенка возникло ощущение движения. Это действие также производится несколько раз. Затем ребенок должен был самостоятельно многократно обвести фигуру по контуру трафарета, все убыстряя движение и перенося карандаш для рисования на свободное поле листа бумаги, периодически возобновляя рисование по трафарету.

Следующим этапом являлось рисование фигуры без трафарета, а затем - рисование предметов, имеющих форму данной фигуры.

Для закрепления в памяти данной геометрической фигуры завершающим этапом является аппликация этой фигуры из контрастных по цвету готовых форм, например, красное солнце на синем небе, желтый круг на зеленом фоне и т. д.

Начать обучение рисованию геометрических фигур надо с окружности, а затем, по тем же этапам, научиться рисовать квадрат, треугольник и другие фигуры.

С целью запоминания и дифференциации геометрических фигур, а затем и более сложных форм, полезно складывать различные предметы и даже картинки

Начинать следует с более крупного изображения, а завершать размером, адекватным размером буквы. Безусловно, это задание будет наиболее трудным для детей с гиперкинетической формой ДЦП, для которых любое рисование длительное время возможно только по точкам. Для этой категории детей изображение должно быть более крупным.

Для детей с тяжелой двигательной патологией запомнить какое-либо движение, тем более связанное с манипулятивными функциями, представляет большую трудность. Требуется длительное время, чтобы освоить новое движение и правильно его выполнять. Рисовальные движения, как одни из наиболее тонких и многообразных движений, тем более сложны для данной категории детей. Однако можно повысить мотивацию к длительной тренировке, если она включена в сюжетное рисование.

Практический опыт работы с детьми с ДЦП и результаты констатирующего эксперимента подтверждают, что наиболее трудным для них является изображение человека. В основе этого затруднения лежит нарушение восприятия схемы собственного тела, характерное для детей, не пользующихся парализованными конечностями, игнорирующих эти конечности при изображении; нарушение пространственного и зрительного восприятия, наличие гиперкинезов и, наконец, отсутствие необходимых графических навыков.

Все вышеизложенное подтверждается иногда полной беспомощностью при попытке нарисовать человека. Порой хаотическое нагромождение невнятных, с точки зрения передачи формы, черканий совершенно не передает ни схематических очертаний человеческой фигуры, ни пропорциональных отношений частей тела; при изображении лица части его смещаются с положенных мест, иногда - за пределы овала, изображающего лицо.

Таким образом, обучение рисованию человека выдвигается на одно из главных мест в формировании изобразительной деятельности детей с ДЦП.

Детям показываются образцы рисования человека, помогают разместить поэтапно на плоскости листа. Начинать следует с рисования круга - головы человека, затем - шеи, туловища и затем - конечностей.

Во время этого, наиболее сложного, этапа изображения человека, следует активно помогать детям справиться с этим заданием, все время напоминая о том, где располагаются части тела, обращать их внимание на образец и т. д. При выборе одежды для человека нужно как можно активнее привлечь фантазию ребенка, тогда все человечки будут разными, индивидуальными.

Наряду с другими формами организации детского творчества, в систему занятий по изобразительной деятельности для детей с ДЦП вклдючается совместное выполнение детьми того или иного вида изобразительной деятельности. Коллективная работа над созданием изобразительной продукции всегда отличается большей мотивацией. Ребенок стремится принять участие в общей работе и, что существенно, не испортить ее. Кроме того, совместная работа способствует речевой активности детей и воспитанию умения общаться. Пример коллективной работы - занятие по формированию навыков по прекращению движения руки в заданной точке.


Рисование с детьми с ДЦП это - сложная методика. Предлагаю некоторые наработки нашего центра в данной проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Изобразительная деятельность с детьми с диагнозом детский церебральный паралич 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительная деятельность с детьми с диагнозом детский церебральный паралич.

Педагог дополнительного образования: Круговая Светлана Вадимовна.

Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Искусство создает целостную картину мира посредствам эмоциональных образов, мыслей, чувств доступных каждому ребенку. Рисуя что-либо, ребенок может сочувствовать, сопереживать. Чувство сопричастности к человеку, природе, животным помогает ребенку преодолеть отчуждение, замкнутость. Рисунки - это изображение действительности, которая отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом; состояние интеллекта, его работоспособность, восприятие, мышление, настроение.

Первой продуктивной деятельностью ребенка, как известно, является изобразительная и конструктивная деятельность. Возникновение их тесно связано у ребенка с восприятием предметов и явлений окружающего мира, т. к то, что не воспринято, не может быть и отражено. С другой стороны, изобразительная деятельность тесно связана с другими видами деятельности ребенка.

В своей работе с детьми с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) нами соблюдается принцип дифференцированного подхода к обучению и воспитанию. Это обуславливает необходимость составления индивидуального плана коррекции для каждого ребенка. Прежде чем составить такой план работы, проводим диагностику (педагогическую и психологическую).

Полученные сведения фиксируем в комплексной диагностической карте психического и физического развития ребенка. В содержании карты отражаются анамнестические данные, характеристика познавательной сферы - уровень развития восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; показатели двигательного развития - общая и мелкая моторика, особенности социально-эмоциональной сферы.

На основе этих данных составляем индивидуальный коррекционно-развивающий план с каждым ребенком, в котором отражаются основные направления коррекции и конкретные задачи по формированию умений и навыков, темп продвижения и расширения “зоны ближайшего развития” потенциальные возможности на время реабилитации и работа в домашних условиях после реабилитации.

Невозможно получить какое-либо изображение, не владея предметами и орудиями изобразительной деятельности, то есть карандашом, кистью, ножницами, пластилином, клеем и способами их употребления. Следовательно, развитие изобразительной деятельности ребенка связано с развитием его предметной деятельности и предполагает достаточно высокий уровень развития последней.

Трудности в овладении предметным изображением в развитии содержательной стороны рисования у дошкольников с ДЦП тесно связаны с недоразвитием восприятия, образного мышления, предметной и игровой деятельности, речи, то есть тех сторон психики, которые составляют основу изобразительной деятельности. Одной из основных задач начального периода является формирование мотивационно - потребностного плана деятельности.

В начале, занятия по изо - деятельности проводятся индивидуально с каждым ребёнком (в рамках реабилитации), чтобы учесть возможности и индивидуальные особенности каждого ребенка. После занятий родители также в индивидуальной форме получают консультации по вновь приобретённым навыкам и способам изображения, лепки, аппликации. Большая роль принадлежит графическим упражнениям — специальным тренировочным заданиям, применяемым для развития манипуляционной деятельности. Такие упражнения не только способствуют формированию графических навыков, но и производят лечебный эффект: способствуют нормализации нарушенного тонуса мышц рук, служат профилактикой образования контрактур суставов пальцев и кистей. В комплексе работы по обучению рисованию необходимо формировать у детей формообразующие движения руки в воздухе и на плоскости.

Когда ребенок только начинает учиться рисовать, лепить, очень важно, чтобы он с самого начала усваивал правильные приёмы работы с карандашами, красками, пластилином. Поэтому, мы выполняем все действия на глазах у детей. Часто у ребенка при держании карандаша, кисточки наблюдается вялость пальцев и наоборот, чрезмерное напряжение и малая подвижность. Сидя рядом с ребенком за столом, мы показываем, как нужно правильно держать карандаш (установить руку в нужном положении, вложить карандаш в руку ребенка и помочь ему его держать). Затем ребенок выполняет тоже самостоятельно, а педагог направляет руку и пальцы. Начав рисовать с вертикальных, горизонтальных, косых линий упражнения постепенно усложняю.

Для изображения подбираем наиболее привлекательные окружающие предметы, которые вызывают у детей эмоциональный отклик. Изображая те или иные предметы и сюжеты, сопровождаю эмоциональным словесным пояснением, обращением к детям, выразительными жестами, движениями. При этом детям предлагаю демонстрировать то, что изображено.

Следующей задачей обучения изо - деятельности детей с ДЦП является формирование способов обследования: ощупывание перед лепкой объёмных предметов, используя зрительно - двигательное модулирование формы. На занятиях лепкой дети впервые начинают чувствовать движения каждого пальца, (когда вдавливают пластилин, отрывают от него кусочки), а так же кистями рук (когда раскатывают и сплющивают ком пластилина или теста). Часто ребенок, положив комочек пластилина между ладонями, не может придать ему нужную форму. Можно взять ладошки ребенка в свои руки и научить сдавливать комок, чтобы ребенок почувствовал нужное движение и его силу. Обследование я проводятся в определенной последовательности: от восприятия предмета в целом к вычленению его отдельных частей и основных свойств (формы, отношений по величине, расположения в пространстве, цвета). Заканчивается обследование восприятием целостного предмета. В качестве натуры используем реальные предметы, игрушки, готовые лепные поделки и другие.

В ходе обследования очень важно вызвать у детей с ДЦП положительные эмоции к самому предмету. Этому способствует обыгрывание предмета, его целостное восприятие. В ходе обучения я решаю также задачи обеспечения операционально-технической стороны деятельности своих воспитанников. Эта работа связана, с одной стороны, с усвоением детьми приемов и навыков изобразительной деятельности, а с другой выработкой у них умения самостоятельно подбирать необходимые для построения различных изображений средства.

В результате нескольких лет наблюдений можно сделать вывод, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее доступной детям с диагнозом ДЦП.

Пальчиковое рисование вызывает у детей радостное, и позитивное настроение. Когда перед ребенком открылись краски, то у него сразу разбежались глаза - такое все яркое, красивое! Как тут ему удержаться от соблазна и не опустить палец в баночку с краской, которую он облюбовал? Раз уж палец в краске, то интересно оставить и свой отпечаток на чем-нибудь.

Не зря говорят, что ум находится на кончиках пальцев. А пальцами ребенок обхватил уже большую кисть, и как рабочий – экскаваторщик зачерпывает ковшом грунт, так и ребенок зачерпнул из баночки краску и ищет площадку, куда “ высыпать ” краску: маленькая кисточка требует маленькой “площадки”, а большая кисть – большого листа бумаги.

Ребенок выражает себя, как может, рисует то, что у него на душе. Море – значит, работаем над волнами, если небо - работаем над облаками.

На занятиях по изо – деятельности дети с ограниченными возможностями здоровья овладевают умением пользоваться не только карандашом, кистью, краской, но и свечой. Они штрихуют, закрашивают рисунок, печатают листьями

и штампами из картофеля, моркови, рисуют птичьим пером.

Рисовать жесткой кистью, применяя прием тычкования, создавать изображения с помощью клея и манки, опилок, стружки, различных круп - горох , фасоль , овес , рис. Дети используют в работе комочки из бумажных салфеток, умеют выполнять объемную аппликацию из бумажных салфеток .

В ходе овладения этими умениями и навыками развивается моторика (движения кисти, пальцев), формируется зрительно-двигательная координация, рука готовится к обучению письму.

Занятия по изобразительной деятельности помогают воспитанию положительных качеств личности: усидчивости, внимания, умения доводить начатое дело до конца.

Большой коррекционной эффективности в процессе обучения мы добиваемся в проведении занятий с использованием смешанных техник изображения предметов и явлений реального мира.

Сочетание рисования по трафарету красками, кистью и пальцем с обрывной аппликацией (“Солнышко”, “Листик”, “Облака”), создание коллажей и другие виды работы способствуют возникновению и реализации радостных, непосредственных эмоций, имеющих ярко выраженные индивидуальные проявления.

Занятия ручным трудом, особенно работа с объектами живой природы - листья, ветки, семена, шишки, желуди и другие развивают полимодальные ощущения и представления у детей, активизируя их познавательную, личностную и мотивационно – образующую сферу.

Работа с бумагой, тканью различной фактуры, нитками, веревочками создает предпосылки для последующей подготовки детей к знакомству с элементами трудовой деятельности.

В проведении занятий мы придерживаемся поэтапного проведения – эмоциональный настрой (доброжелательная встреча ребёнка), пальчиковые игры и гимнастики по возрасту, рассматривание объекта для рисования, лепки, образец обязательно должен присутствовать при работе, для того чтобы ребёнок мог предположить итог своей деятельности (при этом мы всегда исходим из пожеланий самого ребёнка).

Таким образом, специальные упражнения и использование нетрадиционных техник позволяют стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи детей с ДЦП, совершенствуется память, воображение, мышление, внимание.

По результатам коррекционно-развивающей работы нами отмечается динамика в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений - стереотипов, аффективных вспышек, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Показательны успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи и способности.

При оценке динамики продвижения ребенка мы не сравниваем его с другими детьми, а сравниваем с самим собой на предыдущем этапе развития. педагогической работы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья отнесена к разделу: Коррекционная педагогикаИзобразительнаядеятельностьимеетогромноезначениедляразвитияивоспитаниядетейсограниченнымивозможностямиздоровья. Искусствосоздаетцелостнуюк.

СОДЕРЖАНИЕ ВведениеГлава 1. Влияние занятий изобразительным искусством на развитие мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом1.1 Особенности развития детей с детским це.

Статья для воспитателей, работающих с детьми НОДА.

Статья раскрывает как подготовительный этап работы: изучение анамнеза, проведение обследования детей с д.ц.п, так и основные разделы работы с данной категорией детей.

СодержаниеΙ. Целевой раздел. 1.Пояснительная записка ………………………………………………………. 31.1.Цели и задачи программы …………………. 131.2.Особенности образовательног.

Коррекционная работа с детьми с ДЦП в условиях ДОУ.

Введение

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно действуют на формирование игры, речи, а в целом – помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.

В последнее время изобразительная деятельность все больше привлекает к себе внимание специалистов – исследователей особенностей развития дошкольников, как нормально развивающихся, так и имеющих проблемы в развитии.

Особенности изобразительной деятельности детей с нарушениями развития описали такие авторы, как И.А. Грошенков, О.П. Гаврилушкина, С.А. Болдырева, Е.А. Екжанова, М.Ю. Pay, А.А. Венгер и другие.

Безусловно, что для ребенка с отклонениями в развитии занятия, направленные на формирование его познавательной деятельности, имеют еще большее значение, чем для нормально развивающегося ровесника. В связи с этим следует отметить, что ценность изучения особенностей изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья заключается не только в констатации факта нарушений, но и в определении возможности адекватных методов коррекции средствами изобразительной деятельности того или иного конкретного нарушения.

Среди всей популяции детей с ограниченными возможностями здоровья значительную часть занимают дети с различными формами детского церебрального паралича (ДЦП) – от 2-х до 5-ти, а в ряде регионов – до 9-ти больных на 1000 человек детского населения. Среди больных ДЦП имеются дети с легкой степенью нарушений, средней и тяжелой, ведущей к пожизненной инвалидности.

Детский церебральный паралич характеризуется комплексом основных нарушений: двигательными, речевыми и познавательными. (В систему основных нарушений при этом входят нарушения двигательной, психической и речевой сфер). Многообразие клинических проявлений, вызванных ранним поражением центральной нервной системы, обуславливает своеобразие познавательной деятельности, которая характеризуется, прежде всего, неравномерностью развития отдельных психических функций.

В последние два десятилетия внимание к данной категории детей со стороны органов здравоохранения и органов образования значительно усилилось. Свидетельством этого является не только расширение системы специальных учреждений для детей с ДЦП как дошкольного, так и школьного возраста, но и создание новых методов обследования и коррекции на основе углубленного научно-практического изучения особенностей двигательного и психического развития.

Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения детей с ДЦП (Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Симонова Н.В., Калижнюк Э.С., Мамайчук И.И., Левченко И.Ю., Архипова Е.Ф., Приходько О.Г., Кузнецова Г.В.), среди других трудностей становления познавательной деятельности, указывают на трудности формирования изобразительной деятельности и, в частности, графических навыков у детей с ДЦП. Вместе с тем специалисты подчеркивают, что овладение графическими навыками и умениями детьми дошкольного и младшего школьного возраста способствует не только успешному освоению изобразительной деятельности, но и другими видами деятельности и их интеллектуальному развитию (Сакулина Н.П., Игнатьев Е.И., Комарова Т.С., Кузин B.C., Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М., Унковский А.А., Шорохов Е.В. и другие).

Существуют отдельные работы (Бабенкова Р.Д., Симонова Н.В.), предлагающие некоторые приемы развития графических навыков у детей с ДЦП, однако какая-либо система, направленная на формирование изобразительной деятельности у этих детей до сегодняшнего дня отсутствует, хотя в этой области накоплен интересный эмпирический материал. Кроме того, у этой категории детей изобразительная деятельность рассматривалась лишь в связи с задачами коррекции моторного развития.

Данные по изучению особенностей формирования и коррекции изобразительной деятельности у детей с ДЦП в доступной нам литературе практически отсутствуют. Это препятствует организации коррекционной работы в пропедевтическом периоде и затрудняет последующее обучение детей в школе, в частности, овладение письмом, изобразительной деятельностью как школьными предметами.

В данной работе представлены результаты изучения и формирования изобразительной деятельности старших дошкольников с ДЦП. В основу экспериментальной работы были положены следующие концептуальные положения:

• Изобразительная деятельность является одним из основных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

• Дети, с церебральными параличами, имеют множественные нарушения познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы в связи с заболеванием которые отчетливо проявляются в их изобразительной деятельности. При этом клинические особенности обуславливают специфичность нарушений. Занятия изобразительной деятельностью способствуют не только формированию этой деятельности, но и наиболее успешному овладению письмом в дальнейшем.

• В связи с многообразными проявлениями нарушений, зависящих от особенностей заболевания, необходим дифференцированный подход к обучению таких детей изобразительной деятельности.

• Для повышения эффективности коррекционных мероприятий необходимо разработать систему занятий, упражнений и специальных приемов при обучении изобразительной деятельности детей с нарушениями движений руки, что впоследствии положительно отразится и на их рисовании и на формировании школьных навыков.

Автор выражает сердечную благодарность за ценные советы и рекомендации в ходе написания монографии доктору психологических наук, профессору Левченко Ирине Юрьевне; за поддержку и возможность продолжать научную деятельность доктору педагогических наук профессору Приходько Оксане Георгиевне.

Глава 1
Теоретико-методологические основы изучения и формирования изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Искусство занимает особое место в жизни общества. Оно относится к эстетическим ценностям, среди которых продукты материального производства, красота человека, явления природы, предметы декоративно-прикладного творчества, а также совокупность художественных ценностей. Известно, что эстетические ценности определяются тем, что они имеют в себе отражение как существующих, так и давно исчезнувших вещей, различных явлений, людей, сохраняя их образы для нового общества.

Искусство обладает рядом специфических функций. Например, познавательной функцией, так как наглядно показывает человеку картину мира, способствует расширению социального опыта людей, их взаимоотношению с другими людьми, природой, приобщает к исторической практике общества, помогает общаться с природой и людьми различных стран, эпох и народов; просветительской функцией – так как широко используется в процессе образования; идеологической – поскольку активно влияет на сознание и чувства человека и его мировоззрение; воспитательной – потому, что выступает, как важное средство эстетического и нравственного воспитания и является мощным фактором в формировании гармоничной личности.

Искусство способствует самоосознанию человека, а именно – самоосознанию своих чувств, интересов, способностей, знаний, мировоззрения, своего места в жизни общества, способствует развитию воображения, творческой деятельности, умению создавать, использовать и воспринимать материальные и духовные ценности.

Изобразительное искусство предстает перед воспринимающими его людьми в виде огромного количества художественных произведений, созданных художниками различных стран, исторических эпох и народов. К видам изобразительного искусства относятся живопись, графика, скульптура, архитектура. Они, в свою очередь, имеют различные жанры и направления. Все виды изобразительного искусства имеют как общие, так и специфические черты. К общим чертам относится, прежде всего, то, что изобразительное искусство есть художественное отражение действительности в зрительно-воспринимаемых образах. Глубокое содержание художественных произведений выражено в его художественных образах. Главной чертой художественного образа является отражение жизни через типичное явление. Произведения искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различать, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту.

Изобразительное искусство развивалось и совершенствовалось с развитием человеческого общества, активно участвуя в этом процессе. Его истоки выходят из глубин древней истории, первые известные нам произведения относятся к культуре первобытного общества.

Отличительными чертами видов изобразительного искусства являются изобразительные средства, к которым относятся цвет, пластика, линия. В воссоздании богатства и многообразия мира виды изобразительного искусства имеют различный удельный вес. Наиболее всеобъемлющей является живопись. Посредством основного средства живописи – цвета – можно передать глубину, пространство, форму, воздух, объем, душевное и физическое состояние изображаемых людей и т. д.

Весьма богатым по своему содержанию и высоким по своим художественным достоинствам являются произведения, относящиеся к графике. Основным художественным средством графических произведений является линия. Графика имеет свои жанры и направления. Специфичность графических произведений выражается в том, что, несмотря на относительную ограниченность художественных средств, художественные образы отличаются особой эстетикой и выразительностью и информативностью.

Многообразны формы, жанры, направления, назначения произведений, относящихся к скульптуре. Объемные изображения говорят языком пластики. Скульптура занимает особое место в изобразительном искусстве и в общественной жизни людей.

Архитектура синтезирует в себе практически все виды изобразительного искусства. Она имеет, и утилитарное назначение и воплощает в себе мировоззрение, эстетические, национальные особенности того общества, в котором она создавалась. Архитектура как никакой другой вид изобразительного искусства отражает его основную специфику – единство духовной и практической деятельности человека.

Итак, изобразительное искусство существует объективно, входит в общественное бытие, влияет на сознание людей, сохраняется в историческом развитии общества.

Изобразительная деятельность является проявлением способности к творчеству, что специфично только для человека.

Творчество художника – это деятельность, создающая новые оригинальные предметы, которые имеют общественное значение. Эта деятельность связана с созданием произведений искусства, отражающих окружающую жизнь. Воспринимая окружающее, художник перерабатывает воспринятое в своем сознании, отбирает существенное, характерное, типичное, обобщает и создает художественный образ.

Художественный образ представляет конкретное индивидуальное изображение. Объективной основой художественного творчества является изображение реального мира, а субъективной – отношение художника к изображаемому. В создании образа активно участвуют чувства художника, его эмоции. Совершенство создаваемых художественных произведений, их многогранность зависит от способностей художника, а именно – от уровня всех психических процессов, которые позволяют остро воспринимать и глубоко осознавать окружающую жизнь, от богатства его опыта. Немаловажное значение имеет и трудолюбие. Творческий процесс у каждого художника индивидуален, но все же его можно разделить на основные этапы: возникновение идеи, замысла;

вынашивание замысла; реализация замысла и появление художественного образа.

Таким образом, художественное творчество взрослых людей представляет собой сложный процесс познания и образного отражения окружающей действительности.

Дети, знакомясь с окружающим миром, отражают его в своей деятельности. Они пытаются отразить этот мир в играх, рисовании, лепке, рассказах. Изобразительная деятельность представляет в этом отношении богатые возможности, поскольку носит преобразующий и созидательный характер. Ребенок образы воображения воплощает с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Рассмотрим особенности процесса изобразительной деятельности дошкольника в связи с теми условиями, которые необходимы для художественного творчества.

Вначале познание окружающего в изобразительной деятельности ребенка не связано с творческими проявлениями, оно заключается в познании свойств материала, с помощью которого действует ребенок. Например, карандаш и краски интересуют потому, что они оставляют следы, а пластилин мягкий – его форму можно изменять и т. д. Этот период очень важен для дальнейшего развития деятельности. Ребенок знакомится с материалами, из которых потом будет создавать образы своих представлений. Постепенно, с помощью взрослого, ребенок начинает понимать, что оставленные карандашом или красками следы могут обозначать что-то. Это понимание лежит в основе начала изобразительности. У ребенка появляется замысел, цель и он стремится их осуществить.

Итак, первый этап творчества – замысел – у ребенка-дошкольника есть.

По сравнению с творчеством взрослого художника у ребенка отсутствует следующий этап – вынашивание замысла. Чем меньше ребенок, тем он скорее стремится реализовать свой замысел. Планирование работы совмещается с процессом выполнения, в результате этого часто возникают изменения содержания, в рисунок включаются детали, не относящиеся к образу. Становясь старше, дети проявляют некоторые элементы продумывания содержания и средств выполнения. Например, он может самостоятельно определить, что он будет рисовать или лепить по своему выбору или предложению взрослого, что в теме главное, с чего начать, как расположить изображение в листе и т. д.

Безусловно, одним из главных условий реализации задуманного является четкое представление о том, что хочет ребенок изобразить. Для этого необходим определенный уровень психофизического состояния ребенка, определенная степень зрелости его психических процессов, а именно – восприятия, моторики, речи, мышления, воображения.

Одной из главных задач взрослого (воспитателя) – научить ребенка видеть мир, т. е. развивать в нем наблюдательность, умение сознавать увиденное, точнее – развивать способность мыслить, рассуждать, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Безусловно, они еще весьма поверхностны. Детей привлекают яркие и динамичные детали, которые часто оказываются второстепенными. Конечно, это отражается на характере представлений ребенка о предмете и на его изображении.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка в большей мере развивается аналитико-синтетическое мышление, что имеет важное значение для процесса изображения. Несмотря на то, что в деятельности ребенка все большее значение начинает приобретать воображение, его образы – воображаемые; они еще неустойчивы, фрагментарны, и это сказывается на рисунках. В более старшем дошкольном возрасте воображение становится богаче, и дети начинают самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить больше новых образов.

Немаловажную роль в детском творчестве играют эмоции – и, прежде всего, потому, что концентрация внимания и чувств ребенка на создаваемом образе усиливает работу воображения.

К шести годам ребенок-дошкольник уже владеет и достаточным запасом изобразительных умений и навыков. Он способен сознательно их употреблять, т. е. выбирать необходимые приемы для изображения новых предметов. В старшем дошкольном возрасте отмечается наличие творческих начал в деятельности ребенка, которые проявляются в активности, самостоятельности, инициативы в применении уже освоенных приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств, при помощи различных изобразительных средств.

Итак, мы видим, что все этапы взрослого художественного творчества есть и в деятельности ребенка, только соотношение этих этапов несколько иное, чем у взрослого художника.

Так что же все-таки такое – изобразительная деятельность детей?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.