Как часто отмечается нарушение интеллекта у детей с дцп

В статье представлена характеристика развития детей, имеющих сочетание ДЦП и интеллектуальной недостаточности

Скачать:

ВложениеРазмер
intellektualnaya_nedostatochnost.docx 26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная недостаточность при детском церебральном параличе

Детский церебральный паралич (ДЦП) - чрезвычайно тяжелое раннее заболевание мозга, при котором нарушается формирование двигательных, речедвигательных, психических функций детей. По данным различных источников, число детей с церебральным параличом во многих странах мира насчитывается десятками тысяч. Социальная значимость проблемы детского церебрального паралича велика. В целях систематического восстановительного лечения и обучения детей с церебральными расстройствами идет постоянное расширение сети специальных лечебно - педагогических учреждений в нашей стране и за рубежом (специализированное отделение для новорожденных, поликлиника, неврологическое, ортопедическое отделение больниц, специализированный санаторий, детский сад, школа - интернат, детский дом). На протяжении последних десятилетий проблемы детского церебрального паралича являются объектом изучения многих исследователей. Однако такая категория детей как дети с детским церебральным параличом, имеющие умственную отсталость, изучены недостаточно, особенно умственно отсталые дети с тяжелыми двигательными нарушениями. Детей с подобными нарушениями принято относить к группе детей имеющих сложное нарушение развития. В нашей стране до настоящего времени не существует официального определения какого либо из видов сложного нарушения как особого вида инвалидности. Инвалидность до сих пор определяется по одному, наиболее выраженному нарушению. Поэтому, как правило, таких детей ( ДЦП + умственная отсталость) обучают по программе специальной коррекционной школы восьмого вида, не учитывающей определенные трудности, возникающие у умственно отсталых детей с ДЦП, в усвоении программного материала и социальной адаптации.

Таким образом, существует необходимость изучения детей, у которых тяжелые двигательные нарушения сочетаются с интеллектуальной недостаточностью, разработка специальных коррекционных программ учитывающих индивидуальные физические и интеллектуальные возможности ребёнка.

Учитывая взаимообусловленность развития психических и двигательных функций, можно предположить, что при специально организованной коррекционной работе, направленной на развитие интеллектуальных способностей умственно отсталых детей с тяжелыми проявлениями ДЦП с использованием на занятиях максимально допустимой их двигательной активности, возможно повысить уровень умственного и физического развития данной категории детей. Именно этим определяется цель и актуальность данной контрольной работы.

Характеристика развития детей, имеющие сочетание ДЦП и интеллектуальную недостаточность

В современной специальной литературе очень мало встречается информации о детях имеющие сочетание ДЦП и интеллектуальное нарушение. Данные о таких детях фрагментарны, и не позволяют дать полную и чёткую характеристику детям с этим видом сложного нарушения.

Особенностью двигательных нарушений данной группы детей является то, что эти нарушения тесно связанны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений собственных движений. У детей задержано и нарушено формирование всех двигательных формирований: удержание головы, навыки сидения и стояния, ходьбы  манипулятивной деятельности.

У некоторых детей при резко нарушенном мышечном тонусе отмечается явление апраксии (неумение выполнить целенаправленные практические движения: застегивание пуговиц).

Слабое оценивание своих движений и затруднение в ходе осуществления действий с предметами  являются причинами недостаточности активного осязания, в том числе узнавание предметов на ощупь (стереогенеза). В результате поражения двигательной сферы, а также мышечного аппарата глаз согласованные движения руки и глаза развиты не достаточно, особенно если имеет место неправильные установки тела, головы и конечностей (например: голова опущена на грудь, руки и ноги согнуты).

Кроме того у детей могут быть уже в первые месяцы жизни стойкие вегетативно-сосудистые и соматические нарушения. Часто отмечаются стойкие расстройства сна в виде нарушений ритма сна, недостаточной его глубины, трудностей засыпания и ночных страхов.

В первые месяцы жизни у большинства детей наблюдаются трудности сосания, глотания, привычные срыгивания и рвоты. Все эти нарушения ослабляют организм ребенка, поэтому дети растут слабыми, часто болеют простудными заболеваниями, а по физическому развитию значительно отстают от здоровых сверстников.

Таким образом двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность, затрудняющие развитие самостоятельного передвижения и навыков самообслуживания, ставят больного ребенка с первых лет жизни в почти полную зависимость от окружения взрослых.

Познавательная сфера таких детей характеризуется недоразвитием познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Как показывают данные исследований, у умственно отсталых на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. Это говорит о том, что у детей с рассматриваемым сложным нарушением могут встречаться аналогичные нарушения. В результате чего эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден.

Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Отмечается также узость объема восприятия. Дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.

Также возможны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом.

Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Их восприятием необходимо руководить.

Отличительной чертой мышления детей, имеющих сочетание ДЦП и умственной отсталости, может быть некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они могут не замечать своих ошибок.

У таких детей позже, чем у их нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания выражено не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом. Слабость памяти может проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом. Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости. У умственно отсталых чаще, чем у их нормальных сверстников, наступает состояние охранительного торможения.

Наряду с указанными особенностями психических процессов могут отмечаться недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которой является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами.

По данным специалистов (М. Ф. Гнездилов, В. Г. Петрова и др.), у умственно отсталых страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Вероятнее всего, что для детей имеющих сочетание ДЦП и умственной отсталости эти нарушения будут также характерны. Могут отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении. Умственная отсталость может проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых детей эмоциональные реакции не адекватны источнику, проявляющиеся то в повышенной эмоциональной возбудимости, то в выраженном эмоциональном спаде (патологические эмоциональные состояния - эйфория, дисфория, апатия). Необходимо учитывать и состояние волевой сферы. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость - отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Их деятельности характерна повышенная утомляемость и трудность сосредоточения на задании. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаются подражание и импульсивные поступки.

Общие принципы организации специальной коррекционно-педагогической помощи детям, имеющие сочетание ДЦП и интеллектуальной недостаточности

При составлении индивидуальны программ специалисты опираются на ряд принципов: принцип генетического хода основных линии развития ребенка, учета возрастных и индивидуальных особенностей развития, единства требований к воспитанию ребенка в дошкольном учреждении и в условиях семьи, деятельностного подхода к развитию личности, коррекционной направленности воспитательного процесса, доступности, повторяемости и концентричности предложенного материала. В ходе проведения коррекционно-педагогических занятии индивидуальная программа воспитания, обучения и развития ребенка конкретизируется и дополняется в соответствии c динамикой его развития, а также с учетом повышения педагогической компетентности родителей.

Обобщенная система работы с детьми, имеющие сочетание ДЦП и интеллектуальной недостаточности, может включать следующие аспекты:

1. Физическая реабилитация.

2. Обучение навыкам саморегуляции.

3. Развитие познавательных качеств и коммуникативных навыков.

4. Коррекция негативных эмоций.

5. Развитие дефицитных функций в системе диагноза.

Вообще стоит сказать, что успешность коррекционно-воспитательного процесса таких детей в большей степени будет зависеть не столько от тяжести физического дефекта, сколько от степени сохранности интеллектуальной сферы ребёнка. В связи с этим разработка индивидуальной коррекционной программы, представленной в следующей главе, велась на основе индивидуальной программы воспитания и обучения дошкольника с умственной отсталостью, предложенной М.В. Братковой и А.В. Закрепиной.

Психология детей со сложными нарушениями развития — это сравнительно новая отрасль специальной психологии, которая изучает особенности психического развития человека, имеющего два или более нарушений.

Предметом этой области специальной психологии является изучение своеобразия психического развития людей со сложными нарушениями и определение путей психолого-педагогической помощи этим людям и их семьям.

Задачи психологии детей со сложными нарушениями развития заключаются в:

описании общих и специфических закономерностей их развития; разработке методов их диагностического изучения; психологическом обосновании содержания и методов их обучения и воспитания; изучении особенностей социально-психологической адаптации этой группы людей в обществе.

Таким образом, в настоящее время существует необходимость не только изучать детей со сложными нарушениями, разрабатывать для них специальные программы развития, но и создавать специальные коррекционно-воспитательные учреждения, в которых ребёнку оказывалась бы всесторонняя помощь всеми необходимыми специалистами. Только в этих условиях ребенок со сложным нарушением может овладеть всеми необходимыми навыками самообслуживания и домашнего труда, чтобы чувствовать себя независимым в бытовом отношении. Он может овладеть определенными трудовыми навыками для работы в специализированных инвалидных предприятиях или на дому, сможет найти свое место в жизни среди хорошо подготовленных в профессиональном отношении людей.

  1. Мастюкова Е.М., Переслени Л.И., Певзнер М.С. Исследование структуры

интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом, \\ Дефектология

  1. Тупоногов Б.К. Коррекционно-ледагогическая работа в системе образования детей с

нарушениями умственного и физического развития, \\ Дефектология 1994 № 4 с. 9

  1. Приходько О.Г. Задачи, содержание и методы ранней помощи детям с

двигательными нарушениями, \\ Дефектология 2003 № 4 с. 36 – 39

  1. Мозговой В.М. Развитие и коррекция нарушений двигательной функции детей и

подростков с нарушениями интеллекта в процессе физического воспитания, \\

Дефектология 2004 №6 с. 17-21

  1. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб.

пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Жигорева. – 2-е изд., испр. – М.:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной статье представлены приемы работы над загадками на уроках ознакомления с окружающим миром, которые помогают наиболее успешно развивать речь учащихся с ДЦП. .

Серия игр и упражнений на коррекцию сенсорного восприятия(форма, величина, цвет).Подборка игр и упражнений в стихотворной форме.

В данном материале изложены особенности детей с детским церебральным параличом. Условия работы учителя-предметника и методические рекомендации для этой категории детей.

Дипломная работа "Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с детским церебральным параличом".

Материал необходимый педагогам для работы с детьми, имеющими диагноз "ДЦП".

У детей с церебральным параличом существует особая трудность формирования мелкой моторики рук. Наряду с общим моторным недоразвитием, нарушается моторный аппарат глаз, ограничивается поле зрения, заде.

Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей ме.

План:

1.Двигательная функция как фактор развития психических функций

2.Нарушения интеллекта при спастической диплегии у детей младшего школьного возраста.

3. Нарушения интеллекта при спастической диплегии у детей среднего школьного возраста.

4. Нарушения интеллекта при спастической диплегии у детей старшего школьного возраста.

Двигательная способность у детей имеет важное значение для развития интеллекта. Выявлена высокая корреляция между низкими двигательными способностями в 4-9 месяцев с низким интеллектом к 1,5 годам жизни. Частота нарушений интеллекта у детей при разных формах ДЦП отличается: при спастической диплегии – 5,4%; при гиперкинетической форме – 5%; при гемипаретической – 1,1%; при атонической – 9,3%.

Наиболее адекватной методикой исследования интеллекта является тест Векслера, с помощью которого можно выделить основные диагностические блоки. На основе корреляционного и факторного анализа были выявлены три основных фактора, которые соответствовали трём блокам: вербальному, перцептивному и блоку памяти и внимания.

Клиницисты и психологи отмечают повышенный вербализм у детей с ДЦП. Это проявляется в многоречивости, склонности к философствованию, в большом словарном запасе, но в слабом понимании значения слов. Изолированность речи от других функциональных систем в значительности степени обусловливает дисгармонию интеллектуального развития при ДЦП.

В группе детей старшего школьного возраста оценки по невербальным шкалам интеллекта ниже, чем у здоровых. Особые трудности больные с ДЦП испытывали при заданиях перцептивного блока, что указывает на недоразвитие зрительно-простраственного анализа и синтеза. Уровень общего и невербального интеллекта в этой группе ниже, чем у здоровых сверстников. Имеются достоверные различия по блоку 2 (уровень перцептивной организации интеллекта) и блоку 3 (память и внимание). Оценки по вербальному блоку у больных незначительно ниже, чем у здоровых, что указывает о повышении развития вербальных функций у детей с возрастом. Корреляционный анализ выявил достоверно высокие связи блока 2 с показателями общего уровня интеллекта и показателями блока 3 (внимание и память), что говорит о высокой значимости этих факторов в развитии перцептивных функций. Несмотря на высокий уровень вербальных функций, они остаются изолированными и не оказывают влияния на развитие мнестических функций, пространственного анализа и синтеза, на регуляцию психических процессов, как это есть у здоровых.

С возрастом функциональные структуры интеллекта у детей с ДЦП хотя имеют тенденцию к интеграции, но отличаются слабой подвижностью, что негативно влияет на качество их структурообразования. Если у здоровых определяющее значение в развитии психических функций приобретает абстрактное мышление, то у больных с ДЦП эффективность в развитии психики зависит от энергетических характеристик интеллекта (внимание и память).

Выводы: 1.Общий уровень интеллекта у детей со спастической диплегией находится в диапазоне задержки психического развития.

2.Структура интеллекта у больных детей отличается выраженной диспропорциональностью. Это проявляется в недоразвитии невербальных функций, обусловленном низким развитием зрительно-пространственных и энергетических функций интеллекта.

3.Возрастной анализ показал, что в младшем школьном возрасте есть недоразвитие всех сторон интеллекта. В среднем и старшем школьном возрасте выраженная тенденция развития вербального интеллекта, при недоразвитии перцептивных и энергетических характеристик.

4.Анализ позволил выявить качественное своеобразие структурообразования психических функций у детей с ДЦП. При сохранном развитии вербального интеллекта есть его автономность, слабая взаимосвязь с невербальными частями интеллекта.

Литература:

1.Журба Л.Т. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981.

2.Марковская И.Ф. Задержка психического развития.- М., 1993.

Компенсаторные возможности связаны с диффузностью поражения головного мозга. При локальном поражении способность к компенсации, как правило, значительно выше, чем при диффузных органических поражениях ЦНС. В большинстве случаев (75%) при ДЦП наблюдается задержка психического развития. ЗПР при детских церебральных параличах обусловлена резидуально-органическим поражением головного мозга и приближается по своей структуре к вариантам с недостаточной сформированностью высших корковых функций. Особенности ЗПР при ДЦП:

Выраженность в структуре интеллектуального нарушения органического радикала – инертность психических процессов, замедленность включения и переключения в заданиях, персеверативность мышления, перцептивные нарушения, недостаточность концентрации внимания и способности удерживать воспринятый материал, неустойчивость организационной деятельности и др.

Осложняют картину церебрастенические проявления, сочетающиеся с гипертензионным синдромом (легкая истощаемость и утомляемость)

Неравномерно сниженный запас представлений об окружающем, обусловленный социальной, сенсорной депривацией.

Диссоциированный характер интеллектуальных нарушений (задержка формирования одних психических функций при относительной сохранности других) – наиболее страдают пространственный гнозис и праксис, счет, письмо.

Необходимо отметить, что характер ЗПР при различных формах церебрального паралича будет иметь значительные отличия (для поражения любого участка мозга характерен определенный тип совместного бега нервных, двигательных и психических нарушений). Так, например, при спастической диплегии наблюдается своеобразная диссоциация: удовлетворительное развитие вербального мышления и выраженная недостаточность наглядно-образной его формы в сочетании с нарушениями пространственных и временных представлений и слабостью счетных операций. Иная картина наблюдается при гиперкинетической форме ДЦП: в структуре ЗПР при этой форме церебрального паралича характеризуется неравномерностью развития отдельных психических функций – недостаточностью развития речи и вербального мышления в связи с дизартрией, нередко осложненной тугоухостью, и относительной сохранностью наглядно-образного мышления, пространственных функций. При гемипаретической форме ДЦП (правосторонний вариант) структура ЗПР определяется сочетанием трех симптомокомплексов: синдром Гертсмана – Шильдера (элементы оптико-пространственной аграфии – зеркальные рисунок и письмо, пальцевая агнозия, иногда апраксия, нарушения схемы тела и счета), легкие преходящие расстройства речи, недостаточность пространственной ориентировки, конструирование. При левостороннем гемипарезе структура ЗПР характеризуется преобладанием пространственных нарушений (чаще проявляющихся при выполнении наглядно-действенных заданий в виде апраксии (при одевании), слабой ориентировки в направлениях, иногда в игнорировании левой стороны листа), элементах анозогнозии дефекта, осложненных поведенческими нарушениями.

Атипичная форма олигофрении наблюдается у 15-25% детей с церебральным параличом. Клиническая картина олигофрении при ДЦП характеризуется сочетанием признаков, характерных для всех вариантов олигофрении с некоторыми своеобразными особенностями, свойственными данного заболевания.

Особенности формирования личности ребенка с церебральным параличом.

В формировании личности при выраженной физической неполноценности играет роль сложный комплекс психогенных факторов, включающий протрагированную психическую травматизацию в связи с чувством неполноценности, депривацию (сенсорную, социальную, эмоциональную), условия неправильного воспитания и неблагоприятной микросоциальной обстановки.

В ответ на психическую травматизацию (при насмешках, неприятии окружающими) у детей возникают компенсаторные психогенные реакции, формирующиеся в двух направлениях. Одним детям свойственны невротические реакции пассивно-оборонительного характера (гипостенический вариант), которые клинически оформляются в астено-фобические, астено-невротические, депрессивные и полиморфные реакции с истерическим компонентом. Другие дети реагируют агрессивно-защитными формами поведения (гиперстенический вариант) в виде аффективной несдержанности, оппозиционности, готовности к конфликтам и агрессии. Психогенные реакции, обусловленные пролонгированным психотравмирующим воздействием, нередко являются основой для формирования в последующем личностной патологии. Опасность формирования личности дефицитарного типа возрастает в условиях неправильного воспитания по типу гипер-, гипоопеки и др.

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 1071 ;

Дети с ДЦП испытывают специфические трудности в приеме и обработке поступающей информации, что связано не только с нарушением движения, речи, зрения, слуха,но и с недостатками интеллекта, внимания, памяти, с общей пассивностью ребенка, его повышенной утомляемостью.

По данным Т.Н. Осипенко с соавт. (1993), частота интеллектуальных нарушений у детей при разных формах ДЦП значительно отличается:

— при спастической диплегии — 5,4%;

— при гиперкинетической форме — 5,0%;

— при гемипаретической форме — 1,1%

—при атонически-астатической форме — 9,3%.

В Австралии у 20% детей с интеллектуальной недостаточностью в дальнейшем был диагносцирован ДЦП и у 13% — умственная отсталость сочеталась с эписиндромом (Основы ортопедагогики, 1999).

Двигательная способность у детей имеет важное значение для интеллектуального и когнитивного развития,' выявлена высокая корреляция между низкими двигательными оценками в 4—9 месяцев с низкими интеллектуальными показателями к 1,5 годам жизни [Л.А. Данилова, К. Стока, Г.Н. Казицына, 1997].

Однако имеющиеся данные об особенностях нарушения интеллектуальных функций у детей и подростков с ДЦП крайне малочисленны и противоречивы. Поэтому в данной главе приводятся собственные е результаты исследования этой проблемы [И.И. Мамайчук, 2000].

При исследовании особенностей структуры и уровня интеллекта использовали методику Векслера, адаптированную для детей А.Ю. Панасюком (1976). Данная методика имеет ряд несомненных преимуществ.

Во-вторых, в клинической и педагогической практике основную ценность имеет не коэффициент интеллекта (IQ), а соотношение показателей субтестов. Это особенно важно при исследовании детей с психическим дизонтогенезом.

В-третьих, при анализе данных, полученных с помощью методики Векслера, можно выделить основные диагностические блоки.

Так, на основе корреляционного и факторного анализа были выявлены три основных фактора, которые соответствовали трем диагностическим блокам: вербальному, перцептивному и блоку памяти и внимания [Соhеn 1957; Кaufman, 1975].

Нарушение интеллектуальных функций у школьников со спастической диплегией

Были обследованы 260 детей, страдающих спастической диплегией. Из них 55 человек в возрасте от 7 до 10 лет, 90 человек — от 10 до 13 лет и 115 человек — от 13 до 17 лет.

В группе детей с ДЦП младшего школьного возраста выявлены достоверно более низкие показатели по всем шкалам методики Векслера по сравнению со здоровыми школьника- ми. Обнаружены также достоверные различия в уровневых оценках интеллекта по блокам (см. рис. 11).




Получены также достоверно более низкие, чем в норме, оценки при выполнении заданий по методике Косса. Сложность решения конструктивных задач по данной методике заключается в том, что элементы, из которых состоит образец-модель, не совпадают непосредственно с воспринимаемыми зрительными структурами (кубиками). Для правильного решения такой конструктивной задачи необходимо сначала перешифровать непосредственное впечатление от образца в элементы, из которых эти конструкции воспроизводятся.

- отрыв от образца модели;

- применение метода проб и ошибок;

- обратное воспроизведение: а) формы, б) цвета;

-инерция (субъективный синтез): а) гипертрофированное воспроизведение цвета; б) инерция простая; в) инерция ритма и симметрии.

Качественный анализ ошибок больных с ДЦП показал, что у подавляющего большинства из них наблюдались ошибки соположения. Это проявлялось в том, что фигуры собирались механически, без учета имеющихся пространственнных отношений на образце-рисунке. Например, вместо того чтобы комбинировать ромб, большинство больных строили квадрат, а затем переводили фигуру в ромб. Многие дети, не замечали своих ошибок. Выполнение заданий из девяти кусов практически было недоступно больным с ДЦП. Существенные трудности испытывали дети с пространственным синтезом деталей, воспроизводили их в перевернутом виде. Большинство детей затруднялись в предварительной ориентировке в задании, что проявлялось в систематическом отрыве от образца-модели, в хаотичных манипуляциях с кубиками. Выявленные особенности подчеркивают недоразвитие зрительно-пространственных функций у больных с ДЦП.

Корреляционный анализ выявил, что если в группе здоровых школьников показатели первого блока (вербальные функции) достоверно коррелируют со всеми вербальными шкалами, то в группе детей с ДЦП имеется достоверное число корреляционных связей с показателями не только верхних шкал, но и невербальных. Это говорит о высокой значимости вербальных функций в развитии интеллекта младших школьников с ДЦП в отличие от здоровых школьников этого же возраста.

Факторный анализ показал высокую нагрузку в данной возрастной группе больных с ДЦП на вербальный блок, что также подчеркивает важное значение вербальных функций в интеллектуальном развитии детей с ДЦП младшего школьного возраста.

Полученные данные подтверждают результаты многочисленных клинических и педагогических наблюдений, отражающие диспропорцию в развитии интеллекта у больных с церебральным параличом, которая проявляется в более высоком развитии вербальных функций и недоразвитии зрительно-пространственных функций.

Итак, у детей с ДЦП младшего школьного возраста выявлено снижение уровневых характеристик интеллекта и нарушение структурообразрвания интеллектуальных функций, проявляющееся в высокой значимости вербальных функций в структуре развития интеллекта (у здоровых детей данного возраста значимость вербальных функций существенно ниже).

Корреляционный анализ выявил наибольшее число достоверных связей первого блока (вербальное понимание) не только с вербальными шкалами, но и с общим показателем интеллекта и показателями вербального и невербального интеллекта. Это свидетельствует о более выраженной интеграции


вербальный перцептивный блок памяти

блок блок и внимания

здоровые дети больные ДЦП

Рис. 12. Показатели уровневых оценок интеллекта по блокам у здоровых и больных ДЦП среднего школьного возраста

Многие клиницисты и психологи отмечают повышенный вербализм у детей с ДЦП. Это проявляется в многоречивости, в склонности к философствованию, в большом словарном запасе, но в слабом понимании значения употребляемых слов. Изолированность речевых функций от других функциональных систем мозга в значительной степени обуславливает дисгармонию интеллектуального развитии с ДЦП.

В группе детей с ДЦП старшего школьного возраста оценки по невербальным невербальным шкалам интеллекта достоверно ниже в сравнении со здоровыми детьми того же возраста. Особые трудности больные с ДЦП испытывали при выполнении заданий перцептивного блока, что указывает на недоразвитие зрительно-пространственного анализа и синтеза, Уровневые оценки общего и невербального интеллекта у детей данной возрастной группы достоверно ниже, чем у их здоровых сверстников. Анализ соотношения уровневых оценок по блокам (см. рис 13) показал достоверные различия в оценках по блоку 2 (уровень перцептивной организации интеллекта) и блоку 3 (память и внимание). Уровень оценок по вербальному блоку у больных детей незначительно ниже, чем у здоровых детей, что свидетельствует о повышении уровня развития вербальных функций у детей с ДЦП с возрастом. С помощью корреляционного анализа выявлено достоверно высокое число связей блока 2 с показателями общего уровня интеллекта и показателями блока 3 ( внимание и память), что говорит о высокой значимости этих факторов в развитии перцептивных функций.



Так же как в передыдущей возрастной группе больных с ДЦП, в анализируемой группе наблюдается тенденция к интеграции психических функций в общей структуре интеллекта. Несмотря на достаточно высокий уровень вербальных функций ( блок 1), они остаются изолированными и не оказывают существенного влияния на развитие мнестических функций, пространственного анализа и синтеза, на регуляцию психических процессов, как это наблюдается у здоровых детей. Эти данные указывают на то, что с возрастом функциональные структуры интеллекта у детей с ДЦП хотя и имеют тенденцию к интеграции, но отличаются слабой подвижностью, что в значительной степени негативно влияет на качество процесса их структурообразования. Если у здоровых детей с возрастом определяющее значение в развитии психических функций приобретает уровень абстрактного мышления, то у больных с ДЦП эффективность в развитии психических процессов в значительной степени зависит от энергетических характеристик интеллекта (внимание и память).

Таким образом, процесс структур образования психических функций у детей с ДЦП имеет качественно иной характер, чем у здоровых школьников. Это проявляется в:

— автономном развитии вербальных функций, их недостаточной взаимосвязи с невербальными функциями;

— высокой значимости энергетических характеристик интеллекта (памяти и внимания) в общем интеллектуальном развитии;

— слабой подвижности психических функций в процессе их структурообразования.

Полученные экспериментальные данные позволяют сделать следующие вывод ы:

1. Общий уровень интеллекта у детей со спастической диплегией располагается, в основном, в диапазоне задержки психического развития.

2. Структура интеллекта у детей со спастической диплегией отличается выраженной диспропорциональностью. Это проявляется в недоразвитии невербальных функций, обусловленном низким уровнем развития зрительно-пространственных и энергетических функций интеллекта.

3. Возрастной анализ показал, что в младшем школьном возрасте наблюдается недоразвитие всех сторон интеллекта (вербальной, перцептивной и энергетической). В среднем и старшем школьном возрасте отмечается выраженная тенденция развития вербальных структур интеллекта, при недоразвитии перцептивных и энергетических характеристик.

4. Корреляционный и факторный анализ позволил выявить качественное своеобразие процесса структурообразования психических функций у детей с ДЦП. При относительно сохранном развитии вербального интеллекта отмечается его автономность, слабая взаимосвязь с невербальными характеристиками интеллекта. Обнаруживается высокая значимость внимания и памяти в развитии уровневых и структурных характеристик интеллекта у детей с ДЦП, а также слабость межфункциональных связей.

Итак, у детей со спастической диплегией, так же как и у здоровых детей, с возрастом наблюдаются качественные изменения в формировании межфункциональных связей, что проявляется в тенденции к их интеграции в общей структуре интеллекта. Однако, несмотря на общую психологическую Закономерность в развитии межфункциональных связей здоровых и больных детей, у последних имеют место более низкая возрастная динамика в их развитии, а также качественно иные критерии структурообразования. Все это проявляется в диспропорциональном развитии интеллекта у детей с ДЦП.

Нарушение интеллектуальных функций у детей с гемипаретической формой ДЦП

Гемипаретическая форма является наиболее распространенной формой ДЦП. Она характеризуется односторонними двигательными нарушениями, чаще всего с более тяжелым поражением руки.

Как указывалось в предыдущей главе, гемипаретическая форма ДЦП является хорошей моделью для изучения межполушарных взаимодействий и доминантности полушарий, в том числе и при развитии интеллектуальных функций у детей с ДЦП.

Несмотря на повышенный интерес к проблеме функциональной асимметрии мозга, специальных исследований, направленных на изучение психических функций у детей с гемипаретической формой ДЦП, очень мало. В ряде работ, в основном зарубежных авторов [Kimura, Саnad, 1961, и др.], представлены отдельные сведения, касающиеся этого вопроса. Авторы подчеркивают недоразвитие зрительно-пространственных функций у детей с левосторонними гемипарезами (правополушарный дефект) и снижение вербальных функций у детей с правосторонними гемипарезами (левополушанный дефект).

Нами были обследованы 68 детей с гемипаретической формой ДЦП (38 — правосторонние и 30 — левосторонние гемипарезы). Контрольную группу составили здоровые школьники того же возраста.

Уровневые оценки интеллекта у детей с ДЦП с гемипаретической формой достоверно ниже, чем у здоровых детей (см. табл. 1). Таблица

Средние показатели уровневых оценок интеллекта у здоровых детей с гемипарестической формой ДЦП

Обследуемая группа Вербальные показатели Невербальные показатели Общие показатели интеллекта
Здоровые дети 118,0 117,0 116,0
Больные дети с правосторонним гемипарезом 83,7 97,5 94,7
Больные дети с левосторонним гемипарезом 92,4 85,4 95,5

Сравнение уровневых характеристик интеллекта в группе больных детей показало, что уровень вербального интеллекта у детей с левосторонним гемипарезом статистически значимо выше (р

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.