Как делать логопедический массаж при дцп

Речь ребенка формируется довольно сложно. Этому предшествует множество факторов – протекание беременности, роды, наследственные особенности. В любом случае, для лучшего развития речевой деятельности необходим логопедический массаж для детей. Детям с дефектами речи он восстановит утраченные функции, детям с нормальным развитием улучшит произношение всех звуков.

Кому нужен?

Логопедический массаж активно задействует мышцы детей, участвующие в воспроизведении звуков – язык, мышцы лица и горла. Кроме того, речь отображает умственные процессы, поэтому развитие полушарий ее улучшает. Этому способствуют занятия рук и их массаж.

Массаж является одним из самых распространенных способов борьбы со многими недугами, тем более у маленьких детей. Нажатие и поглаживание определенных мышц и точек на теле стимулирует их и способствует активной деятельности. Конечно, квалифицированный специалист справится с этой задачей наиболее эффективно. Но и после нескольких уроков мамочки могут проводить подобные упражнения с детьми и в домашних условиях. Обратитесь за помощью к видео урокам.

Условия проведения

Температура внутри помещения должна быть комфортной для пребывания. Руки человека, проводящего массаж, должны приятные на ощупь, без ранок и воспалений. Необходимо снять все украшения и подстричь ногти.

Массаж происходит минимум через 2 часа после еды. Длительность массажа и количество дней проведения выбирается специалистом индивидуально для каждого ребенка. После просмотра видео или личной встречи с массажистом, родители могут проводить процедуры в домашних условиях.

В зависимости от тяжести заболевания устанавливается длительность сеанса. Первое занятие не должно превышать пяти минут.

Не каждый ребенок может сразу привыкнуть к процедурам и вести себя спокойно. Необходимо пообщаться с малышом, объяснить проводимые действия. Расположение и доверие пациента – залог положительного результата.

Негативный след после сеанса у врача может отрицательно сказаться и при проведении упражнений и в домашних условиях. Поэтому задача родителей – подготовить, объяснив важность и безопасность процедур.

Противопоказания

Если у малыша замечены данные заболевания, то курс массажа следует отложить до полного выздоровления.

  • Простудные заболевания;
  • Герпес;
  • Воспалительные процессы глаз или ушей;
  • Воспаления ротовой полости, языка.

Не стоит делать действия неспокойному ребенку. Успокойте малыша, поговорите или поиграйте с ним. В противном случае отложите занятия.

Основные методики

Опишем основные виды занятий, которые применяются при логопедическом массаже.

Массаж языка лучше всего проводить зубной щеткой, обычной или электрической. Приведем примерный список упражнений. Все их выполнять следует по 3–10 раз. Начинать с трех и каждый день увеличивать количество повторов.

  1. По краю языка нарисовать букву U. Начинать от левого основания и продвигаться к правому. Выполнять точечные движения.
  2. Повторить предыдущее упражнение по движениями по кругу.
  3. По всей поверхности языка нарисовать букву Z. Сначала точечные движения.
  4. Повторить то же самое круговыми движениями.
  5. Нарисовать букву V на языке. Точечно и небольшими кругами.
  6. Повторяя последовательность точек и кругов, нарисовать две прямые линии вдоль краев языка.

Массаж детей для лица задействует губы, лоб и мочки ушей. Губы массировать необходимо круговыми движениями по 40–50 раз. Последовательность действий:

  1. В основание крыльев носа расположить указательный палец, в уголке губ – средний. Проделать и с правой стороны.
  2. Над верхней и под нижней губой провести средними пальцами.
  3. Провести щипковые движения по тем же местам.

Активно действует на речевой аппарат массаж мочек ушей. Приблизительно по пятьдесят раз круговые движения в одну сторону и в другую.

Массаж детских рук благоприятно сказывается на развитии мозга. Ежедневные занятия будут стимулировать активность полушарий, улучшать кровоснабжение и работу внутренних органов.

Перед занятиями руки ребенка и взрослого должны быть тщательно вымыты и продезинфицированы. Массажное масло или крем улучшит результат процедуры.

  1. Массировать каждый пальчик от ногтя к основанию круговыми движениями. Пройтись по пальчикам детей несколько раз.
  2. Надавливание на подушечки рук от трех до десяти раз улучшит кровоснабжение.
  3. Рисуем круг по внутренней стороне ладони рук ребенка.
  4. Нарисовать солнечные лучики от краев ладони к центру.
  5. Отлично влияет на развитие пальчиков массажеры для рук, заключенные в кольцо. Массаж каждого пальца подобным колечком отлично развивает их активность и сказывается на улучшении речи.
  6. Мяч с шипами или деревянный массажер для рук стимулирует точки ладошек. Проведите им по внутренней части ладошки несколько раз.

Данный тип занятий полезен деткам в любом возрасте. Видео уроки в интернете помогут в случаях затруднений при домашнем массаже.

Для детей с ДЦП

При детском церебральном параличе (ДЦП) травмируется функции движения и речевого аппарата. Логопедический массаж оказывает благоприятное воздействие на ребенка с ДЦП. Но в каждой ситуации необходимо подбирать для малыша оптимальный вариант занятий, в зависимости от индивидуального течения болезни. Проведение массажа с ДЦП в домашних условиях полезно с применением видео. Данные уроки универсальны, но перед самостоятельным проведением необходимо проконсультироваться со специалистом и пройти обучение.

У детей с ДЦП очень важной является поза, в которой проводятся манипуляции. Позы для болезни ДЦП бывают следующие:

  • Положение эмбриона;
  • Положение на спине с согнутыми в коленях ногами. Под шею подкладывается валик или жесткая подушка.
  • Положение эмбриона, лежа на боку;
  • Положение на животе, с валиком под грудью.

  1. Двумя ли тремя пальцами гладят лоб ребенка в направлении от середины к височным зонам лица.
  2. Гладят лоб, начиная от бровей, заканчивая у основания волос.
  3. Поглаживающие движения по двум сторонам носа с верхней его части к нижней.
  4. Гладящие движение от середины подбородка к ушным впадинам.
  5. Гладящие движение от середины верхней губы к ушным впадинам.

Каждое движение для детей необходимо повторить 3—5 раз. Выполнять упражнения для лица в течение дня 3—5 раз.

Расслабление языка и мышц с ним связанных активно расслабляет зажатые нервы и улучшает состояние малыша с ДЦП. Примерный порядок проведения массажа языка:

  1. Надавливание точки в ямке под челюстью;
  2. Одновременное надавливание на точки в носогубной складке;
  3. Одновременное надавливание на точки мышц скул;
  4. Одновременное надавливание на точки мышц под челюстью.

Массаж мышц шеи расслабляет зажатые мышцы корня языка.

  1. Область горла медленно гладят попеременно то правой, то левой кистями.
  2. Обеими руками гладят шею от ушных раковин до подмышечных впадин.
  3. Провести подобные поглаживающие движения по задней части шеи.

Простое поглаживание благоприятно сказывается на расслаблении большинства мышц шейной зоны и речевого аппарата. Все поглаживания при ДЦП выполняются медленно, чтобы пациенту было приятно. Ориентируйтесь на видео уроки. Выполнение движений:

  1. Пальцы устанавливаются на середину лба и ведутся к вискам.
  2. Такое же начальное положение и ведутся в ушам.
  3. Пальцы устанавливаются около бровей и по лбу проводятся в основаниям волос.
  4. Медленные движения от носа к ушам.
  5. Те же повторения от верхней губы к ушам.
  6. Сплошное поглаживание от волосяного покрова до шеи через все лицо
  7. Проведение кончиками пальцев от губ до подбородка
  8. Легкие постукивания всего лица – губы, щеки, лоб, подбородок.

Любой логомассаж окажет положительное влияние на развитие речи ребенка. Своевременное обращение к специалисту поможет избежать сложностей в дальнейшем.

Сейчас на статью оставлено число отзывов: 69 , средняя оценка: 4,09 из 5


Такое заболевание, как ДЦП, поражает центральную нервную систему. Формируется болезнь во внутриутробном периоде. Также может происходить поражение ЦНС малыша в процессе родов. Клинические проявления ДЦП видны уже в первый месяц или год после рождения.

Лечение заболевания проводят комплексным методом. Одной из методик является массаж. Проводится процедура квалифицированным специалистом. Благодаря систематическому выполнению массажных упражнений можно остановить прогрессию патологии и предотвратить осложнения.

Что это за болезнь

ДЦП или детский церебральный паралич – хроническое заболевание головного мозга, которое не характеризуется прогрессирующим течением и может быть правосторонним, левосторонним или двусторонним. Патология протекает с множеством клинических проявлений, охватывающих двигательные функции. Присутствуют и вторичные отклонения, возникающие при недоразвитии или повреждении определенных структурных элементов органа.

Учитывая тот факт, что на сегодняшний день медицина шагнула далеко вперед и существуют разнообразные лечебные методики, все же заболевание является распространенным: 1,7-5,9 %среди новорожденных детей. При этом число заболевших мальчиков выше, чем число девочек.

Кроме двигательных нарушений происходит сбой в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, речевой функции, зрительной и слуховой системах. Многие клинические проявления вылечить невозможно. Таковые остаются с человеком на протяжении всей его жизни, что является причиной постановки больного на инвалидность.


Эффективность процедуры

При таком диагнозе массаж и физкультура – единый комплекс восстанавливающих процедур. И физические, и массажные упражнения помогают уменьшить интенсивность проявлений патологии, добиться восстановления функционирования ЦНС. Кроме того, ребенок сможет выработать навыки овладения своим туловищем, что позволяет увеличить эффективность проводимых процедур.

Несмотря на то, что полное восстановление нарушенных нервных клеток в головном мозге невозможно, все же детский орган в какой-то степени способен самовосстанавливаться. Регенерация поврежденной ткани не происходит, но образуются новые связи с осуществлением новых функций старыми нейронами.

Подобные связи образуются лишь в той структуре головного мозга, которая отвечает за память. Остальные функции, возложенные на мозг, необходимо стимулировать, что можно осуществить именно с помощью лечебного массажа и физкультуры.

Работа нервной системы происходит по 2 направлениям: от рецептора к структуре мозга и обратно. С помощью точечного массажа можно вызвать возбуждение определенных структур органа, пробудить их, заставив нормально функционировать.


За счет повышения активности мозговых аналитических центров головного мозга происходит образование новых связей, что влечет за собой восстановление двигательных функций.

Кроме того, проведение массажа и ЛФК при ДЦП способствует снижению тонуса сухожилий и мышц. Последнее патологическое явление – это препятствие для нормальной работы спастических мышц, а также условие для нарушения кровообращения.

Если нарушено местное кровообращение, происходит и нарушение питания с кислородным обменом в тканях мозга. Как следствие – их недоразвитие и деградация. Так как кровообращение – это одна единая замкнутая система, сбой в её работе в одном отделе туловища вызывает нарушение кровотока и в иных областях, в том числе и в ЦНС.

Нормализация кровообращения влечет за собой следующие положительные последствия:

  1. Усиливается защитная функция организма и повышается иммунитет. Массаж активизирует кровоток, в котором локализуются иммунные клетки, неспособные самостоятельно двигаться по организму.
  2. Улучшается общее состояние. Питание клеток усиливается, газообмен ускоряется, что способствует стимуляции развития тканей и повышению их трудоспособности.
  3. Происходит регенерация поврежденных областей мозга за счет активного деления клеток.
  4. Наблюдается увеличение выработки гормонов, иммунных клеток крови, повышение мышечной силы.
  5. Быстрее выводятся из организма токсические вещества, накопленные в избыточном объеме.

Массаж при гемипарезе путем разминания и растирания помогает предотвратить формирование спаек и отложений на кожном покрове, в таких областях, как сухожилия и мышцы.

Общие рекомендации

Процедура может проводиться как квалифицированным специалистом, так и родственником больного в домашних условиях. Обучиться этому не сложно: во время урока в стационарных условиях достаточно наблюдать за действиями специалиста, после стараясь повторять движения дома.

В ходе процедуры определенные области можно поглаживать, пощипывать, разминать и растирать, использовать вибрационные движения. В любом случае определить вид массажа при ДЦП у взрослых и детей сможет только врач, исходя из индивидуальных особенностей заболевания.

Не нужно заниматься самолечением и самостоятельно назначать курс терапии. В таком случае можно не только замедлить выздоровление, но и нанести дополнительный вред здоровью.

Если у больного повышенная чувствительность кожного покрова, целесообразно задействовать только точечный массаж, который не предполагает разминание и растирание обширных областей.


Перед процедурой необходимо максимально расслабиться и занять наиболее удобное для себя положение. Перед основными движениями проводят расслабляющие классические. Процедуру назначают в комплексе с иными методиками терапии церебрального паралича. Только комплексный подход к терапии заболевания позволяет добиться выздоровления.

О техниках и особенностях проведения

Массаж при ДЦП может проводиться несколькими методиками, особенности выполнения которых будут отличаться. Каждая их техник поможет достичь расслабления мышечного аппарата, а также добиться восстановления определенных функций головного мозга.

Для расслабления мышц проводят нисходящий массаж, в процессе которого в кожный покров втирают анестезиновое средство. Это может быть масло подсолнуха или персика, ланолин, анестезин.


Классический лечебный массаж помогает добиться улучшения питания и дыхания мышечных тканей, нормализации функционирования элементов нервной системы, нормализации тонуса мышц. Проводят поглаживание, растирание, вибрационные и разминающие движения.

Изначально доктор массирует шею и воротниковый отдел, после переходит на предплечье, спину, ягодицы, боковые поверхности туловища. Тщательно массируют мышцы под лопатками, и которые к ней прикрепляются. В заключение переходят на живот, ноги и руки (кисти и стопы).

В острую и раннюю стадию протекания заболевания используют такие приемы, как поглаживание, растирание (особенно это касается массажа для рук ребенку с ДЦП). Если присутствует спастическая диплегия, проводят массаж с акцентом на мышцы-разгибатели.

Примерный курс классического массажа для больного ДЦП – 12-15 сеансов.

При детском церебральном параличе требуется проведение массажа, улучшающего дыхательную функцию. Это необходимо по причине нарушения деятельности мышц, которые участвуют в осуществлении дыхания. Необходимо регулировать тонус таких мышц, как диафрагмальная, большая грудная, межреберная, малая грудная.

Массаж, улучшающий дыхание, проводится путем:

  • поглаживаний и легких разминаний грудного отдела, таких мышц живота, как косые и прямая;
  • точечного массажа, выполняемого по реберным дугам и областям, в которых прикрепляется к ним диафрагма;
  • интенсивного разминания, выжимания, щипания трапециевидной мышцы;
  • сегментарного разминания позвонков нижнего шейного и верхнего грудного отдела, грудины;
  • точечного массажа, в процессе которого обрабатывают симптоматические точки, действующие на функцию дыхания.

Массаж для детей с ДЦП на дому проводят для нормализации роста трубчатых костей. Используют такие техники, как растирание, вибрация, сотрясение, пунктуация, выполняемые в областях, где локализуются трубчатые кости.


С помощью такой методики можно вызвать рефлекторное раздражение областей с нервами и сосудами, которые отвечают за трофику и ускоряют рост костных элементов. Тщательно обрабатывают пяточные кости при заболевании у детей и взрослых. Данный отдел – рефлекторная зона, которая оказывает специфическое воздействие на весь костный аппарат.

Проводят поколачивание рук, в частности – ладоней, что эффективно воздействует на мышечный аппарат верхних конечностей. Массаж плоских костей проводится с помощью постукивания по выступам.

При детском церебральном параличе необходимо воздействовать на спинной мозг посредством сегментарного массажа. В ходе процедуры обрабатывают определенные участки кожного покрова, сухожилия, связки, мышцы. Лечебный эффект распространяется на нервные структуры головного мозга. Массаж способствует улучшению кровообращения и трофики тканей в спинном мозге.

Массажные движения начинают от нижнего отдела спины (крестец) и оканчивают шейным отделом позвоночного столба. Далее переходят на лопатки, ягодицы, межреберные промежутки. Используют поглаживание, растирание, разминание, вибрацию.

Чтобы нормализовать мышечный тонус, проводят массирование поясничного и крестцового отделов. Устранить спастичность в конечностях поможет массирование шейного и грудного отделов позвоночного столба.

По схеме Манакова массаж проводится путем энергичного вибрационного надавливания двумя или четырьмя пальцами. При этом пальцы не скользят по кожному покрову, а с легкостью проходят вглубь мягких тканей. Это позволяет устранить спайки, болезненные новообразования в виде уплотнений.

Данная методика – отличное средство для профилактики фиброза и спаек в области мышц, в нервах и сосудах, сухожилиях. Массаж способствует улучшению кровообращения трофики тканей.

Массажные движения начинают от центра, продвигаясь на периферию.

Точечный массаж при ДЦП проводят в течение нескольких минут, воздействуя все это время на одну определенную точку. Это может быть надавливание на нее, глубокое прерывистое растирание, разминание по часовой стрелке. Процедура помогает расслабить мышцы, уменьшить патологическую активность клинических проявлений заболевания.


В китайской медицине называют около 700 точек, воздействуя на которые, можно достичь лечебного эффекта.

Для каждого больного в индивидуальном порядке подбирают положение туловища, в котором будет проводиться массаж. Это позволяет избежать патологического тонического рефлекса. Человека могут уложить на спину, положив валик под шею и, согнув ноги в коленных суставах.

В процессе массажа прорабатывается мимическая и жевательная мускулатура. Задействуют поглаживание лба, бровей, носа, подбородка, губ. Также используют растирание, пощипывание, постукивание, растяжение.

Показания и противопоказания к процедуре

  • повышенный тонус мышечного аппарата;
  • снижение уровня роста мышц;
  • нарушение кровообращения и оттока лимфоидной жидкости;
  • плохое общее самочувствие;
  • проблемы с осанкой (развитие кифоза, лордоза и других заболеваний позвоночного столба);
  • развитие мышечной кривошеи;
  • нарушение костной системы (наличие плоскостопия, косолапости и др.);
  • дисплазия тазобедренных суставов.

Как и любая другая лечебная процедура, массаж имеет свои противопоказания. К противопоказаниям к проведению классической процедуры относят:

  • аллергия в острой форме;
  • грибковое заболевание кожного покрова;
  • нарушенная целостность эпидермиса;
  • развитие острой респираторной болезни.

Точечный массаж не проводят при:

  • сопутствующем развитии инфекционного заболевания;
  • наличии острой сердечной недостаточности;
  • нарушенной целостности кожного покрова.

Аппаратный массаж не проводят при любых кожных или инфекционных заболеваниях, воспалительных процессах в органах или лимфоузлах, при запущенном течении варикозной болезни.

Иные методы терапии

Полное восстановление деятельности головного мозга при церебральном параличе, увы, невозможно. Если своевременно и полноценно начать терапию заболевания, можно частично вернуть больному возможность самостоятельного обслуживания и нормализовать двигательную функцию.

Основными задачами терапии паралича выступают:

  • стимуляция больного к самообслуживанию;
  • профилактика развития патологий позвоночника;
  • восстановление речевой функции и нормального психоэмоционального состояния.

Чтобы решить поставленные задачи, врач назначает дополнительные лечебные мероприятия, принимая во внимание возраст больного, форму паралича, тяжесть патологических изменений, сопутствующие заболевания. К ним относят лечебную физкультуру и прием лекарственных препаратов, которые способствуют восстановлению нормального мышечного тонуса (например, используют средства Баклофен, Мидокалм, Диспорт и др.);


В лечении детского церебрального паралича активно используют физиотерапевтические процедуры. Не менее эффективны специальные лечебные костюмы. Одним из таковых является костюм Спираль, с помощью которого можно стимулировать компенсаторную возможность организма, уменьшить спастичность мышц.

Восстановить речевую функцию поможет врач-логопед. Вернуть двигательные навыки – лечебные тренажеры, ходунки, велосипеды, специальные кресла. Если имеющиеся нарушения двигательной функции невозможно устранить консервативными методиками, проводят оперативное вмешательство.

В ходе операции проводят удаление контрактуры мышц, пластику сухожилий, вмешательства на поясничном отделе. В некоторых случаях прибегают к нейрохирургической терапии – стимуляции спинного мозга.

Из лекарственных препаратов также используют средства, способствующие улучшению кровотока в головном мозге. К таковым можно отнести препараты Актовегин, Глицин, Церебролизин и др. Кроме того, активно назначают биологически активные добавки и средства с антиоксидантами в составе.

Профилактика и прогноз

Каким будет прогноз заболевания в том или ином случае, зависит от формы паралича у ребенка, а также насколько своевременно и правильно было начато лечение. В большинстве случаев больным присваивают группу инвалидности. Если терапия была начата своевременно, можно добиться максимального восстановления нарушений.

Чтобы предотвратить развитие детского церебрального паралича, беременной женщине необходимо вести правильный образ жизни, своевременно выявлять и лечить опасные заболевания, включая гипоксию плода. Важно доверить роды опытному специалисту, что поможет избежать ошибок в процессе родовой деятельности, способных сказаться на ребенке.

В заключение стоит сказать, что даже несмотря на то, что заболевание неизлечимо, правильный уход и регулярные занятия со специалистами помогут вернуть больного к нормальному образу жизни. Если в результате заболевания не пострадала умственная способность ребенка, полноценная жизнь возможна.

"Логопедический массаж для детей с тяжелыми нарушениями речи при детском церебральном параличе (ДЦП)"

Скачать:

ВложениеРазмер
logopedicheskiy_massazh_pri_tyazhelyh_narusheniyah_rechi_pri_dtsp.docx 32.39 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический массаж для детей с тяжелыми нарушениями речи при ДЦП.

г. Москва. 2014 г.

  1. Особенности нарушений речи при детском церебральном параличе . Двигательные расстройства при детском церебральном параличе могут сочетаться с изменениями психики, речевой деятельности, зрения, слуха,

с нарушениями чувствительности. Речевые нарушения проявляются в расстройстве артикуляции, фонации, дыхания и диагностируются как дизартрия, либо анартрия. При логопедическом обследовании наблюдается слабая подвижность речевой мускулатуры, неясный голос, короткое поверхностное дыхание, отсутствие или искаженное произношение многих звуков, замены одних звуков на другие звуки.(Рис.1)

Наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии при ДЦП - это псевдобульбарная дизартрия. Основная коррекционная работа проводится нами именно с этим видом нарушений речи. У ребенка наблюдается псевдобульбарный паралич или парез, при котором поражаются проводящие пути, идущие от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов (рис.2 ).

  1. Нейрофизиологические основы нарушения речи при ДЦП. Псевдобульбарный паралич или парез обусловлен поражением пирамидного (двигательного ) пути,(Рис.3) идущего от коры больших полушарий, пересекающего головной мозг и продолжающегося в передних и боковых столбах головного мозга, экстапирамидной системы, объединяющей со спинным мозгом все отделы мозга, находящиеся ниже коры – вестибулярный аппарат, мозжечок, красные ядра. На уровне варолиева моста и продолговатого мозга часть волокон пирамидного пути заканчивается в ядрах следующих черепно –мозговых нервов: тройничном, отводящем, лицевом, языкоглоточном, блуждающем, добавочном, подъязычном( Рис.4, Рис.5) Этот короткий пучок волокон носит название корково –бульбарного пути. Он начинается от нижних отделов передней центральной извилины. Пирамидный путь (корково – спинальный и корково –бульбарный) является центральным отрезком пути, передающим двигательные импульсы от клеток коры головного мозга к ядрам черепно –мозговых нервов и клеткам спинного мозга. Он не выходит за пределы центральной нервной системы(Рис.7).

От двигательных ядер черепно-мозговых нервов и от клеток передних рогов спинного мозга начинается периферический отрезок пути, по которому импульс направляется к мышцам. Передача двигательного импульса осуществляется по двум нейронам. Один проводит импульсы от клеток коры двигательного анализатора к клеткам передних рогов спинного мозга к ядрам черепно –мозговых нервов, другой- к мышцам лица, шеи, туловища и конечностей (рис.8 )

При поражении пирамидного пути наступает нарушение на противоположной поражению стороне, и возникает паралич (полное отсутствие движения) или частичное ослабление (парез).

При логопедическом зондовом массаже логопед должен опираеться на знание строения головного мозга, знание функциональной значимости не только участков головного мозга, но и на знание функций 12 пар черепно-мозговых нервов.

При назначении и проведении зондового массажа производится стимуляция нервных окончаний тройничного нерва- Y пара,

лицевого -YII пара, языкоглоточного – IX пара, блуждающего – X пара, и подъязычного нерва - XII пара черепно –мозговых нервов. Окончания данных черепно –мозговых нервов находятся в периферическом отделе речевого анализатора . Начало тройничного нерва – между лобными долями больших полушарий головного мозга, а лобные доли головного мозга, поле №10, базируется на тесном контакте с речевой областью, формирует высшие психические функции человека, его произвольную деятельность(Рис. 6). Наибольшее значение имеет нижняя лобная извилина коры головного мозга человека (поля № 44 и 45), так как связана с речевой функцией. Рядом с отделами, иннервирующими артикуляционную мускулатуру, располагается участок коры, обеспечивающий общую и мелкую моторику рук. В средней лобной извилине, которая соответствует участку иннервации лицевой мускулатуры (поля №4 и№6) располагается поле №8, обеспечивающее содружественные движения головы и глаз при поворотах.

Y пара - тройничный нерв- образует три ветви – глазничную, скуловую, нижнечелюстную. Первые две ветви являются чувствительными и иннервируют кожу верхнего лицевого отдела, слизистые оболочки носа, век, глазное яблоко, верхнюю челюсть, десны и зубы. Часть волокон снабжает мозговые оболочки. Нижнечелюстная ветвь тройничного нерва иннервирует нижний отдел кожной поверхности лица, передние две трети языка, слизистую рта, зубы и десны нижней челюсти. Двигательные волокна этой ветви иннервируют жевательные мышцы. Расстройства этих волокон вызывают паралич жевательных мышц, вследствие чего ограничиваются движения нижней челюсти, а она, как известно, является единственной подвижной костью черепа.

Потому массаж органов артикуляции стимулирует нервную деятельность не только периферического отдела речевого анализатора, но и лобного отдела центральной нервной системы. Вследствие чего, при внимательном изучении пациента и знании невропатологии органов речи и слуха, можно добиться значительных результатов в развитии подвижности органов артикуляции: языка, нижней челюсти, мягкого неба, щек, губ, гортани, глотки и органов дыхания.

3.Основы логопедического массажа.

Зондовый массаж может сопровождаться коррекционными упражнениями для развития мелкой моторики рук, которые называют пальчиковой гимнастикой. Наше выступление на III Всероссийской конференции по психотерапии в 1999 году было основано на разработке упражнений для развития мелкой моторики рук при подготовке детей к освоению письменной речи.

Практические занятия с ребенком с ограниченными возможностями, каковыми являются дети с детским церебральным параличом, начинаются с логопедического обследования. Устанавливается вид нарушения. Одним из видов нарушением речи при ДЦП является псевдобульбарная и корковая дизартрия. Разделяется легкая, средняя и тяжелая степень дизартрии.

При тяжелой степени дизартрии, называемой анартрия, у больных детей наблюдается малоподвижное лицо, отвисание нижней челюсти, обильное слюноотделение при высунутом языке, ограниченные движения губ, но после массажа и коррекции речи ребенок овладевает небольшим объемом слов. Положительные эмоции выражаются в виде улыбки, а после длительной стимуляции артикуляционного аппарата, логопедического массажа, упорной коррекционной работы дети начинают произносить отдельные слоги, затем слова.

4.Подготовительная работа при массаже органов артикуляции

Все зонды для массажа предварительно обрабатываются мыльно - содовым раствором, ополаскиваются их под струей воды и помещаются для кипячения в стерилизатор, специально для этого предназначенный. В стерилизаторе зонды кипятятся в течение 25-30 минут, вода сливается. Необходимо тщательно вымыть руки.

5. Виды массажа органов артикуляции

Логопед проводит следующие виды работы зондами:

  1. Разминание мышц органов артикуляции
  2. Растирание
  3. Вибрация
  4. Поколачивание
  5. Точечные прикосновения
  6. Надавливание и надавливающие круговые движения
  7. Покручивающие движения мышц лица в одной точке и покручивающие более глубокие движения мышц лица.

6. Технология проведения логопедического массажа

Массаж начинается со щечных мышц, круговыми движениями зонд подводится к жевательной мышце. У одних детей – слабые, малоподвижные щеки (Рис.9) –поэтому зонд захватывает мускулатуру жевательных мышц - большой и малой скуловой, щечной, у других- вялые губы (Рис.10) – нужно массировать круговую мышцу рта, а также мышцу, опускающую угол рта. Затрагиваются мышцы, приближенные по своему анатомическому строению, к носу- мышцу, поднимающую верхнюю губу и мышцу, поднимающую угол рта – с помощью приемов разминания и точечного массажа.

Если у ребенка лицо симметричное, но малоподвижный язык, короткая или деформированная подъязычная связка – массаж делается с открывания ротовой полости и произвольных движений нижней челюсти на открывание-закрывание рта, челюсть отводится вправо – влево. Проводится оттягивание губ вперед-назад, улыбка – трубочка формируется. Производятся надавливающие круговые движения на жевательные мышцы, круговую мышцу рта - с тем, чтобы укрепить тонус мышц губ.

Эффективны легкие поколачивающие движения снизу вверх по челюстно –подъязычной мышце, а также поверхностное разминание и растирание подъязычно-язычной мышцы со стороны нижней челюсти.

Далее язык подтягивается вверх с целью вытягивания подъязычной связки. Используется зонд №4. При малом размере ротовой полости работать этим зондом не всегда получается. Можно применить зонд №2 для частичного приподнимания краев языка вверх, а затем, глубже подведя его под середину языка, подтягивать язык снизу вверх, растягивая подъязычную связку.

Проблемой в работе логопеда при ДЦП является частое повторение спастических судорог, при которых как подъязычно – язычная мышца, так и мышцы языка сжимаются в комок, не могут расправиться и лежать ровно. Подобные судороги часто мешают работе логопеда. При систематическом проведении массажа амплитуда спазмов уменьшается.

Зондовый массаж точнее воздействует на нужные точки. При зондовом массаже логопед видит всю поверхность ротовой полости и не сможет вызвать случайно рвотный рефлекс, который иногда возникает у детей при ДЦП.

После установления вида нарушения, заполнения речевой карты, определяется направление работы над звуками: вызываются вначале гласные звуки, затем проводится работа над согласными - шипящими, свистящими, сонорными. Эта работа проводится только после зондового массажа и усвоенной ребенком артикуляционной гимнастики.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.