Как научить ребенка с дцп дуть


Автор Максимина Наталия.

Речь очень важна в жизни человека, это средство общения и выражения своих потребностей. Не говорящего малыша как можно раньше нужно учить звукам, словам, привлекать внимание малыша к речи, книгам и т.д. Если речь затруднена, надо учить ребенка жестам, что бы он все равно мог выразить свои желания. Важно что бы до пяти лет были сделаны все попытки научить ребенка говорить и выражать себя.

Решение проблемы при слабой или высокой чувствительности какого то органа достаточно простое- понять проблему и планомерно увеличивать нагрузку. Для зрения, вестибулярного аппарата, для улучшения чувствительности есть свои занятия. Правило тут простое. Где проблема есть, там и стимулируем. Сначала недолго, потом все чаще и интенсивнее…Для слуха есть даже специальные методики, где ребенок в специальных наушниках, слушает звуки, записанный голос матери, вибрации и т.д. Но и в домашних услових можно также улучшать работу слуха. Включать фоном музыку, шептать, увеличивать громкость, использовать наушники для просмотра мультиком и слушания сказок, постепенно наращивая звук, шуршать, греметь, петь, готовить ухо ребенка у слушанию, к тому что среди шума можно слышать и т.д.

Если вы определились что ребенок вас слышит и понимает. Необходимо расширить пассивный словарь и увеличить количество слов которые ребенок точно понимает. Здесь можно использовать МБА или классическую АБА. Научиться давать, приносить, указательному жесту и т.д. Указательный жест предшествует началу речи у здоровых детей, как только ваш ребенок сможет спонтанно указывать на желаемый объект ваши шансы на речь повысятся.

Понимание речи и попытки вокализаций должны идти вместе. Старайтесь одновременно с изучением предметов, больше петь, читать ребенку. Стимулируйте речевые попытки аутенка, подражайте ему, гулите вместе с ребенком как раньше. Изучайте предметы, карточки, слова, части тела, просьбы и различные команды.

Для начала занятий по речи необходимо научить ребенка подражать артикуляции взрослого. Попробуйте перед зеркалом открывать рот и закрывать, высовывать язык, губы трубочкой, причмокивать. Можно втягивать и выдувать воздух, брызгаться ртом как дельфинчик, выпуская струйку воды. Научите ребенка дуть, на мыльные пузыри, используя трубочки или в дудочку, гармошку. Попробуйте использовать для этого навыка свечку, свечку можно поставить в банку и дуть туда, можно попробовать задувать огонек для наглядности резиновой игрушкой, можно привлечь внимание ребенка и зажечь свечку в темноте. Купить декоративную, плавающую свечу и т.д.

Если у ребенка физическая проблема с проговаривание звуков, можно записаться на мануальный или логопедический массаж.

Самому делать массаж ручек и ног. Активизировать мелкую моторику. Это повысит шансы.

ЧТО же можно предпринять для развития речи:

Отрабатывайте указательный жест, физически помогайте ребенку вытянуть указательный палец, касайтесь им предметов, проводите по контурам пальцем и чаще называйте объекты словами.

Чаще давайте выбор ребенку, добивайтесь что бы ребенок показывал или как то проявлял свое желание. Чаще изображайте непонимание того чего желает малыш, провоцируя его речь.

Для первых звуков используйте то что получается у ребенка, его любимый звук.

Провоцируйте любые звуки и подражания, преувеличивайте ваше удивление или радость.

Проговаривайте за ребенка его желания, дай мне пить, подними меня, лови меня.

Чаще комментируйте действия и предметы вокруг

Подхватывать и обыгрывать любой слог или звук ребенка, да-да-да превратить в дай дай дай, ииии в и-го-го и т.д, согласно ситуации.

Привлекайте внимание ребенка к лицу, ко рту, показывайте буквы и предметы ближе к губам. Заниматься чаще на коленках у мамы.

Ограничитесь ключевыми словами в предложениях. Постепенно усложнять содержание речи.

Одни и те же действия и предметы комментируйте многократно, не меняя содержание и интонацию.

Сопровождайте речь понятной мимикой и жестами, делайте речь наглядной.

Можно использовать ритм стихов, песен, сказок для провоцирования речи

Использовать ритм прыжков, качание на качелях или покачивания на руках.

Используйте эмоционально окрашенные моменты (еще, лови, лети, плюх-плюх)

Используйте потешки, с эмоциональной окраской, показывайте движения и помогайте то же сделать ребенку.

С помощью поощрения добивайтесь любого звука от ребенка, потом похожего, потом близкого по звучанию к заданному.

Введите команду говори -прикасайтесь к губам ребенка и подавайте пример, при любом звуке хвалите!

За желаемое для ребенка действие, пускание пузырей, подкидывание, требуйте какого-либо звука.

Звуки предметов: машина, поезд, самолет, простые звуки и сочетание звуков(би-би, ту-ту, тик-так…) обычно самые легкие

Имитация голосов животных по картинке или игрушке обычно легче всего дается малышам.

Называйте чаще членов семьи по фотографии и в жизни.

Учите ребенка говорить да и нет, кивнуть или сказать.

Можно научить сначала произносить звуки, потом слоги. После чего сливать слоги в изучаемое слово.

Обучайте умению спонтанно воспроизводить слова и словосочетания. Провоцируйте произношение выбором или непониманием.

Словарный запас расширяйте постепенно. Постоянно комментируя и разговаривая.

Меньше мультиков и компьютера, они не способствуют началу речи. Читайте книги, стихи, разговаривайте с малышом.

Что может помочь в развитии речи:

Глобальное чтении— это чтение слов целиков. Карточки с крупно написанным печатными буквами словами, которые ребенок читает целиком и запоминает, а буквы вычленяет самостоятельно. Тренируется зрительная память, внимание, мышление, импрессивная речь.

Карточки со словами должны подкрепляться картинкой или реальным предметом, желательно чтоб изучаемые слова что то значили для ребенка, использовались в жизни ребенка. Можно приклеивать карточки к вещам в квартире и выдавать ребенку пару чтоб он находил. Можно подкладывать карточки со словом к картинкам изображающим это слово и так образно учить ребенка. Напишите имена членов семьи и разложите под фотографиями. Одежда, части тела, действия которые ребенок должен знать напишите крупными печатными буквами на картоне, подберите картинки из карточек или вырежьте из журнала. Можете по фотографировать ваш день и обычные действия: купание, обед, прогулку, игрушки и любимые вещи своего ребенка, сделать к ним карточки со словами и так закрепить зрительно и словесно изучаемые предметы и действия.

Привлекайте внимание ребенка к буквам, книжкам, стихам, словам любым способом, тогда желание говорить обязательно появится:

-Можно сделать буквенную рыбалку, используя магнит и скрепки на карточках.

-Можно кидать буквы в банку и проговаривать гулко звук или протяжно

-Можно выкладывать буквы на карточку с целым словом, например выложить слова мяч, из магнитных буковок.

-Складывать в баночку, сортировать, раскладывать и все время проговаривать.

-Играйте с карточками и с буквами, изготовьте много материала для занятий, подберите к ним картинки или предметы.

-Учите одну букву в день, повторяйте пройденное.

-Для наглядности можете обводить буквы пальцем ребенка, изготовьте карточки с буквами вырезанными из наждачной бумаги или приклейте макароны на бумагу, пуговицы или крупу.

-Выкладывайте изученные буквы из пластилина, мозаики, конструктора, пуговиц…

Возможно вашим решением начала речи станет обучение жестам или общение с помощью карточек PECS, пробуйте все, не теряйте надежду. Учите алфавит, учитесь читать. Читайте книжки и стихи, даже если вам кажется что ребенок вас не слушает и не понимает…Не сдавайтесь. За все что ребенок хочет: еду, мультики ,полетать, чтобы открыли дверь, чтобы достали поезд с верхней полки просите хоть какой то звук. Чем чаще ребенок будет пытаться что то сказать, чем больше будет слушать себя, гулить, вокализировать, тем быстрее пойдет процесс обучения речи.

По обучения не говорящих детей речи написано множество книг, ищите новые идеи и подсказки.

Двигайтесь в речи, пусть медленно, но только вперед!

Про методику ДОМАН которая стала для нас победной в освоении речи, о специальных мультфильмах благодаря которым мы заговорили читайте ТУТ


Проблема коррекционной работы с детьми, страдающими церебральным параличом, является очень актуальной вследствие значительной частоты заболеваний. Настоящая работа является попыткой обобщить и конкретизировать имеющийся материал по данной теме, а также описать некоторые практические приемы из своего опыта многолетней логопедической работы по этой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
razvitie_dyhaniya_i_golosa_u_detey_s_dtsp.docx 18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности коррекционной работы

по развитию дыхания и голоса у детей

с детским церебральным параличом

Логопед Агапова Л.В.

Проблема коррекционной работы с детьми, страдающими церебральным параличом, является очень актуальной вследствие значительной частоты заболеваний. Настоящая работа является попыткой обобщить и конкретизировать имеющийся материал по данной теме, а также описать некоторые практические приемы из своего опыта многолетней логопедической работы по этой теме.

1 рефлекс запрещающая позиция используется при выраженности лабиринтного тонического рефлекса. В положении на спине: голова, плечи и шея ребенка несколько сгибается; также сгибается спина, бедра, колени. Мышечные расслабления достигаются путем равномерных плавных раскачиваний.

2 рефлекс запрещающая позиция используется при выраженном шейно – тоническом рефлексе. В положении на спине ноги слегка согнуты в коленях, руки вытянуты вдоль туловища. Логопед помещает свою руку под шею ребенка, давая возможность голове свободно откинуться назад, плечи при этом несколько сгибаются, шея вытягивается.

3 рефлекс запрещающая позиция используется также при выраженности шейно – тонического рефлекса, Положение на спине с вытянутыми ногами и руками и головой, слегка закинутой назад.

Основной прием во всей коррекционной работе при данной форме ДЦП – максимальное расслабление в артикуляционных скелетных мышцах. Начинает работу по расслаблению массажист и методист ЛФК, которые проводят курс общего и точечного массажа дыхательных мышц, начинают делать упражнения на расслабление скелетных мышц.

Следующим этапом работы является расслабление мышц шеи, лица, которые проводит логопед. В комплексе расслабляющих упражнений использована общепринятая методика мышечной релаксации проф. Джекобсона, который предложил обучать расслаблению по контрасту с напряжением определенных мышц.

Работа непосредственно над дыханием начинается с общих дыхательных упражнений, которые проводятся в рефлекс запрещающих позициях. Цель этих упражнений – увеличить объем дыхания и нормализовать ритм.

После проведенных дыхательных упражнений в рефлекс запрещающих позициях проводим дыхательную гимнастику в течении 5 минут в начале каждого занятия. В дальнейшем во время этих упражнений в момент выдоха ребенком воздуха логопед просит ребенка по подражанию произносить гласные звуки, ряды гласных тихо и громко. Затем гласный в сочетании с согласным.

Хороший результат дают упражнения динамической дыхательной гимнастики, которые связаны с движениями рук и ног, туловища и включают элементы лечебной физкультуры. Эти упражнения построены на сочетании движений туловища и конечностей с произнесением звуков на выдохе. Цель этих упражнений – тренировка нижне – реберного диафрагмального дыхания. Этот курс логопедической лечебной физкультуры проводится в нашем учреждении совместно с методистом ЛФК, под контролем и по рекомендациям врача ЛФК и невропатолога. Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшения голоса и уточнения артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – слогах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т.д.

Применение изложенных в данной работе коррекционных приемов повысило эффективность логопедической работы с одним из наиболее сложных контингентов аномальных детей – с детьми с церебральным параличом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной статье раскрываются особенности развития личностно и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом. Подробно описываются причины возникновения у детей с ДЦП именно этих ос.

Развитие личности у детей с ДЦП в большинстве случаев проходит весьма своеобразно, хотя по тем же законам, что и развитие личности нормально развивающихся детей. Специфические особенности формирования.

Проблема коррекционной работы с детьми, страдающими церебральным параличом, является очень актуальной вследствие значительной частоты заболеваний. Настоящая работа является попыткой обобщить и к.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжёлое заболевание, ведущим нарушением является нарушение двигательных функций, кроме этого имеются нарушения речи, слуха, зрения, интеллекта.Для детей .

Материал содержит рекомендации по развитию дыхания и голоса у детей с ДЦП.

ВВЕДЕНИЕ В определении детского церебрального паралича, принятом интернациональной группой исследователей в Оксфорде на заседании ВОЗ в 1958 г., отмечается, что он обуславливает.

Логопед-дефектолог Стаценко Лариса Викторовна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ДЫХАНИЯ

У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Важным разделом логопедической работы при ДЦП является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Эту работу начинают с первых месяцев жизни больного ребенка, что имеет большое значение для его общего соматического состояния, а также для стимуляции голосовых реакций.

Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы, и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания.

Логопед сначала проводит с ребенком пассивные дыхательные упражнения. Во время проведения дыхательной гимнастики можно напевать тихую плавную мелодию или спокойно, ласково рассказывать что-либо ребенку.

Ребенок лежит на спине. Путем легкого поглаживания тела и верхнего плечевого пояса, потряхивания конечностей ребенка, достигают некоторого расслабления его скелетной мускулатуры. Захватив кисти ребенка и слегка потряхивая ими, логопед разводит руки в стороны, поднимает их вверх (вдох), затем опускает вперед, прижимая руки к туловищу и легко надавливая на грудную клетку (выдох).

Ребенок лежит на спине. В ритме дыхания, осторожно потряхивая ноги ребенка, их вытягивают, разгибают (при этом происходит вдох), а сгибание их в коленях и приведение к животу усиливает и удлиняет выдох. Для активизации работы диафрагмы это упражнение можно проводить, заведя руки ребенка под голову.

Одновременно с поворотом головы ребенка в сторону логопед отводит в соответствующую сторону и его руку (вдох). Слегка потряхивая руку, возвращает руку и голову в исходное положение (выдох). Это упражнение способствует выработке ритмичности движения и дыхания.

В положении ребенка лежа или сидя логопед кладет свои руки на грудные мышцы ребенка, прислушивается к ритму дыхания. В момент выдоха нажимает на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху (в течение нескольких секунд). Это упражнение способствует более удлиненному выдоху и глубокому и быстрому вдоху.

Ребенок лежит или сидит. Перед его лицом создают движение воздуха, ветерок, что усиливает глубину вдоха.

Ребенка просят как можно дольше задержать вдох, добиваясь таким образом более быстрого и глубокого вдоха и медленного выдоха.

В зависимости от возраста и функциональных возможностей длина вдоха и выдоха устанавливается индивидуально. При выполнении любого пассивного движения желательно проводить афферентную стимуляцию различных анализаторов (слухового, зрительного, кинестетического). Активизируя деятельность ребенка, необходимо сосредоточить его внимание на выполнении упражнения. Ребенок должен не только ощутить движение, но и услышать речевую инструкцию к нему и, по возможности, увидеть его выполнение (в зеркале).

Логопед надавливает на плечи сидящему ребенку и предлагает ему подняться. Ребенок, пытаясь сделать это, сильно упирается ногами в пол, выпрямляет спину, останавливает дыхание. Логопед, ослабив давление, дает ему подняться. В это время ребенок непроизвольно делает глубокий выдох. Такое упражнение повторяют не менее пяти раз, до получения контролируемого выдоха. Незаметно для себя ребенок уже и вдох делает глубже, чем вначале.

Логопед легко надавливает сидящему ребенку на спину и предлагает ему опрокинуться назад на руки. Ребенок вынужден сильно напрячь мышцы живота, конечностей, межреберные мышцы и задержать вдох. Позволив ребенку откинуться назад, логопед добивается непроизвольного глубокого выдоха. После ряда попыток ребенок повторяет глубокий выдох уже сознательно. В определенный момент ребенку предлагают повторить вслед за логопедом озвученный выдох, напоминающий стон (слышимое фонаторное усилие).

Перечисленные и другие упражнения углубляют дыхание, делают его более ритмичным усиливают вентиляцию легких, способствуют функционированию дыхательного центра. Но все они являются только необходимой подготовкой для дальнейшей работы над постановкой и развитием речевого дыхания.

При развитии речевого дыхания логопед проводит работу , направленную на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Необходимо сделать ротовой выдох по возможности более произвольным, длительным, ритмичным. Все упражнения ребенок выполняет с помощью логопеда.

Для формирования удлиненного произвольного выдоха через нос логопед учит правильно сморкаться.

Наконец, очень важно научить ребенка произвольно вдыхать через нос и выдыхать через рот.

Позже, в момент ротового выдоха, логопед произносит различные голосовые звуки (сначала шепотом, потом громко), стимулируя ребенка подражать ему. С целью увеличения длины ротового выдоха ребенок произносит постепенно удлиняющиеся цепочки гласных на одном выдохе.

При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях движений диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводится до еды, в хорошо проветренном помещении.

Логопед-дефектолог Стаценко Лариса Викторовна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ДЫХАНИЯ

У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Важным разделом логопедической работы при ДЦП является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Эту работу начинают с первых месяцев жизни больного ребенка, что имеет большое значение для его общего соматического состояния, а также для стимуляции голосовых реакций.

Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы, и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания.

Логопед сначала проводит с ребенком пассивные дыхательные упражнения. Во время проведения дыхательной гимнастики можно напевать тихую плавную мелодию или спокойно, ласково рассказывать что-либо ребенку.

Ребенок лежит на спине. Путем легкого поглаживания тела и верхнего плечевого пояса, потряхивания конечностей ребенка, достигают некоторого расслабления его скелетной мускулатуры. Захватив кисти ребенка и слегка потряхивая ими, логопед разводит руки в стороны, поднимает их вверх (вдох), затем опускает вперед, прижимая руки к туловищу и легко надавливая на грудную клетку (выдох).

Ребенок лежит на спине. В ритме дыхания, осторожно потряхивая ноги ребенка, их вытягивают, разгибают (при этом происходит вдох), а сгибание их в коленях и приведение к животу усиливает и удлиняет выдох. Для активизации работы диафрагмы это упражнение можно проводить, заведя руки ребенка под голову.

Одновременно с поворотом головы ребенка в сторону логопед отводит в соответствующую сторону и его руку (вдох). Слегка потряхивая руку, возвращает руку и голову в исходное положение (выдох).Это упражнение способствует выработке ритмичности движения и дыхания.

В положении ребенка лежа или сидя логопед кладет свои руки на грудные мышцы ребенка, прислушивается к ритму дыхания. В момент выдоха нажимает на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху (в течение нескольких секунд). Это упражнение способствует более удлиненному выдоху и глубокому и быстрому вдоху.

Ребенок лежит или сидит. Перед его лицом создают движение воздуха, ветерок, что усиливает глубину вдоха.

Ребенка просят как можно дольше задержать вдох,добиваясь таким образом более быстрого и глубокого вдоха и медленного выдоха.

В зависимости от возраста и функциональных возможностей длина вдоха и выдоха устанавливается индивидуально. При выполнении любого пассивного движения желательно проводить афферентную стимуляцию различных анализаторов (слухового, зрительного, кинестетического). Активизируя деятельность ребенка, необходимо сосредоточить его внимание на выполнении упражнения. Ребенок должен не только ощутить движение, но и услышать речевую инструкцию к нему и, по возможности, увидеть его выполнение (в зеркале).

Логопед надавливает на плечи сидящему ребенку и предлагает ему подняться. Ребенок, пытаясь сделать это, сильно упирается ногами в пол, выпрямляет спину, останавливает дыхание. Логопед, ослабив давление, дает ему подняться. В это время ребенок непроизвольно делает глубокий выдох. Такое упражнение повторяют не менее пяти раз, до получения контролируемого выдоха. Незаметно для себя ребенок уже и вдох делает глубже, чем вначале.

Логопед легко надавливает сидящему ребенку на спину и предлагает ему опрокинуться назад на руки. Ребенок вынужден сильно напрячь мышцы живота, конечностей, межреберные мышцы и задержать вдох. Позволив ребенку откинуться назад, логопед добивается непроизвольного глубокого выдоха. После ряда попыток ребенок повторяет глубокий выдох уже сознательно. В определенный момент ребенку предлагают повторить вслед за логопедом озвученный выдох, напоминающий стон (слышимое фонаторное усилие).

Перечисленные и другие упражнения углубляют дыхание, делают его более ритмичным усиливают вентиляцию легких, способствуют функционированию дыхательного центра. Но все они являются только необходимой подготовкой для дальнейшей работы над постановкой и развитием речевого дыхания.

При развитии речевого дыхания логопед проводит работу, направленнуюна дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Необходимо сделать ротовой выдох по возможности более произвольным, длительным, ритмичным. Все упражнения ребенок выполняет с помощью логопеда.

Для формирования удлиненного произвольного выдоха через нос логопед учит правильно сморкаться.

Наконец, очень важно научить ребенка произвольно вдыхать через нос и выдыхать через рот.

Позже, в момент ротового выдоха, логопед произносит различные голосовые звуки (сначала шепотом, потом громко), стимулируя ребенка подражать ему. С целью увеличения длины ротового выдоха ребенок произносит постепенно удлиняющиеся цепочки гласных на одном выдохе.

При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях движений диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводится до еды, в хорошо проветренном помещении.

А. Без движения конечностей туловища (статические)

  1. Лежа на спине с выпрямленными или несколько согнутыми (для расслабления мышц живота) ногами, руки вдоль туловища. Глубокий вдох с выпячиванием живота и глубокий выдох с втягиванием живота.
  2. То же, сидя на стуле, расслабив по возможности мышцы рук и ног. Если ребенку трудно самому в позе сидя расслабить мышцы конечностей, методисту следует применить потряхивание последних с помощью приема Фелпса (рука методиста захватыет проксимальный отдел предплечья или голени и медленно, ритмично потряхивает их).
  3. То же, из и. п. стоя. В ряде случаев методист должен помочь ребенку с помощью приемов Фелпса, точечного массажа, способствующего, например, снижению тонуса приводящих мышц бедер или приведению плеча и т. д. Наконец, в некоторых случаях следует медленно покачивать все тело ребенка, обхватив его плечи и отводя надплечья назад.
  4. Стоя, сидя или лежа выполнять ритмичное носовое дыхание с закрытым ртом в привычном для больного темпе, 30—60 с.
  5. При зажатой одной ноздре — ритмичное дыхание через другую ноздрю.
  6. Выдох через резиновую трубку, второй конец которой опущен в сосуд с водой.
  7. Равномерное дыхание с вдохом через нос и удлиненным выдохом через рот, имитирующим задувание свечи.
  8. Медленный вдох через нос, выдох одним быстрым движением через рот, затем задержка дыхания.

Б. В сопровождении движений конечностей, туловища (динамические)

  1. Лежа на спине, сидя или стоя. Руки опущены, ноги вместе. Поднимание рук через стороны вверх — вдох, возвращение в и. п.
  2. Лежа на спине. Поднимание рук вверх и опускание их вдоль головы — вдох. При возвращении в и. п. — выдох.
  3. То же. Поочередное поднимание ноги или ног — выдох, при опускании ноги — вдох.
  4. То же. Переход в положение сидя — выдох. Возвратиться в и. п. 6—8 раз. Сначала выполняется с помощью опоры на руки — вдох.
  5. Сидя или стоя. Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклон туловища вперед или в стороны — выдох, возвращение в и. п. — вдох.
  6. Сидя или стоя. Ноги вместе, руки на поясе. Повороты туловища в стороны. При выполнении упражнения — выдох, при возвращении в и. п. — вдох.
  7. Стоя. Ноги вместе, руки на поясе. Приседание — выдох, возвращение в и. п. — вдох.

Наш опыт работы (А. Е. Штеренгерц) показал высокую эффективность логопедической ритмики по методике Анашкина (1980) для улучшения функции дыхания.

С. А. Бортфельд (1971) подчеркивает необходимость подбора правильного и. п., так как от этого изменяются условия для дыхания.

М. Мачек с соавторами (1964) наблюдали положительный лечебный эффект при обучении больного правильному дыханию под счет, выполняя вдох и выдох с различной длительностью и скоростью. Быстрый вдох на 1—2 счета с медленным выдохом 3—4 счета или медленный вдох (на 4 счета) и быстрый выдох (на 1—2 счета), спокойный вдох и выдох (на 2—4 счета каждый) либо вдох с остановками, а выдох спокойный или вдох спокойный, выдох с остановками и т. д.

Все эти упражнения нужно выполнять из разных и. п., так как при этом изменяются условия для дыхания. Так, например, в положении лежа на спине затруднен выдох, так как требуется дополнительное усилие для сокращения мышц живота. Брюшное дыхание затруднено и при сидении. При выпрямлении туловища преобладает верхнее грудное дыхание, а нижнее грудное — при расслаблении мышц живота. В положении лежа на боку выдох производится свободнее, чем вдох. Максимальные величины жизненной емкости легких (ЖЕЛ) наблюдаются в положении стоя. Таким образом, способ дыхания влияет на осанку, а осанка — на способ дыхания.

Серию упражнений, направленных на нормализацию дыхания, можно проводить и изолированно, без последующих упражнений на развитие движений. Выполнять дыхательные упражнения особенно важно во время пребывания на курорте, расположенном на берегу моря. Морской воздух оказывает благотворное влияние на дыхательные пути, резко улучшает возможности вентиляции легких.

Упражнения по 5—10 мин следует выполнять утром и вечером. Родители ребенка могут сами на берегу моря или озера проводить необходимые дыхательные упражнения утром, днем и вечером. Нельзя, однако, делать их на солнце три высокой температуре воздуха, когда возможен перегрев тела, а дыхательные упражнения могут вызвать гипервентиляцию.

Если ребенку назначают грязелечение, то интенсивность дыхательной гимнастики следует несколько снизить с тем, чтобы не возникло состояния гипервентиляции, во время которого применение грязей — очень сильного раздражителя может вызвать судорожный припадок или повышение внутричерепного давления. Поэтому из предложенных выше упражнений, выбирают такие, которые в наименьшей степени могут способствовать гипервентиляции.

Особое внимание должно быть уделено обучению ребенка расслаблению мышц.

Важным разделом логопедической работы при ДЦП является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Эту работу начинают с первых месяцев жизни больного ребенка, что имеет большое значение для его общего соматического состояния, а также для стимуляции голосовых реакций.

Логопед-дефектолог Стаценко Лариса Викторовна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ДЫХАНИЯ

У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Важным разделом логопедической работы при ДЦП является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Эту работу начинают с первых месяцев жизни больного ребенка, что имеет большое значение для его общего соматического состояния, а также для стимуляции голосовых реакций.

Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы, и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания.

Логопед сначала проводит с ребенком пассивные дыхательные упражнения. Во время проведения дыхательной гимнастики можно напевать тихую плавную мелодию или спокойно, ласково рассказывать что-либо ребенку.

Ребенок лежит на спине. Путем легкого поглаживания тела и верхнего плечевого пояса, потряхивания конечностей ребенка, достигают некоторого расслабления его скелетной мускулатуры. Захватив кисти ребенка и слегка потряхивая ими, логопед разводит руки в стороны, поднимает их вверх (вдох), затем опускает вперед, прижимая руки к туловищу и легко надавливая на грудную клетку (выдох).

Ребенок лежит на спине. В ритме дыхания, осторожно потряхивая ноги ребенка, их вытягивают, разгибают (при этом происходит вдох), а сгибание их в коленях и приведение к животу усиливает и удлиняет выдох. Для активизации работы диафрагмы это упражнение можно проводить, заведя руки ребенка под голову.

Одновременно с поворотом головы ребенка в сторону логопед отводит в соответствующую сторону и его руку (вдох). Слегка потряхивая руку, возвращает руку и голову в исходное положение (выдох). Это упражнение способствует выработке ритмичности движения и дыхания.

В положении ребенка лежа или сидя логопед кладет свои руки на грудные мышцы ребенка, прислушивается к ритму дыхания. В момент выдоха нажимает на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху (в течение нескольких секунд). Это упражнение способствует более удлиненному выдоху и глубокому и быстрому вдоху.

Ребенок лежит или сидит. Перед его лицом создают движение воздуха, ветерок, что усиливает глубину вдоха.

Ребенка просят как можно дольше задержать вдох, добиваясь таким образом более быстрого и глубокого вдоха и медленного выдоха.

В зависимости от возраста и функциональных возможностей длина вдоха и выдоха устанавливается индивидуально. При выполнении любого пассивного движения желательно проводить афферентную стимуляцию различных анализаторов (слухового, зрительного, кинестетического). Активизируя деятельность ребенка, необходимо сосредоточить его внимание на выполнении упражнения. Ребенок должен не только ощутить движение, но и услышать речевую инструкцию к нему и, по возможности, увидеть его выполнение (в зеркале).

Логопед надавливает на плечи сидящему ребенку и предлагает ему подняться. Ребенок, пытаясь сделать это, сильно упирается ногами в пол, выпрямляет спину, останавливает дыхание. Логопед, ослабив давление, дает ему подняться. В это время ребенок непроизвольно делает глубокий выдох. Такое упражнение повторяют не менее пяти раз, до получения контролируемого выдоха. Незаметно для себя ребенок уже и вдох делает глубже, чем вначале.

Логопед легко надавливает сидящему ребенку на спину и предлагает ему опрокинуться назад на руки. Ребенок вынужден сильно напрячь мышцы живота, конечностей, межреберные мышцы и задержать вдох. Позволив ребенку откинуться назад, логопед добивается непроизвольного глубокого выдоха. После ряда попыток ребенок повторяет глубокий выдох уже сознательно. В определенный момент ребенку предлагают повторить вслед за логопедом озвученный выдох, напоминающий стон (слышимое фонаторное усилие).

Перечисленные и другие упражнения углубляют дыхание, делают его более ритмичным усиливают вентиляцию легких, способствуют функционированию дыхательного центра. Но все они являются только необходимой подготовкой для дальнейшей работы над постановкой и развитием речевого дыхания.

При развитии речевого дыхания логопед проводит работу, направленную на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Необходимо сделать ротовой выдох по возможности более произвольным, длительным, ритмичным. Все упражнения ребенок выполняет с помощью логопеда.

Для формирования удлиненного произвольного выдоха через нос логопед учит правильно сморкаться.

Наконец, очень важно научить ребенка произвольно вдыхать через нос и выдыхать через рот.

Позже, в момент ротового выдоха, логопед произносит различные голосовые звуки (сначала шепотом, потом громко), стимулируя ребенка подражать ему. С целью увеличения длины ротового выдоха ребенок произносит постепенно удлиняющиеся цепочки гласных на одном выдохе.

При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях движений диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводится до еды, в хорошо проветренном помещении.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.