Как научить ребенка с дцп ползать на четвереньках


Ползание – это приобретенный рефлекс, которым рано или поздно овладевает каждый младенец. Происходит это примерно в полгода, а до этого ребенку предстоит научиться поворачиваться на бочок, спинку и животик, держать головку и сидеть.

Увы, не всегда период обучения ползанию протекает безоблачно. Это весьма сложный для малыша процесс, поэтому в такие моменты родители должны всегда быть рядом с ним и помогать. Для этого нужно знать, как правильно и быстро научить своего ребенка ползать после достижения им 6 месяцев, какие занятия с ним проводить, и насколько часто нужно упражняться.


Когда дети начинают ползать?

Детские психологи и педиатры считают вопрос о том, когда ребенок должен научиться ползать, некорректным. Это сугубо индивидуально, максимально точно ответить не сможет дать ни один специалист.

Также стоит учитывать, что девочки, развиваясь быстрее, чем мальчики, начинают обучаться ползанию раньше. Этот процесс протекает у них проще, даже веселее и активнее.

Немаловажное значение в данном вопросе имеет наследственность. Если кто-то из родителей начал делать первые ползки с запозданием, значит, малыш вполне может перенять у мамы или папы эту черту. Ему можно помочь справиться с обучением намного быстрее, если заниматься с ним хотя бы по 10-15 минут в день.

Польза передвижения по-пластунски и на четвереньках

Передвижения по-пластунски или на четвереньках одинаково полезны для малыша. Прежде всего тем, что:


Это крайне важно для того, чтобы ребенок впоследствии мог нормально сидеть, ходить, заниматься физической активностью.

  • Регулируется координация движений. Малыш начинает постепенно осваивать особенности ориентирования в пространстве, понимает, куда ему нужно двигаться, а также изучает, как расставлены предметы в доме, что тоже немаловажно.
  • Развивается самостоятельность. Ползая, малыш детально и подробно изучает все, что находится вокруг него. Впоследствии, когда научится ходить, он без труда будет ориентироваться в окружающем его пространстве, и самостоятельно достигать интересующего его места в доме.
  • Физиологическая готовность малыша, и как учить ребенка ползать в раннем возрасте

    Очень важно обратить внимание на то, готов ли ребенок физиологически и психологически к такому важному этапу, как обучение ползанию. Это зависит от возраста малыша, что обязательно должно приниматься в расчет родителями крохи.


    Этот период сопровождается повышенной активностью движений малыша. Чтобы подготовить его к ползанию, необходимо как можно чаще упражняться с ним в перевороте на бочок, привлекая его внимание к игрушке или другим интересным предметам.

    Малыши в 6 месяцев уже, как правило, активно учатся поворачиваться на бок, или даже на животик и спинку. Сидеть им пока тяжело, поэтому родители должны поддерживать равновесие крохи, придерживая его спинку руками. Чтобы малыш мог сидеть, его нужно обложить подушками со стороны спины и по бокам.


    Занятия нужно проводить в игровой форме. Чтобы заинтересовать младенца, можно использовать гимнастический мячик – фитбол.

    Дети в 7 месяцев проявляют особый интерес к передвижениям ползком. Они могут перемещаться на животике, по-пластунски или на четвереньках.

    Если кроха не может справиться с последним этапом, то мама должна ему в этом помочь. Чтобы заставить малыша ползать на четвереньках, нужно соорудить небольшой тоннель или преграду. Таким образом, у младенца не будет иного выбора, кроме как преодолеть внезапно возникшее препятствие.

    В 8 месяцев детки уже ползают во всю, а также пытаются вставать на ножки. Сначала при помощи мамы или папы, либо посредством держания за прочную опору, а затем – самостоятельно. Мама должна дать крохе больше простора для активности, чтобы ему было где гулять.

    Можно проводить такие упражнения на свежем воздухе, расстелив для ребенка мягкое покрывало или одеяло. При этом мама должна находиться всегда рядом, поддерживать младенца, направлять его, координировать его движения, если это необходимо.

    Заниматься с малышом нужно регулярно. Поначалу следует проводить упражнения 2-3 раза в неделю. Постепенно нужно приучить его делать это ежедневно. 10-15 минут будет достаточно, однако, исходить нужно из желаний самого крохи.


    Практические советы, как научить ребенка ползать на четвереньках в 6-7 месяцев

    Есть несколько действенных способов, при помощи которых можно научить малыша двигаться ползком на четвереньках.

    Домашний массаж подразумевает:

    • скрещивание ручек младенца на уровни груди;
    • сгибание-разгибание ножек;
    • переворачивания крохи с животика на спинку или наоборот несколько раз подряд;
    • поглаживания, растирания, похлопывания, пощипывания спинки, ягодиц;
    • поглаживание животика, особенно в области пупка;
    • подъемы прямых ножек вверх.

    Если родители пока боятся проводить подобные сеансы массажа, то на помощь им придет профессиональный массажист.

    Некоторые малыши могут передвигаться по кровати или в манеже, но попадая на более просторную площадь, они пугаются или теряются. Чтобы приободрить кроху, мама может показать ему наглядный пример, как ползать, например, по полу. Важно сопровождать этот процесс веселыми, завлекающими комментариями, ведь малыш уже начинает понимать, что ему говорят.

    Из фанерного желоба, обитого поролоном и покрытого кожзамом, можно соорудить специальный тренажер. Он состоит из нескольких секций, ширина которых равна 40 см, а длина – 1 м. Для начала новорожденному разрешается ползать на маленькие расстояния.


    По мере его взросления дистанция постепенно увеличивается, что позволяет крохе максимально приспособиться к такому способу передвижения.

    Несколько полезных упражнений, которые помогут младенцу освоить процесс ползания:

    1. Положить ребенка на животик, а над его головкой повесить погремушку так, чтобы он мог до нее дотянуться. Чтобы это сделать, ребенку нужно будет напрячь мышцы грудной клетки и податься немного вперед.
    2. Скатать из детского одеяла маленький валик, подложить его под грудь младенца. Его ручки должны свисать, а ноги и живот – находиться на прямой поверхности. Так кроха сможет брать подвешенную погремушку обеими руками.
    3. В этом процессе будут задействованы оба родителя. Поставить ребенка на пол на четвереньки. Мама держит кроху за ручки, папа – за ножки. Синхронно передвигать конечности младенца, имитируя ползание.

    Заниматься нужно регулярно, поскольку единичные тренировки не дадут быстрого результата.


    Отработка навыков ползания для детей с ДЦП

    Детки с ДЦП требуют более тщательного продумывания плана упражнений. Прежде всего, упор необходимо делать на укрепление мышц и костей рук, а когда они окрепнут, малышу будет намного проще подтягивать ножки, затем – вставать на коленки.

    Важно следить за перемещением ручек и ножек младенца с церебральным параличом. Если он вытягивает вперед правую руку, то движение в это время должно осуществляться левой ногой, и наоборот.

    Такое обучение ребенка, больного церебральным параличом, может длиться годы. Если родители сами не могут обеспечить малыша всем необходимым оборудованием, необходимо записаться в специальный центр реабилитации, если есть такая возможность.

    Важно дать ребенку не только физическую возможность передвигаться на четвереньках, но и психологический стимул. Это должны делать мама и папа совместно со специалистом.

    Роль родителей в успешной реабилитации ребенка с ДЦП исключительно велика. Каждодневные усилия мам и пап помогают правильному формированию суставно-связочного аппарата ребенка, развивают моторику, укрепляют мышцы.

    Главное условие эффективности родительской помощи – постоянство, периодичность и дозированность усилий. Занятия с ребенком, больным ДЦП, должны быть каждодневными. Рекомендации касательно интенсивности и продолжительности упражнений можно получить у лечащего врача. Публикуемые ниже советы носят общий характер и не должны восприниматься как детальная инструкция по реабилитации всех детей с церебральным параличом.

    Как научить ребенка с ДЦП держать голову поднятой?

    1. Положите ребенка на горизонтальную поверхность на живот, лицом вниз. Малыш постарается приподнять голову и плечи – это естественная реакция. Слегка прижмите плечи и грудь ребенка к опорной поверхности, и он постарается поднять голову.

    Повторите упражнение несколько раз, понемногу увеличивая время самостоятельного удержания ребенком головы. Так тренируются мышцы спины и шеи.

    2. Уложите ребенка на спину на плоскую поверхность. Аккуратно и осторожно возьмите его за руки и немного приподнимите, подтягивая к себе – до положения полусидя. Так же медленно верните ребенка в исходное положение. Это упражнение тренирует мышцы, сгибающие шею вперед и обеспечивающие свободу движений головой.


    Научите ребенка с ДЦП опираться на руки

    Умение ребенка, страдающего церебральным параличом, опираться на руки и держаться руками, относится к важнейшим. Комплекс опорных навыков необходим для выполнения сложных моторных задач: усаживания, вставания, ходьбы, перемещений ползком и т.д.

    Для выработки умения опираться на локти подберите нетолстую подушку и валик, подложите ребенку под грудь и плечи. Высота подушки должна быть такой, чтобы малыш мог без труда опереться на согнутые в локтях – но не выпрямленные полностью! – руки.

    По мере наработки навыка сделайте подкладку достаточно высокой – чтобы ребенок мог опереться на распрямленные руки. Следите за положением кистей рук встающего! Больным детям свойственно сжимать кисть в кулак. Научите малыша опираться на развернутую ладонь с расставленными пальцами. Придерживайте его корпус, чтобы нагрузка на руки были симметричной.

    Когда руки ребенка окрепнут, а навык удержания тела с опорой на руки выработается, переходите к обучению вставанию с опорой на стул.


    Учим ребенка с ДЦП поворачиваться и переворачиваться

    1. Положите ребенка на спину. Мягко и плотно охватите ногу малыша ниже колена (ближе к голеностопному суставу), согните конечность в коленном и тазобедренном суставах. Держа ножку согнутой и подведя свободную руку под ягодицу, осторожно перекатывайте ребенка в сторону распрямленной ноги.

    Ответной реакцией на воздействие должно стать приподнимание ребенком головы и самостоятельный поворот верхней части туловища вслед за перемещениями таза и ног. При необходимости можно помочь ребенку, взяв его за руку. Однако ощутимо тянуть малыша за руку не нужно: цель упражнения – выработка навыка самостоятельного переворачивания.

    Чередуйте направления движений в упражнении.


    Обучение ребенка с ДЦП садиться и устойчиво сидеть

    Садиться на скамью ребенку с церебральным параличом проще, чем усаживаться на пол. Однако при наличии мышечных спазмов у детей с ДЦП усаживание и сидение на стуле оказывается проблематичным и требует отработки.

    В качестве тренировочного предмета можно использовать одну или несколько плотных диванных подушек.

    2. Встаньте на колени и опустите тело на пятки. Ребенка поставьте спиной к себе так, чтобы его стопы находились слева и справа от одного из ваших колен. Усадите малыша к себе на бедро так, чтобы его спина прижималась к вашему туловищу. Теперь собственно упражнение: придержите ребенка за бедра обеими руками и подайте свой корпус вперед, наклоняя ребенка и одновременно помогая ему встать.

    Упражнение это трудно дается ослабленным детям, поэтому повторяйте его сериями по нескольку подходов, с достаточным отдыхом между сериями.

    3. Сядьте на одеяло, расставьте ноги, усадите ребенка перед собой спиной к себе. Поддерживайте его с двух сторон коленями, не давая завалиться набок. Помогите ему опираться на ваши ноги руками. Привлекая его внимание, заставьте малыша самостоятельно поворачиваться вслед за движениями интересующего его объекта.

    4. Сидя в прежнем положении, положите перед ребенком большой мяч (либо надувную или мягкую игрушку). Когда ребенок возьмется за мяч руками, приподнимите его так, чтобы малыш оказался в устойчивом сидячем положении.

    Приучая ребенка сидеть на стуле, выбирайте модель с подлокотниками. Высота стула должна быть такой, чтобы каждого из суставов (голеностопного, коленного и тазобедренного) составлял 90 градусов.



    Учим ребенка с ДЦП двигаться и ходить

    Движение человека осуществляется ритмично при помощи различных моторных функций. Если у ребенка с ДЦП не развить способностей к поддержанию равновесию и умения слаженно и последовательно двигать конечностями и туловищем, ходить он будет с трудом. Вот почему так важно дать малышу:

    - навыки постуральной адаптации, то есть умение держать осанку, принимать устойчивое положение и использовать руки для защиты от падения;

    - способность к самостоятельному перемещению своего тела и ношению предметов;

    - умение взаимодействовать с окружающей средой, то есть осмысливать информацию, получаемую от сенсорных органов.

    Если ваш малыш научился ходить, опираясь на ваши руки, можно начинать обучение самостоятельному хождению. Для этого встаньте на колени позади ребенка (можно сесть на низкую скамью на колесиках), охватите бедра (не поясницу!) малыша руками и придайте ему легкий вращательный импульс в одну и в другую сторону, побуждая сделать шаг левой или правой ногой.

    Ползать – раньше, чем ходить

    Желание ползать у ребенка, больного детским церебральным параличом, нужно стимулировать. Отнесите игрушку, привлекающую внимание ребенка на полметра или метр от малыша – и он постарается дотянуться до нее самостоятельно. Чтобы облегчить выполнение задачи, можно сделать игровую площадку наклонной, а игрушку класть ниже по склону.

    Помогая ребенку ползти, вы можете приподнять ему движущуюся вперед ногу, чтобы облегчить ее сгибание. Однако не делайте упора для стоп! Рефлекторное выпрямление конечности вряд ли поможет малышу слаженно двигаться.

    Если ползание не дается ребенку, помогите ему дополнительными занятиями. Сядьте на пол, протяните ноги вперед. Малыша уложите поперек ваших ног так, чтобы голову он держал на весу, а руками упирался в пол. Положите перед ним игрушку – он потянется к ней рукой. Передвиньте игрушку чуть дальше – и он постарается дотянуться до нее.

    Для тренировки мышц плечевого пояса, задействованных в ползании, положите ребенка грудью на валик или мяч. Размер валика или мяча следует подобрать так, чтобы малыш уверенно опирался руками о твердую поверхность и мог прилагать усилия к передвижению.

    Научите ребенка с ДЦП удерживаться стоя на коленях

    Неумение держать равновесие и спазм мышц-сгибателей заставляют ребенка с ДЦП принимать неестественное положение при необходимости встать на колени. Тренировочные упражнения, проводимые родителями, позволяют выправить осанку и научить ребенка устойчиво стоять на коленях.

    Упражнение удобно проводить, сидя на полу с согнутой в колене ногой. Вам будет легче, если вы обопретесь поясницей и спиной на боковину кресла. Ваша согнутая нога послужит опорой для ребенка.

    Поставьте малыша на колени лицом к вашей согнутой ноге, причем как можно ближе. Дайте ему взяться руками за ваше колено. Одной рукой придерживайте ребенка в области талии, чтобы он стоял вертикально. В другую руку возьмите игрушку и привлеките внимание малыша.

    По мере наработки навыка проводите тренировку возле низкого столика, пуфика, стула. Контролируйте положение ребенка: его коленные суставы должны быть согнуты под прямым углом, бедра и спина – выпрямлены.

    Первое время малыш будет удерживать себя усилием рук. В дальнейшем постарайтесь отодвигать опору для рук от малыша, воспитывая в нем умение стоять на коленях без дополнительной поддержки.


    Учим ребенка с ДЦП самостоятельно вставать

    Чтобы уверенно вставать из любого положения, ребенок, страдающий ДЦП, должен научиться использовать мышцы ног, особенно ягодицы и разгибатели коленей. Он должен уметь удерживать центр тяжести в проекции между двумя ногами.

    Удобней всего учить ребенка вставать с ваших колен. Встаньте на колени, опуститесь ягодицами на пятки. Посадите себе на колени ребенка – так, чтобы его стопы стояли на полу, а коленные суставы сгибались под прямым углом. Перед ребенком поставьте стульчик с какой-нибудь игрушкой на сиденье. Обратите внимание малыша на игрушку, и когда он потянется к ней, помогите ему встать. Для этого обхватите таз ребенка руками и перемещайте его вперед и вверх. В конце упражнения ноги малыша должны быть полностью выпрямлены.

    Вскоре ребенок научится вставать самостоятельно с опорой рук на стул. Отодвиньте стульчик с игрушкой подальше и продолжайте тренировки. Ваш ученик научится вставать без опоры на руки, и одновременно с подъемом будет делать шаг вперед.

    Учим ребенка с ДЦП вставать, нагружая ноги поочередно

    Таким образом, ребенку с церебральным параличом нужно иметь достаточно развитую мускулатуру туловища для освоения сложного алгоритма вставания. Для выработки умения переносить вес тела на одну ногу, выполняйте упражнения:

    2. Положите ребенка на правый бок. Одной рукой подхватите его левую ногу ниже колена, другой рукой придержите его за талию. Движением руки согните его левую ногу в тазобедренном суставе так, чтобы согнутое колено сместилось вперед. Рукой, лежащей на талии, осторожно подтолкните ребенка вперед, чтобы колено левой ноги уперлось в пол. Зафиксировав положение, вернитесь в исходную позицию. После нескольких повторений проделайте то же упражнение с другой ногой.

    Ребенок с ДЦП уверенно стоит, но не ходит. Что делать?

    Стойкие спазмы мышц при детском церебральном параличе могут затруднить или даже сделать невозможным самостоятельное пешее передвижение больного ребенка. В подобных случаях родителям следует практиковать лечебный массаж и гимнастику. Постоянно и методично выполняемые упражнения на сгибание ног в суставах, а также растягивание мышц и связок не могут не дать результата.

    Если ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, позвольте ему управлять трехколесным велосипедом или педальным автомобилем. Чтобы ноги держались на педалях, используйте специальные крепления (стремена), либо нетуго привязывайте стопы ребенка к педалям.

    Используйте тренажеры с ременными подвесами для больного. Охватывая ноги и корпус, ремни не стесняют движений и позволяют имитировать шаги. Подойдут для тренировок и педальные швейные машины. Удобны и педальные автомобили, имеющие сзади рукоятку и руль. Такой игрушкой управляет взрослый, в то время как ноги ребенка движутся вместе с маятниковыми педалями.

    Что делать, если ребенок с ДЦП не ходит самостоятельно?

    Продолжайте тренировки с поддержкой ребенка. Полуобняв малыша сзади, позвольте ему опереться на вас спиной. Удерживая рукой то одно, то другое колено, поочередно делайте шагательные движения его ногами. Тренируйте его чувство равновесия и способность стоять. Научите ребенка переносить тяжесть с ноги на ногу и уверенно стоять, ослабив нагрузку на одну ногу. Показывайте малышу шаги не только вперед, но и назад, и в сторону.


    Когда на свет появляется долгожданный ребенок, хочется все и сразу: чтобы он подольше был маленьким, но при этом скорее научился говорить.

    Поскорее обсудить с ним новости из школы, но и подольше наблюдать, как он лежит в детской кроватке.

    Родители очень тонко чувствуют каждый этап развития ребенка и начинают беспокоиться, если появляется, как им кажется, задержка.

    В каком возрасте малыши начинают ползать, как поспособствовать этому и какие советы дают опытные педиатры?

    1. Во сколько месяцев дети приступают к ползанию
    2. По-пластунски
    3. На четвереньках
    4. Мальчик
    5. Девочка
    6. Как новорожденный начинает ползать поэтапно
    7. Как быстро научить ползать
    8. В 3-4 месяца
    9. В 5-6 месяцев
    10. В 7-8 месяцев
    11. В 9 месяцев
    12. Упражнения, помогающие освоить навык
    13. Массаж
    14. Советы доктора Комаровского

    Во сколько месяцев дети приступают к ползанию

    Ползание — это процесс, который связан не только с физической и двигательной активностью. Ползая, ребенок познает окружающий мир, у него развиваются органы чувств, мышление, логика, воображение.

    Когда ребенок должен самостоятельно встать на четвереньки и поползти в сторону интересного предмета, вопрос довольно сложный. Очень важно понять, что возрастной диапазон широк, хотя бы потому, что вес и рост детей в одном возрасте разнится.

    В целом же, нормой называют период от 5 до 9 месяцев, когда ребенок начинает переворачиваться и видеть отдаленные предметы.

    Обратите внимание! Это совершенно не означает, что как только с момента выписки из роддома прошло 5 месяцев, надо бить тревогу.

    Возраст, когда дети начинают ползать, зависит еще и от типа передвижения.

    Это самый забавный вид ползания, который вызывает у родителей лишь смех и умиление. Тем не менее, ползание по-пластунски — это первые шаги ребенка к самостоятельному передвижению.

    Суть его в том, что становиться на четвереньки ребенок не пытается, а ползет прямо на животе, опираясь на локоть и сгибая одну ножку. Происходит это обычно в 5-7 месяцев. Ползание по-пластунски называют промежуточным этапом между лежанием на животе, переворачиванием и ползанием на четвереньках.


    Ползание на четвереньках педиатры называют самым удобным, полезным и полноценным способом передвижения. Иногда малыши минуют этот этап, переходя от лежания на животе сразу к ходьбе: это не критично, но не желательно.

    На четвереньках дети пытаются ползать, в основном, с полугода.

    Развитие мальчиков чуть медленнее, чем девочек. Их интерес к ползанию может не проявляться вплоть до 10 месяцев, и страшного в этом ничего нет.

    Всем известно, что девочки опережают мальчиков в развитии, особенно на первом году жизни. Примерно в 3-4-месячном возрасте девочки начинают переворачиваться на животик, смотреть по сторонам, изучать окружающие предметы. Самые активные девочки могут начать ползать уже в 5 месяцев.

    Как новорожденный начинает ползать поэтапно


    Первые месяцы жизни малыш обычно проводит в закрытом пространстве: кроватке, например.

    Когда родители начинают выпускать ребенка на коврик, на диван, да и вообще из кроватки, только тогда он обнаруживает, что есть еще что-то за ее пределами.

    Он начинает разглядывать окружающий мир, предметы. Когда любопытство достигает пика, у ребенка возникает желание не только посмотреть, но и пощупать.

    Примерно в 3-месячном возрасте малыш пытается перевернуться со спинки на животик. Так ему легче глазеть по сторонам.

    После этого ребенок пытается двигаться к интересным штукам на животике, шевеля при этом ручками и ножками. Это может продолжаться целый месяц. Таким образом ребенок может перемещаться вперед, назад, влево и вправо.

    Затем малыш пытается найти опору в локтях или коленках, пытается встать на четвереньки. Иногда перед этим он ползает на одной ножке, ручке, только на ручках — как ему удобно. Это может произойти и сразу после переворота на животик, и через несколько месяцев.

    Иногда, если ребенка редко выпускают из кроватки, и он не знает, что там его ждет, он вообще не проявляет активности. Такое возможно и если опорно-двигательный и мышечный аппарат развиваются медленно.

    После этого ребенок пытается встать и двигаться на четвереньках в разные стороны очень поздно, в 10-12-месячном возрасте, а иногда и вовсе сразу пытается встать на ноги сразу после переворота на живот.

    Как быстро научить ползать


    Обучать ребенку ползанию не обязательно, но некоторые родители нетерпеливы, и приступают к обучению рано.

    В 3 месяца ребенок еще не способен к обучению, потому что плечевой пояс совсем не окреп.

    В 4-месячном возрасте некоторые любопытные малыши уже пытаются встать на ручки.

    Чтобы ребенок научился ползать, можно поспособствовать этому следующим образом:

    • Делать специальный массаж: поглаживать от конечностей к центру животика.
    • Взять малыша двумя руками так, чтобы руки оказались на грудной клетке, а ребенок смотрел вниз или вперед. В таком положении ребенка приподнимают и покачивают из стороны в сторону.
    • Упражнения с фитболом. Уложить ребенка на мяч на животик и, придерживая за ножки, покачивать в разные стороны.

    Теоретически, в 4 месяца ребенок еще не может ползать, но первый интерес к этому и попытки появиться могут.

    Залогом успеха в этом возрасте будет побуждение ребенка к ползанию и укрепление всех мышц. Для этого хорошо подходят упражнения:

    • Сгибание и разгибание ручек.
    • Поднимания ног, лежа на спине.
    • Подъем за ручки в положение сидя из положения лежа.
    • Переворачивание со спины на живот.
    • Отведение плеч назад.
    • Поочередное сгибание ножек, как езда на велосипеде.
    • Отведение обоих ножек в сторону.
    • Уложить ребенка на стол, взять за стопы и совершать поступательные движения, опуская стопы на стол полностью;
    • Выбрать привлекательную игрушку, за которой ребенок будет с удовольствием ползти.

    В 6-месячном возрасте многие детки совершают первые ползания.

    Важно! Хорошо, если среди ваших знакомых есть малыш, который уже умеет ползать. Вы можете пригласить его в гости, и тогда ваш ребенок, следуя примеру гостя, может научиться этому навыку.

    Важно! Если в 9 месяцев ребенок еще не умеет ползать, следует показать его ортопеду. Если осмотр показал, что все в норме, значит, нужно придерживаться тех же правил: проводить упражнения, делать массаж.

    Упражнения, помогающие освоить навык

    1. Стойка на выпрямленных руках.

    Малыша нужно уложить на пол и помочь опереться на ручки.

    2. Работа руками.

    Разложите любимые игрушки ребенка на полу. Сформируйте из одеяльца или полотенца валик, положите его недалеко от игрушек под грудь ребенка. Руки малыша будут свободны, и он будет пытаться дотянуться до игрушек.

    3. Поза на четвереньках.

    Для этого упражнения может понадобиться мягкий валик или надувной мячик. Опору помещают под животик малыша, чтобы ручки и ножки свободно свисали с обеих сторон.

    4. Достать погремушку.

    Ребенок укладывается на животик, а над ним вешают погремушку достаточно близко к лицу. Малыш будет пробовать достать ее ручками.

    5. Стойка на коленях.

    Иногда дети минуют стойку на коленях и предпринимают попытки сразу встать на стопу. Чтобы помочь им встать на четвереньки, нужно крепко ухватить его одной рукой в области подмышек, а второй согнуть колени и аккуратно опускать на мягкую поверхность (например, диван).

    6. Упражнение с матрасом.

    Уложите небольшой матрас на пол так, чтобы ребенок локтями опирался на него, а нижняя часть тела была за его пределами. Встаньте напротив ребенка, возьмитесь за край матраса и медленно двигайте его на себя. Ребенок, чтобы не упасть, начнет передвигать ноги, опираясь на колени.

    Массаж

    Массаж иногда играет ключевую роль в обучении ползанию, помогает стимулировать мышечный и опорно-двигательный аппарат, приводит в тонус.

    Существуют некоторые правила проведения массажа:

    • Проветрите помещение перед тем, как начать сеанс. Температура в комнате должна быть не сильно низкой, но свежесть и прохлада — лучшие спутники массажа.
    • Обязательно подождите, чтобы после последнего приема пищи ребенка прошло минимум 60 минут.
    • Не приступайте к массажу, если малыш сонный или капризный.
    • Не переусердствуйте с массажными средствами: руки можно лишь слегка смочить массажным маслом или вазелином.
    • Не делайте резких и грубых движений.
    • Обязательно помойте руки перед началом массажа теплой водой, чтобы ребенку не было холодно от прикосновений.

    Сама процедура массажа должна быть направлена на нормализацию кровотока. Ребенка нужно уложить на мягкую поверхность (плед или одеяло). Первые движения должны быть мягкие, аккуратные, плавные, а сам процесс в первое время должен не превышать 7-10 минут. Со временем длительность массажа можно повышать на 1-2 минуты.

    • Массирующие движения вначале делаются на спине по направлению от плеч к бокам, с каждым разом руки массажиста должны опускаться ниже. На пояснице движения меняются на поглаживания: плавные ровные движения совершаются ладонями от пояса к подмышкам.
    • Поглаживания должны чередоваться разминательными движениями. Каждую манипуляцию проводят 10-30 раз с равным интервалом между действиями.
    • Обязательно нужно пройтись по спине ребром ладоней, не нажимая и не прилагая особых усилий.
    • Затем карапуз переворачивается на спину, а массажист начинает аккуратно мять стопы и пальчики, двигаясь к паховой области.
    • Руки массируются таким же способом — от ладошек к плечам.

    Советы доктора Комаровского


    Известный по всей стране доктор Евгений Комаровский дает один большой совет: не обращайте внимание на соседских карапузов и не торопитесь диагностировать у своего крохи отставание в развитии.

    Каждый ребенок — уникален, и если он пропускает какую-то ступень развития или запаздывает, ничего страшного в этом нет, если врач не обнаружит патологии.

    В целом же, это не очень хорошо, но поощрять такое поведение не стоит.

    Комаровский говорит, что порой родители сами подгоняют ребенка, чтоб он быстрее встал и пошел, и заставляют тем самым пропустить стадию ползания.

    Один из действенных способов научить и приучить ребенка ползать — ползать вместе с ним, а не пытаться взять его за руку и поставить на ножки, чтобы он быстрее пошел. Особенно важен этап ползания для детей с лишним весом.

    Комаровский уверяет, что в норме ребенок должен начать проявлять интерес к ползанию в 5-6 или 7-8 месяцев, а после этого возраста его следует показать врачу, если он не торопится с этим навыком. Важно стимулировать желание ползти — мотивировать яркой игрушкой, к примеру, обязательно делать массаж.

    Важно! Заставлять и насильно ставить ребенка на четвереньки нельзя — это лишь вызовет страх, протест и нежелание делать то, что от него требуют.

    Родителям кажется, что они лучше знают, когда ребенок должен ползать, в какой позе ему будет лучше и удобнее, но это совсем не так. Малышу известно, когда и где ползать охотнее. Советы родителям от доктора Комаровского:

    1. Обеспечьте мягкое просторное место на полу;
    2. Продемонстрируйте личный пример;
    3. Используйте игрушки для мотивации, но не кладите их на большом расстоянии;
    4. Включайте веселую ритмичную музыку;
    5. Делайте разнообразную гимнастику и массаж ежедневно, меняйте движения каждый день;
    6. Не спешите. Не нужно класть ребенка на животик, включать музыку и подталкивать его, чтоб он скорее пополз. Дайте возможность полежать, посмотреть по сторонам, привыкнуть к пространству, заметить игрушки, и тогда ребенок сам проявит инициативу.

    Дети — это маленькие личности, и все их характеристики, в том числе — физиологические, индивидуальны. Не обращайте внимания на соседских малышей, которые вовсю ползают и ходят, не требуйте от ребенка того, чего хотите вы.

    Если врач-ортопед после осмотра сделал заключение, что с развитием все в порядке, продолжайте стимулировать ребенка, поощрять и помогать ему, но не принуждайте и не заставляйте.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.