Как научить сидеть ребенка с тяжелой формой дцп

Роль родителей в успешной реабилитации ребенка с ДЦП исключительно велика. Каждодневные усилия мам и пап помогают правильному формированию суставно-связочного аппарата ребенка, развивают моторику, укрепляют мышцы.

Главное условие эффективности родительской помощи – постоянство, периодичность и дозированность усилий. Занятия с ребенком, больным ДЦП, должны быть каждодневными. Рекомендации касательно интенсивности и продолжительности упражнений можно получить у лечащего врача. Публикуемые ниже советы носят общий характер и не должны восприниматься как детальная инструкция по реабилитации всех детей с церебральным параличом.

Как научить ребенка с ДЦП держать голову поднятой?

1. Положите ребенка на горизонтальную поверхность на живот, лицом вниз. Малыш постарается приподнять голову и плечи – это естественная реакция. Слегка прижмите плечи и грудь ребенка к опорной поверхности, и он постарается поднять голову.

Повторите упражнение несколько раз, понемногу увеличивая время самостоятельного удержания ребенком головы. Так тренируются мышцы спины и шеи.

2. Уложите ребенка на спину на плоскую поверхность. Аккуратно и осторожно возьмите его за руки и немного приподнимите, подтягивая к себе – до положения полусидя. Так же медленно верните ребенка в исходное положение. Это упражнение тренирует мышцы, сгибающие шею вперед и обеспечивающие свободу движений головой.


Научите ребенка с ДЦП опираться на руки

Умение ребенка, страдающего церебральным параличом, опираться на руки и держаться руками, относится к важнейшим. Комплекс опорных навыков необходим для выполнения сложных моторных задач: усаживания, вставания, ходьбы, перемещений ползком и т.д.

Для выработки умения опираться на локти подберите нетолстую подушку и валик, подложите ребенку под грудь и плечи. Высота подушки должна быть такой, чтобы малыш мог без труда опереться на согнутые в локтях – но не выпрямленные полностью! – руки.

По мере наработки навыка сделайте подкладку достаточно высокой – чтобы ребенок мог опереться на распрямленные руки. Следите за положением кистей рук встающего! Больным детям свойственно сжимать кисть в кулак. Научите малыша опираться на развернутую ладонь с расставленными пальцами. Придерживайте его корпус, чтобы нагрузка на руки были симметричной.

Когда руки ребенка окрепнут, а навык удержания тела с опорой на руки выработается, переходите к обучению вставанию с опорой на стул.


Учим ребенка с ДЦП поворачиваться и переворачиваться

1. Положите ребенка на спину. Мягко и плотно охватите ногу малыша ниже колена (ближе к голеностопному суставу), согните конечность в коленном и тазобедренном суставах. Держа ножку согнутой и подведя свободную руку под ягодицу, осторожно перекатывайте ребенка в сторону распрямленной ноги.

Ответной реакцией на воздействие должно стать приподнимание ребенком головы и самостоятельный поворот верхней части туловища вслед за перемещениями таза и ног. При необходимости можно помочь ребенку, взяв его за руку. Однако ощутимо тянуть малыша за руку не нужно: цель упражнения – выработка навыка самостоятельного переворачивания.

Чередуйте направления движений в упражнении.


Обучение ребенка с ДЦП садиться и устойчиво сидеть

Садиться на скамью ребенку с церебральным параличом проще, чем усаживаться на пол. Однако при наличии мышечных спазмов у детей с ДЦП усаживание и сидение на стуле оказывается проблематичным и требует отработки.

В качестве тренировочного предмета можно использовать одну или несколько плотных диванных подушек.

2. Встаньте на колени и опустите тело на пятки. Ребенка поставьте спиной к себе так, чтобы его стопы находились слева и справа от одного из ваших колен. Усадите малыша к себе на бедро так, чтобы его спина прижималась к вашему туловищу. Теперь собственно упражнение: придержите ребенка за бедра обеими руками и подайте свой корпус вперед, наклоняя ребенка и одновременно помогая ему встать.

Упражнение это трудно дается ослабленным детям, поэтому повторяйте его сериями по нескольку подходов, с достаточным отдыхом между сериями.

3. Сядьте на одеяло, расставьте ноги, усадите ребенка перед собой спиной к себе. Поддерживайте его с двух сторон коленями, не давая завалиться набок. Помогите ему опираться на ваши ноги руками. Привлекая его внимание, заставьте малыша самостоятельно поворачиваться вслед за движениями интересующего его объекта.

4. Сидя в прежнем положении, положите перед ребенком большой мяч (либо надувную или мягкую игрушку). Когда ребенок возьмется за мяч руками, приподнимите его так, чтобы малыш оказался в устойчивом сидячем положении.

Приучая ребенка сидеть на стуле, выбирайте модель с подлокотниками. Высота стула должна быть такой, чтобы каждого из суставов (голеностопного, коленного и тазобедренного) составлял 90 градусов.



Учим ребенка с ДЦП двигаться и ходить

Движение человека осуществляется ритмично при помощи различных моторных функций. Если у ребенка с ДЦП не развить способностей к поддержанию равновесию и умения слаженно и последовательно двигать конечностями и туловищем, ходить он будет с трудом. Вот почему так важно дать малышу:

- навыки постуральной адаптации, то есть умение держать осанку, принимать устойчивое положение и использовать руки для защиты от падения;

- способность к самостоятельному перемещению своего тела и ношению предметов;

- умение взаимодействовать с окружающей средой, то есть осмысливать информацию, получаемую от сенсорных органов.

Если ваш малыш научился ходить, опираясь на ваши руки, можно начинать обучение самостоятельному хождению. Для этого встаньте на колени позади ребенка (можно сесть на низкую скамью на колесиках), охватите бедра (не поясницу!) малыша руками и придайте ему легкий вращательный импульс в одну и в другую сторону, побуждая сделать шаг левой или правой ногой.

Ползать – раньше, чем ходить

Желание ползать у ребенка, больного детским церебральным параличом, нужно стимулировать. Отнесите игрушку, привлекающую внимание ребенка на полметра или метр от малыша – и он постарается дотянуться до нее самостоятельно. Чтобы облегчить выполнение задачи, можно сделать игровую площадку наклонной, а игрушку класть ниже по склону.

Помогая ребенку ползти, вы можете приподнять ему движущуюся вперед ногу, чтобы облегчить ее сгибание. Однако не делайте упора для стоп! Рефлекторное выпрямление конечности вряд ли поможет малышу слаженно двигаться.

Если ползание не дается ребенку, помогите ему дополнительными занятиями. Сядьте на пол, протяните ноги вперед. Малыша уложите поперек ваших ног так, чтобы голову он держал на весу, а руками упирался в пол. Положите перед ним игрушку – он потянется к ней рукой. Передвиньте игрушку чуть дальше – и он постарается дотянуться до нее.

Для тренировки мышц плечевого пояса, задействованных в ползании, положите ребенка грудью на валик или мяч. Размер валика или мяча следует подобрать так, чтобы малыш уверенно опирался руками о твердую поверхность и мог прилагать усилия к передвижению.

Научите ребенка с ДЦП удерживаться стоя на коленях

Неумение держать равновесие и спазм мышц-сгибателей заставляют ребенка с ДЦП принимать неестественное положение при необходимости встать на колени. Тренировочные упражнения, проводимые родителями, позволяют выправить осанку и научить ребенка устойчиво стоять на коленях.

Упражнение удобно проводить, сидя на полу с согнутой в колене ногой. Вам будет легче, если вы обопретесь поясницей и спиной на боковину кресла. Ваша согнутая нога послужит опорой для ребенка.

Поставьте малыша на колени лицом к вашей согнутой ноге, причем как можно ближе. Дайте ему взяться руками за ваше колено. Одной рукой придерживайте ребенка в области талии, чтобы он стоял вертикально. В другую руку возьмите игрушку и привлеките внимание малыша.

По мере наработки навыка проводите тренировку возле низкого столика, пуфика, стула. Контролируйте положение ребенка: его коленные суставы должны быть согнуты под прямым углом, бедра и спина – выпрямлены.

Первое время малыш будет удерживать себя усилием рук. В дальнейшем постарайтесь отодвигать опору для рук от малыша, воспитывая в нем умение стоять на коленях без дополнительной поддержки.


Учим ребенка с ДЦП самостоятельно вставать

Чтобы уверенно вставать из любого положения, ребенок, страдающий ДЦП, должен научиться использовать мышцы ног, особенно ягодицы и разгибатели коленей. Он должен уметь удерживать центр тяжести в проекции между двумя ногами.

Удобней всего учить ребенка вставать с ваших колен. Встаньте на колени, опуститесь ягодицами на пятки. Посадите себе на колени ребенка – так, чтобы его стопы стояли на полу, а коленные суставы сгибались под прямым углом. Перед ребенком поставьте стульчик с какой-нибудь игрушкой на сиденье. Обратите внимание малыша на игрушку, и когда он потянется к ней, помогите ему встать. Для этого обхватите таз ребенка руками и перемещайте его вперед и вверх. В конце упражнения ноги малыша должны быть полностью выпрямлены.

Вскоре ребенок научится вставать самостоятельно с опорой рук на стул. Отодвиньте стульчик с игрушкой подальше и продолжайте тренировки. Ваш ученик научится вставать без опоры на руки, и одновременно с подъемом будет делать шаг вперед.

Учим ребенка с ДЦП вставать, нагружая ноги поочередно

Таким образом, ребенку с церебральным параличом нужно иметь достаточно развитую мускулатуру туловища для освоения сложного алгоритма вставания. Для выработки умения переносить вес тела на одну ногу, выполняйте упражнения:

2. Положите ребенка на правый бок. Одной рукой подхватите его левую ногу ниже колена, другой рукой придержите его за талию. Движением руки согните его левую ногу в тазобедренном суставе так, чтобы согнутое колено сместилось вперед. Рукой, лежащей на талии, осторожно подтолкните ребенка вперед, чтобы колено левой ноги уперлось в пол. Зафиксировав положение, вернитесь в исходную позицию. После нескольких повторений проделайте то же упражнение с другой ногой.

Ребенок с ДЦП уверенно стоит, но не ходит. Что делать?

Стойкие спазмы мышц при детском церебральном параличе могут затруднить или даже сделать невозможным самостоятельное пешее передвижение больного ребенка. В подобных случаях родителям следует практиковать лечебный массаж и гимнастику. Постоянно и методично выполняемые упражнения на сгибание ног в суставах, а также растягивание мышц и связок не могут не дать результата.

Если ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, позвольте ему управлять трехколесным велосипедом или педальным автомобилем. Чтобы ноги держались на педалях, используйте специальные крепления (стремена), либо нетуго привязывайте стопы ребенка к педалям.

Используйте тренажеры с ременными подвесами для больного. Охватывая ноги и корпус, ремни не стесняют движений и позволяют имитировать шаги. Подойдут для тренировок и педальные швейные машины. Удобны и педальные автомобили, имеющие сзади рукоятку и руль. Такой игрушкой управляет взрослый, в то время как ноги ребенка движутся вместе с маятниковыми педалями.

Что делать, если ребенок с ДЦП не ходит самостоятельно?

Продолжайте тренировки с поддержкой ребенка. Полуобняв малыша сзади, позвольте ему опереться на вас спиной. Удерживая рукой то одно, то другое колено, поочередно делайте шагательные движения его ногами. Тренируйте его чувство равновесия и способность стоять. Научите ребенка переносить тяжесть с ноги на ногу и уверенно стоять, ослабив нагрузку на одну ногу. Показывайте малышу шаги не только вперед, но и назад, и в сторону.


Как научить ребенка с ДЦП самостоятельно кушать

Скачать:

ВложениеРазмер
kak_nauchit_rebenka_s_dtsp_samostoyatelno_kushat.docx 131.36 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребенка с ДЦП самостоятельно кушать (Хелен А. Мюллер)

Развитие навыков, связанных с приемом пищи.

Самостоятельный прием пищи

Ребенок с церебральным параличом.

При атетоидной и тяжелой тетрапаретической формах церебрального паралича ребенок часто не может просто поднести руки к лицу, а тем более взять что-либо и положить в рот.

Проявления этих двух форм церебрального паралича резко различаются.

У детей с атетоидной формой руки отведены от тела, они плохо контролируют положение головы и с трудом фиксируют взгляд, их хватательные движения слабы и неэффективны. При спастическом тетрапарезе поражено все тело, обе руки прижаты к бокам или к груди, большие пальцы приведены к ладоням, и раскрыть ладонь крайне трудно.

При спастической диплегии нарушения движений рук, пальцев и головы выражены в меньшей степени, и уже пятимесячный малыш вполне способен засовывать в рот все что угодно, когда играет, лежа на спине или на животе. Сидя ему труднее это делать, потому что он не может удерживать равновесие, и ему приходится опираться на руки. Если он протянет руку ко рту или слегка запрокинет голову, то может упасть на спину.

Не торопите малыша и не скупитесь на похвалы и поощрения, иначе он потеряет интерес к этому занятию и с радостью позволит кормить себя.

До того как ребенок научится хорошо сохранять равновесие в положении сидя, ему нужно помогать контролировать позу, усаживая в стульчик, чтобы он мог свободно действовать руками.

Важно правильно подобрать хороший детский стульчик и при необходимости пристегивать малыша паховыми ремнями или одним ремнем поперек туловища.

При атетоидной или атаксической формах церебрального паралича иногда приходится фиксировать и ножки ребенка, но только поначалу и ненадолго.

Приучать ребенка к самостоятельности в еде надо с младенчества.

Кладите его руки на бутылку во время еды (см. рис. 18.1, а, б).

Пусть он тянет руки в рот, пробует все во время игры, но ни в коем случае не поощряйте его сосать большой палец.

Когда малыш подрастет и вы будете кормить его с ложки и поить из чашки, время от времени распрямляйте его ладошки и кладите их на свои руки или вкладывайте в них чашку. Как только малыш выкажет желание есть самостоятельно, внимательно оцените его возможности – вы будете знать, когда и в чем ему понадобится ваша помощь. Не беспокойте ребенка понапрасну, старайтесь вмешиваться как можно реже, но как можно эффективнее.

Рассмотрите рисунки 18.10–18.16 ,

Рис.18.10 рис.18.12 рис.18.13

Рис 18.11 рис.18.16

может быть, они подскажут вам решение какой-либо из ваших проблем.

Со временем, когда малыш лучше научится есть, постепенно и осторожно прекращайте ему помогать, предоставляйте ему больше независимости.

Рис. 18.10. а – неправильно.

Если ребенок держит ложку таким образом, то пищу он будет всасывать, а не снимать губами; б – правильно. Большой палец охватывает черенок ложки снизу.

Рис. 18.11. а – неправильно. Ребенок ест самостоятельно, за ним не следят, его тело выгнуто, движения асимметричны; б – правильно. Ребенок ест самостоятельно за столом, его поддерживают за плечи, руку, которой он держит ложку, помогают повернуть наружу; в – поворот кисти наружу: кисть поворачивают легким движением за основание большого пальца.

Рис. 18.12. Правильно. Ребенок ест самостоятельно, его лишь немного придерживают за плечи. Свободная рука ребенка лежит перед ним на столе, охватывая тарелку или миску, это позволяет избежать повышения тонуса разгибателей.

Рис. 18.13. Ребенок ест самостоятельно, угол стола отделяет его от мамы. Чтобы голова ребенка находилась в правильном положении, мама ладонью надавливает ему на грудь.

Рис. 18.14. Справится с асимметричным характером движений у ребенка, который ест сам, можно, положив – на столе или под ним – его свободную руку поперек живота и повернув ее наружу.

Рис. 18.15. Ребенок ест сам, но с трудом контролирует положение тела и головы. Хорошее решение: посадить ребенка на скамейку верхом. Если при этом он согнется, надо подставить дополнительную опору для поясницы.

Рис. 18.16. Опора для поясницы: к скамейке прикреплен блок. Как можно реже пользуйтесь приспособлениями для кормления младенцев. Хотя некоторые из них иногда в чем-то полезны. Например, если ребенку трудно зачерпывать еду ложкой, лучше класть ее в глубокую миску, а не на плоскую тарелку. Под миску можно подстелить салфетку, препятствующую скольжению.

Дети с церебральным параличом часто едят очень медленно, и, чтобы пища не остывала, можно пользоваться тарелкой с подогревом (глубокая тарелка, под которую ставится емкость с горячей водой). Не забывайте о такой важной, но часто трудной для ребенка задаче, которую мы все время решаем, когда самостоятельно едим: надо брать свою ложку, вилку, нож, чашку или стакан. Справиться с ней будет легче, если вы поставите столовый прибор на большую салфетку, препятствующую скольжению.

Когда малыш научится различать правую и левую сторону, верх и низ, подкрепите его знания, научив его правильно раскладывать столовые приборы – нож, вилку и ложку. Пусть он накрывает на стол, ставит стаканы, сначала для себя, а позже и для всей семьи. Сейчас появились ложки, вилки и ножи разных размеров с пластиковыми ручками, и их черенки можно сгибать так, как удобно вашему ребенку (см. рис. 18.6, в, г)


На ручки столовых приборов можно надевать специальные резиновые чехлы (из шершавой пенистой резины Rubazote). Как только малыш научится хорошо пользоваться специально приспособленной для него ложкой, не забудьте заменить ее на обычную, лучше всего – на десертную.

Иногда ребенок подносит ложку ко рту не прямо, а сбоку из-за того, что самостоятельно не может развернуть (супинировать) кисть. Помогите ему – положите свою руку на кисть малыша, а свой большой палец на основание его большого пальца и легонько поверните его кисть наружу (см. рис. 18.11,б, в). Если и с вашей помощью у ребенка не получается есть, слегка надавите на язык ложкой. Когда ребенок ест сам, не говорите ему, что и как надо делать, помогайте ему рукой, но не поправляйте его постоянно.

Например, открытый рот и высунутый язык – это часть образца движения разгибания (еще раз обратите внимание на рис. 18.7,а, б);

отклонение нижней челюсти и языка в сторону – составляющая общей асимметрии движений; неспособность контролировать положение головы указывает на нестабильное положение таза и туловища (здесь стабильность необходима, чтобы нижняя челюсть, губы и язык могли работать координированно).

Если у малыша есть дополнительные проблемы с мягким нёбом, ни в коем случае нельзя давать ему мягкую и вязкую пищу (бананы и т. п.).

Развитие навыков приема пищи в раннем возрасте очень тесно связано с развитием речи в будущем; образцы движений, которые ребенок использует, чтобы есть и произносить звуки, очень похожи. Если вы позволите закрепиться и сохраниться неправильным образцам движений, выполняемых при приеме пищи, то малыш не сможет хорошо гулить и позже хорошо артикулировать.

Чтобы он научился есть правильно с самого начала, постоянно консультируйтесь с логопедом. Тренировка мышц рта, языка и губ поможет ему в будущем начать говорить.

Прием пищи, каким бы трудным он ни был, должен приносить и ребенку, и родителям удовольствие. Будьте спокойны. Если вы нервничаете, то и малыш встревожится, и его усилия окажутся тщетными. Приучайте ребенка мыть руки перед едой и после нее, вытирать рот и руки салфеткой. Помните, что это очень важная сторона самообслуживания.

Приветствую вас. Совсем недавно я уже писала о важности и необходимости использования ЛФК в лечении детей с ДЦП, где привела основной комплекс физических упражнений, как ко мне на почту пришло письмо от одной женщины, которая воспитывает дочку с таким тяжелым диагнозом, как детский церебральный паралич.

Так вот она, предложила написать для читателей этого блога свой метод лечения ДЦП с помощью применения ЛФК. Ее история меня очень потрясла, поэтому я с удовольствием решила поделиться ею с вами, чтобы все родители, которые столкнулись с такой же проблемой не теряли надежду в выздоровление своих чад. Передаю слово нашей гостье.

Наша история


Здравствуйте, уважаемые читатели этой статьи! Зовут меня Елена, я хочу поделиться с вами своим личным опытом. В нашей семье уже почти 25 лет растет доченька Танечка, как сейчас принято называть – особенная. Буквально с самого рождения ей поставили диагноз – микроцефалия, ДЦП, ЗПР.

Сразу обозначу то, что мы имеем на сегодняшний день. Танюша самостоятельно ползает, встает у опоры, может ходить с поддержкой, сама себя не обслуживает, не говорит, интеллект очень низкий.

Все прошедшие годы – годы упорной борьбы за здоровье ребенка. Не буду вдаваться в подробности медикаментозного лечения и особенностей диагноза. Остановлюсь на том, какую лечебную гимнастику мы делали в течение долгих лет, и которая, как я считаю, принесла большие положительные результаты в физическом развитии дочери.

Но хочу сразу оговориться, что заболевание ДЦП и другие сопутствующие ему, настолько сложны, что нельзя одни и те же методики применять к разным пациентам. Еще раз подчеркну, что это только наш с Танюшей опыт.

В возрасте 1 года мы были на санаторно-курортном лечении в Евпатории, где лечащий врач посоветовал нам как можно чаще делать ей ванны (для расслабления мышц). Приехав оттуда, я в течение многих лет каждый день (!) по 2 раза в сутки купала Танюшу в разных отварах – с травами, с морской солью, со специальными составами, которые вычитывала в каких-то журналах.

Я сама в течение 10 лет занималась активно спортом, поэтому в силу физических упражнений верила всегда. Именно на физическую сторону развития ребенка я была нацелена. Постоянные упражнения делала сама с ней, и вместе со старшим сыном.

Изготовления щита и дальнейшие упражнения

У нас много было различных приспособлений, которые мы использовали. Опишу некоторые из них. В детской комнате стояла шведская стенка, к которой я ставила Танюшу, приучая ее к вертикальному положению. К этой стенке крепили специально сделанный щит. К этому щиту в буквальном смысле привязывали Танечку, фиксируя стопу при помощи брусков-ограничителей.

Щит можно было ставить под определенным углом к стенке (30, 45, 60 градусов), также можно было менять и угол наклона подставки для ног. В это время (когда ребенок был зафиксирован к щиту), я предлагала Танюше разные игрушки, за которыми ей приходилось наклоняться вниз. С моей помощью, а потом самостоятельно она делала это.


Не стоит ждать сиюминутных результатов, это все очень длительный период, поэтому нужно набраться терпения.

Обычные упражнения – подъем из положения лежа на спине за ручки в положение сидя, делала в любом месте и в любое время.

Сразу скажу, что у дочки не было никогда такой сильной спастики, чтобы нельзя было согнуть или разогнуть конечности.


Когда Танюша научилась самостоятельно сидеть, мы стали использовать обычный велосипедик трехколесный, в котором педали крутятся самостоятельно, без усилий. При помощи проволоки прикрутили ботиночки к педалям велосипеда. Танюшу сажали на велосипед, ноги вставляли в ботиночки и катали по квартире, тем самым тренируя мышцы ног.

Танечка научилась сама вставать у опоры, но делала она это неправильно, сразу как-то с носков (минуя этап вставания на колени). Для того чтобы закрепить в ее подсознании правильные движения, продумали вот что. На деревянных перилах старого дивана просверлили отверстия и вставляли туда длинную толстую деревянную рейку – для того, чтобы держаться руками.

У шведской стенки это упражнение делать неудобно, т.к. нет свободного пространства (головой ударяется в стенку). Танечку я ставила к этой рейке, прикрепляя ручки (можно прибинтовывать), и при помощи своих рук поочередно сгибала (по одной) ноги, приучая ее правильно опускаться на колени, а потом подниматься с них: сгибаем правую ножку в колене, ставим на колено, потом левую ножку сгибаем своими руками и тоже ставим на колено, обе ноги фиксируются на коленях, потом в обратном порядке поднимаем с колен, помогая разгибать ноги в коленях.

Делала это каждый день по несколько раз, у меня была целая методика последовательно выполняемых упражнений. К сожалению, за давностью лет, я сейчас не смогу точно дать дозировку и время.

Нам очень повезло в том плане, что у нас был свой личный столяр и плотник (дедушка Танюши), который и воплощал все мои идеи в жизнь. Когда Танечка начала немного передвигаться на ножках, мы сделали свои ходунки, в которых несколько раз водили ее из комнаты в комнату. Потом дедушка смастерил нам небольшую лесенку с перилами (как в детских садах), которую мы также фиксировали (при помощи крючков) к шведской стенке, и я учила дочку подниматься и опускаться на 3-4 ступеньки, также приучая ее к этим движениям.


Очень хороший эффект дали упражнения с использованием фитбол-мяча. Купили специально для дочки этот тренажер, и я делала те упражнения, которые были нам по силам:

  1. Ребенок сидит на мяче, я придерживаю ее за разведенные колени. Делала легкие покачивающие движения вправо-влево, вверх-вниз. Ей приходилось удерживать равновесие, в это время очень хорошо работают мышцы спины, пресса. Тренируется вестибулярный аппарат.
  2. Укладывала Танечку на мяч на спину и, удерживая ее колени, помогала за одну ручку подниматься и опускаться. Очень хорошо для мышц живота. С течение времени моя помощь стала не нужна, Танюшка очень хорошо садится и встает.
  3. В положении лежа на мяче на животе, покачивала мяч вправо-влево и делал пружинящие движения мяча, обязательно поддерживая ее за спину.
  4. Ребенок в положении лежа на животе. Удерживала за ножки, направляя руками вперед к полу. На полу на расстоянии от мяча укладывала ярку игрушку, она шла на ручках к ней. Сначала можно это упражнение делать еще с одним помощником, потом самостоятельно. Тренируются мышцы рук, формируются навыки для ползания
  5. Ребенок сидит на мяче. Спускаться с мяча ножками на пол, фиксируя при этом правильное положение стоп на полу.
  6. Танюшку ставила ножками на мяч, удерживала за ручки и пружинящими движениями качала на мячике. Ей очень нравилось.

Вот те упражнения, которые я вспомнила сейчас. Очень прошу делать все это с большой осторожностью, соблюдая все меры безопасности, чтобы не травмировать ребенка.

Эти упражнения очень полезны не только для развития определенных групп мышц, но и для вестибулярного аппарата, что тоже очень важно для таких деток. И они очень положительно влияют на эмоции ребенка, им нравится.

Мой многолетний опыт говорит о том, что каждый случай очень индивидуален, но не нужно опускать руки, главное – методично и систематически (!) заниматься с ребенком! Тогда результат (пусть даже самый минимальный!) обязательно будет.

С уважением, Елена.

Елене и ее дочке от всей души хочется пожелать терпения, мудрости в преодолении всех трудностей возникающих на их жизненном пути. И выразить огромную благодарность за такой подробный, душевный рассказ и опыт лечения ДЦП с применением занятий ЛФК.

На этом я пока с вами прощаюсь, но не надолго, и буду всем благодарна если поделитесь статьей со своими друзьями, кликнув на кнопочки социальных сетей, чтобы и они прочитали этот рассказ.

Когда ребенок должен научиться сидеть, когда можно начинать сажать ребенка и как научить ребенка сидеть — эти и многие другие вопросы актуальны для молодых родителей. Их обсуждают на просторах всемирной паутины и детских площадках, в очередях в поликлинику и непосредственно у врачей. Сегодня, дорогие читатели, постараемся разобраться в том, как научить ребенка сидеть и в какой период времени это можно делать без опасений.

Особенно актуален вопрос сидения для родителей, чьи дети находятся под пристальным вниманием неврологов по причине отставания в развитии. Если в положенное время ребенок не научился сидеть, задача родителей — помочь ему в овладении этим навыком.

Поэтапность физиологии

Важно понимать, что формирование навыка сидения индивидуально: бывают крепыши, предпринимающие попытки к сидению уже в 4 месяца, а есть такие, которые и в 6 еще не сидят. Кроме того, формирование физиологических навыков происходит поэтапно. Сначала держание головы, затем перевороты, и только после обретения четкой опоры на предплечья — самостоятельное сидение.

Почему не следует спешить: мальчики и девочки

Многим родителям кажется, что нет ничего проще, чем сидеть, поэтому они предпринимают попытки разными путями стимулировать ребенка, мол, проще простого же. Такое поведение в корне неверно: для малюсенькой крохи процесс достаточно сложен и требует доскональной подготовки.

Существует негласное правило об определенных нормах развития детей: так, специальные занятия с мальчиками начинают с 5 месяцев, а девочками и вовсе только после полугода. Поэтому если шестимесячный ребенок не сидит – это еще не считается отклонением от нормы. До достижения этого периода даже присаживать ребенка не рекомендуется – это может быть чревато неправильным формированием органов малого таза.

Ребенок заваливается? Не нужно обкладывать его подушками и обрекать на бесполезные мучения. Если ребенок то и дело норовит упасть на бочок, это напрямую свидетельствует о том, что сидеть он просто не готов. Обратитесь к специалисту: он даст дельные советы по обучению ребенка сидению и, если найдется серьезная причина (патология ЦНС, дистрофия мышечной ткани, рахит и т.п.) назначит специальное лечение.

Упражнения для выработки навыка

В случае если вашему малышу поставлен диагноз патологии ЦНС, основной задачей родителей является строгое соблюдение рекомендаций врача, сосредоточение внимания на комплексных физических упражнениях и массаже – эти меры помогут избавиться от лишней массы тела, поработать с мышечным тонусом и подготовить ребенка к освоению навыка сидения. Курс массаж обычно повторяют через каждые два месяца на третий. А вот тренировки — физические упражнения и ЛФК выполняют ежедневно. Комплекс упражнений может быть следующий.

При сложных заболеваниях, задерживающих нормальное физиологическое развитие ребенка, применяют специальные опоры для сидения. Более подробно об этих устройствах мы уже говорили в одной из предыдущих статей.

Подводя итоги, следует отметить, что любое упражнение нужно делать исключительно с хорошим настроением и добродушным отношением к ребенку. Не нужно подгонять свое чадо под общепринятые стандарты и стереотипы. Ваш ребенок – индивидуальность. Но, тем не менее, это не значит, что нужно пускать развитие на самотек.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.