Как учить русскому языку детей с дцп


Больные детки с дцп в первом классе еще только учатся писать, развивают мелкие мышцы кисть, концентрацию, зрительно-пространственные ощущения.

Чтобы подтолкнуть его, нужно понять, почему ребенку тяжело дается письмо. Почему появляются трудности и как научить ребенка с ДЦП писать слова?

Проблема и ее решение

Доброго времени суток, дорогие читатели нашего блога! Не зря в дошкольной образовательной программе не существует такого предмета, как письмо, а есть только подготовка к нему. Так, малыш должен прийти в школу, будучи готовым к письму.

Но особенные дети могут не овладеть необходимыми навыками своевременно и в этом им нужно помочь.

Учитель начальной школы прописывает в тетради буквы, чтобы ученик их обводил. Ему предлагается карандаш вместо ручки, ведь согласно возрасту он должен уже пользоваться ручкой, но, к сожалению, отстает в развитии.

Давайте рассмотрим каждую проблему отдельно и обсудим метод ее решения.

  1. Недостаточно развита моторика рук. При этом у малыша недостаточно сил, чтобы удерживать в руках карандаш. Малыш держит его неправильно и не может контролировать этот процесс. При выведении цифр и букв ребенок выходит за линию.
  2. Проблемы со зрительно-пространственной ориентацией. Малыш не ориентируется на бумаге, не различает верхний правый угол от нижнего. Соответственно, он не в состоянии написать даже печатную букву.
  3. Недостаточность концентрации внимания. Ученик не может сконцентрировать свое внимание на чем-то одном. Часто у детей с диагнозом дцп глаза смотрят в сторону, а руки выводят буквы в тетради.
  4. Проблемы с конструктивным праксисом. Буквы состоят из многочисленных палочек. Малыш, который не может ничего создавать из конструктора, не сможет справиться с данной задачей.

Развиваем моторику и мускулатуру


С целью разработки мелкой моторики и укрепления мускулатуры пальчиков необходимо использовать специальные игры, где задействованы пальцы.

Это может быть театр, где играют роли только пальцы, игры с сыпучими материалами: солью, гречкой.

Когда ребенок сможет захватывать своими пальцами горошину, он сможет взять в руку карандаш.

Приспособления для данных занятий можно сделать самому в домашних условиях из подручных средств:

  • Проделайте отверстия для горошин в крышке и бросайте горошины в емкость. Многие используют для этого жестянку из под кофе. Детям нравится все красочное, поэтому эту банку можно оригинально оформить.
  • Вы можете бросать фасолины в пластиковую бутылку. Заранее сделайте из нее куклу и прорежьте ей рот. Так, малыш может теперь брать небольшие предметы при помощи пинцета.

Озадачьте его заданием сложнее:

Вырежьте круг и цепляйте на него прищепки.

Включите фантазию и сделайте солнышко или что-то в этом духе. Пальцы будут трудиться и устанут, нужно чтоб они обязательно отдохнули. После упорных стараний ребенок легко сможет взять ручку и раскрашивать.


А чтобы ваш малыш брал ручку правильно, купите ему специальную обучающую насадку. Это приспособление научит его не только правильно держать ручку, но и исключит появление усталости. Приобретите для ребенка раскраски с крупным контуром.

Вы вполне можете сделать их своими руками. Несмотря на то, что малыш уже овладел ручкой, он все еще нуждается в вашей помощи. Идеальным решением станет небольшой мяч, который помещается в небольшую ладошку.

Пусть он сжимает его в кулачке с силой и передает его вам броском. Затем то же самое делаете вы и передаете ему мяч. Так малыш становится все увереннее. Теперь можно раскрашивать раскраски с простым контуром. Проконтролируйте, чтобы они были довольно большими.

Уже многократно подтверждена прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием интеллектуальных и речевых способностей детишек

Если ребенок не проявляет интереса к раскрашиванию, но увлеченно следит за вами, раскрашивайте много и пусть он просто наблюдает. Так его рука все равно будет тянуться к рисованию.

Невероятно полезна для развития мелкой моторики пластилиновая лепка. Наступило время, когда малыш может проделать свой маршрут ручкой по специально предназначенной дорожке. Выработать пропись букв и цифр помогут сенсорные дорожки.


Развиваем зрительно-пространственные ощущения

С этой целью используют специальные мозаики, диктанты. Сегодня существует множество подобных приспособлений для тетрадей, которые дают возможность просчитать направление по клеточкам.
Необходимо взять в свою руку ручку малыша и прописывать печатные символы и слова, задавая направление ручки. Стоит подчеркнуть, что малыш обучается сначала работать карандашом, затем гелевой ручкой, а затем уже обычной.

Для формирования зрительно-пространственных ощущений применяются и специальные методики, где нужно закрасить левую сторону, к примеру, красным цветом, а правую зеленым.

Edushape Мягкий конструктор Волшебные формы — Играя с конструктором, малыш отлично разовьет мелкую моторику рук, координацию движений, усидчивость, воображение и фантазию, пространственное мышление, а также познакомится с такими понятиями, как цвет, форма и размер предмета.

Приступать к развитию данного ощущения необходимо намного раньше, чем вы начнете изучать письмо. Изначально необходимо выучить стороны своего тела, затем показывать на книгах.

Формирование концентрации внимания

Чтобы вызвать усидчивость и устойчивость внимания у умственно отсталого человека необходимо использовать те разновидности деятельности, при помощи которых можно привлечь внимание ребенка.


Очень эффективно упражнение слежки за стрелкой часов. Если у ребенка возникли трудности с письмом на фоне нехватки внимания, стоит стимулировать его, направляя движениями своей руки. После написания буквы малыш должен ее назвать.

Проконтролируйте, чтобы в процессе выполнения данного упражнения малыш не отвлекался. Простые логопедические занятия способствуют развитию концентрации внимания.

Развитие конструктивного праксиса

Малыша знакомят с различным конструированием, просят складывать геометрические символы, отыскать нужные детали на бумаге.

Изначально учат ребенка с ДЦП соединять две точки, а затем несколько. Параллельно отрабатывается и координация руки. Когда координация страдает, точки совмещаются постепенно.

Ребенку важно напоминать, что он должен передвигаться с одной точки к другой.

На этом все и надеемся, что наши советы помогут в обучении ваших детей. Успехов вам!

Дорогие друзья — читатели, подписывайтесь на новости блога и делитесь информацией с друзьями в социальных сетях.

А мы с вами прощаемся и до встреч! Всего хорошего!

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками.

Учебная деятельность ребятам с ДЦП дается очень трудно. Они не умеют надолго сконцентрировать внимание, медленно читают, не всегда понимая прочитанное, не могут воспроизвести то, что прочитали, пишут с трудом. Большой проблемой является выражение (как устное, так и письменное) своих мыслей. У 70% детей дислексия и дисграфия. Кроме того, 80% детей имеют диагноз дизартрия (нарушение работы артикуляционной мускулатуры), что значительно усложняет процесс коммуникации. Особенностью детей нашей школы является общее речевое недоразвитие различной степени выраженности. В период полового созревания заболевание прогрессирует, поэтому все эти факторы усугубляются. Программа же с 5 по 9 класс усложняется, требует абстрактного мышления и большого объёма памяти. Перечисленные особенности я учитываю при определении интеллектуальных и физических нагрузок, при оценке уровня достижений, при подборе специальных приемов обучения.
Ребенок с высокими умственными способностями обычно успешно приспосабливается к своему состоянию. Однако умственные способности не всегда играют главную роль. Некоторые развитые дети гораздо легче расстраиваются и приходят в уныние из-за неудач. Необходимы дополнительные усилия, чтобы найти новые и интересные способы стимуляции их развития.

Главными постулатами жизни больного ребенка должны быть:
- уверенность в себе и умение нравиться себе;
- умение общаться с другими людьми;
- навыки самообслуживания.

Тщательно продуманная коррекционная работа должна помочь отстающему в развитии ребенку продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без посторонней помощи.

Работа начинается со стартовой диагностики, которая позволяет выявить актуальный уровень развития детей и спланировать корреционно-развивающий процесс с учетом личностно-ориентированного подхода.

Диагностика носит личностно-ориентированный характер. Первичная диагностика является основной процедурой определения качества образования.

Только при комплексном подходе возможна реализация диагностики, позволяющая эффективно выстроить коррекционно-образовательный процесс с детьми, имеющими сочетанные нарушения.

В начале учебного года всеми специалистами, работающими в классе, составляется календарно-тематическое планирование, которое позволяет всем участникам кррекционно-воспитательно-образовательной деятельности двигаться в едином направлении.

Оценив действующие программы по русскому языку, я адаптировала их к конкретному классу, обосновав целесообразность корректив, разработала различные варианты уроков на основе этих программ, осуществила поиск оптимального отбора содержания учебного материала, его структурирования, распределения учебных часов.
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципа чередования упражнений по степени сложности.
В процессе занятия необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию.

Занятия в нашей школе преимущественно проводятся в форме урока. Урок – это общение учителя с учеником. Ребенок развивается в процессе этого общения. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое является необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество их заключается в том, что свой опыт взрослый стремится передать, а ребенок хочет и может его усвоить.

Как учитель-филолог, считаю, что я должна дать не только определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, научить правильно писать слова и расставлять знаки препинания), но и, что не менее важно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать ораторскими навыками, уметь отстаивать свои убеждения, включаться в процесс межличностной коммуникации. Развитие всех сторон устной речи является основной предпосылкой к успешному усвоению школьной программы. Ограниченность словаря, непонимание грамматических форм и выражений приводит к непониманию текстов, условий арифметических задач и т. д. Поэтому развитие речи учащихся является важным аспектом коррекционно-восстановительной работы, проводимой на уроках русского языка. Кроме того, дети с церебральным параличом, чрезмерно опекаемые родителями или педагогически запущенные, одинаково не приспособлены к необходимым формам установления контакта со сверстниками и взрослыми, не имеют нужных навыков коллективного взаимодействия.

Очень важным этапом работы на уроках русского языка является словарная работа.

Словарная работа в коррекционной школе представляет собой совокупность целенаправленных и систематически проводимых упражнений, способствующих усвоению учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка.

На уроках русского языка я придерживаюсь такой методики работы над словарным словом:

1. Прочитай выразительно слово, соблюдая ударения.

2. Подумай, что обозначает данное слово. Сформулируй определение сам.

3. Прочитай определение слова по словарю.

- Удалось ли тебе правильно дать определение слову?

4. Подумай, в каких значениях еще может употребляться данное слово. Приведи примеры словосочетаний; составь предложения, используя данное слово в разных значениях.

5. Прочитай пословицы (или поговорки). Как понимаете значение пословицы? Поговорки? Если знаете, назовите свои.

6. В каких произведениях литературы вы встречали данное слово? Вспомните.

7. При чтении произведений художественной литературы выпиши в тетрадь слово в контексте (предложение, фразу, четверостишие).

8. В записанных словах подчеркни непроверяемую гласную или согласную, запомни ее правописание.

2. Модель “ Морфологическая копилка ”. Сбор частей слова для конструирования новых слов; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов;

3. Творческие задания в группах: у вас на столах лежат тексты, которые необходимо “украсить” прилагательными. Сделайте запись в тетрадях.

Задание: опишите внешность человека, используя прилагательные.

“ По улице идет человек. Ему немало лет. В руке портфель, на голове шляпа, одет в плащ”.

(По пустынной улице идет незнакомый человек. Ему немало лет. В правой руке он несет черный портфель, на голове старая шляпа. Одет он в темный плащ).

– Сравните первый и второй варианты текста. Какой вывод из этого следует?

4. Следующее задание: создайте портрет одного из своих одноклассников. Первая группа использует прилагательные в описании портрета, а вторая группа создает портрет без прилагательных.

- После обсуждения результатов работы – вывод : в художественном описании внешности человека, интерьера, природы почти каждое четвертое слово – прилагательное.

5.Образуйте как можно больше слов из букв слова "электростанция"("школьники", "приключения" и т.п.). Буквы не должны использоваться дважды.
Уровень подготовки и развития способностей к учению у каждого ребёнка разный. В классах собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Задача достижения максимально высокой успеваемости и заинтересованности предметом каждым учеником может быть решена на основе личностно – ориентированного подхода с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Речь идёт о помощи ребёнку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально. Стараюсь создать комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха. Это способствует качественным изменениям в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, избавляется от различных комплексов. Интерес к предмету успешно вырабатывается дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы.

У детей с диагнозом ДЦП уроки русского языка не вызывают особых затруднений. Основная трудность здесь заключается в том, что скорость письма у таких детей очень незначительна. Ручка в любой момент может выпасть из слабых пальцев . И здесь важно терпение учителя. Не стоит торопить, необходимо давать возможность отдохнуть руке, помогать, придерживая линейку при подчеркивании, перевернуть исписанный листок, поменять ручку, делать короткие передышки для массажа пальцев.

К трудным заданиям по русскому языку относится творческая работа, так как зачастую наши дети проводит все время в четырех стенах своей квартиры и видят окружающий мир из окна машины, когда родители везут их в школу. При таких условиях ему, конечно, трудно описать описать весенний день, зимние забавы, походы в лес. Поэтому темы для творческих работ необходимо подбирать, учитывая специфику реальной ситуации:

моя любимая игрушка;
описание дерева под окном;
любимый человек.
В процессе работы над текстом на уроке литературы устанавливается контакт с ребенком, идет установка рабочей атмосферы. Но при построении диалога необходимо помнить, что это "место встречи людей, думающих по-разному" (Г.А. Цукерман). Поэтому коррекция структурного построения ответа должна происходить ненавязчиво и очень тактично, не задевая самолюбия ребенка. Следует помнить, что больной ребенок очень раним, остро реагирует на критические замечания.

На уроках литературы создаем копилки: копилку рифм, метафор; копилку личностных качеств для характеристик героев.

Обязательно при изучении большого литературного произведения создаем паспорт литературного героя . Это универсальный прием может быть использован для создания характеристик литературных героев.

Имя – Алексей

Автор (создатель) – А.С. Пушкин

ПропискаГде живет – в одной из отдаленных губерний

Кем служит – молодой барин

Особые приметы – смелый, умный, любопытный, настойчивый, красивый, упрямый, не выполняет приказания отца.

Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками.

2.Учимся придумывать рассказы или сказки.

Первый этап - придумать окончание или начало рассказа ( сказки), придумать как можно больше заглавий к ним.

Второй этап - сочинение рассказов (сказок по опорам).

3.Придумай сказку по вопросам: Кто это был? Как выглядел? Куда пошёл? Кого встретил? Что ему сказали? Что он ответил? Что ему сделали? Какова была его реакция? Чем вся история закончилась? Вывод или мораль.

Овладение навыками письма у детей с ДЦП проходит очень сложно и требует огромной усидчивости как от ребенка, так и от родителя. Универсального средства обучения письму нет – к каждому ребенку надо искать подход и определять, какие техники помогают лучше всего. В этой статье мы собрали для вас несколько советов, которые помогут детям с ДЦП научиться писать.


Готовим рабочее место и канцелярские принадлежности

Письменный стол и стул необходимо подбирать с учетом особенностей и потребностей ребенка: рассчитать их высоту и ширину, продумать крепления для ног, рук и – при необходимости – для плеч. Перед тем, как переходить к обучению письму, рекомендуем за этим столом провести несколько привычных для ребенка занятий, чтобы ему было комфортно в своем новом положении.

Важную роль играют канцелярские принадлежности – карандаши, ручки, бумага. Опираемся, опять же, на особенности и потребности ребенка: для начала подойдет обычный мягкий карандаш круглой формы (без граней, которые создадут дополнительный дискомфорт пальчикам) и хорошая ручка, не царапающая бумагу (лишний стресс ребенку ни к чему). Затем подбираем бумагу удобного формата с необходимым количеством линеек, с удобным размером клеток и т.п. Подойдут хоть матовые, хоть глянцевые листы.

Учим захвату карандаша

Рекомендуем начинать занятия с карандаша, т.к. он легче поддается непослушным детским рукам. У детей с гиперкинезом чаще всего захват получается хорошо – они крепко держат карандаш, хоть и не всегда берут его правильно. Но на данном этапе это не так важно – главное, чтобы ребенку было удобно держать карандаш и писать им. Дети с ослабленными мышцами с трудом удерживают карандаш в руке и даже, зачастую, вовсе не могут взять его со стола. Здесь на помощь приходят дополнительные средства: шарики (помогают размять и усилить руки), клубок ниток со вставленным в него карандашом (подобранный по размеру клубок ребенок сможет удержать в кулачке, а крепко зафиксированным карандашом сможет написать первые буквы); крепление карандаша ремешками с липучками или резинками к руке.



Пишем первые буквы

При дальнейшем обучении подойдут любые игровые формы, ассоциации и подсказки. Главное – чтобы ребенок запоминал последовательность черточек, из которых складываются буквы. Одна из часто встречающихся проблем – безотрывное письмо, т.е. дети пишут, не отрывая карандаш от бумаги. Чтобы избежать этого, подойдут, опять же, различные игровые и ассоциативные напоминания о необходимости сделать паузу в написании.

Вместо послесловия

Процесс обучения письму проходит для каждого ребенка с ДЦП индивидуально и не ограничивается теми средствами, о которых мы рассказали. По итогам первых занятий можно будет сделать вывод, какие моменты получаются лучше, а какие хуже, на что нужно обратить внимание и какую подобрать методику, чтобы ваш малыш научился писать без посторонней помощи.

Проблема социализации и социальной адаптации детей с нарушениями психофизического развития является одной из актуальных и значимых в теории и практике специального образования, а также основной темой школы-интерната №7.

Детский церебральный паралич-это настолько разнообразная патология, что она порождает полярные мнения о состоянии и возможностях развития детей с этим заболеванием и трудности в организации специальной помощи им.

У ребёнка с ДЦП, с его ограничениями жизнедеятельности, обусловленными двигательными нарушениями, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности, незрелостью эмоционально-волевой сферы и как следствие, ограничение социальных контактов, всё выше перечисленное вызывает выраженные трудности в социальной адаптации.

В то же время исследования Е. Г. Сологубовой (1996) показывают, что в результате своевременной и полноценной медико-социальной и педагогической реабилитации и адекватной профессиональной ориентации 35,4% детей с ДЦП являются социально перспективными, то есть могут жить и работать в обществе наравне со здоровыми людьми, а 40,2% - могут трудиться в специально созданных условиях.

Дети с особыми образовательными потребностями должны найти своё место в обществе и занять в нём достойное положение. Овладение навыками письма является одним из важных средств социализации в обществе, но именно у детей с ДЦП это вызывает большие трудности, а порой невозможность приобретения и реализации этих навыков.

В структуре двигательного дефекта у учащихся с ДЦП особое место занимают нарушение функции рук. Именно они в ряде случаев затрудняют бытовую, школьную и трудовую адаптацию.

Дети с одинаковыми клиническими формами ДЦП могут иметь существенные различия в степени выраженности как двигательных расстройств в общем, так и моторных функций рук. Учёт этого обстоятельства имеет существенное значение в выборе методов и стратегии при подготовке руки к письму и непосредственно обучению письму.

Планирование и результат моей деятельности по теме:

• Анализ влияния двигательных нарушений при ДЦП на формирование и развитие графомоторных навыков;

• Выработка и использование в работе алгоритма некоторых подходов к преодолению сенсомоторных затруднений при подготовке руки и непосредственно обучению письму детей с ДЦП;

• Выступление на методическом объединении.

Степень тяжести поражения рук широко варьирует при различных формах ЦП.

Спастическая диплегия (синдром Литтля 45 – 50%) степень поражения рук может быть различной – от выраженных ограничений объёма и силы движений до лёгкой неловкости, которая выявляется при тонких дифференцированных движениях в процессе овладения акта письма.

Гемипаретическая форма (20 -25%, односторонние двигательные нарушения, чаще больше поражена рука. Мышечный тонус в руке высокий, она часто согнута во всех суставах и приведена к туловищу, кисть сжата в кулак.

Гиперкинетическая форма(15 -20%) двигательные расстройства, проявляющиеся в виде насильственных непроизвольных движений (гиперкинезов, исчезают во сне, усиливаются при движении, волнении, утомлении, охватывают мышцы лица, языка, головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей. Автоматизация двигательных навыков, особенно навыка письма крайне затруднена.

Атонически-астатическая форма (10 -15%): поражается мозжечковая система мозга, которая является важным регулятором координации движений и равновесия. Характеризуется низким мышечным тонусом (атония). Мышцы конечностей слабые. Ребёнок сидит согнувшись, не удерживается в вертикальном положении. При тонких целенаправленных движениях, например при письме, наблюдаются дрожание (тремор) рук, нарушен двигательный акт письма, навык формируется с большим трудом, письмо длительное время остаётся неровным, порывистым, с неровными большими буквами.

Исследование показало, что при всех формах заболевания встречаются стойкие или обратимые патологические установки верхних конечностей. Наиболее часто наблюдается приведение плеча к туловищу, сгибание руки в локтевом суставе, сгибание кисти и пальцев. Разгибание руки бывает затруднено, отмечается снижение силы в мышцах-разгибателях, плеча, предплечья и кисти. Всё это в значительной степени затрудняет формирование функции кисти. Характерны нарушения точности, соразмерности, дифференцированности движений рук, а также недостаточность координации одновременно выполняемых движений в разных суставах. Всё это задерживает развитие опорной, указывающей, отталкивающей, хватательной функции кисти и пальцев, составляющих основу манипулятивной деятельности и навыка письма.

Специфические трудности при обучении техники письма:

• Несформированность или нарушение хватательной функции кисти;

• Повышение мышечного тонуса;

• Слабость мышц кисти;

• Несформированность зрительно-двигательных координаций;

Одним из средств коррекции двигательной сферы, кинестетического восприятия являются рекомендации Винтропа М. Фелпс, которые нашли своё применение в логопедии при коррекции дизартрий.

- массаж в виде лёгких поглаживаний;

- многократное потряхивание конечности ниже того сустава, в

котором имеется тугоподвижность;

- обучение произвольному расслаблению мышц;

2. Пассивное движение.

- ребёнок при этом не оказывает ни поддержки, ни сопротивление движению, но осознаёт его;

- способствует выработке зрительного и кинестетического контроля.

3. Активное движение с ассистированием.

- помощь на одном из этапов движения;

- ребёнок помогает себе здоровой рукой (при гемипарезах);

4. Активное движение без помощи.

5. Произвольное движение (по инструкции).

6. Автоматизированное движение.

7. комбинированное движение.

- умственная релаксация должна сопровождать телесную;

9. Спонтанное движение с позиции расслабления.

10. Достижение и схватывание.

11. Двигательные умения и навыки.

Рекомендации ориентированы на работу с детьми раннего возраста или с детьми, имеющими низкий потенциал развития.

Движения рук тесно связаны с познавательной деятельностью, а также с речью. Мелкая моторика рук является одним из факторов формирования речи. Формирование движений кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного восприятия, чувствительности, пространственной ориентацией, координацией движений.

Коррекция двигательных нарушений предполагает комплексное, системное воздействие, включающее медикаментозное, физиотерапевтическое, ортопедическое лечение, различные виды массажа, лечебную физкультуру, а также коррекционно-педагогическое воздействие.

Подготовка к письму состоит из трёх этапов:

Нельзя пренебречь ни одним из этих этапов. Но в каждом конкретном случае нужно выявлять трудности и концентрировать особое внимание на их разрешении.

Включает в себе 1-й и 2-й этапы. Тренировку функции кисти можно проводить после расслабления мышц путём расслабления, потряхивания по Фелпсу. Для первого этапа хорошо подходит методика развития ручной умелости Ирэнэуш Филипяк.

1-й этап. Совершенствование простых жестов необходимых для письма;

Прежде чем ребёнок начнёт учиться писать, он должен приобрести ряд навыков:

• Регуляция пронации и супинации;

• Формирование кулачковой позы;

• Регуляция движений в локтевом суставе;

• Удержание головы и плеча;

• Формирование сложной координации между всеми этими движениями.

Дальнейшее развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук предполагает формирование манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук. Ребёнка побуждают брать игрушки из разных положений;

Развитие простых предметных действий (пассивно или пассивно-активно).

Развитие предметно – практической деятельности. Предлагаются манипулятивные и конструктивные игры, рисование пальцем, лепку из пластилина, игры с бумагой, песком, водой.

2-й этап. Развитие пространственных представлений;

Процесс письма – сложный многоуровневый акт, состоящий из целого ряда операций, которые после обучения переходят в автоматический стереотип из единства акустических, оптических и кинестетических раздражителей. Каждый этап этого процесса протекает на основе умений и навыков пространственного ориентирования.Сюда относятся три категории элементарных знаний о пространстве:

- отражение удалённости предмета и его местоположения;

- ориентирование в направлениях пространства;

- отражение пространственных отношений между предметами.

Недостаточная сформированность пространственного различения выражается в ряде типичных ошибок,по разному проявляющихся в различных видах деятельности:

- в рисовании: глазомерные ошибки при наблюдении, неумение расположить рисунок на пространстве листа, несоблюдение пропорций в рисунке.

В процессе развития пространственного восприятия необходимо давать задания, соответствующие его ментальному развитию. Не смотря на его реальный возраст, избегая предложения трудновыполнимых задач, усиливающих его моторные нарушения.

3-й этап. Собственно подготовка к письму.

Наступает момент, когда нужно определить, начинать ли письмо, несмотря на моторные нарушения или подождать ещё, пока не улучшатся движения. Процесс предварительной подготовки к письму с помощью упражнений даёт хороший результат в большинстве случаев. Желательно пользоваться тетрадями Хавранека, в которых используются рисунки, обозначающие глаголы действия. Эти упражнения позволяют концентрировать внимание ребёнка на выполнение нужного жеста (слева –направо). Их вначале можно

выполнять на доске, чтобы освоить движения большей амплитуды, достичь большей гибкости плеча, локтя и кисти. Чтобы научить ребёнка не фиксировать внимание на кусочке мела, который он держит, а на выполнение жеста, можно нарисовать на значительном расстоянии две точки. Ребёнок ставит мел на первой, и делает движение, которое должно их соединить. Можно это делать пальцем, следуя по заранее нарисованной линии или с помощью влажной губки. Эти упражнения сначала выполняются пассивно, а затем – активно с ассистированием, пока ребёнок не сможет их выполнить самостоятельно.

Обучение графическому навыку письманеобходимо проводить в три этапа:

1. Развитие мускульной памяти;

2. Развитие кинестетической памяти;

3. Развитие тактильной памяти;

4. Закрепление знаний и умений с помощью вкладышей букв.

Все этапы связаны между собой и сочетаются на одном занятии.

Для развития мускульной памяти предлагается штриховка различных фигур обведённых по трафаретам. Штриховка осуществляется сначала параллельными штрихами, расстояние между которыми равно ширине строчной буквы. Позднее вводится штриховка волнистыми и круговыми линиями, овалами, полуовалами, петлями. Эти упражнения укрепляют мышцы пальцев, кисть руки, подготавливают её к работе.

Развитие тактильной памяти осуществляется посредством многократного ощупывания букв из негрубой наждачной бумаги, причём рука движется слева направо, как это происходит при письме.

Индивидуальный подбор оптимальной позы для работы с альбомом, тетрадью;

Обучение правильному удержанию карандаша, ручки или подбор индивидуального приёма удержания;

Формирование навыков пространственной ориентации в альбоме, тетради;

Формирование направления письма (сверху вниз и слева направо) на примере написания в строчках палочек, кружков и т. п.

Проводятся упражнения с использованием трафарета с геометрическими фигурами. Дети обводят фигуры, а затем штрихуют в заданном стрелкой направлении. Также используют трафареты с изображением различных предметов, фигур животных. Характер штриховки усложняется (волнообразная, кругообразная, петлеобразная).

Дети знакомятся с рукописным начертанием букв, используются разнообразные игровые приёмы:

• письмо мокрым пальцем на полоске линолеума;

• письмо на манке;

• письмо под счёт;

В дальнейшем письмо в тетради с помощью вкладыша, по обводке, письмо в жирно очерченной рамке, обводка пунктирного изображения, письмо по опорным точкам, а затем самостоятельно.

Таким образом, отрабатывается правильное написание сначала каждой буквы в отдельности, а затем их соединение в слоги.

Условия обучения письму:

Предпочтительна поза сидя. Лучше использовать адаптированный стул, стол. Учитель сзади ребёнка, чтобы лучше увидеть трудности ребёнка.

Положение стоя. Удобно для письма на доске и в том случае, когда он должен длительное время стоять за столом, например, для проведения постуральной терапии.

2. Размещение листа, наклон в зависимости от доминирующей руки. Фиксация листа с помощью различных приспособлений.

3.Выбор пишущих средств: использование карандашей и ручек с отягощением;

В результате глубокого изучения этой темы, системы работы у детей наблюдается динамика в развитии графомоторных навыков.

Подготовка руки дошкольников к письму посредством рисования штрихом Опыт педагога Письмо - один из видов речевой деятельности. Но почти все дети не любят писать, у них нет потребности в этом. Они смутно представляют.

Подготовка руки к письму. Отчет о проделанной работе Подготовка руки к письму через различные виды деятельности «Движение руки человека наследственно не определено, а возникает в процессе.

Подготовка руки к письму при помощи декоративного рисования Подготовка руки к письму при помощи декоративного рисования. Для начальной школы необходимо подготовить руки детей, чтобы они легко действовали.

Особенности обучения грамоте, развитие графомоторных навыков у детей с детским церебральным параличом Иванищева Светлана Владимировна учитель-дефектолог МДОУ детский сад комбинированного вида № 79 г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровский край.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.