Как воспитывать ребенка с диагнозом дцп

В данной статье рассматриваются особенности развития и воспитания детей с ДЦП. Особое внимание отводится особенностям развития детей с данным нарушением, а также тому, как они развиваются и воспитываются в своей семье и за ее пределами. Также говорится о том, что родители, имеющие ребенка с нарушением, не зная как его воспитывать, обращаются за помощью к психологу. Отводится информация, посвященная консультированию семей у психолога.

В последние годы, в связи с большим ростом числа детей с нарушениями в развитии особое место приобретает социальная адаптация детей и их родителей. С родителями, которые воспитывают ребенка с ДЦП, должна проводиться работа, направленная на решение их социальных и психолого-педагогических проблем. [3]

Несмотря на это идет создание и разработка различных программ, которые учитывают тенденции по оказанию всесторонней помощи и индивидуального подхода к таким детям.

Воспитание детей с ДЦП - это особый уход и поведение родителей. Они должны предоставить ребенку максимальный комфорт и повышенное внимание. Когда такой ребенок появляется, то родители просто напросто начинают привыкать к новой жизни.

Важно, чтобы оба родителя полностью взяли на себя ответственность и заботу о ребенке. Могут возникнуть тяжелые ситуации, когда кто – то из родителей слишком мало уделяет внимания малышу или наоборот, когда только один из них занимается с ребёнком. Но это неправильно, они должны стать очень близкими людьми и поддерживать друг друга, потому что для ребенка с ДЦП самое важное, это нормальная семья. Семья, где родители постоянно утомлены или слишком заботливы, может распасться.

Ребенку с церебральным параличом обязательно необходим очень тесный физический контакт с матерью - это основа его дальнейшего развития. Помогать семье и такому малышу следует незамедлительно, так как в каждой семье родители беспокоятся за будущее ребенка. Это беспокойство может стать постоянным. [1]

Огромная помощь для родителей - это обучать их ухаживать за ребенком и развивать его психомоторику. Конечно, помощь родителям предоставляется в зависимости от нарушений, у ребенка, его возраста и степени выраженности нарушенных и сохранных функций.

Данные современной медицины показывают, что необходимы как можно более ранние лечебно - воспитательные мероприятия для детей с церебральным параличом, так как впервые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно.

Двигательные нарушения детей с ДЦП дифференцируются в зависимости от формы. Коррекционной работе в семье более сложно поддаются дети с гиперкинетической формой. У них присутствуют насильственные движения, то есть - гиперкинезы в сочетании с нарушением мышечного тонуса, а также у детей этой формы имеет место снижение слуха. Поэтому для детей необходим двигательный лечебный режим, который будет предусматривать частую смену поз путем различных игр, музыкальных занятий и прогулок. Несомненно, даже при самых тяжелых случаях заболевания ребенок не должен постоянно находиться в постели; стимулировать у него ползание, перевороты и другие виды деятельности. Передвигающийся ребенок должен часто менять положение тела. При развитии двигательных функций у необходимо, прежде всего, осуществлять контроль за положением головы и частей тела.

Чтобы помочь своему ребенку, родителям необходимо, прежде всего, правильно организовывать режим дня ребенка. У детей с церебральным параличом в первые годы жизни часто имеется недостаточная сформированность биологических ритмов сна и бодрствования - ребенок может быть сонлив днем и активно бодрствовать ночью. Это отрицательно влияет на его психическое развитие, а также затрудняет проведение восстановительных мероприятий.

Родителям необходимо знать, что в первые два месяца жизни ребенок должен спать не менее 20 часов в сутки. В возрасте от 2 до 5месяцев сон занимает 17 - 18 часов в сутки; 5 - 7месяцев 15-16 часов; в 7 - 10месяцев – 14- 15 часов; от 10месяцев до 3 - 4лет 12 - 14 часов в сутки. [2]

Многие дети испытывают трудности при приеме пищи. Трудности могут наблюдаться уже в младенчестве, когда ребенок плохо сосет, оно сохраняется и в более позднем возрасте, когда начинают возникать проблемы с жеванием, поэтому затруднено кормление таких малышей.

Ребенок часто неплотно захватывает соску, вяло сосет и быстро утомляется, бывают случаи, когда он поперхивается, кричит при попытке присосаться, долго держит молоко во рту и нередко засыпает даже в начале кормления. У некоторых детей наблюдается чрезмерное мышечное напряжение, что затрудняет процесс кормления.

Правильное кормление необходимо для его роста, физического развития и здоровья, а также и для становления звукопроизносительной стороны речи, потому что в ходе кормления формируются необходимые движения языка, губ, нижней челюсти для произношения звуков. Помимо этого, устанавливается тесный эмоционально-положительный контакт с матерью, что является необходимым условием нормального психического развития малыша.

Трудности, вызывают волнение, и беспокойство у матери, и только поэтому сам процесс кормления становится крайне тяжелым для обоих. Это и нарушает первую эмоциональную связь между ребенком и матерью. Для того чтобы процесс кормления был приятным, матери следует заранее выбрать удобное место и расслабиться.

В процессе развития и воспитания, таким детям следует как можно чаще лежать на животике, это позволит укрепиться мышцам спины и шеи. Если все – таки малыш захочет поиграть, то его нужно усадить спиной, чтобы он на что-то опирался. Для развития чувства равновесия у ребенка, необходимо покачивать его на своих коленях или на гимнастическом мяче. Для развития вестибулярного аппарата малыша его нужно слегка покачивать из одной стороны в другую так, чтобы в изначальное положение он вернулся самостоятельно. [3]

В большинстве случаев малышу отводится роль "немощного" в семье, где он воспитывается. Желая оградить от внешних воздействий, родители не осознают, что самым негативным образом влияют на способности ребенка привыкнуть к самостоятельности. Безусловно, ребенок с таким диагнозом должен рассчитывать как на физическую, так и на психологическую поддержку своих родных, но нужно помнить, что чрезмерная помощь может воспитать в ребенке потребительское отношение к родным.

Позднее овладение ходьбой и манипулятивной деятельностью обусловливает отставание в развитии речи. Развитие ручных навыков необходимо проводить в игровой деятельности и повседневной жизни. Это развитие ведется постепенно. Сначала важно научить ребенка брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, ложить в определенное место, выбирать предметы в зависимости от размера, веса, формы, соразмеряя свои двигательные усилия.

Необходимым этапом в обучении является самостоятельно одевание ребенка. Вначале надо научить расстегивать большие пуговицы, затем маленькие, затем расшнуровывать и зашнуровывать ботинки. Все навыки необходимо закрепить в играх на кукле и после уже переносить на самого ребенка.

Ребенок обязательно должен наблюдать за деятельностью окружающих его людей, так как эти впечатления очень важны для его умственного развития, формирования речи. В квартире ребенка нужно познакомить с обстановкой, показывать, как моют посуду, стирают белье, готовят обед, а также показать улицу, животных, транспорт во время прогулки на улице.

Когда ребенок уже сам действует с предметами, у него уже складываются четкие представления. Четкие. Если мама чем то занимается. То необходимо и ребенку предложить что – то сделать. Например, стирка белья. Мытье посуды и т. п. каждое действие мамы должно проговариваться. [1]

При работе с картинным материалом кругозор ребенка расширяется. Тем самым от взрослых он узнает названия предметов, действий, а затем постепенно сам называет предметы на картинках и отвечает на заданные вопросы.

Процессы мышления у ребенка с ДЦП, как и у здорового ребенка, должны протекать на основе живых, образных представлений. Важно, чтобы ребенок, наблюдая за окружающим миром, учился сравнивать качества и признаки вещей.

Иногда семья не может справиться с воспитанием такого ребенка, не зная того, с чего можно все начать. Поэтому они прибегают к помощи консультанта. Он предлагает им некоторые способы готовности воспитать ребенка: арттерапия, дельфинотерапия, клоунотерапия, игротерапия. Родители, получив информацию, уже самостоятельно без помощи консультанта занимаются воспитанием своего малыша.

Таким образом, оказание эффективной помощи семьям, воспитывающим ребенка с детским церебральным параличом, - это сложный процесс, так как отсутствует целостный, достаточно проработанный методологический подход к определению содержания, форм и методов социально-психологической помощи.

Вся работа с семьями имеющих детей с детским церебральным параличом должна строится на комплексной основе, для того чтобы достичь высоких результатов в социализации и адаптации ребенка в общество.

1. Вишневский В. А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением в семье больного ребенка//Журнал невропатологии и психиатрии. 2010. № 4. С. 563-567.

2. Кириченко Е. И., Калижнюк Э. С. Роль биологических и социальных факторов в механизмах патологического формирования личности при детских церебральных параличах // Журнал невропатологии и психиатрии. 2010. № 9. С. 1390-1394.

3. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 2008.

Воспитание ребенка - процесс нелегкий, а если речь заходит о детях, больных ДЦП, нужно быть готовой к тому, что будет очень трудно. Однако если подойти к этой проблеме целенаправленно, то можно исправить многие помехи в развитии.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это нарушения моторных функций и развития организма в целом, связанные с патологией головного мозга, сформировавшейся до рождения ребенка. Выраженность ДЦП может быть разной: в особо тяжелых случаях ребенок с ДЦП не может свободно двигаться, а при небольших нарушениях мышечного тонуса будет только слегка прихрамывать. И в этом случае он вырастит вполне нормальным человеком, способным себя прокормить и обеспечить, создать семью и иметь здоровых детей.

Начинать заниматься развитием ребенка с ДЦП необходимо с самых первых дней жизни. Во время купания нужно дать ему самостоятельно полежать в воде, подвигать ручками и ножками. В возрасте 2-3 месяцев, достаточно делать простые упражнения. Например, положить малыша на животик и показывать ему сверху игрушку таким образом, чтобы он поворачивал голову вслед за ней.

Когда ребенку исполнится 5 месяцев, надо начинать развивать его моторику. Для этого необходимо подтягивать его за ручки, давать ему погремушку или соску в руки, при разговоре с ним менять свое положение, чтобы следя за вами, он поворачивал голову. Двигательная активность ускоряет развитие малыша, так как способствует созреванию центральной нервной системы. Поэтому очень важно с самого рождения заниматься с ребенком, больным ДЦП, приучая его к постоянной физической активности. Хорошее влияние на развитие пальцев оказывают игры типа "ладушки-ладушки", "сорока-белобока". Играть в такие игры с малышом следует ежедневно.


Однако детям с ДЦП разрешается заниматься только некоторыми видами спорта. Футбол, занятия с гантелями, на тренажерах и другие виды спорта, которые требуют сильного физического напряжения и приводят в тонус мышцы, категорически не подходят детям с подобной проблемой. Им можно только те виды физической нагрузки, которые направлены на расслабление тонуса мышц и их релаксацию.

Самый полезный вид спорта при ДЦП - плавание. Занятия на воде успокаивают ребенка и укрепляют мышцы. Нравится детям с ДЦП также кататься на лошадях. Этот вид спорта тренирует тело наездника и помогает устранить присущий детям с ДЦП стереотип движения. Но лошадь должен идти медленно, ритмические колебательные движения не пугают всадника и не надоедают ему.

Детям, больным ДЦП, регулярно должна проводиться лечебная физкультура, желательно под наблюдением опытного инструктора. ЛФК - это не только упражнения, а и закаливание, ежедневная утренняя зарядка, гигиена и двигательная активность. Упражнения должны быть разнообразными. Наклоны и прыжки, если они выполняются одинаково каждый день, не дадут нужной пользы ребенку.

Занятия на мяче-фитболе - популярный на сегодняшний день вид ЛФК. Упражнения эти простые: надо только уложить ребенка животом вниз на мяч и совершать покатывающие движения. При этом ноги ребенка каждый раз должны доставать пол, чтобы дать им слегка напрячься и тем самым стимулировать работу мышц нижних конечностей. Упражнений для игр на мяче- фитболе можно придумать и самим или проконсультироваться со специалистом в реабилитационном центре.

Одна из самых главных составляющих для ребенка с ДЦП - это звуки. Постоянно с малышом надо разговаривать, произнося четко звуки и повторяя их. В дальнейшем ребенок будет пытаться повторять их, подражая вам в силу своих возможностей. Игры вроде "Кто это сказал?" лучше всего способствуют развитию слухового и речевого аппарата. Поставьте перед ребенком фигурки разных животных и произносите, указывая на каждого животного, те звуки, которые они издают. Затем спросите ребенка, кто говорит "мяу", "му-у", "хав-хав" и так далее. При регулярных занятиях дети с ДЦП начинают сами произносить звуки и показывать на соответствующих зверушек.


Динамика роста ребенка, свидетельствующая о возврате показателей к 3-му перцентилю в течение 9 месяцев после начала применения пищевых добавок (обозначено стрелкой).
Вес ребенка увеличивался значительно более медленно.

Очень важно своевременно выяснить, в чем причина нарушения речи у болеющего малыша. Иногда к нему приводит поражение мозговых структур, которые несут ответственность за правильное функционирование речевого аппарата или нарушение слуховых органов, но в некоторых случаях причиной нарушения речи является лишь недостаток общения.

Большое значение в развитии речи у детей с ДЦП имеет отношения родителей к ребенку-инвалиду. Недостаток внимания, неблагоприятная психологическая атмосфера в доме и гиперопека могут еще более усугубить болезнь, заставив малыша закрыться от мира. Дети с ДЦП хорошо реагируют на интонацию голоса окружающих людей, это значит, крик и ругань в присутствии их нельзя допускать. Чаще берите малыша на руки и обнимайте, вместе делайте различные движения ногами и руками под музыку в определенном ритме.

Доброжелательная и теплая атмосфера между взрослыми и детьми - главное условие при воспитании детей с ДЦП. Терпение, труд и любовь со стороны родителей со временем обязательно принесут результаты, помогая ребенку заговорить и раскрыться психологически.

- Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики "Психология отношений"


  • Родителям нужно будет заботиться о ребенке все его жизнь

Диагноз детский церебральный паралич шокирует любого родителя. К сожалению, с каждым годом число детей рождающихся с ДЦП неуклонно растет. Это испытание для ребенка и для всей его семьи. Многие врачи советуют родителям отдать ребенка в специальный интернат, так как болезнь неизлечима.

Родителям нужно будет заботиться о ребенке все его жизнь

ДЦП неизлечимая болезнь. Многие родители, узнав о диагнозе, представляют себе страшное будущее, которое ожидает как самого малыша, так и их самих. Очень часто больной ребенок становится причиной разногласий в семье, когда один родитель уходит. Если решили оставить ребенка, то нужно серьезно оценить всю ту ответственность, которую вы берете на себя. Передумать и отступать назад вы уже не имеете права. Родители должны морально подготовиться к тому, что их ожидает. Помогут в этом консультации со специалистами (врачами, психологами) и изучение специальной литературы. Еще необходимо найти доктора, который будет вести вашего ребенка на протяжении периода его взросления.

Также существует огромное количество государственных и частных заведений для детей с ДЦП. Педагоги и воспитатели с соответствующим образованиям помогут малышам быстрее адаптироваться в обществе, самостоятельно выполнять некоторые процедуры, которые связанные с личной гигиеной и бытом. Если степень ДЦП у ребенка легкая, то он с легкостью может получать среднее образование в общеобразовательных школах.

У ребенка с ДЦП нарушена двигательная система, он по-другому воспринимает мир, у него плохо развита речь. Родители должны это знать и принять.

Процесс воспитания такого ребенка очень тяжелый. Но не стоит с самого рождения выделять его среди остальных и считать беспомощным. Он должен стать максимально самостоятельным, выражать свои интересы, развиваться. Он должен научиться не только самым основным вещам. Малыш должен развиваться и раскрывать свои таланты, которые у него обязательно обнаружатся. Нельзя ограждать его от внешнего мира и держать в четырех стенах. Ребенок должен общаться со своими сверстниками, бывать на улице, ходить на прогулки, самостоятельно изучать окружающий мир.

Если бегать вокруг него и ограждать от всего, то он станет считать, что так и должно быть. Но жизнь непредсказуемая штука, поэтому будет лучше, если ребенок максимально приспособлен к самостоятельной жизни.

Постарайтесь возложить на плечи ребенка определенные обязанности по дому. Например, он с легкостью и без вреда своему здоровью может мыть посуду, вытирать пыль, поливать цветы, лепить пельмени и т.д.

ДЦП не означает, что ребенок должен быть ограничен в общении со сверстниками. Однако нельзя отпускать его одного на прогулку. Для начала пусть ознакомиться с местностью, посмотрит со стороны за игрой и общением между собой других детей.

Не пытайтесь все время быть рядом с ребенком. Наблюдайте за ним на расстоянии. Не прибегайте на каждый его зов, пусть учится самостоятельно решать ту или иную проблему, искать выход в сложных ситуациях. Так он быстрее станет самостоятельным. От ДЦП не умирают, но и не излечиваются. Воспитывать ребенка с таким диагнозам очень сложно как морально, так и физически. Однако эти трудности не могут стать причиной того, что родители откажутся от него, чтобы снять с себя ответственность.

Постарайтесь правильно подойти к воспитанию малыша, подготовьте остальных членов семьи к этому. Будет лучше, чтобы параллельно ребенком занимались и специалисты. Все это поможет ребенку вырасти самостоятельным человеком, который будет адаптирован для жизни в современном обществе. Кстати, люди с ДЦП сейчас могут получать высшее образование, работать, заводить семьи и воспитывать собственных детей.






Советы родителям воспитывающим детей с детским церебральным параличом

Для большинства родителей рождение ребёнка с детским церебральным параличом является тяжёлым испытанием. Родственники испытывают разнообразные переживания, связанные с состоянием ребёнка: растерянность, постоянное беспокойство о будущем, страх, к которому часто добавляются чувство вины, депрессия, разочарование, а также ярость, вызванная неразрешимостью самой проблемы заболевания. Высокая нервно- психическая и физическая нагрузка на семью в целом часто приводит к исчезновению качеств, необходимых для её успешного функционирования.

Прежде всего, развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье часто происходит в условиях гиперопеки со стороны родителей, что обусловливает наличие незрелости эмоционально - волевой сферы, выражающейся в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищённости, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе. Кроме того, развитие ребёнка в ограниченном пространстве ведёт к вторичной аутизации (ослаблению контактов с окружающими). В силу гиперопеки у ребёнка страдают коммуникативные способности, обуславливающие снижение самооценки, неуверенность в себе, замкнутость. И чем выше коэффициент интеллектуального развития ребёнка, тем больше риск развития комплекса неполноценности, влекущего за собой мнительность, тревожность, и в более старшем возрасте депрессию.

Уважаемые родители, Ваш ребёнок – особый, и Вам необходимо это принимать и учитывать. Остановимся на некоторых принципах организации эффективного взаимодействия родителей с особым ребёнком.

1) Активность и самостоятельность ребёнка.

Родитель обязан помочь ребёнку, но именно помочь, а не сделать за него. Самое сложное — смотреть на его неудачные попытки, его усталость, порой отчаяние. Выдержать это напряжение, это состояние сознательной беспомощности — Ваша задача и великий подвиг родительской любви. Надо осознать, что Ваша вера в возможность и силы ребёнка, придаст ему силы и мужество.

2) Постоянная упорная тренировка каждый день.

Любое развитие и физическое, и умственное, происходит последовательно, оно не терпит скачков и перерывов. Поэтому каждую ступеньку своего восхождения ребёнок должен пройти сам. Только тогда он действительно научиться управлять собой. Наша с вами задача — развить и поддержать эту активность, последовательно ставить перед ребёнком всё более сложные цели. Каждая уступка лени — это предательство своего ребёнка.

3) Сознательная беспомощность родителя.

Если Вы поймали себя на мысли, что не можете больше смотреть на неудачные попытки ребёнка и готовы что - то сделать за него — ВЫ ЖАЛЕЕТЕ НЕ ЕГО, А СЕБЯ!

Если Вы сделали что - то за ребёнка — ВЫ ОТНЯЛИ у него шанс научиться чему - то новому.

Необходимо всячески активизировать сохранные психические и физические возможности ребёнка и тем самым побуждать к компенсации дефекта. Наша цель — сделать эти возможности, навыки средством для полноценной творческой жизни ребёнка. Умение общаться с людьми, обаяние, остроумие, широта интересов, разнообразные знания помогут компенсировать и сверхкомпенсировать физические недостатки ребёнка, дадут ему возможность чувствовать себя на равных среди сверстников. Поэтому можно и нужно компенсировать физический недостаток интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием.

4) Безусловное принятие ребёнка и его дефекта родителями.

Одной из проблем большого количества семей, где растут больные дети, является реакция отрицания родителями ограниченных возможностей ребёнка. Такие родители строят планы относительно образования и профессии ребёнка, настаивают на высокой успешности его деятельности, для них характерно честолюбие по отношению к ребёнку. Помните, что реакция отрицания дефекта родителями может вызвать нарушения в личностной сфере ребёнка, так как у него повышается нервное напряжение, он начинает чувствовать себя беспомощным и неумелым.

Больному ребёнку необходимо то же самое, что и здоровому, и Вы в состоянии дать ему то, в чём он нуждается больше всего — осмысленную заботу и Вашу любовь.

Советы родителям.

Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.

Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребенке.

Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.

Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

Предоставляйте ребенку максимально возможную самостоятельность в действиях и принятии решений.

Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться Вами.

Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.

Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни игрушки, ни компьютер не заменят ему Вас.

Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.

Чаще прибегайте к советам специалистов.

Больше читайте, и не только педагогическую, но и художественную литературу.

Общайтесь с семьями, где есть дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет, готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Письмо родителям.

Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю, я просто испытываю вас.

Не бойтесь быть твердыми со мной, я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно не только с силой.

Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить, это ослабит мою веру в вас.

Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии могу сделать сам.

Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажите мне все спокойно с глазу на глаз.

Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Поговорим несколько позднее.

Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки - смертельный грех.

Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться.

Не подвергайте слишком большому испытанию мою честь. Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца.

Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир.

Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.

Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы, тогда я буду искать информацию на стороне.

Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и одобрения. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.

И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же!

Детский церебральный паралич (сокращенно ДЦП) - заболевание, вызванное поражением головного мозга, обычно проявляющееся в раннем детском возрасте и характеризующееся двигательными нарушениями: параличами, слабостью мышц, нарушением координации, непроизвольными движениями. Со временем ДЦП не обостряется, поскольку это не прогрессирующее заболевание. Хотя при детском церебральном параличе поражены мышцы, отнюдь не мышцы и не нервы являются причиной этого заболевания.

Детский церебральный паралич обычно вызван поражением или травмой участка головного мозга, контролирующего движения мышц, до родов, во время родов или сразу после них.

Причины детского церебрального паралича.

Точная причина детского церебрального паралича еще не установлена, и хотя врачи обсуждают этот вопрос уже на протяжении нескольких десятилетий, к определенному выводу они так и не пришли. Этот дефект принято связывать не с одним единственным заболеванием, а с целым рядом расстройств. Самые распространенные причины церебрального паралича:

1. Вероятность возникновения ДЦП у недоношенных младенцев гораздо выше, чем у полноценных.

2. Этому заболеванию особенно подвержены дети, при родах подвергшиеся асфиксии или имеющие родовую травму.

Если после рождения ребенок не закричит в течение первых пяти минут жизни или если остается в инкубаторе на протяжении четырех и более недель, или же если произошло кровоизлияние в мозг, вероятность занесения инфекции повышается, а значит, повышается и риск возникновения ДЦП.

3. У близнецов или тройняшек низкий вес при рождении, что делает их уязвимыми для развития ДЦП.

4. Инфекция определенного типа может передаться от матери ребенку во время и после родов, что также может привести к ДЦП.

5. Вероятность возникновения ДЦП повышается во время родов при тазовом предлежании плода, в результате использования анальгетиков или разрыва околоплодной мембраны (это может привести к занесению инфекции).

6. Вероятность возникновения ДЦП выше у детей, перенесших черепно-мозговую травму, менингит или кровоизлияние в мозг.

Точную причину возникновения ДЦП в каждом конкретном случае установить невозможно.

Симптомы детского церебрального паралича.

Детский церебральный паралич обычно легко можно диагностировать уже в раннем возрасте, когда ребенку еще не исполнилось и трех лет. В особо тяжелых случаях заболевание можно диагностировать в младенческом возрасте (до 3 месяцев). Симптомы и проявления ДЦП индивидуальны. Однако можно выделить и ряд типичных симптомов этого заболевания:

- Атаксия - расстройство координации работы мышц при выполнении элементарных движений.

- Мышечная спастичность - спазм или напряжение мышц и перенапряженные рефлексы.

- Наступание при ходьбе не на всю стопу, а на носок.

- Неспособность сохранить равновесие.

- Неровная, шатающаяся походка.

- Слишком напряженный или расслабленный тонус мышц.

- У некоторых детей ДЦП развивается вследствие перенесенного в раннем возрасте инфекционного заболевания мозга.

- У детей с врожденным ДЦП в тяжелой форме неправильная осанка, их тело слишком расслаблено или, наоборот, напряжено. Искривление позвоночника, неразвитая нижняя челюсть, маленькая голова - врожденные дефекты, сопутствующие этому заболеванию.

Такие заболевания и расстройства как спазмы, судороги, эпилепсия, расстройства речи, сенсорные расстройства, задержка в умственном развитии, необучаемость, также называемые вторичными симптомами, очень распространены.

Формы детского церебрального паралича.

Наиболее распространенные проявления – задержка психического и речевого развития, наличие элементов псевдобульбарного синдрома, дизартрия и т. п. Часто встречается патология черепных нервов: сходящееся косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушение слуха, нарушение речи в виде задержки ее развития, снижение интеллекта. Эта форма наиболее благоприятна в отношении возможностей социальной адаптации. Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровых при нормальном умственном развитии и хорошем функционировании рук.

Двойная гемиплегия – одна из самых тяжелых форм ДЦП, часто являющаяся следствием хронической пре - и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга. Клинически диагностируется спастическая тетраплегия (тетрапарез), псевдобульбарный синдром, когнитивные разлады, речевые нарушения. У большинства детей наблюдаются эпилептические приступы. Двигательные расстройства в равной мере выражены в руках и ногах, либо руки поражены сильнее, чем ноги. Для двойной гемиплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей. Почти в половине случаев двойной гемиплегии двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха, псевдобульбарными расстройствами. Довольно часто у детей отмечают микроцефалию, которая, разумеется, носит вторичный характер. Тяжелый двигательный дефект рук и отсутствие мотивации исключают самообслуживание и простую трудовую деятельность.

Атонично-астатическая форма -характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства в форме мозжечка или псевдобульбарной дизартрии. Клинически характеризуется классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия). Рассматривается возможность возникновения этого варианта ДЦП при повреждении коры головного мозга (преимущественно лобной части). При этой форме ДЦП подчеркивается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности.

Гемиплегическая форма (спастическая гемиплегия, гемипарез) – характеризуется односторонним поражением конечностей. Рука, как правило, поражена больше, чем нога. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной адаптации, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребенка. Клинически характеризуется развитием спастического гемипареза (тип Вернике-Манна), задержкой психического и речевого развития. При этой форме нередко случаются фокальные эпилептические приступы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.