Как выглядит опора для сидения для детей с дцп

Значение опоры для сидения в реабилитации ребенка с ДЦП

В данной статье представлена информация о модели технического средства реабилитации для ребенка-инвалида – опоры для сидения ОС-005 “Я Могу!”, освещены ее конструктивные особенности, медицинские показания к использованию.

Для ребенка с двигательными нарушениями поддержание позы часто является непростой моторной задачей. Если при наличии опор и поддержек ребенок с ней справляется, то это может помочь ему постепенно освоить позу и научиться удерживать ее самостоятельно [2]. Большую часть жизни дети с двигательными нарушениями проводят сидя. От того, как ребенок с двигательными нарушениями сидит, зависит его здоровье и качество жизни. Исследования, проводившиеся по изучению использования специальных кресел, свидетельствуют о преимуществах адаптивного сидения, такое сидение улучшает осанку, развитие моторных навыков, что способствует предотвращению появлений контрактур суставов и облегчение функционирования верхних конечностей [6].

Значение специального сидения (опоры для сидения) для ребенка с ДЦП или иными нарушениями сводится к двум направлениям – физическому и социальному:

• Подавление патологических двигательных образцов, приводящее к улучшению контроля за положением головы и туловища, что улучшает самостоятельную активность, восприятие своего тела (так как ребенок больше ощущает собственный вес), дыхание и кровообращение, речь и мимику.

• Улучшение социальной интеграции (как следствие всего перечисленного): ребенок чувствует себя лучше, так как тяжелый для него процесс поддержания позы частично берет на себя кресло, ребенок может и сидеть за столом со взрослыми, и находиться на одной высоте с другими детьми, участие ребенка в повседневной жизни становится проще и целенаправленнее [5].

Требования к приспособлениям для обучения сидению формулируются Бортфельд С. А., Семеновой К. А.: “Для этого должен быть приспособлен стул, а также даны способы фиксации больного. Для фиксации ног применяется доска с креплением стоп ремнями или прибитыми к доске ботинками. При посадке больного надо стараться соблюдать, чтобы углы между туловищем и бедром, голенью и стопой приближались к 90°. Руководствуясь этими соображениями, должна устанавливаться высота подставки под ноги. Высота столика должна приходиться на уровне груди, края столика обязательно должны доходить до спинки стула, с достаточной шириной, чтобы ребенок мог свободно положить локти.

В середине столика делается полукруглая вырезка для туловища. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы положение головы, плечевого и тазового пояса было симметричным” [3, 4].

Полностью соответствует этим требованиям конструкция опоры для сидения ОС-005 “Я могу!”, производства ООО Научно-производственное предприятие “Детская Восстановительная Медицина”. Данная модель предназначена для реабилитационных мероприятий с детьми с ограниченными возможностями, с патологиями различной степени тяжести, в том числе ДЦП, представляет собой полностью разборное регулируемое ортопедическое кресло, благодаря широкому набору регулировок конструкция позволяет адаптировать опору для сидения под индивидуальные размеры ребенка, дать ему возможность сидеть правильно и физиологично, безопасно и стабильно.

При настройке опоры для сидения, отмечает Бадалян О. Л., важно обращать внимание на очень многие факторы: “Высоту стула подбирают так, чтобы стопы полностью опирались на опору; в противном случае развиваются деформации. Нужно подобрать оптимальную ширину и длину сиденья. Слишком широкое сиденье способствует опоре на одну сторону и развитию сколиоза. На узкой опоре ребенок не в состоянии сохранять равновесие, при этом бедра приводятся во внутренней ротации. Если сиденье слишком длинное, ребенок отклоняется назад, переразгибает туловище и ноги или сидит на краю, избыточно сгибая позвоночный столб. При этом затруднена функциональная активность рук” [1]. В модели опоры ОС-005 “Я Могу!” можно регулировать и настраивать под размеры конкретного ребенка: высоту, ширину и угол наклона спинки; высоту сидения относительно поверхности пола; глубину и ширину сидения, кроме того дополнительную комплектацию входят следующие приспособления: широкая или узкая съемная подушка на сидение; широкая или узкая съемная подушка на спинку; независимо регулируемые бедренные и грудные боковые упоры, которые применяются в комплекте с узкими подушками на спинку и сидение, позволяя произвольно регулировать ширину спинки и сидения.

“Если ребенок не сидит самостоятельно, его фиксируют к стулу специальными ремнями в области грудной клетки и бедер, придавая физиологическую позу. Фиксация таза, в свою очередь, способствует правильной установке головы и туловища. При плохом контроле головы можно применить специальное приспособление, прикрепленное к спинке стула, облегчающее подъем и удержание головы и, следовательно, стабилизирующее позу сидя” [1]. В опоре ОС-005 “Я Могу!” есть 4-х точечная система крепления тела с мягким жилетом; бедренный ремень с мягкой накладкой, подголовник анатомической формы, регулируемый по высоте, специальный ремень для поддержки головы.

“Для профилактики аддукторного спазма ноги ребенка при сидении должны быть разведены и ротированы кнаружи” [1] – в комплектацию опоры для сидения входит съемный регулируемый абдуктор (межбедренный клин).

“Стопы при сидении должны находиться на опоре в среднем положении или легком тыльном сгибании. Для коррекции положения стоп применяют лонгеты, туторы, ортопедическую обувь” [1]. В опоре ОС-005 “Я Могу!” предусмотрена регулировка высоты и наклона подножки для стоп, а также настройка положения креплений для стоп вправо-влево, с жестким закреплением выбранного положения, крепления для стоп позволяют использовать дополнительные приспособления и ортопедическую обувь.

Выбирая опору для сидения, специалист по физической терапии с многолетним профессиональным опытом Р. Хольц в своей книге советует следующее: Прежде всего, выберите девизом слова: “Столько, сколько нужно (и ничего лишнего)!” – именно эти слова стали девизом при разработке такой модели опоры, которая может обеспечить необходимый и достаточный минимум для поддержания стабильной физиологичной позы сидя, а с другой стороны может быть дополнена богатым набором комплектующих с разным функционалом, которые подбираются под требования конкретного ребенка.

При разработке конструкции опоры учитывались “важные вопросы при выборе специального сидения”, которые задает в своей книге Р. Хольц [5]:

В каких ситуациях ребенок должен сидеть в таком кресле или на стуле? По рекомендациям врача: не более 1-2 часов подряд, во время еды, дневных занятий, на уроках.

Как можно применять это оборудование или вспомогательное приспособление? Опору для сидения ОС-005 можно использовать для занятий, игр, кормления. Высота сидения варьируется, поэтому может применяться, кроме подкатных столов “Я Могу!”, и с любым домашним столом. Опора для сидения оснащена большими (100 мм диаметром) поворотными колесами с тормозами, что позволяет перемещать ребенка в опоре по квартире, повышает мобильность ребенка-инвалида, расширяет его возможности.

Какие вспомогательные приспособления и оборудование для расслабления, транспортировки, создания рабочей позы уже имеются, а какие следует приобрести? Разработан целый комплект дополнительных приспособлений для поддержки позы и фиксации, каждое из которых может быть установлено и применено в случае необходимости независимо от других элементов.

Можно ли индивидуально подгонять размеры стула или кресла? Да, опора выпускается в двух размерах для детей в возрасте от 2 до 15 лет, максимальным весом до 80 кг. Широкие возможности регулировок позволяют устройству “расти” вместе с ребенком.

Возможно ли соединение этого приспособления или вида оборудования с различными рамами и столиками? Можно использовать специальный съемный столик “Я Могу!” (эргономичной формы с вырезом для туловища), или подкатной стол-парту или любой домашний стол. Специальный съемный столик “Я Могу!” устанавливается на подлокотники, регулируется по высоте, углу наклона, а также расстоянию от спинки сидения, может быть оснащен креплениями для рук и пластиковой съемной накладкой, которая значительно облегчает обработку поверхности после кормления ребенка, занятий с пластилином и т.д.

Какие материалы использованы? Все мягкие комплектующие (подушки, подголовник, абдуктор и др.) покрыты приятной на ощупь прочной тканью, допускающей многократную гигиеническую обработку традиционными средствами. Более того, покрытие мягких элементов легкосъемное, то есть при сильном загрязнении ткань можно снять и постирать. Предусмотрено 2 цвета изделия: синий и песочно-коричневый. Рама опоры выполнена из прочной фанеры, которая покрыта водоотталкивающей экологически чистой смесью природных масел и воска.

Таким образом, рассмотренная в статье модель опоры для сидения ОС-005 “Я Могу!” – эффективное техническое средство реабилитации для ребенка-инвалида и для обучения сидению, и для поддержания позы сидя. При правильной индивидуальной настройке опора обеспечивает оптимальные положения, в которых дети с ДЦП могут заниматься игровой и учебной деятельностью, развивать двигательные навыки.

1. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детские церебральные параличи: монография. – Киев, 1988.

2. Битова А. Л., Бояршинова О. С. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Информационно-методический сборник для специалистов. – М., 2017.

3. Бортфельд С. А. Двигательные нарушения и лечебная физическая культура при детском церебральном параличе: монография. – Ленинград, 1971.

4. Семенова К. А. Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия ДЦП: монография. – М., 1972.

5. Хольц Р. Помощь детям с церебральным параличом. – М., Теревинф, 2007.

Научно-производственное предприятие “Детская Восстановительная Медицина”, ООО

620135, г. Екатеринбург, ул. Парниковая, 1-8


В современной медицине не существует методов полного излечения детского церебрального паралича (ДЦП). Есть методики, дающие возможность приостановить прогрессирование болезни и, как можно лучше приготовить ребенка к взрослой жизни.

Для этого объединяются усилия врачей и близких родственников ребенка с ДЦП, которым в помощь и придуманы специальные опоры для стояния, сидения, ползания и даже лежания.

Они учат ребенка выполнять правильные движения и держать позы, которые являются важными факторами на пути к выздоровлению.

Зачем нужны подобные приспособления

Опоры подбираются для каждого больного индивидуально в зависимости от тяжести заболевания и возраста пациента. Приспособления различны: просто стул и стол, кресло-стул с оснащением, коляска для передвижения.

  • для тренировок, чтобы у ребенка с ДЦП выработались навыки нормального положения туловища;
  • развития опорно-двигательной системы;
  • стимуляции центральной нервной системы к скоординированной работе;
  • контролированию процессов возбуждения и торможения.

Каждая тренировка дает мышцам стимул к устойчивой физической памяти, что необходимо в дальнейшей реабилитации.

Все ортопедические опоры предполагают увеличение нагрузок и изменение положение тела, что приводит к увеличению мышечной силы, а мышцы и нервная система работают в одной связи более устойчиво и скоординировано. Раннее начало таких занятий с малышом дает шанс на лучшее его излечение.

Функциональные и технические особенности

Все опоры для детей-инвалидов оборудованы многочисленными регулировками, которые подгоняют под индивидуальные параметры малыша, в зависимости от возраста и физического состояния.

К характеристикам изделий относят:

  1. Высота и наклон подножки – стопа должна быть горизонтальная, а угол сгиба ног в коленях 90 градусов.
  2. Высота и наклон спинки – изменяется с ростом ребенка.
  3. Размер подголовника – фиксирует голову в удобном для больного положении при кормлении. Также движения ребенка должны быть легкими и в положенных направлениях.
  4. Параметры сиденья – подбираются для каждого ребенка, чтобы менять позу тела.
  5. Положение подлокотников – дает опору для туловища.
  6. Место положения межбедренного клина – называется абдуктор – развивает нормальное положение бедер.

Эти регулировки являются стандартными и отвечают всем требованиям ортопедов. Первая регулировка производится под присмотром лечащего врача. Приспособления для сидений имеют стандартные размеры, можно поменять только параметры регулировок:

  • высота – 36-58 см;
  • ширина – 27-36 см;
  • глубина – 11-38 см;
  • общие габариты – 76х37х90 см, в зависимости от размеров параметров.

Разновидности реабилитационных приспособлений

Для реабилитации пациентов с ДЦП выпускаются различные виды приспособлений, которые делятся на группы в зависимости от назначения.

Используются следующие приспособления:

  1. Ходунки – назначаются детям, которые могут самостоятельно ходить, но плохо держат равновесие. Это рама на четырех опорах, на колесах, к ней прикреплены ремни-фиксаторы и есть стояночный тормоз. Ребенок помещается внутрь рамы и может ходить вперед и в стороны, не рискуя опрокинуться назад. Хорошо помогает в развитии равновесия при хождении.
  2. Инвалидное кресло – предназначается для ребенка, не умеющего ходить самостоятельно. Оно помогает ему передвигаться по дому и улице. Коляска оснащена: спинкой, способной менять угол наклона; ремнями, поддерживающими больного за плечи и пояс; опорой для головы и боковыми опорами; абдуктором. Коляской обычно управляет помощник, но современные модели, имеющие большие задние колеса, дают шанс ребенку самому управлять коляской, если у него развита моторика.
  3. Сиденья – необходимы ребенку, чтобы правильно сидеть. Все модели сидений имеют страховочные ремни и абдуктор. Есть модели кресел, помогающие ребенку менять позу, тренируя при этом мышцы ног. Многие модели имеют в наборе столик.

К таковым относят:

  1. Тренажеры – это все приспособления, которые требуют от ребенка проявления активности. Популярным тренажером считается
    приспособление в виде велотренажера. Одним из востребованных — тренажер, в котором педали крутятся от электропривода, но ребенок при этом проявляет активность, что приводит к укреплению и расслаблению мышц.
  2. Велосипед – это велосипед, у которого 3 колеса, а рулевая стойка не скреплена с педалями (при повороте руля педали не делают поворота). Велосипед оснащен ремнями-фиксаторами для туловища, манжетами для рук, креплениями для голеней и стоп, ручкой для толкания. Когда малыш не способен управлять им, то это выполняет помощник. Педали надо крутить принудительно, но ноги у малыша двигаются вместе с ними. Это приспособление помогает ребенку развивать мышцы ног, расширять пространство, подготавливаться к самостоятельной ходьбе.
  3. Мебель – для больного ребенка должна быть помощником в адаптации пространства, в котором он проходит обучение и развитие. Одним из них является специальный стул и стол. Стул имеет необходимые фиксаторы, помогающие ребенку сидеть правильно. А стол бывает двух вариантов: как отдельный предмет, оборудованный множеством регулировок, пригодных к использованию с любым сидением и, как часть вертикализатора, за которым ребенок работает стоя.

  1. Кресло-туалет – избавляет родителей от переноски малыша из кресла в туалетную комнату. Кресло оборудовано съемным санитарным приспособлением и ремнями для фиксации ребенка.
  2. Кресло-сиденье для ванны – облегчает купание больного ребенка. Кресло оборудовано ремнями для фиксации и имеет регулировку наклона спинки, чтобы было удобно разместить больного во время купания.

Как выбрать


Выбрать опору для больного ребенка поможет лечащий врач. Для каждого пациента она подбирается индивидуально, и специалист объясняет, каким параметрам должны соответствовать опоры для сиденья.

Модель родители выбирают сами, в зависимости от специальных приспособлений, которые могут поддерживать тело малыша в правильном положении. Важно, чтобы в приспособлении была возможность регулировки под индивидуальные особенности и физическое состояние ребенка.

Каждодневное использование

Использовать опоры и другие устройства для инвалидов следует в зависимости от того, чем ребенок занимается в данный момент. Все опоры имеют свое предназначение и их использование помогает в развитии, обслуживании и реабилитации больного.

Для больных тяжелой формой ДЦП есть специальные опоры для лежания, которые помогают укладывать малыша в различные терапевтические позы, способствует в приобретении первичных навыков движения, познавательных и тактильных ощущений.

Приспособление для ползания помогает ребенку выработать правильный стереотип движения, стимулирует мышцы плечевого отдела, подготавливает малыша к самостоятельному ползанию и хождению.

Опоры для стояния помогают ребенку удерживать равновесие в положении стоя. Это тренирует и укрепляет ноги, готовя их к ходьбе.

Неврологу слово

Дети с ДЦП рождаются все чаще – в этом неумолима российская статистика. Поэтому открывается все больше фирм по производству специальной мебели для больных детей.

Задача родителей – это выбрать не только дешевую модель, соответствующую размерам ребенка, изделие должно быть многофункционально. Помимо прочего, важны при выборе технические характеристики выбранной опоры. Для этого советуйтесь с врачами и другими специалистами, которые наблюдают вашего ребенка.

Не лишним будет провести подгонку всех характеристик, согласовав их со специалистами. Они помогут отрегулировать высоту и расстояние так, чтобы ребенку было не только комфортно, но он и сам смог осуществлять некоторые возможные для его состояния движения – это основа к дальнейшему развитию и возможному восстановлению двигательной активности.

Станислав Ободин, г. Москва, врач-невролог

Мысли родителей

Ребенок у нас большой, весом 40 кг и ростом 150 см. Купили коляску – она удобная в использовании, ребенку в ней комфортно. Все подогнали для своих параметров и теперь гуляем с удовольствием, да и дома катается. Хорошо, что все чехлы съемные, можно стирать.

Светлана, г. Саратов

Анна, г. Нижневартовск

Цена приспособлений

Цены на опоры для больных ДЦП отечественного производства намного ниже, чем такие же аналоги импортного производства. Опоры для
сиденья можно приобрести по цене от 10 до 25 тыс. рублей.

Реабилитационные кресла стоят немного выше, в пределах 27-29 тыс. рублей. Ходунки отечественного производства можно купить от 8 тыс. рублей. Коляски для больных детей стоят от 55 тыс. рублей, если сделаны на российских предприятиях.

Опоры для больных детей необходимы. Они помогают им развиваться и адаптироваться к жизни в тех условиях, в которых они оказались. Это большая помощь в уходе за больным ребенком для родителей. Они помогают ребенку осваивать пространство, и познавать мир.



Методов полного излечения ДЦП нынешняя медицина, к сожалению, не может предложить. На современном этапе разработаны только методики, дающие возможность немного приостановить неизбежное прогрессирование заболевания и максимально приспособить ребенка к взрослой жизни.


На фото ребенок с ДЦП

Главный фактор успешной борьбы с недугом – объединение усилий врачей и близких родственников. На вторых лежит самая большая ежедневная работа и ответственность. Чем раньше началась реабилитация, тем больше шансов на успех. В процессе реабилитации ребенка большое значение имеют и психологи, специальные педагоги и физиотерапевты.


Реабилитация детей с ДЦП

Зачем нужны опоры для сидения

Малыши не могут поддерживать тело в правильном положении. В результате этого недуг прогрессирует, атрофируются внутренние органы, опорный аппарат деградирует. Разработаны специальные кресла и опоры для сидения, которые учат его повторять правильные движения и позы. Наличие таких навыков является важным фактором для успешного лечения. Для обеспечения правильного развития ребенка нужно помочь ему научиться фиксировать тело в физиологически правильном расположении.


Опора для сидения

Вспомогательные средства необходимо подбирать строго индивидуально после консультаций с лечащим врачом. Он должен объяснить, каким параметрам должны отвечать опоры для сидения, а конкретную модель выбирают ухаживающие за ребенком. Родителям следует обращать внимание на наличие специальных приспособлений, помогающих поддерживать правильное положение туловища. Имеют значение возможности регулировки под каждого конкретного ребенка с учетом его физического состояния.


Назначение специальных средств реабилитации

Специальные приспособления подбираются с учетом возраста больного и тяжести болезни. Это могут быть обыкновенные стулья со столиками, кресла-стулья со специальным дополнительным оснащением или инвалидные коляски. В ходе ежедневных тренировок они должны вырабатывать у ребенка навыки правильного положения тела, развивать его опорно-двигательный аппарат, способствовать скоординированной работе центральной нервной системы, регулировать процессы возбуждения и торможения. После каждой тренировки мышцы развивают устойчивую физическую память. Опоры для сидения позволяют переоборудовать обыкновенное кресло в ортопедическое, что очень удобно.


Ортопедическое функциональное кресло

Ортопедические средства позволяют постепенно добавлять нагрузки и исправлять положение тела, что увеличивает мышечную силу, связь между мышцами и нервной системой становится более устойчивой и скоординированной. Кресло-стул с опорой для сидения считается одним из главных средств вспомогательной терапии, позволяет ребенку вырабатывать жизненно важные навыки и быстрее адаптироваться. Чем раньше начаты занятия с ребенком, тем больше шансов на успешное лечение.


Ребенок в опоре со столиком

По каким критериям выбираются опоры

Это очень важный фактор, при неграмотном подходе или некорректном пользовании вместо пользы может быть получен обратный результат. Правильно зафиксированная осанка в сидячем положении позволяет ребенку делать целенаправленные движения руками и головой. Если у ребенка тяжелая стадия заболевания и он не может самостоятельно поддерживать вертикальное положение, то на опоре должны быть специальные дополнительные фиксаторы. Они подгоняются под рост и особенности позвоночника, мягко поддерживают тело, не доставляют ему неприятных ощущений.


Детская опора для сидения

Если у ребенка болезнь в легкой форме и он имеет возможность сидеть самостоятельно и упираться руками в стол, то для него лучше приобретать маленький низкий стульчик с подлокотниками. Специальная опора понадобится лишь в том случае, когда у него голова опрокидывается назад, а вернуть ее в нормальное положение малыш не может. Такая опора для сидения должна иметь подголовник, который будет поддерживать голову в удобном положении. Специальные боковые поддержки нужны детям, постоянно заваливающимся набок. В этом случае спинка должна имеет более сложную конструкцию с дополнительными ремнями фиксации.


Опоры для сидения с углом наклона до 90°

Для прогулок на улице следует покупать инвалидное кресло. При выборе конкретной модели следует учитывать реальные возможности больного. Если он может немного передвигаться самостоятельно, то подойдет кресло-коляска, если у него сложная форма ДЦП и без посторонней помощи не обойтись, то нужно покупать инвалидное кресло. Во всех случаях должны учитываться физические возможности и возраст. Еще один важный момент – наличие специального кресла и каталки совсем не значит, что ребенка не надо приучать к вертикальному положению. Пусть надежда на то, что он когда-нибудь сможет самостоятельно ходить или стоять полностью отсутствует, все равно тело следует ежедневно некоторое время поддерживать в вертикальном положении.


Инвалидное кресло для прогулок

Наличие абдуктора и набора специальных поддерживающих ремней является обязательным условием для любого вида опор. Только с их помощью удается сохранять физиологическое положение тела. Самые современные модели ортопедических опор применяются как универсальные вспомогательные средства, дающие возможность не только сидеть, но и стоять.


Опора для сидения из пластика

Важно покупать не только одно кресло, а комплект специальной мебели. Стул имеет все необходимые регулировки и фиксаторы, а стол может использоваться:

  • как отдельный элемент ортопедической мебели. У него есть большое количество различных регулировок, что дает возможность адаптировать к любому креслу;
  • как часть вертикализатора, больной с его помощью постепенно привыкает к вертикальной стойке.


Опора для сидения и лежания

Опора немного изменяется по особенностям конструкции в зависимости от назначения. Для ребенка с ДЦП желательно приобрести:

  • кресло-сиденье для мытья. Каркас изготавливается из алюминиевого сплава, имеет ремни поддержки, позволяющие надежно фиксировать ребенка во время принятия ванных процедур. Сама спинка наклоняется, что дает возможность придать телу максимально удобную позу;


Сиденье (гамак) для купания ребенка с ДЦП


На такие кресла опоры для сидения регулируются с учетом клинической картины течения болезни.

Краткий перечень используемых опор для сиденья и их характеристики


Реабилитационный вертикализатор с функцией кресла и кушетки

Опоры для сидения рекомендуется применять не только детям с ДЦП, но и для эффективной реабилитации различных посттравматических или врожденных патологий. Рама изготавливается из клееной влагостойкой фанеры, натуральных досок или алюминиевых сплавов. Материалы изготовления не вызывают аллергических реакций, качество проверяется государственными санитарными органами, каждый товар имеет сертификат соответствия. На большинство конструкций устанавливаются колесики, что позволяет без проблем перемещать ребенка в другое место. Передние колесики поворотные, задние имеют стояночный тормоз.

Использование опоры для сиденья расширяет возможный ассортимент кресел, они могут ложиться на обыкновенную мебель и превращать ее в ортопедическую. Промышленные компании производят широкий спектр товаров специального назначения, при выборе конкретной модели нужно учитывать вышеописанные рекомендации. Несмотря на широкий ассортимент по конструктивным особенностям, ко всем опорам для сиденья предъявляется общее требование – материал изготовления должен быть экологически безопасным.


В качестве мягкой набивки применяется высококачественный экологически чистый поролон, для обивки используется заменитель кожи, стойкий к воздействию моющих средств. Покрытие не допускает возникновение на коже раздражений, тело ребенка может спокойно дышать, исключается появление опрелостей. Каждый производитель опор может изменять перечень используемых материалов и разрабатывать свои особенности дизайна.


Опора для сидения, для детей от 6-11(12) лет

Какие регулировки могут иметь опоры

Благодаря наличию многочисленных регулировок родители могут устанавливать индивидуальные параметры положения тела ребенка. При этом настройки регулируются в зависимости от динамики реабилитации и изменения возраста. Какие параметры контролируются?

ПараметрОписание
Высота и наклон подножки.Угол изгиба ног в коленях должен быть в пределах 90°, стопы в горизонтальном положении. Это физиологические нормы, к ним нужно стремиться. Если у ребенка сложная форма ДЦП, то подножка регулируется постепенно, не нужно стремиться форсировать процесс реабилитации.
Высота и наклон спинки.Этот параметр позволяет изменять высоту спинки в соответствии с ростом малыша. Если ему трудно держать тело в вертикальном положении, то спина фиксируется к опоре ремнями.
Размеры подголовника.Элемент может устанавливаться на опорах сразу или входить в перечень дополнительной комплектации. Используется для фиксации положения головы, облегчает процесс кормления, позволяет малышу двигать головой в наиболее благоприятном для него направлении.
Параметры сидения. Подбираются для каждого больного, с помощью регулировки могут придаваться различные положения тела.
Положение подлокотников.Этот параметр дает возможность больному использовать подлокотники в качестве упоров. Развиваются мышцы скелета, появляется физическая память положения тела.
Место установки межбедренного клина.Элемент называется абдуктор, развивает правильное положение бедер, помогает больному быстрее осваивать навыки самостоятельного стояния или ходьбы.
Положение съемного детского столика.В большинстве случаев реализуется в качестве дополнительного элемента комплектации, регулируется по высоте и расстоянию до сидения.

Такие регулировки считаются стандартными, абсолютное большинство опор для сидения отвечают требованиям ортопедов. Первая точная регулировка положения тела ребенка должна выполняться под присмотром врача. Родители должны внимательно ознакомиться с его рекомендациями и беспрекословно их выполнять.


Опора для детей с ДЦП

Какие размеры могут иметь опоры для сидения

Показатели размеров стандартизированы, меняться могут только параметры регулировок.

Наименование параметра1 размер2 размер3 размер
Высота до пола36–44 см36–44 см48–58 см
Ширина27 см31 см
36 см
Глубина
11–30 см12–34 см20–38 см
Общие габариты76×34×65 см76×37×65 см90×58×90 см

Больному очень важно проводить пассивную растяжку и ликвидацию перекреста ног. Для этого есть абдуктор, он имеет мягкую обивку, исключающую нарушения кровообращения.


Детская опора для реабилитации

При помощи специальных опор можно постепенно поднимать из лежачего состояния в положение сидя. Процесс происходит медленно, больной не ощущает дискомфорта, не нервничает. В таких приспособлениях угол наклона может плавно увеличиваться от 0° до 45°. При помощи дополнительных подушек может меняться глубина спинки или сидения.

Приучать ребенка сидеть с согнутыми ногами следует за счет изменения угла наклона опоры и регулировки подножек. Одновременно добивается активная рекурвация коленного сустава. Для фиксации грудного отдела используется уздечка, тазобедренная часть крепится набедренными креплениями.


На фото видны ремни и крепления

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.